Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Указания методические Теоретическая часть Композиция Рассмотрим несколько определений композиции: Композиция

 

             

Указания методические Теоретическая часть Композиция Рассмотрим несколько определений композиции: Композиция

Практические занятия

по дисциплине

"Лингвистическое обеспечение АСОИУ"

Композиционный анализ: тоновой, цветовой и линейный.

Методические указания

Теоретическая часть

Композиция

Рассмотрим несколько определений композиции:

Композиция строение, соотношение и взаиморасположение частей [Ожегов, 1992]

Композиция (лат. — сочинение, соединение) — построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию.

Композиционное построение включает размещение изображения в пространстве (трехмерном в скульптуре, на плоскости — в живописи и графике).

Сюда входят: выяснение центра, узла композиции и подчинение ему других, более второстепенных частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения. [Аксенов, 1976].

Рассмотрим некоторые теоретические основы построения так называемой черно-белой композиции в станковой живописи. В качестве примеров приведены абстрактные схемы. В основу данного материала легли уроки по композиции [Электронный ресурс 1].

Черно-белая композиция состоит из плоскости и пятен. Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Поэтому гармоничная композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:

  1. неравное количество черного и белого
  2. присутствие пятен трех размеров - больших, средних и малых
  3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
  4. немонотонный ритм
  5. сбалансированность композиции

Первое условие комфортности - неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.

Второе условие комфортности - присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул, поставленный в шкаф - большой предмет.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и малые элементы - делает это пространство комфортным. Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная . Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или монотонная (см. Рисунок 1).

Рисунок 1.

Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром . Композиционный центр - это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.

Рассмотрим способы выделения композиционного центра:

1. Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде (см. Рисунок 2).

Рисунок 2.

2. Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия). Пример такого способа представлен на Рисунке 3: большое черное пятно, на котором расположено маленькое белое пятно, начинает выделяться среди подобных ему, в то же время, маленькое белое пятно тоже выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.

Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном, это точка, некий центр равновесия в пятне. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры.

Рисунок 3.

3. Выделение части фона в качестве композиционного центра. Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру (см. Рисунок 4).

Рисунок 4.

4. Сложные способы выделения композиционного центра. Часто композиционный центр выделяется не одним, а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона (см. Рисунок 5).

Рисунок 5.

Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм , подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности.

Ритм (греч.) — одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление Р. бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя.

Ритм нередко проявляется в вариантах жестов, движений и композиционных группировок фигур, в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции [Аксенов, 1976].

Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.

Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики . Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика - это способ сочетания частей при образовании целого.

Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение, мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.

Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться. А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия (см. Рисунок 6).

Рисунок 6.

Тройной композиционный анализ цветной репродукции.

Композиционный анализ - это приведение сложного изображения (репродукции) к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении.

Тройной композиционный анализ включает в себя три схемы: тоновую, цветовую и линейную.

Тоновая композиционная схема.

В основе данной схемы лежит понятие тона. Тон (фр.) — степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светосилы. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств. При помощи отношений различных тонов передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тон в живописи — под этим понятием подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны.

Для формирования тоновой композиционной схемы (см. Рисунок 7) находим в репродукции самое темное и самое светлое место. Затем находим средний серый тон относительно этих крайних градаций. После этого все пятна которые в репродукции светлее среднего серого мы оставляем белыми, а те пятна которые темнее среднего серого мы красим в черный цвет. Сам средний серый мы назначаем либо черным, либо белым, но в пределах одной композиционной схемы средний серый назначается только одним цветом : только белым или только черным. Таким образом любую репродукцию можно преобразовать в черно-белую абстрактную схему. Применяя к ней законы композиции можно проанализировать композицию: выявить элементы композиции – пятна; найти композиционный центр, и выяснить способ его выделения.

Цветовая композиционная схема.

Если в тоновой композиции составляющими ее компонентами были светлые и темные пятна, то в цветовой композиции это будут "теплые" и "холодные" пятна.

Теоретически любой цвет можно составить из красного, желтого, голубого, черного и белого цветов. Черный, белый и смешанные из них серые цвета относятся к ахроматическим (в буквальном переводе - бесцветным) цветам. Они не имеют собственной теплоты.

Три хроматических цвета (красный, желтый, голубой), будучи попарно смешаны, дают основные цвета спектра, которые делятся на две группы - теплые и холодные. Теплые: желтый, оранжевый, красный. Холодные: фиолетовый, голубой, зеленый.
Взаимодействие хроматических цветов друг с другом и с ахроматическими цветами можно представить в виде цветового круга.

Для формирования цветовой композиционной схемы (см. Рисунок 8) найдем в репродукции самое теплое пятно и самое холодное. Затем найдем цвет средний по теплоте между двумя этими цветами. Имейте в виду, что в изображении может отсутствовать значительная часть цветового диапазона, поэтому мы берем не абсолютное "табличное" значение теплоты, а относительное. Нас интересуют только цвета присутствующие в данной репродукции.
Теперь все теплые пятна закрашиваем в белый цвет, а все холодные – в черный.
Средний цвет решим в ту сторону, в которую это выгоднее для композиционной схемы, но в пределах одной схемы это один цвет - либо черный, либо белый.

Теперь об ахроматических цветах. Черный, белый и серый воспринимаются в зависимости от цветового окружения. Например, черное пятно на желтом фоне воспринимается как холодное, так как оно бесспорно холоднее любого теплого цвета. Если, например, в изображении присутствуют только холодные и ахроматические цвета, то последние работают как теплые.

Линейная композиционная схема.

В линейной композиции (см. Рисунок 9) в качестве составляющих компонентов выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота и пустота. Линейная композиция в чистом виде представлена в линейной графике. Но она не является суррогатом черно-белой композиции. В линейной композиции гораздо большее значение приобретают движение, ритм и пластика. В этом отношении линейная композиция обладает неизмеримо большими выразительными возможностями, поэтому она и выделена как особый вид.

При линейном композиционном анализе полноцветного изображения в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по тону и цвету пятна следует считать одним пятном.

Методические указания по выполнению лабораторной работы

Цель занятия:

Приобретение навыков тройного композиционного анализа (тонального, цветового и линейного) изображений.

Задачи:

1. Изучение методических материалов практического занятия.

2. Изучение основ композиции:

a. Понятие композиции

b. Условия комфортности

c. Средства организации композиции

d. Способы выделения композиционного центра

3. Приобретение навыков тройного композиционного анализа изображений: тонового, цветового и линейного.

4. Изучение характеристик цветных изображений.

5. Приобретение навыков преобразования изображения из RGB в Grayscale.

6. Приобретение навыков преобразования изображения из Grayscale в Bitmap.

7. Приобретение навыков работы с фильтрами: Noise и Find Edges и методами: Threshold, Posterize.

8. Приобретение навыков работы с инструментами рисования и выделения.

Задание:

Необходимо осуществить тоновой, цветовой и линейный композиционный анализ репродукции картины.

Порядок выполнения:

1. Запустить программу Adobe Photoshop.

2. Открыть файл с отсканированной репродукцией картины.

Тоновой композиционный анализ

3. Дублировать изображение и сохранить с новым именем.

4. Преобразовать исходное изображение в Grayscale.

Для этого необходимо использовать команды:

Image (Изображение) ® Mode (Режим) ® Grayscale (Градации серого);

5. Преобразовать полученное изображение в Bitmap.

Для этого необходимо использовать команды:

Image (Изображение) ® Mode (Режим) ® Bitmap (Битовый);

Image (Изображение) ® Adjust (Коррекция) ® Threshold (порог).

6. Для наглядности рекомендуется удалить ненужные, мелкие, детали изображения. Для этого можно использовать фильтр:

Filter (Фильтр) ® Noise (Шум) ® Dust & Scratches (Пыль и царапины);

Параметры фильтра: Radius (радиус) и Threshold (Порог) зависят от разрешения исходного изображения. Для разрешения 72 pixel/inch рекомендуются следующие параметры: Radius = 3, Threshold = 0.

7. Провести тоновой композиционный анализ полученного изображения, для этого необходимо определить:

1. Фоновый цвет (черный или белый);

2. Основные элементы (пятна) тоновой композиции;

3. Композиционный центр;

4. Метод выделения композиционного центра.

Исходное изображение

Святое семейство
(Мадонна с безбородым Иосифом)

Рафаэль.
Холст, темпера, масло. 72.5x56.5 см
Италия. 1505 – 1506.

Тоновая композиционная схема

Рисунок 7. Пример тонового композиционного анализа картины

В данном примере основной тон картины темный, поэтому на композиционной схеме фоном является черный цвет. Основные элементы композиции – Мадонна, Младенец, Иосиф, Окно. В данной композиции используются сложные способы выделения композиционного центра. Так здесь используется выделение на нюансе (инверсия) – лик Мадонны. Кроме этого расположение пятен указывает на то, что центральной фигурой является фигура Мадонны, а точнее ее лика с младенцем. Остальные пятна: фигура Иосифа, рука мадонны, окно расположены вокруг них. Поэтому композиционный цент расположен на лике младенца.

Цветовой композиционный анализ

Для проведения цветового композиционного анализа необходимо преобразовать исходное изображение в 2-х цветную схему. При этом все пятна композиции необходимо проанализировать с точки зрения их цвета и разделить на теплые и холодные. Фильтра, который мог бы позволить совершить это преобразования, нет. Поэтому можно использовать для этого ручной метод. Для этого надо выполнить следующую последовательность действий:

1. Дублировать исходное изображение репродукции картины и сохранить его с новым именем.

2. Используя инструменты Paintbrush (Кисть) или Lasso (Лассо) и команду:

Edit (Редактирование) ® Fill (Выполнить заливку)

необходимо выделить и закрасить все «теплые» пятна изображения в белый цвет, а «холодные» - в черный.

Однако существует возможность использовать некоторые методы для автоматизации процесса цветового композиционного анализа. Для этого можно использовать следующие методы. Но в большинстве случаев результат получается неточным и требует более коррекции. В этом случае необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Дублировать исходное изображение репродукции картины и сохранить его с новым именем.

2. Постеризовать изображение или индексировать:

Image (Изображение) ® Adjust (Коррекция) ® Posterize (Постеризовать);

Image (Изображение) ® Indexed Color (Индексированные).

Эти методы позволяют уменьшить количество используемых цветов.

3. Используя инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) и команду:

Edit (Редактирование) ® Fill (Выполнить заливку)

необходимо выделить и закрасить все пиксели, закрашенные в «теплые» цвета, в белый цвет, а «холодные» - в черный.

Провести цветовой композиционный анализ полученного изображения также, как в п.7 тонового анализа.

Цветовая композиционная схема

(ручной способ)

Цветовая композиционная схема

(использование фильтра)

Рисунок 8. Пример цветового композиционного анализа картины.

Линейный композиционный анализ

При линейном композиционном анализе полноцветного изображения в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по тону и цвету пятна следует считать одним пятном. Для создания схемы для линейного анализа картины необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Дублировать исходное изображение репродукции картины и сохранить его с новым именем.

2. Преобразовать исходное изображение в Grayscale.

Для этого необходимо использовать команды:

Image (Изображение) ® Mode (Режим) ® Grayscale (Градации серого);

3. Сформировать линейную композицию, используя фильтр:

Filter (Фильтр) ® Stylize (Стилизация) ® Find Edges (Выделение краев);

4. Отредактировать полученное изображение с помощью метода:

Image (Изображение) ® Brightness/Contrast (Яркость/Контраст).

5. Используя инструменты рисования: Paintbrush (Кисть), Eraser (Ластик) дорисовать недостающие линии и стереть ненужные линии композиции.

Пример

Исходное изображение

Святое семейство
(Мадонна с безбородым Иосифом)

Рафаэль.
Холст, темпера, масло. 72.5x56.5 см
Италия. 1505 – 1506.

Линейная композиционная схема

Рисунок 9. Пример линейного композиционного анализа картины