Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические кпрактическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» для бакалавров 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция» Ростов-на-Дону

 

             

Указания методические кпрактическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» для бакалавров 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция» Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

Отопление, вентиляция и кондиционирование

«9» от 24.05.2011 г.

ИСТОРИЯ ОТРАСЛИ И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям по дисциплине

«История отрасли и введение в специальность»

для бакалавров 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция»

Ростов-на-Дону

2011

История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность». – Ростов-на-Дону.- Рост. гос. строит. ун-т, 2011.

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «История отрасли и введение в специальность». Методические указания способствуют формированию у студентов системы начальных знаний об отоплении, вентиляции и теплогазоснабжении как отдельной отрасли, профессии и науке в объеме, необходимом для дальнейшего усвоения профессиональных знаний и овладения требуемыми умениями и навыками. Каждый раздел включает в себя тематику и план практических занятий и письменных работ, контрольные вопросы и список литературы, необходимый для подготовки к практическим занятиям по каждой теме.

Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 270109 «Теплогазоснабжение и вентиляция».

Составитель: проф. к.т.н. Ю.Н. Карагодин

Редактор Н.Е. Гладских

Темплан 2011г., поз.

Подписано в печать 17.06.11. Формат 60*84/16. Бумага писчая.

Ризограф. Уч..- изд. л. 1.7. Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательскй центр Ростовского

Государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

Ростовский государственный

строительный университет, 2011

В данном методическом указании рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Экономические, политические и социальные условия развития теплогазоснабжения, климатизации и вентиляции в России и зарубежье.

Тема 2. Краткая история РГСУ. Роль бакалавра строителя по специальности ТГСиВ в строительной отрасли государства.

Тема3. Тепловлажностный и воздушный режим зданий. Методы и средства его обеспечения.

Тема 4. Устройство систем и история развития тепло- и газоснабжения

Тема 5. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Тема 6. Теплотопливосбережение. Альтернативные источники теплоты.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История отрасли и введение в специальность » имеет целью с помощью системного изложения ознакомление студентов с особенностями обучения в ВУЗе, с учебным планом специальности ТГСиВ, с общими представлениями о теплогазоснабжении и вентиляции и их роли в жизни людей, с историей развития этой отрасли в мире и в России, с кратким содержанием основных разделов и изучаемых дисциплин по специальности.

Задачи дисциплины:

- систематизация и закрепление первоначальных представлений о процессах, используемых в системах теплогазоснабжения и вентиляции, ознакомление студентов с методикой обучения в институте;

- выработать навыки творческого мышления, самостоятельного анализа и получения опыта ведения самостоятельной поисковой работы в области теплогазоснабжения и вентиляции зданий и сооружений с помощью доступных средств информации, научно-технической литературы и электронных носителей.

- формирование культуры экологического сознания и мышления, при котором вопросы сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека, что должно способствовать осознанному подходу студентов к последующему освоению изучаемых дисциплин.

В результате изучения дисциплины «История отрасли и введение в специальность» студент должен иметь представление о:

- типах профессий в области теплогазоснабжении и вентиляции, этапах профессионального развития и о профессиональном становлении личности.

- эволюции характера и содержания инженерной деятельности;
- основных функциях инженера на предприятиях отрасли;

- структуре и тенденциях развития отечественных и зарубежных систем высшего технического образования;

- содержании нормативных документов подготовки дипломированных специалистов по направлению «Теплогазоснабжение и вентиляция»;

- основных технологиях и оборудовании данной отрасли;

- истории, современном состоянии и перспективах развития этих систем.

К системам методических принципов, обеспечивающих организацию учебной деятельности студентов, можно отнести:

принцип профессиональной направленности , проявляющийся в учете интересов студентов и их будущей специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», в сближении учебной и профессиональной деятельности и поэтапном введении студентов в профессию, реализующийся в отборе материала для лекционных и практических занятий, координации дисциплин для будущих специалистов данного профиля;

принцип последовательности и непрерывности, предполагающий организацию непрерывного процесса профессиональной адаптации, постепенное накопление элементов готовности к учебной и профессиональной деятельности, последовательное овладение частными и обобщенными профессиональными умениями, изучение материала от простого к сложному, повторение ранее усвоенного в новом контексте;

принцип личностно-ориентированного подхода к обучению, заключаюыщйся в учете личностных особенностей обучающихся, уровней их готовности к восприятию учебной информации, мотивации, самоорганизации, т.е. необходимости адаптации учебного процесса к уровню знаний, умений и психологических особенностей каждого студента, системного соответствия средств и методов обучения процессу развития личности;

принцип доступности, осуществляющийся с учетом реальных возможностей обучающихся, доступное изложение лекционного материала, организация образовательного процесса так, чтобы студенты не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок;

принцип преемственности, предполагающий учет результатов предыдущей учебной деятельности студентов: уровня готовности к учебно-познавательной деятельности в условиях технического вуза, общеобразовательной, методологической и информационной культуры; качества усвоения знаний и умений; степени развитости личностных качеств, определяющих профессиональные возможности студентов; навыков организации самостоятельной работы; умений работать с научной и научно-технической литературой; развития способностей к научному поиску в соответствующей области знаний и производственных процессов.

Тема 1. Экономические, политические и социальные условия развития теплогазоснабжения, климатизации и вентиляции в России и за рубежом.

Системы теплогазоснабжения и вентиляции сейчас являются непременными элементами жилых, общественных и производственных зданий. Эти системы прошли долгий путь развития от костра, который первобытные люди применяли для обогрева жилищ и приготовления пищи до современных систем кондиционирования, которые автоматически поддерживают заданный микроклимат (температуру, влажность, чистоту воздуха) в помещениях различного назначения.

Еще несколько столетий назад появились эффективные отопительные печи. Они достигли высокого совершенства для своего времени в отношении рационального использования топлива, а также по своему внешнему оформлению. Печи, устанавливаемые во дворцах и богатых домах, обложенные художественно выполненными изразцами, часто являлись подлинными произведениями искусства.

В России из-за довольно сурового климата на большей частистраны вопросам отопления всегда приходилось уделять большое внимание.

Сравним средние температуры января, наиболее холодного месяца в Северном полушарии:

Москва - 10,2 °С, Стокгольм -3,0 °С, Нью-Йорк - 0,8 °С, Берлин - 3,0 °С, Вашингтон +1,0 °С, Париж +3,4 °С, Лондон +5,3 °С.

Расчетные температуры соответствующих отапливаемых помещений в названных городах примерно одинаковы, но средняя наружная температура в Москве существенно ниже, чем в этих городах. Большей является и разность внутренней и наружной температур (температурный перепад). Поэтому расход теплоты на отопление и вентиляцию зданий в Москве больше: по сравнению с Лондоном - в 2,2 раза, Парижем - в 1,8 раза, Нью-Йорком, Берлином и Вашингтоном - в 1,6-1,65 раза, Стокгольмом - в 1,35 раза.

В Москве больше продолжительность отопительного периода. Следовательно, годовой расход теплоты в Москве будет значительно выше, чем в городах Западной Европы и США.

В странах Южной Европы, Африки, Южной Америки, Южной Азии климат еще теплее. В ряде стран здания не отапливаются. Лишь в большей части Канады климатические условия близки к российским. Однако население Канады в несколько раз меньше населения России, и ее крупные города расположены в южной части страны.

Из приведенных данных видно, какую важную роль в России играют отопление и теплоснабжение. На теплоснабжение в России расходуется около 30 % добываемого топлива.

Большая часть территории России находится в зоне континентального климата. Летом наблюдаются высокие температуры наружного воздуха. Воздух помещений приходится охлаждать для поддержания комфортных условий. Это требует значительного расхода электрической энергии.

На основании многолетнего народного опыта была создана русская печь. Она сочетает в себе эффективное отопительное устройство, очаг для приготовления пищи и теплую постель (лежанку). Еще совсем недавно в стране были десятки миллионов русских печей.

Системы водяного и парового отопления появились в конце 18 - начале 19 вв. В 1816 г. в Петербурге была применена система парового отопления теплиц. Первые установки водяного отопления в России осуществил в 1834 г. член-корреспондент Академии наук П.Г.Соболевский. В конце 19 в. в Петербурге и Москве многие крупные здания строились с системами центрального водяного отопления.

Следует отметить систему водяного отопления квартиры от кухонного очага, которую выполнил в 1875 г. инж. К.А. Лешевич.

Системы водяного отопления с насосным побуждением стали применять с начала 20 в. Впервые такая система была осуществлена в России в 1909 г. инж. Н.П.Мельниковым.

В 1905 г. русский инженер В.К. Яхимович осуществил первые системы лучисто-панельного отопления. Трубы, по которым проходил теплоноситель - пар или вода, заделывались в строительные ограждения - потолок, стены или пол.

Первые установки для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (теплофикация) были осуществлены в Одесской окружной и в Петербургской детской больницах. Первая городская система теплофикации была построена по проекту и под руководством проф. В.В.Дмитриева и инж. Л.Л.Гинтера в Ленинграде в 1924 г., на 3-й Ленинградской электростанции. В дальнейшем теплоснабжение на основе теплофикации или с использованием районных (или групповых) котельных получило широкое распространение.

По имеющимся данным в нашей стране проложено около 260 тыс. км тепловых сетей.

В 1944-1946 гг. в СССР были открыты богатые месторождения газа. Началось интенсивное развитие газоснабжения. Природный газ стал широко применяться в быту и на производстве. Ранее в крупных городах в ограниченных масштабах использовали лишь газ, полученный путем переработки твердого топлива.

В последующие десятилетия в городах были газифицированы тысячи домов. Природный газ от места добычи передается по трубам на сотни и тысячи километров. Газификация жилых домов создает значительные удобства.

Сейчас большая часть металла, цемента, минеральных удобрений производится с применением газа. В стране газифицировано 30 млн. квартир, газом пользуются жители 85 тыс. сельских населенных пунктов. До Великой Отечественной войны в Москве было газифицировано лишь 62,3 тыс. квартир, в Ленинграде - 25 тыс.

Вентиляционная техника зарождается во второй половине 18 в. -со времени появления первых отраслей промышленности, предприятия которых нуждались в проветривании (горячие цеха, горные разработки и др.).

К проблемам вентиляции прямое отношение имела работа М.В.Ломоносова «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном».

В настоящее время без систем вентиляции не может работать ни одно предприятие. Широко применяются эти системы также в общественных и жилых зданиях. Согласно действующему законодательству, устройство эффективной вентиляции обязательно во всех вновь сооружаемых фабриках и заводах.

В наше время применением систем отопления и вентиляции нельзя ог­раничиться во многих производственных зданиях. Появляется все больше технологических процессов, требующих для своего проведения строго оп­ределенного микроклимата (температуры, влажности, а также чистоты воздуха), которое обеспечивают системы кондиционирования (технологическое кондиционирование). Кондиционирование воздуха осуществляют также в общественных зданиях для улучшения самочувствия людей, лучшей сохранности исторических и культурных ценностей (комфортное кондиционирование).

Во многих случаях требования к обеспечению параметров воздуха весьма жесткие и требуют применения автоматического регулирования работы систем. Область применения кондиционирования воздуха постоянно расширяется. Кондиционирование воздуха впервые стали применять в США на текстильных фабриках в 1906 г. В том же году была предложена камера для орошения воздуха.

В России первые системы, предусматривающие регулирование параметров воздуха, появились в начале 20 в. Одной из них было оснащено здание архива Государственного Совета, другой - здание Эрмитажа.

Производство кондиционеров и другого оборудования для систем кондиционирования было организовано у нас в начале 50-х гг. 20 в. Тогда же появилась возможность широко применять системы кондиционирования.

В недалеком будущем для снабжения теплотой и электроэнергией систем теплогазоснабжения и вентиляции будут широко использоваться альтернативные источники. К ним относятся геотермальные воды, теплота твердого подземного массива (уже применяется в Японии), солнечная энергия, энергия ветра, биоэнергетические ресурсы, водородная энергетика. Использование этих источников, в отличие от сжигания твердого топлива, не влечет за собой загрязнения атмосферы.

По вопросам ТГС и В сейчас имеется обширная литература. Создавалась она сравнительно недавно - со второй половины 19 в., со времени широкого развития систем.

Первый учебник по отоплению и вентиляции был написан С.Я.Лукашевичем в 1880 г. Он предназначался для строительных училищ. В послереволюционный период, в 1924 г., вышел в свет курс «Отопление и вентиляция» в 2-х частях В.М.Чаплина, предназначенный в качестве учебника для высшей школы.

В последующий период были изданы курсы «Отопление и вентиляция» для специальности ТГС и В. Их авторами являются:

- Б.М.Аше, ч.1,1939; Б.М.Аше и Г.А.Максимов, ч.П, 1940;

- Г.А.Максимов и А.И.Орлов, ч.1, 1948; Г.А.Максимов, ч.П, 1966;

- группа преподавателей МИСИ под руководством П..Н.Каменева,
1964,1975;

- группа преподавателей МИСИ под руководством В.Н.Богословского, 1976.
Издана также учебная литература по теплоснабжению:

- Е.Я. Соколов. Теплофикация и тепловые сети. 1982

- А.А. Ионин. Б.М. Хлыбов и др. Теплоснабжение. 1982.

Для студентов других строительных специальностей неоднократно из­давался учебник. К.В. Тихомиров, Э.С. Сергеенко. Теплотехника, тепло­снабжение и вентиляция. Последнее издание вышло в 1991 г.

Существенный вклад в развитие отопления, теплоснабжения, газо­снабжения и кондиционирования воздуха внесли отечественные ученые и инженеры.

В 60-х годах 19 в. в Петербурге были введены в действие установки приточно-вытяжной вентиляции в Зимнем дворце, а также в ряде общест­венных зданий.

Однако в целом современные системы отопления и вентиляции не по­лучили в дореволюционной России широкого применения. В начале 20 в. в России насчитывалось лишь около 200 вентиляционных установок на фаб­риках и заводах.

Большое значение в развитии вентиляционной техники имело изобре­тение вентилятора в начале 19 в. Его авторами являются английский инженер Вестингауз и русский инженер А.А.Саблуков.

Значительную роль в развитии вентиляционной науки и техники сыграли специализированные лаборатории промышленной вентиляции институтов охраны труда, организованных в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века в городах: Москва, Ленинград, Свердловск, Тбилиси, Горький.

Создание этих институтов и лабораторий связано с индустриализацией страны, которая происходила в этот период, необходимостью расширения в связи с этим работ в области охраны труда, важнейшим элементом которой является промышленная вентиляция.

В 40-х годах стали работать лаборатории отопления и вентиляции в Центральном научно-исследовательском институте промышленных ооружений (ЦНИИПС) и Институте строительной техники Академии архитек­туры СССР. После войны был создан Всесоюзный научно- исследовательский институт санитарно-технического оборудования (ВНИИСТО). В середине 50-х годов - Научно-исследовательский институт санитарной техники Академии строительства и архитектуры СССР. В него вошел ВНИИСТО.

Ряд ученых был упомянут выше в качестве авторов основных курсов по отоплению и вентиляции. Необходимо назвать имена и других ученых, известных своими исследованиями и разработками в области ТГС и В.

Теоретическими вопросами промышленной вентиляции, в частности, исследованиями воздушных струй, занимались Г.Н.Абрамович, В.В.Батурин, М.Ф. Бромлей, И.А. Шепелев. В.В.Батурину принадлежит широко известный капитальный труд «Основы промышленной вентиляции». Книга впервые была издана в 1956 г., выдержала ряд изданий, последнее - в 1990 г.

Известен своими работами в области централизованного теплоснабжения проф. С.Ф.Копьев, его столетний юбилей был отмечен в 2003 г. В системах вентиляции важная роль принадлежит устройствам для очистки воздуха от пыли и других вредных примесей. За последние десятилетия техника очистки воздуха прошла большой путь развития. Современные устройства позволяют очищать воздух практически от любых загрязнений. Большой вклад в совершенствование очистки, в разработку этих вопросов в специальной литературе внесли П.Н. Смухнии, П.А. Коузов, Л.С. Клячко, В.В. Кучерук, А.И. Пирумов и др.

В наше время область применения печного отопления сократилась. Однако оно не потеряло своего значения для малоэтажных зданий. Для совершенствования печей много сделал проф. Л.А.Семенов. Им разработан ряд конструкций отопительных печей, в частности, - повышенного прогрева.

Значительный вклад в развитие кондиционирования воздуха внесли многие специалисты и ученые. Среди них следует отметить Е.Е. Карписа, О.Я. Кокорина..

Проф. И.Ф. Ливчаку принадлежат актуальные работы: «Квартирное отопление», 1984 г.; «Вентиляция многоэтажных жилых домов», 1951 г., и ряд других.

Теоретической базой для развития отопительной науки и техники явились труды О.Е.Власова и В.Д. Мачинского в области строительной теплотехники. Рядом зарубежных ученых и инженеров обеспечен важный вклад в развитие науки и техники ТГС и В. Следует отметить немецкого ученого Г. Ритшеля, автора широко известного курса «Руководство по отоплению и вентиляции». Учебник выдержал большое число изданий и был переведен на русский язык.

Первую систему кондиционирования в США осуществил В. Кэрьер.

Французский ученый Ф.А. Миссенар известен своими работами в области лучистого отопления. В 1936 г. он издал книгу «Лучистое отопление и охлаждение», переведенную на русский язык.

Тема 2. Краткая история РГСУ. Роль бакалавра-строителя по специальности ТГСиВ в строительной отрасли государства.

26 января 1900г. Уведомление Департамента торговли и мануфактур об утверждении Устава Ростовского коммерческого мужского училища. 1902г. Закладка здания коммерческого училища и начало строительства по проекту архитектора Н.М. Соколова.

1904г . Окончание строительства корпуса коммерческого училища и начало занятий. Для городов Ростова и Нахичевани утверждено единое Ростовское градоначальство.

6 июня 1918г . Отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского был утвержден «Временный устав Донского коммерческого института».

13 июня 1918г . Решение профессорско-преподавательского состава Донского университета и высших женских курсов об учреждении в Ростове Донского коммерческого института и размещении его двух курсов в помещениях коммерческого училища .

1920 г . 8-9 января г. Ростов был взят войсками Первой Конной Армии под командованием С.М. Буденного.

1920 г . (советский период) В помещении бывшего коммерческого училища открылась Вторая промышленно-экономическая школа, затем преобразованная в промышленно-экономический техникум. В последующие годы в этом здании располагались различные учебные заведения.

22 июня 1941г . Началась Великая Отечественная война. 10 октября в здании был сформирован Ростовский Добровольческий Стрелковый полк Народного ополчения.

1941-1943 г. 21-29 ноября 1941 года – первая восьмидневная оккупация г. Ростова немецкими войсками. 24 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года – вторая оккупация г. Ростова немецкими войсками.

14-16 декабря 1943 г. Распоряжение СНК СССР № 23530-р и приказ наркома по строительству СССР № 798 об открытии инженерно-строительного института в г. Ростове-на-Дону.

7 февраля 1944 г . Начало первых занятий на пяти курсах единственного в институте строительного факультета в помещении строительного техникума (ул. Социалистическая, 90, ныне школа № 39). Этот день считается днем рождения РИСИ

5 апреля 1944г . В институте приказом Комитета по высшей школе создано 11 кафедр. На них начинали работать 36 преподавателей, в том числе 11 с учеными степенями и званиями. Начали работать учебно-экспериментальные мастерские (с 1952г. – учебно-производственные)

Сентябрь 1944г . Открыто два новых факультета – строительно-технологический и промышленно-транспортный. Прошла первая научная конференция ученых института.

Ноябрь 1944г. первый выпуск четырех инженеров строительного факультета. Диплом №1 получила З. Путивец. Вышла первая газета института «Строитель» (факультет ПГС). Институтская газета «Кадры строителей» вышла в конце этого года.

1945 г . 17 сентября начались занятия в восстановленном западном крыле нынешнего главного корпуса университета (Корпус №1). Институт окончил всего 1 человек. Число студентов достигло 843 человек.

1946 г . прошла первая спартакиада института по шести видам спорта. Н.С. Богдановым защищена первая в ВУЗе докторская диссертация.

1950 г . Восстановлено разрушенное здание школы, находившееся во дворе института. В нем разместилось первое женское общежитие на 250 мест.

1955 г . В институте создается заочный факультет

1956 г . Открывается заочно-вечерний факультет. Сформирован отряд студентов-целинников (140 человек) – первый в стране. Создан студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) под руководством В.Б. Паланта. На выделенной институту еще в 1945 году земле на окраине города построен учебный полигон.

1961 г . Построена 6-этажная пристройка между западным крылом корпуса 1 и корпусом 5.

Сентябрь 1963г. Введено в эксплуатацию 5-этажное здание (корпус 11) на углу Кировского проспекта и улицы Социалистической.

1965г. Специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция » и «Водоснабжение и канализация» объединены в самостоятельный санитарно- технический факультет. Первым деканом факультета был избран фронтовик доцент Н.Н. Волковский.

1967г. Открыт Совет по защите кандидатских диссертации по семи специальностям.

1968г. Студенты и преподаватели института приняли активное участие в строительстве нового учебного корпуса института на углу ул. Петровской и пер. Журавлева.

1969г. Создан архитектурный факультет (первый декан – А.А. Войцеховский). Начата подготовка инженеров по специальности «Городское строительство» (1980г. – закрыта).

1971г. Построено студенческой общежитие на 1135 человек на Октябрьском шоссе (ныне Шолохова).

1978 г . Закончено строительство 9-этажного учебного корпуса.

1988г . Из состава института выделяется архитектурный институт (РАИ).

1990 г. Утверждена медаль института «За высоки достижения в труде».

1991 г . В институте начата переподготовка по гражданским специальностям и социальной адаптации военнослужащих.

1992г . ростовский инженерно-строительный институт (РИСИ) приказом министра науки, высшей школы и технической политики № 1091 от 15.10.1992 года преобразован в академию строительства (РГАС). В этом же году академия получила право на подготовку докторов наук, а отдел аспирантуры был переименован в отдел докторантуры и аспирантуры. ВУЗ перешел на многоуровневую систему подготовки специалистов, создана система бакалавриата и магистратуры. Создан специальный факультет по переподготовке кадров (СФПК). Начата подготовка кадров по специальности «Менеджмент».

1993г . 1 октября постановлением Правительства РФ №844 в рамках Ростовской государственной академии строительства создан учебный центр «Престиж» для подготовки и переподготовки специалистов (в основном военнослужащих, уволенных в запас) для работы в условиях рыночной экономики.

1995г . проведен набор на первый курс по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»

1997г. Ростовская-на-Дону государственная академия строительства, согласно приказу Министра образования РФ № 159 от 30.10.1997 года преобразована в Ростовский государственный строительный университет (РГСУ). В РГСУ открыто Южно-Российское отделение Российской академии архитектуры и строительных наук. Факультетам инженерно-экологичесих систем, дорожно-транспортному, промышленного и гражданского строительства, строительных технологий и материалов , экономике и управлению придан статус институтов, а центр «Престиж» преобразован в Институт подготовки и переподготовки специалистов. Открыты специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия», «Информационные системы в производстве», «Стандартизация и сертификация», «Организация дорожного движения», «Маркетинг», «Финансы и кредит».

1998г . Приказом Министра образования России №300 военная кафедра преобразована в факультет военного обучения. Впервые в гражданском вузе проведен набор на специальность «Пожарная безопасность». Впервые осуществлен набор на специальности «Реклама» и «Информационные системы в экономике».

1999г . сдан в эксплуатацию новый 10-этажный учебный корпус площадью 10000 квадратных метров. Открыт научно-исследовательский институт проблем дорожного строительства «ДорТрансНИИ». Сдан в эксплуатацию жилой дом по пер. Журавлева,63.Произведен первый выпуск инженеров по специальности «Инженерная защита окружающей среды».

2001г . Открыт Южно-Российский Центр научно-технической экспертизы в строительстве. Произведен первый набор студентов по новым специальностям «Защита в чрезвычайных ситуациях» и «Эксплуатация и обслуживание транспортных технологических машин и оборудования».

2002г. Французская ассоциация содействия промышленности наградила строительный университет и лично ректора и профессора Шумейко В.И. именным Почетным Дипломом и «Золотой медалью SPI». Завершен капительный ремонт и расширение центра «Здоровье».

2003г . Ростовский государственный строительный университет награжден американским «Золотым сертификатом качества» Сдан в эксплуатацию жилой дом по переулку Грибоедовскому. Университету отведен земельный участок более 6 га на левом берегу р. Дон для строительства студенческого спортивно-оздоровительного лагеря. В Институте промышленного и гражданского строительства открыта новая кафедра «Городское строительство и хозяйство» (руководит кафедрой кандидат технических наук С.Г. Шеина). Произведен первый набор по специальностям «Безопасность технологических процессов в производстве», «Городское строительство и хозяйство», «Товароведение и экспертиза товаров», «Технология художественной обработки материалов», «Налоги и налогообложение».

История развития института инженерно-экологических систем

В 1959 году кафедра сантехники, организованная в 1953 году (заведующий кафедрой проф. Л.А. Семенов) была разделена на две: водоснабжения и канализации и теплогазоснабжении и вентиляции. Появилась необходимость в подготовке специалистов-сантехников по более узкой специальности.

В 1961 году был открыт набор на специальность «теплогазоснабжение и вентиляция», а в 1962 году на специальность»Водоснабжение и канализация». В становлении сантехнических специальностей большую роль сыграл доктор технических наук, профессор Л.А. Семенов (1953-1968), удостоенный звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. С его приходом больше внимания стали уделять научным исследованиям, тесно связанным с учебным процессом. До разделения на кафедре сантехники трудились доценты З.Э. Орловский и В.М. Глушко, знаток и пропагандист языка эсперанто, создатель кафедральных лабораторий.

В 1656 году учебные группы сантехников и спецкафедры были объединены в самостоятельный санитарно-технический факультет. Его первым деканом стал Н.Н. Волковский (1965-1976), опытный производственник-теплотехник, проработавший в РИСИ много лет. В 1971 году его сменил доцент Н.Ю. Карагодин, который был деканом в течение 16 лет. Студенты, получившие в РИСИ сантехнические специальности, могут заниматься проектированием и строительством источников и носителей тепло-, газо- и водоснабжения, обеспечением их сохранения при транспортировке, следить за экологической чистотой среды обитания и деятельности человека, исследовать проблемы восстановления природных ресурсов. В 1987 году деканом был кандидат технических наук А.Л. Тихомиров – выпускник факультета.

С 1988 года факультет, а ныне институт, возглавляет профессор С.Л. Пушенко. Значительные успехи факультета по всем направлениям деятельности создали предпосылки для преобразования его в институт инженерно-экологических систем. За последние годы в институте открыты новые специальности и специализации «Инженерная защита окружающей среды», «Проектирование и эксплуатация систем газоснабжения», «Пожарная безопасность», «защита в чрезвычайных ситуациях», «безопасность технологических процессов и производств». В рамках многоуровневой подготовки ведется обучение бакалавров и магистров по направлениям: «Строительство», «Защита окружающей среды».

Активизировалась работа по подготовке кадров высшее квалификации, расширилась аспирантура, появилась докторантура. На шести кафедрах институт более 80% преподавателей имеют ученые степени и звания, а 13 преподавателей были избраны действительными членами и членами-корреспондентами различных академий РФ. В институте работает докторский диссертационный совет по 2 специальностям последние годы заместителями директора института успешно работают доценты П.Д. Анапко, и Н.Н. Грищенко, пользующиеся заслуженным уважением среди студентов. Преподаватели института стали авторами многих учебников и учебных пособий, монографий и сборников научных трудов, участниками и организаторами разнообразных научных конференций. Расширилось и международное сотрудничество, особенно с Германией и Мексикой. В 2003 году набор на первый курс превысил 200 человек. Студенты института в последние годы принимали участие и являлись победителями республиканских конкурсов по специальности, конкурсов дипломных проектов и научных работ. В состав института в настоящее время входят 6 кафедр, 5 из которых – выпускающие. Сегодня выпускники бывшего санитарно-технического факультета, а ныне инженерно-экологического института, - это студенты с широким объемом знаний и глубокой специальной подготовкой, работающие в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.

Тема 3. Тепловлажностный и воздушный режим зданий. Методы и средства его обеспечения.

При изучении этой темы предусмотрено посещение лаборатории «отопления и вентиляции» и знакомство с приборами, с помощью которых измеряются различные параметры микроклимата.

3.1 Микроклимат помещений, теплообмен человека и условия комфортности.

Комплекс инженерных средств и устройств по обеспечению требуемых метеоусловий в помещениях называется системой кондиционирования микроклимата (СКМ) здания. Этот комплекс инженерных средств должен обеспечивать требуемый тепловой режим здания. Тепловым режимом здания называют совокупность факторов и процессов, которые под влиянием внешних, внутренних воздействий и инженерных устройств формируют тепловую обстановку в его помещениях.

Здоровье, самочувствие и работоспособность человека в значительной степени зависят от санитарно-гигиенической обстановки в помещении, которая должна удовлетворять его физиологическим требованиям. Санитарно-гигиеническая обстановка в помещении определяется ее микроклиматом. Микроклимат помещения создается совокупностью теплового, воздушного и влажностного режимов в их взаимодействии. Микроклимат помещений должен обеспечивать благоприятные условия для людей, находящихся в помещении, и требования технологического процесса. Микроклимат помещений должен обеспечивать благоприятные условия для людей, находящихся в помещении, и требования технологического процесса. В процессе жизнедеятельности в организме человека вырабатывается теплота, которая путем конвекции, излучения, теплопроводности и испарения пота с поверхности тела должна быть передана окружающей среде. Организм человека обладает системой терморегуляции. Эта система стремится поддерживать постоянную температуру (36.6°С) тела человека. Для нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия человека должен сохраняться баланс между теплотой, вырабатываемой организмом, и теплотой, отдаваемой в окружающую среду. В противном случае происходит переохлаждение или перегрев тела человека, ведущие к ухудшению самочувствия к потере работоспособности. При продолжительном тепловом дебалансе в организме человека возникают различные заболевания, а в отдельных случаях могут привести к летальному исходу.

Количество теплоты, вырабатываемой организмом человека и отдаваемой в окружающую среду, зависит от его возраста, индивидуальных особенностей эмоционального состояния и тяжести выполняемой работы. В спокойном состоянии взрослый человек отдает окружающей среде - до -120 Вт, при легкой работе - до ~ 250, при тяжелой - до ~ 500, а при максимальных кратковременных нагрузках - до ~ 1000 Вт. Отдача теплоты, вырабатываемой взрослым человеком в спокойном состоянии при обычных условиях, более 90 % происходит (приблизительно половина излучением, по четверти конвекцией и испарением пота) и менее 10 % - в результате естественного обмена веществ. При тяжелой работе основная доля теряемой теплоты приходиться на испарение пота. Способность организма к терморегуляции ограничена, а интенсивность теплоотдачи человеком зависит от тепловой обстановки в помещении, поэтому микроклимат помещения должен поддерживаться на заданном уровне.

Микроклимат помещения характеризуется температурой воздуха tint, осредненной радиационной температурой поверхностей tR (внутренних поверхностей наружных ограждений, пола, потолка, перегородок и поверхностей мебели, технологического оборудования и др. предметов), скоростью (подвижностью) L>in t и относительной влажностью воздуха <pin t. Так как значения т„ для различных поверхностей неодинаковы, то

где fn – площади этих поверхностей,м2 ,

- их температура, С.

Совокупность этих показателей микроклимата, при которых сохраняется тепловое равновесие в организме человека и отсутствует напряжение в его системе терморегуляции, называют зонами комфорта. Они могут быть оптимальными и допустимыми. Допустимыми являются такие метеоусловия, при которых возникает некоторая напряженность в системе терморегуляции и имеет место допустимая дискомфортность тепловой обстановки в помещении для человека.

Еще в 1884 г. российский ученный И.Д. Флавицкий указывал, что только требуемое совокупное воздействие параметров микроклимата помещений обеспечивает комфортность среды.

Наиболее важно поддерживать в помещении в первую очередь благоприятные температурные условия, так как подвижность и относительная влажность воздуха чаще всего имеют незначительные колебания. Деятельность человека обычно связана с частью объема помещения (обслуживаемой или рабочей зоной). Комфорт должен быть обеспечен, прежде всего, в этой зоне.

Зоны комфортных сочетаний tint и tR для гражданских зданий представлены на рис. 3.1

14 16 18 20 22 24 26 tint

Рис. 3.1. Зоны комфортных сочетаний температур tint и tR в жилых помещениях.

1- для холодного периода года; 2-для теплого периода года.

3.2 Системы инженерного оборудования зданий для обеспечения заданного микроклимата помещений.

Заданный микроклимат помещений создается системой кондиционирования микроклимата (СКМ). Наружные ограждения зданий защищают помещения от внешних климатических воздействий, а системы инженерного оборудования зданий обеспечивают заданные параметры микроклимата в любое время года. К ним относятся системы отопления, охлаждения, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Системы отопления создают и поддерживают в помещениях в зимнее время нормируемые температуру воздуха tjnt и среднюю радиационную температуру помещения tR . Они решают одну из задач СКМ - создают и поддерживают требуемый тепловой режим помещений.

В тесной связи с тепловым режимом находится воздушный режим помещений. Системы вентиляции предназначены для удаления из помещений загрязненного различными вредностями воздуха и подачи в них чистого специально обработанного наружного воздуха при этом количество удаляемого и приточного поступающего воздуха между собой равны. При этом требуемая температура внутреннего воздуха не должна меняться.

Приточный воздух в специальных устройствах перед подачей в помещения предварительно подвергается обработке: нагревается или охлаждается, увлажняется или осушивается и очищается от пыли, находящейся в приземном слое атмосферы.

Кондиционирование воздуха решает задачу создания и поддержания состояния воздушной среды в помещениях для комфортного самочувствия людей (бытовое кондиционирование) или требований технологического процесса (промышленное кондиционирование). В определенной мере эту же задачу решают системы вентиляции, однако они не могут обеспечить поддержания заданного режима помещения при меняющихся параметрах наружного воздуха и режимах выделения вредностей в помещениях. Таким образом под кондиционированием воздуха понимают автоматическое создание и поддержание параметров микроклимата в помещениях. Приточный воздух автоматически в определенном количестве (объеме) в специальных устройствах кондиционера подвергается термо-влажностной обработке (нагреву-охлаждению, увлажнению-осушке и очищается от пыли). При наличии специальных требований, например, в лечебно-оздоровительных учреждениях, системы кондиционирования могут очищать воздух от запахов, придавать специальные запахи, ионизировать воздух и т.д. В типовых кондиционерах, выпускаемых промышленностью, осуществляется очистка от пыли и регулируемая термо-влажностная обработка воздуха. Современные бытовые сплит-системы в теплое время года охлаждают и осушают воздух помещений, очищают его от пыли, а в холодное время года могут частично решать задачу отопления, нагревая воздух помещения, при незначительных для климатической зоны России понижениях температуры наружного воздуха до минус 5-15 °С.

Тема 4. Устройство систем и история развития тепло- и газоснабжения.

При рассмотрении этой темы предусмотрено посещение лабораторий кафедры ТГС, где студенты будут ознакомлены с устройством «отдельно элементами систем теплогазоснабжения».

4.1. Теплоснабжение

Системой теплоснабжения называют комплекс технических устройств, обеспечивающих приготовление теплоносителя, его транспортирование и распределение по потребителям.

Назначение системы теплоснабжения - обеспечение потребителей теплоты необходимым количеством тепловой энергии требуемых параметров.

Потребителями теплоты являются системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения, а также технологические установки промышленных предприятий.

Применяют централизованные и децентрализованные (автономные) системы теплоснабжения. В централизованных системах один источник теплоты обслуживает раздельно расположенные теплопотребляющие устройства ряда абонентов.

В децентрализованных (автономных) системах теплоснабжения каждый, потребитель имеет собственный источник теплоты. Теплоноситель - материальная среда, которая используется для передачи теплоты от источника к потребителям. В системах теплоснабжения в качестве теплоносителя служат вода и водяной пар. Воздух для передачи теплоты на значительное расстояние малопригоден из-за его невысокой плотности и теплоемкости.

Вода: плотность р=1000 кг/м3 ; удельная теплоемкость с=4187Дж/кг; скорость движения v<=1.5 м/с;

Пар: плотность р =0,6 - 1,6 кг/м3 ; скрытая теплота парообразования г = 2250 - 2160 кДж/кг; v = 4'0 - 80 м/с.

Скрытой теплотой парообразования называют количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг воды, нагретой до температуры кипения, в пар.

Теплоноситель - горячая вода или водяной пар с соответствующими параметрами - приготовляются в водогрейных или паровых котлах. Возможно использование альтернативных источников теплоты, которые рассматриваются ниже.

Для обеспечения теплотой больших жилых массивов городов и промышленных предприятий применяются системы централизованного теп­лоснабжения. Источниками теплоты в них являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) или крупные (обычно районные) котельные. Те и другие имеют высокий к.п.д., теплоноситель-вода от них транспортируется по тепловым сетям протяженностью до 20-30 км с диаметром труб до 1000-1500 мм, протяженность паропроводов составляет несколько километров. Мощность ТЭЦ - 1000-3000 МВт, котельных - 100-500 МВт.

Система централизованного теплоснабжения начинается источником теплоты и заканчивается абонентским вводом в здание.

Применяются водяные и паровые системы теплоснабжения. К преимуществам воды как теплоносителя относятся значительно меньшие потери теплоты при транспортировании. В больших системах температура воды падает примерно на 1°С на 1 км теплопровода, в то же время давление пара снижается примерно на 0,1 - 0,15 МПа, что соответствует 5-10 °С.

Преимуществом воды как теплоносителя является также возможность регулирования подачи теплоты путем изменения температуры воды (качественное регулирование). Водяная система более проста в эксплуатации, чем паровая, так как в ней отсутствуют конденсатоотводчики, конденсатопроводы, конденсатные насосы. При теплоносителе - воде поддерживается более низкая температура отопительных приборов. Это является гигиеническим преимуществом воды. Трубопроводы, транспортирующие воду, в меньшей степени подвержены коррозии и служат дольше, чем паропроводы.

Достоинством пара является возможность удовлетворять как отопительные, так и технологические нагрузки, а также малое гидростатическое давление. С учетом преимуществ и недостатков теплоносителей водяные системы применяют для теплоснабжения жилых домов, общественных и коммунальных зданий, предприятий, которым необходима горячая вода, а паровые системы - для снабжения промышленных предприятий. Централизованное теплоснабжение городов составляет до 70-80 % в крупных городах, в которых преобладает современная застройка. Источником до 50-60 % теплоты для жилищно-коммунального сектора являются ТЭЦ.

На ТЭЦ в энергетических котлах (рис. 2.1) получают перегретый пар высокого давления. Пар подается в турбины, где отдает часть энергии для выработки электричества. Основная часть пара проходит через отборы и поступает в станционные теплообменники, где он нагревает теплоноситель-воду системы теплоснабжения. На ТЭЦ осуществляется комбинированная выработка тепловой и электрической энергии: теплота высокого потенциала используется для выработки электроэнергии, а теплота низкого потенциала - для теплоснабжения. Комбинированная выработка теплоты и электроэнергии обеспечивает высокую эффективность использования топлива. На ТЭЦ 33 % теплоты расходуется на производство электроэнергии, 47 % на централизованное теплоснабжение. Среднегодовой к.п.д. ТЭЦ обычно 55 %.

В районных котельных экономический эффект достигается благодаря использованию более крупных котельных установок, имеющих высокий к.п.д. В этих котельных может быть механизирована подача топлива, удаление золы и шлака.

Сокращение количества источников теплоты и их укрупнение позволяет значительно улучшить экологическую ситуацию в крупных городах. Уменьшается количество дымовых труб, через которые в окружающую среду выбрасываются продукты сгорания.

Нет необходимости в большом числе складов топлива, может быть механизирован процесс удаления золы и шлаков. Легче осуществлять очистку дымовых газов от токсичных компонентов.

Наряду со значительными преимуществами, централизованное тепло­снабжение имеет определенные недостатки. К ним, в первую очередь, относятся значительные потери теплоты в тепловых сетях, достигающие 30 %.

В настоящее время в Российской Федерации находятся в эксплуатации более 30 тыс. км магистральных тепловых сетей и около 240 тыс. распределительных сетей.

Значительная часть тепловых сетей выполнена с применением мало­эффективной теплоизоляции и некачественной гидроизоляции. Это приводит к значительным сверхнормативным тепловым потерям и ускоренной коррозии труб. Перерасход топлива в тепловых сетях составляет 20-25 млн. т условного топлива в год.

Сейчас в ряде случаев более эффективно и экономично применение децентрализованных (автономных) систем теплоснабжения.

4.2 Газоснабжение. Природные и искусственные газы.

Их свойства. Газопроводы и газораспределительные сети.

В последние десятилетия резко увеличилось применение газового топлива, в том числе для теплоснабжения. Газ имеет значительные преимущества по сравнению с другими видами топлива: высокая теплота сгорания, удобство транспортирования, нет необходимости удаления золы и шлаков и др. Горючие газы бывают природные и искусственные.

В системах теплоснабжения используют, главным образом, природные газы. Природный газ представляет собой смесь различных углеводородов, основным из которых является метан СН4. Его содержание составляет до 97...98 %. В небольших количествах в природных газах содержатся тяжелые углеводороды: этан, пропан, бутан, а также диоксид углерода (углекислый газ), азот.

Природные газы легче воздуха. Низшая теплота сгорания природных газов газовых месторождений Российской Федерации находится в пределах Q =(35...38) МДж/м3 . Плотность - в пределах 0,71 - 0,78 кг/м3 .

Теплотой сгорания газа называют количество теплоты, выделяющейся при сжигании 1 м3 или 1 кг газа. Различают высшую и низшую теплоту сгорания.

Высшей теплотой сгорания QPS называют количество теплоты, которое выделяется при сгорании топлива с учетом теплоты конденсации водяных паров, содержащихся в топливе. В низшей теплоте сгорания 0^ это количество теплоты

не учитывается.

Природные газы, по сравнению с искусственными, относительно безвредны, если в них не содержится сероводород. Метан СНЦ, из которого в основном состоят природные газы, не ядовит, не имеет запаха и вкуса. Метан в смеси с воздухом при концентрации примерно 5-15 % способен взрываться от искры, например при включении электроприборов, от открытого огня.

Искусственные газы получают в результате термической переработки твердого топлива - угля, сланцев, торфа или жидкого топлива - нефти. Например, коксовый газ получают в процессе сухой перегонки каменных углей при их нагревании до температуры 900 - 1100°С без доступа воздуха. Продуктами процесса являются кокс, применяемый в металлургической промышленности, и коксовый газ. Коксовый газ является смесью водорода №- 57 %, метана СН4 - 23 %, оксида углерода СО - 6,8 % и прочих газов - 13,2%. Основными горючими составляющими коксового газа являются водород и метан. Q коксового газа достигает 20 МДж/нм3 . Нормальным метром кубическим (нм3 ) принято считать 1 м3 газа при нормальном атмосферном давлении и температуре 20 С.0

Содержание в искусственных газах высокотоксичного оксида углерода (угарный газ) представляет большую опасность для жизни людей. Концентрация в закрытых помещениях 0,15% СО через 0,5 часа может вызвать тяжелые отравления, а концентрация 0,4 % - смерть.

Газоснабжение населенных пунктов осуществляют от централизованных систем, в ряде случаев от децентрализованных (местных) систем с ис­пользованием сжиженного углеводородного газа.

Природный газ получают от специально пробуренных скважин глубиной 600...3000 м. Газ из скважин по промысловым газопроводам ( рис. 4.1) поступает в

сборные коллекторы, а по ним - в промысловые газораспределительные станции, где производится осушка, очистка, одоризация газа и снижение давления.


Рис. 4. 1. Принципиальная схема магистрального газопровода: 1 - месторождение природного газа; 2 - газовые скважины; 3 - промысловые газо­распределительные станции и станции очистки газа; 4 - головная компрессорная станция; 5 -линейная компрессорная станция; 6 - газораспределительная станция (ГРС); 7 - газопроводы населенных пунктов; 8 - подземное хранилище газа; 9 -обводная линия (байпас)

Газ, используемый в населенных пунктах, должен обладать сильным характерным запахом. Это необходимо для обнаружения утечек газа. Природный газ запахом не обладает. Процесс придания газу необходимого запаха называется одоризацией. Для одоризации природных газов применяют в основном этилмеркаптан. Он безвреден, неагрессивен. Средняя норма расхода метилмеркаптана - 16 г на 1000 м3 газа.

Готовый к использованию газ поступает в магистральный газопровод и транспортируется к потребителям на расстояние сотни и тысячи км по трубам, проложенным под землей, а иногда в море.

Газопроводы выполняют из стальных труб. Соединение труб производится электросваркой. Разъемные соединения (фланцевые и резьбовые) предусматриваются лишь в местах установки арматуры, приборов и другого оборудования.

На территории предприятий, внутри жилых кварталов и дворов наряду с подземной прокладкой газовых сетей допускается их надземная прокладка.

Подземные газопроводы должны быть проложены на определенном расстоянии по горизонтали от сооружений и других подземных коммуникаций.

Допустимые расстояния определяются нормами. При пересечении газопроводов с другими коммуникациями также должны быть выдержаны определенные расстоянии: от электрических и телефонных кабелей - не менее 0, 5 м, от других коммуникаций - не менее 150 мм.

При пересечении газопровода с трамвайными путями его помещают в футляр из стальных труб.

Глубина заложения газопровода осушенного газа может укладываться в зоне промерзания грунта, но глубина заложения должна быть не менее 0,8 м от поверхности земли. Газопровод влажного газа прокладывают ниже средней глубины промерзания для данной местности. Газопровод прокладывают с уклоном не менее 0,002.

Для отключения участков газопровода или отдельных потребителей применяется запорная арматура, которая устанавливается в колодцах (рис. 5.2.)

Температурная компенсация газовых сетей осуществляется с помощью линзовых компенсаторов, которые воспринимают тепловые удлинения труб при повышении температуры. Компенсаторы устанавливаются в колодцах после задвижек.

Для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне служат газорегуляторные пункты (ГРП) и газорегуляторные установки (ГРУ). ГРП обслуживают распределительные сети, а ГРУ - отдельных потребителей. ГРП и ГРУ располагаются в специально оборудованных зданиях и помещениях, в которых должна поддерживаться температура не ниже +15 °С.

На территории города или другого населенного пункта газ поступает к потребителям по газовым распределительным сетям. В зависимости от максимального рабочего давления газораспределительные сети подразделяются на газопроводы низкого давления - до 0,005 МПа, среднего давления - 0,005 -0,3 МПа, высокого давления - 0,3 - 0,6 и 0,6 - 1,2 МПа.

Жилые и общественные здания и небольшие коммунально-бытовые предприятия подключаются к газопроводам низкого давления. Газопроводы высокого давления подают газ в сети низкого давления через газораспределительные пункты (ГРП). Крупные потребители газа (предприятия и др.) непосредственно присоединяются к сетям высокого и среднего давления.

Тема 5.Отопление, вентиляция и кондиционирование.

При рассмотрении этой темы предусмотрено посещение лабораторий кафедры ОВиК, где студенты будут ознакомлены с устройством и отдельными элементами систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

5.1 Системы отопления. Требования, предъявляемые к ним

Системы отопления предназначены для поддержания в закрытых помещениях нормируемой температуры. Если температура воздуха в помещении, tint поддерживается на более высоком уровне, чем радиационная температура помещения tR (tint>tR ), то такую систему называют конвективной. Если tR >tin t, то такое отопление называют лучистым. Последнее при несколько пониженной температуре воздуха, примерно на 2°С, более благоприятно для самочувствия людей.

Рис. 5.1 Принципиальная схема системы отопления

1 - теплогенератор; 2 - теплопроводы; 3 - отопительный прибор

Любая система отопления (рис. 4.1.) состоит из трех основных элементов: теплогенератора 1, служащего для получения теплоты и передачи её теплоносителю, системы теплопроводов 2 и отопительных приборов 3, передающих теплоту от теплоносителя воздуху и ограждениям помещения.

Теплоноситель переносящей теплоту может быть жидкой (вода и др. жидкости) или газообразной (пар, воздух, газ) средой.

К системам отопления предъявляются ряд требований таких как: санитарно-гигиенические - поддержание требуемых соответствующими строительными нормами и правилами температур воздуха, внутренних поверхностей наружных ограждений и поверхностей отопительных приборов; экономические- невысокие капитальные затраты с минимальным расходом металла, экономный расход тепловой энергии при эксплуатации; строительно-архитектурные - компактность и увязка размещения элементов систем отопления со строительными конструкциями здания, эстетическое соответствие интерьеру помещений;

монтажные - обеспечение монтажа с максимальным использованием унифицированных узлов заводского изготовления, сокращение трудовых затрат при монтаже; эксплуатационные - эффективность, надежность, безопасность и бесшумность действия, простота, удобство обслуживания и ремонта.

5.2. Классификация систем отопления

Системы отопления по расположению основных элементов подразделяют на местные и центральные.

В местных системах все три основных элемента конструктивно объединяются в одном устройстве установленном в одном обогреваемом помещении. Примером местной системы отопления может служить комнатная отопительная печь изображенная на рис.5.2.


Рис. 5.2 Комнатная отопительная печь

1 - генератор теплоты (топливник); 2 - теплопроводы; 3 - стенки печи

В ней теплогенератором является топливник-1, теплопроводами -газоходы внутри печи - 2 и отопительными приборами - стенки печи -3. К местным системам относят отопление газовыми и электрическими приборами, воздушно-отопительные агрегаты, сплитсистемы для одного

помещения и др.

Центральные системы предназначены для отопления группы помещений из одного теплового центра, (Котельная, ТЭЦ). Теплота, вырабатываемая теплогенератором, с помощью теплоносителя по теплопроводам передается отопительным прибором, а охлажденный теплоноситель вновь возвращается в тепловой центр.

По виду основного теплоносителя местные и центральные системы отопления подразделяют на водяные, паровые, воздушные, газовые и комбинированные (например, пароводяные водовоздушные и др.)

По способу циркуляции теплоносителя местные и центральные системы водяного и воздушного отопления подразделяют на системы с естественной циркуляцией за счет разности плотностей охлаждененного и горячего теплоносителя и системы с искусственной (механической) циркуляцией за счет работы насоса или вентилятора. В центральных системах парового отопления пар перемешается под собственным избыточным давлением.


НАРУЖНЫЕ ТЕПЛОПРОВОДЫ

Рис. 5.3 Принципиальная схема районной системы отопления: 1 - приготовление первичного теплоносителя; 2 - местный тепловой пункт; 3 и 5 -внутренние подающие и обратные теплопроводы; 4 - отопительные приборы; 6 и 7 -наружный подающий и

обратный теплопроводы; 8 - циркуляционный насос.

На рис. 5.3. Приведена принципиальная схема центральной системы водяного отопления от районной котельной. Такая система относиться к комбинированной водоводяной системе. Первичный теплоноситель от тепловой станции с высокой температурой t] подается в местный тепловой пункт по подающему наружному теплопроводу тепловой сети, где смешивается с охлажденной водой системы отопления в специальном устройстве, и с температурой tr меньшей чем ti (вторичный теплоноситель) поступает в отопительные приборы системы отопления здания. Такие схемы подключения систем отопления жилых и зданий другого назначения применяются в городах и крупных населенных пунктах нашего государства.

5.3 Теплоносители систем отопления

Перенос теплоты по теплопроводам осуществляется с помощью жидкой (вода и другие жидкости) или газообразной (пар, воздух, газ) среды. Эти среды, перемещающиеся в системе отопления, называются теплоносителями. Перечисленные теплоносители должны быть легко подвижными, дешевыми и отвечать требованиям, предъявляемым к системам отопления.

Рассмотрим основные свойства горячих газов, воды, пара и воздуха, которые применяются в качестве теплоносителей в системах отопления.

Газы - продукты сжигания твердого, жидкого или газообразного топлива имеют высокую температуру до 700 °С и более могут применяться для отопления только в тех случаях, когда в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями удается ограничить температуру теплоотдающей поверхности приборов. Горячие газы применяются в основном только в отопительных печах и в отдельных случаях в местных системах с использованием газовых воздухонагревателей и в других отопительных установках.

Наиболее широко в системах отопления в качестве теплоносителей применяют воду, водяной пар и воздух. Они используются многократно и не загрязняют окружающую среду здания в отличие от горячих газов.

Вода - легко доступная практически несжимаемая жидкость имеет высокую плотность (в 600-1500 раз больше пара и в 900 раз больше воздуха) и теплоемкость. При повышении температуры вода расширяется и уменьшается ее плотность, а при повышении давления растет температура кипения. Последнее свойство позволяет перемещать воду в тепловых сетях с температурой 150 °С и выше. Вода способна сорбировать (поглощать) и выделять газы, в том числе атмосферный воздух, при изменении температуры и давления.

Водяной пар - легко подвижная среда со сравнительно малой плотностью. С повышением давления растут температура и плотность пара, он имеет высокую энтальпию за счет скрытой теплоты фазового превращения.

Воздух - является также легко подвижной средой со сравнительно малой плотностью и теплоемкостью. При повышении температуры уменьшается плотность и растет его объем и наоборот. Сравнительная характеристика параметров теплоносителей для систем отопления приведена в табл. 5.1.

Таблица 5.1.

Сравнение основных теплоносителей для отопления

Параметры

Теплоноситель

вода

пар

воздух

Температура, разность температур, °С

150-70=80

130

60-15=45

Плотность, кг/м3

917

1,5

1,03

Удельная массовая теплоемкость, кДж/(кг-°С)

4,31

1,84

1,0

Удельная теплота конденсации, кДж/кг

-

2175

-

Количество теплоты для отопления в объеме 1 м3 теплоносителя, кДж

316370

3263

46,4

Скорость движения, м/с

1,5

80

15

Соотношение площади поперечного сечения теплопроводов

1

1,8

680

5.4 Характеристика систем отопления. Область применения

В настоящее время в нашей стране чаще всего применяются центральные системы водяного и парового отопления, местные и центральные системы воздушного отопления, а в небольших малоэтажных зданиях печное отопление.

Приведем общую характеристику этих систем на основании рассмотренных свойств теплоносителей и требований предъявляем к ним.

Наиболее важны санитарно-гигиенические и эксплуатационные требования, которые обуславливаются необходимостью поддержания заданной температуры помещения без значительных колебаний не­зависимо от колебаний температуры наружного воздуха в течение отопительного периода и всего срока службы системы. Другое санитарно-гигиеническое требование - ограничение температуры поверхности отопительных приборов, которое вызвано разложением (сухой возгонкой) органической пыли на нагретой поверхности, сопровождающееся выделением вредных веществ в том числе оксида углерода (угарного газа). Интенсивное разложение пыли происходит при температуре поверхности отопительных приборов 80 °С и выше.

Требования, предъявляемые системам отопления, их технико-экономические и санитарно-гигиенические преимущества и недостатки, а также свойства теплоносителей определяют область их применения.

Системы водяного отопления благодаря высоким санитарно-гигиеническим качествам, надежности и долговечности рекомендуется применять в жилых, общественных и производственных зданиях. Ограничивается область их применения высоким гидростатическим давлением не более 0,6-1 МПа, и в тех помещениях, где недопустимы колебания температуры, что характерно для водяных систем из за их тепловой инерционности.

Паровое отопление допускается в помещениях промышленных и ряде вестибюлях общественных зданий, обычно при наличии пара для технологическим нужд, при кратковременном пребывании в них людей, а также в лестничных клетках, пешеходных переходах и в тепловых пунктах. Чаще всего паровое отопление применяют в качестве периодического и дежурного. Последнее применяется в помещениях для поддержаниях минимально допустимой температуры, когда в них отсутствуют люди. Малое гидростатическое давление пара (из-за малой его плотности) делает целесообразным применять паровое отопление для высотных зданий в качестве первичного теплоносителя (паро-водяные системы отопления).

Ограничения применения паровых систем отопления обусловлено высокой температурой поверхности отопительных приборов до 100 - 130 °С, что не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, шумом при движении пара по паропроводам, и малым сроком службы этих систем (10 лет паропроводы, около 4 лет конденсатопроводы) из-за коррозии стальных труб.

Воздушное отопление обеспечивает быстрое изменение и равномерность температуры помещения, в большей степени, чем паровое удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям. В системах воздушного отопления отсутствуют отопительные приборы. Благодаря возможности сочетания отопления и вентиляции воздушное отопление применяют в помещениях промышленных зданий с выделением различных вредностей, а также в качестве дежурного и периодического отопления помещений большого объема производственных и общественных зданий. В местностях с мягким климатом воздушное отопление применяется в жилых зданиях. Ограничениями применения воздушного отопления являются: невысокая надежность из-за возможного нарушения распределения воздуха по помещениям; вероятность переноса вредностей в другие помещения; малая теплоаккумулирующая способность из-за малой плотности воздуха; во много раз больше, чем в системах водяного и парового отопления, поперечные сечения воздуховодов; малый радиус действия из-за значительного понижения температуры воздуха по длине воздуховодов.

Системы воздушного отопления не разрешается применять в детских садах, яслях, лечебных и других учреждениях, к которым предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, из-за возможности переноса инфекций и других вредностей по помещениям всего здания.

В СНиПе 41-01-2003, приложение Б, даются подробные указания по применению различных систем отопления в зависимости от назначения зданий и помещений.

5.5 Вентиляция

5.5.1 Состав и физические свойства воздуха

Термин «вентиляция» происходит от латинского слов "ventilatio" -проветривание.

Человек в течение всей жизни находится в воздушной среде. От качества воздуха - его температуры, влажности, чистоты - зависит самочувствие, здоровье, работоспособность, сама жизнь людей.

Объектом обработки, перемещения, забора и распределения в системах вентиляции является воздух.

Рассмотрим состав и основные свойства атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух можно рассматривать как состоящий из сухой части и водяных паров. Сухая часть воздуха является смесью газов. В него входят (% по объему): азот - 78,03, кислород - 20,95, инертные газы (главным образом, аргон) - 0,94, а также, в небольшом количестве, диоксид углерода (углекислый газ) и другие газы.

Содержание указанных компонентов в сухом воздухе более или менее стабильно. Количество же водяных паров в атмосферном воздухе изменяется в широких пределах и зависит от климатических условий и времени года. Поскольку в атмосферном воздухе всегда имеется то или иное количество водяных паров, он может рассматриваться как влажный воздух.

Все компоненты влажного воздуха находятся практически в перегретом состоянии, т.е. при температуре более высокой, чем температура паро­образования. Поэтому на влажный воздух могут быть распространены законы идеальных газов.

Согласно закону Дальтона, атмосферное (барометрическое) давление может быть представлено как сумма давлений сухого воздуха и водяных паров:

Рбс.в.в.п. (4.1)

где Рсв - парциальное давление сухого воздуха, мм. рт. ст. ; Рвп - парциальное давление водяных паров, мм рт. ст.

Сухая часть воздуха и водяные пары, входящие в состав влажного воздуха, занимают весь объем и имеют одинаковую температуру.

Применяются следующие характеристики влажного воздуха.

Абсолютной влажностью D (г/м3 ) называется количество водяных паров, содержащихся в единице объема воздуха.

Относительная влажность ср (%) показывает степень насыщения воздуха водяными парами. Она выражает отношение абсолютной влажности D при данном состоянии к абсолютной влажности при его полном насыщении при тех же значениях температуры и давления Dmax :

φ=D/Dmax *100% (4.3)

При обработке влажного воздуха в системах вентиляции и кондицио­нирования изменяется количество водяных паров, содержащихся в воздухе, содержание же сухого воздуха остается постоянным. Поэтому при расчетах процессов, связанных с увлажнением и осушением воздуха, удобно пользоваться единицей измерения влажности, которая бы выражала отношение переменного количества водяного пара к неизменной массе сухого воздуха. Такая единица называется влагосодержанием d . Влагосодержание выражает количество водяных паров, г, приходящееся на 1 кг сухого воздуха.

Относительная влажность воздуха с достаточной точностью (2-3 % в сторону уменьшения) может быть вычислена как отношение действительного влагосодержания воздуха d к влагосодержанию при полном насыщении dH :

Теплосодержание (энтальпия) влажного воздуха - количество теплоты, необходимой для нагревания от О °С до данной температуры такого количества влажного воздуха, сухая часть которого имеет массу 1 кг;

I =1.00* t +(2500+1.81 t ) – 0.01* d (4.4)

) где 1,00 - удельная массовая теплоемкость воздуха, кДж/(кг • °С); / - температура воздуха, град; 2500 - скрытая теплота парообразования, кДж/кг; 1,81 — удельная массовая теплоемкость водяных паров, кДж/(кг- °С).

5.5.2 Вредности, поступающие в помещения, их воздействие на человека и окружающую среду

Жизнедеятельность людей и животных, технологические процессы со­провождаются выделением теплоты, влаги, вредных газов и паров, пыли, а также радиоактивных и микробиологических загрязнений в окружающую среду.

Необходимо рассмотреть основные виды вредных выделений и их вредное воздействие.

Избыточная теплота является одним из основных вредных выделений во многих помещениях промышленных, жилых и общественных зданий. Различают конвективную и лучистую теплоту.

Конвективная теплота поступает в помещения от людей, а также от производственного оборудования, имеющего температуру выше температуры воздуха в помещении (печей, аппаратов, камер, автоклавов и др.), нагретых материалов и готовой продукции. Теплота, распространяясь конвективными струями, вызывает повышение температуры воздуха в помещении. Пребывание и работа человека в условиях высокой температуры ухудшает теплоотдачу организма, а при превышении терморегулирующих возможностей приводит к нарушению водно-солевого режима, белкового обмена и даже к тепловому удару.

Лучистая теплота. Источниками теплового излучения являются нагретые тела: оборудование, материалы и т.д. Коротковолновое излучение, которое исходит от тел с высокой температурой, обладает большой проникающей способностью и угнетающе действует на клетки организма.

Теплопоступления принимают по справочной литературе, по данным " технологов, при необходимости - по формулам теории теплопередачи.

Влага (водяные пары) поступает в воздух помещения от людей, с открытых водных поверхностей, при открытых мокрых процессах, проникает в виде водяного пара, через неплотности трубопроводов и т.д. Повышение влажности воздуха в помещении затрудняет теплообмен организма человека с окружающей средой.

Пары и газы. Пары и газы поступают в воздух помещений гражданских зданий от людей, а в воздух производственных помещений , в основном, при различных технологических процессах, они могут быть вредными, ядовитыми и взрывоопасными.

Пыль - совокупность мелкоизмельченных частиц твердого вещества, взвешенных в газовой, в частности, в воздушной среде. Пылью также называют совокупность осевших частиц (гель или аэрогель). Различают пыль естественного происхождения и промышленную. Пыль естественного про­исхождения образуется в результате эрозии почвы, при выветривании горных пород и т. д. Промышленная пыль возникает большей частью при обработке и транспортировании материалов. Пыль может быть органической (древесная, хлопковая, мучная, зерновая, сахарная и др.) и неорганической (минеральной -кварцевая, цементная и др. и металлической - стальная, чугунная, медная и др.). Значительная часть промышленных пылей - смешанного происхождения, т.е. состоят из частиц органических и неорганических.

Пыль может быть вредной, ядовитой и взрывоопасной. Пыль причиняет вред организму человека в результате механического, химического и бактериологического воздействия.

Микроорганизмы (бактерии и вирусы) присутствуют в воздухе. Их виды и концентрация зависят о наличия питательной среды, расстояния от поверхности земли и ряда других факторов.

Неприятные запахи - Их источник - газы и мельчайшие частицы твердых и жидких веществ, находящихся в воздушной среде. Запахи вызывают у человека повышенную утомляемость, нервное возбуждение или, наоборот, депрессию. С запахами приходится встречаться в районе расположения химических предприятий, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье - мясокомбинатов, табачных фабрик и др.

Санитарными нормами установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных газов, паров и пыли в воздухе помещений, мг/м3 , например:

Ртуть Пыль цемента, глин, минералов и их

Металлическая……. 0,01 смесей, не содержащих свободной….6

Сероводород……….10 Свинец и его неорганические

Хлор…………………1 соединения………………………..0,01

Тема 6. Теплотопливосбережение.

Альтернатива источника теплоты.

Основным путем экономии энергии в строительстве является возведение зданий с эффективным использованием энергии – это такое здание, в котором предусмотрены оптимальные инженерные методы и средства по эффективному использованию и экономии энергии, применению нетрадиционных альтернативных теплоисточников.

При проведении практических занятий по этой теме по выбору студентов будет предложено написать и затем сделать доклад на практических занятиях по следующим вопросам:

- снижение энергопотребности и повышение эффективности отопления и вентиляции зданий;

- теплонаносные установки для отопления;

- солнечные установки для систем теплоснабжения и вентиляции;

- ветроэнергетические установки;

- геотермальная энергия;

- использование энергии биомассы.

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»

Домашнее задание 1.

Подготовить на тему «Микроклимат помещений. Влияние санитарно-гигиенической обстановки помещений различного назначения на самочувствие и работоспособность человека».

(по выбору студента)

Домашнее задание 2.

Подготовить на тему «Теплогенераторы теплоты. Теплоснабжение города или промышленного здания» (по выбору студента)

Домашнее задание 3.

Подготовить на тему «Природный газ, его свойства. Добыча и транспортирование газа в России. Использование газа на нужды теплоснабжения и отопления» (по выбору студента)

Домашнее задание 4.

Подготовить на тему « История развития отопления зданий в России и за рубежом. Виды и свойства теплоносителей систем отопления, их сравнительная характеристика. Принципы работы систем водяного, парового и воздушного отопления»(по выбору студента)

Домашнее задание 5.

Подготовить на тему «Состав и физические свойства атмосферного воздуха. Назначение и виды вентиляции. Устройство вентиляции жилых, общественных и промышленных зданий. Общие понятия о кондиционировании воздуха» (по выбору студента).

по дисциплине должен оформляться в соответствии со стандартными требованиями (работа и титульный лист оформляются согласно СТП 1.005-2004 «Система вузовской учебной документации»).

В ивную работу обязательно входит: аннотация, введение, где указываются цель и основные задачи темы а, содержательная часть, заключение и список использованных информационных источников, на которые обязательно должны быть приведены ссылки в тексте реферата.

Во введении в обязательном порядке указывается актуальность предлагаемой к разработке темы и причина, по которой именно она выбрана данным автором. Здесь же формулируется цель написания а и основные задачи, которые будут решены автором в данном е. Обычно введение не должно превышать объем в 1 машинописной страницы.

Основной раздел а состоит из содержательной части, в которой автор должен наиболее полно раскрыть основные положения, суть, особенности выбранной темы с обязательным указанием ссылок на использованные источники информации. Объем содержательной части обычно составляет 5-10 машинописных страниц.

Заключение содержит выводы автора о степени полноты раскрытия темы а, степень самостоятельности выполненной работы и пожелания для дальнейших профессиональных исследований в данном направлении. Объем заключения должен быть не менее 1 машинописной страницы.

Список информационных источников оформляется в соответствии со стандартными требованиями и должен содержать не менее 5-10 публикаций, желательно указать и иностранные публикации.

Требования к форме и содержанию отчетных материалов Домашнее задание должно быть оформлено в редакторе Microsoft Word, формат А4, 14 кеглем, одинарным интервалом, книжная ориентация страницы, нумерация страниц в правом нижнем углу, ширина полей: лев. - 3 I см, верх., ниж.- 2 см, прав. - 1,5 см с титульным листом.

Тестовые задания контроля усвоения знаний

по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»

1. История развития теплогазоснабжения и вентиляции России и за рубежом.

2. Краткая история РГСУ.

3. Как различаются здания по своему назначению.

4. Какими параметрами определяется микроклимат помещений.

5. Теплообмен организма человека с окружающей средой.

6. Влияние тяжести выполняемой работы на теплообмен организма человека с окружающей средой.

7. Зоны комфортных сочетаний температуры воздуха – tint и средней радиационной температуры – tR в жилых помещениях для холодного и теплого периодов года.

8. Передача теплоты путем теплопроводности.

9. Конвективный теплообмен.

10. Лучистый теплообмен.

11.Теплопередача через плоскую однородную стенку.

12.Термическое сопротивление однородного материального слоя наружного ограждения.

13.Общее термическое сопротивление многослойного наружного ограждения.

14. Требуемое термическое сопротивление – Rо тр наружного ограждения.

15. Градусосутки отопительного периода (ГСОП), с какой целью их рассчитывают.

16. Общие понятия с теплоснабжении. Местное и централизованное теплоснабжение.

17. Источники теплоснабжения. Теплоносители централизованного теплоснабжения.

18. Котельные установки (КУ), принципиальная схема, принцип работы.

19. Централизованное теплоснабжение на базе ТЭЦ.

20. Тепловые сети, устройство, способы прокладки.

21. Оборудование абонентских вводов.

22. Отопление. Классификация систем отопления.

23. Теплопотери отапливаемыми помещениями.

24. Добавочные теплопотери к основным.

25. Отопительные приборы систем центрального отопления.

26. Металлические отопительные приборы, устройство, область применения.

27. Малометальные отопительные приборы, отопительные панели, область применения.

28. Водяное отопление, основное оборудование систем.

29. Классификация систем водяного отопления.

30. Водяное отопление с естественной циркуляцией, схема, принцип работы.

31. Водяное отопление с насосной циркуляцией, схема, принцип работы.

32. Двухтрубные системы водяного отопления, схемы, принцип работы.

33. Область применения систем водяного отопления.

34. Паровое отопление, классификация систем.

35. Основное оборудование систем парового отопления, принцип работы.

36. Схема парового отопления низкого давления, принцип работы.

37. Область применения систем парового отопления.

38. Воздушное отопление, устройство, принцип работы, область применения.

39. Схемы воздушного отопления, прямоточные, с частичной рециркуляцией, рециркуляционные.

40. Общие понятия о панельно-лучистом отоплении, элементы систем, область применения.

41. Состав и физические свойства атмосферного воздуха.

42. Вредности. Предельно- допустимые концентрации (ПДК).

43. Санитарно-гигиеническое и технологическое значение вентиляции помещений.

44. Классификация систем вентиляции.

45. Понятие об организованной и неорганизованной вентиляции.

46. Естественная вентиляция, принцип работы, область применения.

47. Естественная канальная вентиляция жилых зданий.

48. Общие понятия об аэрации промышленных зданий.

49. Механическая общеобменная приточная вентиляция, основное оборудование.

50. Механическая общеобменная вытяжная вентиляция, основное оборудование.

51. Местные приточные и вытяжные системы вентиляции.

52. Нагревание приточного воздуха. Воздухонагреватели.

53. Способы очистки приточного воздуха от пыли. Пылеочистители.

54. Общие понятия о кондиционировании.

55. Какие виды обработки приточного воздуха производятся в кондиционере.

56. В каких устройствах производится очистка отработанного воздуха от пыли.

57. Устройство и принцип работы циклона.

58. Общие понятия о газоснабжении.

59. Природные и искусственные газы, их свойства.

60. Потребители газа.

61. Назовите газопотребляющие устройства.

62. Транспортирование и хранение природного газа.

63. Устройство и оборудование газовых сетей.

64. Общие понятия о газораспределительных станциях (ГРС) и газораспределительных пунктах (ГРП).

Литература

1. К.В. Тихомиров, Э.С. Сергеенко. Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция: Учебник для ВУЗов. М.: Стройиздат, 1991.- 480с.

2. Е.А. Штокман, Ю.Н. Карагодин. Теплогазоснабжение и вентиляция: Учебное пособие. М: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2011-172с.

3. И.Ф. Ливчак, Ю.Я. Кувшинов. Развитие теплоснабжения, климатизации и вентиляции в России за 100 последних лет: Учебное пособие. М: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004-93с.

4. В.Н. Богословский, В.П. Щеглов, Н.Н. Разумов Отопление и вентиляция: Учебник для ВУЗов. М.: Стройиздат, 1980.- 295с.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………….3

2.Экономические, политические и социальные условия развития

теплогазоснабжения, климатизации и вентиляции в России и зарубежье…....4

3. Краткая история РГСУ. Роль бакалавра………………………………………..9

4. Тепловлажный режим …………………………………………………………..14

5. Устройство систем………………………………………………………………17

6. Отопление, вентиляции и кондиционирования………………………………..22

7. Теплоэнергосбережение…………………………………………………………31

8. Методические указания к самостоятельной работе студентов по

дисциплине «История отрасли и введение в специальность»…………………..31

9. Тестовые задания контроля усвоения знаний по дисциплине

«История отрасли и введение в специальность»…………………………………33