Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии

 

             

Рекомендации методические органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Утверждаю

Заместитель Министра Российской

Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

№ 2-4-60-11-14

от 30 сентября 2009 г.

А.П.Чуприян

«_____» ______________2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке

материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения

и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

Москва, 2009

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке материалов в ежегодный государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Госдоклад).

В Методических рекомендациях представлена структура Госдоклада, подготовленная с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций МЧС России.

C одержание

стр.

1. Общие положения

4

2. Структура Госдоклада

6

3. Содержание материалов по разделам Госдоклада

8

Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

8

Глава 1. Потенциальные опасности для населения и территорий

8

Глава 2. Пожарная безопасность

14

Глава 3. Обеспечение безопасности людей на водных объектах

15

Часть II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

16

Глава 4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

16

Глава 5. Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

22

Часть III. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

28

Глава 6. Государственное регулирование деятельности РСЧС

28

Глава 7. Функционирование РСЧС

30

Часть IV. ПРОГНОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

33

Глава 8. Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2010 год

34

Часть V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

34

Глава 9. Выводы и предложения

34

1. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Материалы Госдоклада предполагается использовать в работе должностных лиц и органов управления РСЧС всех уровней при определении приоритетных направлений своей деятельности, в процессе принятия решений на разработку и заблаговременное осуществление комплекса превентивных мер в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), а также при планировании и выработке основных направлений деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2. Методические рекомендации определяют состав, структуру и требования к содержанию материалов, представляемых в МЧС России для подготовки Госдоклада.

3. Материалы Госдоклада представляются в МЧС России до 1 февраля очередного года, следующего за отчетным. В материалах отражаются сведения, информационные и аналитические материалы, характеризующие деятельность территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации за отчетный год в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, характеристики угроз возникновения новых опасных явлений природного и техногенного характера и описание мер противодействия, предложения по осуществлению комплекса мер, обеспечивающих максимально возможное смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

4. Материалы, представляемые для разработки Госдоклада должны содержать:

основные результаты деятельности территориальной подсистемы РСЧС, её координационных органов, постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления;

статистические данные о чрезвычайных ситуациях минувшего года;

оценку остроты проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

сведения об осуществлении органами управления РСЧС рациональных подходов к формированию системы экономических, правовых, организационно-технических и иных мер, направленных на противодействие чрезвычайным ситуациям, а также оценку эффективности этой деятельности;

анализ имеющихся научно-технических разработок, отечественного и зарубежного опыта, состояния информационного обеспечения деятельности РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий;

основные направления деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС по проблеме повышения эффективности мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на предстоящий год.

5. Предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о включении в материалы Госдоклада дополнительных сведений оформляются отдельным приложением. В нем указываются разделы (подразделы), содержание которых содержит дополнительные сведения о работе комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

6. При подготовке материалов целесообразно использовать официальные данные, положения нормативных правовых актов, аналитические разработки по проблеме противодействия чрезвычайным ситуациям, а также результаты научных исследований и аналитические материалы по применению сил и средств РСЧС в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

7. Материалы направляются в МЧС России:

Департамент гражданской защиты, в том числе в электронном виде по адресу в сети Интернет DGZ.OP@mail.ru;

ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) - в электронном виде по адресу в сети Интернет 11naprav@mail.ru;

II. Структура Госдоклада

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. Основные показатели состояния защиты населения

Глава 1. Потенциальные опасности для жизнедеятельности населения и территорий

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях.

1.2. Опасности в техносфере

1.3. Природные опасности

1.4. Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии

1.5.Основные показатели выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

1.6. Оценка риска потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения и территорий

Глава 2. Пожарная безопасность

2.1. Состояние обстановки с пожарами

2.2. Оперативная деятельность

2.3. Дознание по делам о пожарах

2.4. Деятельность испытательных пожарных лабораторий

2.5. Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности

2.6. Нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности

2.7. Развитие сил и средств пожарной охраны

2.8. Научно-техническое сотрудничество в области пожарной безопасности

2.9. Деятельность добровольной пожарной охраны

Глава 3. Обеспечение безопасности людей на водных объектах

3.1. Статистические данные о состоянии безопасности людей на водных объектах

3.2. Мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах

Часть II. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий для населения и территорий при их возникновении

Глава 4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

4.1. Профилактика чрезвычайных ситуаций

4.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации

4.3. Профилактика эпидемий, эпизоотий и эпифитотий

4.4. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

4.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

4.6. Системы обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов

4.7. еры противодействия терроризму

Глава 5. Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

5.1. Повышение готовности сил и средств РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций

5.2. Обеспечение защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного и природного характера

5.3. Мероприятия по защите населения (инженерные, по обеспечению средствами индивидуальной защиты, медицинские и противоэпидемические, эвакуационные мероприятия)

5.4. Подготовка руководящего состава и работников РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях

5.5. Состояние резервов материальных и финансовых ресурсов

5.6. Страхование и социальная поддержка населения

5.7. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения

5.8. Деятельность Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей»

Часть III . Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Глава 6. Государственное регулирование деятельности РСЧС

6.1. Совершенствование нормативной правовой базы

6.2. Целевые и научно-технические программы

6.3. Научно-методическое сопровождение деятельности РСЧС

6.4. Экономическое регулирование

6.5. Деятельность Экспертного совета МЧС России

6.6. Международное сотрудничество

Глава 7. Функционирование РСЧС

7.1. Деятельность координационных органов и постоянно действующих органов управления РСЧС

7.2. Функциональные подсистемы РСЧС

7.3. Территориальные подсистемы РСЧС

Часть IV . Прогноз чрезвычайных ситуаций

Глава 8. Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2010 год

8.1. Природные чрезвычайные ситуации.

8.2. Техногенные чрезвычайные ситуации

8.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

Часть V . Общие выводы и предложения

Глава 9. Выводы и предложения

9.1. Выводы о состоянии защиты населения и территорий органа исполнительной власти субъекта от чрезвычайных ситуаций

9.2. Предложения по совершенствованию защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

III . Содержание материалов по разделам Госдоклада

Во введении указываются: приоритетные цели и задачи, которые решались в отчетном периоде по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основные направления деятельности органов управления, сил и средств в области совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, перечислены основные вопросы, рассматриваемые в Госдокладе.

Часть I . Основные показатели состояния защиты населения

Глава 1. Потенциальные опасности для жизнедеятельности населения и

территорий

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

Представляется общая информация о произошедших чрезвычайных ситуациях в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 № 304 и приказом МЧС России 8.07.2004 № 329, в том числе по форме, приведенной в табл. 1.1.

1.2. . Опасности в техносфере

Представляются обобщенные статистические данные о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, включая пожары, отнесенные к ЧС (количество, масштаб, число пострадавших и погибших людей), анализ динамики чрезвычайных ситуаций в сравнении с предыдущим периодом (по общему количеству чрезвычайных ситуаций, их видам, масштабности, числу пострадавших и погибших, размерам материального ущерба), сведения об основных причинах их возникновения по форме, приведенной в табл. 1.2.

1.3. Природные опасности

Представляются обобщенные данные о чрезвычайных ситуациях природного характера, включая пожары, отнесенные к ЧС (количество, масштаб, число безвозвратных и санитарных потерь населения, размеры материального ущерба), по видам бедствий, основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций, сравнение с предыдущим периодом по форме, приведенной в табл. 1.3.

1.4. Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии

Материалы должны содержать:

статистические данные о массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, в том числе по форме табл.1.4., сведения об основных причинах их возникновения; тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций, сравнение с предыдущим периодом;

статистические данные о эпизоотиях, паразитарных и зоонозных заболеваниях животных, эпифитотиях и вспышках массового размножения наиболее опасных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и леса, в том числе по формам табл.1.5-1.7,

сведения об основных причинах их возникновения; характер динамики чрезвычайных ситуаций, сравнение с предыдущим периодом;

террористические акты – количество случаев совершения (попыток) террористических актов, число погибших и пострадавших, сравнение с предыдущим годом.

1.5. Основные показатели выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основные показатели по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера содержат:

информацию о непосредственной подготовке сил и средств к выполнению задач в зоне ЧС, в том числе по форме табл. 1.8;

сведения о разведке объектов работ;

данные о ведении аварийно-спасательных работ (ориентировочные размеры объектов работ, распределение личного состава и технических средств спасения, применяемые, в т. ч. новые технологии работ, результативность выполнения задач);

данные по ведению поиска, спасения, оказания первой медицинской помощи и эвакуации пострадавших;

данные по охране общественного порядка, жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС;

проблемные вопросы, возникавшие в ходе приведения сил и средств РСЧС в требуемую готовность к выполнению задач, при ведении аварийно-спасательных работ и меры по их решению;

1.6. Оценка риска потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения и территорий

Цель: предоставить исходные данные, которые позволят произвести оценку риск возникновения различных угроз для жизнедеятельности населения на территории субъектов Российской Федерации и в федеральных округах путем определения обобщенного показателя защиты населения от потенциальных опасностей.

В качестве обобщенного показателя защиты населения от потенциальных опасностей принимается средняя величина индивидуального риска, которая для территории (федеральных округов, субъектов Российской Федерации) определяется отношением количества пострадавших при реализации потенциальных опасностей к численности населения территорий (федеральных округов, субъектов Российской Федерации).

Под количеством пострадавших в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 года № 304 принимается число погибших или получивших ущерб здоровью.

Сравнительная оценка уровней потенциальных опасностей осуществляется путем сопоставления средних величин индивидуального риска по стране и в субъектах Российской Федерации (федеральных округах):

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно оптимальным, если соответствующие значения средних величин индивидуального риска ниже значения средней величины индивидуального риска по стране более чем на треть;

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно допустимым, если соответствующие значения средних величин индивидуального риска отличаются от значения средней величины индивидуального риска по стране не более чем на треть;

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно не приемлемым, если соответствующие значения средних величин индивидуального риска выше значения средней величины индивидуального риска по стране более чем на треть.

Граничные значения интервалов, устанавливающие уровни потенциальной опасности, определены из условия равенства интервалов значений средней величины индивидуального риска, соответствующих оптимальному и допустимому уровням.

Для оценки основных показателей выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляются аналитические материалы, содержащие:

информацию о фактах и основных параметрах произошедших чрезвычайных ситуаций;

сведения о мероприятиях по защите населения и территорий,

информацию о способах ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

данные о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценку результативности выполнения работ, выводы и предложения по основным направлениям совершенствования работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по оснащению поисково-спасательных формирований и способам ведения аварийно-спасательных работ.

Оценка результативности осуществляется путем анализа сравнительных данных за АППГ или предыдущие периоды времени, которые должны соответствовать данным, представленным в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.9.

Для анализа риска потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения по субъектам Российской Федерации проводится оценка риска возникновения различных угроз для жизнедеятельности населения на территории субъектов Российской Федерации.

Вычисляется обобщенный показатель защиты населения от потенциальных опасностей как средняя величина индивидуального риска на территории, которая определяется отношением количества пострадавших при реализации потенциальных опасностей к численности населения территорий (субъектов Российской Федерации);

Таблица 1.1.

Количественные показатели чрезвычайных ситуаций, происшедших

в минувшем году

п/п

Источник ЧС,

классификация ЧС

Зона ЧС (субъект РФ, муниципальное образование) площадь – кв. км)

Время

ликвидации ЧС, сутки

Пострадало чел., (в том числе погибло, чел.)

Материальный ущерб,

млн.руб.

1

2

3

4

5

7

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций,

происшедших на территории (наименование субъекта РФ) в_______гг.

Виды техногенных

чрезвычайных ситуаций

Количество ЧС, ед.

Пострадало, чел.

в том числе

погибло, чел.

2008 г.

2009 г.

изменение %

2008 г.

2009 г.

изменение %

2008 г.

2009 г.

изменение %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Крушения, аварии на ж/д транспорте

Аварии грузовых и пассажирских судов

Авиационные катастрофы

Крупные автомобильные катастрофы

Аварии на магистральных трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах

Взрывы в производственных зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов

Взрывы в жилых домах и зданиях общественного назначения

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

Аварии с выбросом АХОВ

Аварии с выбросом РВ

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

Таблица 1.3

Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера,

происшедших на территории (наименование субъекта РФ) в_______гг.

Виды природных

чрезвычайных ситуаций

Количество ЧС, ед.

Изменение,

%

Пострадало,

чел.

Изменение,

%

Погибло

Изменение,

%

2008 г.

2009г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Землетрясения, извержения вулканов

Опасные геологические явления (оползни, сели, обвалы, осыпи)

Повышение уровня грунтовых вод

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели

Сильный дождь, снегопад, крупный град

Снежные лавины

Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури

Морские опасные гидрологические явления (сильное волнение, напор льдов, обледенение судов)

Отрыв прибережных льдов

Опасные гидрологические явления

Таблица 1.4

Сведения о массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях людей

Заболевания

и отравления людей

Количество групповых заболеваний, отнесенных к чрезвычайным ситуациям (ед.) и их масштаб

Количество

неблагополучных

районов,

ед.

Число потерь населения, чел.

Заболело

Умерло

2008 г.

2009 г.

Изменение,%

2008г.

2009г.

Изменение,%

2008г.

2009г.

Изменение,%

2008г.

2009г.

Изменение,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Инфекционные

Паразитарные

Пищевая токсикоинфекция

Другие отравления

Таблица 1.5

Сведения о массовых инфекционных, паразитарных

и зоонозных заболеваниях животных и птицы

Наименование инфекционных

и наиболее опасных заболеваний животных и птицы

Количество массовых инфекционных, паразитарных и зоонозных заболеваниях животных и птицы, отнесенных к чрезвычайным ситуациям (ед.) и их масштаб

Изменение,

%

Количество животных, птиц,

тыс. голов

Заболело

Изменение,

%

Пало

Изменение,

%

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 1.6

Сведения о распространении наиболее опасных болезней и вредителей

сельскохозяйственных растений

Болезни и вредители растений

Количество очагов наиболее опасных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений, отнесенных к чрезвычайным ситуациям (ед.) и их масштаб

Изменение,

%

Пало

Изменение,

%

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

Вредители

Болезни

Таблица 1.7

Сведения о распространении наиболее опасных болезней и вредителей леса

Болезни и вредители леса

Количество очагов наиболее опасных болезней и вредителей леса, отнесенных к чрезвычайным ситуациям

(ед.) и их масштаб

Изменение,

%

Площадь очагов,

тыс. га

Изменение,

%

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

Вредители

Болезни


Таблица 1.8.

Сведения о применения сил и средств при ликвидации ЧС

Наименование мероприятия (затраченное время)

Информация о силах и затратах времени

Дата, время и место возникновения ЧС

Численность, состав сил, привлекавшихся к ликвидации ЧС

Время приведения АСФ в требуемые степени готовности (в часах)

Способ и время, затраченное на выдвижение в зону ЧС (в часах)

Время, затраченное на уточнение решения в зоне ЧС (в часах)

Время, прошедшее с момента возникновения ЧС до начала АСР (в часах)

Продолжительность ведения АСР (в часах, сутках)

Разведка объектов работ

Результативность спасательных работ

Информация о жизнеобеспечении

Таблица 1.9

Число пострадавших в субъектах Российской Федерации за 200_ год от ЧС

№№

п/п

Наименование субъекта

Российской Федерации

Пострадало,

чел.

В том числе

погибло,

чел.

Примечание

Вид чрезвычайной ситуации

1

2

3

4

5

Глава 2. Пожарная безопасность

Цель: определить состояние пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации.

2.1. Состояние обстановки с пожарами

Аналитические материалы, характеризующие состояние пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации, в том числе содержащие сведения:

об общих показателях обстановки с пожарами в городах, в сельской местности;

о региональных особенностях пожаров и их последствий;

об обстановке с пожарами на предприятиях, охраняемых подразделениями пожарно-спасательных формирований ГПС МЧС России;

о крупных пожарах и их последствиях;

о лесных пожарах, в том числе о принимаемых мерах в отношении арендаторов по предупреждению и ликвидации лесных пожаров.

(Таблицы, рис., диаграммы - по решению исполнителя).

2.2. 2.8. Основные результаты деятельности пожарной охраны

Аналитические материалы, характеризующие:

оперативную деятельность, дознание по делам о пожарах, деятельность испытательных пожарных лабораторий;

лицензирование и сертификацию в области пожарной безопасности;

нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности;

применение современных технологий и средств пожаротушения, состояние и перспективы развития сил и средств пожарной охраны, научно-техническое сотрудничество в области пожарной безопасности.

(Рис., табл. – по решению исполнителя).

2.9. Деятельность добровольной пожарной охраны

Аналитические материалы, содержащие информацию о проделанной работе по созданию, оснащению и совершенствованию принципов применения добровольных пожарных формирований.

Глава 3. Обеспечение безопасности людей на водных объектах

Цель: проанализировать результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности людей на водных объектах и определение комплекса мер по её совершенствованию.

3.1. Статистические данные о погибших и пострадавших на водных объектах

Аналитические материалы, содержащие сведения о погибших и пострадавших на водных объектах в отчетном году в сравнении АППГ и за период 2005 - 2009 гг., диаграмма количественных показателей ЧС, происшествий за данное время.

3.2 . Мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах

Аналитические материалы, содержащие сведения:

о проделанной работе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

о мероприятиях, проводимых совместно с ГИМС другими федеральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдений требований Правил пользования водными объектами в субъектах Российской Федерации и охраны жизни людей на воде, обеспечению безопасности людей на водных объектах, в том числе при пользовании маломерными судами;

об оборудованных местах массового отдыха людей на воде в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях;

о совершенствовании нормативной правовой базы по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

о поисково-спасательных формированиях субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по форме табл. 3.1;

о комплексе мер по совершенствованию применения поисково-спасательных формирований на водных объектах.

Таблица.3.1

Показатели состояния поисково-спасательных формирований на водных объектах

(наименование субъекта Российской Федерации)

п./п

Дислокация

(область, город, район, водный объект)

Штатная численность (чел.)

Укомплектованность в %

(л.с / плавсредствами)

Число спасенных на водных объектах

(чел.)

Плавсредства

Примечание

Тип

(марка)

Количество

(ед.)

Год

постройки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Часть II . Предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение их негативных последствий для населения и территорий при их возникновении

Глава 4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Цель: оценить состояние и степень достаточности проводимых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1. Профилактика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Аналитические материалы, содержащие сведения:

о состоянии оснащенности промышленных объектов системами предотвращения аварий, объемах финансирования на содержание и развитие систем, в том числе данные по форме табл. 4.1;

о проведенных профилактических инженерно-технических мероприятиях на потенциально опасных объектах за истекший год, в том числе по замене химически опасных веществ на менее опасные вещества;

о полной или частичной остановке потенциально опасных объектов для вывода из эксплуатации выработавшего свой срок оборудования и его замены, о выделении денежных средств на проведение профилактических работ, в том числе по форме табл. 4.2.

Наименование

потенциально

опасных объектов

Обеспеченность системами предотвращения аварий, %

Аварийной остановки

технологического

оборудования

Локализации

источника аварии

Аварийными

источниками

энергоснабжения

1

2

3

4

Потенциально опасные производственные объекты

Объекты использования атомной энергии

Химически опасные

Взрывоопасные

Пожароопасные

Всего:

Транспорт

автомобильный

железнодорожный

речной;

морской

Всего:

Магистральные трубопроводы

нефтепроводы;

газопроводы;

аммиакопроводы

продуктопроводы

Всего:

Гидротехнические сооружения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего:

Системы жизнеобеспечения

теплоснабжения;

энергоснабжения;

водоснабжения;

канализации

Всего:

ИТОГО:

Таблица 4.1

Оснащенность потенциально опасных объектов системами предотвращения аварий

Таблица 4.2

Сведения о полной или частичной остановке потенциально опасных объектов

Наименование видов

потенциально опасных объектов

Полностью

выведено

из эксплуатации (количество объектов)

Выведено

Из эксплуатации

для замены

или ремонта

оборудования

ед.

Введено

в эксплуатацию после замены

и ремонта

оборудования,

ед.

Количество объектов,

находящихся

в аварийном состоянии, и требующих

полной остановки,

ед.

1

2

3

4

5

Опасные производственные объекты

Объекты использования атомной энергии

Химически опасные

Взрывоопасные

Пожароопасные

Всего:

Транспорт

автомобильный

железнодорожный

речной

морской

Всего:

Магистральные трубопроводы

нефтепроводы

газопроводы

аммиакопроводы

продуктопроводы

Всего:

Гидротехнические сооружения

1 каласс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего:

Системы жизнеобеспечения

теплоснабжения

энергоснабжения

водоснабжения

канализации

Всего:

ИТОГО:

4.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской

Федерации

Аналитические материалы должны отражать:

сведения о проделанной работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся, в области обеспечения безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации (табл. – по решению исполнителей), с учетом отмечаемых климатических изменений, в том числе по вопросам:

сбережения окружающей природной среды и ликвидации техногенных загрязнений в Арктике;

международного сотрудничества с приграничными территориями арктических стран, в первую очередь с США, Канадой, Швецией, Норвегией и др. по проблемам ликвидации техногенных загрязнений и по другим социально-значимым экологическим программам;

создания комплексной системы безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России

введения спутникового мониторинга загрязнений арктического шельфа и северных морей в связи с активным освоением нефтегазовых ресурсов, увеличением перевозки нефтепродуктов и других грузов в арктических морях.

информацию об изменениях заозерности и заболоченности территорий, а также об изменениях в состоянии ледовых покрытий и зоны вечной мерзлоты в сравнении с АППГ и среднемноголетними значениями;

данные о мерах, принимаемых в субъектах Российской Федерации, по смягчению негативных последствий глобального потепления.

4.3. Профилактика эпидемий, эпизоотий и эпифитотий

4.3. 1. Профилактика массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей

Аналитические материалы, содержащие сведения о выполненных мероприятиях по предупреждению массовых инфекционных, паразитарных и зоонозных заболеваний и отравлений людей, снижению масштабов их последствий.

4.3.2. Профилактика эпизоотий и вспышек наиболее опасных болезней и массового размножения вредителей сельскохозяйственных растений и леса:

сведения о выполненных мероприятиях за год по профилактике инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе по форме табл.4.3;

данные по предупреждению болезней сельскохозяйственных растений и леса, в том числе по форме табл.4.4.

Таблица 4.3.

Состояние профилактики массовых инфекционных заболеваний

сельскохозяйственных животных и птицы

Наименование

инфекционных болезней

Количество

неблагополучных районов, ед.

Число населения в неблагополучных районах, чел.

Всего

Охваченных

профилактическими

мероприятиями

Всего

Подвергнутых

профилактике

1

2

3

4

5

Таблица 4.4

Состояние предупреждения болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и леса

Наименование инфекционных

болезней и вредителей

Количество

неблагополучных районов, ед.

Площадь территории, тыс. га

Всего

Охваченных

профилактическими

мероприятиями

Всего

Подвергнутой

профилактике

1

2

3

4

5

4.4. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Аналитические материалы, содержащие:

основные результаты работы органов исполнительной власти по контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе данные по форме (табл. 4.5);

анализ состояния работы по декларированию промышленной безопасности потенциально опасных объектов;

сведения о результатах лицензирования деятельности потенциально опасных объектов.

Таблица 4.5

Сведения о проведении государственного надзора и контроля в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

Наименование

органов, осуществлявших проверки

Количество объектов,

ед.

Результаты контрольной деятельности

Количество

проведенных

проверок,

ед.

Приостановлена работа,

ед.

Приняты

административные

меры, ед.

Наложено

штрафов,

млн. руб.

Возбуждено

уголовных

дел, ед.

Аннулировано

лицензий,

ед.

Выдано

лицензий,

ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Аналитические материалы, содержащие информацию о результатах работы органов государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе данные по форме (табл. 4.6); проблемные вопросы в деятельности экспертизы и возможные пути их решения.

Таблица 4.6

Сведения о проведении государственной экспертизы в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

Наименование

экспертного органа

Количество

проведенных

экспертиз, ед.

Результаты экспертизы:

Отправлено

на доработку, ед.

Отклонено,

ед.

Выдано

положительных

решений, ед.

1

2

3

4

5

Всего

4.6. Системы обеспечения безопасности при реализации экономических и

инфраструктурных проектов

Аналитические материалы должны содержать информацию:

о наличии и состоянии систем обеспечения безопасности и показатели результативности их применения за отчетный период;

о проблемных вопросах в обеспечении функционирования систем безопасности и возможные пути их решения (табл. – по решению исполнителей);

основные результаты деятельности по совершенствованию правовой основы экономического регулирования при реализации экономических и инфраструктурных проектов, как в области независимой системы оценки рисков ЧС на потенциально-опасных и критически важных объектах, так и в области улучшения нормативной базы по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленными разливами нефти и нефтепродуктов, активной добычей полезных ископаемых и углеводородного сырья на морских месторождениях;

анализ эффективности механизмов экономического воздействия на отношения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

повышения экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов;

состояние финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по совершенствованию систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения, создания на стратегически важных направлениях федеральных (региональных) ситуационных центров, располагающими данными мониторинга и силами быстрого реагирования;

обеспечения значимого социального эффекта по повышению безопасности населения и территорий, а также снижения уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития страны, проектных инициатив и их последствий

4.7. Меры противодействия терроризму

Аналитические материалы, содержащие информацию о террористических актах, совершенных на территории субъекта Российской Федерации, а также сведения о принимаемых мерах по их предотвращению.

Глава 5. Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

Цель: оценить степень готовности территориальной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5.1. Повышение готовности сил и средств РСЧС к ликвидации чрезвычайных

ситуаций

Аналитические материалы должны содержать информацию:

о составе, состоянии и мерах повышения готовности сил и средств региональных подразделений Национального центра управления в кризисных ситуациях к ликвидации чрезвычайных ситуаций (табл. - по решению исполнителей);

о состояние работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

5.1.1. Внедрение в работу органов управления РСЧС новых информационных технологий

Аналитические материалы, содержащие информацию о внедрении в работу органов управления РСЧС новых информационных технологий, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системы, единых дежурно-диспетчерских служб на базе единого телефона спасателей «112» и ОКСИОН и по созданию трехмерных моделей потенциально-опасных, критически важных и социально-значимых объектов;

проблемные вопросы обеспечения управленческой деятельности в условиях кризиса и возможные пути их решения.

5.1.2. Оповещение органов управления РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях

Аналитические материалы, содержащие информацию:

об обеспеченности потенциально опасных объектов локальными системами оповещения (по видам опасностей, в процентах к общему количеству объектов (табл.5.1.); информация о развитии систем оповещения и ОКСИОН в истекшем году в сравнении с АППГ и среднемноголетними значениями;

о состоянии и возможностях региональной (территориальной) и других систем централизованного оповещения (табл. 5.2);

сведения о проблемных вопросах в рассматриваемой области и возможных путях их решения

Таблица 5.1

Показатели создания локальных систем оповещения на потенциально

опасных объектах (наименование субъекта Российской Федерации)

п/п

Тип объекта

Показатели создания локальных систем оповещения (в % к количеству объектов данного типа)

Создано локальных систем оповещения, в т.ч.:

1

На ядерно и радиационно опасных объектах

2

На химически опасных объектах

3

На гидротехнических сооружениях

Таблица 5.2.

Возможности систем оповещения

Доля оповещаемого населения (% к потребности), в том числе в зонах:

Радиоактивного загрязнения

Химического заражения

Катастрофического

затопления

за 5 мин

за 30 мин

за 5 мин

за 30 мин

за 5 мин

за 30 мин

1

2

3

4

5

6

5.2. Обеспечение защищенности критически важных объектов от угроз техногенного и природного характера

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о ходе реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов (КВО) в минувшем году;

о проведении организационно- технических мероприятий (по формированию мобильных пожарно-спасательных отрядов;

по осуществлению контроля за водохозяйственной обстановкой и состоянию гидротехнических сооружений (ГТС), КВО;

о состоянии всестороннего обеспечения мероприятий по защите рассматриваемых объектов (табл. 5.3 - 5.4);

о состоянии защищенности основного оборудования КВО от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями;

о готовности сил и средств к восстановлению нарушенного производства;

о мероприятиях, проведенных в истекшем году по проблеме подготовки объектов к функционированию в чрезвычайных ситуациях;

о наличии страхового фонда документации;

об объемах работы, проделанных по микрофильмированию документации важных объектов экономики

Таблица 5.3

Сведения

о состоянии разработки и утверждения паспортов безопасности критически важных

(из числа потенциально опасных) объектов

№ п/п

Субъект РФ

Состояние формирования и утверждения паспортов безопасности КВО (из числа ПОО), %

Утверждены

Сформированы, не утверждены

Находятся в стадии разработки

Нет данных

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

______________________ ФО

1

...........................................

Таблица 5.4

Сведения

о состоянии разработки и утверждения планов повышения защищенности

критически важных объектов

№ п/п

Субъект РФ

Состояние разработки плана защищенности КВО, %

Утверждены

Сформированы, не утверждены

Находятся в стадии разработки

Нет данных

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.

_______________________ ФО

1

..........................................

5.3. Мероприятия по защите населения (инженерные, по обеспечению СИЗ, медицинские и противоэпидемические, эвакуационные)

5.3.1. Мероприятия по инженерной защите населения и территорий

Представляются сведения о проведенных в минувшем году мероприятиях:

по развитию (реконструкции, ремонту) системы инженерных сооружений, обеспечивающих защиту населения и территорий от ЧС:

опасных геофизических явлений (в сейсмоопасных районах, в том числе по микросейсморайонированию);

по вопросам противодействия гидрогеологическим и геодинамическим процессам, в том числе указывается величина субвенций, которые были получены субъектами Российской Федерации для реализации переданных им полномочий;

о степени обеспеченности мероприятий по локализации вероятных зон химического заражения и радиоактивного загрязнения требуемыми средствами;

о состоянии и возможности использования имеющихся защитных сооружений для укрытия населения в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций (табл. 5.5).

5.3.2. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о состоянии обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе данные по форме табл.5.6;

о накоплении, хранении, освежении СИЗ;

о состоянии и возможности использования имеющихся защитных сооружений для укрытия населения в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций.

5.3.3. Мероприятия по медицинской и противоэпидемической защите населения

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о состоянии обеспеченности населения в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций медицинскими и противоэпидемическими средствами защиты, средствами профилактики эпидемий, а также имуществом и оборудованием, необходимыми для развертывания больничной базы;

о предпринимаемых мерах накопления, совершенствования, хранения и освежения требуемых средств медицинской, противоэпидемической защиты и объемах их финансирования (в процентах к потребности);

о мерах по предотвращению опасных инфекционных заболеваний.

5.3.4. Организация эвакуационных мероприятий

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о состоянии реализации и планировании мероприятий по эвакуации населения из вероятных зон ЧС;

об учениях всех уровней, проведенных с целью отработки вопросов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях;

о проблемных вопросах заблаговременной организации эвакомероприятий;

по обеспеченности эвакомероприятий транспортными средствами и горюче-смазочными материалами (в процентах к потребности), в том числе по форме табл. 5.7;

о состоянии заблаговременной организации жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, возможности систем жизнеобеспечения, в том числе по форме табл. 5.8;

о деятельности структур территориальной подсистемы РСЧС по подготовке и осуществлению мероприятий по обеспечению жизнеобеспечения населения.

Таблица 5.5

Состояние обеспеченности населения защитными сооружениями в зонах

вероятных чрезвычайных ситуаций

Наличие защитных сооружений, находящихся в постоянной готовности и планируемое их использование при возникновении ЧС :

Опасного радиоактивного

загрязнения

Химического

заражения

Катастрофического

затопления

Другие

1

2

3

4

Таблица 5.6

Состояние обеспеченности населения вероятных зон поражения

средствами индивидуальной защиты

Обеспеченность населения СИЗ и ее изменение за год (% к потребности) в зонах:

Химического заражения, /в т.ч. со временем выдачи до 10 мин.

Радиоактивного загрязнения,

/в т.ч. со временем выдачи до 10 мин.

Камерами

защитными

детскими

Противогазами

детскими

Противогазами гражданскими

Дополнительн.

патронами

ДПГ-1, ДПГ-3

Промышленными противогазами

Антидотами

от АХОВ

Респираторами

Радиопротекторами

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 5.7

Состояние готовности (обеспеченности) эвакуационных мероприятий

и ее изменение за год, % к потребности

Эвакоорганов

Транспортных

средств

Районов временного

размещения эвакуируемого

населения

Обеспечение

горюче-смазочными

Материалами

1

2

3

4

Таблица 5.8

Данные по удовлетворению потребностей населения в средствах и услугах жизнеобеспечения

Наименование продукции

жизнеобеспечения, вида услуг

Запасы продукта,

млн. руб.

Уровень обеспеченности /

его изменение за год, %

1

2

3

Продукты питания

Пищевое сырье

Водоснабжение

Товары первой необходимости

Коммунально-бытовые услуги (основные виды)

Медикаменты

5.4. Подготовка руководящего состава и работников РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о выполнении планов подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководящего состава и работников РСЧС (в %), в том числе о количестве обучаемых, прошедших подготовку (переподготовку) в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

о состоянии подготовки населения, занятого в сфере производства и обслуживания;

о создании с привлечением соответствующих организаций, учебных видеофильмов, слайдов, компьютерных обучающих программ, макетов, тренажеров, плакатов и других средств обучения и возможных источниках финансирования этой работы.

о предложениях по совершенствованию системы подготовки детей по ОБЖ (БЖД).

процент охвата неработающего населения учебными мероприятиями, проблемы финансирования учебного процесса;

о предложениях по совершенствованию обучения населения;

о степени соответствия учебной материально-технической базы современным требованиям (рис. – по решению исполнителя).

5.5. Состояние резервов материальных и финансовых ресурсов

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о состоянии резервного фонда субъекта Российской Федерации, предназначенного для предупреждения и ликвидации ЧС;

о размерах федеральной поддержки субъектов Российской Федерации, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;

о нормативно правовой базе в области создания, использования и восполнения резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

о планируемых и фактически созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации объемах резервов материальных и финансовых ресурсов, о размерах резервов, приходящихся на душу населения;

о результатах использования резервов материальных и финансовых ресурсов, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

об использовании запасов материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации ЧС, формируемых в составе государственного материального резерва;

по организации работы в области создания, использования и восполнения резервов.

5.6. Страхование и социальная поддержка населения

Аналитические материалы, содержащие следующую информацию:

о реализации мер приведения социальной поддержки населения, пострадавшего от ЧС, в соответствие с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

о мероприятиях, проведенных в минувшем году, в целях совершенствования социальной поддержки населения, пострадавшего от ЧС;

о размерах единовременных и компенсационных выплат гражданам за материальный ущерб или увечья (заболевания), полученные в связи с чрезвычайными ситуациями и выполнением работ по их ликвидации;

о количестве выданных государственных жилищных сертификатов гражданам, пострадавшим от ЧС;