Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к занятиям по радиационной и экологической медицине для студентов 2 курса, обучающихся по специальностям 1-79 01 01 Лечебное дело и 1-79 01 02 Педиатрия (раздел «Экологическая медицина»)

 

             

Рекомендации методические к занятиям по радиационной и экологической медицине для студентов 2 курса, обучающихся по специальностям 1-79 01 01 Лечебное дело и 1-79 01 02 Педиатрия (раздел «Экологическая медицина»)

20011/12 учебный год

Методические рекомендации к занятиям по радиационной и экологической медицине для студентов 2 курса, обучающихся
по специальностям 1-79 01 01 Лечебное дело и 1-79 01 02 Педиатрия

(раздел «Экологическая медицина»)

Занятие № 1

Тема: «1.1. Основы экологической медицины. Экологические факторы. Физические факторы. Влияние видимой области солнечного спектра и освещенности на человека»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Усвоение основ экологической медицины необходимо для формирования экологической направленности мышления будущих врачей, понимания механизмов формирования экологически обусловленной заболеваемости населения и выбора соответствующих лечебно-профилактических мероприятий.

Цели занятия:

1) сформировать экологическую направленность мышления студентов;

2) усвоить особенности подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней с позиций экологической медицины;

3) усвоить методику исследования биологических ритмов.

Задачи занятия:

1) подчеркнуть роль и место экологической медицины в современной системе подготовки врачебных кадров;

2) закрепить знания по основам общей экологии;

3) разобрать особенности подхода к диагностике, лечению и профилактике заболеваний с точки зрения экологической медицины;

4) показать наличие экологически зависимой заболеваемости населения при загрязнении окружающей среды.

5) усвоить патогенетические механизмы воздействия видимой области спектра солнечного света на организм человека.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ознакомление студентов с планом проведения занятий по экологической медицине, с требованиями, предъявляемыми к ним на кафедре, с критериями оценки знаний.

3. Инструктаж по технике безопасности.

4. Постановка цели и задач занятия.

5. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

6. Разбор темы занятия.

7. Лабораторные работы:

· «Оценка риска развития сезонного эмоционального заболевания»;

· «Биологические ритмы. Суточный ритм температуры и пульса человека» (разъяснения к самостоятельной работе дома).

8. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Понятия: «экология», «биогенез», «ноогенез», «ноосфера», «биосфера», «экосистема», «продуценты», «консументы» и «редуценты».

2. Уровни организации живой материи.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Экосистема: понятие, компоненты (экотоп и биоценоз), их характеристика. Основные принципы функционирования экосистем. Классификация экосистем по доступным источникам энергии; примеры экосистем и их особенности. Влияние деятельности человека на устойчивость экосистем.

2. Трофические уровни и пищевые цепи. Продуценты, консументы и редуценты. Закономерности передачи энергии и вещества по пищевой цепи. Концентрирование чужеродных химических веществ, в том числе токсичных соединений и радионуклидов, при продвижении по пищевой цепи.

3. Экологическая медицина (медицина окружающей среды): понятие, цели, задачи. Методы изучения влияния состояния окружающей среды на здоровье населения.

4. Понятие о «средовых заболеваниях». Вклад различных факторов и возможные механизмы развития экологически зависимых заболеваний. Экологически зависимая заболеваемость населения.

5. Особенности подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней с позиций экологической медицины. Необходимые действия общества и здравоохранения по защите населения от «средовых» заболеваний.

6. Влияние видимой области солнечного спектра и освещенности на человека.

7. «Зимняя депрессия (аффекивное сезонное расстройство)»: понятие, причины развития, клиническое проявление, профилактика и лечение.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 5 – 26.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие в 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 3-7, 31-39, 56-57.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 5 – 20.

Занятие № 2

Тема: «1.1. Основы экологической медицины. Экологические факторы . Влияние ультрафиолетового излучения на человека»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов воздействия экологических факторов на человека позволит выяснять причину заболевания и выбрать оптимальные для пациента лечебно-профилактические мероприятия.

Цель занятия:

закрепить знание патогенетических механизмов воздействия физических факторов окружающей среды на организм взрослого человека и ребенка с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

Задачи занятия:

1) усвоить особенности патогенетических механизмов действия ультрафиолетового излучения на организм человека и профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия.

2) усвоить методику оценки биологического действия УФИ.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Лабораторная работа: «Оценка биологического действия УФИ (определение типа чувствительности кожи и оценка риска развития рака кожи от воздействия УФИ)».

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Экологические факторы: понятие, примеры.

2. Характеристика электромагнитных излучений. Назвать спектр электромагнитных излучений по мере увеличения длины волны.

3. Строение кожи.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Экологические факторы: основные понятия, классификация. Характеристика абиотических и биотических экологических факторов.

2. Диапазоны УФИ, их роль в формировании ответных реакций организма на действие излучения.

3. Патогенетические механизмы действия физических факторов на организм человека. Влияние УФИ на человека на клеточном уровне.

4. Механизмы естественной защиты от повреждающего действия УФИ.

5. Типы чувствительности кожи к УФИ.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 20, 26 – 39.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие в 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 7-14.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: учебное пособ. – 2-изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 16, 20 - 26.

Занятие № 3

Тема: «1.1. Основы экологической медицины. Экологические факторы. Влияние ультрафиолетового излучения на человека (продолжение)»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов воздействия экологических факторов на человека позволит выяснять причину заболевания и выбрать оптимальные для пациента лечебно-профилактические мероприятия.

Цель занятия:

закрепить знание патогенетических механизмов воздействия физических факторов окружающей среды на организм взрослого человека и ребенка с учетом их анатомо-физиологических особенностей и профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия.

Задачи занятия:

1) закрепить знание особенностей патогенетических механизмов действия ультрафиолетового излучения на организм человека;

2) усвоить основные профилактические мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия ультрафиолетового излучения на организм;

3) усвоить методику оценки биологического действия УФИ.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Лабораторная работа: «Оценка биологического действия УФИ (расчет минимального времени солнечного воздействия, необходимого для обеспечения суточной потребности человека в витамине Д3 и времени безопасного воздействия УФИ)».

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Физические экологические факторы: понятие, примеры.

2. Характеристика ультрафиолетового излучения.

3. Строение кожи.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Основные величины, характеризующие действие УФИ на кожу: спектр эритемного действия (СЭД), минимальная эритемная доза (МЭД), УФ- индекс.

2. Детерминированные эффекты действия УФИ: основная характеристика, виды, патогенетические механизмы формирования.

3. Стохастические эффекты воздействия УФИ: характеристика, виды, факторы риска, патогенетические механизмы формирования.

4. Лекарственные соединения — модификаторы чувствительности организма к УФИ.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 26 – 39.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие в 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 7-14.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: учебное пособ. – 2-изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр.20 - 26.

Занятие № 4

Тема: «1.1. Основы экологической медицины продолж). Геомагнитные факторы».

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов воздействия геомагнитных экологических факторов на человека позволит выяснять причину заболевания и выбрать оптимальные для пациента лечебно-профилактические мероприятия.

Цель занятия: закрепить знание патогенетических механизмов воздействия физических факторов окружающей среды на организм взрослого и ребенка с учетом их анатомо-физиологических особенностей и профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия.

Задачи занятия:

1) усвоить особенности патогенетических механизмов действия геомагнитных факторов на организм человека и профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия;

2) закрепить методику исследования биологических ритмов.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Лабораторная работа: «Биологические ритмы. Суточный ритм температуры и пульса человека» (анализ и оценка полученных результатов).

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Биологические ритмы: понятие, виды.

2. Свободные радикалы: понятие.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Геомагнитные факторы: основные характеристики составляющих магнитного поля Земли, взаимодействие первичного космического излучения с магнитным полем Земли.

2. Факторы, воздействующие на организм человека во время магнитных бурь, ответная реакция организма. Механизм развития окислительного стресса.

3. Профилактика неблагоприятного воздействия геомагнитных факторов.

4. Метеочувствительность: понятие, классификация по степени тяжести клинических проявлений и типам метеопатических реакций.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 39-60.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 3 - 5.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: учебное пособ. – 2-изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 26-39.

Занятие № 5

Тема: «1.1. Экологические факторы. Химические факторы, эффекторы эндокринной системы» Защита ов.

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов воздействия экологических факторов на человека позволит выяснять причину заболевания и выбрать оптимальные для пациента лечебно-профилактические мероприятия.

Цель занятия: усвоить особенности патогенетических механизмов действия химических факторов на организм взрослого человека и ребенка, профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия.

Задачи занятия:

1) усвоить основные механизмы токсикокинетики ксенобиотиков;

2) усвоить патогенетические механизмы воздействия химических факторов окружающей среды на организм человека.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Ксенобиотики: понятие, примеры.

2. Гормоны, понятие, примеры.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Патогенетические механизмы действия химических факторов на организм человека. Чужеродные химические вещества (ксенобиотики): понятие, классификация, общая характеристика.

2. Свойства ксенобиотиков, определяющие их токсичность. Механизмы токсического действия. Токсикокинетика: резорбция ксенобиотика, распределение в организме, метаболизм ксенобиотика, экскреция. Особенности детского организма, обуславливающие его повышенную чувствительность к ксенобиотикам.

3. Эффекторы эндокринной системы: понятие, классификация, свойства, метаболизм и механизм действия, возможные последствия их длительного поступления в организм человека. Защитный эффект фитоэстрогенов.

4. Множественная химическая чувствительность: понятие, причины развития, клинические проявления, лечебно-диагностическая тактика. Экотоксикология.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 61 – 89.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: учебное пособ. – 2-изд., перераб. и

доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 40-57.

Занятие № 6

Тема: «1.1. Экологические факторы. Биологические факторы. Наследственность и окружающая среда » Защита ов

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов воздействия экологических факторов на человека позволит выяснять причину заболевания и выбрать оптимальные для пациента лечебно-профилактические мероприятия.

Цель занятия:

сформировать экологическую направленность мышления и усвоить особенности патогенетических механизмов действия биологических экологических факторов на организм взрослого и ребенка и профилактику возможных неблагоприятных последствий данного воздействия.

Задачи занятия:

1) усвоить патогенетические механизмы воздействия биологических факторов окружающей среды на организм взрослого и ребенка с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

2) усвоить основные мероприятия по профилактике экологически зависимой патологии человека с учетом влияния биологических факторов;

2) усвоить роль генетических факторов в возникновении экологически зависимой патологии человека;

3) усвоить основные мероприятия по профилактике экологически зависимой патологии человека с учетом анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и женщины.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Понятие «окружающая среда».

2. Понятие «источники» и «факторы» загрязнения окружающей среды. Перечислить наиболее распространенные из них.

3. Биологические факторы: понятие, примеры.

4. Виды взаимодействия живых организмов.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Патогенетические механизмы действия биологических факторов на организм человека. Грибы, в том числе Candida albicans, их значение в патологии человека.

2. Экзорфины: понятие, влияние на человека, примеры соединений.

3. Гиперчувствительная пневмония и «болезнь легионеров»: причины, клиника, лечение и профилактика.

4. Клещи домашней пыли, как загрязнители внутренней среды помещений.

5. Снижение неблагоприятного воздействия на человека биологических факторов.

6. Роль генетических факторов в возникновении экологически зависимой патологии человека. Механизмы генотоксичности ксенобиотиков. Типы мутаций. Мутации на хромосомном уровне. Процессы репарации ДНК. Значение геномной нестабильности в возникновении заболеваний у человека. Определение мутационных спектров – скрининг генотоксичных ксенобиотиков окружающей среды.

7. Характеристика окружающей среды ребенка.

8. Критические периоды внутриутробного развития человека. Анатомо-физиологические особенности организма ребенка, обусловливающие его большую чувствительность к действию факторов окружающей среды.

9. Понятие «физическая окружающая среда». Воздействие факторов физической окружающей среды на организм ребенка с учетом анатомо-физиологических особенностей на разных этапах его развития.

10. Понятие «биологическая окружающая среда». Особенности ее формирования на разных этапах онтогенеза. Пути поступления чужеродных веществ в организм на разных этапах пре- и постнатального периода развития. Факторы повышенной проницаемости кожи новорожденных для ксенобиотиков.

11. Особенности инкорпорации ксенобиотиков через дыхательную систему и желудочно-кишечный тракт в пре- и постнатальном периоде развития организма.

12. Особенности распределения и метаболизма ксенобиотиков на разных стадиях развития ребенка. Специфичность негативного действия эндокринных эффекторов, лучевой терапии, соединений свинца на детский организм.

13. Понятие «социальная окружающая среда». Факторы ее формирования. Задачи государства и общества по защите детей от вредного воздействия факторов окружающей среды. Влияние условий питания родителей на формирование здоровья ребенка.

14. Влияние качества окружающей среды на здоровье женщин.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр.101-130, 264-265.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: учебное пособ. – 2-изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 66-80, 155.

Занятие № 7

Тема: «1.1. Основы экологической медицины. Коллоквиум, контроль усвоения практических навыков по теме.

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Подведение итогов и контроль знаний по основам действия факторов внешней среды на организм человека (освещенность, ультрафиолетовое излучение, геомагнитные факторы, химические и биологические факторы).

Цель занятия: закрепить знания по причинно-следственные связи между загрязнением атмосферы и состоянием здоровья человека.

Задачи занятия:

1) Закрепить и систематизировать знания о возможных медицинских и экологических последствиях разнообразных факторов внешней среды на организм человека;

2) Закрепить понятие о существовании связи между заболеваемостью населения с состоянием среды обитания.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор патогенетических механизмов воздействия на организм человека факторов внешней среды (физических, химических, биологических).

4. Самостоятельное решение задач по расчету безопасного времени воздействия ультрафиолета на индивидуумов с различным типом кожи и разными значениями УФ-индекса.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Характеристика электромагнитных излучений.

2. Строение кожи.

3. Ксенобиотики.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Освещенность. Патогенетические механизмы формирование «зимней депрессии». Способы профилактики этого заболевания.

2. Диапазоны УФИ, их роль в формировании ответных реакций организма на действие излучения.

3. Патогенетические механизмы действия физических факторов на организм человека. Влияние УФИ на человека на клеточном уровне.

4. Механизмы естественной защиты от повреждающего действия УФИ.

5. Типы чувствительности кожи к УФИ.

6. Основные величины, характеризующие действие УФИ на кожу: спектр эритемного действия (СЭД), минимальная эритемная доза (МЭД), УФ- индекс.

7. Детерминированные эффекты действия УФИ: основная характеристика, виды, патогенетические механизмы формирования.

8. Стохастические эффекты воздействия УФИ: характеристика, виды, факторы риска, патогенетические механизмы формирования.

9. Лекарственные соединения — модификаторы чувствительности организма к УФИ.

10. Эффекторы эндокринной системы: понятие, классификация, свойства, метаболизм и механизм действия, возможные последствия их длительного поступления в организм человека. Защитный эффект фитоэстрогенов.

11. Патогенетические механизмы действия биологических факторов на организм человека (на примере Candida albicans).

12. Болезнь легионеров. Роль окружающей среды в возникновении этого заболевания.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 20 – 89, 101 - 109.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 3 - 14.

Дополнительная литература

1. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 3 -80.

Занятие № 8

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы . Экологические и медицинские последствия загрязнения атмосферы»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих атмосферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников загрязнения атмосферы и профилактики неблагоприятных последствий их воздействия на организм человека.

Цель занятия: усвоить причинно-следственные связи между загрязнением атмосферы и состоянием здоровья человека.

Задачи занятия:

1. усвоить сведения о возможных медицинских и экологических последствиях хронического действия загрязнителей атмосферного воздуха и продуктов их взаимодействия в атмосфере;

2. научить оценивать связь заболеваемости населения с состоянием среды обитания.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ов.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Атмосфера: определение, состав.

2. Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы.

3. Источники и факторы загрязнения атмосферы. Перечислить наиболее распространенные из них.

4. Физиологические и патологические формы гемоглобина.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Структура и состав атмосферы, источники ее загрязнения. Возможные медицинские последствия хронического воздействия основных компонентов, загрязняющих атмосферу, на организм человека в подпороговых концентрациях. Особенности пульмонотоксичности и гематотоксичности ксенобиотиков.

2. Озоновый слой: характеристика, защитная функция. Проблема разрушения озонового слоя. Экологические и медицинские последствия уменьшения общего количества стратосферного озона.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 130 - 174.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 80 - 106.

Занятие № 9

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы . Экологические и медицинские последствия загрязнения атмосферы (продолж.)» Защита ивных работ

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих атмосферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников загрязнения атмосферы и профилактики неблагоприятных последствий их воздействия на организм человека.

Цель занятия: усвоить причинно-следственные связи между загрязнением атмосферы и состоянием здоровья человека.

Задачи занятия:

1) усвоить сведения о возможных медицинских и экологических последствиях хронического действия загрязнителей атмосферного воздуха и продуктов их взаимодействия в атмосфере;

2) сформировать представление об эколого-эпидемиологической оценке риска для здоровья населения в зависимости от качества атмосферного воздуха;

3) закрепить навыки работы с научной литературой.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Источники загрязнения атмосферного воздуха в городах.

2. Физиологические и патологические формы гемоглобина.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Характеристика основных компонентов, загрязняющих атмосферу (оксиды углерода, азота, серы, летучие органические соединения, тяжелые металлы, пестициды и их метаболиты и др.).

2. Химические превращения оксидов азота, серы и углерода в атмосфере. Смог: понятие, виды, условия развития. Фотохимический смог; последствия воздействия фотохимических окислителей на организм человека.

3. Кислотные осадки: понятие, виды, действие на экосистемы и организм человека.

4. «Парниковый» эффект: понятие, причины развития. Экологические и медицинские последствия глобального повышения температуры на планете.

5. Особенности загрязнения атмосферного воздуха в городах в современных условиях, сопутствующие этому процессу изменения заболеваемости городского населения.

6. Трансграничное загрязнение воздуха, трансграничные газы. Участие Республики Беларусь в меж­дународных конвенциях и соглашениях по вопросам охраны атмосферно­го воздуха.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 147 - 174.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 80 - 106.

Занятие № 10

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих гидросферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников загрязнения гидросферы и профилактики неблагоприятных последствий воздействия ксенобиотиков на организм человека.

Цель занятия:

1) усвоить причинно-следственные связи между состоянием гидросферы и качеством питьевой воды и развитием патологии у человека.

Задачи занятия:

1) усвоить экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы;

2) усвоить особенности действия загрязнителей, поступающих с водой, на детский организм;

3) закрепить навыки проведения качественных реакций на основные загрязнители окружающей среды.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Выполнение лабораторной работы: «Определение неорганических загрязняющих веществ в питьевой воде» (железо и сульфаты), анализ полученных результатов.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Гидросфера: определение понятия, состав.

2. Влияние деятельности человека на состояние гидросферы.

3. Понятия: «тяжелые металлы», «микро- и макроэлементы», «удобрения», пестициды».

4. Источники поступления тяжелых металлов в питьевую воду.

5. Отчего зависит растворимость металлов в воде?

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Происхождение и функции воды на Земле. Общая характеристика и разновидности гидроэкосистем.

2. Факторы и источники естественного и антропогенного загрязнения гидросферы.

3. Эвтрофикация водоемов: понятие, причины развития, последствия.

4. Экологическая оценка состояния водных ресурсов РБ. Заболевания, связанные с загрязнением воды живыми организмами.

5. Характеристика и особенности действия ксенобиотиков, поступающих в организм человека с водой, в том числе особенности нейротоксичности и нефротоксичности.

6. Характеристика основных ксенобиотиков, содержащихся в воде: свинец, кадмий, фтор, хлор, летучие органические соединения. Специфические ранние признаки их воздействия на организм человека.

7. Заболевания, связанные с потреблением химически загрязненной воды. Основные способы снижения содержания ксенобиотиков в питьевой воде.

8. Экологически зависимая заболеваемость населения. Критерии качества питьевой воды: эпидемиологическая безопасность, безвредность по химическому составу, благоприятные органолептические свойства, радиационная безопасность.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 174 – 198.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.].– Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 21-22, 26-27.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002. – 198 с: стр. 107 – 121.

Занятие № 11

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Влияние состояния литосферы и качества продуктов питания на здоровье населения». Защита ивных работ

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы . Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих литосферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников поступления ксенобиотиков и профилактики неблагоприятных последствий их воздействия на организм человека.

Цель занятия:

усвоить медицинские мероприятия, направленные на профилактику эндемической патологии в Беларуси.

Задачи занятия:

1) познакомить с экологической характеристикой почв Республики Беларусь, с влиянием их особенностей на процессы миграции загрязнителей по пищевой цепи;

2) усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику эндемических заболеваний;

3) показать, что ухудшение экологической ситуации может стимулировать развитие эндемической патологии, характерной для данной местности;

4) закрепить навыки работы с научной литературой.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Понятия «литосфера», «почва».

2. Источники и факторы загрязнения литосферы. Перечислить наиболее распространенные из них.

3. Химические свойства нитратов и нитритов.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Общая характеристика почв Республики Беларусь. Влияние особенностей почв республики на процессы миграции загрязнителей по пищевой цепи. Особенности токсического действия ксенобиотиков при пероральном поступлении в организм человека.

2. Основные источники загрязнения почвы. Экологические и медицинские последствия интенсивного проведения агротехнических и агрохимических мероприятий, загрязнения почв сточными водами, выхлопными газами, радиоактивными элементами, отходами производства и потребления.

3. Геомедицина – область экологической медицины. Понятие об эссенциальных и неэссенциальных элементах и их роли в возникновении патологии у человека.

4. Естественная и антропогенная геохимическая провинция, взаимосвязь с соответствующей заболеваемостью населения.

5. Эндемическая патология в Республике Беларусь. Нормативы потребления йода для различных групп населения. Эпидемиологические критерии йодной обеспеченности населения. Йоддефицитные расстройства у населения республики. Условия и факторы, способствующие формированию эндемического зоба, влияние ксенобиотиков на функцию щитовидной железы. Неспецифическая и специфическая профилактика эндемического зоба. Побочные эффекты специфической йодной профилактики. Медицинский контроль эффективности йодной профилактики.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.:стр. 199 – 210.

2. Жерко О.М. и соавт. «Экологические и медицинские последствия загрязнения литосферы». Учебно - метод. пособие – Мн.: БГМУ. 2004 – 31 с.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002. – 198 с.: стр. 122 – 143.

Занятие № 12

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Влияние состояния литосферы и качества продуктов питания на здоровье населения (прод.)»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих окружающую среду и продукты питания, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников поступления ксенобиотиков в организм человека и профилактики неблагоприятных последствий их воздействия. Знание основ рационального питания необходимо для профилактики и устранения неблагоприятных последствий поступления ксенобиотиков в организм человека.

Цель занятия:

усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику экологических заболеваний, обусловленных загрязнением литосферы и продуктов питания.

Задачи занятия:

1) показать необходимость своевременных рекомендаций врача по экологически адекватному образу жизни в сохранении здоровья населения;

2) сформировать навыки анализа состава пищевых продуктов.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Лабораторная работа: «Оценка состава пищевых продуктов».

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Рациональное питание: понятие, принципы.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Краткая характеристика состава пищевых продуктов. Классификация ксенобиотиков пищевых продуктов.

2. Вредные химические вещества естественного происхождения; токсические соединения, образующиеся при определенных условиях в продуктах питания и организме человека. Биогенные амины.

3. Особенности гепатотоксичности ксенобиотиков, поступающих в организм с продуктами питания.

4. Генетически модифицированные организмы, использование их в продуктах питания для взрослых и детей. Риски, обусловленные распространением генетически модифицированных организмов.

5. Металлы как токсичные контаминанты пищевых продуктов [ртуть (Hg), медь (Cu), цинк (Zn), алюминий (Al), стронций (Sr), мышьяк (As)]: характеристика; источники их поступления в продукты питания и организм человека, механизмы действия, медицинские последствия их поступления в организм.

6. Пестициды: понятие, классификация. Полихлорированные бифенилы и диоксины как опасные загрязнители окружающей среды. Источники поступления в окружающую среду. Эколого-медицинские последствия накопления в биосфере.

7. Мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения пищевых продуктов чужеродными химическими веществами с учетом их токсичности, кумулятивных свойств и устойчивости в окружающей среде.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007– 368 с.: стр. 210 - 249.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с: стр. 122 - 143.

Занятие № 13

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Влияние состояния литосферы и качества продуктов питания на здоровье населения (продолж.). Детоксикация ксенобиотиков»

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих окружающую среду и продукты питания, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников поступления ксенобиотиков в организм человека и профилактики неблагоприятных последствий их воздействия. Знание основ рационального питания и биохимических механизмов детоксикации ксенобиотиков необходимо для профилактики и устранения неблагоприятных последствий поступления ксенобиотиков в организм человека.

Цели занятия:

1) усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику экологических заболеваний, обусловленных загрязнением литосферы и продуктов питания;

2) усвоить возможные варианты коррекции эффективности детоксикации ксенобиотиков.

Задачи занятия:

1) усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику эффектов воздействия нитратов, нитритов и нитрозосоединений на организм взрослого человека и ребенка с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

2) показать возможности коррекции детоксикации ксенобиотиков с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма;

3) показать необходимость своевременных рекомендаций врача по экологически адекватному образу жизни в сохранении здоровья населения;

4) закрепить навыки работы с научной литературой.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Выполнение лабораторной работы: «Количественное определение содержания нитритов/нитратов в растительных продуктах», анализ полученных результатов.

6. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Цитохромы: определение понятия, функции цитохромов в организме.

2. Рациональное питание: понятие, принципы.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Нитраты, источники поступления в организм человека, метаболизм, механизм повреждающего действия, медицинские последствия их поступления в организм, роль в развитии патологии детского возраста.

2. N-нитрозосоединения: понятие, источники поступления, механизмы действия, медицинские последствия их поступления в организм.

3. Детоксикация ксенобиотиков: понятие, фазы. Химическая модификация ксенобиотиков. Система микросомального окисления. Цитохром Р-450. Основные пути окисления гидрофобных субстратов. Понятие о метаболической активации. Ингибиторы и индукторы микросомального окисления. Конъюгация ксенобиотиков; ферменты, участвующие в реакциях конъюгации, регуляция их активности.

4. Особенности питания населения в условиях хронического низкодозового радиационно-химического воздействия. Профилактика возможных неблагоприятных последствий поступления ксенобиотиков с продуктами питания в организм человека.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 89 - 100, 302 - 323.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 24 - 26.

3. Жерко О.М. и соавт. «Профилактика эффектов воздействия ксенобиотиков у лиц, проживающих в условиях экологического неблагополучия»: Метод. рекомендации. – Мн.: БГМУ. 2001 – 22 с.

Дополнительная литература

4. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с: стр. 58 – 65, 122 - 143.

Занятие № 14

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Медицинские аспекты влияния внутренней среды помещений на состояние здоровья населения. НИЭМИ.» Защита ивных работ

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание особенностей экологической характеристики среды обитания человека, понимание причинно-следственных связей между наличием электромагнитного загрязнения внутренней среды помещений и заболеваемостью населения необходимо студентам для правильной оценки влияния факторов окружающей среды на развитие патологии.

Цель занятия:

усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику возможных последствий, обусловленных электромагнитным загрязнением окружающей среды.

Задачи занятия:

1) усвоить критические органы при действии ЭМП;

2) научить оценивать электромагнитную обстановку в помещении;

3) усвоить мероприятия, позволяющие оптимизировать электромагнитные нагрузки на человека;

4) закрепить навыки работы с научной литературой.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Лабораторная работа: «Оценка электромагнитной обстановки в помещении», анализ полученных результатов.

6. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Характеристика и спектр электромагнитных излучений.

2. Неионизирующие электромагнитные излучения.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Экологическая характеристика среды жилых и общественных помещений. Физические, химические, биологические факторы внутренней среды помещений, влияющие на состояние здоровья человека.

2. Характеристика неионизирующих электромагнитных излучений. Международная классификация электромагнитных волн по частотам. Медицинские аспекты воздействия неионизирующих электромагнитных излучений на организм человека.

3. Электросмог: понятие, источники, особенности, снижение неблагоприятных последствий его воздействия на население.

4. Радиотелефония. Мобильная связь: принципы, особенности влияния пульсирующего излучения на организм человека. Особенности нормирования.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 249 – 250, 270 - 302.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 28 - 30.

Дополнительная литература

3. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГМУ, 2002. – 198с: стр. 144, 157 - 167.

Занятие № 15

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы. Медицинские аспекты влияния внутренней среды помещений на состояние здоровья населения (продолж.)».

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание особенностей экологической характеристики среды обитания человека, понимание причинно-следственных связей между наличием ряда загрязнителей внутренней среды помещений и заболеваемостью населения необходимо студентам для правильной оценки влияния факторов окружающей среды на развитие патологии.

Цель занятия:

1) усвоить особенности клинических проявлений, раннюю диагностику и профилактику экологических заболеваний, обусловленных загрязнением внутренней среды помещений.

Задачи занятия:

1) усвоить возможные эффекты, развивающиеся в организме человека в результате действия наиболее часто встречающихся контаминантов внутренней среды помещений;

2) научить оценивать связь заболеваемости населения с состоянием среды обитания.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Лабораторная работа: «Оценка риска для здоровья при действии факторов окружающей среды».

5. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Связь между табакокурением и состоянием здоровья населения.

2. Параметры микроклимата жилых помещений: оптимальные и предельно допустимые значения.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Влияние основных компонентов табачного дыма на организм взрослого и ребенка.

2. Природный газ и продукты его сгорания. Особенности действия диоксида азота на женский и детский организм. Сероводород. Радон. Возможные совокупные эффекты, вызываемые в организме человека природным газом и продуктами его сгорания.

3. Летучие органические соединения (ЛОС). Формальдегид. Пентахлорфенол.

4. Асбест: характеристика, основные варианты использования, источники поступления в воздух жилых помещений, пути поступления в организм, основные эффекты.

5. «Синдром больного здания»: понятие, причины развития, клинические проявления (сенсорное раздражение, раздражение кожи, астенические и специфические реакции), лечебно-диагностическая тактика.

6. Этапы оценки риска для здоровья при действии факторов окружающей среды. Расчет канцерогенного риска за счет перорального или ингаляционного поступления ксенобиотиков в организм.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.: стр. 249– 270, 342 - 358.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.: стр. 144 – 157, 182 – 192.

Занятие № 16

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы». Коллоквиум

Занятие № 16

Тема: «1.2. Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы». Коллоквиум

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы . Подведение итогов и контроль знаний по основам действия загрязнителей окружающей среды на организм человека (эколого-медицинские последствия загрязнения: атмосферы, гидросферы и литосферы, внутренней среды помещений).

Цель занятия:

закрепить знания по причинно-следственные связи между поступлением ксенобиотиков в организм и состоянием здоровья человека.

Задачи занятия:

1) Закрепить алгоритм оценки риска для здоровья при действии факторов окружающей среды.

2) Закрепить практические навыки по расчету канцерогенного риска за счет перорального или ингаляционного поступления ксенобиотиков в организм.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия – 5 мин.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой – 20 мин.

3. Опрос по вопросам коллоквиума – 60 мин.

4. Решение задач по оценке риска для здоровья при действии факторов окружающей среды – 20 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Рациональное питание: понятие, принципы.

2. Источники и факторы загрязнения литосферы, гидросферы, атмосферы.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Оксиды углерода. Механизм токсического действия на человека. Парниковый эффект.

2. Оксиды азота: их характеристика. Фотохимический смог: действие на организм.

3. Оксиды серы. Химический смог и кислотные осадки.

4. Стратосферный озон. Проблема разрушения озонового слоя.

5. Эвтрофикация водоемов. Эколого-медицинская характеристика хлора и летучих органических соединений, содержащихся в воде.

6. Эндемическая недостаточность поступления йода в организм. Струмогенные факторы.

7. Ртуть: источники поступления, медицинские последствия поступления в организм.

8. Кадмий: источники поступления, медицинские последствия поступления в организм.

9. Свинец: источники и последствия поступления в организм человека.

10. Алюминий: источники и последствия поступления в организм человека.

11. Полихлорированные бифенилы и диоксины: последствия накопления в биосфере.

12. Нитриты и нитраты: основные источники поступления, действие на организм человека.

13. Влияние компонентов табачного дыма и продуктов его сгорания на организм человека.

14. Влияние компонентов природного газа и продуктов его сгорания на организм человека.

15. Множественная химическая чувствительность: факторы, способствующие ее развитию.

16. Неионизирующие электромагнитные излучения: понятие, классификация.

17. Механизмы биологического действия электромагнитных полей.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 – 198 с.

3. Асаенок И.С., Новиков Е.В., Филонов В.П., Шупейко И.Г. Среда обитания человека, здоровье, работоспособность: методы оценки и анализа. Учебное пособие, Мн., БГУИР, 1997г.

Занятие № 17

Тема: «1.3. Мониторинг окружающей среды и состояние здоровья населения. Защита ивных работ. Закрепление практических навыков по решению задач» Защита ов.

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание нормативно-правовых основ охраны среды обитания человека необходимо студентам для оценки адекватности условий проживания и выбора рекомендаций по экологически адекватному образу жизни и сохранению здоровья населения.

Цель занятия:

1) усвоить оценку риска здоровью человека, обусловленного изменением и загрязнением окружающей среды.

Задачи занятия:

1) рассмотреть роль биологических ресурсов в поддержании стабильности биосферы;

2) познакомить студентов с основными принципами организации социально-гигиенического мониторинга;

3) усвоить методы оценки и контроля качества окружающей среды;

4) показать необходимость своевременных рекомендаций врача, в частности педиатра, по экологически адекватному образу жизни в сохранении здоровья населения;

5) закрепить навыки работы с научной литературой.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической и нормативно-правовой литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Защита ивных работ.

5. Закрепление практических навыков по решению задач.

6. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Понятия: «охрана окружающей среды» и «мониторинг».

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Биологические ресурсы: понятие, классификация, характеристика; значимость для биосферы. Экологические и медицинские последствия ин­тенсивного вовлечения ресурсов продуцентов в хозяйственную деятель­ность.

2. Рекреационные ресурсы: понятие, значение их правильного использования для восстановления трудоспособности и здоровья человека.

3. Мониторинг: понятие, виды. Системы глобального и локального мониторинга. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМГС).

4. Экологический мониторинг. Биоиндикация: понятие, виды, тест-организмы и системы. Социально-гигиенический мониторинг (СГМ): понятие, цели, задачи, этапы.

5. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения: метод моделирования на животных, наблюдение за населением (анкетно-опросный метод, обработка статистических данных, эпидемиологические исследования), оценка риска для здоровья при действии факторов окружающей среды.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.:стр. 323 – 341.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособ. – 2-е изд., перераб и доп. – Мн.: БГМУ, 2002. – 198 с: стр. 144 – 157.

3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

4. Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».

Занятие № 18

Тема: «1.3. Мониторинг окружающей среды и состояние здоровья населения (продолж.)». Зачет

Общее время занятия - 2 часа.

Мотивационная характеристика темы. Знание нормативно-правовых основ охраны среды обитания человека необходимо студентам для оценки адекватности условий проживания и выбора рекомендаций по экологически адекватному образу жизни и сохранению здоровья населения.

Цель занятия:

усвоить оценку риска здоровью человека, обусловленного изменением и загрязнением окружающей среды.

Задачи занятия:

1) усвоить методы оценки и контроля качества окружающей среды;

2) показать необходимость своевременных рекомендаций врача, в частности педиатра, по экологически адекватному образу жизни в сохранении здоровья населения.

3) познакомить студентов с основными принципами экологического права и усвоить права и обязанности граждан РБ по сохранению окружающей среды.

План занятия:

1. Постановка цели и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с учебно-методической и нормативно-правовой литературой.

3. Разбор темы занятия.

4. Подведение итогов занятия № 16 и зачет по разделу «Экологическая медицина».

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Понятия: «охрана окружающей среды» и «мониторинг».

2. Виды ответственности за правонарушения.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Особо охраняемые природные территории: понятие, виды, значимость для биосферы и человека.

2. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды. Основные принципы экологического права.

3. Природоохранное и природоресурсное законодательство: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и др. Право граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Ответственность за нарушение норм экологического права.

Литература

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие /А.Н.Стожаров – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с., стр. 333 – 341.

2. Лабораторные работы по радиационной медицине и экологии: учеб.-метод. пособие. В 2-х ч. Ч 2. – Экология / А.Н. Стожаров [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2006. – 59 с.: стр. 40 - 57.

Дополнительная литература

3. Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».

4. Закон Республики Беларусь «Об отходах производства и потребления».

5. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».


Методические рекомендации по радиационной и экологической медицине (раздел «Экологическая медицина») для студентов 2 курса, обучающихся по специальностям
1-79 01 01 Лечебное дело и 1-79 01 02 Педиатрия, рассмотрены и утверждены на заседании кафедры радиационной медицины и экологии.

Протокол № 11 от 24 июня 2011г.

Заведующий кафедрой радиационной

медицины и экологии, профессор ______ А.Н. Стожаров