Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические Екатеринбург 2008 Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики Составитель: к полит н., доцент кафедры истории журналистики УрГУ

 

             

Указания методические Екатеринбург 2008 Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики Составитель: к полит н., доцент кафедры истории журналистики УрГУ

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

, ,

выпускная квалификационная работа бакалавра,

по направлению 030600

и специальности 030601 –

«Журналистика»

Методические указания

Екатеринбург

2008

Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики

Составитель: к. полит.н., доцент кафедры истории журналистики УрГУ Ю.В. Чемякин

© Ю.В. Чемякин, 2008

© Уральский государственный

университет, 2008

ы, курсовые и дипломные работы – разные виды выполняемых студентами научно-исследовательских работ.

ы пишутся студентами в рамках различных изучаемых на факультете журналистики дисциплин (в соответствии с их учебными программами). , прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу по выбранной конкретной теме. Преподаватель может потребовать, чтобы включал в себя не только анализ литературы, но и практическую часть: самостоятельное исследование студентом газетных публикаций, телепрограмм или иных материалов, связанных с темой а, собственные интервью с экспертами в рассматриваемой сфере.

В частности, по таким профессиональным дисциплинам, как «Введение в специальность» и «Основы творческой деятельности журналиста» предполагает следующую содержательную структуру (структура ов по другим дисциплинам может совпадать с этой, а может несколько отличаться, в зависимости от специфики курса и требований преподавателя ).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (пример его оформления см. в Приложении 2) является первым листом а, дающим самые основные сведения о нем, в частности, кем и когда он написан, какова его тема, кто является научным руководителем.

ВВЕДЕНИЕ, где кратко описывается характер выбранной темы, ее актуальность, объясняется необходимость ее разработки, обозначается эмпирический материал, который будет использован в е. Объем введения – 1–1,5 стр.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Эта часть работы представляет собой собственно , т.е. цитирование литературы по теме, с комментариями, оценками, выводами. Цель этой части – показать состояние разработанности темы, выявить недостаточно прописанные ее аспекты, чтобы затем сосредоточиться именно на них. Примерный объем данной части работы – 4–5 стр.

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ. Этот раздел а предполагает собственное исследование студентом публикаций (сюжетов, программ) за определенный и мотивированный период времени с целью определить, как в реальной практике средств массовой информации реализуются те принципы, нормы, которые провозглашаются исследователями СМИ по данной теме. Объем этой части составляет не менее 5 стр.

ИНТЕРВЬЮ. Помимо анализа литературы и исследования деятельности конкретных СМИ студент получает эксклюзивный эмпирический материал для а в виде интервью с экспертом в данной сфере (как правило, с журналистом или иным специалистом, имеющим непосредственное отношение к изучаемой теме). Ответы эксперта могут использоваться как иллюстрации к тем или иным положениям и выводам автора. Далее интервью помещается в Приложении к у, в самом конце, после списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Здесь автор подводит итоги работы, делает основные выводы, к которым он пришел в результате обзора литературы, анализа практики СМИ и интервью с экспертом. Объем заключения составляет, как правило, 1–2 стр.

В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ автор перечисляет все книги, статьи, другие источники, использованные им в работе над ом.

Рекомендуемый общий объем а 1415 страниц.

Основные требования к оформлению а (в частности, оформлению списка литературы, сносок, названий разделов, требования к шрифтам, полям, межстрочным интервалам и т.п.) совпадают с требованиями по оформлению дипломной работы (см. в главе «» данных методических указаний разделы «Сноски и библиография», «Оформление дипломной работы»).

Если у студента при написании а возникают какие-то вопросы, сложности, он, разумеется, может консультироваться с преподавателем.

сдается студентом преподавателю в назначенный срок. В противном случае оценка за него снижается.

По требованию преподавателя может быть установлена обязательная защита ов (в виде изложения авторами сути своих работ, основных положений, выводов, а также ответов на вопросы аудитории).

– более сложное и основательное исследование, чем . Это уже настоящая научная (точнее, научно-практическая) работа. Ее задачи – развитие аналитических способностей студента, умения работать с источниками, привитие навыков серьезного, упорядоченного исследования проблемы, углубленное изучение студентом определенной актуальной темы, связанной с деятельностью средств массовой информации. , помимо анализа литературы, обязательно включает собственное исследование студентом журналистской (рекламной, менеджерской, маркетинговой) практики.

Требования к курсовой работе

К курсовой работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

- актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;

- полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;

- самостоятельность выводов;

- стройность и логичность структуры курсовой работы;

- научный стиль, грамотный литературный язык.

Этапы создания курсовой работы

  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
  2. Составление библиографии, изучение источников, сбор эмпирического материала.
  3. Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализ и др.).
  4. Создание плана работы.
  5. Написание и оформление работы.
  6. Защита курсовой работы.
На первом курсе все студенты, обучающиеся по специальности «Журналистика» и специализации «Международная журналистика», пишут курсовую работу на кафедре русского языка и стилистики. Направления научной работы кафедры см. в Приложении 1. Чтобы выбрать конкретную тему (в рамках указанных направлений) и определиться с научным руководителем курсовой работы, студентам необходимо обратиться на кафедру.
Студентам-первокурсникам специализации «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» научные руководители курсовых работ назначаются с разных кафедр факультета журналистики, по решению заведующего данным отделением. В установленные сроки студенты обращаются к назначенным преподавателям, обсуждают с ними тематику, план работы, сроки сдачи и т.д.

На втором курсе у студентов направления «ММР в СМИ» начинается профессиональная специализация, и с этого времени именно она определяет тематику курсовых работ. В зависимости от профспециализации определяется и научный руководитель.

Студенты второго курса специальности «Журналистика» выбирают тему курсовой работы и научного руководителя (в данном случае им может быть преподаватель любой кафедры), исходя из своих профессиональных интересов и предпочтений. Студенту уже на этом этапе стоит серьезно задуматься, в какой сфере ему хотелось бы специализироваться. Например, если он мечтает стать журналистом делового издания, логично выбрать и тему курсовой работы, связанную с изучением деловой прессы. Серьезная работа над курсовой, таким образом, станет шагом к осуществлению его жизненных планов (а не просто работой, выполненной «для галочки»).

В выборе темы и руководителя курсовой работы может помочь перечень направлений научной деятельности кафедр факультета, приведенный в Приложении 1. Однако в любом случае необходимо обратиться на кафедру, ознакомиться со списками конкретных тем, побеседовать с преподавателем, темы которого представляют для студента наибольший интерес.

Может случиться и так, что ни одна из предложенных тем не совпадает полностью с профессиональными, творческими интересами студента. Студент имеет право предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя курсовой работы.

При выборе темы нельзя забывать, что студент второго курса изучил пока лишь сравнительно небольшую часть дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности «Журналистика». И, например, если студент не успел еще в ходе учебного процесса ознакомиться с художественно-публицистическими жанрами прессы, нет смысла и выбирать тему курсовой работы, связанную с анализом данных жанров.

Окончательно сформулировав с помощью преподавателя тему курсовой работы, заручившись согласием этого преподавателя стать научным руководителем, студент пишет заявление на имя заведующего данной кафедрой (а в случае, если он обучается на отделении «ММР в СМИ» или «Международная журналистика», - на имя заведующего соответствующим отделением). Заявление, касающееся темы курсовой работы и научного руководителя оформляется так же, как заявление по поводу дипломной работы (См. Приложения 10 и 11). Определиться с темой, выбрать руководителя курсовой работы и написать заявление необходимо в срок до 1 ноября текущего учебного года. Подчеркнем, что очень важно соблюдать установленные сроки и правила . Это тесно связано с необходимостью соблюдения норм профессиональной культуры и этики.

Выбор темы и руководителя курсовой работы у студентов-журналистов третьего и четвертого курсов, как правило, обусловлен занятиями на спецсеминарах . На данных курсах курсовые работы пишутся в рамках спецсеминаров. Если, например, студент выбрал спецсеминар о корпоративной прессе, то предполагается, что в его рамках он и курсовую работу будет писать о корпоративной прессе. Однако возможны и исключения из данного правила. Предположим, что студент с первого курса интересуется спортивной журналистикой, хочет стать спортивным обозревателем. В этом случае для него логично в своих курсовых работах анализировать разные проблемы, связанные со спортивной журналистикой (а практику проходить в спортивных изданиях или программах). В дальнейшем ему и дипломную работу легче будет писать, так как он накопит уже солидный запас своих материалов, исследований, которые сможет использовать в дипломной работе, посвященной спортивной прессе. Кстати, и в этом случае будет более серьезная, основательная, чем если бы студент занялся изучением данной тематики только за несколько месяцев до защиты… Но, допустим, среди предлагаемых спецсеминаров нет ни одного по спортивной журналистике. Какой-то из них студент все равно должен выбрать. Однако в данной ситуации он может обратиться к заведующему кафедрой с просьбой утвердить в качестве руководителя курсовой работы преподавателя или журналиста, который согласится заниматься с ним по интересующей теме. Студент пишет заявление об утверждении темы и руководителя курсовой работы не только в этом, но и в любом другом случае. Каждый студент, согласовав с преподавателем тему курсовой работы, пишет заявление на имя заведующего соответствующей кафедрой .

Работа над темой курсовой начинается с ознакомления с имеющейся по данному вопросу литературой, в ходе которого становится понятна степень изученности проблемы.

Сведения о литературных источниках лучше сразу же записывать на карточках или в электронных файлах. Эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные данные помогли автору курсовой работы правильно оформить сноски и список литературы. Правила их оформления (а также вообще оформления курсовой работы) те же, что и при оформлении дипломной работы (см. в главе «» данных методических указаний разделы «Сноски и библиография», «Оформление дипломной работы»).

Зафиксированный факт включается в базу анализа только при условии точного документирования. К примеру, указывается имя автора, название материала, название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.

За изучением литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом. Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование материалов газет, различных документов и т.д. Изучать эмпирический материал помогают такие социологические методы исследования, как контент-анализ, интервью, наблюдение (в том числе включенное) и т.д. Обработка больших массивов информации может осуществляться при помощи специальных компьютерных программ.

Но мало просто получить необходимые данные. Надо систематизировать, сопоставить, осмыслить их, выделить главное и отбросить ненужное. Только после того, как из разнообразных сведений в голове начинает складываться цельная картина, основная структура, все элементы которой логично связаны между собой, есть смысл приступать непосредственно к написанию курсовой работы.

состоит из следующих разделов:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Главы основной части

Заключение

Библиография

Приложения (если есть )

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (пример его оформления см. в Приложении 3) является первым листом курсовой работы, дающим самые основные сведения о ней.

В ОГЛАВЛЕНИЕ следует вносить номера и наименования разделов курсовой работы с указанием соответствующих страниц. Пример оформления «Оглавления» дан в Приложении 6.

Во ВВЕДЕНИИ курсовой работы дается ее общая характеристика: доказывается актуальность темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, ставятся цель и задачи работы, при необходимости выдвигается гипотеза, описываются методы исследования, его эмпирическая основа, дается краткое описание структуры работы.

Прежде всего, обосновывается актуальность избранной темы. Иными словами, студент объясняет, почему данная тема заслуживает внимания и изучения, доказывает, что решение рассматриваемых проблем в настоящее время важно для многих людей, для развития СМИ и т.д.

Обязательный элемент введения – характеристика степени научной разработанности проблемы . Здесь нужно упомянуть исследователей, уже занимавшихся теми или иными аспектами поставленной студентом проблемы, причем не просто назвать имена, а сделать ссылки на их конкретные книги, статьи, монографии.

Авторы и источники должны быть не просто перечислены, а распределены по группам в соответствии с логикой исследования. Например, если тема работы «Особенности редакционного менеджмента в рекламном печатном издании», то сначала мы можем перечислить всех (зарубежных и отечественных) исследователей, которые изучали проблемы и тенденции развития рекламной прессы, затем – авторов, внесших вклад в изучение проблем редакционного менеджмента, а в конце указать тех, кто касался (так или иначе) именно проблем редакционного менеджмента в рекламной прессе.

Изучив степень научной разработанности проблемы, студент определяет, в чем состоит новизна его курсовой работы (что в ней есть такого, чего раньше нигде не было). Например, если окажется, что все аспекты редакционного менеджмента в рекламной прессе уже подробно рассмотрены исследователями, то стоит ли что-то еще писать на эту тему?

Во введении непременно обозначается цель работы. Приступая к написанию курсовой, студент должен четко определить, что он хочет достичь в ходе исследования.

Затем указываются задачи исследования, ведущие к достижению поставленной цели. Задачи могут во многом определять названия разделов, глав курсовой работы. И это логично: студент работает над тем или иным разделом не просто «ради удовольствия», а чтобы приблизиться к своей цели, сделать шаг по направлению к ней.

Необходимо обозначить, какие методы использовал студент в своем исследовании. Например, системный, сравнительно-исторический, такие социологические методы, как экспертный опрос, контент-анализ, включенное наблюдение и т.д.

В некоторых случаях (по согласованию с руководителем) степень научной разработанности проблемы и методы исследования могут быть рассмотрены не во введении, а в основной части. Например, так часто делается в работах, выполняемых на кафедре русского языка и стилистики.

Характеризуя эмпирическую базу работы , студент называет, что именно, какой материал он исследовал с целью проверки тех или иных теоретических выводов. Эмпирическую базу работы могут составлять, например, опрос специалистов, изучение официальных документов, исследование периодических изданий, теле- и радиопрограмм за выбранный период, наблюдение за деятельностью рекламного агентства и т.д. Эмпирической базой могут служить также собственные публикации и иные работы студента.

Наконец, во введении дается краткое описание структуры курсовой работы . То есть указывается, из каких разделов она состоит. При этом в одном-двух предложениях описывается основное содержание каждого из разделов.

Рекомендуемый объем введения – 2–4 страницы, в зависимости от специфики работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы состоит из нескольких разделов (глав). Каждый раздел обычно включает в себя подразделы, которые, в свою очередь, могут разбиваться на пункты.

В основной части работы студент решает поставленные во введении задачи, планомерно продвигаясь к цели.

Обращаем внимание, что «основная часть» это условное обозначение, которое не следует употреблять при оформлении страницы «Оглавление» и в самой работе. Основная часть работы состоит из конкретных глав с конкретными названиями (см. Приложение 6). Обычно работа состоит из двух-трех глав, но возможны и исключения .

Первая глава (главы) носит теоретический характер. В ней даются четкие определения основных используемых в работе понятий, рассматриваются особенности объекта исследования, его сущность, общественное значение, функции, виды, связи с другими явлениями и т.д. Затем следует практическая глава (главы), в которой на основе своих теоретических знаний студент анализирует с той или иной стороны деятельность конкретных СМИ, журналистов, пресс-служб...

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся основные итоги проделанной работы, резюмируется, удалось ли достичь поставленной цели. Как правило, здесь на основе проведенного исследования формулируются рекомендации – редакциям СМИ, рекламным компаниям, пресс-службам и т.д. Толковые, серьезные рекомендации, способные помочь решению актуальных проблем журналистики, рекламы или PR, повышают ценность работы.

Рекомендуемый объем заключения – 1,5–2 стр.

Рекомендуемый общий объем курсовой работы – от 25 до 45 страниц.

Роль научного руководителя

Научный руководитель курсовой работы назначается из числа преподавателей кафедр факультета журналистики или журналистов-практиков, специалистов в сфере редакционного менеджмента и маркетинга, способных выступать экспертами по проблемам, которые рассматриваются в курсовой работе.

Научный руководитель осуществляет научно-методическое руководство работой, помогает студенту выделить наиболее важные и актуальные теоретические и практические аспекты темы; оказывает помощь студенту в составлении плана работы, в выборе литературы и эмпирического материала; устанавливает календарные сроки выполнения всей работы и отдельных ее частей.

Защита курсовой работы

должна быть полностью написана и сдана научному руководителю до начала апреля . В апреле на факультете журналистики УрГУ проводится традиционная научно-практическая конференция. Студентам, написавшим самые добросовестные и интересные курсовые работы, их научные руководители, как правило, рекомендуют выступить на этой конференции. В данном случае студент готовит на основе курсовой работы небольшой доклад (на 6-7 минут), где содержатся самые основные положения и выводы исследования, согласует его с научным руководителем. Затем выступает с докладом и отвечает на вопросы. Выступление на конференции – одна из форм защиты курсовой работы. Защитившиеся таким образом студенты, как правило, получают за курсовую работу высший балл.

Студенты, не участвующие в конференции, защищают свои курсовые работы также на основе подобных докладов в период с 1 по 10 апреля (научный руководитель собирает в определенное время студентов, пишущих у него курсовые работы, и организует их публичную защиту). Выступая перед аудиторией, донося в сжатом виде основные выводы своих исследований, отвечая на вопросы (порой непростые), студенты, кроме всего прочего, готовятся к защите дипломной работы.

Данные формы защиты курсовых работ можно признать основными. Тем не менее, научный руководитель сам вправе определять, в какой форме студент будет защищать свою курсовую работу.

– наиболее серьезное и ответственное научное (научно-практическое) исследование, выполняемое студентом в ходе обучения на факультете журналистики.

завершает курс обучения в высшем учебном заведении, является выпускной квалификационной работой специалиста (или бакалавра). Она свидетельствует о научной эрудиции и аналитических навыках студента, об уровне знаний и степени профессиональной зрелости выпускника. Основная цель дипломного сочинения – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности «Журналистика».

Виды дипломных работ

Существуют два вида дипломных работ:

1. Исследовательская

2. Творческая

Исследовательская работа представляет собой самостоятельное научное исследование актуальных проблем, связанных с функционированием СМИ в обществе, предполагает систематизацию и анализ как имеющейся литературы по избранной теме, так и эмпирического материала, получение новых данных, характеризующих современные процессы в сфере массовых коммуникаций. Написание исследовательской дипломной работы имеет особый смысл для студентов, желающих поступить в аспирантуру, посвятить себя научной деятельности.

Студенты специализации «Международная журналистика» выбирают для исследования темы, связанные с рассмотрением вопросов международной жизни в российских и зарубежных СМИ, изучением содержательной и композиционно-графической моделей зарубежных периодических изданий.

Творческая , прежде всего, должна свидетельствовать об уровне профессионального мастерства выпускника. Ее важнейшая часть – журналистские публикации, записи телепрограмм, модели, проекты, другие работы в сфере журналистики, рекламы или PR, реализованные студентом. Как в теоретической, так и в практической части творческой дипломной работы студенту следует продемонстрировать умение анализировать политические, экономические, социальные или другие проблемы, выявлять их сущность. Творческая рекомендуется студентам, уже во время учебы активно сотрудничающим со средствами массовой информации, рекламными фирмами или PR-структурами и намеренным в дальнейшем профессионально заниматься журналистикой, рекламой или PR-деятельностью.

Требования к дипломной работе

К дипломной работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

- актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;

- полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;

- самостоятельность выводов;

- теоретическая ценность и/или практическая значимость;

- стройность и логичность структуры дипломной работы;

- научный стиль, грамотный литературный язык;

- отсутствие опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этапы создания дипломной работы

  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
  2. Формулирование гипотез исследования.
  3. Составление библиографии, изучение источников, сбор эмпирического материала.
  4. Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализ и др.).
  5. Создание плана работы.
  6. Написание и оформление работы.
  7. Предзащита и защита дипломной работы.

Работа над дипломным сочинением начинается с определения темы. Это очень важный этап. Студент выбирает тему дипломной работы, исходя из своей специализации, профессионального опыта, интереса к тем или иным проблемам журналистики и массовой коммуникации, а также принимая во внимание доступность эмпирического материала и литературных источников по данной теме.

Ориентиром при выборе темы могут служить перечни тем дипломных работ, предлагаемых кафедрами. Выбрав определенную тему, студент обращается к научному руководителю и сообщает ему о своем решении.

Но вполне может быть и так, что ни одна из перечисленных тем не совпадает полностью с профессиональными, творческими интересами и специализацией студента. Студент имеет полное право предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя данной дипломной работы. Возможен и такой вариант: преподаватель, зная творческие интересы и возможности студента, предлагает ему ту или иную тему.

Чтобы студентам было легче ориентироваться в выборе кафедр и научных руководителей, в Приложении 1 приведены направления научных исследований преподавателей кафедр факультета журналистики. Но –подчеркиваем – здесь указаны не конкретные темы, а именно направления исследования. В рамках выбранного студентом направления формулируется уже более конкретная тема дипломной работы.

Когда тема работы определена, обсуждена с научным руководителем, студент до 1 декабря пишет заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя. Заявление пишется на имя заведующего кафедрой, преподаватель которой является научным руководителем студента (см. Приложение 10). Студенты специализаций «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» и «Международная журналистика» пишут заявление на имя руководителя соответствующего отделения (см. Приложение 11). Научный руководитель визирует заявление (слева, под текстом студента, пишет «Не возражаю» и ставит свою подпись).

Нередки случаи, когда студенты целеустремленно движутся к вполне определенной теме дипломной работы еще с первой своей практики, с первого спецсеминара, накапливают теоретические знания в данной области, развивают практические навыки. В основу дипломной работы могут лечь курсовые работы студента, если они связаны определенной тематикой. Если же за время учебы студент не определился четко в своих профессиональных интересах, выбрать тему необходимо не позже, чем перед последней производственной практикой, обсудив эту тему с научным руководителем.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована достаточно узко, но разработана серьезно и глубоко. Чем конкретнее тема, тем достижимее успех. Например, тема «Особенности редакционного менеджмента во внутрикорпоративном печатном СМИ» более перспективна, чем тема «Менеджмент в корпоративных СМИ».

Иногда в ходе работы над дипломом, по мере накопления и анализа новых данных, студент приходит к выводу, что формулировка темы нуждается в уточнении. При согласии научного руководителя она может быть скорректирована. Но, как правило, при серьезном отношении студента к работе, речь идет именно об отдельных уточнениях, а не о полном изменении темы.

Работа над темой начинается с ознакомления с имеющейся по данному вопросу литературой, в ходе которого становятся очевидными степень изученности проблемы, а также еще не решенные вопросы. Сведения о литературных источниках лучше сразу же записывать на карточках или в электронных файлах. Эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные данные помогли автору дипломного сочинения правильно оформить сноски и список литературы.

Зафиксированный факт включается в базу анализа только при условии точного документирования. К примеру, указывается имя автора, название материала, название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.

За изучением литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом. Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование журналистских публикаций, различных документов и т.д.

Однако мало просто получить необходимые данные. Надо систематизировать, сопоставить, осмыслить их, выделить главное и отбросить ненужное. Только после того, как из разнообразных сведений в голове начинает складываться цельная картина, основная структура, все элементы которой логично связаны между собой, есть смысл приступать непосредственно к написанию дипломной работы.

При работе над творческим дипломным сочинением студент готовит собственные публикации, записи телепрограмм или иные материалы, связанные с его профессиональной деятельностью, необходимые для раскрытия темы.

состоит из следующих разделов:

Титульный лист

Содержание (Оглавление)

Введение

Главы основной части

Заключение

Библиография

Приложения (если есть )

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (пример его оформления см. в Приложениях 4 и 5) является первым листом дипломной работы, дающим самые основные сведения о ней. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

В СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ) следует вносить номера и наименования разделов дипломной работы с указанием соответствующих страниц.

Термин «Оглавление» применяется, если в структуре работы, в названиях разделов используется слово «Глава». Если же этого слова не используется, употребляется термин «Содержание» (см. Приложения 7, 8).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ), БИБЛИОГРАФИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ – элементы, по существу одинаковые для всех типов дипломных работ.

Но требования, предъявляемые к основной, содержательной части исследовательской дипломной работы, отличаются от тех, что предъявляются к творческой работе. Есть смысл рассмотреть эти требования отдельно для каждого типа дипломных работ.

Обращаем внимание, что «Основная часть» это условное обозначение, которое не следует употреблять при оформлении «Содержания» («Оглавления») и в самой работе. Основная часть работы состоит из конкретных глав с конкретными названиями (см. Приложения 7, 8). Обычно работа состоит из двух-трех глав, но возможны и исключения (например, четыре главы).

Исследовательская

Во ВВЕДЕНИИ исследовательской дипломной работы дается ее общая характеристика: доказывается актуальность темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, новизна работы, цель, задачи, при необходимости выдвигается гипотеза, обозначаются объект и предмет исследования, теоретическая ценность и/или практическая значимость, методы исследования, эмпирическая основа, дается краткое описание структуры дипломного сочинения.

Прежде всего, в двух-трех абзацах обосновывается актуальность избранной темы. Иными словами, студент объясняет, почему данная тема заслуживает внимания и изучения, доказывает, что решение рассматриваемых проблем в настоящее время важно для многих людей, для развития СМИ или рекламного рынка и т.д.

Обязательный элемент введения – характеристика степени научной разработанности проблемы . Здесь нужно упомянуть исследователей, уже занимавшихся теми или иными аспектами поставленной студентом проблемы, причем не просто назвать имена, а сделать ссылки на их конкретные книги, статьи, монографии.

Исследователи и источники должны быть не просто перечислены, а распределены по группам в соответствии с логикой исследования. Например, если тема дипломной работы «Особенности редакционного менеджмента в рекламном печатном издании», то сначала мы можем перечислить всех (зарубежных и отечественных) исследователей, которые изучали проблемы и тенденции развития рекламной прессы, затем – авторов, внесших вклад в изучение проблем редакционного менеджмента, а в конце указать тех, кто касался (так или иначе) именно проблем редакционного менеджмента в рекламной прессе.

Изучив степень научной разработанности проблемы, студент определяет, в чем состоит новизна его дипломной работы (что в ней есть такого, чего раньше нигде не было). Например, если окажется, что все аспекты редакционного менеджмента в рекламной прессе уже подробно рассмотрены исследователями, то стоит ли писать на эту тему еще одну работу?

Во введении непременно указывается цель работы. Приступая к написанию диплома, студент должен четко определить, что он хочет достичь в ходе исследования.

После указания темы обозначаются задачи исследования, ведущие к достижению поставленной цели. Задачи могут во многом определять названия разделов, глав дипломной работы. И это неудивительно, ведь студент работает над тем или иным разделом не просто «ради удовольствия», а именно чтобы приблизиться к своей цели.

Во введении нередко (но не всегда) выдвигается гипотеза – научное предположение, истинное значение которого не очевидно, то есть требует доказательства. Затем, в ходе дипломного исследования, данная гипотеза доказывается либо опровергается.

Объект и предмет исследования.

Объект – это сфера, на которую направлено внимание познающего субъекта (в данном случае студента, выполняющего дипломную работу), а предмет – это та сторона, та точка зрения, с которой познается объект. Например, если тема работы «Особенности дизайна рекламной еженедельной газеты», то объектом исследования будут рекламные еженедельные издания, а предметом исследования – дизайн рекламного еженедельника. Как видим, предмет исследования во многом совпадает с темой дипломной работы.

Кроме того, студент указывает, в чем, по его мнению, заключается теоретическая ценность и/или практическая значимость работы. Теоретическая ценность – это, иными словами, тот вклад (пусть даже небольшой), который вносит данная работа в науку. Возможно, например, в ней уточняются функции того или иного типа прессы или предлагается новая, хорошо аргументированная, периодизация его исторического развития. Под практической значимостью подразумевается та польза, которую ознакомление с данной дипломной работой может принести специалистам-практикам. Если, к примеру, в работе убедительно доказывается низкая эффективность одних методов редакционного маркетинга и высокая эффективность других, ознакомление с такой работой может быть очень полезно для редакторов и маркетологов СМИ.

Далее необходимо указать, какие методы использовал студент в своем исследовании. Например, системный, сравнительно-исторический, такие социологические методы, как экспертный опрос, контент-анализ, включенное наблюдение и т.д.

В некоторых случаях (по согласованию с руководителем) степень научной разработанности проблемы и методы исследования могут быть рассмотрены не во Введении, а в основной части работы. Например, так часто делается в дипломных работах, выполняемых на кафедре русского языка и стилистики.

Характеризуя эмпирическую базу работы , студент называет, что именно, какой материал он исследовал с целью проверки тех или иных теоретических выводов. Эмпирическую базу работы могут составлять, например, опрос специалистов, изучение официальных документов, исследование периодических изданий, теле- и радиопрограмм за выбранный период, анализ деятельности рекламного агентства и т.д. Эмпирической базой могут служить также собственные публикации и иные работы студента.

Наконец, во введении дается краткое описание структуры дипломной работы . То есть указывается, из каких разделов она состоит. Имеет смысл также в одном-двух предложениях описать основное содержание каждого из разделов.

Рекомендуемый объем введения – 3–6 страниц, в зависимости от специфики работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ исследовательской дипломной работы состоит обычно из нескольких разделов (глав). Каждый раздел включает в себя подразделы, которые, в свою очередь, могут разбиваться на пункты.

В основной части работы студент решает поставленные во введении задачи, планомерно продвигаясь к цели.

Первая глава (главы) носит теоретический характер. В ней даются четкие определения основных используемых в работе понятий, рассматриваются особенности объекта исследования, его сущность, общественное значение, функции, виды, связи с другими явлениями и т.д. Затем следует практическая глава (главы), в которой на основе своих теоретических знаний студент анализирует деятельность конкретных СМИ, журналистов, пресс-служб...

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся основные итоги исследования, резюмируется, удалось ли достичь поставленной цели, подтвердились ли выдвинутые гипотезы. Как правило, здесь на основе проведенного исследования формулируются рекомендации – редакциям СМИ, рекламным компаниям, пресс-службам, факультетам журналистики и т.д. Толковые, серьезные рекомендации, способные помочь развитию журналистики, рекламы или PR, безусловно, повышают ценность дипломной работы.

Рекомендуемый объем заключения – 2–4 стр.

Общий объем исследовательской дипломной работы специалиста – не менее 60 страниц.

Творческая

Творческая состоит из теоретической и практической частей .

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ строится по схеме исследовательской дипломной работы. Здесь также есть введение, основная часть, заключение, но объем всех этих элементов в совокупности составляет примерно 25–30 страниц .

Во ВВЕДЕНИИ автор характеризует актуальность темы, определяет практическую значимость работы для развития той или иной сферы общественной жизни, ставит цели и задачи работы, описывает литературу вопроса и эмпирическую базу.

Литература вопроса делится на две основные части:

1. Литература по проблеме, которую освещает автор работы в своих публикациях, передачах, либо использует в проектах, моделях, программах.

2. Литература по журналистскому мастерству, точнее, по тем его граням, которые имеют отношение к творчеству автора.

Описание эмпирической базы обязательно включает в себя характеристику тех СМИ, рекламных агентств или PR‑структур, в которых работал автор. Здесь могут быть также указаны изучение документов, наблюдение, проведенные автором эксперименты и т.д.

В ОСНОВНОМ РАЗДЕЛЕ теоретической части решаются три главные задачи:

1. Дается более объемное, чем во введении, представление о рассматриваемой проблеме, разных ее гранях;

2. Исследуется опыт журналистики прошлого и настоящего в освещении рассматриваемой проблемы или в решении практических вопросов посредством моделирования и проектирования;

3. Анализируется собственная творческая лаборатория, рассматриваются собственные достижения и неудачи, сильные и слабые стороны работ, действенность своих журналистских, рекламных или PR-выступлений, тот эффект, который они дали.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ содержатся:

- Оценка опыта, приобретенного автором в ходе работы над рассматриваемой проблемой;

- Оценка того, в какой мере полученные результаты соответствуют первоначальным замыслам автора, тем целям и задачам, которые он перед собой ставил;

- Рекомендации коллегам, которые будут в дальнейшем работать над данной проблемой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ дипломной работы состоит из публикаций, записей теле- и радиопередач, завершенных проектов, программ и т.д.

Творческая должна содержать не менее пяти журналистских публикаций, причем до трети из них могут быть опубликованы в годы, предшествующие началу работы над дипломным сочинением.

Публикации должны быть представлены в виде вырезок из газет или журналов. Допускается ксерокопирование или сканирование высокого качества, без уменьшения. Когда публикация не подписана или подписана псевдонимом, ее необходимо заверить в редакции.

Если практическую часть дипломной работы планируется составить из видео- или аудиозаписей, нужно не менее пяти информационных сюжетов либо трех тематических программ. Запись на видеокассете должна быть пригодна для просмотра на бытовом видеомагнитофоне, запись на DVD-диске – на бытовом DVD-проигрывателе.

Все публикации, записи теле- и радиопрограмм располагаются в хронологическом порядке.

Форма представления проектов, моделей, программ и т.д. согласуется с научным руководителем.

СНОСКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

В дипломной работе возможны сноски трех типов.

1. При постраничной сноске (она наиболее распространена) цитируемый фрагмент помечается цифрой сноски, и внизу данной страницы под соответствующей цифрой указывается источник. Нумерация сносок может на каждой странице начинаться заново, а может быть сквозной, то есть продолжаться по порядку на протяжении всей работы.

2. При постраничной внутритекстовой сноске после цитаты в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы и страница, откуда взят цитируемый фрагмент. Например, сноска [5. С. 23] означает, что мы отсылаем читателя к библиографии (списку использованной литературы), где под номером 5 указан соответствующий источник, из которого взята цитата со стр. 23.

3. Сноски по главам . При этом типе сносок внутри каждого раздела последовательно нумеруются цитируемые фрагменты. Источники, обозначенные соответствующими цифрами, указываются в конце раздела под заголовком «Примечания».

В дипломной работе должно быть единообразие сносок, то есть студенту необходимо выбрать один из указанных трех типов и придерживаться его от начала до конца дипломного сочинения.

В случае, если на странице встретились две сноски на один и тот же источник, во втором случае указывается: «Там же. С…» либо просто «Там же», если и страница совпадает. В случае, если сноска на уже упоминавшееся издание встречается на другой странице, чем та, где этот источник был описан полностью, дается указание: «Грабельников А.А . Указ. соч. С. 113». Если до этой сноски указывалось несколько работ данного автора, сноска должна выглядеть так: «Грабельников А.А. Работа журналиста… С. 55». То есть указывается начало названия книги или статьи без обозначения выходных данных. Если в работе студент ссылается на какой-то источник, упоминает его без прямого цитирования, то перед ссылкой добавляется сокращение «См.». Например, в тексте работы пишется: «С.Г. Корконосенко подчеркивает, что типологические признаки СМИ носят не формальный и не частный характер[1] ». Сноска будет выглядеть так: 1См.: Корконосенко С.Г . Основы журналистики: Учебник для вузов. – М., 2001. С. 86.

Если цитата приводится не из прямого источника (например, цитируется работа В.И. Ленина не по собранию сочинений, а по статье какого-либо современного автора, включившего нужную ленинскую цитату в свой текст), то сноска сопровождается указанием: «Цит. по:» (далее указывается источник, откуда взята цитата).

Обратим внимание, что в сносках, в отличие от списка использованной литературы, обязательно указывается (в самом конце) страница или страницы источника, которые использует автор дипломного сочинения. В списке литературы в выходных данных источника указывается общее количество страниц, а в сносках – конкретные страницы, используемые автором в данном месте работы. Например, в списке использованной литературы пишется: Аникевич А.Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования. – Красноярск, 1986. – 176 с. В постраничной сноске указывается: Аникевич А.Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования. – Красноярск, 1986. С. 65.

Сноски – это более важный элемент работы, чем может показаться на первый взгляд . К оформлению сносок нужно подходить внимательно и добросовестно. Именно с их помощью студент показывает, на какие источники он опирался при написании того или иного раздела своей работы. Именно с помощью цитат и сносок человек, читающий дипломную работу, должен сразу понять, какие фрагменты текста дипломник заимствует у других авторов, дословно ли он их цитирует или излагает своими словами, где заканчивается пересказ чужих мыслей и начинаются собственные выводы, размышления автора. Если же по вине автора читателю дипломной работы разобраться в этих вопросах сложно или невозможно, есть основания обвинить автора в небрежности, недобросовестности или даже плагиате. Когда есть необходимость в дипломной или курсовой работе привести большой фрагмент (например, страницу или полторы страницы) текста другого исследователя, лучше это сделать, пересказав своими словами и, разумеется, обязательно сославшись на источник.

Конечно, без цитат и изложения мыслей других авторов, работавших над данной тематикой, в научной работе не обойтись. Но слишком увлекаться этим, «нагромождать цитаты одна на другую» не следует. Ведь главное в дипломной и курсовой работе – это свои мысли, аргументированные выводы, собственное исследование автора . А цитирование используется преимущественно для подтверждения тех или иных утверждений, выводов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в исследовательской дипломной работе располагается после заключения, а в творческой – после практической части. В обоих случаях приложения (если они есть) размещаются после списка литературы.

При составлении библиографического списка используется алфавитный принцип: фамилии авторов источников или названия произведений располагаются в алфавитном порядке.

Список использованной литературы нужно оформлять в соответствии с установленными правилами, как это отражено в приведенных ниже примерах.

Книжные издания:

Аникевич А.Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования. – Красноярск, 1986. – 176 с.

Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001. – 253 с.

Статьи из коллективных сборников:

Алашеева О.А. Связи с общественностью: проблемы социальной ответственности // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2002. С. 45–47.

Александров В.Б. Выбор народа и власть // Феномен политической власти: Сб. науч. тр. – Тверь, 1993. С. 32-34.

Публикации из собраний сочинений:

Толстой Л.Н . Новая азбука (1874–1875) // Полн. собр. соч.: В 90 т. – М., 1957. Т. 21. С. 1–100.

Журнальные публикации:

Вайнонен Н. Администрация – по-русски управа (региональные власти и региональная пресса) // Журналист. 2000. № 2. С. 36–38.

Газетные публикации:

Клюев А. За завесой секретности // Уральский характер. 2003. 27 нояб. С. 6.

Публикации на иностранном языке :

Cullen J. The Art of Democracy. A Concise History of Popular Culture in the United States. – N.Y., 1995. – P. 320.

Hausman C . The Decision-Making Process in Journalism. – Chicago, 1991 – P. 136.

Источники из Интернета :

Http: // president.kremlin.ru / events / 264.html

Обращаем внимание, что в списке использованной литературы не нужно делать выделенные выше подзаголовки: «Книжные издания», «Статьи из коллективных сборников» и т.д. Здесь они указываются для того, чтобы студенты поняли, что их вниманию предлагается образец написания источника того или иного типа. В библиографическом списке просто вначале в алфавитном порядке указываются все русскоязычные источники на традиционных бумажных носителях, затем источники на иностранных языках, а в конце – источники из сети Интернет (См. Приложение 9).

Анализируемые в дипломной работе издания (подшивки газет, журналов, электронные издания с электронными адресами) указываются, как правило, в конце списка – после отбивки.

Содержащиеся в списке литературы источники должны быть пронумерованы. Библиография содержит только те источники, с которыми студент действительно работал.

В ПРИЛОЖЕНИЯ выносится весь тот материал, который иллюстрирует выдвигаемые автором тезисы. Например, если посвящена дизайну первой полосы «телегида», в приложениях могут содержаться первые полосы газет подобного рода. Также в приложениях может содержаться статистическая и иная дополнительная информация, ознакомление с которой способствовало решению поставленных в работе задач.

Приложения помещают после списка литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого ставится слово «Приложение » и номер: «Приложение 1 », «Приложение 2 » и т.д.

Требования к дипломным работам бакалавров

Выпускные квалификационные работы бакалавров специализаций «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» и «Международная журналистика» содержат все те же элементы, что и дипломные работы специалистов.

Исследовательская бакалавра должна состоять не менее чем из 50 страниц, теоретическая часть творческой дипломной работы – не менее чем из 20 страниц.

Оформление дипломной работы

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста. Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично.

Пример: 1.2.3. – обозначает раздел 1, подраздел 2, пункт 3.

Названия разделов и подразделов должны быть краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Рекомендуется компьютерный набор дипломной работы.

Текст набирают на одной стороне бумажного листа формата А4.

Левое поле страницы – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Каждая часть работы – введение, разделы, подразделы, заключение, список литературы – начинается с новой страницы. Заголовки печатаются прописными буквами, с отступом от верхнего края страницы не менее 30 мм и отделением от текста на 3 интервала.

Для основного текста работы рекомендуется кегль 14 пт., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. В конце заголовков точки не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Нумерация начинается со страницы 3, то есть с введения. Номер страницы ставится арабскими цифрами внизу посередине листа.

После согласования окончательного варианта дипломной работы с научным руководителем работу брошюруют в специальной папке или переплетают. Не следует каждую страницу дипломной работы вкладывать в отдельный прозрачный файл.

Для наглядности в работу могут быть включены таблицы и графики . Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы. Слово «таблица » и ее порядковый номер (без знака №) ставится сверху и справа от таблицы, выделяется курсивом. Здесь же указывается название таблицы полужирным шрифтом.

При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок «Продолжение таблицы » (если она не заканчивается) или «Окончание таблицы ».

Роль научного руководителя

Научный руководитель назначается из числа преподавателей кафедр факультета журналистики или из числа высококвалифицированных специалистов-практиков, способных выступать экспертами по проблемам, которые рассматриваются в дипломной работе.

Кроме научного руководителя может быть назначен консультант (для помощи в разработке отдельных аспектов дипломной работы). Если руководителем дипломной работы утвержден специалист-практик, то консультантом рекомендуется назначать преподавателя кафедры.

Научный руководитель осуществляет научно-методическое руководство работой, помогает студенту выделить наиболее важные и актуальные теоретические и практические аспекты темы; оказывает помощь студенту в составлении плана работы, в выборе литературы и эмпирического материала; устанавливает календарные сроки выполнения всей работы и отдельных ее частей.

Законченная дипломная (выпускная квалификационная) работа представляется на подпись научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до защиты .

К дипломной работе на традиционном бумажном носителе студент в обязательном порядке прилагает ее ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ на компакт-диске .

Вместе с дипломной работой студент обязательно сдает свое ТВОРЧЕСКОЕ ДОСЬЕ. Оно призвано продемонстрировать наиболее существенные достижения студента в профессиональном плане, уровень его мастерства.

Творческое досье может представлять собой папку, в которую вложены наиболее значимые, удачные публикации студента за последние годы (не обязательно связанные с темой дипломной работы), а также грамоты за победы в журналистских и иных профессиональных конкурсах. Если студент, например, принимал участие в разработке содержательной или композиционно-графической модели печатного издания, работал там редактором, ответственным секретарем, дизайнером и т.д. – он вкладывает в творческое досье один или несколько экземпляров данного издания. Люди, работавшие на радио или телевидении, могут вложить в досье диски с записями своих сюжетов или программ. Студенты отделения «ММР в СМИ» могут представить, например, планы разработанных ими рекламных кампаний, созданные ими рекламные модули, отчеты о результатах маркетинговых исследований, копии заключенных договоров с рекламодателями или какие-то иные «вещественные доказательства» своего профессионального мастерства и активной деятельности по выбранной специальности. Если представленные документы сами не содержат прямых указаний на то, что данный студент имеет к ним отношение, или подписаны псевдонимом, необходимо приложить официальное письмо редактора (начальника отдела, руководителя организации и т.п.), подтверждающее данный факт, или заверить материалы подписью руководителя и печатью.

Если студент считает, что у него очень много удачных публикаций, проектов, то не нужно представлять их все. Необходимо выбрать только самые лучшие. Например, публикаций в прессе (как и сюжетов на радио, телевидении) нужно представить не более десяти.

Готовую дипломную работу необходимо сдать на подпись научному руководителю, заведующему кафедрой (или руководителю отделения) и нормоконтролеру.

Нормоконтролер подписывает дипломную работу студента, только если к ней прилагается электронный вариант и творческое досье.

Рецензенту творческое досье не сдается. Однако оно может повлиять на окончательную оценку дипломной работы. Члены Государственной аттестационной комиссии знакомятся с материалами досье. В случае сомнений относительно того, какой оценки заслуживает дипломник или дипломница, учитывается качество материалов творческого досье.

После защиты дипломной работы творческое досье возвращается.

Примерно за две недели до защиты на кафедрах может проходить предзащита дипломных работ. Это позволяет студенту лучше подготовиться к защите, понять, каких замечаний следует ожидать, исправить имеющиеся ошибки. Если предзащита проводится, то выпускник представляет свою работу научному руководителю не позднее, чем за пять дней до нее.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель составляет письменный отзыв на работу.

Отзыв руководителя включает в себя следующие элементы :

- характеристика работы (в общем и по всем разделам), упоминание ее достоинств и недостатков;

- оценка полученных в работе результатов с точки зрения их соответствия поставленным задачам;

- степень самостоятельности студента при выполнении работы;

- возможность допуска к защите (руководитель не выставляет оценку дипломной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите).

Рецензирование дипломной работы

Рецензент, назначаемый из числа преподавателей факультета журналистики или специалистов-практиков, призван дать независимую объективную оценку дипломной работы.

должна быть представлена рецензенту не позднее, чем за четыре дня до защиты .

Рецензия представляется в письменном виде и должна содержать оценку:

- актуальности работы;

- степени соответствия работы заявленной теме;

- логичности структуры текста;

-содержания, глубины исследования и/или профессионального мастерства;

- соответствия выводов работы ее целям и задачам;

- практической значимости и/или теоретической ценности исследования,

а также содержать конкретные замечания по стилю, языку, оформлению и общую оценку работы.

Не позднее чем за день до защиты студент представляет секретарю Государственной аттестационной комиссии вместе с дипломной работой все необходимые документы : зачетную книжку, отзыв научного руководителя и рецензию, творческое досье.

Процедура защиты дипломной работы

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие.

Подготовка к защите дипломной работы представляет собой важную и ответственную работу. Высокая оценка научного руководителя и рецензента может быть снижена из-за плохой защиты. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить свое выступление.

Студент примерно в течение 10 минут выступает с защитным словом: знакомит членов комиссии с целями и задачами дипломной работы, с актуальностью темы, объектом и предметом исследования, с основными положениями работы, с выводами и рекомендациями. Затем следуют вопросы членов комиссии и ответы на них автора дипломного сочинения. Ответы должны быть краткими и четкими, по существу. После этого выступает рецензент. Он анализирует работу, делает критические замечания, дает общую оценку. Студент отвечает на замечания рецензента. Далее дается слово всем, желающим принять участие в обсуждении, после чего автору предоставляется право выступить с заключительным словом.

Окончательную оценку дипломной работе выставляют на закрытом заседании комиссии.

Оценки объявляются после окончания защиты всех работ на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Приложение 1

Основные направления научной работы по кафедрам

Кафедра периодической печати

Олешко В.Ф.

  1. Профессиональная культура журналиста.
  2. Психология журналистского творчества.
  3. Масс-медиа как орудие манипуляции и как средство социотерапии.
  4. Оперативные формы связи с аудиторией СМИ.
  5. Социально-психологическая модель коммуникатора («творческая лаборатория» конкретных журналистов).

Лозовский Б.Н.

  1. Профессиональная этика журналиста.
  2. СМИ и журналисты как объекты манипуляций.
  3. «Техника безопасности» в работе журналиста.
  4. Специфика региональных медиарынков.
  5. Медиакритика.

Амиров В.М.

  1. Журналистика экстремальных ситуаций как особый вид журналистики.
  2. Силовые структуры в публикациях СМИ.
  3. Основные аспекты менеджмента СМИ.
  4. Проблемы продвижения газеты и журнала на рынке СМИ.
  5. Формат и бренд периодического издания.

Горбачева Е.Е.

  1. Содержательная информительская модель печатного издания.
  2. Современные тенденции в дизайне печатных СМИ (в т.ч. зарубежных).
  3. Развитие форм обратной связи с читателем газеты, журнала.
  4. Рекламное печатное издание.
  5. Технологии успеха на медиарынке (на примере «монстров» мирового медиабизнеса).
  6. Печатное издание в сфере культуры (театральная программка европейского театра – концертного зала как издание иного типа).

Доможиров В.И.

  1. Освещение криминальной темы в СМИ.
  2. Правовая культура журналиста и его аудитории.
  3. Правовые темы в печатных и электронных СМИ.
  4. Молодежные издания и юнкоровские организации.
  5. Защита общественных интересов в СМИ (правовой аспект).

Исхаков Р.Л.

  1. Рекреативная печать. Спортивная, музыкальная журналистика, филожурналистика (коллекционеров), кроссвордная журналистика.
  2. Сетевые СМИ (история их возникновения и развития, взаимодействие с традиционными СМИ, изобразительно-выразительные средства сетевых СМИ, проектирование сетевых СМИ).
  3. Журналистское образование на Урале: история и современность.

Малахеев И.В.

  1. Экономика, бюджет и бюджетирование в СМИ.
  2. Модель и формат периодических изданий.
  3. Творческая мастерская журналиста (в контексте профессиональной культуры журналиста).
  4. Аналитическая деятельность журналиста.
  5. Фотожурналистика и визуализация современной печати.

Попова М.Ф.

  1. Технология СМИ (технологическое моделирование, работа с разными аудиторными группами, целевое программирование).
  2. Жанры СМИ (аналитические и художественно-публицистические).
  3. Социальная журналистика (проблемы семьи и детства в прессе, СМИ о проблемах людей с ограниченными возможностями, современное сиротство и попечительство).
  4. Публицистические ресурсы современной журналистики (проблемы духовности и культуры, авторская журналистика).
  5. Медиаобразование.

Третьякова Л.А.

1. Информационные жанры печатных СМИ.

2. Обратная связь с читателем. Работа с письмами.

3. Корпоративная пресса потребительского рынка.

Кафедра телевидения, радиовещания и технических средств журналистики

1. Специфика освещения деловой, политической, социальной тематики в электронных СМИ.

2. Формирование повестки дня электронными средствами массовой информации.

3. Влияние современных информационных технологий на развитие журналистики.

4. Проявление рекламных и PR-технологий на радио, телевидении, в Интернете.

5. Интерактивность электронных СМИ.

6. Журналистика в Интернете.

7. Тенденции развития местного, регионального, национального рынка аудиовизуальных средств массовой информации.

8. Режиссура и сценарий телевизионной и радиопрограммы.

9. Имидж ТВ-журналиста.

10. Подготовка и проведение интервью (репортажа и т.д.) на радио, телевидении, в интернет-изданиях.

11. Журналистские жанры современных электронных СМИ.

12. Тематическая программа на радио и телевидении (экономическая, молодежная и т.д.).

Кафедра истории журналистики

Ковалева М.М.

1. Информационное общество и информационная политика.

2. Журналистика как политическая коммуникация.

3. Журналистика как феномен культуры.

Иванова Л.Д.

1. Журналистика и художественная культура XIX–XXI веков: типология художественных изданий. Проблемы культуры и искусства в СМИ.

2. Реклама как средство массовой коммуникации: рекламная специализация, типология рекламных изданий.

3. Политическая реклама: методология и практика.

4. Психология рекламы: визуальные и текстовые средства воздействия.

Стровский Д.Л.

1. История российской журналистики.

2. PR в системе социальной деятельности.

3. Имидж политического деятеля в российских СМИ.

4. Типологические особенности современных российских СМИ.

Быков А.Ю.

1. Национальное своеобразие зарубежных СМИ.

2. Типологические модели средств массовой информации зарубежных стран (качественные и массовые, общественные и коммерческие и т.д.).

3. Правовое регулирование деятельности СМИ за рубежом.

4. Специфика рекламы в современных зарубежных масс-медиа.

5. Организация редакционной работы зарубежного издания.

Чемякин Ю.В.

1. Печатные СМИ в политической системе общества.

2. Проблемы взаимодействия СМИ и аудитории: история и современность.

3. Корпоративная пресса как тип СМИ.

4. Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем.

Кафедра русского языка и стилистики

  1. Структура и стилистика текстов в СМИ.
  2. Специфика журналистского, рекламного, политического дискурсов в СМИ.
  3. Парламентский дискурс и его отражение в текстах СМИ.
  4. Повестка дня федеральных и региональных СМИ: языковая репрезентация.
  5. Особенности стилистики и редактирования WEB-текстов.
  6. Стилистика и редактирование рекламных текстов.
  7. Специфика интернет-журналистики: жанрово-стилистический аспект.
  8. Проблемы толерантности в текстах СМИ.
  9. Современные тенденции развития медиатекстов.
  10. Структура и композиция журналистских текстов на телевидении.
  11. Реалити-шоу и ток-шоу – «пограничные» жанры журналистики.
  12. Приемы лингвопсихологического воздействия на аудиторию СМИ.
  13. Лингвокультурные стереотипы в текстах СМИ.
  14. Приемы выразительности в текстах СМИ.

Приложение 2

Образец титульного листа а

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати

РАБОТА ЖУРНАЛИСТА С НЕОФИЦИАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

по дисциплине

«Основы творческой деятельности журналиста»

Исполнитель:

студент 101 группы

дневного отделения

Соловьев Андрей Иванович

Научный руководитель:

профессор Лозовский Б.Н..

Екатеринбург

2008

Приложение 3

Образец титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ

В МАССОВОЙ ПРЕССЕ

(на примере газеты «Комсомольская правда»)

студента III курса

дневного отделения

Лаптева Ивана Ивановича

Научный руководитель:

доцент кафедры

периодической печати

Третьякова Л.А.

Екатеринбург

2008

Приложение 4

Образец титульного листа дипломной работы

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

Кафедра истории журналистики

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И СМИ

(на примере газеты «Уральский рабочий»)

Допустить к защите:

Студентки V курса

Заведующий кафедрой дневного отделения

истории журналистики Мационг Елены Валерьевны

доктор филологических наук,

профессор Ковалева М.М.

Нормоконтролер: Научный руководитель:

Демидова Н.Н. профессор кафедры

истории журналистики

Стровский Д.Л.

Екатеринбург

2006

Приложение 5

Образец титульного листа дипломной работы

для студентов отделения «ММР в СМИ»

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

Отделение «Менеджмент, маркетинг, реклама

в средствах массовой информации»

Журналист на военной тропе:

тема «горячих точек» на страницах российской прессы

Допустить к защите:

студентки V курса

Заведующий отделением заочного отделения

«Менеджмент, маркетинг, Ложкиной Марии

реклама в СМИ» Валерьевны

доктор философских наук,

профессор Олешко В.Ф.

Научный руководитель:

Нормоконтролер: доцент кафедры

Белькова М.Н. периодической печати

Амиров В.М.

Екатеринбург

2007

Приложение 6

Образец оформления «Оглавления»

курсовой работы на тему

«Отражение жизни города и деятельности власти

на страницах городской официозной прессы»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…3

Глава I. ОФИЦИОЗНАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ…………………..…...…6

1.1. Сущность, особенности, виды официозной прессы…………………......6

1.2. Роль официозной прессы в жизни общества и государства ………….11

1.3. Официозная пресса и журналистская этика ………………………..…15

1.4. Официозная пресса в современной российской медиасистеме……..…18

Глава II. ОФИЦИОЗНАЯ ПРЕССА ЕКАТЕРИНБУРГА…………………….....21

2.1. Система СМИ Екатеринбурга ………………..……………………...….21

2.2. Официозная пресса уральской столицы ……………………….…..….24

2.3. Отражение жизни города и деятельности власти на страницах газеты «Уральский рабочий»………………………………………........27

2.4. Отражение жизни города и деятельности власти на страницах газеты «Вечерний Екатеринбург»……………………………….……...33

2.5. Сравнительный анализ……………………………………………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………..…47

Приложение 1……………………………………………………………………….48

Приложение 2……………………………………………………………………….49

Приложение 7

Образец оформления «Оглавления»

исследовательской дипломной работы на тему

«Взаимоотношения власти и СМИ

(на примере газеты «Уральский рабочий»)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…3

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИРЕДАКЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…11

1.1. Влияние экономических факторов на состояние рынка СМИ при командно-административной системе и рыночной экономике: сравнительный анализ………………………….………………………...11

1.2. Смена учредителя в газете «Уральский рабочий». Переход издания в частные руки…………………………………………..…………………….…....…16

1.3. Кадровая политика в редакции в период с 1999 по 2002 г………......…26

Глава II. СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..…………….…30

2.1. Информационно-тематическое наполнение газеты после изменения формы собственности издания…………………………………….….….30

2.2. Новая концептуальная стратегия развития газеты………….…….…….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………...…………60

Приложение 1……………………………………………………………………….62

Приложение 2……………………………………………………………………….63

Приложение 3……………………………………………………………………….64

Приложение 8

Образец оформления «Содержания»

творческой дипломной работы на тему

«Отражение реформы российской армии

в материалах корреспондента военной прессы»

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………………………..…3

1.1 Введение…………………………………………………………………..….3

1.2 Проблемы проведения военной реформы на современном этапе……..…6

1.3 Военная реформа в зеркале российских печатных СМИ………………..12

1.4 «На ошибках учатся»: анализ собственной работы по освещению в прессе реформы армии……………………………………………..….…18

1.5 Заключение………...…………………………………………………….…23

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….……………….26

.

Название публикации // Красная звезда. 2002. 17 ноября. С. 3………….…..27

Название публикации // Красная звезда. 2003. 9 января. С. 2…………….....28

Название публикации // Уральские военные вести. 2003. 3 мая. С. 2….…...29

Название публикации // Уральские военные вести. 2003. 8 мая. С. 1…..…..30

Название публикации // Красная звезда. 2004. 5 января. С. 3…………….....31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Приложение 1……………………………………………………………………….34

Приложение 2……………………………………………………………………….35

Приложение 9

Пример оформления списка литературы

Список использованной литературы

1. Алашеева О.А. Связи с общественностью: проблемы социальной ответственности // Средства массовой информации в современном мире. –СПб., 2002. С. 45–47.

2. Александров В.Б . Выбор народа и власть // Феномен политической власти: Сб. науч. тр. – Тверь, 1993. С. 32–34.

3. Американскую журналистику спасает гражданственность // Деловой круг. 2001. 7 июля. С. 5.

4. Аникевич А.Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования. – Красноярск, 1986. – 176 с.

5. Берлин П. Очерки современной журналистики // История печати. Антология. Т. 2. – М., 2001. С. 32–74.

6. Бровко С.Л. Независимость российских СМИ от бизнеса: иллюзии или действительность? // Средства массовой информации в современном мире. 2000: Тезисы науч.-практ. конференции. – СПб., 2000. С. 109–111.

7. Вайнонен Н. Администрация – по-русски управа (региональные власти и региональная пресса) // Журналист. 2000. № 2. С. 36–38.

8. Вся пресса Челябинска. Каталог печатных и электронных СМИ, издательств и типографий. – Челябинск, 1999. – 18 с.

9. Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней: Сб. док-тов. / Под ред. Ю.С. Кукушкина. – М., 1996. – 528 с.

10. Cullen J. The Art of Democracy. A Concise History of Popular Culture in the United States. – N.Y., 1995. – P. 320.

11. Hausman C. The Decision-Making Process in Journalism. – Chicago, 1991. – P. 136.

12. Http: // president.kremlin.ru / events / 264.html

Приложение 10

Пример написания заявления на утверждение темы дипломной работы и научного руководителя студентом специальности «Журналистика»

Зав. кафедрой истории журналистики

факультета журналистики УрГУ

Ковалевой Маргарите Михайловне

от студентки пятого курса дневного отделения

Костоглодовой Анастасии Александровны

Заявление

Прошу утвердить тему моей дипломной работы «Освещение деятельности политических партий в современной российской прессе» и назначить научным руководителем доцента кафедры истории журналистики Чемякина Юрия Владимировича.

Не возражаю (Подпись дипломницы,

(подпись научного руководителя ) дата написания заявления)

Приложение 11

Пример написания заявления на утверждение темы дипломной работы и научного руководителя студентом специализации «ММР в СМИ»

Заведующему отделением

«Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ»

факультета журналистики УрГУ

Олешко Владимиру Федоровичу

от студентки пятого курса

заочного отделения

специализации «ММР в СМИ»

Кулаковой Ольги Витальевны

Заявление

Прошу утвердить тему моей дипломной работы «Корпоративные издания: средство коммуникации и инструмент управления (на примере изданий Уральского финансового холдинга)» и назначить научным руководителем доцента кафедры периодической печати Третьякову Любовь Анатольевну.

Не возражаю (Подпись дипломницы,

(подпись научного руководителя ) дата написания заявления)