Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011

 

             

Рекомендации методические к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011

Министерство сельского хозяйства

и продовольствия Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный

аграрный университет»

Кафедра экономической теории

Экономическая теория

Методические рекомендации

к практическим занятиям

для студентов неэкономических специальностей

Гродно 2011

УДК 330.1(076.1)

ББК 65.01 Я73

Э 40

Рецензенты:

Щербатюк С.Ю. – кандидат экономических наук, доцент;

Карпов В.А. – кандидат экономических наук, доцент.

Э 40

Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк. – Гродно : ГГАУ, 2011. – 238 с.

Методические рекомендации для студентов УО «ГГАУ» неэкономических специальностей предназначены для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономическая теория», проведения практических занятий, диагностики уровня и качества полученных ими знаний по экономической теории.

УДК 330.1(076.1)

ББК 65.01 Я73

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета 30 сентября 2011 г. (Протокол № 1).

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2011

© А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк, 2011

Содержание

Введение……………………………………………………

5

Тематический план ………………………………………..

8

Некоторые специальные формы учебной работы в рамках модулей ……………………………………………

10

Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине…………………………………………………

13

Планы практических занятий

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1

Экономическая теория: предмет и метод…..

21

Тема 1.2

Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике…………………………………….

32

Тема 1.3

Экономические системы. Собственность в экономической системе……………………..

44

Тема 1.4

Рыночная система хозяйствования…………

51

Тема 1.5

Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения ………

59

Тема 1.6

Теория поведения потребителя……………..

71

Тема 1.7

Теория фирмы………………………………..

84

Тема 1.8

Издержки и доходы фирмы…………………

98

Тема 1.9

Рынки факторов производства и распределения доходов……………………...

113

Контрольные вопросы по модулю I………...

122

Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики

Тема 2.1

Основные макроэкономические показатели.

127

Тема 2.2

Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления………………………..

140

Тема 2.3

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)……………………….

149

Тема 2.4

Модель совокупных доходов и расходов (КСР)………………………………………….

157

Тема 2.5

Финансовая система и фискальная политика государства…………………………………..

165

Тема 2.6

Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика……

175

Тема 2.7

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР)……………………………………..

185

Тема 2.8

Социальная политика государства. Экономический рост…………………………

191

Тема 2.9

Современное мировое хозяйство и его структура……………………………………..

211

Тема 2.10

Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура…………………………………

220

Контрольные вопросы по модулю 2………..

229

Литература…………………………………………………

234

Введение

Учебно-методическое пособие, для подготовки к практическим занятиям студентов неэкономических специальностей всех форм обучения, по экономической теории подготовлено в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» и опирается на требования типовой учебной программы «Экономическая теория» для неэкономических специальностей, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. регистрационный № ТД-СГ 012/тип.

Учебно-методическое пособие нового поколения по учебной дисциплине «Экономическая теория» предназначено для руководства в своей деятельности студентам неэкономических специальностей. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущим типом методических рекомендаций являются: обновленное содержание, акцентация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студента рекомендации выступают своеобразным «навигатором» добывания знаний, информации и приобретения практико-ориентированных, жизнедеятельностных умений.

В результате изучения дисциплины студент должен: знать и уметь объяснить: основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, • особенность экономических процессов в Республике Беларусь;

Размещенные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены авторами методических рекомендаций на основании следующих базовых источников, которые рекомендованы студентам в качестве основной литературы для подготовке к практическим занятиям, к сдаче экзамена по дисциплине:

· Экономическая теория: учеб. пособие /Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с.

· Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с.

· Курс экономической теории: учеб. /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с.

· Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. - Минск, 2006. - 543 с.

· Экономика: учеб. пособие / под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. -Минск, 2006.-398 с.

· Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев; под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 2004. - 256 с.

· Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под редГ"М. И. Плотникого. - Минск, 2004. - 185 с.

· Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В.Н. Шимов. - Минск, 2003. - 299 с.

· Экономическая теория /Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Минск, 2003.-344 с.

· Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. /В. Гальперин, С. Игнатьева, B. Моргунов. - СПб., 2002. - 851 с.

· Микроэкономика, учеб. пособие / под ред. М. И. Плотницкого. - Минск, 2002. - 426 с.

· Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общей ред. А.В. Сидоровича. - 3-е изд. - М., 2000. - 416 с.

· Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь. 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101.

· Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/рук. и ред. A. В. Сидорович. - М., 1997. - 736 с.

· Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. - М., 1997. - 640 с.

· Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. -Минск, 1997.

Содержание и формы самостоятельной работы студентов определяются в каждом конкретном случае преподавателем, ведущим лекционные и практические занятия.

Тематический план

Содержание

Объем часов

В том числе

лекции

практические занятия

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод

4

2

2

Тема 1.2 Потребности и ресурсы.

Проблема выбора в экономике

4

2

2

Тема 1.3 Экономические системы.

Собственность в экономической системе

4

2

2

Тема1.4Рыночная система хозяйствования

4

2

2

Тема 1.5 Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4

2

2

Тема 1.6 Теория поведения потребителя

4

2

2

Тема 1.7 Теория фирмы

4

2

2

Тема 1.8 Издержки и доходы фирмы

4

2

2

Тема 1.9 Рынки факторов производства и распределения доходов

4

2

2

Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики

Тема 2.1 Основные макроэкономические показатели

4

2

2

Тема 2.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления

4

2

2

Тема 2.3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

(AD-AS)

4

2

2

Тема 2.4 Модель совокупных доходов и расходов (КСР)

4

2

2

Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства

4

2

2

Тема 2.6 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

4

2

2

Тема 2.7 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР)

4

2

2

Тема 2.8 Социальная политика государства. Экономический рост

4

2

2

Тема 2.9 Современное мировое хозяйство и его структура

4

2

2

Тема 2.10 Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура

4

2

2

Итого

76

38

38

Некоторые специальные формы учебной работы

в рамках модулей

При изучении учебного материала организуются различные формы самостоятельной работы.

Формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков по учебной дисциплине предполагает использование преподавателем некоторых специальных форм учебной работы. Среди них особое место занимают: компьютерное тестирование; доклады, ы; индивидуальные задания.

Одной из форм проверки самостоятельной работы студентов является компьютерное тестирование. Оно позволяет разнообразить учебный материал и применяемые преподавателем методические приемы и методы. Практическое занятие становится более живым и интересным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная связь становятся самыми непосредственными.

Тестирование может проводиться в разных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия преподавателя, с привлечением экспертов со стороны студентов и пр. Данная форма учебной работы будет более результативной, если наряду с собственно контролем знаний, преподаватель будет комментировать выбираемые студентами ответы. Следует показывать студентам, почему они дают правильные или неправильные ответы и давать дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу.

Тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов и позволяет быстро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.

Для того, чтобы успешно выполнить тесты, студенту необходимо ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особое внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты. Тесты выполняются на компьютере, поэтому студент должен иметь некоторые навыки работы на нем. Если тесты успешно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету.

Тестирование может проводиться как в рамках отдельных тем, так и в целом по модулю. По результатам тестирования преподаватель выставляет студенту рейтинговый балл.

Другой формой организации учебной работы студентов является подготовка докладов, ов.

Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит доклад к следующему занятию. К теме доклада студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Однако студент может готовить доклад и по другим источникам.

Материал доклада должен быть структурированным – содержать титульный лист, основную часть, выводы, список использованной литературы. Высоко оценивается авторская редакция материала и разноплановый, критический подход к изложению материала, содержащий различные мнения по освещаемой проблеме с указанием ссылок на использованные источники. В текст доклада могут включаться схемы, графики, рисунки, которые дают более наглядное представление по существу того или иного рассматриваемого вопроса.

Объем доклада должен составлять 3-4 страницы машинописного текста (формат А4, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал). Не допускается представление доклада в виде ксерокопий, сканированных страниц, разобщенных выдержек. Преподаватель, проверив доклады, выбирает те, которые будут заслушаны в аудитории на очередном занятии.

Получив доклад после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями в тексте и выяснить у преподавателя непонятные вопросы.

Следующей формой контролируемой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания. Они отличаются от ов своей практической направленностью, необходимостью проведения расчетов и анализа по выбранной теме.

Индивидуальные задания могут охватывать изучение одной темы или нескольких. Индивидуальный характер заданиям придает возможность выбора студентом любой темы, исходя из его научных интересов.

Каждый студент самостоятельно формирует исходные данные для решения предложенных в этих заданиях производственных ситуаций, используя материалы конкретного СПК. Это не только обеспечивает индивидуальность заданий, но и повышает их реальность, максимально приближая к условиям конкретных сельскохозяйственных производителей. Допускается формирование исходных данных на основе условного предприятия,

Основная часть индивидуальных заданий обязательна для решения всеми студентами, выполнение остальных определяется в зависимости от схемы изучения дисциплины, выбранной студентом.

Студенты, изучающие дисциплину по индивидуальному графику, сдающие предмет экстерном, не посещающие семинарские занятия в силу ряда обстоятельств или не принимавшие участие в работе семинара, кроме названных выше индивидуальных заданий выполняют дополнительные задания.

По согласованию с преподавателем студенты могут выполнять и другие индивидуальные задания в соответствии с их научными взглядами и возможностью получения фактических данных и материалов.

При выполнении индивидуальных заданий необходимо соблюдать предложенную последовательность, что обусловлено логикой изучаемой дисциплины. Каждое последующее индивидуальное задание требует выполнения всех предыдущих, что формирует необходимые знания, умения и навыки.

Выполняя индивидуальное задание, в первую очередь студент должен изучить материал, изложенный в учебной литературе, затем — в монографической и только после этого — данные периодической печати. Для того чтобы содержание индивидуального задания было актуальным, рекомендуется использовать литературные источники, изданные не ранее 2007г.

Индивидуальное задание выполняется студентом самостоятельно. Не допускается дословное переписывание из литературных источников без соответствующих ссылок, а также заимствование индивидуального задания у других студентов. Изложение материала в индивидуальном задании должно быть последовательным, логичным.

Индивидуальные задания выполняются в соответствий со стандартом СТП 20-03-2004 "Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций". В конце каждого индивидуального задания приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии со стандартом СТП 20-03-2004.

По результатам выполненных индивидуальных заданий организуются семинарские занятия. Студенты, которые отсутствовали на семинарском занятии или не приняли участия в дискуссии из-за неготовности индивидуального задания, выполняют его письменно и сдают преподавателю 'на проверку,

В случае некачественного выполнения индивидуального задания оно направляется студенту на доработку. После доработки индивидуальное задание представляется повторно с первым вариантом.

Тестирование, доклады, ы и индивидуальные задания содействуют более глубокому пониманию предмета, приучают студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. При выполнении данных видов контролируемой самостоятельной работы студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, вырабатывают способность к познанию сущности экономических явлений, закономерностей и взаимосвязей. Одновременно, студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять наиболее эффективные способы решения хозяйственных проблем.

Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине

Все виды учебной работы по курсу студенты выполняют и сдают преподавателю в установленные сроки в соответствии с календарным планом и учебной программой.

Уровень выполнения определенного вида учебной работы оценивается рейтинговыми баллами: 1, 2, 3, … 10.

Формами контроля являются: , коллоквиум, программированный опрос, индивидуальное задание (письменное или устное), ответ на семинарском занятии и т.п.

Формы учебной работы, за которые выставляется рейтинговый балл:

· ответ на семинарском занятии;

· дополнения (исправления) к ответу другого студента;

· дополнения к обсуждаемой теме или вопросу;

· подготовка а;

· выступление с докладом или сообщением;

· выполненная ;

· выступление на коллоквиуме;

· ответы на тесты;

· решение задачи;

· участие или победа в блиц конкурсе;

· участие в деловой игре.

Другие формы оценивания студента:

· индивидуальная активность студента на занятии;

· наличие или отсутствие пропусков занятий;

· наличие и форма ведения конспекта

Если студент в течение занятия выполнил несколько видов учебной работы, например, ответил на семинарском занятии, дополнил ответ другого студента, ответил на тесты и др., то он получает несколько оценок за одно занятие.

Индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю определяется как средняя арифметическая по следующей формуле:

(1)

где

Бу - баллы, полученные за различные формы выполненной учебной работы;

nу - количество оценок по различным формам выполненной учебной работы;

Бд - баллы, полученные за различные формы другой оцениваемой работы;

nд - количество оценок по различным формам другой оцениваемой работы;

Например, студент в пределах модуля получил несколько оценок за различные формы учебной работы. Ответил на семинарском занятии, получив 8, дополнил другого студента на 7, подготовил с оценкой 9, решил задачу на 6. Кроме названных баллов преподаватель выставляет в конце модуля оценки по другим формам оценивания. Так, за индивидуальную активность на занятиях, студент получает 7, в связи с полным отсутствием пропусков занятий 10, за наличие и форму ведения конспекта – 8.

Тогда индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю будет равен:

, округляем по правилам округления до 8 баллов.

Итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента определяется путём расчета среднего балла по трем модулям по следующей формуле:

(2)

где

Бi – сумма баллов, выставленных ранее по первому, второму и третьему модулям;

N – количество модулей (в нашем случае – три).

Например, оценка за первый модуль 8, за второй, 8, за третий 6, тогда итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента будет равен

, округляем до 7 баллов.

Таким образом все оценки по модулю, итоговая предсессионная оценка за семестр выставляются по десятибалльной шкале.

По желанию преподавателя может применяться иная система оценивания студента: перевод всех оценок в соответствующие показатели, согласно нижеприведенной таблице.

Таблица - Поощрительные баллы при изучении модуля

Поощряемые учебные действия

Поощрительные баллы

1.Своевременность выполнения и сдачи:

- лабораторных и практических работ

- заданий по УСР

до 0,4

до 0,5

2. Результативность работы на занятиях при оценках:

4-6

7-8

9-10

0,2

0,4

0,6

3. Посещение занятий

до 0,3

4. За каждое отсутствие на занятиях без уважительной причины (причина должна быть указана в выданном деканатом допуске)

– 0,3

5. Образцовое ведение рабочих тетрадей

до 0,3

6. За каждый сделанный студентом на занятиях доклад

до 0,4

7/ Выбор и анализ научной статьи по соответствующей теме*

до 0,8

8. Анализ хрестоматийной литературы (текста-источника) по соответствующей теме**

до 0,8

* - Статья должна быть размещена в официальном научном журнале Республики Беларусь (анализ производится в сопоставлении с результатами (итогами) изложенными в других научных журналах или учебнике для высших учебных заведений, средней школы)

** - Анализ производится с использованием, сравнении, научных статей и текстов учебников (характеристики в учебниках дя высших учебных заведений)

Таблица - Шкала перевода суммарного рейтингового балла в оценку

Число модулей

Предсессион-ная оценка за семестр по рейтинговым баллам

Суммар-ный рейтинго-вый балл

1*

2**

3**

4**

4,0-4,4

8,0-8,9

12,0-13,4

16,0-17,9

4

4,5-5,4

9,0-10,9

13,5-16,4

18,0-21,9

5

5,5-6,4

11,0-12,9

16,5-19,4

22,0-25,9

6

6,5-7,4

13,0-14,9

19,5-22,4

26,0-29,9

7

7,5-8,4

15,0-16,9

22,5-25,4

30,0-33,9

8

8,5-9,4

17,0-18,9

25,5-28,4

34,0-37,9

9

9,5

и выше

19,0

и выше

28,5

и выше

38,0

и выше

10

* - оценивание каждого модуля;

** - оценивание суммарного количества модулей.

В этом случае все оценки по модулю, включая предсессионную оценку за семестр, выставляются по набранным рейтинговым баллам

Преподаватель заносит оценки по модулям в соответствующую ведомость, которая хранится на кафедре экономической теории.

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

Дневное обучение

Рабочая ведомость

Семестр_____20___/ 20_____ учебного года

Факультет ___________курс__________ группа______________

Дисциплина ______________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей _____________________

Фамилия и инициалы студента

№ зачетной книжки

Рейтинговый балл по модулю на дату сдачи/пересдачи

Суммарный рейтинговый балл

Предсессионная оценка за семестр по рейтинговым баллам

Подпись преподавателя

1

2

3

4

Студент имеет право повысить рейтинговый балл по модулю, при имеющемся балле не ниже «4», путем его пересдачи в установленное преподавателем время.

Бесплатная пересдача модуля, рейтинговый балл которого ниже «4», допускается не более 2-х раз. Последующая пересдача модуля осуществляется путем написания и защиты студентом а, с предоставлением платного допуска. Тему а определяет преподаватель.

Правила написания а:

Текст набирается 12 шрифтом T aimes Niew Roman , 1 интервалом, абзац 1,25; поля слева – 3 см., сверху и снизу, справа – 2 см. Желательна вставка рисунка, изображения, схемы (для повышения балла при оценивании) слева (обтекание текстом), с указанием внизу поясняющей информации: годы жизни, или географическое или временное отношение и т.д. Информация в обязательном порядке должна быть по каждому тезису темы. Графики и таблицы либо также, либо по центру (в зависимости от масштабности) и далее следует подписывать Рис. 1., или Табл. 1., и соответствующее название). Сноски на литературу даются в тексте, например [3, с. 45-49] или [1, s. (если иностранный источник) 323]. Использовать информацию из белорусских и российских учебников – запрещено (лучше всего взять информацию из научных журналов, издаваемых в Республике Беларусь, Российской Федерации, большинство из них имеют Интернет-версию; запрещается брать материал из готовых ов, выложенных в сети Интернет). В конце составляется «Вопросы и задания для контроля» (7–12 шт.), «Список литературы». На это всё отводится 7-15 страниц. Повышает балл «Приложение», в котором помещается источник(и) (документ(ы)) (непосредственно можно позаимствовать из хрестоматии, много источников-документов помещены в тех же журналах, Интернете). Необязательный раздел «Приложение» в количествах страниц неограничен.

Сдать подготовленный по соответствующим направлениям соответствующей темы (см. ниже) в распечатанному виде преподавателю, а также иметь при себе цифровую версию, которая может быть востребована преподавателем (имя файла – Ваша фамилия и инициалы).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Возможна доработка, переработка, в том числе и для повышения балла.

К моменту наступления экзамена рейтинговый балл студента по каждому модулю должен быть не ниже «4 (4,0)». В противном случае, студент до экзамена не допускается и преподаватель делает запись в зачетно-экзаменационной ведомости «не допущен».

Студент, имеющий предсессионную оценку за семестр «9-10», в случае получения баллов по каждому из модулей не ниже «8» освобождается от сдачи экзамена с выставлением предсессионной оценки как итоговой, но только после получения студентом допуска к сессии.

В целях повышения итоговой оценки по дисциплине студенты, освобождённые от сдачи экзамена, могут сдавать экзамен по своему усмотрению.

В случае недопуска студента, имеющего предсессионную оценку за семестр «9-10» баллов и освобожденного от сдачи экзамена, в зачетно-экзаменационную ведомость в соответствующей графе выставляется предсессионная оценка, а в графе «Итоговая оценка» делается запись «не явился».

После получения допуска к сессии, студенту, имеющему предсессионную оценку за семестр «9-10», и освобожденному от сдачи экзамена, выставляется в экзаменационный лист, выданный деканатом, предсессионная оценка.

Экзаменационный лист

(подшивается к основной ведомости в деканате)

Название дисциплины_________________________________________________________

Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________

Фамилия и инициалы студента_________________________________________________

№ зачетной книжки______

Факультет_______________

Курс_____ Группа_______

Декан факультета _________________________________

Предсессионная оценка______________________________

Экзаменационная оценка____________________________

,Итоговая оценка__________________________________

Дата сдачи______________

Подпись экзаменатора _______________________________

………………………………………………………………………

Экзаменационный лист

(подшивается к основной ведомости на кафедре)

Название дисциплины_________________________________________________________

Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________

Фамилия и инициалы студента_________________________________________________

№ зачетной книжки______

Факультет_______________

Курс_____ Группа_______

Декан факультета _________________________________

Предсессионная оценка______________________________

Экзаменационная оценка____________________________

,Итоговая оценка__________________________________

Дата сдачи______________

Подпись экзаменатора _______________________________

Если предсессионная оценка за семестр «8» и менее баллов и студент сдает экзамен, то итоговая оценка определяется как средняя арифметическая предсессионной и экзаменационной оценок. Округление итоговой оценки осуществляется по правилам округления.

Если студент, в результате сдачи экзамена получил оценку выше предсессионной и при этом активно работал на семинарских занятиях, то преподаватель имеет право повысить итоговую оценку, которая определяется как среднее арифметическое значение предсессионной и экзаменационной оценок , на один балл, но не выше экзаменационной оценки.

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Зачетно-экзаменационная ведомость №

Семестр___________________________ 2009 / 2010 учебного года

Форма контроля: экзамен

Факультет ______________ курс _________группа__________

Дисциплина_____________________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей_________________________________________

Дата проведения зачета, экзамена: « »__________________20 _____ г.

Фамилия и инициалы

студента

№ зачетной книжки

№ билета

Предсессионная оценка*

Экзаменационная оценка или отметка о сдаче зачёта

Итоговая оценка

Подпись экзаменатора

цифрой

прописью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

* – Для студентов дневной формы обучения предсессионная оценка выставляется по ейтинговым баллам сдачи модулей за семестр.

Запрещается:

1. Принимать экзамены у студентов, не внесенных в экзаменационную ведомость.

2. Принимать экзамены в сроки, не установленные утвержденным расписанием, кроме случаев, специально разрешенных деканом.

3. Принимать экзамены у студентов, у которых предсессионная оценка по предмету ниже 4 -х баллов.

В случае получения экзаменационной оценки ниже «4» баллов, она же и выставляется в графу «Итоговая оценка». При этом экзамен должен быть пересдан в установленном порядке на оценку «4» и выше баллов.

Студенты, которым в порядке исключения в пределах общих сроков обучения приказом ректора университета разрешено заниматься по индивидуальному графику, сдают модули в сроки, установленные планом и согласованные с преподавателем дисциплины и деканом факультета.

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод

Цель занятия: исходя из понятия экономики, как сферы жизнедеятельности общества, определить предмет, функции и задачи экономической теории, рассмотреть основные научные школы и современные направления развития экономической теории, научные методы познания экономических процессов.

План:

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки.

2. Предмет, функции и задачи экономической теории.

Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая теория.

3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

4. Методы экономической теории.

Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.

Литература:

1. Дорина, Е.Б. Институциональная теория и решение проблем глобального развития экономики и управления / Е.Б. Дорина // Белорусский экономический журнал. - 2010. - № 3. - С. 49-55;

2. Медведева, Ю.А. Постнеклассическая теория управления: проблемы организационного развития / Ю.А. Медведева // Белорусский экономический журнал. - 2009. - № 1. - С. 84-90;

3. Коландер, Д. Революционное значение теории сложности и будущее экономической науки / Д. Коландер // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 84-100;

4. Худокормов, А. Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций) / А. Худокормов // Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 20-43;

5. Ольсевич, Ю. Экономическая теория и природа человека: становится ли тайное явным? / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 27-42;

6. Шлиссер, Э. Экономическая теория и эксперимент: Исаак Ньютон, Милтон Фридмен и Вернон Смит / Э. Шлиссер // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 55-70;

7. Либман, А. Современная экономическая теория: основные тенденции / А. Либман // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 36-54;

8. Епифанова, Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории / Н. Епифанова // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 33-44.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте характеристику экономической системы и назовите ее основные элементы.

2. Объясните, почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы.

3. Дайте характеристику институтов и определите их роль в экономической системе.

4. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности? Назовите типы и формы собственности.

5. Дайте определение производительных сил.

6. В чем заключается сущность экономического прогресса? Назовите его основные критерии.

7. Автор одного из самых известных в мире учебников, лауреат Нобелевской премии по экономике, американский профессор Пол Самуэльсон приводит разные определения предмета экономической науки:

а) использование людьми редких и ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

б) повседневная деловая жизнедеятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств.

в) налаживание и осуществление производства и потребления;

г) богатство.

Какое из этих определений Вы предпочитаете?

8) В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?

а) каждый человек испытывает влияние экономики, и сам воздействует на нее;

б) каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности;

в) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой;

г) каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.

9) Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

10) Определите, верны или неверны следующие утверждения:

а) экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем;

б)студенты, хорошо изучавшие экономическую теорию, всегда будут иметь больше успехов в бизнесе, чем те, кто плохо освоил эту науку;

в) чтобы экономическая теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае.

11) Дайте критическую оценку следующему тезису: «Беда экономической науки заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам».

Тесты:

1. Что изучает экономическая теория?

а) законы экономического развития;

б) бухгалтерский учет;

в) принципы делового общения;

г) функционирование отраслей народного хозяйства.

2. Положения каких экономических школ используют экономисты в современной практике?

А) положения политической экономии;

Б) меркантилистов;

В) маржиналистов;

Г) кейнсианцев;

Д) всех школ одновременно.

3. Частные товары, это те, которые:

а) лишь частично удовлетворяют спрос потребителей;

б) часто приобретаются населением;

в) производятся только на частных фирмах;

г) потребляются не поровну, либо могут быть исключены из потребления;

д) принадлежат только крупным частным собственникам;

е) имеют эксклюзивный характер, ввиду их уникальности.

4. Понятие «Пучок прав собственности» Р.Коуза:

а) применяется в экономической теории прав собственности;

б) является составной частью хозяйственного законодательства;

в) активно применяется в процессуальной практике нашей страны;

г) является абстрактным понятием, необходимым для обобщенной характеристики рыночных отношений;

д) применяется при рассмотрении хозяйственных споров.

5. Что изучает экономическая теория?

а) механизм функционирования экономических систем;

б) экономическую политику государства;

в) экономические отношения;

г) все пункты одновременно;

д) ни один из пунктов не подходит.

6. В экономике существует две группы проблем:

А) оптимальности и эффективности;

Б) качества и количества;

В) сколько производить и кому сбывать;

Г) редкости и выбора;

Д) доходов и издержек.

7. Что изучает макроэкономика?

а) доходы и расходы госбюджета;

б) доходы и расходы предприятий;

в) доходы и расходы домашних хозяйств;

г) доходы и расходы крупных транснациональных корпораций;

д) доходы и расходы платежного баланса страны.

8. Теоретическая экономика изучает:

а) микроэкономику и макроэкономику;

б) микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику;

в) общие основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику и мировое хозяйство;

г) мезоэкономику, макроэкономику и мировую экономику;

д) общие основы экономической теории, микро, мезо, мета, макроэкономику и мировую экономику.

9. Что из представленных ниже вариантов изучает микроэкономика?

а) состояние государственного бюджета;

б) уровень безработицы в стране;

в) издержки предприятий;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны;

е) только пункты а и б.

10. Методом экономической теории является:

а) симплекс метод;

б) воображение и творческий подход к исследованию экономических процессов;

в) метод экспертных оценок;

г) метод научной абстракции.

11. Определите пункт, не характеризующий раздел микроэкономической теории:

а) теория денег;

б) теория спроса;

в) теория производства;

г) теория конкуренции.

12. Метод научной абстракции означает:

а) упрощение реальности;

б) усложнение реальности;

в) искажение реальности;

г) уход от реальности.

13. Понятие «экономический человек» введено в оборот научной школой:

а) марксистов;

б) классиков;

в) кейнсианцев;

г) монетаристов.

14. Экономическим ограничением в рыночной экономике является:

а) цена;

б) предложение;

в) издержки;

г) эффективность;

д) спрос;

е) прибыль.

15. Верно или неверно следующее утверждение: микроэкономика изучает хозяйственную деятельность небольших фирм и предприятий, а макроэкономика работу крупных предприятий и корпораций.

а) да; б) нет.

16. Можно ли сказать, что домашнее хозяйство и хозяйствующий субъект – это одно и тоже?

а) да; б) нет.

17. Неоклассическая теория, потому и нео, что лучше объясняет экономические явления, чем классическая теория.

а) да; б) нет.

18. Верно или неверно следующее утверждение: общественное разделение труда и специализация – это одно из условий успешного развития рыночных отношений.

а) да; б) нет.

19. Верно или неверно следующее утверждение: экономическая свобода – это одна из предпосылок развития рыночной экономики.

а) да; б) нет.

20. Верно или неверно следующее утверждение: марксизм возник на базе меркантилизма.

а) да; б) нет.

Основные категории и понятия:

Анализ ( analysis – разложение) – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Аналогия ( analogy ) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Дедукция ( deduction ) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Индукция ( induction ) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Институционализм ( institutional economics ) – основатель направления Т. Веблен. Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждение). Институционалисты предложили исследовать человека неизолированного и в зависимости от его среды. Поэтому они «человека экономического» заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений.

Кейнсианство ( keynesianism ) – в центр внимания поставлены проблемы макроэкономики. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, для повышения которого необходимо использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Классическая школа ( classical school ) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества.

Макроэкономика ( macroeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, – проблему безработицы, инфляции, государственное регулирование и т.д.

Маржинализм ( marqinalism ) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности, знаменовавшая революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении. В основу экономического анализа положены субъективные оценочные суждения хозяйствующего субъекта.

Меркантилизм ( mercantilism ) – концепция, которая видела основу национального процветания и накоплений благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экологических направлений.

Микроэкономика ( microeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Монетаризм ( monetarism ) – представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики.

Неоинституционализм ( neo - institutional economics ) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.

Неоклассическая школа ( neo - classical school ) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Новая классическая экономическая теория ( newclassical economics ) – эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий; согласно этой гипотезе будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже семей.

Нормативная экономическая теория ( normative economics ) – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики.

Позитивная экономическая теория ( positive economics ) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

Синтез ( syntheses ) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Теория экономики предложения ( supply side economics ) – завоевала популярность в 1970–1980 гг. Представитель – А. Лаффер. В самом названии теории – «экономика предложения» – авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С точки зрения сторонников теории, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Главный постулат теории: уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.

Физиократы ( physiocrats ) – представители школы физиократов считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, т. е. доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности «бесплодны».

Функциональный анализ ( functional analysis ) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономика, экономикс ( economics ) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Экономическая модель ( economic model ) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.

Экономическая политика ( economic policy ) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов и др.

Экономическая теория ( economic theory ) – выведение закономерностей из соответствующих факторов экономической действительности; экономический принцип.

Экономический принцип, закон ( economic principle , law ) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.

Тема 1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

Цель занятия: рассмотреть содержание экономических понятий потребности, ресурсы, экономические блага, дать их классификацию, определить место в обеспечении жизнедеятельности общества, а также их связь с производственными возможностями общества и эффективностью производства.

План:

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.

Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

2. Экономические блага: классификация, основные характеристики.

Экономические блага: классификация, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.

3. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Ограниченность ресурсов.

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.

4. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы.

Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производить? Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда.

5. Проблема эффективности. Экономическая и социальная эффективность.

Литература:

1. Боломчук, Б. Влияние диверсификации на эффективность функционирования перерабатывающих предприятий АПК / Б. Боломчук, Н. Драгун // Аграрная экономика. - 2011. - № 5. - С. 23-27;

2. Костюкова, Е. Мониторинг эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств / Е. Костюкова, И. Манжосова, А. Бобышев //АПК: э кономика и управление. - 2011. - № 3. - С. 53-59;

3. Миксюк, С.Ф. Анализ состояния основных производственных средств в белорусской экономике и факторы повышения их эффективности / С.Ф. Миксюк, В.А. Кустиков, А.В. Наумик // Экономический бюллетень. - 2011. - № 4. - С. 26-38;

4. Пархимович, А.В. Основные экономические показатели деятельности организации / А.В. Пархимович // Экономика. Финансы. Управление. - 2011. - №2. - С. 22-27;

5. Медведев, С. Концепция глобальных общественных благ: возможности и ограничения / С. Медведев, И. Томашов // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2010. - №12. - С. 38-47;

6. Шарипов, С. Издержки производства в условиях инновационного развития сельского хозяйства / С. Шарипов, Н. Якушкин // АПК: экономика и управление. - 2010. - №9. - С. 22-27;

7. Байнев, В.Ф. потребителестоимостная парадигма экономической науки - фундамент устойчивого развития человечества в третьем тысячелетии / В. Ф. Байнев // Новая экономика. - 2010. - №2. - С. 4-8;

8. Байнев, В. Девальвация: выгода и издержки / В. Байнев // Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - №10. - С. 22-25;

9. Маевский, В. О рациональном поведении реального потребителя / В. Маевский, Д. Чернавский // Вопросы экономики. - 2007. - №3. - С. 71-85.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем заключается содержание процесса производства и каковы его факторы?

2. Что такое потребности и блага?

3. Раскройте суть неоклассического подхода к выделению и характеристике факторов производства.

4. Какова связь потребностей и интересов?

5. В чем суть проблемы экономического выбора?

6. Что такое вмененные издержки и почему они растут?

7. В чем заключается практическое значение кривой производственных возможностей?

8. Что такое эффективность производства и каковы ее основные виды и показатели?

9. Предположим, что в обществе выпускаются товар А – средства производства и товар Б – предметы потребления. Альтернативные комбинации этих товаров представлены в табл.

Таблица – Возможности производства товаров А и Б при полном использовании ресурсов

Вид продукции

Производственная альтернатива

А

Б

В

Г

Д

Товар А

10

9

7

4

0

Товар Б

0

1

2

3

4

а) постройте кривую производственных возможностей;

б) обозначите границу производственных возможностей;

в) определите вмененные издержки для:

1-й единицы товара Б – 1 (10 – 9 = 1);

2-й единицы товара Б – 2 (9 – 7 = 2);

3-й единицы товара Б – 3 (7 – 4 = 3);

4-й единицы товара Б – 4 (4 – 0 = 4);

общие совокупные вмененные издержки.

г) в чём сущность закона возрастания вмененных издержек.

10. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице, Начертите кривую производственных возможностей, Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (85 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

Варианты выбора

Велосипеды (шт.)

Стиральные машины (шт.)

Альтернативные издержки

А

100

0

В

90

10

С

80

20

D

60

30

Е

0

40

11. Дана кривая производственных возможностей (КПВ).

Что произойдет с КПВ, если:

а) в отрасли, производящей товар X , НТП позволит увеличить количество продуктов Т до 60 ед.;

б) в отрасли, производящей товар Y , вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество К до 20 ед.;

в) эти процессы произойдут в обеих отраслях?

12. При производстве двух товаров X и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми:

а) как будет выглядеть кривая производственных возможностей данной страны, если в ней производятся только товары А и В?

б) как будет выглядеть КПВ, если ресурсы являются абсолютно незаменимыми?

13. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов. Начертить КПВ, Определить:

а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;

б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы.

Варианты

Колбаса (тыс.)

Роботы (шт.)

Альтернативные издержки

А

0

10

В

1

9

С

2

7

D

3

4

Е

4

0

14. Начертите кривую границы производственных возможностей для общества, в котором производятся продукты питания и одежда. Укажите точки эффективного и неэффективного функционирования экономики, а также недостижимые при заданных объемах ресурсов состояния. Покажите, какое взаимодействие на кривую окажет засуха.

15. Робинзон Крузо за один час работы может собрать 10 кокосов или поймать одну рыбину. Его друг Пятница за один час работы может собрать 30 кокосов и собрать 2 рыбины. Каковы альтернативные издержки Крузо на поимку одной рыбины? А каковы издержки Пятницы? Кто из них имеет абсолютное преимущество в ловле рыбы? Кто имеет относительное преимущество в ловле рыбы?

Тесты:

1. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

2.. Вещество природы является экономическим благом, если:

а) может быть употреблено без процесса производства;

б) процессу его потребления предшествует процесс переработки, т.е. воздействие человека,

3. Являются ли синонимами понятия «производственные ресурсы» и «факторы процесса производства»?

а) да; б) нет.

4. Какие из перечисленных факторов можно отнести к факторам производства:

а) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы);

б) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг;

в) оборудование, станки, машины, сырье;

г) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать;

д) способы производства товаров и услуг (технология);

е) информационный фактор;

ж) экологический фактор;

з) все предыдущие ответы верны.

5. Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена;

а) конструктивными особенностями изделия;

б) спецификой потребностей;

в) ограниченностью ресурсов;

г) эффективностью использования ресурсов;

д) все предыдущие ответы неверны.

6. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

а) неполном использовании трудовых ресурсов;

б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии; в) изменении количества применяемых ресурсов.

7. Производство эффективно, если:

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

б) полное использование всех имеющихся ресурсов;

в) полное использование производственных ресурсов;

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства,

8. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки постоянны.

9. Потребности – это:

а) отношения потребителя и продавца;

б) желание, необходимость в чем-либо;

в) покупательная способность.

10. Основное свойство потребностей:

а) динамизм;

б) количественный рост;

в) качественное изменение;

г) безграничность.

11. Вмененные издержки – это:

а) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции;

б) количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства другого продукта на одну единицу;

в) цена единицы продукции.

12. Действие закона возрастающих альтернативных (вмененных) издержек обуславливается:

а) отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов в использовании их при изготовлении различных товаров (услуг);

б) недостаточно эффективным использованием имеющихся ресурсов;

в) требуется все большее и большее количество ресурсов при неизменной технологии их использования.

13. Основные проблемы (что, как и для кого производить) могут иметь отношение:

а) только к административно-командной системе;

б) только к рыночной экономике;

в) к любой экономической системе.

14. Проблема выбора в экономике состоит в том:

а) как распределить блага, чтобы не было бедных;

б) как распределить блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ.

15. Первичные потребности:

а) отличаются жесткостью, неэластичностью;

б) включают физиологические потребности и потребности в безопасности;

в) как правило, должны быть удовлетворены в первую очередь;

г) все ответы верны

16. Вогнутость кривой (отклонение от начала координат) производственных возможностей объясняется:

а) экономика исчерпала все свои возможности экономического развития в будущем;

б) действием закона возрастающих вмененных издержек;

в) неэффективным использованием ресурсов.

17. Любая точка внутри кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсов недостаточно для производства;

б) ресурсы общества используются неэффективно;

в) ресурсы используются рационально.

18. Любая точка вне кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсов недостаточно для производства;

б) ресурсы общества используются неэффективно;

в) ресурсы используются рационально.

19. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) полезность;

б) ограниченное количество;

в) ценность;

г) взаимозависимость.

20. Установите, что наиболее полно входит в понятие «факторы производства»:

а) основные и оборотные фонды;

б) недвижимость, акции, облигации;

в) труд, земля, капитал, предпринимательская способность;

г) физические и умственные способности человека;

д) естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы);

е) оборудование, машины, сырье.

Основные категории и понятия:

Альтернативная стоимость ( opportunity cost ) – количество других продуктов, от которых приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта; стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Безграничные потребности ( unlimited wants ) – неутомимое желание потребителей (людей) иметь товары и услуги, которые доставляют им удовольствие или удовлетворяют их потребности.

Взаимодополняющие товары ( complementary goods ) – товары (или услуги), для которых существует обратное соотношение цены на один из них и величины спроса на другой.

Взаимозаменяемые товары ( substitute goods ) – товары (или услуги), для которых существует прямая связь между ценой на один из них и величиной спроса на другой.

Граница производственных возможностей ( production possibility frontier ) – график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой при полном использовании факторов производства и уровня знаний.

Закон возрастающих альтернативных издержек ( law of increasing opportunity costs ) – по мере увеличения производства продукта альтернативные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

Закон убывающей отдачи ( law of diminishing returns ) – ситуация, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается.

Земля, естественные ресурсы ( land ) – природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Капитал ( capital ) – ресурсы, созданные в результате производственной деятельности и используемые для производства товаров и услуг; товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека: инвестиционные товары, средства производства.

Кривая (таблица) производственных возможностей ( production possibilities curve (table )) – кривая (таблица), показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и полного объема производства в экономике с постоянными запасами ресурсов и неизменной технологией.

Неполное использование ресурсов; неполная занятость ( underemployment ) – неспособность экономики обеспечить полный объем производства.

Полная занятость ( full employment ) – использование всех пригодных и доступных ресурсов для производства товаров и услуг.

Полный объем производства ( full production ) – максимальное количество товаров и услуг, которое может быть произведено из используемых в экономике ресурсов; полное использование (отсутствие недоиспользованных) имеющихся ресурсов.

Потребительские товары ( consumer goods ) – товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека.

Предпринимательская способность ( entrepreneurial ability ) – способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.

Пять фундаментальных экономических вопросов ( five fundamental economics questions ) – пять основных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система: что производить, как производить, как распределять общий объем производства, как поддерживать полную занятость, как гарантировать гибкость экономики.

Редкость ресурсов ( scarce resources ) – нехватка (ограниченность) земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей.

Смешанный капитализм ( mixed capitalism ) – экономика, в которой и правительственные и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Технология ( technology ) – объем знаний, который можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

Труд ( labor ) – физические и умственные способности (усилия) людей, которые используются для производства товаров и услуг.

Услуг а ( service ) – то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное.

Факторы производства ( factors of production ) – экономические ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательская способность.

Чистый капитализм ( pure capitalism ) – экономическая система, в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Экономические ресурсы ( economics resources ) – земля, труд, капитал и предпринимательская способность, используемые при производстве товаров или услуг.

Эффективность в производстве ( productive efficiency ) – ситуация, при которой в наличном уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.


Тема 1.3 Экономические системы. Собственность в экономической системе

Цель занятия: рассмотреть содержание, дать характеристику различным типам экономических систем и определить место собственности в экономической системе общества.

План:

1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы. Экономическая система общества. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральное хозяйство: исторические границы, особенности, современные проявления. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.

2. Типология современных экономических систем.

Критерии выделения экономических систем: формы собственности, способы координации хозяйственной жизни, преобладающая отрасль (сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг), уровни технологического развития. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.

3. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам и объектам.

Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Акционерная собственность в современной экономике. Типы собственности по объектам.

4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Литература:

1. Тонкович, В. Собственность в сфере АПК развитие отношений на современном этапе / В. Тонкович // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - №4. - С. 18-19;

2. Лукашенко, А.Г. Правительство : больше эффективности и качественности работы / А. Г. Лукашенко // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. - 2011. - №3. - С. 23-34;

3. Бычков, Н. Трансформация собственности как процесс системных изменений организационно-экономических отношений / Н. Бычков // Аграрная экономика. - 2010. - №9. - С. 7-13

4. Тур, А.Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы / А.Н. Тур // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2010. - Том 82, №5. - С. 5-12;

5. Федоренчик, Е.Л. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь / Е.Л. Федоренчик // Экономический бюллетень. - 2010. - №7. - С. 23-29.

6. Мясникович, М.В. Управление развитием социально-экономических систем: методология, теория и практика / М.В. Мясникович // Проблемы управления. - 2009. - № 1. - С. 10-15.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте характеристику экономической системы и назовите ее основные элементы.

2. Объясните, почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы.

3. Дайте характеристику институтов и определите их роль в экономической системе.

4. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности? Назовите типы и формы собственности.

5. Дайте определение производительных сил.

6. Какие подходы существуют в классификации типов экономических систем и чем они отличаются?

7. Назовите виды экономических систем и охарактеризуйте их.

8. Опишите общий механизм функционирования экономических систем.

9. Назовите причины и источники развития экономических систем.

10. В чем заключается сущность экономического прогресса? Назовите его основные критерии.

11. В чем сущность понятия «собственность»?

12. Посредством каких общественных форм проявляется собственность?

13. Какие общественные процессы имеют место при преобразовании (реформировании) форм собственности?

Тесты:

1. Какие из названных характеристик относятся к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) частная собственность;

в) централизованное планирование и управление;

г) свобода предпринимательского выбора.

2. Чьим интересам соответствует увеличение прибыли?

а) частных фирм;

б) земельных собственников;

в) арендодателей;

г) рабочих;

д) потребителей.

3. В смешанной экономике роль государства:

а) никак не проявляется;

б) ограничена;

в) значительна;

г) проявляется во многих секторах и отраслях экономики.

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) богатство;

д) желание.

5. Что понимается под экономической категорией «собственность»?

а) система распределения доходов;

б) отношение человека к вещи;

в) отношения между людьми по поводу обмена продуктами производства;

г) отношения между субъектами по поводу присвоения и отчуждения материальных и духовных благ.

6. Какое понятие наиболее полно отражает категорию собственность?

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение;

г) право суверена.

7. Разгосударствление – это:

а) национализация предприятий;

б) реприватизация;

в) приватизация предприятий;

г) уменьшение государственного регулирования и контроля над экономикой;

д) предоставление неограниченных прав и свобод производителям.

8. Каковы экономические последствия углубления общественного разделения труда?

а) рост производительности труда;

б) повышение качества продукции;

в) развитие отношений обмена;

г) сближение уровней жизни различных слоев населения.

9. К инфраструктуре рынка относятся:

а) банки и биржы;

б) магазины;

в) транспорт и связь;

г) авиа и железнодорожные кассы;

д) ярмарки и выставки.

10. Преимуществом административно-командной системы является:

а) более высокая производительность труда, в сравнении с другими системами;

б) общественная собственность на средства производства;

в) слабо выраженная социальная дифференциация;

г) возможность быстрой мобилизации ресурсов.

11. Какова цель обмена:

а) получение тех товаров, которые производитель сам не создает;

б) увеличение доходов субъектов;

в) извлечение выгоды от неэквивалентного обмена.

12. Какое из следующих утверждений верно?

а) Для Швеции, Норвегии характерно господство частной собственности, высокий уровень налогообложения и поощрение частного предпринимательства;

б) В Афганистане и Сомали государство активно вмешивается в экономику и решает социальные задачи;

в) В странах с традиционной экономикой, таких как Болгария, Сербия и Словакия, славянские национальные традиции и ремесла играют значительную роль в развитии промышленности;

г) Для Японской экономики характерен приоритет интересов нации над личными интересами, высокая трудовая дисциплина и ответственность работников.

13. Существуют следующие стадии воспроизводства:

а) товар, деньги, товар, потребление;

б) деньги, спрос, предложение, товар;

в) производство, потребление, накопление;

г) производство, распределение, обмен, потребление;

д) спрос, предложение, потребление, накопление.

14. Верно или неверно следующее утверждение: вопрос «что, как, для кого производить» в рыночной экономике решается с помощью ценового механизма.

а) да; б) нет.

15. Верно или неверно следующее утверждение: редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей.

а) да; б) нет.

16. Верно или неверно следующее утверждение: проблемы «что, для кого, как производить» в командной экономике решается автоматически.

а) да; б) нет.

17. Присвоение – это:

в) покупка блага;

а) отношение присущее всякому взаимодействию людей с вещами;

б) титул собственности.

18. К субъектам собственности не относятся:

а) юридические и физические лица;

б) государство;

в) ресурсы.

19. Нетрудовая собственность образуется за счет:

а) заработной платы;

б) доходов от собственности;

в) предпринимательской деятельности;

г) незаконной деятельности.

20. Приватизация предполагает:

а) расширение прав предприятий в принятии решений;

б) верного ответа нет;

в) обязательную смену формы собственности.

Основные категории и понятия:

Государственная собственность ( state ownership ) – определенная доля экономики, хозяйственная деятельность которой осуществляется государством.

Командная экономика ( command economy ) – экономическая система, в которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляется государством посредством централизованного экономического планирования.

Открытая экономика (open economy ) – экономика страны, которая осуществляет экспорт и импорт.

Порочный круг бедности ( vicios cirle of poverty ) – общая доля ряда развивающихся стран – проблема, заключающаяся в том, что низкий доход на душу населения не позволяет осуществлять сбережения и инвестиции в масштабах, необходимых для достижения приемлемых темпов экономического роста.

Промышленно-развитые страны ( industrially advanced countries ) – страны с высоким уровнем доходов.

Рыночная экономика ( marcet economy ) – экономика, в которой только индивидуальные решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Смешанный капитализм ( mixed capitalism ) – экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Традиционная экономика ( traditional economy ) – экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ресурсов.

Централизованное экономическое планирование ( central economic plfnning ) – определение правительством целей экономической политики и направлений использования ресурсов для достижения этих целей.

Экономическая система ( economic system ) – способ организации экономики.


Тема 1.4 Рыночная система хозяйствования

Цель занятия: рассмотреть условия и причины возникновения рынка и рыночной системы хозяйствования, дать классификацию рынков по различным критериям, охарактеризовать особенности рыночной инфраструктуры и моделей рыночной экономики с учетом выявления особенностей белорусской национальной модели.

План:

1. Рынок: понятия, функции.

2. Конкуренция: понятия, виды.

Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

3. Классификация рынка. Рыночные инфраструктуры.

Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

4. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.

Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования. Модели рыночной экономики. Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

Литература:

1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1 квартале 2011 года // Экономический бюллетень. - 2011. - № 5. - С. 19-64.

2. Котляров, И. На чем стоим и стоять будем. Национальная модель развития белорусского общества / И. Котляров // Беларуская думка. - 2011. - № 4. - С. 66-71;

3. Ермалинская, Н. Эволюция и основные модели агропромышленной интеграции в условиях становления рыночной экономики / Н. Ермалинская // Аграрная экономика. - 2011. - № 3. - С. 7-13;

4. Румянцева, О.И. Финансовая глобализация и ее влияние на денежно-кредитную политику в странах с трансформационной экономикой / О.И. Румянцева // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага унiверсiтэта. - 2011. - № 1. - С. 91-103;

5. Мясникович, М.В. Совершенствование белорусско й модели хозяйствования в условиях мирового экономического кризиса / М. В. Мясникович // Экономический бюллетень. - 2009. - № 12. - С. 45-52;

6. Зень, С.Н. Идеи М. Вебера и развитие предпринимательства в Беларуси / С.Н. Зень // Кiраванне у адукацыi. - 2009. - № 3. - С. 67-70;

7. Бергер, Я. Китайская модель развития / Я. Бергер // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2009. - №9. - С. 73-81;

8. Гаспадарец, О.И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основные факторы, эконометрические модели / О.И. Гаспадарец // Экономический бюллетень. - 2009. - № 4. - С. 46-62;

9. Кормаков, Л.Ф. Рынок сельскохозяйственной техники: методологическая концепция оптимизации / Л.Ф. Кормаков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 55-57.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Каково содержание понятия «рынок»?

2. Назовите субъекты и объекты рыночных отношений.

3. Назовите условия возникновения рыночных отношений.

4. Дайте определение рынка как экономического явления.

5. Каковы основные функции рынка и как они реализуются?

6. Каковы, на Ваш взгляд, позитивные и негативные стороны функционирования рынка?

7. Какое содержание вкладывается в понятие «инфраструктура рынка»?

8. Приведите пример отрицательных и положительных внешних эффектов. Объясните, почему эффективность функционирования рынка в условиях возникновения экстерналий снижается.

9. Что такое «рыночная экономика» и каковы основные принципы ее функционирования?

10. Чем определяется специфика моделей рыночной экономики?

11. Заполните недостающую информацию в таблице:

 

 

 

Тип конкуренции

Показатель

Совершен-ная конкурен-ция

Несовершенная конкуренция

Чистая монополия