Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Котлярова О. Н. Указания методические к выполнению практических работ по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

 

             

Котлярова О. Н. Указания методические к выполнению практических работ по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

Список методических разработок преподавателей среднепрофессионального колледжа предоставленных в библиотеку.

1. Котлярова О.Н.-Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика».

2. Бабикова Т.В.-Методические указания по выполнению лабораторных работ по неорганической химии.

3. Таужева А.Х.- Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».

4. Харьков В.А.-Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «ТО и ремонт автомобилей».

5. Сухинин П.И. -Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Эксплуатационные материалы».

6. Бостанов Р.А.- -Методические указания по выполнению практических занятии по дисциплине «Экономика отрасли» для спец. «ТО и ремонт автомобильного транспорта».

7. Бостанов Р.А.- Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли» для спец. «ТО и ремонт автомобильного транспорта».

8. Иванов С.В.- методические указания к дипломному проектированию для студентов спец. «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

9. Иванов С.В.-Методические указания по выполнению курсовых работ по курсу «Компьютерные сети».

10. Прядкина З.Г.- Методические указания по выполнению практических работ по дисц. «Русский язык и культура речи».

11. Байчорова А.Х-М.- Методические указания к выполнению практических работ рабои по дисц. «Финансы, денежное обращение и кредит».

12. Байчорова А.Х-М.-Методические указания по выполнению практических работ работ по дисц. «Ценообразование».

13. Удовенко Г.А.- Методические указания по выполнению практических работ по дисц. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для спец. «Экономика и бухгалтерский учет».

14. Колесникова Л.И. - Методические указания по выполнению практических работ по профессиональному модулю «Основы анализа бухгалтерской отчетности»

15. Тохаева М.А- Методические указания к выполнению практических работ по дисц. «Строительство автомобильных дорог и аэродромов»..

16. Колган Г.Е.-Итоговые контрольные работы по английскому языку для студентов 1-4 курсов.

17. Батракова Е.В.

Контроль знаний. Тесты

Для того чтобы узнать насколько успешным было ваше изучение курса

«Логика» вы можете выполнить один из трех предлагаемых вариантов

практических заданий зачета по логике.

ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАЧЁТА

ПО ЛОГИКЕ

Вариант 1

1) Объясните смысл логической

ошибки и приведите пример:

«подмена понятия»

2) Установите вид отношения между

понятиями по содержанию и объёму:

союз - логический союз

студент - спортсмен

Аристотель - основатель

логики

3) Приведите подчинённое понятие: информация-

программа-

процесс-

4) Приведите подчиняющее понятие: -

город-

декан-

5) Приведите пример явного и

неявного определения:

а) через род и видовое

отличие;

б) сравнение

6) Разделите понятие (классификация):

акция

7) Решите задачу по «логическому

квадрату»:

О - истина

А - ?

Е - ?

I - ?

8) Определите, что значит

«некорректный вопрос» и приведите

пример:

9) Постройте таблицу истинности для

выражения:

┐(p → (p v q))

10) Постройте умозаключения вида:

(Схема и пример)

а) Barbara

б) Camestres

в) энтимема с пропущенной

большей посылкой

г) модус поненс условно-

категорического

силлогизма

1

11) Постройте вывод (схема и пример):

по полной индукции

12) Приведите схему:

прямого доказательства

13) Обоснуйте значение и ценность

логики в Вашей жизни, учебной и

профессиональной практике(через

логические правила и ошибки).

Вариант 2

1) Объясните смысл логической

ошибки и приведите пример:

«противоречие самому себе»

2) Установите вид отношения между

понятиями по содержанию и объёму:

логический союз -

грамматический союз

учебное занятие – семинар

вычислительное устройство-

атмосфера

3) Приведите подчинённое понятие: стоимость-

закон-

станция-

4) Приведите подчиняющее понятие: -

село-

студент-

5) Приведите пример явного и

неявного определения:

а) генетическое

б) характеристика

6) Разделите понятие(классификация):

система

7) Решите задачу по «логическому

квадрату»:

Е-ложь,

А-?

I -?

О-?

8) Определите, что значит

«некорректный вопрос» и приведите

пример:

9) Постройте таблицу истинности для

выражения:

┐p & ┐q

10) Постройте умозаключения вида:

(Схема и пример)

a) Celarent

б) Cesare

в) энтимема с пропущенной

2

г) модус толленс условно-

категорического силлогизма

11) Постройте вывод (схема и пример): по неполной индукции

12) Приведите схему: косвенного доказательства

13) Обоснуйте значение и ценность

логики в Вашей жизни, учебной и

профессиональной практике(через

логические правила и ошибки).

Вариант 3

1)Объясните смысл логической

ошибки и приведите пример:

«декларативность,

бездоказательность»

2)Установите вид отношения между

понятиями по содержанию и

объёму:

логический союз -

импликация:

геометрическая фигура –

квадрат:

монах - станция:

3)Приведите подчинённое понятие: Вуз-

операция-

обучение-

4)Приведите подчиняющее понятие: диссертация-

палатка-

преподаватель-

5) Приведите пример явного и

неявного определения:

а) родовидовое,

б) описание

6) Разделите

понятие(классификация):

клетка

7) Решите задачу по «логическому

квадрату»:

А - истина

Е - ?

I - ?

О - ?

8) Определите, что значит

«некорректный вопрос» и приведите

пример:

9) Постройте таблицу истинности для

выражения:

(p & q) → p

10) Постройте умозаключения вида:

(Схема и пример)

а) Ferio

б) Baroco

в) энтимема с пропущенным

3

г) сложная конструктивная

дилемма

11) Постройте вывод (схема и

пример):

по аналогии

12) Приведите схему:

приведением к абсурду

13) Обоснуйте значение и ценность

логики в Вашей жизни, учебной и профессиональной практике (через

логические правила и ошибки).

4

д

ТЕМА 1. Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи

План

1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.

2. История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов.

Упражнения

1. Вставьте в скобки слово-омоним, которое соответствует понятиям,

стоящим за скобками:

собака (... ) прейскурант

шалость (… ) болезнь

металл (… ) кожа

животное (… )монах

игральная карта (… ) литературное произведение

небесное тело (… ) морской обитатель

одежда балерины (... ) упаковка

2. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:

Все члены шенгенского союза являются европейскими государствами;

Некоторые зачеты являются дифференцированными ;

Ни один из переводов Шекспира не принадлежит X;

Некоторые грибы не являются съедобными;

3. Приведите примеры следующих символических выражений:

∀х (S(x) →P(x)),

∀х (S(x) →⎤P(x)),

∃х (S(x) ∧P(x)),

ТЕМА 2 . Логические формы мысли

План

1. Понятие логической формы мысли.

2. Основные формы абстрактного мышления.

Упражнения

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых

выражениях:

13 - нечетное число, 7 не делится на 3 без остатка, сознательный,

искусственный интеллект, Париж - моя мечта, контроллер, без билетный,

поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как

химический элемент, также имеет атомный вес, автобус №81.

2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите

их.

ТЕМА 3 . Понятие как форма мысли

План

1. Определение понятия. Понятие и слово.

2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез,

абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке.

Упражнения

1. Укажите, какие из ниже перечисленных признаков входят в

содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст,

вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма

обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем

специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.

2. Приведите 5 примеров понятий, выраженных в языке словосочетанием.

3. Поясните смысл неологизмов: сайт, сервер, аудитор, евро.

ТЕМА 4. Структура и виды понятий

ПЛАН

1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения.

2. Виды понятий по объему и по содержанию.

Упражнения

1. Определите объем следующих понятий: Черное море, страны

шенгенской группы, евро, сервер, декан, персональный компьютер, кентавр,

алогичный, самая кровопролитная война, русалка, «Война и мир» Л.Н.

Толстого, лама, президент Республики Беларусь, основатель дизеля, Ю.

Гагарин.

2. Укажите, какими являются эти понятия по содержанию?

3. Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между

содержанием и объемом понятия.

ТЕМА 5. Отношения между понятиями по объему и

содержанию

План

1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему

понятия.

2. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия.

3. Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему.

У пражнения

Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют

следующим схемам:

ТЕМА 6: Обобщение и ограничение понятий

План

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родо-видовых

отношений.

Упражнения

1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

Лекция, диплом, ЕС - 1840, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема

Гёделя, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы,

глюон, ислам, гробница, Птолемей, бор, омоним, пролог, сахар.

2. Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

ВУЗ, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное

устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система,

удовольствие.

ТЕМА 7. Явные определения понятий

План

1. Структура и виды явных определений.

2. Правила и ошибки явных определений.

Упражнения

1. Приведите два примера определений через род и видовое отличие.

2. Приведите два примера генетического определения.

3. Укажите, какое правило определения нарушено и назовите ошибку:

3.1. Тонометр - медицинский прибор.

3.2. Логика - наука о понятиях.

3.3. Диетотерапия - муки Тантала.

3.4. Физика - это наука о физических процессах.

ТЕМА 8. Неявные определения понятий

План

1. Сравнение как прием определения понятий.

2. Характеристика как вид неявного определения.

Упражнения

1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это

фонарь без свечи» Л.Н.Толстой.

2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.

3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.

ТЕМА 9. Деление понятий

План

1. Объем понятия и способы его установления.

2. Правила и ошибки деления понятий.

Упражнения

1. Проведите операцию деления следующих понятий:

Государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз,

население Земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон,

город, лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература.

2. Проверьте правильность операции деления и назовите ошибку, если

она есть:

2.1 «Пользуйтесь услугами Дома проката № 3. Здесь Вам выдадут

напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др.

музыкальные инструменты» («Вечерний Минск», 21 ноября 1985 г.).

2.2. Радиореклама: «Запоминайте! Масло бывает сливочное, растительное

и моторное!».

ТЕМА 10. Простые суждения

План

1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие.

2. Классификация простых суждений по качеству и количеству.

Упражнения

1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и

количеству следующих суждений:

1.1. Эрмитаж является одним из лучших музеев мира.

1.3. Все компьютеры IВМ отличаются высокой надежностью.

1.4. Данная задача не решена.

1.5. «Всяк кулик своё болото хвалит».

1.6. Никто не любит проигрывать.

1.7. Христианство не является язычеством.

1.8. «Не всё то золото, что блестит».

1.9. Любая мировая религия является феноменом культуры.

1.10. Некоторые насекомые очень ядовиты.

1.11. Беларусь является Республикой.

1.12. Прометей – образ героя-мученика.

ТЕМА 11. Отношения по истинности простых суждений

План

1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»:

отношения противоречия, подчинения, противоположности и под

противоположности.

2. Распределенность терминов в простых суждениях.

Упражнения

1. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

1.1. А, I, 0, если Е- истинно.

1.2. А,Е,I, если O - истинно.

1.3. А,Е,О, если I - ложно.

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники вузов работают в банках.

2.2. Ни один вид спорта не является легким.

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом.

2.4. Некоторые постройки не являются современными.

2.5. Всякий человек в душе - ребенок.

2.6. Все диалоги Платона - плод философских размышлений.

2.7. Некоторые автомобили являются дизельными.

ТЕМА 12. Сложные суждения

План

1. Образование сложных суждении.

2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц

истинности.

Упражнения

1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их

истинность при помощи таблиц истинности:

1.1. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

1.2. Банан - пищевое растение и источник доходов для экспортирующих

стран.

1.3. Он сейчас находится в Минске или в Петербурге.

1.4. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

1.5. Если к двум прибавить два, то получится четыре.

2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения:

⎤(p→(pvq)).

ТЕМА 13. Логика вопросов и ответов

План

1. Определение вопроса, его структура, виды и функции.

2. Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный,

риторический вопросы.

Упражнения

1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о

смертной казни?

1.3. И какой же русский не любит быстрой езды?

1.4. Вы перестали бить своего отца?

ТЕМА 14. Основные законы логики

План

1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного

третьего, достаточного основания.

2. Законы логики и логическая культура мысли.

Упражнения

1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и

как называются эти ошибки:

1.1. Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» - А сами пьют.

1.2. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги

нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!»

1.3. «Почему Вы утверждаете, что Земля - центр Вселенной?» - «Потому,

что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так

миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это - очевидно».

1.4. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» -

«Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей».

2. Постройте таблицу истинности для выражения р→(рv⎤р) и укажите,

формальной записью какого закона логики оно является?

ТЕМА 15. Умозаключение

План

1. Определение умозаключения и его структура.

2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности

вывода

3. Содержательные и формальные причины ложных выводов.

Упражнения

1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

1.1. Если все калькуляторы - вычислительные устройства, то лишь

некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами.

1.2. Все государства имеют столицу. Литва - государство, поэтому она

имеет свою столицу.

1.3. Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет

заключить, что в данном классе болезни Боткина нет.

2. Установите вид ошибки в следующем заключении:

Все зайцы едят капусту. Иванов ест капусту. Иванов - заяц.

ТЕМА 16. Непосредственное умозаключения

План

1. Понятие непосредственного вывода.

2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения

обращения, превращения и противопоставления.

Упражнения

1. Укажите вид следующих умозаключений:

1.1. Все планеты Солнечной системы - небесные тела

Некоторые небесные тела входят в Солнечную систему

1.2. Ни один вулкан не является безопасным.

Следовательно, все вулканы являются небезопасными

1.3. Все христиане не являются язычниками.

Следовательно, некоторые не язычники - христиане

2. Проверьте правильность следующих непосредственных

умозаключений по логическому квадрату:

2.1. Если верно, что все квадраты являются равносторонними

прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются

равносторонними прямоугольниками.

2.2. Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также

неверно и то, что все преступления раскрываются.

2.3. Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует

признать, что некоторые из них не были французами.

2.4. Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами

Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не

являются.

ТЕМА 17. Простой категорический силлогизм

План

1. Определение силлогизма как дедуктивного опосредованного вывода.

2. Структура и общие правила силлогизма.

3. Аксиома силлогизма.

Упражнения

1. Укажите структуру и проверьте соблюдение общих правил силлогизма

в следующих умозаключениях:

1.1. Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут

наказанию; Х также должен быть подвергнут наказанию, т.к. он совершил

преступление.

1.2. Сахар - углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч.

1.3. Ни один древний грек не знал латыни. Аристотель – древний грек.

Аристотель не знал латыни.

1.4. Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий -

химический элемент. Гелий обладает атомным весом.

ТЕМА 18. Фигуры и модусы простого категорического

силлогизма

План

1. Фигуры и правила фигур простого категорического силлогизма.

2. Образование модусов простого силлогизма и проверка их правильности.

Упражнения

1. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих

силлогизмов:

1.1. Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все - кришнаиты

- вегетарианцы, значит, ни один из кришнаитов не ест мяса.

1.2. Все именные акции имеют своего владельца. Данная акция - именная,

значит, на ней должно быть указано имя владельца.

1.3. Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. Это

коммерческий банк. Значит, он не работает в воскресенье.

1.4. Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть

является умышленным преступлением, Следовательно, она имеет мотив.

1.5. Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак, а этот

спортивный костюм не имеет этого знака. Значит, он не является костюмом

этой фирмы.

1.6. Всякий день милиции - праздник и сегодня - праздник. Значит,

сегодня - день милиции.

ТЕМА 19. Разновидности категорического

силлогизма

План

1. Сокращенный силлогизм, или энтимема.

2. Сложный силлогизм, или полисиллогизм.

3. Сложно - сокращенные силлогизмы. Сорит и эпихейрема.

Упражнения _ _ _ S – P S – P

1. Приведите примеры энтимем вида: а) S – P ; б) – – – ; в) S – P ;

.

S– P S – P – – –

2. Восстановите энтимемы и проверьте их правильность:

2.1. Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет

удовлетворительные оценки по ряду предметов.

2.2. Он - пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы.

2.3. Иванов поедет на сельхозработы, как и все студенты.

2.4. Обвиняемый имеет право на защиту, а Х – обвиняемый.

2.5. О н должен быть оправдан, так как у вас нет никаких доказательств

его выины.

ТЕМА 20. Условно-категорические умозаключения

ПЛАН

1. Чисто условный силлогизм.

2. Достоверные и правдоподобные модусы условно-категорического

силлогизма.

Упражнения

1. Определите посылки и заключение в следующих условных и условно-

категорических умозаключениях; дус и его правильность:

1.1. Если Аристотель бы , то он учился в его

Акаде

З т

ли клаустрофобия - это болезнь, то ее нужно лечить.

и данное суждение - общеутвердительное, то его субъект

распр н я т н

новн сти.

2.6. По скольку это острый аппендицит, нужна немедленная о

План

1

определите мо

л учеником Платона

мии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое

образование.

начи , если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое

образование.

1.2. Ес

Клаустрофобия - болезнь, значит ее нужно лечить.

1.3. Есл

еделе . Данное суждение не являетс общеутверди ель ым. Значит, его

субъект не распределен.

15

распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является

общеутвердительным.

1.5. сли бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат е бьют. Значит,

пожара нет.

Е н

ТЕМА 21. Разделительные силлогизмы

. Определение разделительного силлогизма.

2. Разделительно-категорические выводы и их модусы.

1. Определите фигуру, модус и правильность следующих

разделительных силлогизмов:

1.1. Суждения бывают либ бо ложные. Данное суждение -

истин

и несчастный случай. Это не несчастный случай.

Следо

чном. Но я знаю точно, что не на

дневн

ает непосредственным или опосредованным.

Данно

. Образование условно-разделительных выводов.

2. Дилемма и её разновидности.

Упражнения

1. Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-

разделительных силлогизмах:

1.1. Если это - острый аппе на немедленная операция. Если

же эт

перитонит - нужна немедленная операция.

План

1

Упражнения

о истинные, ли

но. Значит, оно не является ложным.

1.2. Это или убийство, ил

вательно, это - убийство.

1.3. Он учится на дневном или зао

ом. Значит, на заочном.

1.4. Умозаключение быв

е умозаключение - силлогизм, значит, оно не является

непосредственным.

ТЕМА 22. Условно-разделительные силлогизмы

План

1

ндицит, то нуж

о перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно,

острый ли это аппендицит или

61 ом, а если - девочка, то

назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас

вскоре появится Кирилл или Катя.

1.3. Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в

«Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал

и не приехал.

1.4. Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная

посылка, а если разделительный, то - разделительная. А поскольку ни условной

ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни

услов

дуктивные умозаключения

. Понятие недедуктивного вывода.

2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения.

3. Основные ошибки индуктивных выводов.

1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите

посылки и заключение, установите правильность обобщения:

1.1. На подносе много бул свежая и мягкая, вторая -тоже,

третья с

е пробы воды в водной системе позволяют заключить,

что пи

флюорографию

и у ни

. Отличие научной индукции от популярной индукции.

2. Основные виды научной индукции.

нения

1. Установите, по какому методу научной индукции получено следующее

ным, ни разделительным.

ТЕМА 23. Ин

План

1

Упражнения

очек. Первая -

- свежая и мягкая... Значит, в е булочки на подносе -свежие и мягкие

(пример Л. Кэрролла).

1.2. В семье Х двое детей. Папа и мама - музыканты. Их дети учатся в

музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья Х -музыкальная».

1.3. Лабораторны

тьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли

х патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

ТЕМА 24. Научная индукция и ее виды

План

1

Упраж

17

В рез

вах - получилось:

1-

ультате трех проверок посещаемости студентами лекций при разных

обстоятельст

1-я пара(S)

Р суббота (А)

учебная

ная

неделя (F)

ара (S)

3-я учебная

неделя (М)

рг(К)

2-я учеб

я

неделя (В)

P 1-я п

среда(D)

P четве

1-я пара (S)

1 – я проверка – я проверка 3 –

ещаемости (Р).

ервая проверка была на первой «паре», в субботу, в первую учебную неделю.

-

ТЕМА 25. Умозаключение по аналогии

План

1. Определение и структура вывода по аналогии.

2. Виды аналогий и их использовани актике.

ии.

1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие

заключения:

.

толет - это большая стрекоза.

бку.

ьшой живой организм.

ний аналогичны явлениям

приро

н

о путают съедобные грибы со своими ядовитыми двойниками очень

на них

2 я проверка

Заключение: Первая пара (S) является причиной плохой пос

П

Вторая проверка была во вторую учебную неделю, на первой «паре», в среду.

Третья проверка была по третью учебную неделю, в четверг, на первой «паре».

Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство

«первая «пара»».

е на пр

3. Ошибки и достоверность заключений по аналог

Упражнения

1.1 Завод - это большой муравейник.•

1.2. Вер

1.3. Печень по структуре напоминает гу

1.4. Общество функционирует как бол

1.5. Причины многих социальных явле

ды.

2. Определите вид следующей аналогии (строгая, естрогая, ложная):

Люди част

похожими.

81

План

1. Опр

. Виды доказательства. Правила и ошибки.

об следующих доказательств:

1.1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма

внутренних углов этой фигуры ра

1.2. Все области Республи еют свои центры. Их название

совпа асти

являет

олевание, то соответствующие приз-

наки

План

1. Определени

. Виды опровержения. Правила и ошибки.

ия

1. Определите тезис, аргументы и способ следующего опровержения:

1.1 Если бы Вы действительно читали эту книгу, то смогли бы назвать ее

автора, пересказать ее содержан зовут героев книги. Но Вы не

знаете

ть

слухи

План

1. Понятие логи и формальные

шибки. Софизмы и паралогизмы.

еделение доказательства и его структура.

2

Упражнения

1. Определите тезис, аргументы и спос

вна 180.

ки Беларусь им

дает с названием области. Значит, областным центром Брестской обл

ся город Брест.

1.3. Если бы это было сердечное заб

были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма - в порядке. Значит,

это - не сердечный приступ.

ТЕМА 27. Опровержение как вид аргументации

е опровержения и его структура.

2

Упражнен

ие, сказать, как

ер т ин ,огогурд ин ,огот ин тьего. Значит, Вы ее не читали.

1.2. Тщательный анализ останков царской семьи позволил опровергну

о том, что они, якобы, не являются останками семьи Николая II.

ТЕМА 28. Логические ошибки и парадоксы

ческой ошибки и их виды. Содержательные

о

19

ражнения

1. Определите вид логической ошибки:

1.1. Лекарство, которое принимает больной - это добро.

Чем больше добра, те

Уп

м лучше

Значит, чем больше принимать лекарства, тем лучше.

союза. Значит и

и , как енгенскую группу.

1.3. В лики - тоже

христ

ЛИТЕРАТУРА

1. Берков В.Ф. ,Яскевич Я.-С. , . Мн.,1998.

2. Гетманова А.Д. Логика. М.,

. Горский Д.П. Краткий словарь по логике. М.,1991.

05.

5.

1.2. Все европейские государства - члены шенгенского

Англ я европейская страна, входит в ш

се православные являются христианами. Все като

иане. Значит, католики и православные - это одно и то же.

Павлюкевич В.И. Логика

1994.

3

4. Иванов Е.И. Логика. М.,2000.

5. Ивин А.А. Логика. М. ,2000.

6. Кириллов В.И. , Старченко А.А. Логика. М.,1995.

7. Малыхина Г.И. Логика. Мн., 20

8. Свинцов В.И. Логика. М.,199

9. Ивлев Ю.В. Логика. М. ,1997.

02

1. Предмет логики и основные этапы её развития. Логика классическая и

неклассическая.

2. Каковы отличия абстрактного мышления от чувственного познания?

3. Связано ли мышление с языком? Основные формы мысли.

4. Как взаимосвязаны ощущения, понятия, высказывания и действия

человека?

5. Каким языком пользуется логика? Понятие естественного и

искусственного языка. Что такое формализованный язык? Язык

исчисления предикатов.

6. Что устанавливает «логический закон»? Какие законы логики Вы знаете?

Статус противоречия в различных логических системах.

7. Истинность и правильность мышления. Взаимосвязь содержательных и

формальных ошибок.

8. Классификация логических ошибок. Паралогизмы и софизмы, их

источники.

9. Что такое понятие и как оно образуется?

10. Какую роль понятие играет в процессе мышления?

11. Структура понятия. Закон обратного отношения между содержанием и

объёмом понятия.

12. Какие существуют отношения между понятиями по содержанию и

объёму и что они отражают в мышлении?

13. Классификация понятий.

14. Как правильно обобщить понятие?

15. Как правильно ограничить понятие?

16. Какую роль в повышении логической культуры играет операция

определения понятия? Что значат выражения: «понятия не имею», «я без

понятия»?

17. Почему существуют разные виды определения понятия? Каковы правила

и наиболее часто встречающиеся ошибки данной логической операции?

18. При помощи какой логической операции можно раскрыть объём

понятия, произвести классификацию?

19. Одним из положительных качеств мышления является его

систематичность, упорядоченность. В чём его логический смысл?

20. Что такое суждение и в чём его отличие от понятия?

21

22. Каков смысл задач по «логическому квадрату»? На какие логические

отношения между простыми суждениями они указывают?

23. Как образуются сложные суждения? Какова их классификация?

24. Как и зачем строятся таблицы истинности?

25. Логика диалога. Вопрос как форма мысли. Является ли вопрос

суждением?

26. Каковы логические критерии правильности вопросов?

27. Логико - лингвистические нюансы вопросно-ответной практики. Правила

и ошибки эротетической логики.

28. Умозаключение как форма мысли и выводного знания. Классификация

умозаключений по разным основаниям.

29. Непосредственные и опосредованные умозаключения.

30. Простой категорический силлогизм как форма мысли. Какова его

структура и особенности?

31. Значение силлогистики в различных сферах человеческой деятельности.

32. Разновидности выводов из простых суждений. Фигуры и модусы

простого категорического силлогизма.

33. Логическая проверка силлогистических выводов. Общие правила

силлогизма и правила фигур.

34. Сокращённые, сложные и сложно-сокращённые силлогизмы. Значения

энтимем в мыслительной практике.

35. Выводы из сложных суждений. Правильные и правдоподобные модусы.

36. Дилемма как логическая задача.

37. Отличия индуктивного заключения от дедуктивного.

38. Классификация индуктивных выводов: полная и неполная индукция,

простая и научная.

39. Основные ошибки индуктивных выводов: «ложного основания»,

«поспешного обобщения», «ложной причины» (post hoc ergo propter hoc).

40. Умозаключение по аналогии как форма мысли. Логический статус

аналогии.

41. Значение недедуктивных выводов в науке и жизни. Проблема и гипотеза

как формы научной мысли.

42. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Логика и

риторика.

43. Доказательство и опровержение как логические средства аргументации.

Структура, правила и ошибки.

22

ошибки наиболее вероятны в учебной практике?

45. Является ли парадокс логической ошибкой? Cофизмы и парадоксы.