Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические предназначены для составителей учебных модулей применяющихся в дистанционном обучении при усовершенствовании и переподготовки врачей. Содержание

 

             

Рекомендации методические предназначены для составителей учебных модулей применяющихся в дистанционном обучении при усовершенствовании и переподготовки врачей. Содержание

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московская медицинская академия им . И .М . Сеченова

СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МОСКВА

ВУНМЦ

2003

Составители: Академик РАМН, профессор, д.м.н. И.Н. Денисов,

профессор, д.м.н. А.И. Иванов, зав. отделом, к.м.н. Е.И. Черниенко,

в.н.с., к.м.н. А.В. Мыльников, доц., к.м.н. Н.В. Топчий, ст., лаб. И.А.Мискарян,

асп. В.К. Дьячковский.

Рецензенты:

Методические рекомендации предназначены для составителей учебных модулей применяющихся в дистанционном обучении при усовершенствовании и переподготовки врачей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..… 4

1. Основные модели дистанционного обучения ……………………………..… 6

2. Место дистанционной формы обучения в системе

медицинского образования ………………………………………………….…. 9

3. Создание учебного модуля для дистанционного обучения …………….…. 11

4. Организация дистанционного этапа обучения врачей общей практики

(семейных врачей) …………………………………………………………….…. 22

Литература ……………………………………………………………………..…. 30

ВВЕДЕНИЕ

За последние тридцать с лишним лет в системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием возрастающего, всестороннего воздействия научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества.

ММА им. И.М.Сеченова начинает проведение дистанционных циклов преподавания на факультете постдипломного профессионального образования.

Кафедра семейной медицины предлагает слушателям возможность пройти теоретический курс первичной специализации по специальности врач общей практики (семейный врач), используя информационные технологии. Слушателю, зачисленному на цикл первичной специализации по специальности врач общей практики (семейный врач), необходимо получить через интернет информационный материал для самостоятельного обучения и ответить на контрольные вопросы по каждой пройденной теме (курсу). При очной форме обучения на этот процесс отводится 864 часа. По системе дистанционного обучения время, затраченное на подготовку, может быть выбрано слушателем самостоятельно в любом месте, где есть компьютер с интернет. По каждому курсу или блоку курсов со слушателями проводится видеоконференция для консультаций по пройденному материалу и ответам на вопросы, возникшие при прочитывании лекций и методических рекомендаций.

Ответы на контрольные вопросы и получение зачета по пройденному материалу является разрешением на прохождение собеседования и допуска к проведению очной части занятий по отработке практических навыков. Практические навыки отрабатываются на кафедрах семейной медицины и центрах семейных врачей, чья деятельность предусматривает ведение преподавания для стажированных врачей. Выпускные экзамены проводятся в ММА им. И.М.Сеченова в установленном порядке с выдачей сертификата врача общей практики (семейного врача).

Для осуществления предлагаемой методики необходимо материально – техническое обеспечение и умение работать на компьютере.

Предлагаемая методика образования предусматривает обучение работе на персональном компьютере, навыкам работы с интернет-технологией, а так же пользоваться информационными системами при прохождении обучения и в практической деятельности.

В процессе обучения предоставляется программное обеспечение рабочего места врача общей практики (семейного врача) с информационной системой поддержки принятия решений (принцип доказательной медицины). При необходимости рабочее место врача общей практики оборудуется системой телемедицинских консультаций.

Каждый работающий врач нуждается в повышении квалификации, т.е. в минимальном уровне образования, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей, один раз в 5 лет. Обучение такой массы врачей по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому неслучайно за последние десятилетие численность обучающихся по дистанционным технологиям растет быстрее числа слушателей очных курсов. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по дистанционным формам обучения.

В России последипломное медицинское образование максимально выносилось ближе к месту проживания слушателей (выездные циклы), где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно требовался столь длительный отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от слушателей, должны консультировать их в процессе обучения, проводить семинары с отработкой практических навыков и пр.

Наряду с программами, рассчитанными на достаточно массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий сертификат или свидетельство.

Цель методических рекомендаций – оказать помощь авторам обучающих курсов в разработке структуры модулей, формирование знаний организационных, технологических и дидактических методов подготовки и реализации учебных курсов дистанционного обучения (ДО), основанных на широком использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Задачи:

  1. Представить основные модели дистанционного образования получившие развитие в нашей стране, обосновать необходимость применения интернет - технологии на этапе становления дистанционного образования в медицине.
  2. Рассмотреть на каком уровне (базовое, последипломное) медицинского образования приемлемо использование дистанционной формы обучения.
  3. Предложить внутреннюю схему обучающих модулей и связь компонентов модулей между собой и учебным процессом.
  4. Предложить технологию организации дистанционного этапа обучения врачей общей практики (семейных врачей).

Н астоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей, занимающихся разработкой курсов ДО, а также непосредственно лиц, вовлеченных в процесс дистанционного обучения.

I. ГЛАВА. Основные модели дистанционного обучения

Поиск и развитие технологий позволяющих увеличить доступ к возможности получения образования – объективный общемировой процесс развития образовательной системы. В настоящее время одним из основных направлений этого процесса стало дистанционное обучение.

Понятие дистанционного обучения заимствовано из практики образования США, Великобритании и Канады, где Distance Education (DE), стали устойчивыми понятиями.

Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1950-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 187.

В США более 80% университетов предлагают услуги по дистанционному обучению.

Крупнейший поставщик учебного контента компания SkillSoft предлагает учебные программы общей продолжительностью более 6000 часов. Объем рынка США в 2001 году составил 11,5 млрд. долларов.

Впервые проблемы развития ДО в нашей стране были рассмотрены на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 09.06.1993г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации». Т ермины «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» стали активно использоваться в российских вузах с 1995 г. В соответствии с постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» была разработана концепция Единой системы дистанционного образования (ЕСДО). Однако уже к 1996 году стало ясно, что по причине отсутствия бюджетного финансирования данная концепция не может быть реализована и необходимо искать новые возможности внедрения и развития ДО в системе образования. Несмотря на то, что ЕСДО до настоящего времени не была реализована, многие вузы продолжают активно внедрять и развивать технологии ДО. Ежегодно проводятся всероссийские и международные научно-методические конференции, на которых большое внимание уделяется этой форме обучения. Количество студентов, обучающихся на основе технологий ДО в различных вузах России, уже исчисляется десятками тысяч.

В 1996 году в Москве прошел Конгресс ЮНЕСКО, продемонстрировавший стремление передовых стран мира развивать национальные образовательные системы с нарастающим использованием дистанционных технологий. Конгресс поддержал идею проведения широкомасштабного эксперимента по внедрению ДО в России. С 1997 года эксперимент был начат в различных Вузах страны.

К сожалению, в эксперименте не участвовали медицинские Вузы. Между тем, дистанционное обучение в области повышения квалификации, переподготовки на другие медицинские специальности, научно-методического сопровождения деятельности врача имеет широкие перспективы.

Эксперимент по внедрению ДО, и само направление развития дистанционных технологий обучения, получили положительную оценку на Парламентских слушаниях, состоявшихся в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20.04.2001 г.

Сегодня ДО - это различные модели, методы и технологии обучения, при которых образовательное учреждение и обучаемые пространственно разделены, находятся в разных городах и странах. Примерами использования образовательных дистанционных технологий по средствам общения можно представить следующим образом:

- Использование индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на бумажном, магнитном (аудио / - видео), цифровом носителях с гибкими формами очного взаимодействия преподавателей и обучаемых (кейс-технология);

- Применение, основанных на формировании виртуального образовательного пространства, компьютерных сетевых технологий;

- Проведение видеоконференций;

- Обучение с помощью систем телевидения и спутниковых каналов передачи данных.

Разнообразие дистанционных технологий, объясняется различием как применяемых образовательных моделей, так и составом и способом доставки обучаемым образовательного контента.

С учетом недостаточного оснащения учреждений первичного звена здравоохранения (поликлиник, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий) компьютерной техникой и наличия проблем с передачей контента по существующим телефонным сетям, для проведения удаленного обучения теоретической части курса переподготовки или усовершенствования по специальности общая врачебная практика (семейная медицина) на данный момент наибольшее распространение получила кейс-технология. Кейс-технология позволяет обойти проблему отсутствия на местах компьютерной техники и \или\ отсутствия надежной Интернет-связи.

После полного наполнения содержания учебного модуля решается вопрос, в каком виде его издать. Для удобства обучаемых курсантов модуль может быть издан на бумажном носителе и продублирован в электронном виде (на дискете или компакт-диске).

Изданный модуль рассылается по почте курсантам. Обучающийся курсант на этом этапе самостоятельно изучает предложенный материал, решает тестовые задания и готовится к очной части цикла усовершенствования или переподготовки.

Очная часть цикла организуется в районном или областном центре на базе медицинского учреждения предложенного управлением здравоохранения (министерства здравоохранения) региона. В очной части курсанты обучаются практическим навыкам по тому или иному разделу медицины, сдают итоговый экзамен с получением сертификата.

«Кейс» может содержать обучающий материал как на бумажном носителе, так и на флоппи- или компакт-диске. Доставлять обучающий контент до адресата можно как по обычной почте, так и посредством сети интернет. Однако эта технология не решает главную задачу дистанционного образования – отчетности прохождения предлагаемого материала, возможность работать с контрольными вопросами в интерактивном режиме, и иметь возможность получать интересующую их информацию в любое удобное для слушателя время. Эту возможность предоставляет интернет – технология, которая предоставляет оперативную доставку учебных материалов, доступ к системе обучения из любого места, где есть компьютер и выход в интернет, не имеет ограничений в возможностях визуализации знаний и объемах информации.

Видеоконференции, которые могут быть использованы для преподавательского процесса, требуют дополнительного оборудования и организации одномоментного пребывания слушателей и преподавателя в студиях. Этот процесс значительно сокращает временные и материальные расходы на командировки и может быть использован, как альтернативный вариант очной лекции с показом всего иллюстрированного материала и клиническим разбором больных.

Использование телевизионной технологии требует оснащения в рамках телевизионной студии в полном объеме и осуществление данной технологии по кабельному или кодовому каналу для санкционированного пользователя.

II. ГЛАВА . Место дистанционного обучения в системе медицинского образования

Говоря о дистанционном обучении, необходимо четко определиться с уровнем внедрения его в медицинское образование. Существует перечень направлений и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме не допускается постановлением Правительства РФ от 22.11.97г., среди которых находятся и медицинские: Лечебное дело - 040100, Педиатрия - 040400, Стоматология - 040500, Фармация - 040600, Сестринское дело. Однако это не означает, что дистанционное обучение полностью неприемлемо в медицине. Если речь идет о последипломном усовершенствовании, то теоретическую часть предметных циклов можно осуществить заочно или дистанционно. В настоящее время оснащенность компьютерной техникой на местах не вызывает сомнений, поэтому дистанционное обучение не может быть не востребовано, как альтернативная форма обучения медицинских работников при повышении своей квалификаци. .
Важным является осознание того факта, что создаваемый курс принципиально отличается от электронной копии курса, читаемого традиционным способом при очной системе образования, так что требуется конструктивное изменение навыков и методов, приобретенных в процессе классического заочного или традиционного аудиторного обучения. Успешное решение этой проблемы требует, прежде всего, создания «дружественной» и по возможности простой программной среды, в которой можно было бы создавать теоретические курсы с развитыми мультимедийными лекциями и интерактивными возможностями, ситуационными задачами, виртуальными дискуссиями, контрольными тестами и т.д. Необходимо помнить только одно: никоим образом дистанционное обучение не подменяет очной формы обучения, работы с пациентами и условий, где проходит лечебный процесс, более того они должны так тесно взаимодействовать, чтобы полученные знания при теоретической подготовке непременно подтверждались на практических занятиях.

Одним из критериев контроля знаний является проведение тестового опроса по пройденной теме. Не секрет, что каждому из нас в жизни приходилось много раз сдавать разнообразные экзамены. И каждый знает о том, что оценка на экзамене зависит от очень большого количества субъективных вещей – таких, как настроение профессора, успешность использования шпаргалок и даже длины юбки. В результате получается, что экзамены теряют свой первоначальный смысл – выявить, насколько человек, сдающий экзамен, владеет темой. А в принципе любая система, в которой оценка знаний прямо зависит от мнения одного человека, не может претендовать на высокую степень объективности. Получается, что один и тот же студент может получить от разных экзаменаторов ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ оценки.

В большинстве развитых стран запада устные экзамены используются в основном не для оценки собственно знаний, а для оценки способности человека внятно излагать свои мысли, общаться, вести разговор или выступать на публике. Что касается оценки человека с профессиональной точки зрения, то для этого есть огромное количество тестов, составленных для выявления у человека самых разных навыков, и важно, что тестирование используется не только в учебных заведениях, но и при получении профессиональных сертификатов.

В целом системы тестирования на Западе построены весьма технологично и используют весь спектр современных методов – от использования специального программного обеспечения до дистанционного тестирования через Интернет. Такие методы позволяют снизить практически до нуля вероятность ошибок при обработке результатов теста и исключить «человеческий фактор» из процедуры проверки. Об экономии времени и говорить не приходится – вместо того, чтобы на каждый лист с ответами накладывать трафаретку и в уме считать количество правильных ответов, все это делает программа.

Слабое развитие систем учебного и профессионального тестирования в России имеет свою “тоталитарную” предисторию. История разработки и применения тестов в нашей стране драматична. В 1936 году ЦК ВКП(б) принял известное постановление “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое прямо запретило применение тестовых методов в сфере образования, профотбора и профориентации. Конечно, косвенным образом тесты продолжали применяться – в виде тех же самых контрольных работ, но, сколько заданий можно было втиснуть в рамки контрольной работы? Пять, шесть – не больше. А тест принято считать репрезентативным в том случае, если он содержит свыше двадцати заданий. Кроме этого, тест подразумевает принципиально иной подход – к вопросу дается четыре-шесть вариантов ответа, один из которых правильный. Применение новых технологий тестирования, при которой весь процесс сдачи теста проходит дистанционно, либо с использованием компьютерных программ, является шагом вперед по сравнению с традиционными методами тестирования, и существенно сокращает как время обработки результатов, так и вероятность ошибок.

III. ГЛАВА. Создание учебного модуля для дистанционного обучения

Использование технологии дистанционного обучения приводит к существенному расширению педагогических методов и приемов, изменению характера преподавательской деятельности и учебного процесса.

Главная проблема дистанционного обучения - создание хороших, дидактически совершенных учебных материалов. По опыту заочного образования известно, что учебные материалы для студентов дистанционной формы обучения должны существенно отличаться от учебников для традиционной формы. Для создания таких дидактических материалов необходимо определить Функции участников образовательного процесса.

Функции преподавателя


Деятельность преподавателя при дистанционной форме обучения претерпевает существенные изменения. Его первоочередной задачей становится подготовка дистанционного учебного курса на основе уже имеющихся источников или авторских оригинальных разработок, входящих в него тематических разделов. В создании электронной версии курса ему могут помогать специалисты в области информационных технологий.

В торой важнейшей педагогической задачей является управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами обучения и развития их интеллектуальных сил и способностей. К этой задаче относится и курация слушателей с контролем усвоения материала.

Опосредованное управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, закладываемое в логическую структуру построения учебного материала курса, в аудиторном обучении поддерживается вербальной формой управления деятельностью обучающихся, посредством которой у них должно происходить усвоение знаний, формирование и развитие соответствующих умений и навыков. Эквивалентом такой поддержки в ДО является инструкция по обучению. Прямые педагогические воздействия в ДО преподаватель может оказывать как в режиме реального времени (режим “on-line”), так и в асинхронном режиме (режим “off-line”). Режим реального времени реализуется в форме групповых или индивидуальных занятий и консультаций с применением соответствующих технологий “on-line”-телеконференций или видеоконференцсвязи, которые ввиду сравнительно высокой их стоимости обычно составляют весьма небольшую долю контактов в целом. Поэтому прямое управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в ДО осуществляется, в основном, путем “off-line”- телеконференций или с использованием электронной почты, обеспечивая переписку с группой в целом или с каждым обучающимся отдельно. В обоих рассмотренных выше случаях реализуется непременный компонент процесса обучения – обратная связь, т.е. диалог между обучающим и обучающимся. Как правило, у обучающихся часто возникают общие вопросы, поэтому преподаватель может организовать специальную базу наиболее общих вопросов и ответов на них, обеспечив удаленный доступ к ней. Поскольку реализация курса ДО, как правило, осуществляется отсроченно и часто без непосредственного участия в ней его разработчиков, в прямом управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся должен принимать участие преподаватель-консультант, или тьютор.

Т ретьей важнейшей задачей преподавателя является контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Эта традиционная преподавательская задача решается в дистанционном обучении при разработке тестовых заданий текущего и итогового контроля, процедура же реализации процесса тестирования может осуществляться как самим преподавателем, так и тьютором с предоставлением результатов преподавателю. Следует заметить, что итоговое (экзаменационное) тестирование в системе ДО обычно проводится либо в очной форме в учебном заведении-поставщике образовательных услуг, либо в местном центре поддержки дистанционного обучения. В последнем случае итоговое тестирование происходит либо также в очной форме, либо дистанционно (по отношению к учебному заведению-поставщику образовательных услуг), но в присутствии представителя учебного заведения (тьютора). Таким образом, главными задачами преподавателя в ДО являются:

· разработка учебного курса

· разработка инструкции по обучению

· консультирование обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуация

· контроль результатов обучения.

Функции обучающихся
У чебный курс в системе ДО чаще всего ориентирован на самостоятельное изучение, так что для обучающегося процесс обучения включает два обязательных компонента:

· индивидуальную работу, предполагающую использование различных форм учебных материалов и учебно-технологических средств (программно-компьютерных продуктов, аудио/видеозаписей и т.п.)

· диалог с обучающим, тьютором и другими учащимися.

В первом случае руководством в деятельности является инструкция по обучению. Но существенную роль может играть тьютор, обогащая потенциал обучающегося еще неизвестными ему методами, формами, видами и приемами учебного познания или помогая применить уже известные методические возможности в новых условиях. Во втором компоненте учебно-познавательного процесса представляется необходимым обратить особое внимание на контакты обучающихся между собой. Если очные контакты между членами группы невозможны, то каждому из них должна быть обеспечена возможность доступа к информации обо всех других как для взаимодействия друг с другом при решении учебных задач, так и для неформальных контактов.

Функции тьюторов
К
ак правило, в деятельности тьютора выделяют следующие основные функции, определяющие его обязанности:

· помощь обучаемым в их профессиональном самоопределении

· организационное управление учебно-познавательной деятельностью обучающегося

· развитие учебно-познавательного потенциала обучающихся

· помощь обучаемым в правильном и эффективном использовании учебно-методического сопровождения курса

· проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам использовании учебно-методического сопровождения курса

· контроль выполнения обучаемыми графика учебного процесса

· обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися.

Т ьютор может контактировать с обучаемыми либо непосредственно в учебной аудитории, либо в дистанционном режиме.

Содержание, структура и форма учебных материалов должна в первую очередь учитывать оторванность обучаемых не только от преподавателей и сокурсников, но зачастую и от региональных центров с их научными библиотеками. Применительно к переподготовке и усовершенствованию знаний по общей врачебной практике (семейной медицине) это значит, что содержание создаваемых учебных модулей должно быть, прежде всего, самодостаточно. Учебный модуль должен содержать информацию в форме обзорных слайд-лекций, иллюстрированных конспектов лекций (например: рентгеновские снимки, внешний вид больных и т.д.), совпадающих по объему и характеру изложения с традиционными лекциями в вузе, содержать дополнительную информацию по раскрываемому разделу медицины согласно требований государственного образовательного стандарта, список библиографии для самостоятельного дополнительного изучения, контрольные тесты и т.д. Форма изложения учебного материала должна быть такой, чтобы обучаемый легко видел то главное в курсе, что им должно быть непременно усвоено, и чтобы это главное выделялось рельефно, возможно многократно и различными способами.

Кроме того, следует организовать активную работу обучаемого с учебным модулем. Иными словами, следует заставить его доказать во время будущих зачетов и экзаменов, что он внимательно и детально проработал весь предоставленный материал. Для этого в состав учебно-методического комплекса (модуля) включаются контрольные вопросы и задания. Они должны быть составлены таким образом, чтобы ответы на них по возможности полно "накрывали" курс и по меньшей мере содержали необходимый минимум сведений по данному предмету. Естественно также, что ответы на поставленные вопросы должны содержаться в предлагаемом пособии (принцип самодостаточности).

При подготовке данного учебного пособия следует иметь сценарий. Структура учебного материала должна представлять собой цепочку взаимосвязанных фрагментов, состоящих из:

- Введения - краткого описания представленного модуля, его роли и места среди других

разделов медицины; требований учебного плана согласно ГОС, основных теоретических вопросов, которые предстоит изучить (в общей формулировке) и рекомендаций по организации самостоятельной работы курсанта.

- Слайд-лекций.

- Конспекта слайд-лекций с возможно большим количеством иллюстраций, выделенными ключевыми словами и определениями, ссылками на другие разделы модуля (справочник по лекарственным средствам и др.).

- Текста «Практические навыки» (выдержки из энциклопедии «Клиническое обследование больного» ГЭОТАР-МЕД 2001), ориентирующего курсанта на необходимость освоения представленных методов клинического обследования пациентов.

- Справочника по лекарственным средствам, применяемым в лечении заболеваний данного раздела медицины.

- Дополнительного учебного материала (статьи из медицинских журналов, выдержки из справочников, рекомендаций и т.д.).

- Контрольных тестов по данному разделу медицины, с ключом для самопроверки правильности ответов.

- Если это возможно – клинических задач с указанием ответов в тексте представленных лекций.

- Локального глоссария по возможности полно отражающего содержание курса (симптомы и синдромы).

- Списка библиографии для самостоятельного изучения (например, для раскрытия вопросов, относящихся к данному разделу медицины, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно).

- Информации о разработчиках и издателях данного модуля.

Подготовка обучающих модулей должна осуществляться в фокусе максимального соответствия материала ГОС по подготовке врачей общей практики (семейных врачей). Для проведения консультаций обучающихся по дистанционной форме обучения необходимо предусмотреть:

- адрес электронной почты кафедры (открытие ящика e-mail);

- назначение сотрудника кафедры, ответственного за получение и отправление корреспонденции, учебных материалов (кейса), проведение заочных консультаций;

- открытие странички ИНТЕРНЕТ для консультаций по наиболее важным и массовым вопросам;

Второй этап развития системы дистанционного обучения – обеспечение курсантов электронными версиями учебных модулей с эффективным использованием возможностей Интернет-связи. Для разработки компьютерных средств обучения целесообразно использовать так называемые инструментальные авторские системы. Такие системы позволяют разработчику вводить учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков. Применение таких систем позволяет сократить трудоемкость и сроки разработки. В качестве учебного материала могут использоваться базы данных с учебными текстами, компьютерной графикой, анимационными и звуковыми фрагментами, видео-приложениями и т.д. Параллельно с изложением материала проводится контроль его понимания обучаемым. Исходя из степени понимания, производится коррекция обучения (давать разъяснения, приводить дополнительные примеры, более подробно разбирать задачи).

Разделы учебного модуля

1

Введение (требования Государственного образовательного стандарта к курсантам цикла специализации по специальности «Общая врачебная практика», учебный план, рекомендации по организации самостоятельного обучения)

2

Слайд-лекции

3

Тексты конспектов лекций с иллюстрациями (рентген-снимки, таблицы, лабораторно-инструментальные данные, данные функциональных методов исследований

4

Дополнительная литература согласно ГОС

5

Список библиографии для дополнительного самостоятельного изучения

6

Текст «Практические навыки» по данному модулю

7

Справочник лекарственных средств, применяемых для лечения заболеваний

8

Локальный глоссарий

9

Контрольные тесты (клинические задач) с ответами для самоконтроля

10

Список библиографии для самостоятельного дополнительного изучения

11

Информация о разработчиках и издателях

Р азработка обучающих курсов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном этапе осуществляется выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Общеклинические курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем подготовки слушателей и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения средств, предварительного обучения работы на компьютере. Курсы специальных дисциплин также должны учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.

Н а подготовительном этапе предполагается написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария обучающей программы, а также сценариев отдельных блоков (анимационных фрагментов, видеофрагментов, программ, реализующих компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.п.). На этом же этапе при желании (или необходимости) разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа обучаемого. В этом случае может оказаться необходимым проведение также и входного психологического тестирования. При работе с текстом учебного курса необходимо выполнить его структуризацию с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и т.п. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки слушатель должен приобрести. Исходя из этого, целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, использование графики, рисунков и мультипликации. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов. Текст желательно тщательно отредактировать, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный текст преобразуется в гипертекст.

П араллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа составляющей курса. Сценарий мультимедиа подразумевает подробный перечень соответствующих компонентов и тем курса, а также предварительное описание его структуры, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных, аудио- и видео фрагментов, иллюстраций, и т.п. Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения и имеющихся исходных материалов. Полный сценарий курса подразумевает использование обычного текста и гипертекста со ссылками на связанные темы, разделы или понятия, на изображения, звуки, видеофрагменты, использование табличной информации, иллюстративного материала (графиков, схем, рисунков), анимированных рисунков, фотоматериалов, аудио- и видеофрагментов, компьютерных моделей.

Н а основном этапе выполняются работы по непосредственному созданию курса. Содержание при этом должно превалировать над формой его представления. Форма представления материала должна быть как можно более строгой. Страница не должна содержать лишней информации (графической или текстовой), которая могла бы отвлечь внимание читающего. Фон должен быть монотонным, но необязательно белым. Предпочтительно использование светлого фона, при этом текст должен быть написан темным цветом, например, черным или темно-синим. Не стоит использовать темный фон и светлый шрифт – это будет утомлять глаза читателя. При включении в программу графических изображений нужно учитывать, что страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением и глубиной цвета, и ориентироваться на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей обучающей программы. Использование графических форматов, поддерживающих сжатие изображения (GIF, JPEG и т.п.), позволит сократить общий объем памяти обучающей программы.

А нимация предоставляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов, позволяющие передать зрителю визуальное выражение фрагментов текста и звука. Существует множество программных средств создания двухмерной (2D) и трехмерной (3D) анимации для разных компьютерных платформ: персональных компьютеров и графических станций. Для создания видеофрагментов используются программно-технические комплексы компьютерного видео-монтажа. При этом желательно заранее подготовить библиотеки изображений и звуков, которые могут понадобиться при монтаже. Основную нагрузку по обеспечению качества монтажа несет программное обеспечение. Но главное, о чем необходимо помнить при создании визуализированного материала – это возложение исполнительской части на профессионалов (программистов – компьютерщиков). Это не только сэкономит Ваше время, но и полученный результат превысит Ваши ожидания. Одним из элементов, активно влияющих на восприятие материала, является звук. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового сопровождения видеофрагмента. Для работы со звуком используют различное программное обеспечение, позволяющее проигрывать, записывать, а также синтезировать звуки.

С оздание различных элементов мультимедиа-курсов может осуществляться параллельно. Их объединение происходит на завершающем этапе. Курс распределяется на темы, формируется система гипертекстовых ссылок. Большие объемы информации, характерные для учебных мультимедиа курсов, станут доступными только при наличии продуманного интерфейса и системы навигации. Поэтому доступ к гиперссылкам необходим только тогда, когда пользователя не удовлетворяет объем и содержание основного документа , который по нашему представлению должен содержать исчерпывающую информацию о теме и быть в такой доступной форме, т.е. содержать все ключевые слова и конкретные контексты в виде практических рекомендаций.

П осле проведения завершающего этапа происходит тестирование и доработка курса. Прошедший тестирование мультимедиа-курс должен быть зарегистрирован как интеллектуальная собственность. При этом необходимо учесть авторские права коллектива разработчиков, принимавших участие в создании мультимедиа-курса.

Конструктор компьютерных тестов


Общие требования


В качестве инструментального средства целесообразно использовать систему компьютерного тестирования (СКТ), удовлетворяющую следующим требованиям:

· простота подготовки тестовых заданий (задания могут создаваться преподавателями в минимальной степени владеющими компьютером)

· широкий диапазон применения (возможность использования для подготовки тестов по широкому спектру дисциплин)

· удобная система управления базами тестовых заданий (удаление, добавление заданий, объединение баз заданий)

· наличие систем сбора и обработки статистической информации по результатам тестирования (для тестируемых и для тестовых заданий)

· лёгкость организации оперативного контроля знаний в учебном процессе

· удобные средства решения задач (например, наличие встроенного микрокалькулятора с расширенными возможностями)

· встроенные мультимедийные возможности

· компактность (система тестирования с количеством тестовых заданий до нескольких сотен должна помещаться на одну дискету)

· низкие системные требования (достаточно Windows 95/98/NT).

Бурное развитие глобальной компьютерной сети показало перспективность удаленного тестирования студентов с помощью интерактивных Web-тестов, устанавливаемых на серверах, подключенных к локальной компьютерной сети или сети Интернет. Более широкому распространению таких информационных технологий в образовании, позволяющих не только повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, но и существенно расширить аудиторию потенциальных слушателей ведущих университетов страны, препятствует трудоемкость процесса разработки тестов, предназначенных для работы в Web-сети.

Для создания интерактивных Web-тестов преподавателю помимо знаний по курсу, для которого предназначен тест, требуются специальные навыки в области применения Интернет-технологий, либо необходима помощь соответствующего специалиста.

Приведем пример создания учебных модулей в программной среде « Lotus»:

Общие советы по созданию и редактированию курсов.



В модуле "Планировщик", системы Learning Space 4.0, экранный интерфейс выполнен в виде двух окон, разделённых вертикальной границей. В левом окне отражается структура создаваемого курса, названия и графические символы (пиктограммы, иконки) соответствующих элементов.

Треугольник перед пиктограммой означает, что курс имеет вложенные элементы (разделы (главы), занятия). Щелчок мышкой по треугольнику раскроет вложенную структуру.

Для того, чтобы выделить элемент (курс, раздел (главу), занятие), нужно кликнуть мышкой на его пиктограмму. В правом окне отражаются свойства выделенного элемента.

Функциональное назначение и состояние каждой кнопки можно увидеть во всплывающей подсказке, наведя на интересующую кнопку курсор мыши.


Создание структуры курса
Зарегистрируйтесь. Войдите в раздел "Инструктору", в рубрику "Мои курсы". Кликните мышкой - "Создать новый курс" и заполните появившуюся форму. В случае успешного заполнения, Вы получите подтверждение.

Войдите в систему обучения, нажав на предлагаемую ссылку "Перейти в Learning Space 4.0". Затем нажмите кнопку "Планировщик". Перед Вами появится экран, разделённый вертикальной линией на два окна. Номер и название вашего курса появится в списке курсов, он будет выделен, и вы сразу его увидите. В правом окне выберите вторую слева кнопку - "Просмотреть или изменить свойства выделенного элемента".


В этом же окне появится описание курса - Свойства курса. Список свойств состоит из информации, которая задается для каждого курса или элемента курса. В правом окне выберите вторую слева кнопку - "Просмотреть или изменить свойства выделенного элемента". В этом же окне появится описание курса - Свойства курса. Вы можете заполнить их сейчас или вернуться к ним позже.

Вложенные элементы (разделы (главы), занятия) создаются следующим образом:

1. Нажмите на кнопку "Создать новую (е)… (главу, занятие, цель обучения, тест)".

2. Переведите курсор мыши на пиктограмму элемента, в который Вы хотите вложить новый.

3. Возле курсора появиться квадратная иконка. Нажмите на неё. Укажите в появившемся запросе количество новых элементов и нажмите ОК.

Текущие результаты учащихся (степень прохождения курса, оценки за него, затраченное время, количество обращений и т.д.) сохраняются в базе данных. Эта информация доступна преподавателю в любое время в виде отчётов различной формы. Для того, чтобы результаты работы студента отражались в отчётах, отметьте опцию "Использовать стандартную систему слежения" в Свойствах занятия. Для просмотра отчетов перейдите в раздел "Отчеты".


Подготовка и размещение материалов курса
Элемент "Занятие" является ключевым в структуре курса. Именно здесь указываются URL-адреса учебных материалов курса. Наш сайт предоставляет Вам дисковое пространство для размещения учебных материалов. Как это сделать - описано в следующем пункте.

Learning Space 4.0 поддерживает курсы, созданные в различных приложениях. Например, это может быть текст, созданный в редакторе Microsoft Word, презентация, подготовленная в графическом или анимационном пакете и т.д. Для того чтобы студенты могли работать с курсом, используя только браузер, в структуру занятий должны включаться материалы, созданные в различных приложениях и сохранённые, как Web-страницы. Возможен вариант, когда Инструктор размещает созданные файлы материалов "как есть" и указывает программы, которые должны быть установлены на компьютере Студента для работы с данным курсом.


Порядок размещения учебного материала
Войдите в рубрику "Мои курсы" в разделе "Инструктору". В выбранном Вами курсе нажмите ссылку "Учебные материалы". Заполните появившуюся форму свойств учебного материала. Метка в опции "Бесплатный" означает, что Ваш материал доступен для других пользователей в "Каталоге учебных материалов". Отсутствие метки означает, что материал виден пользователю, но недоступен до контакта с преподавателем по электронной почте. Опция "Скрытый" запрещает появление Вашего материала в "Каталоге учебных материалов". Нажмите кнопку "Обзор" и выберите нужный файл. Нажмите кнопку ОК. Вы попадёте в список имеющихся учебных материалов по данному курсу. Теперь для того, чтобы присоединить материал к нужному занятию, кликните ссылку "Копировать URL для занятия". Появится сообщение:

Материал подготовлен для включения в структуру курса. Перейдите в систему Learning Space 4. В свойствах намеченного занятия кликните мышкой в поле "URL", нажмите правую кнопку мышки и выберите "Вставить".

Выполните предложенные действия. Проверьте правильность созданного пути, нажатием кнопки "Просмотр" поля URL в Свойствах занятия.

При использовании для разработки учебных материалов любого из большого количества имеющихся инструментальных средств создания и редактирования HTML-документов, например, таких как Netscape Composer или Microsoft FrontPage, требуются базовые сведения о гипертексте и определенные навыки в области программирования. Кроме того, для придания Web-документам интерактивных свойств, позволяющих оперативно реагировать на информацию, введенную пользователем, автору потребуются еще более глубокие знания Интернет-технологий, связанные с необходимостью написания программ-обработчиков с использованием Java, JavaScript или CGI-приложений. Таким образом, создание учебных материалов для дистанционного обучения в Web-сети предъявляет весьма высокие требования к квалификации преподавателя-разработчика в области практического использования современных информационных технологий. В противном случае необходима совместная работа коллектива специалистов различного профиля. Эти обстоятельства существенно повышают трудоемкость создания учебных Web-пособий и, в определенной степени, сдерживают процесс развития такой формы дистанционного образования.

IY. ГЛАВА. Организация дистанционного этапа обучения

врачей общей практики (семейных врачей)

Формирование учебного модуля начинается с определения тем для лекций и отбора той литературы, которая необходима для раскрытия курса (см. Приложение 2) согласно требованиям ГОС послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 – общая врачебная практика (семейная медицина).

Основными формами подготовки врачей общей практики (семейных врачей) являются клиническая ординатура и очные курсы переподготовки врачей. Недостатком существующей системы являются – низкая пропускная способность, высокая стоимость обучения за счет необходимости проведения всего курса в учебном центре, значительное по времени отвлечение специалиста от производства. При этом в ряде территорий (около 30 субъектов РФ) до настоящего времени не организована подготовка ВОП/СВ.

В то же время Министерством здравоохранения РФ в соответствии с «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и планом мероприятий по ее реализации на 2001-2005 годы и на период до 2010 года поставлена задача: к 2006 года подготовить 10 тыс. врачей общей практики (семейных врачей), а к 2010 году в первичном звене здравоохранения должны работать уже 20-25 тыс.

При сохранении существующих темпов проблема минимального кадрового обеспечения (около 60 тыс. специалистов) здравоохранения врачами общей (семейной) практики потребует по самым грубым подсчетам около 170 лет.

Таким образом, широкое использование возможностей современных образовательных технологий, одним из которых является дистанционное обучение, позволяющих при сохранении качества и доступности образования значительно увеличить количество подготавливаемых специалистов на последипломном этапе не вызывает сомнений.

Приложение 1 Структура электронного учебного модуля


Приложение 2

НОРМАТИВЫ ОЧНО-ЗАОЧНОГО

ОБУЧЕНИЯ ВОП/СВ

Профессиональная переподготовка или усовершенствование стажированных врачей, имеющих диплом врача, на циклах специализации (усовершенствования) по специальности “общая врачебная практика (семейная медицина)“, может проводиться в очно-заочной форме в течение 6 мес (864 ч), из которых не менее 500 ч отводится очной форме. При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25–30% за счет активного использования самостоятельной работы курсанта.

Учебный план цикла специализации (усовершенствования)

стажированных врачей по специальности

«Общая врачебная практика (семейная медицина

Срок подготовки: 0,5 года; 864 ч; 24 нед.

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Всего

Лекции

Практические занятия

1 .

Профессиональная подготовка

Федеральный компонент

808

250

558

1 .1

Клиническая подготовка врача общей практики (семейного врача )

730

226

504

1.1.1.

Методы лабораторной диагностики в работе врача общей практики (семейного врача)

22

2

20

1.1.2.

Функциональные, эндоскопические, электрофизиологические и лучевые методы диагностики в работе врача общей практики (семейного врача)

20

4

16

1.1.3.

Медицинская психология в общей врачебной практике

18

12

6

1.1.4.

Медицинская профилактика в профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача)

18

12

6

1.1.5.

Общие принципы и методы лечения распространенных заболеваний в общей врачебной практике

24

12

12

1.1.6.

Внутренние болезни в общей врачебной практике

220

56

164

1.1.7.

Гериатрия в общей врачебной практике

30

12

18

1.1.8.

Хирургические болезни. Основы травматологии и ортопедии в общей врачебной практике

66

18

48

1.1.9.

Акушерство и гинекология в общей врачебной практике

66

18

48

1.1.10.

Педиатрия в общей врачебной практике

72

18

54

1

2

3

4

5

1.1.11.

Инфекционные болезни в общей врачебной практике

24

12

12

1.1.12.

Фтизиатрия в общей врачебной практике

12

6

6

1.1.13.

Неврология в общей врачебной практике

24

12

12

1.1.14.

Психиатрия в общей врачебной практике

12

6

6

1.1.15.

Профессиональные болезни в общей врачебной практике

18

6

12

1.1.16.

Болезни уха, горла, носа в общей врачебной практике

18

4

14

1.1.17.

Офтальмология в общей врачебной практике

18

4

14

1.1.18.

Дерматовенерология в общей врачебной практике

18

4

14

1.1.19.

Онкология в общей врачебной практике

18

6

12

1.1.20.

Стоматология в общей врачебной практике

12

2

10

Национально-региональный (вузовский) компонент

1 .2 .

Подготовка врача общей практики (семейного врача ) по фундаментальной медицине

48

12

36

1.2.1.

Патологическая анатомия

6

2

4

1.2.2.

Патофизиология

6

2

4

1.2.3.

Общая патология

6

2

4

1.2.4.

Фармакология

6

2

4

1.2.5.

Методы медицинской кибернетики в работе врача общей практики (семейного врача)

24

4

20

1 .3 .

Общественное здоровье и здравоохранение

30

12

18

1.3.1.

Общественное здоровье и страховая медицина

10

4

6

1.3.2.

Юридические основы профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача)

10

4

6

1.3.3.

Организация службы медицины катастроф и гражданской обороны

10

4

6

2 .

Элективы

50

Экзамены

6

Итого:

864

250

558

Из 864 часов 250 предусматривает чтение лекций, которые должны предоставить слушателям не только теоретический материал, но и заложить основы психологии работы семейного врача. Однако часы, отведенные на практические занятия, включают часы на усвоение теоретического материала и работу непосредственно с пациентами. Многие преподаватели предпочитают работать на манекенах и не используют часы, отведенные на освоение теоретических навыков в клиниках. Это усложняет процесс обучения и вызывает справедливое неудовлетворение проведенными занятиями.

В качестве примера приводим анкету, составленную по модулю «Болезни органов дыхания». Анкеты помогают определить актуальные темы, которые необходимо подготовить силами сотрудников кафедры в виде слайд-лекций.

Уважаемый коллега!

Цель анкетирования: определить темы избранных лекций по модулю «Болезни органов дыхания» для использования в дистанционном обучении.

Перед выбором тем, просим ознакомиться с требованием ГОС по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» по курсу «Болезни органов дыхания» в части теоретической подготовки.

Модуль - «Болезни органов дыхания»

Основные клинические симптомы и синдромы:

· Кашель

· Одышка

· Кровохарканье

· Боль в грудной клетке

· Синдром легочного уплотнения

· Плевральный синдром

· Синдром полости

· Бронхообструктивный синдром

· Синдром гипервоздушности легких

· Пикквикский синдром и синдром апноэ во время сна

· Синдром легочной недостаточности

Нозологические формы:

· Бронхиты, острый и хронический

· Бронхоэктатическая болезнь

· Бронхиальная астма

· Эмфизема легких

· Пневмонии

· Альвеолиты

· Абсцесс и гангрена легкого

· Рак легкого

· Хроническая дыхательная недостаточность

· Легочное сердце

· Плевриты, сухой и экссудативный

· Эмпиема плевры

· Пневмоторакс, ателектаз легкого

· Пневмосклероз

Ниже укажите темы (обведите или отметьте галочкой необходимый ответ), которые на Ваш взгляд, нужно ввести в модуль в виде избранных лекций.

АНКЕТА №01

Модуль - «Болезни органов дыхания»

(«Да» - данную тему необходимо представить в виде избранной лекции; «Нет» - тему достаточно представить в виде текста из монографий, руководств и т.д.)

Тема

Ваш

Ответ (обведите)

1

Бронхиты, острый и хронический

Да

Нет

2

Бронхоэктатическая болезнь

Да

Нет

3

Бронхиальная астма

Да

Нет

4

Эмфизема легких

Да

Нет

5

Пневмонии

Да

Нет

6

Альвеолиты

Да

Нет

7

Абсцесс и гангрена легкого

Да

Нет

8

Рак легкого

Да

Нет

9

Хроническая дыхательная недостаточность

Да

Нет

10

Легочное сердце

Да

Нет

11

Плевриты, сухой и экссудативный

Да

Нет

12

Эмпиема плевры

Да

Нет

13

Пневмоторакс, ателектаз легкого

Да

Нет

14

Пневмосклероз

Да

Нет

Считаете ли необходимым включение обзорных лекций по клиническим симптомам и синдромам в заочную часть обучения? Если «Да», то какие?

Впишите свое мнение в данный раздел анкеты

Благодарим за сотрудничество!

***

Литература

1. Андреев А.А. Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощью компьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г.

2.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. В 2 ч. М.: МЭСИ, 1997 г.

3. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Некоторые проблемы разработки методики ДО. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. -М.: МЭСИ, 1997.

4.Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства. Сб. науч. трудов - М.: НИИ ВШ, 1986 г.

5.Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр - 1996 г., № 1 с. 36-41.

6. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, 1996 г. № 3.

7. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.

8.Концепция системы интенсивного обучения в ввузах. М., Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного интенсивного образования “КАДРЫ”, 1992 г.

9.Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995 г.

10.Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ.1997.

11.Тихомиров В.П. Технологии ДО в Росси// ДО, №1, 1996.

12. Самолаев Ю.Н. Модульный принцип обучения в системе ДО сотрудников таможенных органов. -М: РТА, 1996.

13. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

14. Ашхотов О.М., Здравомыслов. Компьютерная техника в образовании//ВО в России.№3, 1997.

15. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. -Пенза: - 1997.

16. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании -М: 1995.

17. Сапрыкин И.Д. и др. Самостоятельная работа слушателя-заочника: элементы организации и методики. -М: ВПА, 1990.

18. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М: ВШ, 1991.

19. Андреев А.А., Солдаткин В.И. К вопросу о рациональном составе комплекта средств обучения для системы ДО. Труды международной учебно-методической конференции «Современный этап реформирования экономического образования в России». 12-15 марта 1998г. -М: Финансовая Академия при правительстве России.

20. Куписевич Ч. Основы общей дидактики -М.:1986.

21. Тихомиров В.П. Основные принципы построения СДО России//ДО,№1,1998,с.4-9.

22. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия ДО// Дистанционное образование,№4, 1997, с.26-20.

23. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ М.: 1980.

24. Урсул А.Д. Информатизация общества. М.:1990.

25. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск, 1994.

26. Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения М.:1985

27. Пути совершенствования учебного процесса в вузе: Международный сборник научных трудов Саратов: Саратовский Университет, 1993.

28. Современные проблемы психолого-педагогических наук. Выпуск№№1-2, 1992.

29. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения (Технология создания и использования). М.: УРАО, 1998.

30. Лобачев С.Л, Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. -М: МЭСИ, 1998.

31. Полат Е.С., М.В Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова Дистанционное обучение М.: ВЛАДОС, 1998.

32. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. В сб. «История педагогической технологии». -М.: 1992.

33. Андреев А.А., ЗайцеваЖ.Н., Лобачев С.Л., Солдаткин В.И., Тихомиров В.П. Теория и практика дистанционного обучения в России. Монография М: МЭСИ.

34. Андреев А.А. Учебно-научная материальная база вузов. Научно-методический сборник. М: Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного интенсивного образования « КАДРЫ» . Вып. 2., Раздел 6, Приложение 4. 1993.

35. Гершунский Б.С. Философия образования. -М.: МПСИ, Флинта, 1998.

36. Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, -М.: ИЧП « Изд. Магистр», 1999.

37. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования.М:1985г.

38. Старов М.И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. Психолого педагогические проблемы общения при ДО. // Дистанционное образование , №2, 1999.