Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Естественно-правовая теория по Джону Локку

 

             

Естественно-правовая теория по Джону Локку

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Естественно-правовая теория по Джону Локку

автор : ученик 9 класса «Б»

Зайцев Кирилл

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2012

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………………….…….3

Глава 1

Жизнь Джона Локка..………………………………………………………….…………..4

Глава 2

Рассуждение Джона Локка о естественном праве………………………………………...……………………………………………...7

Глава 3

Влияние работ Локка…………………………………………………………………......10

Заключение……..…………………………………………………………………………12

Список используемой литературы…………...……………………………………………………………………13

Введение

Данный посвящен проблеме происхождения теории естественных прав человека. Объектом моего исследования выступают труды Дж. Локка, а именно «Второй трактат о правлении».

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции. Еще Платон и Аристотель пытались выявить нравственные начала в праве, заложенные природой человека. Завершенную форму эта концепция получила в социально-философском учении Дж. Локка.

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин. О вопросе естественного права и его теории философы и ученые спорят с самого момента его появления. Таким же, в значительной мере, этот вопрос остается и поныне. Временем расцвета естественного права и его теории в философской, научной и юридической литературе считаются XVII-XVIII века. Многие великие мыслители того времени занимались теорией естественного права: голландцы Гуго Гроций и Спиноза из Голландии, англичане Томас Гоббс и Джон Локк, французы Жан Жак Руссо и Поль Гольбах.

Целью моего а является анализ теории естественных прав человека, изложенной в сочинении Джона Локка «Второй трактат о правлении».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Дать общую характеристику эпохи, в которую жил и творил Дж. Локк, с тем, чтобы проследить путь его становления как философа и определить факторы, повлиявшие на его мировоззрение.

2. Выделить сущностные характеристики естественных прав человека, составляющие основу теории Дж. Локка.

3. Рассмотреть влияние творчества Дж. Локка на развитие европейского общественно-политического движения и мировой философской мысли.

В своем исследовании я опирался на работу английского мыслителя Джона Локка «Два трактата о правлении», а именно на «Второй трактат». Учебник, «Теория государства и права» М.Н. Марченко, я использовал для того, чтобы проследить появление и развитие естественно-правовой теории. Для изучения биографии Джона Локка, я использовал учебное пособие для вузов «Хрестоматия по истории филосфии».

Жизнь Джона Локка

Эпоха Просвещения – период европейской истории, находящийся между «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1795). Основным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. являлось движение Просвещение. Оно включало в себя идеи прогресса, свободы, религиозной терпимости, развития научного знания. Просветители считали, что, совершенствуя общественные формы жизни, осмысленно изменяя их, возможно преобразовать к лучшему каждого человека. Если посмотреть с другой стороны, то человек, который обладает разумом, способен к нравственному совершенствованию, понимая, что образование и воспитание каждого человека улучшит общество. Так, в Просвещении главной идеей является воспитание человека. Джон Локк утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором пишутся нравственные и социальные «письмена», главное при этом руководствоваться разумом.

Джон Локк (John Locke, 1632–1704) - английский философ, иногда называемый первым философом эпохи Просвещения. Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества.

Джон Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне, в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время, ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, поэтому ему разрешили преподавать только греческий язык и риторику. Несколько позже ему было дозволенно чтение моральной философии. Локк поступил на медицинский факультет, но по окончанию курса в выдачи диплома ему было отказано. Точные причины отказа неизвестно, но скорее всего это было связано с образом атеиста, который закрепился за Локком после публикации его первых трудов. Отказ не остановил Локка, философ продолжал заниматься медициной. Вскоре он знакомится с известным физиком Робертом Бойлем и помогает ему в исследованиях. За успехи Локка избирают членом Лондонского королевского общества. Через некоторое время он начинает заниматься политикой. Связано это со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем, который предложил ему стать наставником его детей и личным секретарем. Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы политики. Со временем Локк все больше углубляться в политику и благодаря своему таланту становится одним из деятелей партии средней и крупной буржуазии, стремившийся закрепить завоевания английской буржуазной революции, партии вигов. Благодаря поддержке, Локк становится видным государственным деятелем, но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. Кабинет Шефстбери пал, а самого графа арестовали. Локк бежит в Голландию, которая в те времена являлась прибежищем для иммигрантов. Волей случая Джон Локк знакомится с правителем Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который видит его блестящий ум и политический опыт. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом III, имевшим неоспоримые права на английский престол. Локк возвращается в Англию, где, впоследствии своих политический действий, занимает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. Одновременно он занимается научной деятельностью, пишет экономический, политические трактаты. В 1700 году из-за болезни оставляет свои посты и переселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где обучает его внука. 28 октября 1704 г. Локк умер. После философа остался большой архив, наглядно свидетельствовавший о значительном кругозоре Локка: среди большого числа рукописей здесь были два черновых наброска «Опыта о человеческом разуме». Второй вариант «Опыта» был опубликован в 1931 г. английским историком философии В. Рэндом. В 1936 г. профессор Уэльского университета Р. Аарон издал текст первого варианта книги. Эти публикации позволили установить, насколько значительным было влияние на Локка идей гассендизма. В архиве философа, кроме того, было обнаружено сочинение «Несколько мыслей об употреблении разума при поисках истины», представляющее собой дополнение к «Опыту», дневники, разнообразные заметки и свыше 2500 писем. С 1747 г. архив Локка принадлежит Бодлеенской библиотеке университета Оксфорда.

В число трудов Джона Локка входят: «Два трактата о государственном правлении», «Опыт о человеческом разумении», «Опыт о веротерпимости», «Некоторые мысли о воспитании», «Элементы натуральной философии», а также множество документов, статей, записей и писем, в которых рассматриваются вопросы политики, экономики, религии, этики и воспитания. Джон Локк часто писал под псевдонимами. Он боялся, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, который был повешен во время правления Карла II, за статью, в которой рассматривалась теория общественного договора.

Джона Локка принято считать отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что одно из главных естественных прав людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, чтобы «удерживать всех людей от посягательств на права других и от нанесения ущерба друг другу»[1] . Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Итак, Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в европейской истории, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на жизнь европейских стран. Джон Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его философские и социально-политические идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии.

Рассуждение Джона Локка о естественном праве

Вопрос о государственном управлении, привычный для европейских мыслителей еще со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Однако, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления. Личные его симпатии склонялись скорее к ограниченной, конституционной монархии, которой являлась Англия после 1688 г.

Для решения данного вопроса Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Таким образом, исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской буржуазной революции еще в середине XVII века.

Джон Локк исходил из представления о «естественном состоянии». «Естественное состояние людей – это состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личность в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли».[2] Важной особенностью учения Локка является то, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в «догосударственном состоянии».

В «естественном состоянии» господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”[3] . Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако, «В естественном состоянии есть свои неудобства»[4] , писал Локк, и «я легко допускаю, что гражданское правление является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния»[5] . Люди отказались от права абсолютной свободы и заключили общественный договор для создания гарантий естественных прав. Результатом этого соглашения стало государство, гарант естественных прав и свобод, имеющее право издавать законные, использовать силы для применения этих законов, что отличало его от других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц).

Общество в естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. «Единственный путь отказа от своей естественной свободы – соглашение с другими людьми об объединении в сообщество, для того, чтобы жить удобно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества»[6] . С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало, и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Человек владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в соседе не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так люди «вовлекают себя в состояние войны»[7] , которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном счете приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимой достаточно для достижения главной цели. Заключается же она в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои «гражданские интересы: жизнь, свободу и имущество»[8] . Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом - собственность.

«Избежать состояния войны — вот главная причина того, что люди, образуют общество и отказываются от естественного состояния».[9] Так как государство создано для гарантирования естественных прав (свобода, равенство, собственность), оно не должно посягать на эти права. Главная опасность для естественных прав вытекает из привилегий, особенно из привилегий тех. Кто обладает властными полномочиями.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла он усматривал первый признак государства. «Ведь закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа к его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону».[10] Закон отнюдь не любое предписание, исходящее от общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Законом является лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по мнению Джону Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Итак, Джон Локк считал, что для правильного понимания политической власти и источника ее возникновения, нужно рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, т.е. состояние полной свободы. По его мнению, главной причиной отказа от естественного состояния и образования общества – избежание войны, когда исчезают все различия и не существует никакой власти, которая вынесла бы решения относительно спорящих сторон.

Влияние идей Локка

Благодаря скачку философских и политических идей, мыслителей Эпохи Просвещения, произошли многие буржуазные революции XVII – XIX, что привело к зарождению нового демократичного строя. Джон Локк один из этих мыслителей. Его труды сильно повлияли на течение общественных мыслей.

В период революций были созданы знаменитые документы, которые заново открыли историю прав человека. Одним из известнейших документов, изданных благодаря переопределению прав человека, является «Американская Декларация независимости». Ее считают первой в истории декларацией прав человек. Написана она в 1776году. Во время Великой французской революции, в 1789 году, создается не менее известная «Декларация прав человека и гражданина». Эти документы обобщили наиболее передовые достижения политической мысли того времени. Авторы деклараций исходили из теории естественного происхождения прав человека, которую наиболее широко раскрыл Джон Локк. Можно сказать, что эти декларации были созданы благодаря Локку. Без его идей, мыслей, трудов не было бы толчка для начала революций, то есть изменения общественного мнения.

Большинство статей данных деклараций разделяют идеи Джона Локка. В основу идей декларации положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. «Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами»[11] - одна из статей «Декларации прав человека и гражданина», которая полностью повторяет мысль Дж. Локка. Авторы документов считали, что только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону. Но, все, что не запрещено законом, дозволено. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых»[12] - та же самая мысль, но написанная в «Американской Декларации независимости». Авторы данных деклараций изводили из одних и тех же политических взглядов.

«Нет ничего более очевидного, чем то, что существа одно и той же породы и вила, при своем рождении получают одинаковые природные преимущества»[13] , одна из идей, на которую опираются все перечисленные декларации. При рождении, люди получают одни и те же права. «Все люди равны и независимы»[14] . Это одни из идей, которые привели к переменам. Благодаря этим изречениям проводились значимые изменения в обществе, в том числе и революции.

Основой данных документов являются гуманистические идеи Эпохи Просвещения. Главная мысль документов – обеспечить защиту жизни и свобод человека путем провозглашения его естественных прав, «удерживать всех людей от посягательств на права других и от нанесения ущерба, соблюдать закон природы, который требует мира и сохранения всего человечества»[15] . Авторы деклараций утверждали - единственной причиной общественных бедствий является забвение прав человека. Поэтому, считали они, должны быть созданы специальные документы, которые будут напоминать гражданам о правах человека, будут служить образцом права и способствовать всеобщему благу.

Итак, труды Джона Локка сильно повлияли на изменение направления политической и философской мыслей. Он является одним из тех людей, благодаря стали возможны масштабные изменения в жизни государства и общества в целом. Локком были разобраны основные идеи, которые были «движущей силой» революционеров XVII – XIX веков. Так же его взгляды на естественно-правовую теорию стали основой для деклараций прав человека.

Заключение

Джон Локк – английский философ и политический деятель. Локк один из крупнейших английских политических мыслителей. «Два трактата о правлении» - одна из наиболее важных работ Дж. Локка, целью, которой, является обоснование государственного устройства, соответствующее природе человека. Локк полностью разделял идеи естественного права и общественного договора. Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии и европейской культуры.

Отличием учения Локка является то, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в «догосударственном состоянии» и исходит из представления «естественного состояния». По мнению Дж. Локка, основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным средством для этого служат законы, установленные в этом обществе. Главной угрозой является сосредоточение власти в руках абсолютного монарха, который самостоятельно устанавливает законы и принуждает к их исполнению. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Единственным законным источником политической власти является согласие народа, то есть общественный договор. Основным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого его члена. Люди и их права равны с самого рождения.

Локк верил в здравый смысл народа и объявлял его единственным судьей в вопросе о том, справедливо ли действует власть. Локк сформировал политические принципы и идеалы, которые стали основой всех демократических правовых государств мира. Джона Локка можно считать одним из основоположников либерализма и современного конституционализма. Его труды изменили Европу XVII века.

Список литературы

1) Локк Джон. Второй трактат о правлении. М.: Мысль, 1988

2) Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

3) Американская Декларация независимости // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm Ссылка действительна на 27.04.2012.

5) Декларация прав человека и гражданина // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm Ссылка действительна на 27.04.2012.

6) Хрестоматия по истории философии. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1994


[1] Локк Дж. Сочинения: В 3 томах. Третий том. Книга вторая / Пер. с англ. и лат. А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1988. С. 265

[2] Там же. С. 263

[3] Там же. С. 264

[4] Там же. С. 268

[5] Там же. С. 269

[6] Там же. С. 269-270

[7] Там же. С 271

[8] Там же. С. 310

[9] Там же. С. 273

[10] Там же. С. 293

[11] «Декларация прав человека и гражданина» 1789г. Франция.

[12] «Американская Декларация независимости» 1776г. Северная Америка

[13] Дж. Локк. Указ. Соч. С. 263

[14] Там же. С. 265

[15] Там же. С. 265