Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Уровень занятости населения

 

             

Уровень занятости населения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦЫ.. 4

1.1 Понятие рынка труда. 4

1.2 Структура и сущность рынка труда. 6

1.3 Понятие и сущность безработицы и занятости. 14

1.4 Формы безработицы.. 20

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 24

2.1 Состояние уровня занятости населения в России. 24

2.2 Прогноз ситуации на рынке труда на 2007г. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

ВВЕДЕНИЕ

Экономические реформы 90-х годов в России отразились на целевых установках и поведении участников экономических отношений и потребовали от них активизации в совершенствовании различных адаптационных механизмов. Неоднозначный и длительный характер такого приспособления наиболее ярко проявился на российском рынке труда, формирование которого происходило под влиянием комплекса разнонаправленных по своему воздействию факторов.

Важнейшим из них стал глубокий экономический спад, предопределивший существенные структурные изменения в спросе на рабочую силу, и появление открытой безработицы. Возникли новые реалии развития рынка труда. Ими стали неполная занятость, скрытая безработица, невыплаты заработной платы, развитие теневого рынка рабочей силы.

Острота проблем занятости сохранилась и в условиях экономического роста. Структурная безработица, низкий уровень оплаты труда, дефицит квалифицированных кадров (особенно рабочих специальностей) затрудняют решение задачи обеспечения экономики и ее локальных рынков необходимой рабочей силой определенного качества. Сегодня различия в показателях рынков труда территорий и отраслей достигают десятков раз, что свидетельствует о напряженной ситуации на локальных сегментах общероссийского рынка труда и требуют пристального государственного внимания.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Целью курсовой работы является понятие и анализ уровня занятости населения.

В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач :

- изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;

- дать понятие безработицы и занятости населения;

- проанализировать состояние уровня занятости населения в России;

- рассмотреть ситуацию на рынке труда в России за 1998-2005г.г.;

-дать прогноз ситуации на рынке труда на 2007г.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – занятость и безработица

Предмет исследования – анализ уровня занятости

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Понятие рынка труда

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата[1] .

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли[2] .

1.2 Структура и сущность рынка труда

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.

С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1.1).

С УС П


Рис. 1.1 Совокупный рынок труда

где:

С – совокупный спрос на труд;

П – совокупное предложение труда;

УС – удовлетворенный спрос на труд.

Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС, (1)

где СР – совокупный рынок труда;

ТР – текущий рынок труда.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:

- открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

- скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:

· субъекты рынка труда;

· правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;

· конъюнктура рынка;

· службы занятости населения;

· инфраструктура рынка труда;

· система социальной защиты населения и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)[3] .

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис. 1.2):

- отношения между наемными работниками и работодателями;

- отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

- отношения между субъектами рынка труда и государством.


Государство

Организации работодателей

Профсоюзы

Рис.1.2 Система отношений на рынке труда

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

· Организация встречи работодателя и наемных работников.

· Обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками.

· Установление равновесных ставок заработной платы.

· Решение вопросов занятости населения.

· Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от:

· состояния экономики (подъем или спад);

· отраслевой структуры хозяйства;

· уровня развития технического базиса;

· благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного);

· развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;

· состояния социальной и производственной инфраструктуры;

· степени развития экономики;

· меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).

Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

- трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

- трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

- равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них беспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция – неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется

- наличием большого числа покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

- свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;

- ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Рынок труда, функционируя в определенной социально-экономической среде, как и все иные рынки, наделен инфраструктурой.

Инфраструктура рынка труда - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок труда и обеспечивающих его функционирование, например, законодательство о труде, министерство труда и занятости, государственные и частные биржи и центры по трудоустройству, профессиональные союзы.

Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда[4] .

В отечественной экономической литературе инфраструктуру рынка труда обычно рассматривают как совокупность государственных организаций, негосударственных структур содействия занятости, служб персонала предприятии и фирм, общественных организаций и фондов, нормативно-правовой среды, обеспечивающих эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

При таком подходе не учитываются некоторые особенности инфраструктуры рынка труда. На наш взгляд нужно придерживаться более расширительной трактовки понятия рынок труда и рассматривает инфраструктуру рынка труда как его органический элемент. Для определения сущности инфраструктуры нужно придерживаться следующих её особенностей:

-инфраструктура рынка, как его составная часть, является полифункциональной системой, способной использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты;

-институты и организации инфраструктуры создают правовые, финансово-экономические и информационные механизмы регулирования рынка труда; взаимодействие институтов и механизмов должно быть направлено на создание благоприятных условий для достижения эффективной занятости.

Как известно, достижение эффективной занятости - это главная социально-экономическая функция рынка труда. Инфраструктура рынка обеспечивает выполнение этой функции, следовательно, критерием успешного функционирования инфраструктуры рынка труда является достижение равновесия между спросом и предложением, а главной задачей инфраструктуры - создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда[5] .

Для реализации этой задачи инфраструктура выполняет частные функции, направленные на регулирование рынка труда, посредством деятельности организаций, осуществляющих трудовое посредничество, профессиональное обучение безработных граждан, профориентационные услуги и соответствующих институтов, регулирующих эту деятельность. Это:

1) Трудовое посредничество.

2) Профессиональное обучение и переобучение занятых и незанятых граждан.

3) Создание и сохранение рабочих мест (взаимодействие служб занятости с работодателями).

4) Информационное обслуживание населения.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, можно интерпретировать понятие инфраструктуры рынка труда как системы институтов содействия трудоустройству и регулирующих механизмов, обеспечивающих экономически выгодные условия для эффективного взаимодействия между спросом и предложением на рынке труда.

Инфраструктура рынка труда в целом (или общая инфраструктура) объединяет в себе несколько подсистем:

1) Инфраструктура надстроечных элементов, прежде всего регулирующая и нормотворческая роль государства, а также трудовых договоров.

2) Организационная инфраструктура, включающая в себя организационно-экономические и организационно-управленческие структуры как на микро-, так и на макроуровне (организационные системы трудоустройства, образования, социальной защиты, материально-финансового обеспечения, информации, кадровых агентств)[6] .

Организационная инфраструктура представляет собой сеть государственных и негосударственных организаций по содействию в трудоустройстве, обеспечивающих необходимое взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Главной задачей организационной инфраструктуры является распределение функций и создание механизмов взаимодействия между субъектами инфраструктуры.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

1.3 Понятие и сущность безработицы и занятости

В любой экономике – командной, рыночной – одновременно могут наблюдаться как свободные рабочие места и их дефицит, так и запас рабочей силы и её дефицит. Но если в целом для командной экономики больше характерен дефицит рабочей силы, то доля рыночной её избыток: безработица.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее[7] .

Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя можно представить в следующем виде: (рис.1.3)

Рис.1.3 Уровень безработицы

Кривая спроса на труд отражает спрос на труд со стороны предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его величину в связи с изменением уровня заработной платы. Если уровень оплаты труда будет повышен с точки D до точки С, это, с одной стороны, приведет к сокращению спроса на труд до величины СА, т. е. к увольнению части наемных работников, с другой стороны, это приведет к увеличению предложения на труд на величину АВ. Возвращение в точку равновесия Е приведет к исчезновению безработицы: весь спрос на труд будет удовлетворен его предложением при данной цене труда на уровне точки D.

Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы.

Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом[8] .

Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице[9] .

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге А. Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы[10] .

Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую (см. рис.1.3) , характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О. Филипса (рис.1.4) оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное – при высоком:

Рис.1.4 Кривая Филипса

Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О. Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, к инфляции[11] . Теперь для увеличения занятости стали рекомендовать увеличение инфляции в пределах управляемости.

Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель (см. рис.1.5). Графически это выглядит следующим образом:

Рис.1.5 Акселерационная модель монетаристов

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной. На графике видно, что сокращение безработицы до величины V1 вызывает рост цен до уровня а1. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместиться и т. д.

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:

1) разорение части предприятий;

2) накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

3) диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;

4) циклический характер производства;

5) несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

1.4 Формы безработицы

В настоящее время существует два вида безработицы – естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономике резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Существует и иной подход, когда в естественную безработицу включаются фрикционную, институциональную и добровольную.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является её небольшая продолжительность.

Циклическая безработица - вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса[12] .

Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растёт инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свёртываются производства и сокращаются рабочие места.

Структурная безработица сопровождается ожесточённым сопротивлением профсоюзов, пытающимся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблем социальной защиты людей, пострадавших от структурной безработицы, максимальное снижение её продолжительности обычно находятся в центре государственной политики в области занятости.

Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной. Кроме вышеперечисленных, имеют место следующие виды безработицы.

Институциональная безработица - произведена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на её спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем выше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы.

Иногда институциональная безработица провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться с той скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификаций и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах также следует считать институциональной.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадёжными даже рабочие места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие “рабочее место”. Например, распространение персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные сети, ведёт к увеличению надомной занятости[13] .

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально – психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ.

Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда.

Безработица порождая у «лишних» людей синдром ненужности, среди прочих факторов, ведёт к росту преступности, социальной опущенности, создавая трагедию личности и общества в целом.

Безработица в нашем обществе отражает динамические процессы, оценить её без исследований специфических характеристик невозможно. Полную картину безработицы может дать совокупность абсолютных и относительных показателей, наиболее важным из которых является уровень безработицы. В практике нашей страны коэффициент рассчитывается как отношение числа безработных, зарегистрированных на данную дату службой занятости, к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ

2.1 Состояние уровня занятости населения в России

По состоянию на август 2006г. (без Чеченской Республики), численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 74,1 млн. человек, или 66,5% общей численности населения этого возраста. В их числе 69,1 млн. человек классифицировались как занятое население, 5,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ. По сравнению с августом 2005 г. численность занятого населения увеличилась на 0,9%, численность безработных - сократилась на 2,1%. Уровень безработицы в августе 2006 г. составил 6,7%.

Рис.2.1 Численность занятого населения и безработных в Российской Федерации, млн. чел[14] .

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце августа 2006г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 1,8 млн. безработных, в том числе в Чеченской Республике - 331,4 тыс. человек. По сравнению с августом 2005г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 159 тыс. человек, или на 9,9%. В августе 2006г. общая численность безработных превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,7 раза.

В общей численности безработных 1,4 млн. человек не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,1 млн. человек (31,9%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 1,1 млн. человек (31,6%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с августом 2005г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 3,8 процентных пункта.

Рис. 2.2 Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в августе 2006 г[15] .

Среднее время поиска работы безработными в августе 2006г. составило 8,5 месяца и увеличилось по сравнению с августом 2005г. на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 39,0% безработных (в августе 2005г. - 38,1%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет более 48% и увеличилась за последний год на один процентный пункт. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы снизилась на 0,1 процентных пункта и составила 33,5%.

Средний возраст безработных составил 34,1 года, занятого населения - 39,6 года. Молодежь до 25 лет составляет 30,4% среди безработных и 12,0% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,0% и 10,6%.

Около 16% безработных имели высшее образование и 21% - среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило, соответственно, по 26%.

Группировка субъектов РФ по уровню безработицы представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы
в ноябре 2005- августе 2006 гг.

Количество
регионов в
интервале

В % к общему
числу регионов

Численность
безработных
в регионах,
попавших
в интервал,
тыс. человек

В % к общей
численности
безработных

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению

до 5,0

6

6,8

338

6,3

от 5,1 до 8,0

42

47,7

2405

44,7

от 8,1 до 11,0

27

30,7

1821

33,8

от 11,1 до 15,0

7

8,0

287

5,3

от 15,1 и более

6

6,8

531

9,9

Итого

88

100

5382

100

Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 0,9% в Москве до 61% в Республике Ингушетия. Высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Республиках Дагестан, Калмыкии и Тыве (21-25%); в Кабардино-Балкарской Республике (15%); в Республиках Бурятия и Адыгея (около 14%). Не превышает 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,5%); в Московской и Самарской областях, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (3,6% - 5,0%).

2.2 Прогноз ситуации на рынке труда на 2007г.

По прогнозам Госкомстата РФ, с 2007 года ситуация на рынке труда в России значительно усложнится. Ожидается не только количественное сокращение численности трудоспособного населения, но и ухудшение его качества — старение экономически активной части при том, что компенсирующая доля миграции составит не более 17-19%[16] .

За год реформ в большинстве организаций была практически прекращена деятельность по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров. В настоящее время общий уровень квалификации работников резко снизился, средний возраст высококвалифицированных специалистов возрос до 53-57 лет. При этом, по данным Минтруда, лишь 5% экономически активного населения в России может быть отнесено к специалистам высшей категории, в то время как в Германии это показатель составляет 56%, а в США 43%.

Вместе с тем во многих регионах отмечается перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров, финансистов на фоне возрастающей потребности в квалифицированных рабочих и специалистах для промышленности, строительства, транспорта, сферы обслуживания, ЖКХ и сельского хозяйства, социально — трудовой сферы

Минтруда прогнозирует увеличение количества безработных к 2007 году Общая численность безработных в России к 2007 году может составить, около 6 млн. человек или 8,3% от экономически активного населения, при росте ВВП за этот период на 17,3%. В то же время, если рост ВВП составит 21%, то общая численность безработных составит 5,8 млн. чел или 8,1% от экономически активного населения[17] .

По данным Международной организации труда (МОТ), общая численность безработных уменьшилась за прошлый год с 6,2 млн. человек до 5,1 млн. человек[18] . Уровень общей безработицы в России по итогам прошлого года уменьшился с 8,6% до 7,1% от экономически активного населения страны. При этом, по итогам прошлого года количество зарегистрированных в России безработных увеличилось на 200 тыс. человек с 1,1 млн. человек до 1,3 млн. человек. Безработица в России носит «застойный характер». Среднее время, в течение которого люди находят работу, составляет 9 месяцев. Основные отрасли, по которым будут высвобождаться рабочие места - это металлургия, железнодорожный транспорт, энергетика.

В России численность работников высшей квалификации составляет 5% от числа занятых, при том, что в ФРГ этот показатель достигает 56%, в США - 43%

На основании анализа и прогноза развития ситуации в социально-экономической сфере можно сделать вывод, что на ситуацию на рынке труда в среднесрочной перспективе окажут воздействие несколько ключевых факторов.

Сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом , Вместе с тем в результате позитивного сочетания экономического роста и Реформирование структуры промышленности, реструктурирование и модернизация отдельных отраслей экономики, а также включение России в процессы глобализации мирового хозяйства приведет, с одной стороны, к активному высвобождению работников, с другой — к созданию новых эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики и повышению уровня производительности труда.

Недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения. А также низкое качество рабочей силы. Известно, что профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов[19] .

Старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях, сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве. Невысокий уровень оплаты труда, с одной стороны, способствует расширению спроса на труд, с другой стороны, снижает предложение рабочей силы.

Значительные размеры трудовой миграции, что создает неконтролируемую ситуацию на национальном рынке труда, стимулируют развитие теневой экономики.

Сохранение значительного потенциала неэффективной занятости : во-первых, отставание России от развитых стран в производительности труда; во-вторых, безработица, скрытая от официального наблюдения, в-третьих, несоответствие спадов производства и занятости.

Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса . Сохранение значительной дифференциации в сфере занятости по территориям Российской Федерации.

Рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы. Сохранение тенденций появления на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, и вытеснение с рынка труда женщин (в большей степени предпенсионного возраста). Недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.

Сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев и вынужденных переселенцев и др.). Уменьшится численность лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, так как новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию. Это сузит сферу приложения труда для части молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и лиц среднего возраста (в настоящее время численность работающих пенсионеров составляет около 4,5 млн. человек)[20] .

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации вызовет дополнительную потребность в трудоустройстве специфической возрастной и профессиональной категории граждан.

После 2006 года, с началом сокращения численности населения трудоспособного возраста, дальнейшие перспективы занятости будут зависеть главным образом от темпов модернизации экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, безработица одна из самых актуальных проблем нынешней российской реальности. При переходе от командно-административной системы управления к рыночной экономике и соответствующих структурных изменениях безработица имеет форму, не типичную для стран с развитой рыночной экономикой; представляемая статистикой картина безработицы сильно искажена; проблемы и приоритеты социальной политики в целом, и особенно в области занятости, по-разному оцениваются населением и лицами, оказывающими влияние на эту политику.

Годы реформ сильно изменили социальную жизнь России. Обнищание широких слоев населения, углубление социальной дифференциации и переход от государственной помощи и распределения социальных благ к системе социального страхования разрушили традиционные пути решения социальных проблем.

Особо российской чертой безработицы является сильная региональная дифференциация в силу огромных территориальных размеров и крайне неравномерного экономического развития регионов и разного стартового уровня. Большие региональные различия требуют определенных методик учета занятости и безработицы в отдельных российских регионах, при этом большое влияние на занятость оказывают местные органы власти, эффективность местной службы занятости.

Причинами хронической безработицы в России являются: во-первых, особенность местного рынка рабочей силы, который при плановой экономике не испытывал ни количественного, ни качественного недостатка, но в новой ситуации требует соответствующей квалификации; во-вторых, существование множества мелких региональных рынков рабочей силы, в условиях, когда нынешнее состояние рынка жилья затрудняет перераспределение рабочей силы между отраслями и регионами; в-третьих, особенность формирования структуры доходов семейных бюджетов, при которой многие женщины отказываются от полной занятости в пользу частичной, чтобы выполнять семейные обязанности, но официально они считаются безработными.

Текущий уровень безработицы является адекватным современному состоянию российской экономики, дальнейшее снижение возможно исключительно в условиях проведения структурных реформ, а движение в направлении реформирования российской экономики со стороны правительства уже давно не наблюдается.

Рассматривая пути преодоления безработицы и оценивая социальную политику, можно выделить приоритеты в политике занятости в соответствии с федеральными и региональными программами: финансовая помощь предприятиям, которые должны создавать рабочие места, малым предприятиям, организациям по обеспечению общественно-необходимых работ; переобучение безработных и выплата пособий по безработице, стимулирование самостоятельной занятости.

Настоящая борьба с безработицей происходит не на макро-, а на микро-уровне, поэтому достаточное понимание причин и типов безработицы со стороны заинтересованных лиц и властей, ответственных за эту политику, будет являться важным решением в сокращении роста и уровня безработицы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

2. Антосенков Е.Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости // ЭКО.-1999.-№2.-С.123-126.

3. Бондаренко Л. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2000, №6, С.67-75.

4. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.-1999.-№2.-С.109-111.

5. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.

6. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, С.21-35.

7. Гринченко В.С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.-1999.-№2.-С.115-116.

8. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-2002.-№1.-С.76-81.

9. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.

10. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.

11. Кашепов А. М., Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1999.-№5.-С.53-58.

12. Кострюков В. Вопросы занятости. // Экономист, 2003. -№8.

13. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.

14. Материалы Госкомстата. //Экономика и жизнь, сентябрь 2004. №38.

15. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? //Вопросы экономики №9, 2001 г.

16. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9.

17. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 136 с.

18. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2005 г. - М.: 2006. – 104 с.

19. Российский статистический ежегодник.- М.: Госкомстат.

20. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. – М.: МИК, 2000. – 235 с.

21. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.

22. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7.

23. Симонова И.Ф., Кпадони А.В. Особенности формирования рынка труда России. -М.: цниитэнефтехим, 2002г.

24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». Москва: Дело, 2001г.

25. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3, С.85-93.

26. Четвернина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления – Вопросы экономики, 2003, №2, С.115-130.

27. Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

28. «Экономика и жизнь» май 2004, №24.

29. http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики


[1] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

[2] Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.

[3] Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.

[4] Кострюков В. Вопросы занятости. // Экономист, 2003. -№8.

[5] Четвернина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления – Вопросы экономики, 2003, №2, С.115-130.

[6] Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.

[7] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

[8] Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.

[9] Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

[10] Симонова И.Ф., Кпадони А.В. Особенности формирования рынка труда России. -М.: цниитэнефтехим, 2002г.

[11] Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.

[12] Антосенков Е.Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости // ЭКО.-1999.-№2.-С.123-126.

[13] Кашепов А. М., Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1999.-№5.-С.53-58.

[14] http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики

[15] http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики

[16] Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2005 г. - М.: 2006. – 104 с.

[17] Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2005 г. - М.: 2006. – 104 с.

[18] Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2005 г. - М.: 2006. – 104 с.

[19] Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7.

[20]