Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы получения образования

 

             

Рекомендации методические по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы получения образования

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени В.З. Хоружей»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________ Р.И. Дробыш

«_____»__________________ 2011 г.

Основы права

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для контрольных работ

и рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы получения образования

Специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность (по направлениям)

Направление специальности 2-25 01 10-02 Коммерческая деятельность (товароведение)

Специализация 2-25 01 10-02 34 Товароведение книги

Минск 2011


Автор: Алексеевич Наталья Владимировна, преподаватель УО «Минский государственный ПТК полиграфии»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы права», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14.07.2010 г.

Рассмотрено на заседании МК уровня ССО

Председатель Троцюк Л. М.

Протокол № _____ от «_____» _____________________2011г.

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Раздел 1. Основы теории государства и права

Тема 1.1. Общие положения о государстве

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить основные теории происхождения государства, понятие государства и его признаки, функции, рассмотреть форму правления и государственного устройства, политический режим.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более общесоциальные функции. Таким образом, сущность государства по мере исторического развития меняется. Из сущности государства вытекает его социальное назначение. Если в классово-антагонистическом обществе социальное назначение государства заключалось в создании и обеспечении правопорядка, служащего интересам господствующего класса, то в современном гражданском обществе оно проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества - с учетом их социального положения и личных возможностей.

Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, которые подразделяют на внешние (обеспечение обороноспособности, сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности) и внутренние (экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, социально-культурная, функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан).

Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 12-20).

2. Общая теория государства и права: Курс лекций/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998 (стр. 53-59, 60-119).

3. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Право и закон, 2002 (стр., 51-55, 360-370, 384-398).

4. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997 (стр. 30-32, 48-54, 61-95).

5. Теория государства и права. Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.Н. Корельского и В.Д. Первалова. – М.: Изд. группа ИНФРА М – Норма, 1997 (стр. 42-49, 111-121, 142-153, 178-187).

В целях изучения государства как политической организации общества прочтите о том, что понимается под государством, какими признаками оно обладает, какие функции выполняет. Обратите внимание на содержание формы государства, для чего рассмотрите в отдельном порядке форму правления (монархия и республика), форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), политический режим (демократический и недемократический).

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение государства.

2. Какие признаки характеризуют государство?

3. Какие функции выполняет государство?

4. Что такое форма государства?

Тема 1.2. Основные понятия теории права

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие права в объективном и субъективном смысле, отличие права от других социальных норм, принципы права, рассмотреть нормы права и их виды, формы (источники) права.

Право в объективном смысле – это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, устанавливаемых и санкционируемых государством (компетентными государственными органами). Право выражает государственную волю.

Право в субъективном смысле – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, на труд образование и т.п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Принципы права - исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые выражают закономерности и сущность права как специфического социального регулятора. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, справедливость, народ – источник власти, человек – высшая ценность, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование ограничение в праве.

Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 28-39).

2. Общая теория государства и права: Курс лекций/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998 (стр. 206-231, 275-295).

3. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева, - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Право и закон, 2002 (стр. 112-116, 190-199.)

4. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997 (стр. 129-168, 313-329).

5. Теория государства и права. Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.Н. Корельского и В.Д. Первалова. – М.: Изд. группа ИНФРА М – Норма, 1997 (стр. 217-243, 272-287).

В целях изучения данной темы прочтите о том, что понимается под правом в объективном и субъективном смысле, нормой права, в чем состоят функции права, принципы права, формы (источники) права. Обратите внимание на структуру правовой нормы, содержание функций права, источников права.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение права.

2. Назовите функции права.

3. Перечислите основные принципы права и раскройте их содержание.

4. Какие источники права вы знаете?

Раздел 2. Основы конституционного права

Тема 2.1. Основы конституционного строя. Конституционно-правовой статус гражданина. Гражданство Республики Беларусь. Избирательная система: принципы и виды

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить основы конституционного строя Республики Беларусь, конституционно-правового статуса граждан, гражданства РБ, способы его приобретения.

Конституционный строй – это форма или способ организации государства. Основы конституционного строя включают в себя экономические (сфера отношений по поводу имущественных благ), политические (регламентация политических прав и обязанностей), социальные (сфера взаимоотношений общества между различными группами населения), духовные (культура, наука, искусство) основы.

Конституционные права, свободы и обязанности по их содержанию можно классифицировать следующим образом: личные или гражданские (право на жизнь, личную неприкосновенность и т.д.); политические (свобода мнений, убеждений, объединений, свобода собраний, митингов, право свободно избирать и быть избранным в государственные органы, право равного доступа к любым должностям в государственных органах); экономические, социальные и культурные (право на труд, право на отдых, право собственности, право на охрану здоровья, право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, право на жилище, право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность).

Гражданство – это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов. Принципы гражданства : принцип равного гражданства, принцип сохранения права на гражданство, никто не может быть произвольно лишен гражданства, сохранение гражданства Республики Беларусь лицом, постоянно проживающим за границей, непризнание принадлежности к гражданству иностранного государства (двойное гражданство), недопустимость выдачи гражданина РБ иностранному государству, защита государством своих граждан за рубежом, сохранение гражданства Республики Беларусь при заключении (расторжении) брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве.

В Республике Беларусь законом предусматриваются 3 основания приобретения гражданства:

- по рождению;

- в порядке регистрации;

- в результате приема в гражданство (оптация).

Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам:

1. Конституция Республики Беларусь

2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003 (стр.279-298, 298-422, 450-503)

3. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Могилев: «Могил. обл. типография», 2000 (стр. 36-94)

4. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справ. пособие. – Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2003

5. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 81-83)

6. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002

В целях усвоения темы 2.1. прочтите о том, что понимается под конституционные строем, конституционно-правовым статусом граждан. Обратите внимание на определение гражданства Республики Беларусь, его принципы, способы приобретения.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Определите основы конституционного строя Республики Беларусь.

2. Раскройте содержание конституционных прав и свобод граждан.

3. Дайте понятие гражданства.

4. Какие способы приобретения гражданства признаются в Республике Беларусь?

Тема 2.2. Глава государства. Законодательная власть. Правительство в системе органов государственной власти

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить порядок избрания, полномочия Президента Республики Беларусь, порядок формирования Национального собрания, Правительства Республики Беларусь, их компетенцию.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий нынешнего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Кандидаты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 000 подписей. Кандидатами не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Существуют определенные конституционные ограничения относительно выборов Президента: ценз оседлости – 10 лет (РБ), возрастной ценз – 35 лет (РБ), гражданство. В РБ необходимо быть гражданином РБ по рождению. Языковых ограничений, национальных, религиозных Конституция не предусматривает. Срок полномочий Президента в РБ – 5 лет.

Выдвижение кандидата осуществляет инициативная группа не менее 100 человек. Список инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом лицом-кандидатом. 5-дневный срок установлен для рассмотрения заявления, после чего регистрируется группы и выдаются удостоверение и подписные листы членам группы. Отказ в регистрации обжалуется в Верховный Суд в 3-дневный срок. В подписных листах должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городе с районным делением - в одном районе. Избиратель может подписаться только 1 раз. Листы сдаются в территориальные комиссии и проверяются. Если более 15% из числа проверенных подписей окажутся недостоверными, все собранные подписи не учитываются.

Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей, включенных в списки. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более 50% принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов, проводится второй тур в двухнедельный срок по двум кандидатам, набравшим наиболее количество голосов. Если и в результате второго тура победитель также не выявлен, проводятся повторные выборы.

Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. В РБ парламент насчитывает 174 человека. Структура парламента: Палата представителей и Совет Республики. Срок полномочий парламента – 4 года. Для избрания депутатов Палаты представителей образуются окружные и участковые избирательные комиссии, выборы назначаются Президентом не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания срока полномочия Палаты представителей действующего созыва. Право выдвижения кандидатов принадлежит политически партиям (зарегистрированным Минюстом не позднее 6 месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата в депутаты из числа членов партии, трудовые коллективы выдвигают кандидата на собраниях избирателей в трудовых коллективах (1 кандидат), граждане организуют инициативную группу из 10 человек, собирают подписи в количестве 1000, список членов группы с указанием ее руководителя, заявление о регистрации подает лицо, имеющее намерение выдвинуться в кандидаты в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 65 дней до выборов. В 5 дневной срок рассматривается заявление, регистрируется инициативная группа (выдается удостоверение, подписные листы) либо комиссия отказывает в регистрации. Отказ может быть обжалован в 3 дн. срок в Центральную комиссию. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей округа, включенных в списки, депутат избран, если за него проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Второй тур считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей, включенных в списки, а избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначает Президент не позднее 4 месяцев, они проводятся не позднее 30 дней до окончания срока полномочий Совета Республики. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избирается на заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня по 8 членов Совета Республики. При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы (назначаются Президентом) в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты. Член Совета Республики не может быть Президентом, депутатом Палаты представителей, членом Правительства, судьей. Выдвижение кандидатов начинается за 90 дней, заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики. Право выдвижения кандидатов принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и соответствующим исполкомам (базового уровня), а в г. Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполкому. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее 2/3 от состава соответствующего президиума и исполкома. Решение совместного заседания принимается большинством голосов. Кандидаты выступают на заседании депутатов местных Советов депутатов с программой предстоящей деятельности. Голосование проводится путем использования бюллетеней для тайного голосования. Избранным считается кандидат, получивший по результатам голосования более 50% голосов депутатов местных Советов депутатов, принявших участие в голосовании.

Правительство РБ является коллегиальным органом, подотчетно президенту и ответственно перед парламентом. Подотчетность Президенту означает, что:

- структуру Правительства определяет Президент

- Президент назначает на должность Премьер-министра

- назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства

- Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства

- Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом

- Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ

- Президент имеет право отменить акты Правительства

- Правительство обязано информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства

Правительство имеет следующие полномочия:

- руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти

- разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации

- разработка проекта республиканского бюджета и отчета по его исполнению

- обеспечение осуществления государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, оплаты труда

- обеспечение прав и свобод граждан

- принятие мер по защите интересов государства, национальной безопасности, обороноспособности

- издание постановлений, имеющих обязательную силу на территории РБ

При изучении данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Конституция Республики Беларусь

2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003 (стр.586-752)

3. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Могилев: «Могил. обл. типография», 2000 (стр. 101-132)

4. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справ. пособие. – Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2003

5. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 83-101)

6. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изм. и доп. от 4 июля 2000 г.)

7. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 9 октября 2000 г.)

8. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998г. N178-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 31 января 2003 г. №186-З)

В целях изучения темы 2.2. прочтите указанные выше источники, обратите внимание на порядок избрания Президента Республики Беларусь, требования, предъявляемые к кандидатам на должность Президента Республики Беларусь, полномочия Президента по формированию органов исполнительной и судебной власти; порядок формирования и структуру Национального Собрания и Правительства Республики Беларусь, полномочия.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Представьте порядок избрания Президента Республики Беларусь.

2. Перечислите полномочия Президента Республики Беларусь.

3. Опишите структуру Национального Собрания Республики Беларусь.

4. Охарактеризуйте функции Национального Собрания Республики Беларусь.

5. Представьте порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Опишите его структуру.

6. Перечислите полномочия Правительства Республики Беларусь.

Раздел 3. Основы административного права.

Тема 3.1. Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие и содержание административных правоотношений, особенности и виды административно-правовых норм.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административно-правовые отношения возникают в результате применения и действия административно-правовой нормы.

Наиболее характерными административно-правовыми отношениями являются:

- между различными органами государственного управления по вертикали (вышестоящие и нижестоящие)

- между различными органами государственно управления по горизонтали, не связанными отношениями подчиненности (между министерствами)

- между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями

- между органами государственного управления и негосударственными организациями (исполком и частная фирма)

- между органами государственного управления и гражданами)

Отличительные черты: административно-правовые отношения являются отношениями власти-подчинения, а по форме взаимосвязей – «вертикальными»: нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, поскольку в управленческих отношениях всегда есть субъекты и объекты управления. Объект управления подчинен субъекту управления. Ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними, т.е. имеет место метод юридического властвования властных предписаний.

В них выражается воля и интерес государства, поэтому одной из сторон правоотношения является государственный орган либо общественная организация, призванные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства. Административные правоотношения не могут возникнуть между гражданами.

Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц. Административно-правовые нормы классифицируются так: в зависимости от формы воздействия на поведение субъектов - обязывающие, т.е предписывающие, обязательные в совершении определенных действий, например, обязательная прописка по месту жительства; запрещающие, т.е. запрет на совершение определенных действий; уполномочивающие, т.е. предусматривающие действовать по своему усмотрению при наличии определенных условий и обстоятельств, прямо указанных в законе, например, органы милиции налагают штраф, осуществляют административное задержание. Административно-правовые нормы по предмету регулирования делятся на материальные и процессуальные.

Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Эти нормы чаще являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.

При изучении темы 3.1. необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 113-125)

2. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь/ А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002 (стр.20-46, 88-101)

Прочтите о том, какие отношения относятся к административным правоотношениям, в чем состоят их отличительные черты, какие правовые нормы являются административными. Обратите внимание на субъектов административных правоотношений (индивидуальные и коллективные), их статус, виды административных правовых норм.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Какие отношения являются административно-правовыми?

2. Дайте определение административных правовых норм. Классифицируйте административные правовые нормы.

3. Назовите субъектов административных правоотношений. Определите административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.

Тема 3.2. Административное правонарушение и административная ответственность.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие административного правонарушения, его признаки, состав, понятие административной ответственности, виды административных взысканий и порядок их наложения.

Административное правонарушение – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Иначе говоря, административный проступок отграничивается от уголовного преступления степенью общественной опасности, установленной законом. К административным правонарушениям относятся: мелкое хищение государственного или общественного имущества, нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, в не отведенных для этого местах, с нарушением установленного порядка, неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, неявка по вызову в военный комиссариат, нарушение правил воинского учета и т.д. Законом предусмотрены следующие признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу (Кодекс об административных правонарушениях).

К мерам административной ответственности относятся административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплены следующие виды административных взысканий:

предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания.

штраф- взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений, налагаемое в установленных пределах

конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения; изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета

лишение специального права (водительских прав, права охоты и т.д.), применяется на срок до 5 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом; срок лишения этого права не может быть менее 15 дней.

исправительные работы применяются на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы лица, совершившего правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным судом. Срок не может менее 15 дней.

административный арест.

Для изучения темы 3.2. обратитесь к следующим источникам :

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9-21, 14-19)

2. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 137-152)

3. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.210-241)

4. Гавриленко Д.А. Административное право: Учебное пособие/ Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. доктора юр. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002 (стр.252-294)

Используя указанные выше источники, прочтите о том, что признается административным правонарушением в соответствии с действующим законодательством, рассмотрите состав административного правонарушения. Обратите внимание на меры административной ответственности, установленные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, порядок привлечения к административной ответственности.

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение административного правонарушения.

2. Раскройте состав административного правонарушения.

3. Дайте определение административной ответственности.

4. Перечислите административные взыскания и раскройте их содержание.

Раздел 4. Основы гражданского права.

Тема 4.1. Граждане – субъекты гражданского права. Юридические лица.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие гражданского правоотношения, его особенности, рассмотреть субъект и объект гражданского правоотношения, правоспособность и дееспособность субъекта гражданского правоотношения, понятие опеки и попечительства, признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим, признаки юридического лица.

Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка.

Гражданское правоотношение – это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей. Особенности:

- самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое равенство субъектов гражданского правоотношения

- основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданского правоотношения, - это сделки, т.е. акты свободного волеизъявления участников правоотношения

- возможность самостоятельного определения содержания правоотношения его участниками (свобода договора)

- имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей

- судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав

Субъекты гражданского правоотношения – это лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности – обязанным лицом (должником). Объект гражданского правоотношения – то благо (материальное или нематериальное), по поводу которого возникает правоотношение и в отношении которого участники права обладают правами и обязанностями.

Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Объем правоспособности всех граждан одинаков. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона. Правоспособность признается законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от нее или каким-либо образом ограничить. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть и до наступления 18 лет – в случае эмансипации, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, при вступлении в брак до 18 лет. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

В целях изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам:

1.Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 16, 17, 20, 21, 25-30, 32-42)

2.Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. Учеб. пособие. – Мн.: Акад. МВД РБ, 2004

3.Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 211-228, 228-238)

4.Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999 (стр. 81-93)

Прочитайте в вышеуказанных источниках о том, что понимается под гражданским правоотношением, его содержанием, кого закон относит к участникам гражданского правоотношения. Обратите внимание на двух участников гражданского правоотношения: граждан и юридических лиц, определение их правоспособности и дееспособности, правила признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение гражданского правоотношения.

2. В чем состоят особенности гражданского правоотношения?

3. Раскройте понятие правоспособности и дееспособности граждан (юридических лиц).

4. Представьте порядок признания гражданина безвестно отсутствующим (умершим).

Тема 4.2. Представительство и доверенность.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие представительства, доверенности, рассмотреть порядок оформления доверенностей, виды доверенностей.

Представительство гражданско-правовое отношение, в котором одно лицо (представитель) в силу имеющихся у него полномочий совершает от имени и в интересах другого (представляемого) сделки и иные юридически значимые действия в отношениях с третьими лицами. Признаки: представитель действует от имени представляемого; права и обязанности возникают у представляемого; представитель действует только в рамках своих полномочий; представитель – юридическое лицо или полностью дееспособное физическое лицо. Нельзя осуществлять через представителя права личного характера (вступление в брак), иные сделки, указанные в законе (завещание). Представитель не может совершать от имени представляемого сделки в отношении себя лично, представлять обе стороны сделки одновременно.

Виды представительства: законное основано на законе и не зависит от воли представляемого (родители, усыновители, опекуны); договорное – на основании договора, требуется специальное оформление, объем переданных представителю полномочий определяется представляемым самостоятельно. Коммерческое представительство: лицо самостоятельно и постоянно представляет предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Доверенность - письменное уполномочие на совершение сделок. Если сделки требуют нотариального удостоверения, то доверенность тоже должна быть нотариально удостоверена. Гражданский кодекс перечисляет доверенности, которые приравниваются к нотариально удостоверенным: доверенности военнослужащих, других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях, др. военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками таких учреждений, заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами. Доверенности в местах дислокации военных частей могут быть удостоверены командиром (начальником) части, соединения, учреждения и заведения. Доверенности лиц в местах лишения свободы заверяются начальниками этих учреждений.

При изучении данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь

2. Инструкция о порядке удостоверения доверенностей (Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.10.2004 г. №32)

3. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. Учеб. пособие. – Мн.: Акад. МВД РБ, 2004

4. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.349-354)

5. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999 (стр. 277-288)

Воспользовавшись вышеуказанными источниками, прочтите о том, что понимается под представительством, какой порядок оформления доверенностей установлен законом, обратите внимание на виды представительства и доверенностей.

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение представительства.

2. Раскройте понятие доверенности, опишите порядок ее оформления.

3. Перечислите виды доверенностей.

Раздел 5. Основы семейного права

Тема 5.1. Семейные правоотношения

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие брака и семьи, условия заключения брака, брачного договора, порядок прекращения брака; рассмотреть имущественные и личные неимущественные правоотношения супругов, алиментные обязательства супругов, родителей и детей.

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует личные, неимущественные и связанные с ними, возникающие на их основе имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, другими формами устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное право устанавливает условия и порядок заключения брака, его прекращения и признания недействительным.

К семейным правоотношениям относятся два вида основных правоотношений:

1) брачное (супружеское)

2) родительское правоотношение.

Отношения по поводу воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую также относятся к семейным правоотношениям (усыновление, удочерение, опека и попечительство, приемная семья). Субъектами брачного правоотношения являются супруги, т.е. граждане, достигшие брачного возраста, установленного в законе, который наступает с достижением совершеннолетия (18 лет).

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Существенным признаком семьи является функция воспроизводства населения, т.е. рождение и воспитание детей. Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Именно такой брак порождает права и обязанности супругов.

К условиям заключения брака относят: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение брачного возраста, отсутствие препятствий (если одно лицо состоит в браке, между родственниками, с лицом, признанным судом недееспособным заключение брака не допускается. Брак признается недействительным в случае нарушения этих условий, а также в случае заключения фиктивного брака, т.е. когда регистрация брака произведена без намерения создать семью. Дела о признании брака недействительным рассматриваются в судебном порядке.

Как любое правоотношение брак прекращается при наличии определенных юридических фактов, порождающих правовые последствия (смерть одного из супругов, развод по заявлению одного из супругов, объявление одного из супругов умершим в судебном порядке). В случае смерти или объявления лица умершим брак считается прекращенным со дня регистрации смерти лица.

При изучении данной темы следует обратиться к следующим источникам :

1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (гл.3-8, 59, ст.12-59)

2. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.463-502)

3. Пенкрат В.И. Семейное право РБ. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001 (стр. 31-92)

Воспользовавшись вышеуказанными источниками, прочитайте о том, какие отношения относятся к семейным правоотношениям, что понимается под браком, семьей, какие условия заключения брака предусмотрены законом, обратите внимание на последствия их несоблюдения, основания прекращения и порядок расторжения брака. Проанализируйте имущественные и личные неимущественные правоотношения супругов, родителей и детей.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение брака и семьи.

2. Какие условия заключения брака предусмотрены законом?

3. Какие браки признаются недействительными?

4. В каком порядке происходит прекращение брака? расторжение брака?

5. В чем состоит сущность имущественных правоотношений супругов? родителей и детей?

6. Охарактеризуйте личные неимущественные правоотношения супругов, родителей и детей.

Раздел 6. Основы трудового права.

Тема 6.1. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие трудового договора, его содержание, порядок заключения трудового договора, изменения трудового договора, основания прекращения трудового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставить работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Предметом трудового договора является сам труд работника в процессе производства, в то время как предметом гражданско-правовых отношений является результат этого труда.

Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Если нанимателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, то работник – это физическое лицо, гражданин.

Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

Трудовой договор направлен на установление, изменение или прекращение определенных прав и обязанностей. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание трудового договора. Трудовой договор должен обязательно содержать сведения следующего характера:

-данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

-место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

-трудовая функция работника;

-основные права и обязанности работника и нанимателя;

-срок трудового договора;

-режим труда и отдыха;

-условия оплаты труда.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

При приеме на работу и заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а работник обязан предоставить ряд документов: трудовую книжку, диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, в отдельных случаях – направление, медицинское заключение о состоянии здоровья, декларация о доходах.

Трудовой договор может быть изменен только с соглашения сторон. Такие действия как перевод (поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации по сравнению с обусловленными в трудовом договоре), перемещение (поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте как в том же, так и в другом структурном подразделении) должны быть осуществлены в четком соответствии с требованиями законодательства. В первом случае (при переводе) необходимо письменное согласие работника, за исключение случаев производственной необходимости и простоя), а в случае перемещения необходимо учитывать состояние здоровья работника, а также оно должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами.

Прекращение трудового договора возможно по нескольким основаниям. Трудовой договор на общих основаниях прекращается по соглашению сторон, по истечении срока трудового договора, расторжении трудового договора по собственному желанию или по требованию работника, или по инициативе нанимателя, при переводе работника, при отказе работника от перевода, от продолжения работы, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, расторжение трудового договора с предварительным испытанием. Трудовой договор также прекращается при призыве на военную службу работника, при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, при нарушении установленных правил приема на работу, в случае смерти работника, вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

В целях изучения темы 6.1. рекомендуется обратиться к следующим источникам :

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст.1, 26, 30-34, 35-48)

2. Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 151-296)

3. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.557-617)

4. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 ( стр. 490-507, 507-517)

Используя вышеуказанные источники, прочтите о том, что понимается под трудовым договором, какой порядок его заключения, изменения и прекращения установлен законом, обратите внимание на особенности прекращения трудового договора с отдельными категориями работников.

Обобщите изученный материал и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение трудового договора.

2. Каков порядок заключения трудового договора?

3. Раскройте содержание трудового договора.

4. Какие основания прекращения трудового договора вы знаете?

Тема 6.2. Рабочее время, его нормирование и виды.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие рабочего времени, рассмотреть виды рабочего времени, условия установления неполного рабочего времени, сокращенного рабочего времени, основания привлечения к сверхурочным работам.

Понятие «рабочее время» употребляется в трех аспектах:

1) как определенная норма труда работников. Норма продолжительности рабочего времени представляет собой установленную величину рабочего времени, которую необходимо отработать работнику на протяжении календарной недели и в течение суток;

2) как установленное время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

3) как фактически отработанное время, в течение которого работник действительно выполнял свои трудовые обязанности.

Нормирование продолжительности рабочего вре­мени осуще­ствляется нанимателем с учетом ограничений, установленных законом и коллективным договором. Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток. Основными нормами рабочего времени являются рабочая неделя и рабочий день.

Различают следующие виды рабочего времени:

нормальное (предельное) рабочее время (нормальная продолжительность рабочего времени)

неполное рабочее время

В свою очередь в составе нормального рабочего времени выделяют полное рабочее время и сокращенное рабочее время. Полное рабочее время не может превышать 40 часов в неделю. Полная норма продолжительности рабочего времени – это установленная законом его максимальная величина. Эта норма распространяется на всех работников, которые тру­дятся в обычных условиях. Для работников моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в воз­расте от 14 до 16 лет – не более 23 часов, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Сверхурочные работы – выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Законом предусмотрено три основания применения сверхурочных работ: согласие работника, предписание закона, условие коллективного договора. К сверхурочным работам не допускаются: беременные женщины и жен­щины, имеющие детей до 3 лет, работники моложе 18 лет, работники, обучающиеся без отрыва от производства, освобожденные от такого вида работ по состоянию здоровья.

В целях изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 351-370)

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст.110-122)

При изучении содержания вышеуказанных источников обратите внимание на особенности регулирования режима неполного рабочего времени, сокращенного рабочего времени, сверхурочных работ. Проанализируйте основания привлечения работника к сверхурочным работам, ограничения сверхурочных работ, условия установления неполного (сокращенного) рабочего времени.

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Что понимается под рабочим временем?

2. Какие виды рабочего времени вы знаете?

3. В каких случаях устанавливается сокращенное рабочее время? Неполное рабочее время?

4. Какие условия привлечения к сверхурочным работам установлены законом?

Тема 6.3. Трудовые и социальные отпуска: понятие, виды, основания предоставления.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие отпуска, рассмотреть виды отпусков, их продолжительность, порядок предоставления; проанализировать отличительные особенности трудовых и социальных отпусков.

Время отдыха – время, в течение которого работник должен быть свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и которое может использовать по своему усмотрению. Основные виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня, междудневные перерывы (ежедневный отдых), выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, отпуска. Под отпуском понимается освобождение работника от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных законом. Существуют два вида отпусков: трудовые и социальные. Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью. Он предназначен для отдыха и восстановления работоспособности. Социальные отпуска предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей. Это отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера. Отпуска оформляются приказом или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом.

В целях изучения темы 6.3. необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст.149-192)

2. Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 370-397)

Прочтите о том, что понимается под временем отдыха, трудовыми и социальными отпусками. Обратите внимание на продолжительность трудовых отпусков (основной минимальный, основной удлиненный, дополнительный и т.д.), виды социальных отпусков (творческие, для прохождения санаторно-курортного лечения, по уходу за ребенком, по беременности и родам и т.д.), порядок их предоставления (отпуск за первый рабочий год, деление отпуска на части, отзыв из отпуска, перенос отпуска (его части) и т.д.).

Обобщите и систематизируйте полученные знания и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение отпуска.

2. Какие виды отпуска вы знаете? Дайте характеристику каждому виду.

3. Представьте порядок предоставления отпусков.

Раздел 7. Основы уголовного права

Тема 7.1. Преступление: понятие, признаки, состав, стадии.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие преступления, его признаки, рассмотреть элементы состава преступления, стадии совершения преступления.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законом, и запрещенное им под угрозой наказания. Преступление – деяние, т.е. определенное активное или пассивное поведение человека. Не может признаваться преступлением образ мыслей человека, его мировоззрение. Преступление – это только такое деяние, которое является общественно опасным. Этот признак преступления заключается в способности деяния причинить существенный вред охраняемым законом интересам. Преступление – это не всякое общественно опасное деяние, а лишь такое, которое запрещено уголовным законом. «Нет преступления без указания о том в законе».

Состав преступления – это совокупность предусмотренных в законе юридически значимых объективных и субъективных признаков преступления определенного вида. Все признаки состава преступления группируют по четырем элементам: объект преступления, объективная сторона преступления, субъективная сторона преступления, субъект преступления. Если нет хотя бы одного признака состава преступления, то нет состава преступления в целом.

Объект преступления – это общественные отношения, на нарушение которых направлено преступление определенного вида. Так, кража нарушает отношения собственности.

Объективная сторона преступления – законодательная характеристика внешних признаков преступления, которые проявляются в деянии, в последствиях деяния, в причинной связи между деянием и последствиями. Объективную сторону характеризуют также место, время, способ и обстановка совершения преступления.

Субъективная сторона преступления – это психическое отношение лица к совершаемому им деянию, к его общественно опасным последствиям. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких признаков, как вина, мотив и цель.

Вина – важнейший признак всякого состава преступления. Признать лицо виновным – значит установить, что оно совершило преступление либо умышленно, либо по неосторожности. Вина характеризуется отношением сознания и воли лица к совершаемому деянию, к общественно опасным последствиям этого деяния, к другим юридически значимым признакам преступления. Умысел – это наиболее распространенная в законе и на практике форма вины. Различают прямой и косвенный умысел. Такая форма вины как неосторожность выступает в форме легкомыслия и небрежности.

Важными признаками субъективной стороны преступления являются мотив и цель преступления. Мотив – это побуждение, которым руководствуется лицо, совершающее преступление. Цель преступления – это результат, к которому стремится преступник. Четвертым элементом состава преступления является субъект преступления . Субъект преступления – это лицо, совершившее преступление и способное нести за него уголовную ответственность. По уголовному праву РБ субъектом преступления может быть только физическое лицо, т.е. человек. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Лицо признается субъектом преступления по достижении 16 лет (за отдельные преступления – с 14 лет).

При изучении данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. – Мн.: «Тесей», 2000 (стр.26-120)

2. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 713-721)

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст. 10-33)

Обобщите и систематизируйте полученные знания и ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятия «преступление».

2. Какие признаки состава преступления определены уголовным законодательством РБ?

3. Чем характеризуется объективная сторона преступления?

4. Что составляет субъективную сторону преступления?

5. Какие формы вины вам известны?

Тема 7.2. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Методические рекомендации

Обстоятельства, исключающие преступность деяния – это обстоятельства, исключающие основные признаки преступления: общественную опасность и уголовную противоправность. К таким обстоятельствам относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастниками преступления наряду с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники. Соучастники несут ответственность в соответствии с формой соучастия.

При изучении данной темы необходимо обратиться к следующим источникам :

1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. – Мн.: «Тесей», 2000 (стр. 124-139)

2. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002 (стр. 721-728)

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст. 10-17, 34-40)

Прочтите о том, что является соучастием в преступлении, какие формы соучастия предусмотрены уголовным законом, проанализируйте обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Дополнительно изучите систему наказаний в уголовном праве (Уголовный кодекс Республики Беларусь, ст. 47-61).

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Что такое соучастие?

2. Сравните различные формы соучастия.

3. Какие обстоятельства исключают преступность деяния в соответствии с уголовным законом?

4. Какие виды уголовных наказаний вы знаете?

Раздел 8. Основы наследственного права

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие наследования, наследства, времени и места открытия наследства, недостойных наследников, обязательной доли в наследстве, рассмотреть наследование по закону и по завещанию, очередность призвания наследников к наследованию, проанализировать наследование по праву представления и право наследования в порядке наследственной трансмиссии.

Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Открытие наследства . Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. Время открытия наследства . Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них. Место открытия наследства . Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

Законодательство о наследовании предусматривает 6 очередей наследников по закону. Наследники первых очередей устраняют от наследования наследников дальних очередей. К наследованию призываются наследники одной очереди и по общему правилу наследуют в равных долях.

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Несоблюдение установленных правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой его недействительность. На завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения.

Обязательная доля в наследстве не зависит от содержания завещания, и в случае исключения из ряда наследников необходимых наследников завещателем соответствующая часть завещания будет признана недействительной. На обязательную долю в наследстве имеют право несовершеннолетние и нетрудоспособные дети, нетрудоспособные супруг и родители. Они наследуют не менее ½ доли, положенной им по закону.

Для изучения данной темы обратитесь к следующим источникам :

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 1031-1039, ст.1040-1045, 1056-1065)

2. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002 (стр.422-426)

3. Пронина М.Г. Наследование по завещанию по закону/ М.Г. Пронина. – Мн.: Амалфея, 2002 (стр. 5-40, 41-60, 66-87)

4. Симчук А.Н. Наследственное право/ А.Н. Симчук. – Мн.: Тесей, 2002 (стр. 6-45)

Изучая вышеуказанные источники, обратите внимание на основания наследования (в каких случаях происходит наследование по закону, в каких – по завещанию), признания наследника недостойным (может ли наследник по закону быть отстранен от наследования как недостойный; изменится ли ситуация если это обязательный наследник; возможно ли отстранение наследника по завещанию и т.д.), время и место открытия наследства, порядок составления завещания и условия его действительности (форма, содержание завещания, личный характер завещания и т.д.), порядок наследования, если наследник умер после открытия наследства, не успев принять, его либо до открытия наследства (например, наследник первой очереди).

Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «наследство».

2. Какие основания наследования предусмотрены гражданским законодательством РБ?

3. Когда и где открывается наследство?

4. Кто является обязательным наследником, независимо от содержания завещания?

5. В каких случаях наследник может быть признан недостойным?

6. Определите понятие наследственной трансмиссии, наследования по праву представления.

7. Сколько очередей наследников по закону предусмотрено ГК РБ?

8. Дайте определение завещания и перечислите условия действительности завещания.

Методические рекомендации

по выполнению домашней контрольной работы

В процессе изучения дисциплины учащийся выполняет одну домашнюю контрольную работу. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, нормативными документами.

Варианты домашних контрольных работ содержат теоретические вопросы и задачу. В конце задания варианта указана соответствующая нормативная литература для решения задачи.

Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и нормативный материал для ответов на теоретическую часть задания. Отдельные источники рекомендованы в настоящих методических рекомендациях. Однако в процессе написания работ можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышает ценность работы дополнительный материал, такой как примеры юридической практики, построение различных схем и иллюстраций, исходя из выбранной тематики работы.

Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется название темы, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В ответах на теоретические вопросы не допускается прямое цитирование текста, требуется самостоятельная формулировка. Решение задачи в обязательном порядке должно сопровождаться ссылками на статьи нормативных правовых актов. В конце работы указывается список использованной литературы (не менее 5-х источников). Объем контрольной работы примерно 12-15 страниц тетрадного формата; страницы должны быть пронумерованы. При несоблюдении вышеуказанных требований работа будет не зачтена.

Домашняя должна быть сдана до начала экзаменационной сессии в соответствии с учебным графиком.

Если работа была не зачтена, то она подлежит доработке в соответствии с замечаниями, указанными в рецензии.

Варианты домашней контрольной работы

Вариант 1.

1. Определите понятие, признаки и раскройте сущность государства.

2. Охарактеризуйте трудовую дисциплину и последствия ее нарушения.

3. Проанализируйте установленный законом порядок заключения брака.

4. Гражданка А. (15 лет) и гражданин В. (20) лет обратились в органы ЗАГС с намерением зарегистрировать брак. Какой ответ должны дать работники органов ЗАГС? Какие содержатся указания в законе для подобных случаев?

Нормативная литература : Кодекс о браке и семье Республики Беларусь.

Вариант 2.

1. Определите конституционно-правовой статус человека и гражданина в РБ.

2. Охарактеризуйте личные неимущественные правоотношения супругов.

3. Классифицируйте юридические лица.

4. Гражданин Горелов, торопясь попасть в автомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом по полотну дороги, хотя в 20-ти метрах находился подземный переход. Водитель грузового автомобиля Савельев, во избежание наезда на Горелова, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредив столб и автомашину. Подлежат ли административной ответственности Горелов и Савельев? Если подлежат, то в соответствии с какой административной нормой и в каком размере?

Нормативная литература : Кодекс об административных правонарушениях РБ

Вариант 3

1. Раскройте признаки юридического лица.

2. Охарактеризуйте статус и представьте порядок избрания Президента Республики Беларусь.

3. Классифицируйте меры административной ответственности.

4. Сотрудник ГАИ, подозревая водителя Морозова, участника дорожно-транспортного происшествия в том, что за рулем он находился в нетрезвом состоянии, попросил его после проверки документов пройти освидетельствование на состояние опьянения. Морозов наотрез отказался, сославшись на сильную спешку, и попытался уехать с места происшествия. Являются ли действия Морозова административным правонарушением? Как должен был поступить сотрудник ГАИ?

Нормативная литература : Кодекс об административных правонарушениях РБ

Вариант 4

1. Определите необходимую оборону и условия ее правомерности.

2. Укажите и раскройте признаки преступления.

3. Охарактеризуйте порядок лишения родительских прав.

4. Рабочие ремонтно-строительного управления №3 стройтреста №5 при проведении ремонта теплотрассы откопали глиняный кувшин, в котором находилось 30 золотых монет дореволюционного производства. Найденные ценности были сданы по акту в отделение милиции. Могут ли рабочие, нашедшие клад, рассчитывать на вознаграждение? Если да, то в каком размере?

Нормативная литература : Гражданский кодекс РБ

Вариант 5

1. Определите наказание по уголовному праву и перечислите его виды.

2. Охарактеризуйте административное правонарушение.

3. Прокомментируйте основания и порядок усыновления (удочерения).

4. После смерти Колосовского А.И. возник спор между родственниками о наследстве. У Колосовского А.И. было двое детей – сын Андрей и дочь Валентина. Андрей умер за два года до смерти отца, но у него осталось трое детей. Валентина считала, что все имущество отца принадлежит ей, т.к. завещания не было, а ее брат умер еще до открытия наследства. Племянники Валентины считали, что все имущество Колосовского А.И. должно быть разделено на 4 части и перейти в равных долях – по ¼ Валентине и каждому из ее племянников. Как должен быть решен спор?

Нормативная литература : Гражданский кодекс РБ

Вариант 6

1. Раскройте содержание понятия «гражданская дееспособность».

2. Охарактеризуйте трудовой договор и представьте порядок его заключения.

3. Проанализируйте понятие «субъект преступления».

4. Гражданка Л. Была привлечена к сверхурочным работам. Нарушив трудовую дисциплину, гражданка Л. отказалась работать и не появилась на рабочем месте в дополнительную смену. Может ли это служить основанием для ее увольнения? При каких условиях работники могут быть привлечены к сверхурочным работам? Как решится ситуация, если учитывать, что гр-ка Л. имеет двухлетнюю дочь?

Нормативная литература : Трудовой кодекс РБ


Вариант 7

1. Определите административное взыскание. Перечислите меры административных взысканий.

2. Изобразите и прокомментируйте структуру правовой нормы.

3. Охарактеризуйте статус и полномочия Совета Министров РБ.

4. Студенты Малышев (17 лет) и Панков (22 года) были приняты на работу с шестичасовым рабочим днем и шестидневной рабочей неделей. В праздничный день они были привлечены к работе на ярмарке в парке развлечений и отдыха, который был им оплачен в размере их обычного ежедневного заработка. Были ли допущены в отношении Малышева и Панкова нарушения? Если да, то какие? Какие условия привлечения к работе в праздничные дни? Какие правила установлены законодательством для оплаты работ в праздничные дни?

Нормативная литература : Трудовой кодекс РБ

Вариант 8.

1. Определите форму (источники) права.

2. Представьте основные этапы избирательного процесса в Республике Беларусь.

3. Охарактеризуйте меры дисциплинарного взыскания: порядок их наложения, обжалования и снятия.

4. Супруги Крыловы расторгли брак. После расторжения брака у них остался несовершеннолетний сын, который проживает с матерью. Какую сумму будет ежемесячно выплачивать отец, если его заработная плата 620 000 бел.руб.?

Нормативная литература : Кодекс РБ о браке и семье

Вариант 9.

1. Определите гражданство и способы его приобретения в Республике Беларусь.

2. Охарактеризуйте общую совместную собственность супругов.

3. Представьте понятие представительства и проанализируйте виды представительства.

4. Гр-н М. был призван на военную службу, в связи с чем с ним был расторгнут трудовой договор? Является ли расторжение трудового договора в данном случае правомерным? Выплачивается ли в данном случае выходное пособие?

Нормативная литература : Трудовой кодекс РБ

Вариант 10.

1. Определите покушение на преступление и укажите уголовную ответственность за совершенное покушение.

2. Проанализируйте алиментные обязательства.

3. Охарактеризуйте порядок предоставления трудовых отпусков. Могут ли трудовые отпуска разбиваться на части?

4. Двое несовершеннолетних Сорокин и Мазаев (15 и 13 лет) разбили витрину магазина. Кто в данном случае будет возмещать ущерб?

Нормативная литература : Гражданский кодекс РБ

Рекомендуемая литература:

Раздел 1.

1. Дмитрук В.Н. Теория государства и права/ Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 1998

2. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997

3. Общая теория государства и права: Курс лекций/ А.В. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998

4. Общая теория государства и права: Курс лекций/ Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998

5. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева, - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Право и закон, 2002

6. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997

7. Теория государства и права. Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.Н. Корельского и В.Д. Первалова. – М.: Изд. группа ИНФРА М – Норма, 1997

Раздел 2 .

8. Василевич Г.А. Конституционное право РБ: Учебник. – Мн.: Книжный Дом, 2003

9. Кунцевич К.Н. Конституционное право РБ. – Мн., 2000

10. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справ. пособие. – Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2003

11. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002

Раздел 3 .

12. Крамник А.Н. Курс административного права РБ/ А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002

13. Гавриленко Д.А. Административное право: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2002

14. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002

Раздел 4.

15. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие/ В.А. Витушко, Н.Л. Бондаренко, В.Е. Лубовский и др. – Мн.: БГЭУ, 1998

16. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999

17.Гражданское право:Учебник. В 2 ч. Ч.1./ Под общ. ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2000

18. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. Учеб. пособие. – Мн.: Акад. МВД РБ, 2004

19. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002

Раздел 5.

20. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002

21. Пенкрат В.И. Семейное право РБ. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001

Раздел 6.

22. Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002

23. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002

24. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шалеба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г. Б. Шишко, - Мн.: БГЭУ, 2002

Раздел 7.

25. Бабий Н.А. Уголовное право РБ. Общая часть. – Мн.: Тесей, 2000

26. Уголовное право. Общая часть: Учебник под ред. В.М.Хомича, - Мн.: Тесей, 2002

27. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002

Раздел 8.

28. Основы права: Учебник/ Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. - Мн.: Амалфея, 2002

29. Пронина М.Г. Наследование по завещанию по закону/ М.Г. Пронина. – Мн.: Амалфея, 2002

30. Симчук А.Н. Наследственное право/ А.Н. Симчук. – Мн.: Тесей, 2002

Нормативная литература:

1. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. N 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 9 октября 2000 г. N428-З)

2. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998г. N178-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (в ред. Закона от 31 января 2003 г. №186-З)

3. Закон «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. № 136-З

4. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп. 1996 г., 2004 г.)

5. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. №204-З (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 29.06.2004 г. № 304-З)

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

9. Трудовой кодекс Республики Беларусь

10. Постановление Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. N 415-П/III «О Регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь» (в ред. постановления Палаты представителей Национального собрания от 30 июня 2000 г. N 1393-П/XII)


Примерный перечень вопросов к обязательной контрольной работе

1. Дайте определение государства.

2. Перечислите признаки государства.

3. Охарактеризуйте функции государства.

4. Охарактеризуйте формы государства.

5. Определите право в объективном и субъективном смысле. Принципы права.

6. Дайте определение правовой системе.

7. Классифицируйте формы права.

8. Классифицируйте нормы права.

9. Дайте определение системы права.

10. Опишите сущность Конституции и историю конституционно-правового развития Республики Беларусь.

11. Определите суверенитет.

12. Охарактеризуйте основы конституционного строя Республики Беларусь.

13. Проанализируйте конституционно-правовой статус человека и гражданина.

14. Определите гражданство. Изложите порядок приобретения гражданства по законодательству Республики Беларусь.

15. Определите избирательное право в Республике Беларусь.

16. Проанализируйте избирательную систему в Республике Беларусь.

17. Классифицируйте виды избирательные систем.

18. Охарактеризуйте статус Президента РБ: порядок избрания, полномочия, функции.

19. Опишите структуру Национального Собрания Республики Беларусь.

20. Раскройте понятие административно-правовых норм и их виды.

21. Изложите сущность административно – правовых отношений.

22. Дайте определение субъектов административного права.

23. Изложите признаки административного правонарушения.

24. Представьте состав административного проступка.

25. Проанализируйте административную ответственность.

26. Охарактеризуйте административное взыскание.

27. Дайте понятие гражданских правоотношений.

28. Раскройте содержание гражданской правоспособности и дееспособности.

29. Изложите порядок признания гражданина недееспособным.

30. Изложите порядок признания гражданина безвестно отсутствующим (умершим).

31. Определите объекты гражданских прав.

32. Раскройте содержание и основные черты сделок.

33. Классифицируйте сделки. Перечислите условия действительности

34. Проанализируйте представительство и его виды.

35. Дайте определение доверенности. Перечислите виды доверенностей.

36. Представьте порядок оформления доверенностей.

37. Изложите принципы наследственного права.

38. Определите основания наследования.

39. Прокомментируйте установленный порядок открытия наследства.

40. Раскройте понятие наследников по закону.

41. Определите наследование по завещанию.

42. Проанализируйте составление завещания: форма и условия действительности.

43. Прокомментируйте отмену и изменение завещания.

44. Определите понятие обязательной доли в наследстве.

45. Определите семейные правоотношения.

46. Раскройте понятие брака и семьи.

47. Раскройте порядок заключения брака.

48. Проанализируйте основания прекращения брака.

49. Прокомментируйте порядок расторжения брака.

50. Охарактеризуйте личные правоотношения между супругами.

51. Выделите имущественные правоотношения супругов.

52. Проанализируйте правоотношения между родителями и детьми.

53. Раскройте содержание трудового договора.

54. Изложите порядок заключения трудового договора.

55. Опишите порядок изменения трудового договора.

56. Проанализируйте порядок прекращения договора.

57. Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.

58. Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе (требованию) работника.

59. Раскройте понятие рабочего времени, его нормирование и виды.

60. Определите сверхурочные работы.

61. Дайте понятие времени отдыха. Классифицируйте отпуска.

62. Дайте определение преступления.

63. Раскройте признаки преступления.

64. Раскройте содержание состава преступления.

65. Раскройте понятие соучастия в преступлении.

66. Охарактеризуйте формы соучастия в преступлении.

67. Охарактеризуйте обстоятельства, исключающие преступность деяния.

68. Перечислите цели уголовной ответственности.

69. Определите уголовную ответственность.

70. Раскройте понятие наказания в уголовном праве.