Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендуемые темы ов по курсу «История и философия науки» для естественных наук (физики, биологии, химии, информатики, математики)

 

             

Рекомендуемые темы ов по курсу «История и философия науки» для естественных наук (физики, биологии, химии, информатики, математики)

Рекомендуемые темы ов по курсу «История и философия науки» для естественных наук (физики, биологии, химии, информатики, математики)

1. Учение о движении в физике и космологии Аристотеля.

2. Научная и техническая культура античности.

3. Гидростатика Архимеда (трактат «О плавающих телах»).

4. Научные знания и технические достижения средневековой Европы.

5. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.

6. Проблема относительности движения (от У. Оккама и Ж.Буридана до Г. Галилея и И. Ньютона).

7. Роль астрономии в формировании и развитии классической механики. «Математические начала натуральной философии» Ньютона.

8. Законы сохранения в механике (от X. Гюйгенса до Ж.Л. Лагранжа).

9. Гипотеза «тепловой смерти Вселенной» У. Томсона и Р.Клаузиуса.

10.Открытие М. Фарадеем явления электромагнитной индукции – экспериментальной основы электромагнетизма.

11.Синтез классической электродинамики в «Трактате об электричестве и магнетизме» Дж.К. Максвелла.

12.Соотношение эксперимента и теории в открытии электрона и первые шаги на пути к электронной теории материи.

13.Электромагнитная концепция массы и электромагнитнополевая картина мира.

14.Трудности и критика классической механики и ньютоновской теории тяготения накануне теории относительности (Э.Мах и др.).

15.От квантов действия М. Планка к квантам света А. Эйнштейна.

16.История открытия специальной теории относительности.

17.Открытие ядерной структуры атома и его роль в создании квантовой теории атома водорода (от Э. Резерфорда к Н. Бору).

18.Роль эксперимента в формировании и развитии общей теории относительности.

19.Эквивалентность различных формулировок квантовой механики, развитых В. Гейзенбергом, Э. Шрёдингсром, П. Дираком и др.

20.Восприятие теорий относительности и квантовой механики в России и СССР и отечественный вклад в разработку этих теорий.

21.Первые отечественные научные школы: П.Н. Лебедева, А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественского и Л.И. Мандельштама.

22.Нобелевские премии по физике как источник изучения истории физики XX в. Отечественные «нобелевцы» и работы «нобелевского уровня», не удостоенные Нобелевской премии.

23.Физические основы и предшественники (В.А. Фабрикант) квантовой электроники.

24.Отечественный вклад в создание лазеров и их применение в физике, технике, медицине.

25.Эксперимент и теория в исследовании явлений сверхпроводимости и сверхтекучести. Отечественные достижения.

26.Релятивистская космология в конце XX в. Проблема космического вакуума.

27.История проблемы построения единой теории фундаментальных, основные этапы и достижения.

28.Проблема «черных дыр»: предыстория, теоретическое предсказание, возможности их наблюдения.

29.Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции (конец XVIII — начало XIX в.).

30.Учение Ч. Дарвина и борьба за утверждение эволюционной идеи в биологии.

31.Недарвиновские концепции эволюции.

32.Переоткрытие законов Менделя и кризис селекционизма.

33.Создание современного эволюционного синтеза в биологии.

34.Формирование концепций экономии и политики природы в трудах К. Линнея и Ч. Лайеля.

35.Возникновение эволюционной антропологии.

36.Основные направления изучения биологии клетки в XX В.

37.Возникновение и развитие экспериментальной эмбриологии.

38.Механицизм и холизм.

39.Эволюция представлений о химическом элементе.

40.Развитие взглядов на понятие химического соединения.

41.История учения о молекуле. Основные моменты.

42.Ретроспективный анализ понятия «валентность».

43.От идей о сродстве до современного понимания химической связи.

44.Алхимия в трудах И. Ньютона.

45.М. Бертло как историк алхимии.

46.Роль алхимии в развитии химического эксперимента

47.Сравнительноэволюционная эмбриология и ее влияние на развитие биологии.

8.2. Литература для подготовки ов по истории науки

Основная литература

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. 1956.

2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М. 1981.

3. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с древнейших времен до конца XVIII в.). М., 1974.

4. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX в.). М., 1979.

5. Историография естествознания на рубеже нового тысячелетия. - СПб. 2008.

6. История науки в контексте культуры. М. 1990.

7. Методология науки: проблемы и история. М.2003.

8. Принципы историографии естествознания. Теория и история. - М. 1993.

9. Принципы историографии естествознания: ХХ век. СПб. 2001.

10. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван. 1990.

11.Хорган Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб.2001.

Дополнительная литература

1. АнсельмА.И. Очерки развития физической теории в первой трети XX в. М. 1986.

2. Базилевская Н.А., Белоконь И.П., Щербаков А.А. Краткая история ботаники. М. 1968.

3. Бляхер Л.Я. Очерк истории морфологии животных. М. 1962.

4. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. 1999.

5. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М. 1980.

6. Всеобщая история химии. История классической органической химии. М. 1992.

7. Всеобщая история химии. История учения о химическом процессе. М. 1981.

8. Всеобщая история химии. Становление химии как науки. М. 1983.

9. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М. 1988.

10.Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными? // Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике: статьи и выступления. М., 1995.

11.Гинзбург В.Л. О науке, о себе и о других. М. 2001.

12.Глестон С. Атом. Атомное ядро. Атомная энергия. Развитие представлений об атоме и атомной энергии. М. 1961.

13.Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. М. 1984.

14.Дунская И.М. Возникновение квантовой электроники. М. 1974.

15.Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М. 1960. Ч. 1: Период до 1917 г.

16.Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М. 1971. Ч. 2: Медицина в СССР.

17.История биологии: В 2 т. М. 1972. Т. 1. 1975. Т. 2.

18.Каганов М.И., Френкель Я.И. Вехи истории физики твердого тела. М. 1981.

19.Канаев И.И. Избранные труды по истории науки. СПб. 2000.

20.Кирсанов B.C. Научная революция XVII в. М. 1987.

21.Колчинский Э.И. Неокатастрофизм и селекционизм: Вечная дилемма или возможность синтеза? (Историкокритические очерки). СПб. 2002.

22.Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М. 1982.

23.Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. СПб. 1998.

24.Нидхэм Дж. История эмбриологии. М., 1947. Т. 1.

25.Ноздрачев А.Д., Марьянович А. Т., Поляков Е.Л., СибаровД. А., Хавинсо В.Х. Нобелевские премии по физиологии или медицине за 100 лет. СПб. 2002.

26.Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. М. 1988.

27.Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М. 1982.

28.Очерки развития основных физических идей / Под ред. А.Т. Григорьяна, Л.С. Полака. М. 1959.

29.Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М. 1989.

30.Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебнометодическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов стоматологического факультета. М. 2004.

31.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов. 3еизд. М. 2004

32.Уиттекер Э.Т. История теорий эфира и электричества. Ижевск. 2001. Т. 1.

33.Уотсон Дж. Двойная спираль. М. 1969.

34.Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX в. / Ред. Г.М. Идлис. М. 1997.

35.Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XIX в. / В.П. Визгин, О.В. Кузнецова, О.А. Лежнева и др. М., 1995. Т. 1.

Рекомендуемая тематика ов по курсу «История и философия науки»

для гуманитарных специальностей (история, социология, политология, культурология, психология)

1.Роль философии в культуре. Специфика философских проблем.

2.Парадоксы философского мышления в философии М.Мамардашвили.

3.Особенности мифологического мышления (по работам Э.Тейлора, Жд. Фрезера, Л.Леви –Брюля, М.Элиаде, К. Леви –Стросса)

4.Знак и действительность в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

5.Идеал гармонии в древневосточной философии.

6.Сравнительный анализ особенностей развития восточной и западной философии.

7.Античная трагедия как трагедия античности.

8.Идеал счастливой жизни в стоицизме и эпикуреизме.

9.Проблема разума и веры в христианской философии

10.Идея мудрости в библейской традиции (философское осмысление Книги Экклесиаста)

11.«Агония» христианства (по работам М. Унамуно, Л.Шестова).

12.Дуалистическая метафизика Р.Декарта.

13.Философия Б.Паскаля.

14.Философия И.Ньютона.

15.Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева.

16.Проблема целостного смысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра.

17.Философия Ф.Ницше и Ф.М.Достоевского

18.Символизм и мистицизм в философии.

19.Мистицизм философии В.С. Соловьева

20.Философия Н.Ф.Федорова. Русский космизм.

21.«Эстетическое христианство» Андрея Белого.

22.Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф.Лосева, П.А. Флоренского)

23. «Русская идея» в эсхатологической перспективе

24.Марксизм как идея и как реальность.

25.Теория З.Фрейда и философия науки

26.Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю).

27.Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П.Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»).

28.Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А.Бердяев, Ф.А.Хайек и др.)

29.Осмысление добра в философии Л.Шестова (по работе «Добро в учении гр. Л.Н.Толстого и Ф. Ницше»)

30.Б.П.Вышеславцев и его «философия сердца»

31.Проблема смысла жизни человека (По работам С.Л.Франка, Е.Н.Трубецкого)

32.Проблема происхождения зла в мире (Ф.Аквинский, Г.В.Лейбниц, Н.О. Лосский)

33.Пошлость как «мнимодушевность» в современной культуре.

34.Философия истории.

35.Философские концепции будущего.

36.Время и вечность: парадоксы континуума.

37.Влияние теории относительности А.Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени.

38.Этика и наука. Влияние науки на развитие современного общества

39.Философия и наука в работах Ф.Капры

40.Теории судьбы в философии.

41. Концепции происхождения космоса в философии и науке.

42.Сознание как философская проблема

43.Информация и сознание.

44.Проблема понимания материи в философии.

45.Философские идеи бытия и небытия

46.Человек как предмет философии

47.Роль интуиции в развитии науки.

48.Воображение и его философское осмысление в истории философии (сравнительный анализ концепций Платона – Аристотеля, Канта – Хайдеггера, Гуссерля – Сартра)

49.Проблема рациональности в философии.

50.Метафора и ее философское осмысление. Роль метафоры в познавательном процессе (по работам Аристотеля «Поэтика», П.Рикера « Живая метафора»)

51.Синергетика (философия нестабильности) как наука.

52.Статус виртуальной реальности (по работам Носова Н.А. «Виртуальная реальность»// Вопросы философии - 1999. -№10)

53.Философия науки и техники.

54.Физика и философия.

55.Наука и кризис цивилизации.

Рекомендации к выполнению а по курсу «История и философия науки»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ А

Слово «» происходит от латинского refero, что означает «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Под ом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги.

ы могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Например, соискатель ученой степени, написав диссертацию, представляет также авто, где в сокращенном, сжатом виде излагает свои выводы и аргументы.

по философии пишется в процессе изучение важнейших проблем курса. Цель а при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернет;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана а;

- написание а;

- оформление а.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

оценивается по 5-бальной системе. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о е, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов а. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.

При оценке а опираются на следующие критерии:

сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

умеет ли автор анализировать материал;

отвечает ли требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

овладел ли аспирант навыками осмысления философских проблем;

достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

какие методы в работе над ом он использовал;

насколько самостоятельно он выполнил работу;

правильно ли оформлены в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен . В заданиях для подготовки к экзамену по философии в каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный библиографический и систематический предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки. Можно воспользоваться также ежегодниками, книгами, ивными журналами и аннотированными указателями.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать по теме «Идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения». В названии темы есть два ключевых термина: «пантеизм» и «Возрождение». Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью «Возрождение», в конце которой дан список литературы по Возрождению. Затем можно обратиться к Философскому энциклопедическому словарю и посмотреть термин «пантеизм». Преподаватель порекомендует книгу Кузнецова «Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки» (М., 1970) и Горфункеля «Философия эпохи Возрождения» (М.,1979)

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии «Мифы народов мира» в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.

СБОР МАТЕРИАЛА

Материал для а собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме а имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме а много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. Т.1. Гештальт и действительность. С. 27.

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи а приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана а.

ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора а должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?» Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было «на самом деле». Но этого недостаточно, для философии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА А

План а отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов а;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть а обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор а, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко перерастает в научно-исследовательскую работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.

НАПИСАНИЕ А

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над ом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом «мозаики», великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые ы на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую «Московскую коллекцию ов», доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с ами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того», а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил» (Гоголь Н. В. Шинель // Собр. соч. в 7 т. М.: Худож. лит., 1977. С. 123).

Местоимение «я» в е, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо «я думаю», «я считаю», следует употреблять выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...». Впечатление устной речи очень портят «слова-паразиты»: «вот», «значит», «так сказать», «как говорится», «вообще». Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют «переводчика». Точно так же и в письменном е недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте ов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

выполняется на стандартных листах формата А4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку (папку). может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала, поля - по 2 см со всех сторон). Страницы а должны быть пронумерованы внизу (или сверху) на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем а - 22-25 страниц

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора а.

Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами. На первом месте указывается фамилия автора книги, из которой взята цитата, затем инициалы. Потом следует название книги без кавычек. Если же это сборник, содержащий статьи многих авторов, то сначала указываются фамилия и инициалы автора, затем название статьи. Потом, после двух косых черточек указывается название сборника. Далее указывается место издания, после двоеточия - название издательства (название издательства в библиографических описаниях указывается не всегда, обычно его указывают при составлении списка литературы в конце а, а в подстраничных ссылках можно обойтись без него), после запятой - год издания, после точки - страница. Например: Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. С.135. Или: Каган М. С. Взаимоотношения наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник №1. СПб.: Петрополис, 1995. С. 14-28.

Титульный лист а оформляется следующим образом: (приложение 1)

При написании а часто встречаются следующие недостатки:

- отсутствует план работы;

- выводы формулируются нечетко, либо отсутствуют;

- отсутствуют ссылки на источники;

- работа представляет лишь механическое переписывание учебника, монографии;

- не соблюдается объем работы.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия им. Д.И. Менделеева»

кафедра философии и культурологии

(НАЗВАНИЕ ТЕМЫ)

Выполнил: аспирант (соикатель)

кафедры название кафедры

специальности «название специальности»

Ф.И.О.

Проверил: к.филос.н., доцент

Е.Н. Собольникова

Тобольск – 2010