Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по изучению дисциплины «Культура средневековья» для студентов специальности 050204 «Культурология»

 

             

Рекомендации методические по изучению дисциплины «Культура средневековья» для студентов специальности 050204 «Культурология»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра философии и культурологии

методические рекомендации по изучению дисциплины

«Культура средневековья»

для студентов специальности 050204 «Культурология»

Составитель:

к.и.н., доцент

кафедры ФиК

Жапекова Г.К.

Павлодар

1 Цели и задачи проведения лекционных занятий

Лекционный курс – целостный, развернутый, аргументированный комплекс идей той или иной учебной дисциплины, включенной в программу вузовской подготовки специалиста. Лекция имеет важное методологическое, познавательно-практическое, общественно-политическое и профессиональное значение.

Подготовка к слушанию и восприятию лекции:

1. Психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения;

2. Целенаправленная, познавательно-практическая деятельность накануне лекции, в том числе:

а) просматривание записей предшествующей лекции с целью восстановления в памяти ранее изучаемого материала;

б) ознакомление с материалом предстоящей лекции по программе и учебнику (учебному пособию) с целью установления смысловой и логической связи между ранее изученным и изучаемым материалом. Учебник, как известно, издается один раз в несколько лет и вопросы, включенные в программу, могут не найти в нем своего отражения. Убедившись в таком несоответствии, студент акцентирует внимание на этих вопросах в ходе лекции;

в) определение основных видов работ, которые потребуется выполнить в ходе лекции (записи, схемы, зарисовки и т.п.), и заблаговременная подготовка материалов, необходимых для их выполнения;

г) ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу и учебник, подбор литературы, необходимой для углубления и расширения знаний, для выполнения заданий.

Подготовка к предстоящей лекции мобилизует студента на творческую работу, главным в которой является умение слушать и воспринимать ее содержание.

В методике лекционного изложения знаний преподавателями преобладает диктовка, рассуждения, фактологичекое изложение, проблемное изложение знаний. Нетрудно понять, что так называемые «диктовка» и «фактологическое изложение знаний» не смогут возбудить творческую активность студентов в работе над лекцией.

Важным условием эффективного слушания является осознание целей и задач лекции, помогающие студенту более осмысленно воспринимать ее содержание. Кроме того, понимание целевой направленности лекции, и ее места в изучаемом курсе заставляет студента более внимательно относиться к сообщаемой информации, глубже вникать в содержание понятий, критически оценивать узнаваемое.

Вместе с тем всякая лекция как форма живого общения взаимодействия преподавателя и студентов должна отвечать и целому ряду психолого-педагогических требований, выполнение которых зависти не только от студентов, но и от преподавателя, от его умения читать лекцию, активизировать внимание студентов.

Записывание – это средство обратной связи, помогающее преподавателю контролировать усвоение знаний студентами. Если в ходе лекции преподаватель видит, что студенты не только внимательно слушают, но и записывают ее содержание, он читает лекцию так, чтобы помочь им в этом (остановками, повторениями, акцентом внимания на главном и т.п.).

Для того, чтобы научиться конспектировать лекции, прежде всего надо знать, что и как записывать. Записывается дата занятия, название темы, цель лекции (если она определена преподавателем) и краткий план ее, сообщенный преподавателем или составленный студентами в процессе слушания. План обеспечивает целенаправленность усвоения темы и последующей самостоятельной работы над материалом. Записав план и цель, надо попытаться установить как раскрываются они в лекции; как подкрепляются формулировками, выводами, доказательствами, то есть осмыслить записываемое.

В записях важно соблюдать четкость и последовательность путем выделения тем и подтем, вопросов и подвопросов; использование абзацев, красной строки, буквенной и цифровой нумерации. выделения главного.

Форма записи лекции может быть различной. Ее выбор во многом зависит от специфики изучаемого предмета. По гуманитарным наукам применяются самые разнообразные формы записей. Распространенной из них является следующая:

Основные вопросы лекции

Основные тезисы, доказательства, выводы. Собственные мысли по отдельным вопросам.

Содержание лекционного материала, можно вести записи по следующей форме:

Основные вопросы лекции

Важнейшие положения, основные факты, обобщения, выводы из содержания лекции

Замечания студента и его вопросы к преподавателю

Независимо от формы записей необходимо оставлять поля, которые потребуются для последующей работы над лекцией. Можно также вести записи на четных станицах, а для своих суждений, дополнений, зарисовок оставлять нечетные.

Существенное значение для формирования у студента качеств всесторонне развитой личности, компетентного специалиста и подготовки его к профессиональной и другим видам деятельности имеют семинарские занятия, являющиеся логическим продолжением работы начатой на лекции.

Лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают ему овладеть ими на более высоких уровнях репродукции и трансформации. Вместе с тем, эти формы учебного процесса способствуют укреплению умений и навыком самостоятельной работы и самообразования, полученных в процессе работы над лекцией.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция I Объект «Культуры средневековья»

Объектом «Культуры средневековья» является изучение закономерностей функционирования и развития культуры Средневековья. Основными методами изучения этой дисциплины являются: методы «идеальных типов», абстрагирования, анализа, принципы – культурного релятивизма, исторического и логического, от абстрактного к конкретному.

«Культура средневековья» занимает важное место в истории западноевропейской и мировой культуры. Данная дисциплина раскрывает генезис, основные закономерности заката культуры средневековья и Возрождения. Основные этапы динамики и статики культуры обозначенного периода позволяют раскрыть основные особенности, паттерны, культуры средневековья.

«Культура средневековья» восполняет одномерность, объектный характер профессионального и гуманитарного образования. Эта дисциплина развивает личностную ориентацию в мире, способствует осмыслению культурных достижений, осуществлению и диалога – полилога различных культур на различных стадиях развития общества. Усвоение динамики культурного опыта западноевропейских народов в эпоху средневековья и Возрождения. Осмысление культурного опыта древних народов расширяет мировоззрение студентов, позволяет преодолеть стереотипы европоцентризма и этноцентризма.

Культура средних веков является одним из важных разделов исторической культурологии и истории мировой художественной культуры. В процессе формирования культурологии как самостоятельной междисциплинарной гуманитарной науки история культуры и история мировой художественной культуры интегрируются в такую дисциплину как историческая культурология. Объектом изучения исторической культурологии являются закономерности формирования и развития культуры в рамках конкретной исторической эпохи. Задачами учебной дисциплины «Культура средневековья» являются:

- определение специфики динамики и статики культуры в рамках определенной исторической эпохи;

- определение многоуровневости культуры в собственных исторических параметрах;

- определение основных паттернов и приоритетов этой культуры;

- уяснение этнического субстрата и социального состава этой культуры в рамках конкретной исторической эпохи.

Лекция 2. Сущность и специфика средневековой европейской культуры

Общая характеристика средневековья. Основные периоды динамики средневековой культуры: раннее, высокое средневековье и закат. Многоуровневость средневековой культуры. Средневековая культура как полилог двух культурных ориентаций: церковной и народной. Сущность и специфические черты средневекового способа отношения к миру. Специфика средневековой культуры: монотеизм, ретроспективность, символизм, дидактизм, энциклопедичность, психологическая самоуглубленность. Средневековая культура и проблема становления человека как личности: от типичности человека к человеку, выполняющему социальную роль. Оценка средневековой культуры западной и российской культурологической наукой.

Лекция 3. Христианство как духовный горизонт средневековой культуры

Становление христианства. Идея мессианства. Формирование нового образа мира. Христианская картина мира: теоцентризм. Теоцентрическая модель мира. Основные черты божественной модели мира. Ценностные ориентации христианства. Нагорная проповедь Иисуса Христа (Евангелие от Матфея). Нравственные заповеди как должное. Основные ценности христианской культуры: любовь как духовная благодать, совесть. Переосмысление и христианская переинтерпретация системы ценностей античной культуры. Роль неоплатонизма, герметизма, гностицизма и христианства в индивидуализации. Формирование христианской системы в философских поисках Тертуллиана, Оригена, Ария. Никейский символ веры. Обоснование никейского богословия каппадокийскими «отцами церкви». Разработка богословской терминологии. Бог и человек. Специфика христианской версии антропоцентризма. Духовное и телесное. Теургия. Особенность антропоцентризма в учении каппадокийцев. Богопознание как новая концепция человеческой жизни. Христология. Концепция спасения. Монашество как эффективный путь осуществления евангельских норм христианства. Отличительные черты монашества. Устав монашества. Бенедиктинский орден. Маргинализация тела и возвышение духовного.

Лекция 4. Христианская культура в период раннего средневековья: становление средневековой культуры

Социальный идеал средневековой культуры: отношение к бедности, отношение к труду. Магия и христианство. Ритуализация жизни человека. Христианизация Европы. Место крестовых походов в динамике христианской культуры. Восприятие времени в средневековье: аграрное, родовое, историческое, циклическое литургическое время и библейское время. Время Бога как Вечность. Средневековая мистика. Особенность средневекового видения и его влияние на художественную практику.

Лекция 5. Византийская культура

Распространение христианства в Византийской империи. Влияние на византийскую культуру. Церковные реформы в Византии. Иконоборчество. Основные направления динамики византийской культуры в X-XII вв. Византийская литература. Светское образование в XI-XII вв. Зарождение рационализма. Византийская архитектура. Изобразительное искусство. Своеобразие философско-богословских поисков. Система христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Лекция 6. Западноевропейская средневековая культура

Возникновение университетов и развитие образования. Средневековые рукописи. Книга и ее место в культуре. Средневековая наука и магия. Алхимия. Культура средневекового города. Феномен рыцарства в средние века. Средневековое искусство. Иконопись. Символичность изобразительного искусства средневековой культуры. Романская архитектура. Орнаментальность романского стиля. Готический стиль. Рыцарская литература. Литургическое песнопение. Канонизированный характер музыкального искусства. Народная культура. Фольклорные традиции народной культуры. Карнавальный характер средневековой культуры. Культура дворян. Церковная культура. Телесность. Линейность бытового времени. Художественная культура в XII-XIII вв. Зарождение и развитие схоластики.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Пархоменко, И. Т. История мировой и отечественной культуры:
курс лекций/И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин.-М.:Центр,2002.-319 с.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура:Учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений.-3-е изд.,испр.-М.:Академия,1999.

3. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под. ред. А.И.Шаповалова.-М.:ВЛАДОС,2003

4. Культурология: Учеб. пособие/ Кшибеков Д.К.,Мусалаев Н.Н.,Баженов Р.А.и др.;Под общ.ред. Д.Кшибекова.-Алматы:РИК,1999

5. Виппер Р. Ю. История средних веков:Курс лекций.-СПб.:Эстет,2000

6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней:В 5 т./ Гл. ред. Козыбаев М.К.-Алматы:Атамура. Т.3.-2000.-766с.

Д ополнительная:

7. Садохин, А. П. Мировая художественная культура:учебник для
вузов/А. П. Садохин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити-Дана,2006.
496 с.-(Gogito ergo sum)

8. Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству/С.М. Петкова.- Изд. 2-е, испр.-Ростов н/Д:Феникс,2006.-507 с.:ил.-(Справочник)

9. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси/Л. Д. Любимов.-4-е изд, перераб. и доп.-М.:АСТ; Астрель; Транзиткнига,2004.-264 с.:ил.