Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина Мировые товарные рынки и конъюнктура Специальность

 

             

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина Мировые товарные рынки и конъюнктура Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУ ВПО РГУТИС)

Факультет Экономический

Кафедра Экономика и предпринимательство

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

______________Н.Г. Новикова

«____»______________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина Мировые товарные рынки и конъюнктура

Специальность 080102 «Мировая экономика»

Специализация Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм

Москва 2008 г.

Методические рекомендации для преподавателя разработаны на основании рабочей программы дисциплины

Мировые товарные рынки и конъюнктура

Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика и предпринимательство»

Протокол № ___________ «____»_______________200 г.

Зам. зав. кафедрой к.э.н., доц. Кривошеева Т.М.

Методические рекомендации для преподавателя одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №________ «____»____________200 г.

Методические рекомендации для преподавателя разработала:

Доцент кафедры

«Экономика и предпринимательство» к.э.н., доц. Захарова Е.В.

Согласовано:

Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доц. Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела

Рыженок Н.В.

1. ВВЕДЕНИЕ

Курс «Мировые товарные рынки и конъюнктура» является продолжением и развитием курсов «Мировая экономика», «Международная торговля» и предполагает познание обучающимися по специальности 080102 экономической конъюнктуры мировых товарных рынков.

В данном курсе раскрывается содержание понятий «международная торговля», «мировой рынок и конъюнктура», изучаются особенности, а также дается специфика подходов к понятию мирового товарного рынка, его функций, основные показатели, характеризующие состояние и динамику мировой торговли. Раскрывается сущность международного обмена товарами, а также основы методологии определения внешнеторговых цен. В данной дисциплине студенты знакомятся с методами определения конъюнктуры мировой торговли машинами и оборудованием, особенностями международного рынка технологий, конъюнктурой рынков промышленного и сельскохозяйственного сырья, с источниками информации о конъюнктуре мирового рынка.

Целью курса «МТР и конъюнктура» является формирование у студентов знаний о международной экономической конъюнктуре, ее важнейших составляющих, мировых товарных рынка и позиции России на них.

В процессе изучения курса «МТР и конъюнктура» предполагается решить следующие задачи:

• изучить основные элементы современного мирового товарного рынка;

• раскрыть сущность международного обмена товарами;

• определить позиции России на мировых товарных рынках;

• охарактеризовать показатели конъюнктуры мирового рынка;

рассмотреть особенности мирового рынка и его сегментирования по товарным группам.

Предметом изучения данного курса являются общественные экономические отношения, возникающие между субъектами международных экономических отношений по поводу обмена товарами , услугами, научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества между странами.

Одной из основных особенностей развития современного этапа экономического развития является быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями и результатами производственно-технического сотрудничества; услугами, связанными с предоставлением товаров в аренду; международного туризма. Различия в темпах развития отдельных форм экономических отношений привели к существенному изменению структуры мирохозяйственных связей.

Важность курса связана и с тем, что российская экономика все более интегрируется в мировое хозяйство, международное разделение труда. Придание большей открытости российской экономики предполагает предоставление хозяйствующим субъектам права самостоятельного выхода на внешний рынок. В этой связи возникла потребность в глубоких знаниях реальных экономических процессов, протекающих как в мировом хозяйстве, так и на мировом рынке. Широкий выход предприятий и других организаций на внешние рынки может быть эффективным только в том случае, если специалисты в области внешнеэкономической деятельности овладеют теорией и практикой осуществления международных коммерческих сделок с учетом особенностей конкретных рынков и изменения конкретной конъюнктуры.

Одной из форм изучения дисциплины «Мировые товарные рынки и конъюнктура» является работа на семинарских занятиях. Она позволяет студенту не только расширить свой информационно-аналитический потенциал, но и приобрести навыки по активному владению полученными знаниями, оперировать ими. С другой стороны, она дает возможность преподавателю осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов.

Подготовка студентов к семинарскому занятию дает возможность студентам приобрести навыки по работе над источниками и литературой.


2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля (по данной дисциплине сокращенный курс по всем формам обучения отсутствует)

Виды занятий и контроля

Дневная форма обучения Полный курс

Заочная форма обучения Полный курс

Очно-заочная форма обучения Полный курс

Всего часов

120

120

120

Лекции

30

20

30

Практические занятия

Семинарские занятия

24

10

10

Лабораторные работы

Консультации по курсу

+

+

+

Всего аудиторных занятий

54

30

40

Самостоятельная работа студентов

66

90

80

10 сем.

11 сем.

Контрольная работа

Зачет

8 сем.

Экзамен

9 сем.

10 сем.

11 сем.


2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятии

Очная форма

Очно-заочная форма

Заочная форма

№ п/п

Наименование тем

Полный курс

Полный курс

Полный курс

Л

П

Л

П

Л

П

1.

Международная торговля и ее место в системе мирового хозяйства

2

2

-

2.

Основные показатели, характеризующие состояние и динамику международной торговли

2

2

2

3.

Мировой рынок и его место в системе мирового хозяйства

2

2

2

4.

Функции мирового рынка

2

2

2

5.

Сущность международного обмена товарами

2

2

2

6.

Понятие экономической конъюнктуры

2

2

2

7.

Показатели конъюнктуры мирового товарного рынка

2

2

2

8.

Конъюнктура рынков промышленного и сельскохозяйственного назначения

2

4

2

2

9.

Конъюнктура мировой торговли товарами промышленного назначения

2

4

2

2

2

2

10.

Особенности конъюнктуры международного рынка технологий

2

4

4

2

2

2

11.

Особенности и условия формирования конъюнктуры мирового рынка коммерческих и некоммерческих услуг

4

4

4

2

2

2

12.

Особенности ценовой политики на мировых рынках

2

4

2

2

2

2

13.

Конъюнктурные рыночные исследования

4

4

2

2

2

ВСЕГО

30

24

30

10

20

10

2.3. Методические рекомендации для преподавателя по проведению аудиторных занятий

Таблица 3

Позиция

Содержание

Тема 1. Международная торговля и ее место в системе мирового хозяйства

Цель

Изучение теоретических аспектов международной торговли.

Задачи

1. Определить роль международной торговли и мирового рынка в системе мирового хозяйства.

2. Выявить основные этапы становления и развития международной торговли товарами и услугами.

3. Определить основные формы международной торговли: традиционная, встречная торговля, сделки в рамках промышленного сотрудничества, электронная торговля.

4. Рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние и динамику мирового товарооборота: стоимостной и физический обьем, индексы обьема, общая товарная и географическая структура мирового товарооборота.

5. Рассмотреть методы осуществления международных коммерческих операций.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – роль международной торговли и мирового рынка в системе мирового хозяйства, основные этапы становления и развития международной торговли товарами и услугами,

основные формы международной торговли: традиционная, встречная торговля, сделки в рамках промышленного сотрудничества, электронная торговля, основные показатели, характеризующие состояние и динамику мирового товарооборота: стоимостной и физический обьем, индексы обьема, общая товарная и географическая структура мирового товарооборота, методы осуществления международных коммерческих операций.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят различия в подходах к определению понятия МТ и МР? Дайте обоснование наиболее справедливому из них, по вашему мнению?

2. Раскройте экономическую суть показателей, характеризующих состояние и развитие МТ и МР.

3. Раскройте содержание понятия «международная коммерческая сделка».

4. Назовите характерные черты международных торговых сделок.

5. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций.

6. В чем состоит сущность методов осуществления международных коммерческих операций?

Рекомендуемая литература

1. А.С. Буров Международный маркетинг. Уч. пособие; м. 2004 г.

2. Ю.Н. Грачев Внешнеэкономическая деятельность: Уч.-практич. пособие; М. 2000 г.

3. В.К. Ломакин Мировая экономика: Учебник — М., «Финансы», 2002 г.

4. С.Г. Попов Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Уч. пособие. — Изд-е 4-е, доп.. — М. 2003 г.

5. В.И. Фомичев. Международная торговля:Учебник:-М, ИНФРА, 2000 г

Тема 2. Организационно-правовое регулирование международной коммерческой практики.

Цель

Изучение организационно-правового регулирования международной коммерческой практики..

Задачи

1. Исследовать общие правила международной коммерческой практики.

2. Рассмотреть Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров: значение конвенции, содержание Конвенции.

3. Рассмотреть экспортно-импортные операции: регулирование и статистический учет, в том числе понятие и виды экспортно-импортных операций.

4. Рассмотреть торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций.

5. Рассмотреть таможенный статистический учет экспортно-импортных операций и его унификация на многосторонней основе.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – правила международной коммерческой практики, Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров: значение конвенции, содержание Конвенции.

Рассмотреть экспортно-импортные операции: регулирование и статистический учет, в том числе понятие и виды экспортно-импортных операций.

Рассмотреть торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций.

Рассмотреть таможенный статистический учет экспортно-импортных операций и его унификация на многосторонней основе.

Контрольные вопросы

1. Рассмотрите общие правила международной коммерческой практики.

2. В чем суть Конвенции ООН о договорах международной практики купли-продажи товаров?

3. Экспортно-импортные операции: регулирование и статистический учет.

Рекомендуемая литература

1.Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 3. Международные коммерческие операции по обмену товарами в материально-вещественной форме

Цель

Изучение международных коммерческих операций по обмену товарами в материально-вещественной форме.

Задачи

1. Определить факторы, определяющие основные тенденции развития международной торговли: НТР и основные направления ее воздействия на мировое хозяйство и современную систему МЭО, международную торговлю.

2. Рассмотреть основные формы и методы государственной внешнеторговой политики.

3. Рассмотреть международное регулирование мировой торговли.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий, контрольной работы по пройденному материалу).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – обозначить факторы, определяющие основные тенденции развития международной торговли: НТР и основные направления ее воздействия на мировое хозяйство и современную систему МЭО, международную торговлю; основные формы и методы государственной внешнеторговой политики; рассмотреть международное регулирование мировой торговли.

Контрольные вопросы

1. Факторы и темпы роста мировой торговли.

1. Основные тенденции развития мировой торговли.

2. Товарная структура мировой торговли.

3. Географическая структура мировой торговли.

4. Основы ценообразования на мировом рынке.

Рекомендуемая литература

1.Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 4. Международные коммерческие термины. «ИНКОТЕРМС – 2000»

Цель

Изучение основных международных коммерческих терминов «ИНКОТЕРМС – 2000»

Задачи

1. Рассмотреть базисные условия в контракте купли-продажи.

2. Рассмотреть содержание «ИНКОТЕРМС – 2000»: введение, права и обязанности сторон при различных базисных условиях.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – базисные условия в контракте купли-продажи.Рассмотреть содержание «ИНКОТЕРМС – 2000»: введение, права и обязанности сторон при различных базисных условиях.

Контрольные вопросы

1. Базисные условия в контрактах купли-продажи.

2. Содержание «Инкотермс-2000»

Рекомендуемая литература

1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 5. Процедуры и техника подготовки международной торговой сделки при прямых связях между контрагентами.

Цель

Изучение процедуры и техники подготовки международной торговой сделки при прямых связях между контрагентами.

Задачи

1. Рассмотреть заключение контрактов купли-продажи.

2. Научиться процедуре подготовки экспортной сделки.

3. Научиться процедуре подготовки импортной сделки.

4. Научиться проведению предварительных переговоров, способам заключения контрактов купли-продажи.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы процедуру заключения контрактов купли-продажи, процедуру подготовки экспортной сделки, процедуру подготовки импортной сделки, научиться проведению предварительных переговоров, способам заключения контрактов купли-продажи.

Контрольные вопросы

1. Подготовка к заключение контрактов купли-продажи.

2. Заключение контрактов купли-продажи.

Рекомендуемая литература

1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 6. Содержание и виды контрактов международной купли-продажи

Цель

Изучение основного содержания и видов контрактов международной купли-продажи.

Задачи

1. Рассмотреть типовые контракты в международной торговле. Виды контрактов в международной торговле.

2. Рассмотреть содержание контрактов международной купли-продажи: вводная часть, предмет контракта, срок и дата поставки, цена, платеж, арбитраж, транспортные условия и др.

3. Научиться анализировать особенности контрактов на комплектное оборудование.

4. Определить особенности долгосрочных контрактов на сырье и полуфабрикаты.

.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы - типовые контракты в международной торговле. Виды контрактов в международной торговле, содержание контрактов международной купли-продажи: вводная часть, предмет контракта, срок и дата поставки, цена, платеж, арбитраж, транспортные условия и др.; научиться анализировать особенности контрактов на комплектное оборудование; особенности долгосрочных контрактов на сырье и полуфабрикаты.

Контрольные вопросы

1. Типовые контракты в международной торговле.

2. Виды контрактов международной купли-продажи.

3. Содержание контрактов международной купли-продажи.

4. Особенности контрактов международной купли-продажи..

Рекомендуемая литература

1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 7. Исполнение контрактов международной купли-продажи.

Изучение исполнения контрактов международной купли-продажи.

Задачи

1. Рассмотреть подготовку к товарной отгрузке: требования к упаковке, к маркировке.

2. Рассмотреть внешнеторговую документацию: документы по подготовке товара к отгрузке, коммерческие документы по платежно-банковским операциям, страховые документы, транспортные документы, таможенные документы.

3. Научиться анализировать упрощение процедур международной торговли: стандартизация и унификация внешнеторговых документов.структуру оборотных средств предприятия.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

4. После изучения темы – требования к упаковке, к маркировке; внешнеторговую документацию: документы по подготовке товара к отгрузке, коммерческие документы по платежно-банковским операциям, страховые документы, транспортные документы, таможенные документы; упрощение процедур международной торговли: стандартизация и унификация внешнеторговых документов.

Контрольные вопросы

1. Подготовка товара к отгрузке.

2. Внешнеторговая документация, оформляющая исполнение коммерческой сделки.

3. Упрощение процедур международной торговли.

Рекомендуемая литература

1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 8. Международные встречные операции.

Цель

Изучение содержания и особенности международной встречной торговли.

Задачи

1. Рассмотреть содержание понятия и особенности международной встречной торговли.

2. Научиться анализировать виды международных встречных сделок: товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе, компенсационные сделки на коммерческой основе, компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий, контрольной работы по пройденному материалу).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – содержание понятия и особенности международной встречной торговли;

виды международных встречных сделок: товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе, компенсационные сделки на коммерческой основе, компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Контрольные вопросы

1. Международная встречная операция: понятие. Факторы и особенности развития международной встречной торговли.

2. Принципы классификации международных встречных сделок экспертами ООН (бартерные сделки, торговые компенсационные сделки, промышленные компенсационные сделки). Принципы классификации встречных следок экспертами ОЭСР (торговая компенсация, промышленная компенсация). Классификация встречных сделок по организационно-правовой основе и принципа компенсации (товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе; компенсационные сделки на коммерческой основе; компенсационные сделки на основе соглашений о производственное сотрудничестве.

Рекомендуемая литература

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 9. Коммерческая деятельность на мировом рынке через торгово-посредническое звено

Цель

Изучение основных видов торгово-посреднических операций.

Задачи

1. Рассмотреть понятие и виды торгово-посреднических операций: операции по перепродаже, агентские операции, комиссионные операции, брокерские операции.

2. Понять основные коммерческие условия договоров с торговыми посредниками: дистрибьюторское соглашение, договор консигнации.

3. Рассмотреть организационные формы торгово-посреднических операций.

4. Рассмотреть особенности деятельности торгово-посреднических фирм а современных условиях.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – понятие и виды торгово-посреднических операций: операции по перепродаже, агентские операции, комиссионные операции, брокерские операции; основные коммерческие условия договоров с торговыми посредниками: дистрибьюторское соглашение, договор консигнации; организационные формы торгово-посреднических операций; особенности деятельности торгово-посреднических фирм в современных условиях.

Контрольные вопросы

1. Понятие и виды торгово-посреднических операций.

2. Основные коммерческие условия договоров с торговыми посредниками.

3. Организационные формы торгово-посреднических операций.

4. Особенности деятельности торгово-посреднических фирм в современных условиях.

Рекомендуемая литература

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 10. Организация и техника коммерческих операций на международных товарных биржах, аукционах, торгах.

Цель

Изучение коммерческих операций на международных товарных биржах, аукционах и торгах.

Задачи

1. Рассмотреть международные товарные биржи, их сущность и обьекты биржевой торговли, виды биржевых сделок, цели, классификация бирж, участники биржевых операций, современные тенденции развития биржевой торговли.

2. Изучить сущность и основные центры аукционной торговли, организационные формы проведения аукционной торговли.

3. Дать определение понятия и значение торгов, их видов, информации о их проведении, порядок и условия проведения торгов, организаторов и участников торгов.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – международные товарные биржи, их сущность и обьекты биржевой торговли, виды биржевых сделок, цели, классификация бирж, участники биржевых операций, современные тенденции развития биржевой торговли; сущность и основные центры аукционной торговли, организационные формы проведения аукционной торговли; определение понятия и значение торгов, их видов, информации о их проведении, порядок и условия проведения торгов, организаторов и участников торгов.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте деятельность международных товарных бирж.

2. Сущность международных аукционов.

3. Дайте понятие и особенности проведения международных торгов.

Рекомендуемая литература

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 11. Методологические основы международного обмена технологией.

Цель

Изучение методологических основ международного обмена технологией.

Задачи

1. Рассмотреть содержание и характер международного обмена технологическими знаниями: содержание понятия «международный обмен технологиями».

2. Научиться выявлять характерные черты международного обмена технологическими знаниями на современном этапе.

3. Научиться определять особенности международной торговли научно-техническими знаниями в современных условиях: значение международной торговли научно-техническими знаниями, ограничительная деловая практика в области передачи технологии.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы содержание и характер международного обмена технологическими знаниями: содержание понятия «международный обмен технологиями».

характерные черты международного обмена технологическими знаниями на современном этапе.

определять особенности международной торговли научно-техническими знаниями в современных условиях: значение международной торговли научно-техническими знаниями, ограничительная деловая практика в области передачи технологии

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность международного обмена технологическими знаниями?

2. Что представляют собой характерные черты международного обмена технологическими знаниями на современном этапе.

3. Что представляет собой международная торговля научно-техническим и знаниями?

Рекомендуемая литература

1.Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 12. Международный обмен лицензиями.

Цель

Изучение международного обмена лицензиями.

Задачи

1. Рассмотреть понятие международного лицензирования:.

2. Рассмотреть особенности международной торговли лицензиями.

3. Определять виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы Рассмотреть понятие международного лицензирования:.

Рассмотреть особенности международной торговли лицензиями.

Определять виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой международное лицензирование?

2. Какие особенности международной торговли лицензиями вы знаете?

3. Определите виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями?

Рекомендуемая литература

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 13. Международные арендные операции

Цель

Изучение международных арендных операций.

Задачи

1. Раскрыть сущность международных арендных операций, ИХ ВИДЫ.

2. Рассмотреть основные условия международных арендных операций.

3. Рассмотреть организационные формы международных арендных операций.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

4. После изучения темы сущность международных арендных операций, ИХ ВИДЫ;

основные условия международных арендных операций;

организационные формы международных арендных операций.

Контрольные вопросы

1. Сущность международных арендных операций: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

2. Назовите основные условия международных арендных операций?

3. Что представляет собой международная аренда в современных условиях?

4. Рассмотрите организационные формы международные арендные операции.

Рекомендуемая литература

Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

1.

Тема 14.Международный обмен инженерно-техническими услугами.

Цель

Изучение международного обмена инженерно-техническими услугами.

Задачи

1. Рассмотреть сущность и значение международного обмена инженерно-техническими услугами.

2. Рассмотреть основные условия международных договоров о предоставлении инженерно-технических услуг .классификацию инвестиций в зависимости от различных критериев.

3. Рассмотреть организацию международного обмена инженерно-техническими услугами.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий, контрольной работы по пройденному материалу).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

4. После изучения темы сущность и значение международного обмена инженерно-техническими услугами.

основные условия международных договоров о предоставлении инженерно-технических услуг, ..организацию международного обмена инженерно-техническими услугами.

Контрольные вопросы

1. Сущность и значение инженерно-технических услуг.

2. Назовите основные условия международных договоров о предоставлении инженерно-технических услуг.

3. Как представлена организация международного обмена инженерно-техническими услугами.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 15. Оценка эффективности деятельности предприятия

Цель

Изучение основных подходов к оценки эффективности деятельности предприятия.

Задачи

1. Определить основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

2. Определить основные показатели эффективности использования основных фондов и нематериальных активов предприятия и направления их анализа.

3. Определить основные показатели эффективности использования оборотных средств и направления их анализа.

4. Определить основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и направления их анализа.

5. Определить основные показатели эффективности конечных производственно-финансовых результатов деятельности предприятия и направления их анализа.

6. Определить основные показатели эффективной организации производства, труда, управления, маркетинговой деятельности, инвестиционной деятельности предприятия.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия; основные показатели эффективности использования основных фондов, нематериальных активов, оборотных средств, трудовых ресурсов, конечных производственно-финансовых результатов деятельности предприятия и направления их анализа; основные показатели эффективной организации производства, труда, управления, маркетинговой деятельности, инвестиционной деятельности предприятия.

Контрольные вопросы

1. Назвать основные факторы и пути повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

2. Привести основные показатели эффективности использования основных фондов и нематериальных активов предприятия.

3. Привести основные показатели эффективности использования оборотных средств; материальных ресурсов предприятия.

4. Привести основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

5. Какие показатели позволяют оценить эффективность конечных производственно-финансовых результатов деятельности предприятия?

6. Что свидетельствует об эффективной организации производства и труда на предприятии?

7. Что свидетельствует об эффективной организации управления на предприятии?

8. Что свидетельствует об эффективной маркетинговой деятельности предприятия?

9. Что свидетельствует об эффективной инвестиционной деятельности предприятия?

Рекомендуемая литература

1. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Основная

6. А.С. Буров Международный маркетинг. Уч. пособие; м. 2004 г.

7. Ю.Н. Грачев Внешнеэкономическая деятельность: Уч.-практич. пособие; М. 2000 г.

8. В.К. Ломакин Мировая экономика: Учебник — М., «Финансы», 2007 г.

9. С.Г. Попов Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Уч. пособие. — Изд-е 4-е, доп.. — М. 2003 г.

10. В.И. Фомичев. Международная торговля:Учебник:-М, ИНФРА, 2000 г.

3.2. Дополнительная

1. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе - М. 2007 г.