Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Московский психолого-социальный институт

 

             

Московский психолого-социальный институт

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет экономики, менеджмента и международного туризма

Методические рекомендации по выполнению дипломных работ

по специальности «Финансы и кредит»,

специализация «Финансовый менеджмент»

Москва 2009 г.


Оглавление

1. Статус, цель и задачи дипломной работы.. 3

2. Подготовка дипломной работы.. 4

2.1 Выбор темы.. 4

2.2 Порядок закрепления темы дипломной работы.. 8

2.3 Структура и содержание дипломной работы.. 9

2.4 Подбор материалов и изложение результатов исследования. 16

2.5 Оформление дипломной работы.. 17

3. Научное руководство дипломной работой. 28

4. Рецензирование дипломной работы.. 29

5. Подготовка к защите дипломной работы.. 32

6. Защита дипломной работы.. 34


1. Статус, цель и задачи дипломной работы

Подготовка и защита дипломной (выпускной квалификационной) работы (ДР) является завершающим этапом обучения в вузе.

Целью дипломной работы является определение уровня теоретических и практических знаний выпускника, его готовность к практической деятельности.

В процессе подготовки и защиты дипломной работы студент-дипломник:

1. Расширяет, углубляет и систематизирует свои профессиональные знания;

2. Совершенствует аналитические навыки, приобретает опыт научного исследования;

3. Развивает навыки практической работы.

В ДР студент должен показать, в какой степени он владеет экономической теорией, теорией финансового анализа, финансового менеджмента, специальными знаниями и умением применять полученные специальные знания в процессе самостоятельного исследования конкретной темы.

Подготовка и защита дипломной работы подтверждают наличие у студента требуемого уровня квалификации и дают право заниматься профессиональной деятельностью в области финансово-кредитных отношений.

2. Подготовка дипломной работы

Подготовка ДР состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы и обоснование актуальности избранной темы;

2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами, статистическими данными, литературными источниками и электронными ресурсами, относящимися к теме дипломной работы;

3. Изучение материально-технических и социально-экономических условий и показателей ведения деятельности хозяйствующим субъектом;

4. Обработка и анализ полученной информации;

5. Формулировка выводов и разработка рекомендаций в целях оптимизации деятельности хозяйствующего субъекта;

6. Расчет экономического и социального эффекта от реализации предложенных мероприятий;

7. Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями;

8. Подготовка к выступлению на защите дипломной работы.

2.1 Выбор темы

✔ рассматривается как завершающий этап теоретической и практической подготовки студентов, получающих специальность в области финансов и кредита со специализацией - финансовый менеджмент. Это учебная работа, в которой студент должен продемонстрировать навыки и компетенции, полученные за период обучения: работа с различными источниками экономической, финансовой информации; проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности (состояния) объекта исследования, обобщение данных, полученных в результате анализа, их оценка и формулировка рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности объекта исследования.

Подготовка к написанию ДР строится по следующей схеме: по дисциплине «Экономический анализ» -> по дисциплине «Финансовый менеджмент» -> . Таким образом, общее направление (предметная область) и объект дипломного исследования должны определяться студентами в момент выбора темы и объекта исследования в курсовой работе по «Экономическому анализу».

В этой курсовой работе раскрываются теоретические и методические основы финансово-экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов, проводится анализ отдельных финансово-хозяйственных аспектов деятельности конкретной организации (предприятия, банка, страховой компании, бюджетной организации, учреждения и т.д.), которая является объектом исследования в курсовой работе.

Эта же организация должна выступать в качестве объекта исследования в курсовой работе по «Финансовому менеджменту», в отчете о производственной (преддипломной) практике, а затем и в дипломной работе.

В курсовой работе по «Финансовому менеджменту» проводится более детальный (комплексный) финансово-экономический анализ деятельности данной организации, подводятся его итоги и на этой основе намечаются меры по совершенствованию управления ее финансами.

Материалы курсовой работы по «Экономическому анализу» должны служить основой для написания первой и, частично, второй главы дипломной работы, а курсовой по «Финансовому менеджменту» - основой для написания второй и третьей глав дипломной работы.

Однако дипломную работу не следует рассматривать как простое объединение материалов двух курсовых работ.

В ДР эти материалы должны быть , во-первых, логически увязаны, особенно во второй, аналитической главе. Во-вторых, дополнены содержательно (первая глава дополняется описанием основ теории управления финансами) и во временном диапазоне (период обследования выбранной организации к моменту написания ДР, естественно, увеличивается). В-третьих, аналитические и рекомендательные материалы в дипломной работе должны быть представлены в более детальном виде. В ДР по существу заново пишутся введение и заключение.

Таким образом, к выбору тематики и объекта дипломного исследования студенты приступают заранее - на этапе выполнения курсовых работ по «Экономическому анализу» и «Финансовому менеджменту». Такой подход нацелен на повышение качества выпускных квалификационных работ и ответственности студентов за их подготовку.

Изменение общего направления и объекта дипломного исследования допускается в исключительных случаях: ликвидация (реструктуризация) хозяйствующего субъекта, на базе которого выполнялись курсовые работы по «Экономическому анализу» и «Финансовому менеджменту»; потеря устойчивых связей с данным хозяйствующим субъектом по причине перехода на другую работу; требование руководства организации на месте новой работы студента (заочника) использовать при подготовке диплома финансово-экономическую информацию, с которой связано выполнение его служебных обязанностей и т.д.

✔ К выбору темы ДР предъявляются следующие требования:

1) Примерная тематика дипломных работ определяется выпускающей кафедрой и утверждается соответствующим протоколом заседания кафедры. Тематика дипломных работ корректируется каждый учебный год.

2) Студенту предоставляется право выбора темы (направления исследования) будущей дипломной работы из числа тем, рекомендуемых кафедрой. Студент самостоятельно или совместно с утвержденным руководителем дипломной работы, может предложить и свою тему, обосновав ее целесообразность.

3) Тема должна соответствовать специализации «Финансовый менеджмент» в рамках специальности «Финансы и кредит». Предметная область специализации включает в себя проблематику, связанную с управлением финансовыми потоками, управлением денежными фондами на уровне основного хозяйствующего звена: предприятия любой формы хозяйствования, банка, страховой компании, бюджетной организации и т.д. В отдельных случаях, когда существует возможность для получения соответствующих данных, может быть осуществлен анализ на уровне муниципального образования, региона, субъекта Федерации или страны в целом.

4) Тема должна быть актуальной, т.е. быть связанной с современными задачами и проблемами финансово-хозяйственной практики. При выборе темы необходимо учитывать ее научное и практическое значение, т.е. в какой степени разработанная тема может быть использована в научных, учебных и практических целях.

5) Тема должна соответствовать индивидуальным, научным и профессиональным интересам студента.

6) Тема должна быть посильна для выполнения. Нужно руководствоваться возможностью получения конкретных статистических данных и документов финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7) Выбор темы неразрывно связан с выбором объекта исследования. В качестве объекта, как правило, выступает конкретный хозяйствующий субъект (предприятие). Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, предприятие – основное звено хозяйственной системы. Здесь производятся товары, работы и услуги. Во-вторых, большинство данных предприятия обычно доступны для студента. В-третьих, предприятие часто является местом будущей работы студента. Поэтому, разрабатывая тему будущей дипломной работы на первичных данных предприятия, студент глубже овладевает своей специальностью, лучше осваивает конкретные особенности будущей работы.

2.2 Порядок закрепления темы дипломной работы

1) Процесс закрепления темы начинается за 1 (один) год до начала итоговой государственной аттестации. После выбора конкретной темы дипломной работы необходимо написать заявление с просьбой ее утвердить.

2) Заявление на утверждение выбранной темы и назначение научного руководителя подается на кафедру не менее чем за 10 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. К заявлению прикладывается структура дипломной работы, согласованная с руководителем.

3) Заявление студента с визой научного руководителя, рассматривается на заседании выпускающей кафедры и визируется заведующим кафедрой. На этих этапах конкретное название темы дипломной работы может быть подвергнуто коррекции и изменению (без изменения общей направленности и объекта дипломного исследования).

4) Студент-дипломник получает на кафедре (в учебной части факультета) бланк задания на выполнение дипломной работы, содержательно задание должно быть согласовано с назначенным научным руководителем и утверждено заведующим кафедрой.


2.3 Структура и содержание дипломной работы

пишется по определенному плану. Последовательность изложения, соподчиненность ее отдельных частей находят свое выражение в структуре работы.

Независимо от избранной темы необходимо придерживаться приведенной ниже структуры дипломной работы.

1) оглавление;

2) введение;

3) основная часть, включающая в себя три главы (теоретической, аналитической и рекомендательной направленности);

4) заключение;

5) список используемых источников информации;

6) приложения.

Оглавление отражает, по существу, план работы, ее каркас. В оглавлении последовательно указываются названия глав, параграфов или пунктов, их расположение по страницам. Каждая рубрика оглавления должна точно соответствовать рубрике в тексте. Все структурные части ДР должны быть указаны в оглавлении. Помещать оглавление необходимо в начале работы, так как это дает возможность читателю сразу представить основное направление исследования.

ВВЕДЕНИЕ. Во введении дается общая характеристика ДР. Для введения обязательны следующие элементы: актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, информационная база и основные методы исследования.

Раскрыть актуальность выбранной темы – значит показать ее важность, существенность для настоящего времени. Главное при этом показать суть проблемы, которая требует решения, и значение этого решения для хозяйственной практики. Необходимо определить степень проработанности выбранной темы в научной литературе, в том числе, в других дипломных работах, выяснить, что уже известно о предмете исследования. Правильно сформулированная актуальность рассматриваемого вопроса свидетельствует об умении автора отделять главное от второстепенного.

Объект исследования – это то, на примере чего исследуется выбранная тема дипломной работы. Как правило, это конкретный хозяйствующий субъект любой формы собственности (частной, общей долевой, общей совместной), организационно-правовой формы хозяйствования (ОАО, ЗАО, ООО, товарищество, кооператив, ГУП, МУП и другие) и отраслевой принадлежности. Объектом может быть и государственное учреждение, муниципальное образование, регион, страна в целом (в исключительных случаях).

Предмет исследования – это конкретные финансово-экономические процессы и отношения, развивающиеся в рамках объекта исследования.

Цель исследования состоит в решении определенной проблемы путем анализа характеризующих ее финансово-экономических процессов и явлений и разработке на этой основе рекомендаций, направленных на совершенствование управления этими процессами и явлениями, на их оптимизацию, улучшение или стабилизацию.

Задачи исследования – это действия, которые необходимо проделать дипломнику для достижения поставленной цели. Задачи соответствуют отдельным главам, а также наиболее важным параграфам (пунктам) теоретической, аналитической и рекомендательной части дипломной работы.

Первая группа задач должна быть связана с исследованием теоретических и методических основ проблемы, заявленной в теме и относящейся к предметной области дипломной работы. Эти задачи формулируются с помощью терминов: рассмотреть..., изучить..., найти..., выяснить..., описать…. В соответствии с этим первая глава должна носить теоретический характер.

Вторая группа задач должна быть связана с анализом конкретных финансово-экономических процессов и явлений. Анализ должен проводиться на базе изученных в первой главе теоретико-методических основ проблемы. Эта группа задач формулируется с помощью терминов: проанализировать…, исследовать..., выявить..., установить..., охарактеризовать…. В соответствии с этим вторая глава должна носить аналитический характер.

Третья группа задач должна быть связана с разработкой конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного во второй главе анализа, и оценкой экономической эффективности применения этих рекомендаций. Данная группа задач излагается с использованием терминов: сформулировать…, разработать…, определить…, дать рекомендации…, рассчитать…, оценить…, спрогнозировать…. В соответствии с этим третья глава должна носить рекомендательный, оценочный характер.

Информационную базу исследования составляют источники, на которых строится работа:

1) законодательные акты и нормативные документы;

2) научные источники (монографическая и учебная литература; материалы семинаров и конференций);

3) статистические источники;

4) периодическая печать и электронные ресурсы;

5) финансовая (бухгалтерская) отчетность, управленческая документация, а также учредительные и другие локальные нормативные документы.

Во введении необходима конкретизация информационной базы исследования по следующим направлениям:

· краткая оценка законодательной базы, в рамках которой функционирует хозяйствующий субъект;

· краткая оценка отечественных и зарубежных публикаций по теме дипломной работы для вывода об уровне исследованности изучаемого вопроса;

· краткий анализ статистических данных, характеризующих предмет дипломного исследования;

· краткая характеристика документации объекта исследования, использованной в дипломной работе (баланс, отдельные формы бухгалтерской отчетности и т.п. за определенные периоды).

Во введении следует указать, какие методы исследования стали методической основой ДР: метод системного анализа и синтеза, математические и статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и т.д.

Объем введения составляет примерно 5 % от объема ДР.

Изложение материалов исследования составляет основную часть ДР, которая состоит из теоретической и аналитической глав, а также главы, в которой даются конкретные рекомендации.

При работе над дипломом следует иметь в виду, что введение будет неоднократно подвергаться корректировке. Особенно, если дипломное исследование носит самостоятельный и творческий характер. Окончательно введение необходимо уточнить после того, как диплом будет написан и возникнет необходимость сопоставить полученные результаты с первоначально поставленными целью и задачами.

ПЕРВАЯ ГЛАВА. Задача первой главы состоит в исследовании теоретических и нормативных основ проблемы, заявленной в теме ДР и связанной с предметом исследования. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, дано представление об истории вопроса, показана степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

Здесь необходимо остановиться на тенденциях развития исследуемых финансово-экономических процессов. Автор ДР должен дать понять, на какую из известных в научной литературе точек зрения исследования данного вопроса он становится. (Если автором предлагается свой подход к изучению предмета дипломного исследования, его следует обосновать).

Автор ДР должен заявить о выбранной методике проведения анализа, указать ее автора и раскрыть ее содержание (показатели, порядок и формулы расчетов), описать информационную базу, которая будет использоваться при анализе. При этом целесообразно использовать справочные, обзорные материалы, таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д., раскрывающие особенности описываемых методик.

В первой главе также следует кратко раскрыть теоретические (методические) основы тех мер и рекомендаций, которые автор намерен предложить в третьей главе. Эту часть первой главы целесообразно писать после того, как будет проведен анализ соответствующих процессов и сделаны выводы во второй главе, т.е. когда станет ясно, что следует предлагать и совершенствовать.

По объему первая глава должна составлять около 25% всей работы.

ВТОРАЯ ГЛАВА . Содержание второй главы представляет собой анализ прикладных аспектов проблемы: экономический и финансовый анализ конкретных данных исследуемого хозяйствующего субъекта.

Вторая глава начинается с характеристики хозяйствующего субъекта по следующим позициям: история создания, организационно-правовая форма, структура управления, сфера и масштаб деятельности, конкурентная среда.

Далее необходимо приступить к анализу финансово - экономических процессов и явлений, относящихся к предмету исследования:

- произвести расчеты по формулам и методикам, описанным в первой главе. Цифровой материал необходимо сгруппировать в таблицы или диаграммы, выразить графически. (Не следует один и тот же процесс (тенденцию) иллюстрировать и таблицей, и графически);

- обобщить результаты расчетов;

- выявить проблемы, возникающие в деятельности (финансово-экономическом состоянии) исследуемого субъекта хозяйствования

- проанализировать причины сложившегося положения дел;

- сделать выводы из проведенного анализа.

Объем этой части ДР составляет примерно 40% общего объема ДР.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА. Задача этой главы ДР - вскрыть имеющиеся резервы и предложить управленческие решения, направленные на улучшение (стабилизацию) финансово-экономического положения исследуемого субъекта хозяйствования. Все рекомендации должны вытекать из выявленных во второй главе проблем и базироваться на теоретико-методических подходах, представленных в первой главе.

Предлагаемые меры, рекомендации, как правило, должны быть подкреплены расчетами экономического эффекта от их внедрения.

Объем этой части дипломной работы должен составлять примерно 20-25 % от ее общего объема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение подводит итог работы. В нем следует в сжатом виде показать, как решена каждая из поставленных во введении задач, и на этой основе сделать вывод о достижении цели ДР.

Объем заключения примерно 5-10% от общего объема работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ должен включать не менее 30 наименований.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложением 1 к дипломной работе является «Дневник студента по преддипломной (производственной) практике», Приложением 2 - «Отчет студента о преддипломной (производственной) практике»

В остальных приложениях приводятся необходимые для использования в дипломной работе формы бухгалтерской отчетности и другие информационные материалы, документы, которые, вследствие их большого объема или других причин, нецелесообразно помещать в тексте ДР.


2.4 Подбор материалов и изложение результатов исследования

Подготовка и написание ДР складываются из ряда этапов. Первый из них – это ознакомление с обзорными печатными материалами по теме и с самой постановкой проблемы. Первоначально изучается общее современное состояние проблемы исследования (темы) в научной литературе. Это необходимо для того, чтобы определить направление и содержание работы. Очевидно, что, прежде всего, следует определиться с нормативной базой (кодексами и законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства РФ и др.), трудами авторитетных ученых. Это позволит уяснить методологическую основу будущей работы, определить ее верное направление.

После ознакомления с постановкой проблемы студент составляет в соответствии с заданием план ДР, что позволяет установить ее структуру и последовательность изложения, а также календарный график работы. Последний утверждается научным руководителем ДР. Кафедра факультета определяет сроки периодических отчетов руководителей по выполнению ДР. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем, который отмечает степень готовности работы и сообщает об этом заведующему кафедрой факультета.

Следующим этапом является составление списка литературных и других источников информации по избранной теме. В ходе изучения список может дополняться и изменяться, однако нельзя начинать работу, не представляя себе примерного объема информационных и литературных материалов. При подборе литературы необходимо, прежде всего, обратиться к руководителю, который обязан указать наиболее важные источники и литературу.

Наряду с составлением предварительной библиографии по теме необходимо определить и систематизировать список других возможных источников: статистических отчетов, материалов социологических опросов и т.д.

Необходимо, чтобы используемые в процессе работы материалы были достоверными, надежными, достаточно полными и, наконец, доступными.

Затем начинается изучение литературы и других источников. Рекомендуется изучение литературы начинать с общих работ, а затем переходить к частным работам, статьям. Иногда удобно и целесообразно изучать литературу не в хронологической последовательности, а в обратном порядке. Это значит – вначале изучить работы, вышедшие в последнее время и постепенно, если возникла необходимость, двигаться к прошлому, знакомясь с произведениями по теме.

Читая книгу или журнал и делая соответствующие выписки, нужно строго придерживаться правила: отмечать страницу книги или журнала, откуда взята выписка или цитата (это необходимо для последующего оформления ссылок в дипломе).

Очень полезно уже в процессе накопления материалов делать свои краткие замечания, возможные возражения и т.д., что впоследствии может быть использовано по назначению.

После того, как необходимый материал собран, наступает самый ответственный этап – написание дипломной работы. Тут возможны два пути. Первый вариант – автор ДР пишет всю работу от начала до конца в черновике, а затем «доводит» ее до нужных требований. Второй вариант – автор ДР пишет работу по главам, каждый раз советуясь с научным руководителем. Выбор одного из этих вариантов зависит от личных способностей и наклонностей автора, а также от условий сбора материалов и возможностей непосредственного контакта с научным руководителем.

Перед тем, как распечатывать работу начисто, ее в законченном виде обязательно показывают руководителю.

2.5 Оформление дипломной работы

2.5.1 Общие положения оформления дипломной работы

Текст дипломной работы должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14. Выравнивание текста – по ширине страницы. Оптимальный объем ДР без приложений 75-80 страниц (но не менее 70 и не более 95 страниц). Объем приложений не ограничивается. Предусмотрены следующие размеры полей:

- верхнее – 20 мм;

- нижнее – 20 мм;

- левое – 30 мм;

- правое – 10 мм.

Нумерация страниц работы. Первой страницей работы является титульный лист, который не нумеруется. Второй страницей работы является оглавление, которое также не нумеруется. Номер ставится на третьей по счету странице, с которой начинается введение, соответственно, это номер - 3 (и так далее). Номер ставится в правом верхнем углу страницы или внизу в центре шрифтом № 10. Точки и тире перед номером страницы и после него не ставятся.

Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.

должна содержать:

1) титульный лист (брошюруется с основным текстом, считается первым листом диплома, но не нумеруется);

2) задание на дипломную работу (брошюруется с основным текстом, не включается в количество листов, не нумеруется);

3) отзыв руководителя (брошюруется с основным текстом, не включается в количество листов, не нумеруется);

4) рецензию заведующего кафедрой или уполномоченного им лица (брошюруется с основным текстом, не включается в количество листов, не нумеруется);

5) оглавление (брошюруется с основным текстом, считается вторым листом диплома, но не нумеруется);

6) введение;

7) основную часть (главы);

8) заключение;

9) список используемых источников информации;

10) приложения (брошюруются с основным текстом, не включаются в количество листов. Нумеруется только титульный лист приложений, который считается последним нумеруемым листом ДР);

Слово - Оглавление печатается жирным шрифтом с большой буквы строчными буквами с выравниванием по центру страницы.

Названия самостоятельных структурных элементов работы: введения, глав, заключения, списка источников информации, приложений печатаются большими буквами, названия параграфов - строчными буквами с большой буквы.

Порядковый номер проставляется в главах и их структурных элементах (параграфах, пунктах). Перед ведением, заключением, списком источников информации порядковый номер не ставится.

Перед названием соответствующей главы печатается слово – ГЛАВА, нумерация глав производится арабскими цифрами, после номера главы ставится точка (например, ГЛАВА 2.).

Слово - Параграф или знак параграфа - § перед названиями параграфов не печатается. Параграфы нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из двух цифр (например, 1.1): первая обозначает номер главы, в которую входит параграф, вторая – непосредственно номер параграфа внутри главы. Если внутри параграфа выделяются пункты, то они кодируются тремя цифрами (например, 2.2.1): первая обозначает номер главы, вторая – номер параграфа, третья – номер пункта.

Номер страницы, с которой начинается соответствующий структурный элемент работы, ставится в оглавлении на уровне последней строчки названия соответствующего структурного элемента работы. При этом между последней буквой названия структурного элемента работы и номером страницы помещается заполнитель (отточие). Применительно к разделу - ПРИЛОЖЕНИЯ указывается только номер страницы, с которого начинается этот раздел. Причем в тексте нумеруется только страница, разделяющая список литературы и приложения. В центре этой страницы пишется слово - ПРИЛОЖЕНИЯ и в обычном порядке проставляется номер страницы. Таким образом, последняя нумеруемая страница выпускной квалификационной работы – это страница, разделяющая список литературы и приложения.

2.5.2 Оформление таблиц в дипломной работе

В каждой ДР студенту приходится пользоваться цифрами, характеризующими те или иные явления и факты. Если цифр немного, то они перечисляются в тексте по ходу изложения материала. Если же их много, то они излагаются в таблицах. Очень важно правильно составить таблицу, так как это позволяет глубже раскрыть и понять содержание какого-либо процесса, явления.

Таблица – это такой способ подачи информации, когда цифровой или текстовой материал распределяется по колонкам, отделенным друг от друга вертикальными и горизонтальными линиями.

В состав таблицы входят: порядковый номер и тематический заголовок (название); боковик (перечень параметров, размещаемых по горизонтали); заголовки вертикальных граф (головка); сами горизонтальные и вертикальные графы.

Заголовок каждой графы в головке таблицы должен быть по возможности кратким. Нужно следить за тем, чтобы заголовки отдельных граф не повторяли общего заглавия таблицы или его частей. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв. Боковик таблицы тоже должен быть лаконичным. Повторяющиеся слова нужно выносить в объединяющие рубрики. Общие для всех заголовков боковика слова помещают в заголовок над боковиком. После заголовков боковика знаки препинания не ставятся. Основные заголовки внутри таблицы пишутся с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишутся со строчной буквы, если образуют единое предложение с главным заголовком, а если не образуют, то с прописной буквы.

Заголовки и подзаголовки граф, а также боковика в отличие от текста дипломной работы можно выполнять через один интервал и шрифтом, меньшим чем «Times New Roman» №14. Примечания к таблице размещаются непосредственно под ней.

Оформление таблиц подчинено определенным правилам в соответствии с ГОСТом 2105 – 79. Каждая таблица, содержащаяся в работе, нумеруется (за исключением таблиц, приводимых в приложениях). При этом необходимо использовать сквозную нумерацию, при которой производится нумерация в рамках работы в целом. Нумерация таблиц в рамках глав, а тем более параграфов, не допускается.

Любая таблица предваряется словом - Таблица, которое пишется с большой буквы, с ее порядковым номером (фактически, в совокупности - это код таблицы). Знак - №, а также точка после номера таблицы не ставятся (например, Таблица 1). Код таблицы выравнивается по правому краю страницы. Однако если в основной части дипломной работы присутствует только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово - Таблица не пишут.

Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над таблицей (ниже ее кода), печатается с большой буквы и выравнивается по центру страницы. Точка после названия таблицы также не ставится.

По общему правилу таблицы не разрываются. Если на странице осталось мало места, то следует продолжать текст, а таблицу перенести на следующую страницу. Стандартом разрешено разрывать таблицы лишь в том случае, если они не помещаются на целой странице. При переносе таблицы на следующую страницу головка таблицы воспроизводится на новой странице еще раз (например - Продолжение таблицы 4). Если головка громоздкая, повторять ее не следует. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не воспроизводят.

На все таблицы необходимо давать ссылки в тексте. При ссылке на таблицу указывают ее номер, а слово таблица пишут в сокращенном виде (например – табл.1).

2.5.3 Оформление иллюстративного материала в дипломной работе

Кроме таблиц студенты экономических вузов в своих ДР применяют графические методы для характеристики структуры или динамики экономических явлений. Непосредственно в качестве иллюстративного материала могут использоваться схемы, графики, диаграммы и т.д. Следует иметь в виду, что все эти виды наглядных пособий в целях унификации оформления ДР обозначаются общим понятием - рисунок. Так же, как и таблицы, рисунки нумеруются, причем применяется сквозная нумерация. Однако, если рисунок в работе единственный, то он не нумеруется. Не нумеруются также рисунки, содержащиеся в приложении.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

1) наименование графического сюжета, обозначаемое сокращенным словом - Рис.;

2) порядковый номер иллюстрации, который указывается арабскими цифрами, без знака - №, точка после цифр не ставится (например – Рис. 2);

3) тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с краткой характеристикой того, что на нем изображено;

4) легенда (экспликация), которая строится так: детали сюжета обозначаются цифрами или буквами, которые выносятся в подпись и сопровождаются текстом. Экспликация не заменяет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его.

На все рисунки необходимо давать ссылки в тексте. При ссылке на рисунок указывают его номер, а слово рисунок пишут в сокращенном виде (например – рис.2).

2.5.4 Оформление формул в дипломной работе

Наиболее важные по значению формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, помещают каждую в отдельной строке и снабжают их сквозной нумерацией.

Порядковые номера формул обозначаются арабскими цифрами. Номер каждой формулы заключается в круглые скобки и помещается у правого поля страницы на уровне соответствующей формулы. Сами же формулы размещаются посредством их выравнивания по центру. Формула, так же, как и рисунок, сопровождается легендой, в которой расшифровываются применяемые в ней обозначения (причем легенда является обязательной даже в том случае, если формула является общеизвестной). Правила оформления легенды формул тождественны правилам оформления легенды рисунков.

В целях экономии места короткие однотипные формулы можно помещать по нескольку в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, оставляют внутри строк текста. Небольшие формулы, образующие единую группу, должны иметь общий номер.

2.5.5 Оформление сносок в дипломной работе

Любая цитата, а также цифра (за исключением цифр, полученных на предприятии) должны быть подтверждены ссылкой (сноской) на источник информации.

В целях упрощения работы по формированию текста диплома мы рекомендуем сноски на источники информации помещать в тексте в квадратных скобках. В таких сносках указываются номер источника информации, присвоенный ему в списке литературы, а также страница в источнике, на которой находится цитата или цифра (например - [5, с. 26], где 5 – номер источника в списке литературы; с. 26 – страница, на которой находится цитата или цифровой материал).

Если сноски приводятся в низу страницы, то следует указывать все выходные данные соответствующего источника (как в списке используемых источников информации) и номер страницы, на которой находится цитата или цифра.

В дипломной работе следует применять только один из приведенных вариантов использования сносок.

В ссылке на нормативные источники следует указывать номер статьи или пункта данного материала.

2.5.6 Оформление списка источников информации в дипломной работе

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ - помещают непосредственно после основного текста дипломной работы перед разделом - ПРИЛОЖЕНИЯ. Каждый источник, упомянутый в списке, должен иметь определенный порядковый номер. Список используемых источников формируется следующим образом.

Сначала в нем указываются нормативно-правовые акты, используемые при написании работы. При этом нормативно-правовые акты указываются в порядке убывания их юридической силы: Конституция РФ, кодексы законов, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкции федеральных министерств и ведомств, их письма, методические рекомендации, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

После нормативно-правовых актов указываются все прочие источники информации, включая интернет-ресурсы, в алфавитном порядке.

Примеры оформления источников в «СПИСКЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ".

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11. 2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 27.07.2009 №77н «О введении отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты».

Описание источника статистических данных

6. Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. – 2008. - №4 – С.41 -49.

7. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере: статистико-аналитические оперативные материалы. – М.: ЦБ РФ. – 2007. - №4. – С.35.

Описание словарей и энциклопедий

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. Словарь. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 488с.

9. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 816с.

Описание книг одного и более авторов

10. Гэлбрейт Джон Кеннет Новое индустриальное общество. Избранное / Дж. К. Гэлбрейт. – М.: Эксмо, 2008. – 1200с. – (Антология экономической мысли).

11. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. / Под ред. М.И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 536с.

Описание учебников и учебных пособий

12. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – (Высшее экономическое образование).

13. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М. : Экономистъ, 2007. – 763с.

14. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Анализ финансовой отчетности организации: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит, слушателей курсов по подготовке и переподготовке бухгалтеров и аудиторов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 583 с.

15. Фадейкина Н.В., Котова В.А. Бюджетный учет и отчетность: Практическое пособие по бюджетному учету. – Новосибирск: СИФБД, 2005. – 83 с.

Описание диссертаций

16. Иванько Е.А. Методическое обеспечение управления стратегическими изменениями на предприятиях электронной промышленности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. – Защищена 19.10.08. – М., ГОУ ВПО Московский Государственный Областной Университет. – 190с.

Описание статьи из книги

17. Бабаева З.Д. Бухгалтерская отчетность: Финансовый учет: Учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 640с.

18. Титоров В.И. Международный опыт анализа платежеспособности предприятий в условиях риска инвестиционной привлекательности, слияний и поглощений: Сб. научн. тр. РосНОУ. – М.: 2002. – С.16 – 33.

Описание статьи из периодического издания

19. Морозова В.Л. Проблема формирования рациональной структуры оборотных активов "платежеспособной" организации // "Экономический анализ. Теория и практика". – 2007. - N 14. – С. 17-25.

20. Мухамедьярова А. Как уравновесить ликвидность и рентабельность // "Консультант". – 2006. - N 11. - С. 12-19

Описание книг на иностранных языках

21. Emery D., Finnerty J., Stow J. Corporate Finance Management. – Prentice Hall, 2004.

2.5.7 Оформление приложений в дипломной работе

Приложения оформляют как продолжение дипломной работы отдельно, располагая и нумеруя их в порядке появления ссылок в тексте. Страницы приложений не нумеруются. В правом верхнем углу каждой страницы помещается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», которое печатается большими буквами, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Если приложение занимает несколько страниц, то номер приложения проставляется только на первой странице.

Ссылки на приложения в тексте дипломной работы оформляют аналогично ссылкам на таблицы и рисунки (например - см. прил. 1).

3. Научное руководство дипломной работой

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания ДР кафедра выделяет ему научного руководителя.

Дипломнику следует периодически информировать научного руководителя о ходе подготовки ДР и консультироваться по вызывающим затруднения вопросам.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ДР, и не рассчитывать на то, что научный руководитель поправит все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки. На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки ДР научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы. Научный руководитель заполняет задание на ДР, которое для студента является руководством к действию.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и советует, как лучше их устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать критически. Он может учитывать или отклонять их по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления дипломной работы целиком и полностью лежат на ответственности дипломника, а не научного руководителя.

После получения окончательного варианта ДР научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления ДР в ГАК и характеризует качества студента, проявленные в ходе выполнения ДР.

Научный руководитель назначается заведующим кафедрой.


4. Рецензирование дипломной работы

С целью получения дополнительной объективной оценки труда дипломника и его допуска к защите проводится рецензирование ДР.

Рецензирование дипломной работы проводится заведующим кафедрой или другим рецензентом, утвержденным деканом факультета по представлению заведующего кафедрой.

Рецензирование проводится при обязательном присутствии автора дипломной работы. Цель рецензирования - выяснение готовности студента к итоговой государственной аттестации.

В рецензии должно быть отмечено:

- совпадение предметной области дипломной работы со специализацией в рамках специальности;

- соответствие предмета и объекта исследования поставленной проблеме;

- наличие всех необходимых элементов во введении;

- уровень работы с источниками;

- насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических вопросов;

- на каком уровне проведен анализ объекта исследования;

- достаточно ли аргументированы рекомендации;

- подведен ли в заключении итог решения поставленных во введении задач;

- соответствует ли оформление работы требованиям Методических рекомендаций по выполнению дипломных работ;

- показательны ли приложения.

Затем отмечаются положительные стороны и недостатки дипломной работы. В процессе рецензирования автору дипломной работы задаются уточняющие вопросы, что позволяет сделать вывод о степени владения дипломником представленным материалом.

В заключение рецензент оценивает дипломную работу на соответствие предъявляемым по данной специальности требованиям, а также заслуживает ли студент-дипломник присвоения квалификации экономист по специальности «Финансы и кредит».

Подписанная рецензентом рецензия представляется в учебную часть вместе с ДР в установленные сроки.


5. Подготовка к защите дипломной работы

К защите студент должен подготовить иллюстративный материал, включающий титульный лист, аннотацию работы, копию страницы оглавления дипломной работы, схемы, таблицы, графики, на которые он будет ссылаться в своем докладе в процессе защиты ДР.

Аннотация представляет собой краткое описание содержания работы: объект, предмет, цель, задачи исследования, содержательную направленность первой, второй и третьей глав, основные выводы.

Последний лист дипломной работы должен быть оформлен согласно требованиям и находиться после приложений к ДР.

Дипломник, получивший отзыв о дипломной работе от научного руководителя, рецензию и разрешение кафедры о допуске к защите, должен подготовить доклад (оптимально – 7 минут), в котором четко излагаются основные положения дипломной работы. К защите необходимо подготовить согласованный с научным руководителем иллюстративный материал (включающий аннотацию и копию оглавления дипломной работы, основные таблицы и рисунки из диплома), на который надо делать ссылки при выступлении на защите.

К защите ДР готовиться надо основательно и серьезно. Дипломник должен не только написать качественную работу, но и уметь защитить ее, досконально разбираться в представленном тексте. Бывают случаи, когда при наличии качественного текста дипломной работы оценка снижается из-за плохой защиты и неуверенного владения представленным материалом.

Для успешной защиты, прежде всего, надо хорошо подготовить доклад. В докладе следует коротко: раскрыть актуальность темы, назвать объект, предмет, цель, задачи и информационную основу ДР. Основное внимание в докладе должно быть обращено на результаты проведенного анализа и управленческие мероприятия, направленные на улучшение или стабилизацию выявленной в ходе анализа ситуации.

Это общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем.

6. Защита дипломной работы

Защита ДР происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, где могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие.

Государственной аттестационной комиссии представляется переплетенный в установленном порядке текст дипломной работы и иллюстративный материал (по экземпляру каждому члену комиссии).

Задачей ГАК является выявление подготовленности слушателя к профессиональной деятельности и принятия решения о том, можно ли дипломнику выдать диплом. Поэтому задачей дипломника при защите является показ того, что сделано им самим при изучении проблемы.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме ДР, дисциплинам специализации или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме ДР. Вопросы дипломник в случае необходимости записывает и готовит ответы; при этом ему разрешается пользоваться своей ДР и иллюстративным материалом. По докладу и ответам на вопросы ГАК судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умению публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

Дипломник обязан до защиты ознакомиться с отзывом руководителя и рецензией рецензента, продумать свои ответы на полученные критические замечания и огласить их в конце вступительного слова.

Отвечая на вопросы, дипломник должен давать короткие и исчерпывающие ответы.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение дипломника к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, затем оглашается рецензия. В ходе защиты государственная аттестационная комиссия рассматривает вопрос о проделанной работе по ликвидации замечаний, сделанных в отзыве научного руководителя и рецензента. После этого предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценка результата защиты дипломной работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание уровень владения студентом представленным материалом, оригинальность и научно-практическое значение темы, теоретический уровень, полноценность проведенного анализа и обоснованность предложений и рекомендаций, соблюдение требований по оформлению ДР, содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на заседании ГАК.

Оценивается ДР по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

в г.Гремячинске Пермского края

Примерная тематика дипломных работ по специальности

080105.65 «Финансы и кредит»,

специализация: «Финансовый менеджмент».

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор филиала НОУ ВПО «МПСИ» Декан факультета экономики в.г.Гремячинске Пермского края менеджмента и международного туризма

С,Б.Плотникова _______________ к.и.н.,доц., Алексеева Е.А.___________

«___»_______________2009г.

1. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия:

1) Анализ и меры по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии (на примере…).

2) Анализ и меры по совершенствованию управления денежными потоками на предприятии (на примере…).

3) Анализ и меры по совершенствованию управления конечными финансовыми результатами деятельности предприятия (на примере…).

4) Анализ и меры по повышению конкурентоспособности предприятия (на примере…).

5) Анализ и меры по совершенствованию лизинговых операций, как формы кредитования (на примере…).

6) Анализ и меры по совершенствованию управления ликвидностью и платежеспособностью предприятия (на примере…).

7) Анализ и меры обеспечения оптимальной структуры капитала фирмы (на примере …).

8) Анализ и меры по совершенствованию организации бюджетирования на предприятии (на примере…).

9) Анализ и меры по совершенствованию управления формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия (на примере…).

10) Анализ и пути совершенствования организации финансовой работы на предприятии (на примере…).

11) Анализ и меры по совершенствованию управления платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия (на примере…).

12) Анализ и пути улучшения финансового состояния предприятия (на примере …).

13) Анализ и пути совершенствования финансово - хозяйственной деятельности предприятия (на примере…).

14) Анализ и меры по совершенствованию формирования и использования имущества предприятия (на примере…).

15) Анализ и меры по совершенствованию управления формированием и использованием прибыли предприятия (на примере…).

16) Анализ и резервы повышения эффективности использования основных средств на предприятии (на примере…).

17) Анализ себестоимости выпускаемой продукции и пути ее снижения (на примере…).

18) Антикризисное управление финансами на предприятии: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

19) Диагностика вероятности банкротства предприятия: методические основы и анализ практики (с привлечением данных…).

20) Дивидендная политика предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

21) Доверительное управление собственностью фирмы: теория и анализ практики (на примере…).

22) Капитал фирмы: анализ использования и пути увеличения (на примере…).

23) Лизинг и банковский кредит: сравнительный анализ эффективности использования (на примере…).

24) Лизинг, как инструмент долгосрочного финансирования: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

25) Риск заемщика: анализ практики и пути снижения (на примере…).

26) Управление внеоборотными активами предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

27) Управление долгосрочным заемным капиталом: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

28) Управление источниками финансирования предпринимательской деятельности: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

29) Управление капиталом современной фирмы: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

30) Управление краткосрочным заемным капиталом: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

31) Управление оборотными активами предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

32) Управление прибылью и рентабельностью на предприятии: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

33) Управление себестоимостью продукции предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

34) Управление финансовыми рисками: основы теории и анализ практики (с привлечением данных…).

35) Факторинг, как способ привлечения финансовых ресурсов предприятием: анализ практики и пути совершенствования (с привлечением данных…).

36) Финансовая устойчивость фирмы в период кризиса: анализ практики и пути повышения (с привлечением данных…)

37) Финансовое планирование на предприятии в современных условиях: анализ и пути совершенствования (на примере…).

38) Финансовые аспекты бизнес-плана создания и развития предприятия: анализ практики и меры совершенствования (на примере…).

39) Финансовые инструменты на уровне основного хозяйственного звена: анализ практики и пути развития (на примере…).

40) Финансовое состояние бюджетной организации в период кризиса: анализ и меры стабилизации (с привлечением данных…)

2. Финансовые аспекты банковской деятельности.

1) Анализ и пути совершенствования кредитного процесса в коммерческом банке (на примере…).

2) Анализ и меры по совершенствованию кредитных операций банка (на примере…).

3) Анализ и направления совершенствования кредитных операций банка с физическими лицами (на примере…).

4) Анализ и меры совершенствования кредитования предприятия коммерческим банком (на примере…).

5) Анализ и меры по укреплению кредитоспособности заемщика банка (на примере…).

6) Анализ и пути совершенствования операций банка с ценными бумагами (на примере…).

7) Анализ и меры по совершенствованию применения финансовых инструментов в сфере банковских услуг (на примере…).

8) Анализ и совершенствование форм обеспечения возвратности кредитов банком (на примере…).

9) Банковское кредитование: классификация методов, оценка риска (на примере…).

10) Ипотечное кредитование в России: методические основы и анализ практики (с привлечением данных…).

11) Кредитная политика коммерческого банка: опыт и пути совершенствования (на примере…).

12) Кредитный риск и пути его снижения: методические основы и анализ практики (на примере…).

13) Методические основы и анализ практики определения кредитоспособности потенциального заемщика (с привлечением данных…).

14) Пластиковые карты как финансовый инструмент: анализ экономической эффективности и пути совершенствования (на примере…).

15) Разработка бизнесс-плана кредитования фирмы: методика и анализ практики (на примере…).

16) Риск – менеджмент в коммерческом банке: теория и анализ практики (с привлечением данных…)

17) Риск кредитора: анализ практики и пути снижения (на примере…).

18) Риск кредитора: методика оценки и анализ практики (на примере…).

19) Управление кредитным портфелем банка: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

20) Финансовая устойчивость коммерческого банка в условиях кризиса: анализ практики и пути повышения (с привлечением данных…)

3. Инвестиционное проектирование:

1) Анализ и совершенствование инвестиционного климата в регионе (на примере …).

2) Анализ и меры по повышению инвестиционной привлекательности предприятия (на примере…).

3) Бизнес-план инвестиционного проекта: оценка рисков и обеспечение эффективности (на примере…).

4) Инвестиционная деятельность коммерческого банка: оценка и направления совершенствования (на примере…).

5) Инвестиционная деятельность в период кризиса: анализ практики и меры государственной поддержки (с привлечением данных…)

6) Инвестиционная деятельность страховой компании: анализ и направления совершенствования (на примере…).

7) Комплексный анализ и пути совершенствования инвестиционной деятельности предприятия (на примере…).

8) Кризис и инвестиционная деятельность в стране: основы теории и анализ практики (с привлечением данных…)

9) Лизинг как источник инвестирования предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

10) Методы оценки риска инвестиционных проектов: теоретические основы и анализ практики (на примере…).

11) Оценка привлекательности инвестиционных проектов: методические основы и анализ практики (на примере…).

12) Управление инвестиционным проектом: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

13) Финансовое обеспечение инвестиционной политики предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

14) Финансовый анализ и обеспечение эффективности инвестиционного проекта (на примере…).

4. Налоговые процессы:

1) Анализ практики и пути совершенствования налогообложения юридических лиц в России на современном этапе (с привлечением данных…).

2) Анализ практики и пути оптимизации налогообложения прибыли предприятия (на примере…).

3) Налоговая политика предприятия: оценка и пути оптимизации (на примере…).

4) Налогообложение малого бизнеса: анализ практики и выбор оптимальной модели (на примере…).

5) Налоговое планирование на предприятии: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

6) Налогообложение физических лиц: анализ практики и пути совершенствования (с привлечением данных…)

7) Оценка эффективности системы налогообложения предприятия (на примере…).

8) Реструктуризация налогов с целью предотвращения банкротства предприятия: оценка практики и пути совершенствования (на примере…).

5. Бюджетные процессы:

1) Анализ и пути совершенствования формирования и расходования средств бюджетной организации (на примере…).

2) Анализ состояния и пути совершенствования межбюджетных отношений (на примере…).

3) Бюджетный процесс и межбюджетные отношения (на примере…).

4) Механизм формирования и использования средств местного бюджета: анализ и пути совершенствования (на примере…).

5) Механизм формирования и использования средств регионального бюджета: анализ и пути совершенствования (на примере…).

6) Налоговые доходы муниципальных бюджетов: анализ и пути совершенствования (на примере…).

7) Федеральный бюджет: анализ и пути совершенствования формирования и использования (по данным за……годы).

6. Ценные бумаги

1) Акционерный капитал фирмы: анализ формирования и использования (на примере…).

2) Анализ и пути совершенствования вексельного обращения в банке (на примере…).

3) Анализ и пути совершенствования вексельного обращения на предприятии (на примере…).

4) Анализ и пути совершенствования операций банка с ценными бумагами (на примере…).

5) Доверительное управление портфелем ценных бумаг предприятия: анализ практики и пути совершенствования (на примере…).

6) Портфель ценных бумаг фирмы: анализ и совершенствование управления (на примере…).

7) Рынок ценных бумаг: оценка состояния и перспектив развития.

8) Ценные бумаги фирмы: сравнительный анализ эффективности использования (на примере…).

Заведующий кафедрой

экономики и менеджмента: В.А.Ногай