Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации и проведению призваны помочь преподавателям в руководстве, а студентам филиала в более целенаправленной организации и осмыслении самостоятельной работы с детьми,

 

             

Рекомендации методические по организации и проведению призваны помочь преподавателям в руководстве, а студентам филиала в более целенаправленной организации и осмыслении самостоятельной работы с детьми,

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

(структура, отчетность, порядок прохождения)

Введение.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров в области хореографии важная роль принадлежит преддипломной практике студентов, которая закрепляет знания, умения и навыки, полученные в результате обучения в вузе. Преддипломная практика является основным этапом проверки подготовки студентов к работе преподавателями самодеятельных хореографических коллективов различного профиля. В процессе преддипломной практики проверяются и закрепляются знания, умения и навыки, получаемые студентами при изучении курса «Методика преподавания классического, народно - сценического, спортивного бального, историко-бытового, современного танца», «Педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Основы психологии и педагогики», «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом» и др.

Преддипломная практика по профилю специализации проводится в учебных и культурно - досуговых учреждениях различных типов: в детских школах искусств, средних специальных учреждениях, детских домах творчества, дворцах культуры и досуга, общеобразовательных школах, колледжах, детских садах.

Практика студентов ХМФ МГУКИ является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования и входит в обязательный перечень предметов, позволяющий студенту получить квалификацию «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».

Методические рекомендации по организации и проведению призваны помочь преподавателям в руководстве, а студентам филиала – в более целенаправленной организации и осмыслении самостоятельной работы с детьми, в более полном использовании потенциальных возможностей всех видов практики.

Основными принципами организации практики являются:

- усложнение содержания практики от этапа к этапу;

- связь практики с изучением теоретических курсов специальных дисциплин, единство научно-теоретической подготовки студентов и реальности учебно-воспитательной деятельности вуза;

- комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей, сочетание различных видов деятельности студента;

Исходя из квалификации, преддипломная практика включает в себя два главных направления: педагогическая и балетмейстерская (постановочная) деятельность.

Цели и задачи преддипломной практики:

- воспитание профессионально значимых качеств личности преподавателя, потребности в педагогическом самообразовании;

- воспитание устойчивого интереса и любви к выбранной профессии и детям;

- развитие профессиональных умений и навыков;

- ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы, с педагогическим опытом высококвалифицированных специалистов – преподавателей;

- развитие практических умений и навыков, необходимых для будущей работы студентов;

- изучение студентами хореографического репертуара для разных возрастных групп, и коллективов различной хореографической направленности;

- умение составлять план работы с определёнными возрастными группами, своевременно устранять недостатки возникающие при практической работе с группами.

Организация и методическое руководство преддипломной практикой

Преддипломная практика должна проходить в условиях максимально приближенным к условиям будущей работы выпускника. Для осуществления единого руководства всеми мероприятиями технологической практики назначается заведующий практикой.

Работа заведующего практикой должна проходить в контакте с преподавателями дисциплин специализации. Зав. практикой составляет полный план учебно-методической работы.

В план работы могут входить:

- выбор групп для практических занятий и педагогов для проведения практики;

- график проведения открытых уроков и практических занятий;

- проверка дневников практикантов.

Регулярно зав. практикой с педагогами консультантами проводят методические совещания по ходу и результатам работы.

Индивидуальное методическое руководство.

Осуществляется непосредственно педагогом-консультантом, преподавателем специальных дисциплин к которому прикреплён студент.

Педагог-консультант работает в тесном контакте с преподавателем закреплённой за студентом группы (класса), согласовывая с ним конкретные задания для студента на каждый последующий урок.

Функции педагога-консультанта:

- направлять работу студента по пути творческой и профессиональной организации учебного процесса;

- помощь в составлении календарного плана на весь период практики;

- помогать студентам в составлении плана урока, анализе просмотренных занятий;

- выбор тем лекций-бесед;

- определение репетиторской работы практиканта;

- дать полные рекомендации по проведению урока, открытого занятия;

Структура практики

Преддипломную практику условно можно разделить на 4 этапа:

1.практика педагогическая (проведение рабочих занятий и уроков)

2. практика постановочная (сочинение и постановка 3 хореографических номеров);

3. практика репетиторская (отработка отдельных элементов хореографических композиций или движений);

4. просветительская работа.

Этапы работы.

Практика педагогическая:

- создание программы обучения для выбранной возрастной группы;

- сочинение рабочих уроков и практических занятий для данной возрастной группы;

- самостоятельная работа с группой;

- анализ урока.

Критический анализ урока должен следовать сразу же после проведённого урока.

Практика постановочная:

Основным этапом этой практики является сочинение практикантом трёх хореографических номеров, их постановка на группе учащихся, отработка и показ на защите практики.

Практика репетиторская:

Основная цель этого этапа – проведение практикантом занятий по заданию педагога консультанта, отработка отдельных хореографических номеров и этюдов на уроках в хореографических коллективах.

Просветительская работа:

Проведение лекций, бесед, просмотр видеоматериалов, организация культпоходов в театры, на концерты, смотры, фестивали и т.д. (не менее трёх мероприятий).

Консультации

На всех этапах прохождения практики консультации педагога являются одной из ценнейших теоретических и практических форм передачи знаний студенту.

Во время индивидуальных консультаций преподаватель даёт студентам рекомендации по применению знаний, полученных по курсу методики, практических занятий, приобретённых в классах дисциплин специализации.

Даёт советы по подготовке к проведению урока, о стадиях разучивания и отработки отдельных хореографических элементов, преодолению возникающих трудностей в изучении и подаче хореографического текста.

Решают психологические, педагогические, воспитательные проблемы, возникающие в педагогическом процессе.

Обязанности студента-практиканта

К основным обязанностям студента-практиканта относятся:

- полное выполнение намеченного календарного плана;

- анализ каждого проведённого занятия;

- репетиционная работа по заданию педагога-консультанта;

- ведение всех видов документации.

Студент-практикант должен:

- выполнять программу практики;

- систематически готовиться к посещению занятий и проведению отдельных элементов урока по заданию педагога-консультанта;

- ответственно относиться к рекомендациям педагога-консультанта;

Виды учёта работы студента-практиканта:

1. Текущий учёт.

Осуществляется в процессе систематического наблюдения за учебно-воспитательной работой студента. Руководитель практики присутствует на занятиях каждого студента и анализирует их, уделяя главное внимание организационной, методической и практической стороне занятия.

2. Коллективный анализ проведённого студентом-практикантом занятия.

Занятие обсуждается и анализируется при участии педагогов руководителей практики. Обсуждение и анализ проводятся по единой схеме.

В процессе анализа и обсуждения особое внимание обращается на:

- содержание показанного занятия;

- методы обучения и показа хореографического материала;

- оценку приёмов организации познавательной деятельности;

- поведения практиканта на занятии.

В заключении делаются общие выводы.

Очень важна правильная оценка практикантом всей проделанной им работы, умение его самостоятельно анализировать свои возможности как педагога.

Коллективное обсуждение начинается с самооценки и самоанализа.

Отчётность

Во время практики студент ведёт дневник по следующей форме:

Дата

группа

Тема занятия

Содержание занятия

Краткий анализ

В конце дневника руководитель практики от предприятия пишет рецензию, ставит подпись и скрепляет её печатью.

Защита практики

Защита преддипломной практики проходит на кафедре хореографии в присутствии комиссии по защите практики из числа педагогов кафедры, руководителей практики на местах, администрации филиала. Заслушиваются устные отчёты студентов о прохождении ими преддипломной практики. К защите допускаются студенты, которые своевременно и в полном объёме выполнили задания практики и в указанные сроки предоставили всю отчётную документацию (дневник практики и индивидуальный отчёт о практике).

Защита практики включает устный публичный отчёт студента- практиканта по итогам проделанной работы, ответы на вопросы членов комиссии.

Устный отчёт студента о практике включает:

- раскрытие цели и задач практики;

- общую характеристику базы практики;

- описание выполненной работы;

- психолого- педагогическую характеристику коллектива;

- обоснование выводов и предложений по содержанию и организации практики.

Студент-практикант предоставляет следующие материалы и документы:

1. Характеристика с места прохождения практики, содержащая следующие сведения:

- уровень теоретической подготовки студента;

- умение применить теоретические знания на практике;

- деловые и организаторские качества студента;

- отношение к работе;

- дисциплинированность, профессиональная пригодность;

- рекомендуемая оценка по итогам практики.

Характеристика должна быть дана руководителем практики от предприятия, заверена подписью и печатью.

2. Программы по всем видам практики: педагогической, балетмейстерской, репетиторской, просветительской.

3. Стенограммы (2) по приёму преддипломной педагогической и балетмейстерской практики, подписанные членами комиссии по приёму практики от предприятия, заверенные печатью предприятия.

4. Протоколы (2) по педагогической и балетмейстерской практики, подписанные членами комиссии по приёму практики от предприятия, заверенные печатью предприятия.

5. Дневник практики, который включает в себя титульный лист (сведения о студенте, наименование предприятия – базы практики; сведения о руководителе практики от вуза и от предприятия), а также содержание работы с указание конкретных заданий, даты их получения и выполнения, замечания и предложения практиканта, замечания и подпись руководителя практики от предприятия.

6. Видео- (запись в формате «Стандартное DVD) и аудио- (формат CD- аудио) материалы о проделанной работе( видеозаписи концертных номеров, фрагменты репетиционной работы, проводимые студентом мероприятия и т.д.).

7. Афиши, программки, отзывы в прессе.

Оценка практики заносится в протокол защиты практики, экзаменационную ведомость и зачётную книжку студента. Положительная оценка является допуском к государственным экзаменам.

Требования к оформлению отчёта студента о практике

Итоговый отчёт оформляется в напечатанном виде и защищается студентом в форме собеседования после окончания сроков практики.

Отчёт должен быть лаконичным, аккуратно оформленным, с использованием наглядного материала.

Оформление отчёта должно соответствовать установленным нормам. Сокращение слов в тексте (кроме общепринятых) не допускается. Работа должна быть напечатана на белых листах А4, размер шрифта 14, интервал 1,5.

При наличии в тексте таблиц, схем, рисунков, эскизов и т.п. должны содержаться ссылки на их нумерацию. Схемы и таблицы должны иметь заголовки, размещаемые над схемой или полем таблицы, а каждый рисунок или эскиз – подрисуночную надпись.

Работа открывается титульным листом, на котором необходимо указать:

- название вуза;

- название кафедры;

- заголовок «ОТЧЁТ ПО ПРАКТИКЕ»;

-специальность, специализация;

- ФИО, учёная степень, должность руководителя от вуза;

- ФИО, учёная степень, должность руководителя от предприятия;

- место и год написания работы.

Экземпляр отчёта по практике передаётся на кафедру и хранится в течение 5 лет.

Утверждено на заседании Кафедры хореографии (Протокол № 2 от 19.09.2008 г.)

Заведующий кафедрой хореографии ХМФ МГУКИ