Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по учебной практике по уходу за больными (терапия) для студентов 2-го курса лечебного факультета Витебск, 2010

 

             

Рекомендации методические по учебной практике по уходу за больными (терапия) для студентов 2-го курса лечебного факультета Витебск, 2010

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государственное учреждение образования

ВИТЕБСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ (терапия)

для студентов 2-го курса лечебного факультета

Витебск, 2010

ВВК 53.508р30

М.54

Г.И. Юпатов, О.В. Драгун, Л.М. Немцов, М.С. Дроздова, Л.В.Соболева, И.В. Арбатская, В.Т.Валуй, Л.В. Бабенкова.

Методические рекомендации по учебной практики по уходу за больными (терапия) составлен в соответствии Типовой учебной программой по дисциплине «Основы ухода за больными» для студентов высших учебных учреждений по специальности 1-79 01 01 лечебное дело от 7.07.2009г., рег. № ТД - L.051/тип, рабочей программой учебной практики по уходу за больными, утвержденной ___________ 2009 г. и учебным планом.

Рецензент: доцент кафедры поликлинической терапии ВГМУ, к.м.н. К.Н.Егоров

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней (протокол №___от __________20___ г.) обсужден и утвержден на заседании ЦУМС ВГМУ (протокол № ___ от __________20___ г.).

@Издательство Витебского государственного медицинского университета, 2010

1. Учебные и воспитательные цели.

1. Изучение механизмов функционирования лечебных учреждений;

2. Закрепление практических навыков полученных на практических занятиях по предмету «Основы ухода за больными» (терапия);

3. Совершенствование коммуникативных навыков межличностных отношений с пациентами и персоналом учреждений здравоохранения.

2. Студент должен знать:

1. организационно-распорядительные документы, инструкции по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения (УЗ);

2. перечень дезинфицирующих средств, правила их приготовления и использования;

3. основные мероприятия по обеспечению микроклимата, гигиенического ухода и питания больных;

4. требования к организации безопасных условий труда младшего медицинского персонала,

5. правила наблюдения и ухода за больными с различными заболеваниями внутренних органов,

6. правовые и этические нормы обращения с трупом.

3. Студент должен уметь:

1. обеспечить воздушный, температурный режим в помещении, благоприятные психологические и физиологические условия жизни для пациентов в учреждениях здравоохранения, в домашних условиях;

2. провести обработку рук и применять защитные средства (перчатки, гели и т.п.);

3. приготовить дезинфицирующие средства и осуществить все виды санитарной обработки помещения, предметов ухода за больным в учреждениях здравоохранения и в домашних условиях;

4. осуществлять гигиенический уход за больным с различными заболеваниями внутренних органов,

5. измерить температуру тела у больного в подмышечной ямке,

6. оказать помощь лихорадящему больному,

7. подсчитать частоту дыхания, определить пульс и его свойства, измерить артериальное давление,

8. оказать помощь при приеме пищи и жидкости, использовании карманного ингалятора,

9. оказать помощь при рвоте, поносе,

10. подать больному судно и мочеприемник.

4. Мотивация учебной практики.

Учебная практика в качестве помощника медицинской сестры для студентов 2-го курса лечебного факультета является обязательной формой подготовки по специальности «Лечебное дело» 1-79.01.01.

5. Методика проведения практики

Преподавание предмета «Учебная практика» осуществляется в форме управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС) в терапевтических отделениях УЗ, совмещенной с практическими занятиями по дисциплине «Основы ухода за больными», а также в виде двух вечерних дежурств и написания а.

Примерный объем работы в терапевтических отделениях, приемном покое и РАО приведены ниже.

От учебной практики освобождаются студенты, имеющие среднее медицинское образование и стаж практической работы не менее 1 года в УЗ в качестве палатной (процедурной) медицинской сестры.

6. Содержание учебного материала

1. Работа в приемном покое (1 день).

Прием больного и его регистрация. Санитарная обработка больного (полная и частичная). Обработка больного при выявлении педикулеза. Стрижка волос и ногтей. Приготовление к проведению гигиенической ванны, мытье под душем, наблюдение за больными при приеме ванны.

Дезинфекция. Виды, способы, методы дезинфекции. Влажная уборка помещений приемного покоя. Текущая и заключительная дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в помещениях.

Стерилизация. Контроль стерильности изделий медицинского назначения.

Оценка функционального состояния больного. Уход за больными, транспортировка и перекладывание больных с ограниченным самообслуживанием.

2. Работа в отделении интенсивной терапии (РАО) (1 день).

Комплексные методы наблюдения и ухода за больными в палате интенсивной терапии. Особенности ухода за пациентами пожилого и старческого возраста. Уход за тяжелыми и агонирующими больными. Правовые и этические нормы обращения с трупом. Методы дезинфекции предметов ухода.

3. Работа в терапевтическом отделении (7 дней).

Оценка функционального состояния больного. Уход за больными, транспортировка и перекладывание больных с ограниченным самообслуживанием. Утренний туалет. Уход за полостью рта, глазами, ушами, носом. Уход за кожей и профилактика пролежней. Подкладывание резинового круга. Уход за кожей при наличии пролежней. Подмывание больного.

Положение больного в постели. Перемещение больного в постели. Функциональная кровать. Приготовление постели. Приемы смены постельного и нательного белья у тяжелобольных. Методы термометрии, регистрация полученных данных. Помощь и уход за больными при лихорадке.

Признаки нарушения внешнего дыхания, их оценка и помощь больному при кашле. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и раздача индивидуальных плевательниц для сбора мокроты в противотуберкулезных учреждениях здравоохранения. Помощь больному при использовании ингалятора.

Исследование пульса и артериального давления: методика измерения, регистрация полученного результата. Отеки: виды, причины возникновения, методы выявления. Понятие о водном балансе, ведение листов учета водного баланса. Гигиенические мероприятия, помощь больному при приеме жидкости.

Диурез, метод регистрации. Помощь больному при нарушении мочеотделения. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача больному мочеприемника.

Зондовое и парентеральное питание. Помощь больным при рвоте, метеоризме. Методы дезинфекции предметов ухода: желудочный зонд, газоотводная трубка. Промывание желудка, введение газоотводной трубки в прямую кишку.

Уход и помощь больным при поносе, запоре, недержании кала. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача судна. Подготовка пациента и условия для выполнения очистительной клизмы.

7. Формы контроля и учет выполненной работы.

Текущий контроль за прохождением учебной практики осуществляется преподавателем путем проверки индивидуальных дневников учета выполняемой работы. При необходимости преподаватель проводит опрос студентов по деталям выполненных манипуляций за время дежурств.

Итоговый контроль включает проверку объема выполняемой работы, составленной студентом в виде индивидуального отчета (согласно образца) и представленных результатов УСРС ().

Каждый студент оформляет на актуальные темы, которые подлежат сдаче на кафедру по окончании каждого семестра. При подготовке а используется не менее 2-3 источников. Рекомендуемые темы рефератов приведены в приложении 2, образец выполнения титульного листа реферата приведен в приложении 3.

Для повышения активности студентов в процессе овладения ими практических навыков разработана рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинговая оценка за практику складывается из оценок за конкретные пункты основного процесса (максимальная оценка 9 баллов). Критерии рейтинговой оценки знаний за учебную практику по уходу за больными по терапии представлены в таблице:

Основной рейтинг (максимум 10)

Творческий рейтинг

(максимум 2)

Рейтинг нарушений

(максимум 4)

Наименование

Maxоценка

б

а

л

л

ы

Наименование

баллы

Наименование

б

а

л

л

ы

Оформление документов по образцу с положительной характеристикой

2

Высокое качество работы (2 балла)

Недобросовестное отношение к обязанностям

(1балл)

Зачёт в установленный срок

1

Деятельность, повышающая авторитет студентов ВГМУ

(1 балл)

Недисциплинированность

(1балл)

Навыки первого уровня Выполнено >50%

Выполнено > 75%

0,45

1,0

Нарушение этики и деонтологии

(1балл)

Навыки второго уровня Выполнено >50%

Выполнено > 75%

0,45

1,0

Несоблюдение времени работы (1балл)

Навыки третьего уровня Выполнено >50%

Выполнено > 75%

0,45

1,0

с выводами и указанием источников доп. литературы

2,0

Беседа с планом

1,0

Оценка защиты дневника:

4 - 5

6 - 7

8 - 9

0,2

0,45

1

Перечень практических навыков 1, 2 и 3 уровня представляется в дневнике в виде таблицы. Дополнительные баллы назначаются студенту за работу сверх установленного стандарта – творческий рейтинг.

В случаях грубых нарушений, оговоренных в графе «рейтинг нарушений» снимаются штрафные баллы.

Максимальная оценка за практику 10 баллов, минимальная положительная 4 балла.

Студент получает зачет по учебной практике, если он выполнил необходимый минимум практических умений и навыков: правильно оформил дневник учебной практики, выполнил задания по УСРС, не имел замечаний от медицинского персонала и руководителей практики.

Если студент не выполнил минимум практических навыков, заданий по УСРС зачет не выставляется.

8. Перечень практических навыков и уровень их освоения.

Уровни освоения практических навыков:

1 – знать теоретически, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению;

2 – знать теоретически, оценить, принять участие в работе медицинского персонала;

3 – знать теоретически, выполнить самостоятельно.

Практические навыки

Рекомендовано

количество

уровень

освоения

1.

2.

3.

4.

1.

Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов

3-5

3

2.

Текущая дезинфекция (уборка) палат и процедурных кабинетов

10-15

3

3.

Генеральная дезинфекция палат и процедурных кабинетов

1-2

3

4.

Определение антропометрических показателей

5-8

3

5.

Полная и частичная санитарная обработка больного

3-5

3

6.

Транспортировка больного на кресле – каталке, носилках-каталке и вручную на носилках

8-10

3

7.

Перекладывание больного с кровати на каталку, с каталки на кровать

8-10

3

8.

Смена нательного белья тяжелобольному

5-8

3

9.

Смена постельного белья тяжелобольному

5-8

3

10.

Подготовка постели для больного

5-8

3

11.

Уход за кожей, ногтями. Профилактика пролежней

3-5

3

12.

Проведение туалета полости рта

2-3

3

13.

Уход за глазами

2-3

3

14.

Проведение туалета ушей

2-3

3

15.

Проведение туалета носа

2-3

3

16.

Уход за волосами

2-3

3

17.

Обработка больного при выявлении педикулеза

1-2

1

18.

Кормление тяжелобольных

5-8

3

19.

Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе

20-35

3

20.

Дезинфекция медицинского термометра

20-35

3

21.

Предстерлизационная очистка изделий медицинского назначения

3-5

3

22.

Проведение пробы на качество очистки изделий медицинского назначения от крови и моющего раствора

3-5

2

23.

Подсчет частоты дыхания больного

8-10

3

24.

Дезинфекция индивидуальных плевательниц при сборе мокроты

3-5

3

25.

Помощь больному при использовании ингалятора

3-5

3

26.

Подсчет пульса на периферических артериях

10-15

3

27.

Измерение артериального давления

10-15

3

28.

Дезинфекция стетофонендоскопа и сфигмоманометра

10-15

3

29.

Оказание доврачебной помощи при рвоте

1-2

3

30.

Введение газоотводной трубки

3-5

3

31.

Подача судна больному в постель

5-8

3

32.

Постановка очистительной клизмы

5-8

3

33.

Подготовка больного к зондированию желудка

3-5

2

34.

Подача больному мочеприемника

8-10

3

35.

Дезинфекция и хранений использованных предметов ухода (зонда, наконечника, кружки Эсмарха, судна, мочеприемника)

10-15

3

36.

Оказание доврачебной помощи при лихорадке

5-8

2

9. Основная и дополнительная литература.

Основная литература

1. Юпатов Г.И., Доценко Э.А., Ольшанникова В.В. Общий уход за больными (терапия). Учебное пособие.- Витебск: ВГМУ,2007.- 191 с.

2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А.. Основы общего ухода за больными// Учеб. пособие. Москва: Медицина, 1991.

3. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В.. Общий уход за больными// Учеб. пособие. Москва: Медицина, 1988.

Дополнительная литература

4. Общий уход в терапевтической клинике. 15 практических занятий./ Под ред. проф. В.Н. Ослопова - М.: МЕДпресс-информ, 2002.- 168 с.

5. Яромич И.В. Сестринское дело и манипуляционная техника: учебник/ И.В.Яромич. - Мн.: выш. шк., 2006.- 527 с.

6. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Н.Р. Палеева. Москва: Медицина, 1989.

Приложение 1

Образец заполнения дневника дежурств

Учебная практика : дата ______________отделение_____________________

Выполненная работа

Количественные показатели

1.

Транспортировка больных

3 больных

2.

Измерение температуры

15 больных

3.

Промывание желудка

1 больной

4.

Дезинфекция палат

2 палаты

Подпись преподавателя (Ф.И.О.)

Вечернее дежурство: дата _____________отделение_____________________

Выполненная работа

Количественные показатели

1.

Транспортировка больных

3 больных

2.

Измерение температуры

15 больных

3.

Промывание желудка

1 больной

4.

Дезинфекция палат

2 палаты

Подпись дежурной медсестры (Ф.И.О.)

Подпись дежурного врача (Ф.И.О.)

Подпись преподавателя (Ф.И.О.)

Приложение 2

Тематика ивных работ

1. Уход за больными – понятие. Врач как организатор квалифицированного ухода за больными.

2. Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала.

3. Роль медперсонала в лечении и уходе за больными. Общение и психологическое влияние как эффективное средство помощи больным людям.

4. Моральная и юридическая ответственность медицинских работников.

5. Ятрогении: причины возникновения, профилактика.

6. Биомеханика в сестринской практике.

7. Безопасная больничная среда.

8. Понятие о внешней и внутренней картине болезни.

9. Типы лечебных учреждений. Структура и организация работы типовой лечебно-профилактической организации.

10. Должностные обязанности палатной медсестры.

11. Личная гигиена пациентов и обслуживающего персонала.

12. Санитарная обработка больного.

13. Педикулез: причины, профилактика, меры борьбы.

14. Пролежни: причины, профилактика, лечение.

15. Лихорадка: причины, виды температурных кривых. Наблюдение и уход за лихорадящими больными.

16. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

17. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения.

18. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения.

19. Наблюдение и уход за больными при поражении центральной нервной системы, после хирургических вмешательств на органах брюшной полости.

20. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и органов мочевыделения.

Приложение 3

Оформление титульного листа а (образец)

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Зав. кафедрой пропедевтики

внутренних болезней,

д.м.н., профессор Г.И. Юпатов

ТЕМА: Ятрогении: причины возникновения, профилактика.

Выполнил студент 10 группы

2 курса леч.- проф. факультета

Петров А.И.

Преподаватель – доцент,

к.м.н. О.В. Драгун

Витебск

2010

Методические рекомендации по учебной практике

по уходу за больными (терапия)

Редактор Н.Ю.Коневалова

Технический редактор И.А.Борисов

Компьютерная верстка Ю.В.Прищепова

Корректор И.В.Арбатская

Подписано в печать ________г. Формат бумаги 64x84 1/16

Гарнитура Times New Roman.. Усл. печ. листов _____. Тираж ____ экз.

Заказ № ______.

Отпечатано на ризографе в Витебском государственном

медицинском университете.

210602, Витебск, Фрунзе, 27

Тел. (8-0212)261966

Переплет изготовлен в РИПЦ ВГМУ