Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению курсовых работ

 

             

Рекомендации методические по выполнению курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Одним из видов самостоятельной работы студентов БХФ является выполнение курсовой работы по дисциплинам, занимающее важное место в структуре профессиональной подготовки учителя биологии. содержит элементы научного исследования. В процессе выполнения курсовой работы студенты овладевают специальными методами исследований, приобретают навыки работы с научной литературой, знакомятся с правилами оформления курсовых, дипломных и других научных работ.

Темы курсовых работ предлагаются студентам в соответствии с научной тематикой кафедры или научно-исследовательских учреждений, на базе которых выполняется работа, и с учетом научных интересов студентов. Целесообразно выполнение курсовой работы осуществлять в одном научном направлении, что существенно расширяет возможности выбора актуальной темы и облегчает составление плана работы.

может быть:

1) литературной (обзор литературы по определенной проблеме, иностранной или отечественной работы и т. п.);

2) экспериментальной (самостоятельные исследования студента, изучение и овладение им методикой эксперимента, сбор гербариев, изучение и описание коллекций и др.);

3) теоретической (математическая модель биосистемы, популяционно-генетическая или экологическая задача и т. п.).

Экспериментальная должна состоять из двух частей. В первой части рассматриваются различные подходы к изучаемому вопросу, вторая часть работы содержит описание содержания и результатов опытно-экспериментальной проверки. При написании курсовой работы студенты знакомятся с логикой научных исследований в области биологии, учатся анализировать биологическую литературу.

состоит из введения, одной или нескольких глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновываются актуальность темы, новизна, практическая значимость, цель и задачи работы, методы исследований и гипотеза (научное предположение), определяются объект предмет исследования. Объектами исследований являются человек и животные.

Предмет исследований – это совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая специального изучения.

Задачи исследования должны охватывать все гипотетические предположения. Их можно представить как конкретные пути достижения цели исследования, поэтому они обязательно должны соотноситься с целью научной работы.

Выбор методов исследования зависит от особенностей решаемых задач, специфики проблемы и возможностей исследователя.

Содержание исследования по теме курсовой работы раскрывается в ее основной части, представленной одной или несколькими главами. Логика изложения проблемы исследования обеспечивается соответствием выбранных методов целям и задачам исследования, а также разбивкой глав на параграфы, что дает возможность работать с более мелкими блоками материала, обеспечивая логическую завершенность каждого отдельного блока и логический переход к следующему.

Основная часть работы заканчивается выводами и предложениями в соответствии с целями исследований.

Выбор темы курсовой работы определяется ее актуальностью и практической значимостью, интересами студента к той или иной проблеме, а также имеющимися материалами наблюдения. Правильному выбору поможет внимательное ознакомление со списком предлагаемых работ. При этом следует иметь в виду, что данная тематика не является обязательной, студент может предлагать встречные проблемы и формулировать самостоятельно цели и задачи исследования.

Выбрав тему курсовой работы, студент составляет библиографию по данной теме, изучает историю вопроса в отечественной и зарубежной литературе, конспектирует и анализирует различные точки зрения на данную проблему. Это осуществляется на подготовительном этапе исследования.

До проведения экспериментальной работы проводится пробный эксперимент на двух-трех изучаемых объектах. Его цель - проверка надежности методики, доступности инструкции и экспериментального материала, уточнение критериев анализа результатов исследования, состава испытуемых. Обычно в эксперименте должны участвовать не менее 20 человек или животных (если в эксперименте проводятся лабораторные методы анализов).

При написании экспериментальной курсовой работы необходимо четко определить возраст испытуемых, продумать критерии результативности проводимых исследований, а также практическую значимость работы, возможность использования результатов эксперимента на практике.

Следует особо остановиться на вопросе определения актуальности исследования. Важно показать отличие предлагаемого в исследовании подхода к проблеме от других подходов, важность рассмотрения данной проблемы в связи с современной ситуацией, сложившейся в системе образования, а также с современной общественно-политической обстановкой.

Для проведения эксперимента могут быть созданы экспериментальная и контрольная группы, в этом случае экспериментальные условия создаются только в экспериментальной группе, затем повторный констатирующий эксперимент, проведенный в обеих группах, поможет путем сравнения полученных результатов судить об эффективности экспериментальных условий.

После тщательного изучения материалов экспериментов студент приступает к обработке полученных данных и их оформлению. Главная цель исследования состоит в интерпретации полученных результатов. Осуществляется это путем количественного анализа результатов эксперимента, который состоит в сопоставлении полученных данных по сериям, исходя из специфики данной темы. Сравнивая данные показатели, можно найти среднее арифметическое, коэффициент корреляции и т. д. Итоги количественного анализа оформляются в сводных таблицах, а также в виде графиков и диаграмм. Оформление результатов эксперимента происходит на завершающем этапе исследования. На данном этапе также формулируются выводы по работе, и осуществляется ее оформление.

Пример оформления титульного листа курсовой работы

 

 

 

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Тобольский государственный педагогический институт
им. Д.И.Менделеева»

Кафедра зоологии и экологии

Система крови в процессе онтогенеза. Влияние различных условий жизнедеятельности на систему крови детей и подростков

________________________________________________

(название курсовой работы)

студента __(Ф.И.О.)_____

группа, курс ___________

факультет _____________

Научный руководитель:

___________________

Тобольск - 2007