Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Экзамен в конце 4-го модуля (в форме устного собеседования). Порядок формирования оценок по дисциплине

 

             

Экзамен в конце 4-го модуля (в форме устного собеседования). Порядок формирования оценок по дисциплине

Теория и история зарубежного искусства

(программа лекций )

Где читается: Отделение культурологии

Язык: русский

Уровень: Бакалавриат

Направление: 033000.62 Культурология

Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль

Кредитов: 7.5

Формы контроля знаний студентов

1. Контрольная работа — 2 шт. (внеаудиторная работа, 10 – 15 тыс. знаков); 2–3 модули;

2. — 1 шт. (внеаудиторная работа, 20 – 25 тыс. знаков); 4 модуль;

3. Зачет в конце 3-го модуля (в форме устного собеседования).

4. Экзамен в конце 4-го модуля (в форме устного собеседования).

Порядок формирования оценок по дисциплине

О аудиторная 2, 3 — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы) во 2 и 3 модулях.

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий 2, 3 — оценка за письменные внеаудиторные работы, предусмотренные РУП и выполнявшиеся во 2 и 3 модулях.

О текущий 2, 3 = 0,5 ´ О № 1 + 0,5 ´ О № 2

О промежуточный = 0,2 ´ О зачет + 0,3 ´ О текущий 2, 3 + 0,5 ´ О аудиторная 2, 3

Если (0,3 ´ О текущий 2, 3 + 0,5 ´ О аудиторная 2, 3 ) < 7,5 балла, то на зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

О промежуточный = 0,2 ´ О зачет + 0,3 ´ О текущий 2, 3 + 0,5 ´ О аудиторная 2, 3 + О доп. вопрос

О аудиторная 4 — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы) в 4 модуле.

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий 4 — оценка за письменные внеаудиторные работы, предусмотренные РУП и выполнявшиеся в 4 модуле.

О текущий 4 = О

О итоговый = 0,2 ´ О экзамен + 0,3 ´ О текущий 4 + 0,5 ´ О аудиторная 4

Если (0,3 ´ О текущий 4 + 0,5 ´ О аудиторная 4 ) < 7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

О итоговый = 0,2 ´ О экзамен + 0,3 ´ О текущий 4 + 0,5 ´ О аудиторная 4 + О доп. вопрос

О дисциплина = 0,5 ´ О промежуточный + 0,5 ´ О итоговый

Все оценки округляются арифметически.

Автор – Я. С. Левченко, PhD, проф. отделения культурологии.

56 а. ч.

Цель курса – ввести студентов в круг проблем, связанных с изучением искусства как особой культурной практики. Искусство – не изолированное от жизни явление, но оно и не является ее прямым отражением. Соотношение искусства и политики, этики, религии, повседневных практик и общественных институтов составляет необходимый фон для специализированного изучения искусства и составляет основой круг проблем, требующих обсуждения в рамках культурологии. Понятийный аппарат искусствознания отличается высокой степенью подвижности, релятивности и метафоричности, поэтому его усвоение на протяжении курса происходит на примере конкретных, типологически организованных объектов. Для эффективного усвоения материала и путей его теоретического осмысления представляется целесообразным отказаться от каузального описания истории искусств от древности до наших дней. Распределение материала по базовым понятиям, проблемам (теория) и жанрам (история) поможет студентам освоить методы самостоятельного понимания механизмов искусства независимо от норм и верований той или иной эпохи, меняющегося стиля, типа условности. Особый акцент делается на коммуникативном аспекте искусства, отношении художника и – заказчика, зрителя критика.

Хронологические рамки курса в основном вмещают V в. до н. э. – XVII век новой эры, то есть период от античной классики до позднего Ренессанса (в том числе, маньеризм как предвестие барочного сознания). Такое ограничение обусловлено культурологической, а не искусствоведческой доминантой курса, рассматривающего сквозь оптику искусства процесс формирования классической европейской идентичности. Апогей этого процесса – эпоха Ренессанса, в борьбе с самопровозглашенным совершенством которой обретали себя позднейшие социокультурные формации «нового времени» (les temps moderne), уже с XVII столетия заявляющего о себе сознанием перманентного кризиса антропологического проекта. В идеале курс предполагает вторую часть, посвященную именно этой, более драматичной истории, которую можно назвать историей движения к идеям тотальной современности и постисторизму, в полной мере проявляющему себя в феномене современного искусства (contemporary art).

Общие работы.

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998.

Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство, 2005.

Даниэль С. М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. (Или: СПб.: Искусство, 2009).

Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства. М.: МГУ, 1999. Т. 1: Зарубежное искусство.

Степанов А. М. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV-XV в. СПб.: Азбука-классика, 2003.

Степанов А. М. Искусство эпохи Возрождения. Италия XVI век. СПб.: Азбука-классика, 2007.

Степанов А. М. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды – Германия – Франция – Испания – Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009.

Лекции 1-2.

Что такое искусство? Искусство и культурные практики. Искусство, ремесло и техника. Теории происхождения искусства (игровая, трудовая, миметическая и др.) Взгляды антропологов и социологов на происхождение искусства. Задачи искусства в истории культуры. Что такое «эстетическое восприятие»? Мимесис и пойесис (Аристотель). Есть ли прогресс в искусстве? Оппозиция эстетического и практического.

Литература:

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. Гл.1: «Загадочные истоки. Первобытное и «примитивное» искусство. Древняя Америка». С. 39-54.

Коллингвуд Дж. Искусство и не-искусство // Коллингвуд Дж. Принципы искусства. М.: Языки славянской культуры, 1999. С. 27-148. http://krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_11.htm

Мукаржовский Я. Сущность изобразительных искусств // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. С. 427-446.

Семенов В. А. Искусство палеолита // Семенов В. А. Первобытное искусство. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 24-147.

Столяр А. Д. Изобразительная деятельность палеолита как важнейший фактор становления сознания homo sapiens // Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.

Татаркевич А. Искусство: история понятия // Татаркевич А. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. http://www.i-u.ru/biblio/archive/tatarkevich_ist/00.aspx

Лекции 3-4.

Условность в искусстве. Произведение искусства как модель. Функции произведения искусства. Классификация искусств. Иерархия видов искусства и ее историческая подвижность. Критика деления искусств на роды и виды. Происхождение и задачи теории искусства. Категория стиля.

Литература:

Барраль-и-Альтэ К. История искусства. М.: АСТ-Астрель, 2009. Главы 1: «Изучение искусства как историческая дисциплина» (С. 10-42) и 2: «Периодизация в области истории искусства» (С. 43-116).

Зедльмайр Г. Проблемы интерпретации // Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Axioma, 2000. С. 134-184.

Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб, 1998. Статьи: «Условность в искусстве» (С. 374-377), «Проблемы сходства искусства и жизни в свете структурального подхода» (С. 378-386), «О природе искусства» (С. 400-404),

Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. С. 198-244.

Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 10-40.

Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. № 24. 1988.

Лекция 5-6.

Коммуникативный аспект искусства. Авангард – Мейнстрим – Андеграунд в истории искусства. Эволюция статуса художника в культуре. Зритель и потребитель искусства. Художественный рынок. Искусство в большом городе. Практики потребления искусства (музей, галерея). Коммеморация (памятники, кладбища, другие формы воплощения и взаимодействия с памятью).

Литература:

Бернаму-Юэ Ж. Цена искусства. М.: Артмедиа групп, 2008. Вступление: С. 19-36.

Бюрен Д. Функция музея // Художественный Журнал. 2009. № 73/74. http://xz.gif.ru/numbers/73-74/museum-function/ (рекомендуется знакомство со всеми материалами номера, имеющего подзаголовок «О репрезентации»).

Гринберг К. Авангард и китч // Художественный Журнал. 2005. № 60. http://www.photographer.ru/cult/theory/3000.htm (рекомендуется знакомство со всеми материалами номера, имеющего подзаголовок «Авангард и китч»)

Ломако О. А. Музей как центр и граница образовательного пространства // Философия образования. Серия Symposium. Вып. 23. СПб.: Философское общество, 2002. С. 211-215. http://krotov.info/libr_min/12_l/om/ako_1.htm

Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 17-50. http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html

Хренов Н. А. Публика в истории культуры: Феномен публики в ракурсе психологии масс. М.: Аграф, 2007. Глава 2: «История публики в контексте общей историографии»

Лекция 7-8.

Архитектура как функциональное искусство. Абстрактность, материальность и другие свойства архитектуры. Анализ архитектурного образа. Воздух, вода, растительность как архитектурный контекст. Структура ландшафта и внутреннее убранство здания. Материал архитектуры. Древние постройки и космогонические мифы. Базовые архитектурные формы (пирамида, зиккурат, башня). Технологическая революция формы.

Литература

Бартенев В. А., Батажкова В. Н. Очерк истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983.

Виппер Б. Р. Архитектура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 215-282 (или: любое переиздание с другой пагинацией).

Иконников А. Функция и форма // Иконников А. Функция, форма и образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. С. 12-57.

Коул Э. Элементы архитектуры // Основы архитектуры / Ред. Э. Коул. М.: Арт-Родник, 2005. С. 311-331.

Пучков А. А. Световой столп и колонна как выражение тектоники преобразования среды; Ордер как художественное выражение форм социально-пространственного поведения // Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. Киев: Феникс, 2008. С. 677-765.

Швидковский Д. О. Мегалиты: Энергия пространства и массы // Швидковский Д. О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства. М.: Архитектура-С, 2009. С. 18-25.

Лекция 9-10

Классика как проблема культурной теории. Регулярность и симметрия как принципы классики. Ордер и его элементы. Дворец-лабиринт в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Акрополь (фабрика власти). Некрополь (фабрика бессмертия). От линейного ритма в архаике к объему в эллинизме. Классическая архитектура от античности до палладианства (миф о вечности классики).

Литература

Акимова Л. И. Ансамбль афинского акрополя // Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-Классика, 2007. С. 160-178.

Глэнси Дж. Классический мир // Глэнси Дж. Архитектура: Полная энциклопедия. М.: Астрель, 2008. С. 88-121.

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. (Гл. 2: Искусство для вечности. Египет, Месопотамия, Крит. (С. 55-74); Гл. 3: Великое пробуждение. Греция. VII-V века до н.э. (С. 75-98); Гл. 4: Царство прекрасного. Греция и греческий мир. IV век до н.э.- I век н.э. (С. 99-116).

Коул Э. Лоз Э. Древняя Греция. Древний Рим // Основы архитектуры / Ред. Э. Колу. М.: Арт-Родник, 2005. С. 94-141.

Швидковский Д. Ордер: сотворение идеального порядка; Ордер: превращения и капризы в течение столетий; На грани христианской эры: внутренний мир архитектуры // Швидковский Д. О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства. М.: Архитектура-С, 2009. С. 25-47.

Лекция 11-12.

Византия как пример имперского стиля. Мегаломания и тоталитаризм. Пути развития европейской архитектурной традиции. Центрический храм и базилика. Крестово-купольный объем. Семантика креста. Космическая, топографическая и временная символика храма. Романский и готический стили как оппозиция художественных языков и типов сознания. Готика как альтернатива античной классике, основа европейской идентичности и модель синтеза искусств.

Литература

Глэнси Дж. Средневековая Европа; Возрождение // Глэнси Дж. Архитектура. Полная энциклопедия. М.: Астрель, 2008. С. 224-303

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. Гл. 5: Покорители мира. Римляне, буддисты, иудеи и христиане. I—IV века. С. 117 – 132. Гл 6. Расхождение путей. Рим и Византия. V-XIII века С. 133 – 142. Гл. 8: Искусство в плавильном котле. Западная Европа. VI-XI века С. 157 – 171. Гл. 9: Церковь воинствующая. XII век. С. 172 – 184. Гл. 10. Церковь торжествующая. XIII век. С. 185 – 206. Гл. 11. Придворные и горожане. XIV век. С. 207 – 222.

Зубов В. П. Архитектура западного Средневековья // Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры. М.: Искусствознание, 2000.

Кон-Винер Э. Начало готики; Высокая готика; Поздняя готика // Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: Либроком-URSS, 2009. С. 94-124.

Попова О. С. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М.: Искусство, 1987. С. 211-303.

Лисовский В . Г. Высокое Возрождение // Лисовский В. Г. Архитектура эпохи Возрождения. СПб.: Азбука-Классика, 2007. С. 333-454.

Лекция 13-14.

Скульптура как элемент архитектурного декора. От рельефа к автономной фигуре (круглая скульптура). Материал скульптуры. Динамика объема, роль фона и ниши. Стоящая и сидящая фигура. Монументальная пропаганда. Классическая скульптура (От Фидия и Мирона к Верроккьо и Микеланджело). Мотив оживающей статуи в культуре (Галатея, Плачущая мадонна Каменный гость, Медный всадник). Современная скульптура как элемент городской среды. «Чистый» объем и расподобление вещей.

Литература:

Акимова Л. И. Скульптурный ансамбль Парфенона // Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-Классика, 2007. С. 178-210.

Виппер Б. Р. Скульптура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 77-147. (Или другое издание с другой пагинацией).

Дворжак М. Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический проект, 2001. С. 48-173.

Назиров Р. Г. Сюжет об оживающей статуе // Фольклор народов России. Фольклор и литература. Общее и особенное в фольклоре разных народов. Межвуз. сб-к. Уфа: Башкирский университет, 1991. С. 24-37. http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-statuja.php

Панофский Э. История теории человеческих пропорций как отражение истории стилей // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 77-128.

Свидерская М. И. Классическая фаза раннего Возрождения (Италия): единство математического и архитектонического «структурализма» на основе живописи // Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. М.: Галарт, 2010. С. 64-91 (или: Искусствознание. 1999. № 1. С. 161-181.

Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура его времени. М.: Искусство, 1983.

Лекция 15-16.

Рисунок – основа изобразительного искусства. Материал рисунка. Краткая история средств изображения. Развитие контурного изображения: от примитивов к миниатюрам. Отделение графики от живописи как теоретическая проблема. Умбрийская школа, нидерландский рисунок от Рогира ванн дер Вейдена до Рембрандта.

Бенеш О. Средневековое наследие и новый эмпиризм // Бенеш О. Искусство северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М.: Искусство, 1973. С. 56-72.

Вельфлин Г. Линейность и живописность. Рисунок // Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994. С. 61-72.

Виппер Б. Р. Графика // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусств. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 12-76 (или: любое переиздание с другой пагинацией).

Сидоров А. А. Графический язык Рембрандта // Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Советский Художник, 1985. С. 62-75.

Лекция 17-18.

Тиражная графика и формирование нового «печатного» сознания. Понятие эстампа и его парадигма. От ксилографии к офорту. Техника на службе искусства – прообраз модерна. От Шонгауэра и Дюрера к Рембрандту и Пиранези – диалектика детали и экспрессии.

Литература:

Дворжак М. Шонгауэр и нидерландская живопись; «Апокалипсис» Дюрера // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический Проект, 2001. С. 177-238.

Звонцов В., Шестков В. Офорт. Техника. История. СПб.: Аврора, 1994.

Либман М. Я. Дюрер и его эпоха: Живопись и графика Германии конца XV – первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972.

Сидоров А. А. Пиранези как архитектурный мыслитель // Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Советский Художник, 1985. С.76-81.

Лекция 19-20

Мир картины. Живопись и проблема репрезентации. Икона и фреска. Пространство изображения: структура глубины, ерспектива «прямая» и «обратная». Рождение станковой картины как формы европейской идентичности. Мегапроект живописного иллюзионизма, его кризис в XIX веке и зримый распад в XX-м.

Литература:

Вельфлин Г. Новое мировоззрение // Вельфлин Г. Классическое искусство. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 252-281.

Данилова И. Е. Картина как общая формула мировидения // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 18-77.

Ротенберг Е.И. Станковая картина итальянского кватроченто. Типологические основы // Искусствознание. 1999. № 2. С. 182-208.

Свидерская М. И. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры // Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. М.: Галарт, 2010. С. 92-123. (Или: Искусствознание. 2000, № 1. С. 5-34).

Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. / Ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М.: Мир, 1972. С. 136-163. (Или: Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики. М.: ЛКИ, 2007; с другой пагинацией).

Лекция 21-22.

Мимесис в живописи-1: Портрет. Изображение внешнего как выражение внутреннего: историчность «безусловного». От фаюмских портретов (Древний Египет) к «выступанию из профиля» в живописи Ренессанса. Алтарь (ретабло) – триптих – диптих – сингулярный портрет. О пейзажном фоне и далевой перспективе.

Литература:

Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 206-214.

Голованова А. Е. 50. Самые знаменитые шедевры мирового портрета. М.: Белый город, 2009.

Гращенков В. Н. Итальянская портретная живопись последней трети XV века // Искусство Запада. Сборник памяти Б. Р. Виппера. М.: Наука, 1971. С. 46-60.

Данилова И. Е. Портрет – и натюрморт: человек и вещь. <Часть 1> // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 78-135.

Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М.: Искусство, 1975.

Жинкин Н. Портретные формы // Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928.

Лекция 23-24.

Мимесис в живописи-4: Исторический и мифологический жанр. Парадокс понятия «жанр» в искусствознании. Судьба античной и христианской мифологии в европейской живописи. Бытовой жанр как следствие развития буржуазного мировоззрения.

Литература:

Виппер Б. Р. Живопись <фрагмент> // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 200-206.

Даниэль С. М. «Театральность» и репрезентативность. Изобразительная риторика // Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л.: Искусство, 1986. С. 98-125.

Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. М.: ЭКСМО, 2010.

Сененко М. Однофигурный бытовой жанр в творчестве Франса Хальса // Из истории классического искусства Запада. / Ред. М. Я. Либман. М.: Искусство, 1980. С. 130-152.

Лекция 25-26.

Мимесис в живописи-2: Пейзаж. Происхождение ренессансного пейзажа. Управляемая природа Италии и Север как пространство пейзажного натурализма. Условность пейзажа и его семантика. Марина. Архитектурный пейзаж (в том числе, руина).

Литература:

Грашенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М„ 1978. С. 201-247.

Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 167-233.

Егорова К. Пейзаж в нидерландской живописи XV века. М.: Искусство, 1994?

Кларк К. Пейзаж реальности. Пейзаж фантазии. Идеальный пейзаж // Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-Классика, 2004. С. 48-169.

Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX века / Материалы конференции ГМИИ им. А. С. Пушкина (1976). М.: Искусство, 1978 (Избранные статьи первой части).

Лекция 27-28

Мимесис в живописи-3: Натюрморт. Элементы натюрморта в мифологической живописи. Вещь как субститут человека. Визуальные эффекты Trompe l'oeil и Sotto in su. Картины потребление в буржуазных Нидерландах. Материальное как воображаемое.

Литература:

Виппер Б. Р. Термин и проблема // Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 26-77.

Данилова И. Е. Портрет – и натюрморт: человек и вещь. <Часть 2> // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи. Этюды. Заметки. М.: РГГУ, 2004. С. 136-166.

Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М.: Наука, 1997.

Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции (1984). ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вып. XVII. М.: Искусство, 1986. С. 6-14 (Или: Лотман Ю. М. Об искусстве. С. 494-500.

Тарасов Ю. Н. Голландский натюрморт XVII века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.