Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня Дятлово

 

             

Рекомендации методические по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня Дятлово

Отдел образования Дятловского райисполкома

Районный учебно-методический кабинет

Методические рекомендации

по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня

Дятлово

2008 Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома.

Рецензент: Кибинь И.Е., заведующая районного учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

Автор-составитель

методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня / авт.-сост.Е.Н.Баклага. - Дятлово: районный учебно-методический кабинет, 2008.

В данной брошюре представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня.

Адресуется администрации учреждений образования, руководителям методических объединений, воспитателям групп продленного дня.

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981

Методические рекомендации

по планированию работы воспитателя группы продленного дня

В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) план; примерный план работы с родителями младших школьников.

Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.

Деятельность группы регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции:

· создание условий для личностного развития учащихся;

· создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

· создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование.

У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы .

Требования к календарно-тематическому плану работы:

· конкретность воспитательных задач;

· учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;

· учет индивидуальных особенностей коллектива.

Разделы плана:

· ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.);

· характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях;

· основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей.

Предлагаем примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2).

Таблица 1

Примерный календарно-тематический план работы

воспитателя группы продленного дня на год

Месяц

Основная тема периода

Неделя

Виды деятельности

Познавательная

Физкультурно-оздоровительная

Ценностно-ориентированная

Трудовая

Творческая

Коммуникативная, коллективно-творческая

сентябрь

«Здравствуй, школа!»

1

2

3

4

Игра-путешествие «Здравствуй, школа!»

«Светочи земли белорусской»,

уроки Светофора

Прогулка с заданием

Мир вокруг нас (политинформация)

Прогулка-экскурсия

Спортивные эстафеты.

Это интересно знать (события в мире спорта)

Весёлая спортландия

Эстафетные игры на стадионе

Игры на свежем воздухе

Волшебный сундучок (правила этикета)

«Праздник рождения группы»

Рейд «Чистюльки»

Уроки Мойдодыра

Операция «Чистый двор»

Сезонные работы на пришкольном участке

Акция «Помоги книге»

Экскурсия на выставку детского творчества

Творческая прогулка

Музыкальная викторина

Давайте познакомимся. Игра «Снежный ком». Заполнение анкеты «Моя группа»

Коллективное планирование «Корзинка Красной Шапочки»

Сбор макулатуры

октябрь

Золотая осень

1

2

3

4

Прогулка-наблюдение «Интересные явления природы»

Игра-путешествие по станциям «Овощная, Фруктовая, Лесная»

Агентство полезных советов

Прогулка-поход «Осенний лес»

Осенние старты

Спортивные игры на воздухе

Веселые старты

Праздник «Я пришел в этот день в этот мир»

Акция «Теплое письмо»

Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

Операция «Осенний лист»

Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Золотая осень»

Конкурс рисунков «Осень наступила»

Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»

КТД «Золотая осень» (вместе с родителями)

И так далее составляется календарно-тематическое планирование

на весь учебный год

Таблица 2

Примерный календарно-тематический план воспитательной работы

в группе продленного дня на год

№ учебной недели. Основная тема недели.

День недели, дата

Занятия на воздухе

Организаторы и исполнители

Занятия

в помещении

Организаторы и исполнители

1. «Здравствуй, школа!»

Понедельник

Природоведческая экскурсия по пришкольному участку «Здравствуйте, деревья, кусты, цветы»

Воспитатель

ИСН «Фотокамера смотрит в мир: «День знаний»

Воспитатель

Вторник

Трудовая атака «Школьный двор» (уборка игровой площадки)

Воспитатель

Устный журнал «История возникновения и развития белорусской письменности»

Библиотекарь школы, инициативная группа детей

Среда

ФОЗ «Весёлые старты» (участвуют дети и их родители)

Воспитатель, родители

Этическое занятие «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Воспитатель

Четверг

Прогулка-практикум «Осторожно: улица»

Воспитатель, инспектор ГАИ

Конкурс рисунков на тему «Я и мои друзья»

Воспитатель

Пятница

Час игры «Давайте познакомимся»

Воспитатель, инициативная группа детей

Сбор «Рождение коллектива»

Воспитатель

2. «Правила для всех»

Понедельник

Обществоведческая экскурсия «Роль правил в жизни человека»

Воспитатель, родители

Пресс-конференция «Наши права и обязанности»

Воспитатель, инициативная группа детей

Вторник

Рейд по заготовке корма для зимующих птиц (сбор семян, ягод, плодов и т.д.)

Воспитатель

Путешествие по страницам сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель

Среда

ФОЗ «Весёлая спартакиада»

Воспитатель, инициативная группа детей

Круговая беседа «Если бы я был волшебником…»

Воспитатель

Четверг

Прогулка-практикум «Красный, жёлтый, зелёный»

Воспитатель, инициативная группа детей

Театр-экспромт «Репка»

Воспитатель, инициативная группа детей

Пятница

«Эстафета белорусских народных игр»

Воспитатель, инициативная группа детей

Сбор коллектива «Правила жизни нашей группы» (выработка правил жизни группы)

Воспитатель, инициативная группа детей

3. «Приметы осени»

Понедельник

Природоведческая экскурсия «В садах опять колдует листопад»

Воспитатель

Радиопередача «Осенние зарисовки»

Воспитатель, инициативная группа детей

Вторник

Трудовая операция «Листья жёлтые, скажите, что вам снится?» (уборка листьев)

Воспитатель

Литературная гостиная «Осень, осень, в гости просим»

Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель

Среда

ФОЗ «Осенний марафон»

Воспитатель

Устный журнал «Мир вокруг нас»

Воспитатель, инициативная группа детей

Четверг

Прогулка-творчество «Есть в осени первоначальной…» (зарисовки осенней природы)

Воспитатель

Выставка творческих работ детей «Есть в осени первоначальной…»

Воспитатель, инициативная группа детей

Пятница

КТД «Разведка дел и друзей»

Воспитатель, родители

Создание книги-летописи «Жизнь нашей группы»

Воспитатель, инициативная группа детей

4. « Вместе весело шагать по просторам»

Понедельник

Природоведческая экскурсия «Интересные явления природы»

Воспитатель

Интеллектуально-познавательная игра «Жизнь замечательных детей»

Воспитатель, инициативная группа детей

Вторник

Рейд «Сбор природного материала для изготовления подарков учителям ко Дню учителя»

Воспитатель

Сказочный вернисаж (сочинение и презентация сказок, сказочных инсценировок)

Воспитатель, инициативная группа детей

Среда

ФОЗ «Весёлые старты»

Воспитатель

Нравственный час «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Воспитатель

Четверг

Прогулка-поход «Осенний лес»

Воспитатель

Мастерская «Сюрприз» (изготовление подарков педагогам ко Дню учителя)

Воспитатель

Пятница

Конкурс на лучший комплекс упражнений утренней гимнастики

Воспитатель, инициативная группа детей

Праздник «День рождения группы»

Воспитатель, инициативная группа детей

5. «Это доброе слово - учитель»

Понедельник

Экскурсия по экологической тропе «Удивительное -рядом»

Воспитатель, другие работники школы

Телепередача «Почётная профессия - Учитель»

Воспитатель, инициативная группа детей

Вторник

Трудовой десант «Акт добровольцев» (эстетическое оформление и благоустройство школы и пришкольной территории ко Дню учителя)

Воспитатель

Конкурс чтецов «Вам, дорогие учителя, посвящаем!»

Воспитатель

5. «Это доброе слово - учитель»

Среда

Спортивный праздник «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья»

Воспитатель, инициативная группа детей, родители

Игра «Защита фантастического проекта «Школа будущего»

Воспитатель, родители

Четверг

Прогулка-поход «Всё хочу на свете знать»

Воспитатель

Концерт ко Дню учителя «Музыкальная мозаика»

Воспитатель, инициативная группа детей

Пятница

«Час весёлых игр и эстафет»

Воспитатель, родители

Сбор коллектива «Деловой разговор»

Воспитатель, инициативная группа детей

И так далее составляется календарно-тематическое планирование

на весь учебный год

На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3).

Таблица 3

Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня

Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и

направления деятельности

Прием детей в группу

Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.

Отдых и деятельность на воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.

Обед.

Полдник.

Ужин.

Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.

Переключение на умственную деятельность

Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.

Самоподготовка

Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

Клубно-кружковая работа

Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.

Подведение итогов дня

Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Индивидуальная работа с дежурными

Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении (Таблица 4)

Примерные виды занятий на неделю

Дни

недели

Занятия

на воздухе

Занятия

в помещении

Понедельник

Экскурсия

Информационная служба новостей (ИСН)

Вторник

Физический труд

Занятия по пропаганде чтения

Среда

Физкультурно-оздоровительное занятие (ФОЗ)

Правиловедческое занятие

Четверг

Прогулка

Искусствоведческое занятие

Пятница

Подвижные игры

День коллектива, тимуровская и шефская работа

В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.

В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.

Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5).

Таблица 5

Примерная форма ежедневного (рабочего) плана

Режимные моменты, время их проведения

Дополнительные задачи

Содержание работы

Ответственные за выполнение

Индивидуальная работа с детьми

Примечания

Приём детей в группу

12.00-12.15

1) приход детей в группу;

2) переодевание;

3) ознакомление воспитателя с просьбами родителей;

4) ознакомление с домашним заданием;

5) подготовка к спортчасу.

Спортчас

12.15-13.00

В плане записываются цели спортчаса: оздоровительные; воспитательные; обучающие

В плане отражаются:

1) оборудование;

2) подготовительная работа;

3) структура спортивного часа:

-разминка;

-основная часть;

-заключительная часть;

4) психолого-педагогические условия достижения цели.

Примечание: описание игр, эстафет должно быть зафиксировано на карточках или в плане.

Подготовка к обеду, обед

13.00-13.30

Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед обедом, в план записываются её тема и цель

В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы

Общеразвиваю-

щие занятия (ОРЗ) на воздухе

13.30-14.45

В плане записываются цели ОРЗ: оздоровительные; воспитательные; обучающие

В плане фиксируются:

1) форма ОРЗ (например, прогулка);

2) вид ОРЗ (например, поисковая);

3) план проведения ОРЗ и его содержание.

Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.

Санитарно-гигиенические процедуры

14.45-14.55

Если проводится санитарно-гигиеническая беседа, в план записываются её тема и цель

В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.

Самоподготовка

14.55-16.25

В плане записываются цели самоподготовок по всем предметам

В плане отмечаются:

1) порядок выполнения уроков и время, отведённое на них;

2) домашнее задание по каждому предмету с ответами;

3) игры на внимание; физкультминутки; физкультпаузы.

Подготовка к полднику, полдник

16.25-16.40

Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед полдником, в план записываются её тема и цель

В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.

Общеразвиывающие занятия (ОРЗ) в помещении

16.40-17.25

В плане записываются тема, цели ОРЗ: воспитательные; обучающие; развивающие

В плане записываются:

1) форма ОРЗ (например, КВН);

2) вид (например, математический);

3) план проведения;

4) содержание занятия.

Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.

Игры, занятия по интересам

17.25-17.50

В плане фиксируется содержание работы

Подведение итогов дня. Индивидуальная работа с дежурными

17.50-18.00

В плане описывается содержание работы

Работа с родителями воспитанников

В плане раскрывается содержание работы

Оценка результатов проделанной работы. Педагогические наблюдения и выводы.

В плане отражаются наблюдения воспитателя и его выводы.

Примерный план работы с родителями младших школьников

Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.

В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:

- изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;

- оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;

- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;

- распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.

Предлагаем примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год.

Примерный план работы с родителями младших школьников

месяц

Организация работы с родителями

Изучение семей и условий семейного воспитания

Работа с коллективом родителей

Групповое взаимодействие с родителями

Индивидуальная работа с родителями

Наглядно-информационное просвещение родителей

сентябрь

1.Родительская встреча «Давай познакомимся».

2.День открытых дверей «День рождения группы».

Заседание родительского комитета группы (ежемесячно в течение года)

Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы

Оформление уголка для родителей на тему «Родителям на заметку»

1.Посещение семей на дому (в течение года).

2.Анкетирование родителей «Мой ребёнок».

октябрь

1.Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей».

2. Детско-родительское совместное занятие «Тренинг конструктивного взаимодействия»

Групповая консультация «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка»

Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Детство без слез»

Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все»

Рисунок семьи «Моя семья»

ноябрь

Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»

Групповая консультация с привлечением психолога «Учебные трудности ребёнка»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения»

Оформление папки передвижки «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»

Тестирование родителей «Вы - воспитатель»

декабрь

Школа для родителей «Как помочь детям хорошо учиться»

Практикум «Как привить младшему школьнику любовь к книге»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Поддержка и развитие одарённости ребёнка в семье»; «Развитие памяти, внимания, мышления, речи ребёнка»; «Формирование волевых качеств личности».

Оформление памятки для родителей по вопросам рациональной организации режима дня младших школьников «Режим дня младшего школьника»

Круговая беседа «Вечер в моей семье»

январь

Родительская встреча «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка»

Практикум для родителей «Эффективная родительская педагогика»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств»

Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь без границ»

Мини-сочинение «Выходной день в моей семье»

февраль

Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье»

Практикум «Искусство родительского запрета»

Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Мужское воспитание в семье»

Организация в группе постоянно действующей библиотеки для родителей по вопросам семейного воспитания

Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях.

март

Круглый стол по обмену опытом семейного воспитания «Воспитание культуры поведения у младших школьников»

Дискуссионный клуб «Участие ребёнка в жизни семьи»

Индивидуальные консультации «Единые педагогические требования к ребёнку как необходимое условие правильного воспитания»

Оформление папки-передвижки «Дети-деньги-родители»

Методика «Загадывание желаний»

апрель

Родительская встреча «Роль семьи в воспитании здорового поколения»

Диспут «Телевидение: за и против»

Обсуждение индивидуального «паспорта» здоровья ребёнка

Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке»

Круговая беседа «Вечер в моей семье»

май

1.Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря».

2. День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей»

Школа для родителей «Летний отдых детей»

Организация экскурсий для детей на предприятия, где работают родители

Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы»

Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа»

Требования к кабинету группы продленного дня:

· уголок ГПД

· режим дня (утвержденный директором)

· игровой уголок

· игротека

· уголок здоровья

· график проветривания

· разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов

· календарно-тематическое планирование

· ежедневное планирование

· журнал ГПД

· уголок «Для вас, родители».

Литература

1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.

2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64.

3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня //Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69.

4. Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования: зборнік нарматыўных дакументаў/Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.-2005.-№1 (563).- С.27-52.

Методические рекомендации

по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня.

Адресуется для воспитателей групп продленного дня.

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.

2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.

4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.

5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.

6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.

7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.

8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.

9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.

10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.

11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.

12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

- Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.

- Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

- Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

I . Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

- Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

· Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).

· Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.

· Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.

· Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

· Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

- Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:

· билеты – игрушки;

· билеты – шапочки;

· билеты – закладки;

· билеты – программы и т.д.

- Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».

- Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.

- Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.

II . Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

- Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.

- Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.

- Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.

- Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.

- Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.

- Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III . Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

IV . Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:

- слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;

- сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;

- самодельные подарки и сувениры.

V . Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

Литература

1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.

Содержание

Методические рекомендации

по планированию работы воспитателя группы продленного дня

Методические рекомендации

по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня