Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Ограмма курса по специальностям

 

             

Ограмма курса по специальностям

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебная программа курса

Владивосток

2004

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебная программа курса

по специальностям

061100 «Менеджмент организации»

062100 «Управление персоналом»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2004

ББК 65.050

Учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта России. Программа предназначена для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации», 062100 «Управление персоналом».

Составитель: Е.А. Бараусова, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС

Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента

Рекомендована к изданию методическим советом Института

международного бизнеса и экономики ВГУЭС

Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2004

Содержание

Введение

4

1.Организационно-методические указания

5

2.Содержание курса

8

2.1. Лекционные занятия

8

2.2. Практические занятия

14

3. Методические рекомендации по изучению курса

21

3.1. Методы работы с литературой

21

3.2. Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий

22

3.3. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

23

Список литературы

26

Введение

Переход к рыночной экономике выдвинул в ряд первостепенных задач кардинальное улучшение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров. Современному предприятию требуется новый тип руководителя – лидер, формирующий и поддерживающий организацию со «здоровым» климатом, основная характеристика которой – плодотворное сотрудничество.

Курс «Основы менеджмента» входит в учебный план по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 062100 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является основным профилирующим курсом.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания в области экономической теории, математики, статистики, психологии и социологии. В цикле управленческих дисциплин курс «Основы менеджмента» занимает центральное место. Он неразрывно связан с другими общепрофессиональными и специальным дисциплинами, такими как «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Организационное поведение» и др., так как последние по существу представляют собой лишь характеристики отдельных аспектов управления организацией, то есть являются составными частями теории управления.

Обучение управлению в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это объясняется спецификой управления как преимущественно практической деятельности, в которой поведение, навыки и умения имеют большее значение, чем просто знания. Студенты учатся ставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия принятых решений и действий, выявлять и устранять проблемы, которые всегда ситуационны и конкретны. Решение таких задач требует не только наличия у человека определенных знаний, но в гораздо большей степени проницательности, способности к диагностике проблем, умения идентифицировать проблему, понять ее специфику, особенности и отличие от других проблем.

Курс «Основы менеджмента» разработан на основе анализа потребностей и навыков в профессиональном освоении менеджмента в условиях рыночной экономики, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области управления.

1. Организационно-методические указания

Цель курса – заложить основы профессионального сознания, обеспечить эффективность изучения всех последующих специальных дисциплин, показать необходимость изучения и освоения мирового опыта менеджмента, а также особенности российского менеджмента.

Главной задачей курса «Основы менеджмента» является формирование научного представления об управлении, имеющего конкретно-практическое содержание и заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера. Другими задачами являются освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами, формирование творческого инновационного подхода к управлению, формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний.

Дисциплина «Основы менеджмента» содержит как общетеоретические положения концепции управления социально-экономическими системами, так и те положения, которые характеризуют менеджмент как вид управления, сформировавшийся в условиях рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства. Это система гибкого управления, способного своевременно перестраиваться и реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. В связи с этим в структуре курса делается акцент на экономическое содержание и человеческий фактор менеджмента.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение домашних заданий и курсовой работы. Значительный объем практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах.

При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, подготовка ов и курсовых работ.

В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры.

В результате изучения курса «Основы менеджмента» студенты должны знать основные теоретические положения и характеристики менеджмента, ресурсы менеджмента, тенденции в развитии менеджмента; уметь выбирать и комбинировать тип управления в зависимости от конкретной ситуации, анализировать управленческие процессы, применять на практике рекомендации теории менеджмента; иметь представление о роли человека в менеджменте, о специфике менеджмента в России, об эффективных путях достижения результатов в области менеджмента.

Дисциплина «Основы менеджмента» общим объемом 250 часов изучается в течение 4 и 5 семестров. Курс завершается экзаменом в 4 семестре, защитой курсовой работы и зачетом в 5 семестре. Обязательным условием допуска студента к экзамену (зачету) является активная работа на занятиях, выполнение всех домашних заданий, положительная оценка на промежуточной аттестации.

Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения производится в виде проверки домашних заданий, дискуссий, докладов, обсуждений конкретных ситуаций и опросов на практических занятиях. Промежуточные аттестации проводятся в форме тестов в компьютерном классе, итоговая аттестация проходит в форме устного экзамена (зачета).

Контроль знаний студентов заочной и дистанционной форм обучения проводится в виде письменной или компьютерной итоговой аттестации в форме теста.

Итоговая оценка в каждом семестре

Аттестация I 50 баллов

Аттестация II 20 баллов

Экзамен 30 баллов

Премиальные баллы 10 баллов

В зависимости от суммарного количества набранных баллов, студенту выставляются следующие оценки:

Таблица 1

Сумма баллов

Оценка

не более 60

неудовлетворительно

от 61 до 75

удовлетворительно

от 76 до 90

хорошо

от 91 до 100

отлично

Если по итогам двух промежуточных аттестаций студент набрал менее 40 баллов, он отстраняется от дальнейшего изучения дисциплины в рамках данного семестра.

Таблица 2

Структура курса

№ темы

Наименование темы

Всего

Лекции

Практ. занятия

Самост.

работа

I

II

III

IV

V

VI

Весенний семестр

1

Общая характеристика менеджмента

7

2

1

4

2

Развитие теории и практики менеджмента

16

4

2

10

3

Внутренняя и внешняя среды организации

14

4

2

8

4

Этика менеджмента и социальная ответственность организации

10

2

2

6

5

Постановка целей и планирование в организации

9

2

1

6

6

Разработка и внедрение стратегии

11

2

1

8

7

Проектирование организации

14

4

2

8

8

Мотивация

14

4

1

8

9

Контроль

10

2

1

6

10

Коммуникации в системе управления фирмой

13

4

1

8

11

Принятие управленческих решений

10

2

1

7

аттестация

2

-

2

Итого:

130

3 4

1 7

79

Осенний семестр

12

Групповая динамика и руководство

16

2

2

12

13

Власть и влияние

14

2

2

10

14

Лидерство

25

5

2

18

15

Управление человеческими ресурсами

16

2

2

12

I

II

III

IV

V

VI

16

Управление производственными операциями и предоставлением услуг

16

2

2

12

17

Управление информационными системами

14

2

2

10

18

Эффективность управления

16

2

2

12

аттестация

3

3

Итого:

120

1 7

1 7

86

Всего:

250

51

3 4

165

1. Содержание курса

2.1. Лекционные занятия

Тема 1. Общая характеристика менеджмента

Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Методы управления. Организация как объект управления. Позиция менеджмента внутри организации. Менеджмент как особая профессиональная деятельность. Понятие об уровнях управления. Функции и роли руководителя. Требования к профессиональной компетенции менеджера.

Литература: 1 * , 2 , 4 , 5, 8, 11, 12, 17 , 25, 26, 28, 31.

Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента

Управленческие революции. Идеи Р. Оуэна и их значение для науки управления. Предпосылки возникновения научных теорий в управлении. Школа научного управления. Идеи Г. Форда. Административная (классическая) школа менеджмента. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты. Эмпирический подход. Теория социальных систем. Школа науки управления. Системный подход к управлению. Ситуационный подход к управлению. Новейшие исторические тенденции. Развитие управленческой мысли в отечественной науке. Тектология А. Богданова. Теория социалистической рационализации О. Ерманского. Концепция НОТ (А. Журавский, П. Керженцев и др.). Культура труда и управления А. Гастева. Социальная инженерия и практика нововведений (А. Гастев, Н. Витке, Ф. Дунаевский). Американская модель менеджмента. Особенности японской модели менеджмента. Особенности западноевропейской модели менеджмента.

Литература: 1, 4, 11, 12, 13 , 17, 22 , 23, 26, 28 , 29, 31.

Тема 3. Внутренняя и внешняя среды организации

Характеристика целей, структуры, задач, технологий и трудовых ресурсов – основных внутренних ситуационных переменных организаций. Корпоративная культура в современных условиях. Определение внешней среды организации. Основные факторы внешней среды и их взаимосвязь. Характеристики внешней среды. Международная среда бизнеса. Стратегии выхода на международные рынки. Менеджмент в глобальном масштабе.

Литература: 1, 2, 4 , 5, 8, 17 , 28.

Тема 4. Этика менеджмента и

социальная ответственность организации

Роль бизнеса в обществе. Понятие деловой этики. Школы философии морали: деонтология, утилитаризм, телеологиия, эгоизм. Этический релятивизм. Факторы, определяющие этический выбор. Понятие социальной ответственности. Заинтересованные в деятельности организации группы. Оценка результатов социальной деятельности. Управление этикой и социальной ответственностью в организации.

Литература: 1 , 4 , 17.

Тема 5. Постановка целей и планирование в организации

Значение целей и планов. Миссия организации. Цели организации. Иерархия целей. Критерии эффективности целей. Типы и модели планирования: управление по целям, одноразовые и постоянные планы, ситуационные планы. Тактика, политика, процедуры и правила. Традиционные подходы к планированию. Современные подходы к планированию. Внедрение планирования в масштабах организации.

Литература: 1, 2 , 4 , 5, 8, 11, 12, 17, 25, 26, 28.

Тема 6. Разработка и внедрение стратегии

Общая характеристика стратегического управления. Глобальная стратегия. Стратегические намерения. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии.

Литература: 1, 2 , 4 , 5, 7, 8, 17 , 26, 28.

Тема 7. Проектирование организации

Суть и содержание функции организации. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Факторы проектирования организации: внешняя среда, технология работы, стратегический выбор. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментализация и кооперация; связи в организации и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия в организации и ее звенность; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Последовательность этапов разработки организационных структур. Типы организаций.

Литература: 1, 2, 4 , 8, 11, 12, 17 , 25, 26, 28, 29.

Тема 8. Мотивация

Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Модель мотивации. Виды позитивной и негативной мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу; теория ERG К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания; теория справедливости (равенства); теория постановки целей; модель Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждения. Факторы эффективности мотивации.

Литература: 1, 2, 4 , 6, 8, 11, 12, 17 , 18, 20, 24, 27 , 28, 29, 32, 33.

Тема 9. Контроль

Контроль, его место и значение в ряду функций управления. Стратегическое планирование и контроль качества. Этапы процесса контроля. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Бюрократический и децентрализованный контроль. Всеобщее управление качеством (TQM). Методы и приемы TQM. Характеристики эффективного организационного контроля.

Литература: 1, 4 , 8, 10, 12, 17 , 28.

Тема 10. Коммуникации в системе управления фирмой

Роль коммуникаций в процессе управления. Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Слухи как неформальная информационная система. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Развитие индивидуальных навыков коммуникации.

Литература: 1 , 2 , 4, 17 , 18, 28, 29.

Тема 11. Принятие управленческих решений

Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема. Классификация управленческих решений. Модели принятия решения. Индивидуальные стили принятия решения. Этапы принятия рационального решения. Методы принятия и обоснования решений. Побуждение сотрудников к принятию управленческих решений.

Литература: 1, 2 , 4 , 11, 17 , 28, 29.

Тема 12. Групповая динамика и руководство

Определение группы и команды. Формальные и неформальные группы в организации. Развитие неформальных групп и их характеристики. Управление неформальными организациями. Модель Хоманса. Формальные группы в организации. Внутренняя структура группы. Роли членов группы. Групповая социометрия. Этапы формирования группы. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Коммуникации в группах. Управление с помощью комитетов. Типы рабочих команд. Распространение командной работы. Преимущества и недостатки работы в командах. Управление конфликтами в командах. Целесообразность инвестиций в формирование команд.

Литература: 1 , 2, 4 , 8, 17 , 18, 20, 28, 29.

Тема 12. Власть и влияние

Понятие власти и влияния на других людей. Источники власти в организации. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная (легитимная) власть; эталонная (харизматическая) власть; экспертная власть, власть информации; власть связей. Влияние путем убеждения. Делегирование полномочий как способ укрепления власти. Программы участия работников в управлении.

Литература: 1 , 2, 11, 17 , 18, 28, 33.

Тема 13. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность

Природа, определение и содержание понятия лидерства. Лидерство и управление. Теории лидерских качеств . Исследования Ральфа Стогдилла и Уоррена Бенниса. Концепции лидерского поведения . Три стиля руководства К. Левина. Системы управления Р. Лайкерта. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Блейка и Моутон. Концепция вознаграждения и наказания. Заменители лидерства. Ситуационные модели лидерства . Модель Танненбаума-Шмидта. Модель Фидлера. Модель «путь-цель» Митчелла и Хауза. Модель Херси и Бланшарда. Модель Стинсона-Джонсона. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Ситуационный анализ характера эффективного лидера . Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформирующего) лидерства или лидерства для изменений.

Литература: 1, 2 , 4 , 11, 12, 17 , 18 , 20, 23, 28, 30, 33.

Тема 15. Управление человеческими ресурсами

Стратегические цели управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы: планирование потребности в трудовых ресурсах, анализ работы, набор и профессиональный отбор кадров. Подготовка эффективной рабочей силы: профессиональная ориентация и социальная адаптация, обучение, повышение квалификации, оценка результатов деятельности. Поддержание эффективной рабочей силы: определение заработной платы и льгот, трудовые отношения, увольнения. Управление деловой карьерой специалистов. Подготовка руководящих кадров. Повышение качества трудовой жизни.

Литература: 1, 4 , 8, 12, 17 , 24 , 26, 32.

Тема 16. Управление производственными операциями
и предоставлением услуг

Организации как производственные системы. История развития производственных систем. Производственные операции и оказание услуг. Операционная стратегия. Дизайн систем операционного менеджмента. Разработка товаров и услуг. Реинжиниринг процессов. Размещение оборудования. Производственная технология. Планирование производственных мощностей. Управление запасами. Управление производительностью.

Литература: 1, 4 , 9 , 15, 17, 26.

Тема 17. Управление информационными системами

Роль информации в деятельности организации. Характеристики полезной информации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информационные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Человеческий аспект внедрения информационных систем. Стратегическое использование информационных технологий.

Литература: 1 , 4 , 17.

Тема 18. Эффективность управления

Эффективность управления. Факторы, определяющие эффективность управления. Роль персонала управления в успешном менеджменте. Принципы эффективного менеджмента. Оценка и регулирование эффективности менеджмента. Тенденции изменения эффективности. Социально-экономическая эффективность менеджмента.

Литература: 8, 10, 12, 14 , 17, 25, 29.

1.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Организация и менеджмент

Вопросы для обсуждения :

1) Менеджмент как всеобщая человеческая деятельность

2) Менеджмент как особая профессиональная деятельность

3) Предмет науки управления. Субъект и объект управления.

4) Организация как объект управления

5) Функции, роли и навыки руководителя

6) Типы менеджмента в организации

Упражнение . Разработать и обосновать модель личных и деловых качеств, которыми должен обладать современный руководитель.

Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мой лучший менеджер»

[3, С. 97].

Занятие 2. Эволюция науки управления

Вопросы для обсуждения :

1) Управленческие революции

2) Идеи Р. Оуэна и их значение для науки управления

3) «Научный менеджмент» Ф. Тейлора

4) Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей

5) 12 принципов производительности Г. Эмерсона

6) Идеи Генри Форда

7) Административная теория А. Файоля.

8) Процессный подход к управлению

9) Формальная логика Муни и Рейли

10) «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика

11) Концепция идеальной бюрократии М. Вебера

12) Идеи М.П. Фоллет

13) Хоторнские эксперименты

14) Школа «человеческих отношений»

15) Модель Ч. Барнарда

16) Методологические основы школы науки управления

17) Системный подход к управлению

18) Ситуационный подход к управлению

19) Тектология А. Богданова

20) Теория социалистической рационализации О. Ерманского

21) Концепция НОТ (А. Журавский, П. Керженцев и др.)

22) Культура труда и управления А. Гастева

23) Социальная инженерия и практика нововведений (А. Гастев, Н. Витке, Ф. Дунаевский)

24) Американская модель менеджмента

25) Особенности японской модели менеджмента

26) Особенности западноевропейской модели менеджмента

Занятие 3. Внешняя и внутренняя среды организации

Вопросы для обсуждения :

1) Корпоративная культура

2) Основные внутренние переменные организации

3) Факторы, влияющие на успешность индивидуальной деятельности

4) Факторы микроокружения организации

5) Факторы макроокружения организации

6) Характеристики внешней среды

7) Этапы процесса глобализации компании

8) Международная среда бизнеса

9) Стратегии выхода на международные рынки

Анализ конкретной ситуации «Форд» вчера, сегодня, завтра»

[3, с.87-96].

Домашнее задание . Написать эссе на тему «Моя лучшая организация» [3, С. 85].

Занятие 4. Этика менеджмента и социальная

ответственность организации

Вопросы для обсуждения :

1) Роль бизнеса в обществе

2) Этика менеджмента

3) Критерии принятия этически сложных решений

4) Факторы, определяющие этический выбор

5) Заинтересованные в деятельности организации группы

6) Оценка результатов социальной деятельности

7) Управление этикой и социальной ответственностью

Анализ конкретных ситуаций . [21, с.28-31].

Упражнение : тест «Этика бизнеса» [19, с.125-126].

Домашнее задание . Ответить на вопросы: Должен ли российский предприниматель выполнять социальные обязательства перед страной, в каких формах? Будет ли ему в конечном итоге это выгодно? Почему? В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом в масштабах фирмы, региона, страны?

Занятие 5. Стратегическое управление

Вопросы для обсуждения :

1) Миссия, цели и ценности организации

2) Типы и модели планирования

3) Уровни стратегии организации

4) Анализ и оценка внешней среды

5) Обследование сильных и слабых сторон организации

6) Эталонные стратегии бизнеса.

7) Портфельные стратегии. Матрица БКГ

8) Формулирование стратегии на уровне подразделений

9) Формулирование стратегии на функциональном уровне

10) Выполнение и оценка стратегии

Упражнение . Выбрать цель и составить список из 15 задач, которые приведут к достижению поставленной цели.

Анализ конкретной ситуации «Вхождение фирмы «Макдоналдс» на советский рынок [3, с. 127-134].

Домашнее задание . Найти в периодической печати статью, описывающую одну или несколько эталонных стратегий, и дать свое объяснение такому поведению фирмы.

Занятие 6. Проектирование организации

Вопросы для обсуждения :

1) Делегирование, полномочия и ответственность

2) Ситуационные факторы проектирования организации

3) Департаментализация. Типы организационных структур

4) Централизованные и децентрализованные организации

5) Дифференциация и интеграция в организации

6) Типы организаций

Анализ конкретной ситуации «Металлургическая компания» [3, с. 143-144].

Упражнение. «Делегирование полномочий» [21, С. 42].

Домашнее задание . Начертить схему организационной структуры конкретной организации, и приложить к ней пояснения (анализ структуры и идентификация).

Занятие 7. Мотивация и контроль

Вопросы для обсуждения :

1) Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения

2) Виды позитивной и негативной мотивации

3) Содержательные теории мотивации

4) Процессуальные теории мотивации

5) Мотивация и компенсация

6) Системы экономического стимулирования

7) Факторы эффективности мотивации

8) Особенности мотивации на российских предприятиях

9) Стратегическое планирование и контроль качества

10) Этапы процесса контроля. Виды контроля

11) Бюрократический и децентрализованный контроль

12) Методы и приемы Всеобщего управления качеством (TQM)

Анализ конкретных ситуаций: «Мотивирование работников мясокомбината» [2, с. 109-111], «Отчаянная ситуация в «University Microfilms» [5, с.623-624].

Упражнение «Основы мотивации» [3, с. 111-113].

Домашнее задание . Заполнить форму «Лист желаний» [3, С. 113].

Занятие 8. Коммуникации и принятие решений

Вопросы для обсуждения :

1) Виды коммуникаций в организации

2) Коммуникационный процесс: элементы, этапы, обратная связь

3) Коммуникационные сети и стили

4) Коммуникационные барьеры и способы их преодоления

5) Управленческие решения: природа, классификация

6) Модели принятия решений

7) Индивидуальные стили принятия решений

8) Этапы процесса принятия решений

Анализ конкретных ситуаций: «Бутики Христодара» [3, с. 154-161],

«Программы «Медэкс» [3, с. 159-155].

Упражнения: «Развитие навыков общения в жизненных ситуациях» [19, с.244-246], «Принятие решения» [3, с. 161-162], тест «Коммуникабельны ли вы?» [19, с.239-242].

Домашнее задание . Описать пример из своего опыта, когда вы наблюдали принятие решения руководителем (старшим коллегой) по одной из изученных моделей.

Занятие 9. Группы в организации

Вопросы для обсуждения :

1) Формальные и неформальные группы в организации

2) Развитие неформальных групп и их характеристики

3) Формальные группы в организации: типы, структура, динамика

4) Роли членов группы. Групповая социометрия

5) Факторы, влияющие на эффективность работы группы

6) Группы и команды. Типы рабочих команд

7) Преимущества и недостатки работы в командах

Анализ конкретной ситуации «Управленческая команда в компании» [3, с. 164-168].

Упражнения : «Определение своей роли в группе», «Социометрическое исследование учебной группы».

Домашнее задание . Написать эссе на тему «Моя лучшая группа».

Занятие 10. Власть и влияние

Вопросы для обсуждения :

1) Власть и влияние. Источники власти в организации

2) Формы власти и влияния

3) Влияние путем убеждения

4) Делегирование полномочий как способ укрепления власти

5) Программы участия работников в управлении

Анализ конкретной ситуации «Центр власти в «Автострахе» [3, с. 178-180].

Упражнение «Различия и тактика должностной власти» [3, с. 181-182].

Домашнее задание. Проанализируйте свое участие в занятиях и заполните форму «Власть в классе» [3, С.183].

Занятие 11. Лидерство в организации

Вопросы для обсуждения :

1) Природа, определение и содержание понятия лидерства

2) Лидерство и управление

3) Теории лидерских качеств

4) Концепции лидерского поведения

5) Ситуационные модели лидерства

6) Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства

7) Концепция атрибутивного лидерства

8) Концепция харизматического лидерства

9) Концепция преобразующего лидерства

Анализ конкретной ситуации «Тымковская игрушка» [3, с. 185-188].

Упражнения: «Ситуационное использование стилей руководства» [19, с.174-175], тест «Лидер» [19, с.132-138].

Домашнее задание . Написать эссе на тему «Лидер, которого я знаю»

Занятие 12. Управление человеческими ресурсами

Вопросы для обсуждения :

1) Стратегические цели управления человеческими ресурсами

2) Планирование потребности в рабочей силе

3) Анализ содержания работы

4) Набор и профессиональный отбор

5) Профориентация и социальная адаптация работников

6) Обучение работников и руководителей

7) Оценка результатов деятельности

8) Определение заработной платы и льгот

9) Управление деловой карьерой

10) Повышение качества трудовой жизни.

Анализ конкретных ситуаций [16, с.49-51].

Упражнение «Аттестация молодого специалиста» [19, с.276-277].

Деловая игра «Отборочное интервью при устройстве на работу»

Домашнее задание . Применительно к российской практике, на какие особенности и обстоятельства следует делать упор в управлении человеческими ресурсами? Какие типичные ошибки характерны для практики управления человеческими ресурсами в России? Какие нововведения в управлении персоналом могли бы внедрить вы, если бы были назначены менеджером по кадрам в российской фирме?

Занятие 13. Управление производственными операциями

Вопросы для обсуждения :

1) История развития производственных систем

2) Производственные операции и оказание услуг

3) Дизайн систем операционного менеджмента

4) Операционная стратегия. Разработка товаров и услуг

5) Реинжиниринг бизнес-процессов

6) Размещение оборудования

7) Производственная технология

8) Планирование производственных мощностей

9) Управление запасами

10) Управление производительностью

Анализ конкретной ситуации «Ускоренный менеджмент запасов в «7-eleven» [4, с.705-706].

Упражнение «Ваш подход к производительности» [1, с.703-704].

Занятие 1 4. Управление информационными системами

Вопросы для обсуждения :

1) Роль информации в деятельности организации.

2) Операционные информационные системы

3) Информационные системы менеджмента

4) Экспертные системы

5) Интегрированные информационные системы

6) Внедрение информационных систем

7) Стратегическое использование информационных технологий

Анализ конкретной ситуации «Вопрос контроля» [4, с.671-672].

Упражнение «Стиль обработки управленческой информации» [4, с.672-673].

Домашнее задание . Если бы вас назначили менеджером фирмы, какие возможности информационного обеспечения вы использовали бы в первую очередь?

Занятие 15. Эффективность управления

Вопросы для обсуждения :

1) Факторы, определяющие эффективность управления

2) Роль персонала управления в успешном менеджменте

3) Принципы эффективного менеджмента

4) Оценка и регулирование эффективности менеджмента

5) Тенденции изменения эффективности

6) Социально-экономическая эффективность менеджмента

3. Методические рекомендации

по изучению курса

3.1. Методы работы с литературой

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Отличительной особенностью учебника является то, что в нем рассмотрение менеджмента ведется с позиций эффективного использования человеческого потенциала. Данным учебником следует пользоваться при подготовке к занятиям по темам «Стратегическое управление», «Проектирование организации», «Мотивация», «Коммуникации», «Принятие решений», «Власть и влияние», «Лидерство».

Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». Данный практикум является дополнением к материалу учебника этих же авторов. Он содержит тексты конкретных ситуаций, методические материалы по подготовке к анализу конкретных ситуаций, упражнения и домашние задания, которые будут использоваться при изучении курса «Основы менеджмента».

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента . В данном учебнике представлена европейская школа менеджмента. В книге обобщен опыт европейских компаний, на примерах показаны культурные различия организаций и стран, приводятся результаты проведенных в Европе исследований в сфере менеджмента. Даже разработанные в Японии и США концепции авторы излагают с учетом местной практики управления. В работе представлены как традиционные научные школы менеджмента, так и новые идеи, научные дискуссии, примеры компаний, имеющих различные стили управления. Учебник рекомендуется для изучения тем «Развитие теории и практики менеджмента», «Этика менеджмента и социальная ответственность организации», «Мотивация», «Коммуникации», «Групповая динамика и руководство», «Управление информационными системами», «Управление производственными операциями».

Дафт Р.Л. Менеджмент . Современный учебник по менеджменту авторитетного американского автора. В работе наиболее ценные идеи традиционного подхода к управлению сочетаются с новыми «человекоориентированными» подходами. Главы книги структурированы в соответствии с основными функциями управления – планированием, организацией, мотивацией и контролем и содержат в себе как теоретические положения, так и практические примеры. Учебник особенно рекомендуется для изучения тем «Внешняя и внутренняя среды организации», «Этика менеджмента и социальная ответственность организации», «Постановка целей и планирование в организации» «Формулирование и внедрение стратегии», «Проектирование организации», «Мотивация», «Контроль», «Управление человеческими ресурсами», «Управление информационными системами», «Управление производственными операциями».

3.2. Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий

Главная цель обучения будущих менеджеров – это развитие навыков выявления проблем и поиска способов их разрешения. Критерием правильности принимаемых в управлении решений является их обоснованность и доказательность. Лучший способ развития нужных менеджеру навыков и умений – тренировка через моделирование действий. Поэтому в курсе «Основы менеджмента» широко используется метод конкретных ситуаций.

Работа студента с конкретной ситуацией (КС) включает:

· индивидуальный анализ КС;

· разбор КС в малой группе;

· обсуждение КС в классе с преподавателем.

Студент должен всегда приходить на практическое занятие хорошо подготовленным . Поэтому перед занятием следует прочитать текст КС. Анализ включает выявление фактов и определение частей проблемы, а также связей и отношений между ними. Анализ фактов и событий должен помочь студенту найти подтверждение своим решениям.

Следует помнить, что проблема состоит в несоответствии между намерением и результатом. Проблемы не могут иметь чисто материальную основу (предприятие, машины, деньги, цены и т.д.). Они всегда связаны с человеком, его поведением. Это чаще всего касается руководителя организации, если он выступает «героем» КС.

Для того чтобы обеспечить обоснованность предлагаемого решения, студент должен выстроить цепочку доказательств из фактов и последовательности событий. Он также должен внимательно просмотреть схемы и таблицы, чтобы увидеть то, что не объяснено в тексте.

Студент должен помнить, что обсуждать в классе надо будет не саму КС, а то, о чем в ней говорится. В большинстве случаев обсуждение КС в аудитории «вращается» вокруг проблемы, альтернативы и рекомендации. При выдвижении альтернатив необходимо помнить о том, что они должны быть измеряемы. Это устранит фантазии и гипотетику. Если мы не можем измерять, то не можем и управлять. Выдвигаемые рекомендации желательно довести до плана действий, т.е. ответить на вопросы «где?», «когда?», «с кем?» и «как?».

Другая форма самостоятельной работы – письменные домашние задания. То, как оформлена работа – показатель самоуважения студента. Известно, что не уважающий себя человек не способен производить ценности.

Работа должна начинаться с титульного листа, где указывается, кто делал и что делал. Далее идет структурированный текст с нумерацией страниц. Студентам следует обращать внимание на орфографию, правильность терминов, знаков и символов. Для печатания лучше использовать бумагу формата А4 и шрифт Times New Roman. Написание работ от руки должно быть исключением. В этом случае преподаватель не несет ответственности за то, что не сможет понять почерк студента. Домашняя работа сдается студентом в назначенный день. За несвоевременно выполненные работы оценка снижается.

3.3. Контрольные вопросы для

самопроверки знаний

  1. Что является сущностью управления?
  2. Какими качествами должен обладать современный руководитель?
  3. Какие изменения происходят в функциях менеджера и его навыках по мере продвижения по иерархической лестнице?

4. Что является ключевым фактором в любой модели управления?

5. Выявите отличия административной школы управления от научной школы.

6. Чем является управление с точки зрения процессного подхода?

7. Что представляет собой организация с позиции теории открытых систем?

8. В чем суть ситуационного подхода к управлению?

9. В чем причина сложности и неопределенности теорий менеджмента?

10. Дайте определение корпоративной культуры и объясните ее важность для менеджеров.

11. В чем сходство среды прямого воздействия банка и государственного фонда социального страхования? В чем заключается их различия?

12. Какие факторы побуждают международные организации к выходу на рынки менее развитых стран?

13. В чем состоят преимущества и недостатки различных стратегий выхода на зарубежные рынки?

14. Какие причины обуславливают важность «деловой этики» для успеха организаций?

15. Перечислите способы влияния потребителей на практику бизнеса. Насколько эффективен каждый из них?

16. Какой подход к принятию этически корректных решений в наибольшей степени подходит для решения этических дилемм?

17. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

18. Какова роль планирования в менеджменте?

19. Перечислите основные характеристики организационных целей. Что лучше: отказаться от постановки целей вообще или иметь цели, не отвечающие этим критериям?

20. Опишите основные этапы стратегического процесса.

21. Дайте определение понятия «стратегия фирмы». В чем состоят преимущество разработки стратегии организации?

22. В чем заключаются отличия корпоративной стратегии и конкурентной?

23. Какие ключевые факторы влияют на выбор стратегии фирмы?

24. Как соотносятся уровень централизации и норма управляемости? Почему?

25. Какие деловые и политические факторы уравновешивают централизацию и децентрализацию?

26. Какими деловыми качествами должны обладать матричные руководители и сотрудники?

27. Почему крупные корпорации, как правило, организованы в дивизиональные структуры?

28. Зависит ли структура организации от ее стратегии?

29. Опишите суть мотивации как функции управления.

30. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

31. Низкооплачиваемый персонал – проблема многих компаний. Как бы вы мотивировали этих людей?

32. Почему контроль является одной из важнейших функций менеджмента? Как он соотносится с другими его функциями?

33. Опишите этапы процесса контроля. Приведите примеры из собственного опыта организационной работы.

34. Охарактеризуйте взаимосвязи контроля и стратегического планирования.

35. В чем состоят различия между бюрократическим и децентрализованным контролем?

36. Почему качество коммуникаций влияет на выполнение работы в организации?

37. Опишите элементы коммуникационного процесса на примере общения между преподавателем и студентами на занятии.

38. Приведите примеры невербальной коммуникации, которая (а) подтверждает и (б) противоречит устному сообщению.

39. Почему принятие решений считается фундаментом эффективной работы менеджера?

40. В чем состоят отличия ситуаций, характеризующихся риском и неопределенностью? Как бы вы описали особенности принятия решений в этих ситуациях?

41. Почему многие решения принимаются в группах, а не единолично?

42. Что такое «групповые нормы»? Какие нормы существовали в группах, в деятельности которых вы принимали участие?

43. Через какие пять стадий развития проходит группа? Что с ней происходит на каждой стадии?

44. В чем заключаются недостатки командной работы?

45. В чем состоят основные источники власти менеджеров?

46. Зависят ли методы влияния от специфики страны, в которой они применяются?

47. Каковы сильные и слабые стороны поведенческих подходов к лидерству?

48. Как часто в реальной жизни встречаются благоприятные, умеренные и крайне неблагоприятные ситуации (модель Фидлера)?

49. Существует мнение о неправомерности выделения женского и мужского стилей руководства. Согласны ли вы с ним?

50. Что такое трансформирующее руководство?

51. Может ли руководитель изменить свой стиль лидерства, или стиль всегда постоянен и неизменен?

52. Каким образом деятельность по планированию, подготовке, оценке рабочей силы и оплате труда может быть связана со стратегией организации?

53. Чем объясняется необходимость планирования и прогнозирования в сфере управления человеческими ресурсами?

54. Насколько «достоверной», по вашему мнению, является информация, полученная в личной беседе, в сравнении с результатами письменных тестов и многоплановой оценкой кандидата?

55. В чем состоят различия между производственной компанией и организацией сферы услуг? Какая из них в большей мере нуждается в операционном менеджменте?

56. Как бы вы определили стратегическую роль операционного менеджмента и его влияние на уровень конкурентоспособности организации?

57. Каким образом информационная технология меняет способы структуризации компаний и методы построения работы?

58. Какие критерии должны применяться для определения эффективности информационной системы?

  1. В чем состоят различия понятий «производительность» и «эффективность»? Какое из них вы считаете приоритетным?

60. Какие факторы определяют эффективность управления? Какова роль управленческого персонала в успешном менеджменте?

список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 1999.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2002.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М., 2002.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2000.

Дополнительная литература

5. Акер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб., 2002.

6. Большаков А.С. Менеджмент. Золотые алгоритмы. СПб., 2001.

7. Большаков А.С. Менеджмент. Стратегия успеха. СПб., 2001.

8. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. М., 1997.

9. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: Принципы и практика. СПб., 2001.

10. Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.. 2002.

11. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М.,1996.

12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Минск, 2003.

13. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. Пособие. М., 2003.

14. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М., 1999.

15. Малые и средние предприятия. Управление и организация. / Под. ред. Й. Х. Пихтер. – М., 2002.

16. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения./ Под ред. О.А. Страховой. СПб., 2000.

17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002.

18. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.

19. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для вузов. М., 2000.

20. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1997.

21. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., 2000.

22. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие. М., 2000.

23. Старобинский Э.Е. Выдающиеся руководители. М., 2002.

24. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М., 2000.

25. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие. М., 2002.

26. Управление организацией: Учебник/ Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.,1998.

27. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М., 1999.

28. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. М., 1992.

29. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. М., 1992.

30. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. СПб., 2002.

31. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.

32. Юрьев В., Кузин Б. Методы и модели управления фирмой. СПб., 2001.

33. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М., 2002.


* Основные источники отмечены жирным шрифтом