Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Разработка учебно-методического комплекса (методические рекомендации)

 

             

Разработка учебно-методического комплекса (методические рекомендации)

РАЗРАБОТКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

(методические рекомендации)

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-техническое образование по-прежнему остается основным источником обеспечения экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами. Сегодня производству нужен не просто квалифицированный работник, владеющий знаниями, умениями и навыками. Время требует компетентного специалиста, готового к жизни в обществе.

Одна из важнейших задач профессионально-технического образования - повышение качества профессиональной подготовки, показателем чего является уровень квалификации выпускника. Условием решения этой задачи является комплексное методическое обеспечение предметов профессионального компонента.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

30 декабря 2006 г. № 138

ПОЛОЖЕНИЕ

о комплексном методическом
обеспечении учреждений,
обеспечивающих получение
профессионально-технического образования

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о комплексном методическом обеспечении учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, определяет цель, сущность и компоненты комплексного методического обеспечения предметов профессионального компонента учебных планов для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (далее – учебные заведения профтехобразования), а также задачи учреждений, осуществляющих научно-методическое обеспечение всех уровней, в том числе учебных заведений профтехобразования.

2. Комплексное методическое обеспечение предметов профессионального компонента учебных планов для учебных заведений профтехобразования (далее - КМО) включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля и является частью научно-методического обеспечения профессионально-технического образования.

3. Основной целью КМО является создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионально-технического образования и достижения необходимого качества подготовки рабочих (служащих).

ГЛАВА 2

КОМПОНЕНТЫ
КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4. Компонентами КМО являются:

4.1. средства нормативного обеспечения, включающие: образовательные стандарты по учебной специальности профессионально-технического образования; профессионально-квалификационные характеристики учебной специальности профессионально-технического образования; типовые учебные планы и программы; рабочие учебные планы и программы; перечни учебно-производственных работ (месячные планы учебно-производственных работ); графики прохождения производственного обучения; планы учебных занятий;

4.2. средства учебно-методического обеспечения: включающие методики преподавания предметов; методические рекомендации и разработки;

4.3. средства обучения, включающие учебные, справочные, периодические и рекламные издания; инструкционные, технологические, инструкционно-технологические карты; натуральные объекты и средства их изображения и отображения; тренажеры; технические и электронные средства обучения;

4.4. средства контроля: вопросы; задания; тесты.

5. КМО проводится учреждениями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования и учебными заведениями профтехобразования, на республиканском, областном (города Минска) уровнях и уровне учебного заведения профтехобразования.

ГЛАВА 3

ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКСНОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

6. На республиканском уровне работа по КМО проводится учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования», основными задачами которого являются:

6.1. разработка методологии и методики КМО;

6.2. организация анализа состояния обеспеченности предметов профессионального компонента учебных планов для учебных заведений профтехобразования средствами нормативного, учебно-методического обеспечения, средствами обучения и контроля;

6.3. определение оптимального минимума средств нормативного, учебно-методического обеспечения, средств обучения и контроля по предметам профессионального компонента учебных планов для учебных заведений профтехобразования;

6.4. координация работы областных (Минского городского) учебно-методических центров профессионального образования, ведущих (по методической работе) учебных заведений профтехобразования по КМО;

6.5. организация создания и рецензирования типовых учебных планов и программ, учебных изданий по предметам профессионального компонента учебных планов учебных заведений профтехобразования;

6.6. проведение республиканских организационно-методических мероприятий с целью обобщения и распространения положительного педагогического опыта по КМО;

6.7. повышение квалификации педагогических работников по вопросам разработки и применения компонентов КМО.

7. На областном (города Минска) уровне работа по КМО проводится областными (Минским городским) учебно-методическими центрами профессионального образования, основными задачами которых являются:

7.1. участие в проведении анализа состояния обеспеченности предметов профессионального компонента рабочих учебных планов для учебных заведений профтехобразования средствами нормативного, учебно-методического обеспечения, средствами обучения и контроля;

7.2. координация работы и оказание методической помощи учебным заведениям профтехобразования в разработке образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ, средств учебно-методического обеспечения, средств обучения и контроля;

7.3. организация работы творческих объединений педагогических работников по разработке образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ, средств учебно-методического обеспечения, средств обучения и контроля;

7.4. выявление, обобщение, систематизация и пропаганда положительного педагогического опыта на уровне области (города Минска) по КМО учебных заведений профтехобразования;

7.5. проведение областных (Минского городского) конкурсов КМО;

7.6. участие в рецензировании типовых учебных планов и программ, учебных изданий;

7.7. взаимодействие с учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» по вопросам разработки образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ, средств учебно-методического обеспечения, средств обучения и контроля.

8. На уровне учебного заведения профтехобразования работа по КМО проводится ведущими (по методической работе) учебными заведениями профтехобразования, учебными заведениями профтехобразования, основными задачами которых являются:

8.1. участие в разработке образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ профессионально-технического образования, средств учебно-методического обеспечения, обучения и контроля;

8.2. участие в рецензировании типовых учебных планов и программ профессионально-технического образования, средств учебно-методического обеспечения, обучения и контроля;

8.3. проведение анализа обеспеченности предметов профессионального компонента рабочих учебных планов для учебных заведений профтехобразования средствами нормативного, учебно-методического обеспечения, средствами обучения и контроля;

8.4. выявление, систематизация и распространение педагогического опыта разработки и применения КМО;

8.5. взаимодействие с областными (Минским городским) учебно-методическими центрами профессионального образования по вопросам разработки образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ профессионально-технического образования, средств учебно-методического обеспечения, обучения и контроля.

ГЛАВА 4

ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

9. В целях обеспечения учебных заведений профтехобразования средствами нормативного, учебно-методического обеспечения, средствами обучения и контроля осуществляется планирование КМО.

10. Планы КМО разрабатываются учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» по согласованию с областными (Минским городским) учебно-методическими центрами профессионального образования и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Согласно Положению КМО включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля.

Основной целью КМО является создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионально-технического образования и достижения необходимого качества подготовки рабочих.

Комплексное методическое обеспечение предполагает решение следующих задач:

· Систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения

· Развитие творческого потенциала педагогических работников

· Внедрение современных образовательных технологий

В свою очередь, это помогает учащимся осознать целостную картину изучаемого учебного материала и облегчить его усвоение, а педагогу – выработать единые требования к результатам обучения, унифицировать учебный материал, исключить трудоемкий процесс подготовки к урокам, повысить результативность, совершенствовать контроль и самоконтроль, индивидуализировать обучение.

Разработку КМО можно разбить на два этапа:

· первый этап предусматривает изучение образовательного стандарта, анализ типовых учебных планов и программ, разработку планов работы методических комиссий по созданию и систематизации КМО, повышение профессионального мастерства педагогических работников, обеспечение их психологической и методической готовности к разработке и использованию КМО.

· второй этап – это изучение содержания типовых программ, разработка рабочих учебных программ и тематических планов, материально-техническое обеспечение, разработка, систематизация, корректировка и оформление учебно-методических комплексов, оценка качества КМО и эффективность его использования.

13

КМО учебной специальности можно представить в виде схемы:

Учебно-методический комплекс производственного обучения и предметов теоретического обучения включают средства нормативного обеспечения, средства учебно-методического обеспечения, средства обучения, средства контроля.

К средствам нормативного обеспечения относят нормативно-правовые акты, типовые учебные программы и тематические планы, рабочие учебные программы, инструкции по технике безопасности.

Термины и определения компонентов

учебно-методического комплекса

Стандарт – официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.

Образовательный стандарт определяет назначение, структуру учебной специальности, обязательный минимум содержания образования, объем учебной нагрузки, требования к уровню и оценке качества подготовки выпускников и служит основанием для разработки учебно-программной документации.

Образовательные стандарты профессионально-технического образования содержат общие требования к уровню профессионально-технического образования, срокам обучения, типам учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, документам об образовании, основным образовательным программам профессионально-технического образования. Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов профессионально-технического образования устанавливается законодательством.

Технологический документ – графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или операцию изготовления изделия.

Профессионально-квалификационная характеристика – описательная модель профессии (учебной специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту учащихся.

Типовой учебный план – государственный унифицированный документ, определяющий цели и содержание образования учащихся по профессиям конкретной отрасли. Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания предмета.

Нормативы оснащения учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских содержат обязательные требования к наличию учебного оборудования и средств обучения, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса по учебной специальности.

Учебный план учреждения образования – учебный план, разработанный для конкретного учебного заведения на основе примерного с учетом выбранной специализации.

Программа производственного обучения – учебный документ, отражающий содержание и структуру процесса производственного обучения учащихся. Структурно включает тематический план и собственно программу.

Программа производственной практики – учебный документ, отражающий содержание и структуру производственной практики учащихся на конкретном предприятии.

Календарно-тематический план – документ, представляющий собой методически обоснованное распределение во времени учебного материала, предусмотренного учебной программной по предмету, с указанием в нем форм организации учебного процесса (урок, практическое занятие и др.) и средств обучения. Разрабатывается предметной (цикловой) комиссией учебного заведения на период действия учебной программы, корректируется по мере необходимости.

Средства учебно-методического обеспечения представляют собой специальные издания, в которых на основе результатов исследований приводятся теоретически обоснованные рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методов и методических приемов в практике учебных заведений.

Различаются:

методики преподавания отдельных предметов;

методические разработки, в которых освещается методика преподавания отдельного раздела, темы учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем;

методические рекомендации, посвященные отдельным аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – это учебное издание, которое дополняет или частично либо полностью заменяет учебник; официально допущенное в качестве данного вида издания Министерством образования Республики Беларусь. Разновидностями учебного пособия являются:

учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания и (или) изучения учебной дисциплины (ее раздела, части), а также по методике воспитания;

учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее мате

риалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;

рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;

самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;

хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.

Пособие – издание, предназначенное в помощь практической деятельности или в помощь овладению учебной дисциплиной (изучению учебной дисциплины), подготовленное в соответствии с определенным разделом или частью учебной программы.

Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.

Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их толкования.

Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Различают: научный, производственно-практический, учебный и популярный справочники.

Инструкция – официальное издание, содержащее правила по регулированию производственной и общественной деятельности или пользованию изделиями и (или) услугами.

Технологическая инструкция – документ, предназначенный для описания технологических процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении или ремонте изделий (составных частей изделий), правил эксплуатации средств технологического оснащения.

Карта технологического процесса – документ, который предназначен для операционного описания технологического процесса изготовления или ремонта изделия (составных частей изделия) в технологической последовательности по всем операциям одного вида формообразования, обработки, сборки или ремонта, с указанием переходов, технологических режимов и данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых затратах

Операционная карта – документ, предназначенный для описания технологической операции с указанием последовательного выполнения переходов, данных о средствах технологического оснащения, режимах и трудовых затратах. Применяется при разработке единичных технологических процессов.

Инструкционная карта – средство организации самостоятельной работы учащихся, раскрывающие типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых или трудовых приемов изучаемой операции

Технологическая карта – средство организации самостоятельной работы учащихся, описывающее технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.

Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

Памятка – производственно практическое издание небольшого объема, содержащее практические сведения, полезные в производственной деятельности или повседневной жизни.

Маршрутная карта – документ, предназначенный для маршрутного или маршрутно-операционного описания технологического процесса или указания полного состава технологических операций при операционном описании изготовления или ремонта изделия (составных частей изделия), включая контроль и перемещения по всем операциям различных технологических методов в технологической последовательности с указанием данных об оборудовании, технологической оснастке, материальных нормативах и трудовых затратах.

Натуральные объекты включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений; животных; чучела; микропрепараты; реактивы; специально обработанные узлы и механизмы оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).

Модель учебная – вид изобразительного наглядного пособия, искусственно воспроизводящего натуральные объекты, передающего их структуру, существенные свойства и отношения, предназначенного для изучения принципа действия, взаимодействия частей, кинематики механизмов и т.п. отображаемого натурального объекта.

Макет учебный – вид изобразительного объемного наглядного пособия, искусственно воспроизводящий натуральный объект и передающий его внешние свойства и признаки, а также внутреннее устройство (структуру) с высокой степенью точности.

Технические средства обучения – это носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства.

Техническое устройство – разновидность проекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры (кинопроектор, видеомагнитофон, диапроектор, графопроектор (кодоскоп) магнитофон); тренажеры; устройства для программированного обучения; электронно-вычислительная техника (персональный компьютер), если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы и др.

Тренажер – техническое устройство, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.

Электронные средства обучения – компьютерные программы учебного назначения, учебные и демонстрационные материалы, разработанные с использованием компьютерных информационных технологий (электронный учебник, электронное учебное пособие).

Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенных для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.

Справочное электронное издание – электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

К средствам контроля относятся контрольные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля (контрольные задания для промежуточной и итоговой аттестации и т.п.); карточки-задания; тесты (карточки-тесты); перечни вопросов к экзаменам; перечень вопросов квалификационного экзамена; перечень пробных работ; экзаменационные билеты.

Вопрос – обращение, требующее ответа; необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое. Вопрос играет значительную роль в учебной деятельности.

Упражнение – многократное повторение определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В результате упражнений у учащихся формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания.

Задача (познавательная) – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств.

Педагогический тест – совокупность заданий, позволяющая дать объективную, сопоставимую и количественную оценку качества подготовки обучающегося в заданной образовательной области.

СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Средства учебно-методического обеспечения – методические рекомендации преподавания производственного обучения и предметов теоретического обучения, методические указания по выполнению лабораторно-практических работ, производственных практик, методические рекомендации по ведению дневников практик, разработка опорных конспектов для учащихся, курс лекций, технология разработки уроков.

Лекция

Лекция - занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения.

Лекция является наиболее экономной по времени формой занятий, при этом она закладывает фундамент научных знаний, подводит теоретическую основу под изучаемую тему, знакомит учащихся с методами исследования.

Основная дидактическая цель лекции – сформировать у учащихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферу деятельности.

Содержание лекции основывается на сочетании общеобразовательных и профессиональных знаний. Лекциям должна быть свойственна высокая эмоциональность, доверительность, близость к беседе с аудиторией, когда учащиеся всем ходом вовлекаются в совместные переживания над фактами, событиями, научными истинами. Целесообразно практиковать прослушивание коротких сообщений, комментариев, подготовленными учащимися на основе изучения дополнительной литературы. Такой прием способствует более глубокому осмыслению учебного материала всей группой.

Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящим занятиям.

Опорные конспекты

Под опорными конспектами понимается дидактический материал, состоящий из рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, цифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними и отображающий только главное в изучаемом материале, подавая его только в целостном виде.

Они предназначены для передачи новых знаний, их закрепления, текущего контроля, формирования и повышения познавательной активности учащихся. Опорные конспекты помогают учащимся мыслить образами, развивать мыслительную деятельность, экономить время и силы, уменьшая нагрузку на память, приобретать навыки самостоятельной работы.

По структуре опорные конспекты составляются обычно из 4-5 отдельных или иногда взаимосвязанных между собой блоков. Элементы опорного конспекта должны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями окружающей среды.

Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения, выполненным обязательно в цвете, не должен содержать избыточное количество рисунков, схем, символов.

Лабораторно-практические работы

Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики.

Лабораторно-практическое занятие состоит из следующих этапов:

· вводная часть (преподаватель формирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий);

· самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);

· заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

При проведении лабораторных и лабораторно-практических работ необходимо использовать инструкционные карты , которые должны содержать

· тему занятия и учебной программы,

· цель работы,

· задание,

· материально-техническое оснащение,

· теоретическую часть,

· практическую часть.

Практическая часть должна содержать следующие разделы:

- техника безопасности при выполнении работ

- описание выполнения задания

- требования к оформлению отчета

- контрольные вопросы

- выводы и используемая литература

Инструкционные и инструкционно-технологические карты

Инструкционные карты – это дидактический материал, который содержит руководства и предписания, предназначенные для изучения различных производственных объектов, приемов, операций.

В картах отражаются рекомендации по организации труда, рабочих мест и безопасности труда. Они позволяют ознакомить с основными элементами устройства оборудования, отработать определенную последовательность разборки и сборки узлов и агрегатов, освоить пуск и остановку механизма, отрегулировать режим работы, отработать порядок и последовательность дефектирования и ремонта.

В инструкционно-технологических картах широко используются более сложные алгоритмы, с помощью которых формируются обобщенные представления учащихся о действиях, выполняемых в производственных условиях.

Содержание карты должно включать информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы, предлагать рекомендации по самоконтролю, предусматривать легкость использования карт на рабочем месте, соответствовать программе и квалификационной характеристике профессий.

Карты должны быть удобны для восприятия учащимися, наглядны, отвечать стандартным техническим требованиям к тексту и графике, создавать зрительные образцы.

Особое внимание следует уделить четкости, ясности, доходчивости, образности, логичности и технической грамотности формулировок.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Одной из важнейших функций управления образовательным процессом является педагогический контроль. Он основывается на принципах научности, эффективности, иерархической организации, объективности, регулярности, педагогической тактичности.

По периодичности и назначению различают следующие виды контроля: поурочный, тематический, периодический (промежуточный) и итоговый.

К средствам контроля относят задания, вопросы, тесты, экзаменационные билеты, а также критерии их оценивания.

Основные требования, которые необходимо соблюдать при разработке традиционных вопросов и заданий

Вопросы и задания должны быть краткими, понятными, исключающими различное их толкование. При этом они должны однозначно соответствовать уровню усвоения учебного материала, заданному при помощи дидактических целей.

Часто в заданиях можно встретить вопрос

Пример 1. Однофазный асинхронный двигатель

В этом случае формулировка задания недиагностична. Из нее совершенно не ясно, что требуется от учащегося: высказать общее суждение об асинхронном однофазном двигателе или осознанно изложить принцип его действия. Более правильными будут следующие формулировки: «Объясните принцип действия однофазного асинхронного двигателя», или «Какие неисправности в работе однофазного асинхронного двигателя могут возникнуть при чрезмерном изнашивании щеток? Ответ обоснуйте».

Анализируя учебную программу, можно заметить, что очень часто тема изучается на разных уровнях: представления, понимания, применения, творчества (перенос опыта). При формулировке вопроса или задания используем графу «Результат».


Взаимосвязь уровней усвоения учебного материала с вариантами

заданий

Уровни усвоения учебного материала

Варианты заданий

Представление

Задания закрытой формы (выбор правильного ответа из приведенных вариантов, в том числе из ответов в альтернативной форме).

Задания открытой формы с ограничением, налагаемым на ответ

Понимание

Задания закрытой формы (если выбор правильного ответа требует глубокого осознания и осмысления).

Задания открытой формы со свободно конструируемым ответом, выполнение которых связано с объяснениями, истолкованием смысла, пояснением и т.п.

Задания на установление соответствия (с множественным выбором)

Применение

Задания на установление правильной последовательности (их выполнение предполагает интеллектуальную деятельность, основанную на понимании).

Задания закрытой формы (предполагают интеллектуальную и практическую деятельность учащихся по применению знаний в знакомой ситуации).

Задания открытой формы со свободно контролируемым ответом, выполнение которых связано с аргументацией, анализом, обоснованием, сравнением и т.п.

Творчество (перенос опыта)

Задания открытой формы со свободно контролируемым ответом, выполнение которых связано: с деятельностью в незнакомой ситуации; переносом знаний и умений в новую ситуацию; с видением новой проблемы в традиционной ситуации; с видением структуры объекта или новой функции объекта в отличие от традиционной; с учетом альтернатив при решении проблемы; с комбинированием и преобразованием ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы

Классификация форм организации процесса обучения в зависимости от дидактической цели

Дидактические цели

Тип учебных занятий

Формы учебных занятий

1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

1. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Лекция

Экскурсия

Беседа

Конференция

Исследовательская работа

Лабораторная работа

2. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

2. Закрепление знаний и способов деятельности

Семинар-практикум

Лабораторная работа

Экскурсия

Консультация

Собеседование

3.Создать содержательные и организационные условия самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

3. Комплексного применения знаний и способов деятельности

Семинар – практикум

Урок курсового проектирования

Лабораторная работа

Деловая игра

4.Обобщить и систематизировать знания и способы деятельности

4. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Лекция

Семинар

Конференция

Деловая игра

Экскурсия

5.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся

5.Проверка и оценка знаний и способов деятельности

Зачетное занятие

Экскурсия

Семинар

Смотр знаний

Аукцион знаний

Урок-конференция

Урок- турнир

Активные формы обучения

Формы обучения

Функции активной формы обучения

Форма реализации

Практическая

1. Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы

2. Вооружение основными умениями и навыками, необходимыми для владения данной темой по программе

3. Формирование навыков исследовательской самостоятельной работы

1. Упражнения по образцу

2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков

3. Самостоятельное выполнение упражнений

Семинар

1. Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета

2. Развитие интереса к знаниям и предмету. Формирование самообразовательных навыков при изучении литературных источников, их конспектирование, анализ и систематизация знаний по теме (ли темам)

1. Доклады учащихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар

2. Выступление ученого или специалиста той или иной области, ответы на вопросы учащихся и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении

Лекция

1. Вооружение учащихся информационно-познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками

2. Вооружение умениями отбирать содержание материала в соответствии с логикой предмета или научного открытия

3. Формирование потребностей расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности

1. Начинать с четкой формулировки или главной проблемы и раскрытия путем ее решения

2. Раскрытие плана литературы по данной теме лекции

3. Четкое структурирование содержания лекции в соответствии с ее целями и задачами

4. Обязательность обобщения по вопросам, группы вопросов, по содержанию всей лекции

5. Включение в содержание лекции контрольных заданий

6. Записать тезисы сообщений, составить план прослушивания лекций, конспектирования

Зачет

1. Получение информации об уровне знаний, умений и навыков каждого учащегося по изучаемому материалу

2. Систематизация знаний по теме (темам)

3. Вычисление опорных знаний и ведущих понятий темы

1. Беседа на уроке (или после урока) с группой учащихся, одинаковых по уровню знаний

2. Фронтальная беседа на уроке по ранее предложенной программе

3. Письменная работа по теории и ответом на качественные вопросы

Консультация

1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений учащихся в ходе изучения материала (диагностика затруднений)

2. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы

1. Индивидуальные и групповые занятия (на уроках и во внеурочное время)

2. Фронтальная беседа на занятии

Учебная конференция

1. 1. Обобщение материала по какому-либо разделу или большой теме

2. 2. Подведение итога творческой работы коллектива увлеченных единомышленников

3. 3. Формирование навыков исследовательской работы

1. Доклады, выступления

2. Защита ов, действующих макетов

3. Оценка результатов опытов, наблюдений, экскурсий, работы с литературными и другими источниками

Примеры формулировок целей и результатов обучения для установления уровней усвоения учебного материала

Характеристика деятельности обучающегося

Цель обучения

Результат обучения

I уровень ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Узнавание, припоминание, общее представление, различение, ориентация…

Сформировать (дать) представление…

Познакомить с …

Высказывает общее суждение. Называет (используя очевидные признаки), различает (по очевидным признакам), распознает (по очевидным признакам), руководствуется…

II уровень ПОНИМАНИЕ

Осознание, осмысление, установление причинно-следственных связей, преобразование (трансформация) материала (например, из словесной формы - математическую), интерпретация знаний (истолкование, раскрытие, объяснение смысла)

Сформировать знания…

Дать понятие…

Сформировать понятие…

Излагает, объясняет, описывает, определяет, раскрывает, трактует, формулирует…

III уровень ПРИМЕНЕНИЕ

Деятельность (интеллектуальная, практическая) в знакомой ситуации: по образцу, алгоритму, с подсказкой…

Научить…

Научить применять знания…

Сформировать умения…

Выработать…

Обучить…

Развить умения…

Закрепить умения…

Анализирует, аргументирует, включает, выводит, выявляет, группирует, доказывает, дополняет, заключает (делает заключение), квалифицирует, классифицирует, комментирует, конкретизирует, обобщает, обосновывает, оперирует, отбирает, оценивает (дает оценку), распределяет, соотносит, сравнивает, устанавливает, характеризует…

Апробирует, внедряет, выполняет, демонстрирует, закрепляет, извлекает, изменяет, измеряет, имитирует, использует, испытывает, налаживает, обеспечивает, организует, оформляет, планирует, проверяет, производит, разрабатывает, рассчитывает, расшифровывает, регулирует, решает, собирает, соединяет, составляет, управляет, устраняет, формирует, читает, эксплуатирует…

IY уровень ТВОРЧЕСТВО (ПЕРЕНОС ОПЫТА)

Деятельность в новых условиях, перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение структуры объекта, новой функции объекта в отличие от традиционной, учет альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы…

Научить применять знания и умения в …условиях…

Научить решать нетиповые задачи, находить пути решения противоречий, действовать в нестандартной (нетиповой) ситуации…

Видоизменяет, выделяет, импровизирует, интегрирует, интерпретирует, комбинирует, конструирует, корректирует, моделирует, модернизирует, модифицирует, обновляет, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, систематизирует, совершенствует, типизирует…