Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«Эволюция менеджмента»

 

             

«Эволюция менеджмента»

Пермский государственный торгово-технологический колледж

По теме «Эволюция менеджмента»

Документ является демонстрационной версией

Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Узнать свою цену. Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

www.diplom-berezniki.ru (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Работу выполнила:

Студентка группы №1

г. Березники

План.

1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента, как науки.

2. Школы управления.

3. Современный менеджмент.

До 20 века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже 19-20 веков. С этого же времени управление признается самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний. Все это не было случайностью, а имело объективные предпосылки. К к.19-н.20 века развитие промышленного производства позволило во много раз увеличить количество выпускаемых товаров. Это время справедливо получило название эпохи массового производства. Но одновременно резко обостряется конкурентная борьба между производителями. Главная форма конкурентной борьбы – ценовая конкуренция: покупателя завоевывает тот, кто сумеет снизить цену на свой товар. А для этого надо сократить издержки, что предполагает всестороннюю рационализацию производства, труда, времени, всех ресурсов. В этих условиях взоры предпринимателей, инженеров направлены на производство, совершенствование его в целях решения важнейшей проблемы выживания в конкурентной борьбе. Решение этой проблемы вело к обобщению опыта, поиску эффективных методов управления производством и трудом.

Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор.

Научное управление усиливает эффективность и сосредоточенность на процессе поиска « единственного наилучшего способа» достижения наибольшей выработки рабочих. Считая труд главным источником эффективности, Тейлор основное внимание уделял поискам способов увеличения производительности труда.

Тейлор считал, что чем выше разделение труда, тем выше его производительность; заработная плата должна зависеть от количественных показателей; решения должны принимать собственно инженеры, а рабочие только работать и беспрекословно подчиняться управляющему.

Предложения Тейлора по организации заработной платы носили революционный характер:

∙ заработная плата платится человеку, а не месту;

∙ установление расценок должно основываться на точном знании, Ане на догадках;

∙ расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

∙ благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно;

∙ заработная плата, основанная на точном знании, создаёт лучших рабочих, даёт им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, побуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Следует назвать так же еще одного американского организатора производства – Г. Эмерсона, разработавшего комплексный, системный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности» Вот эти принципы:

∙ точно поставленные цели;

∙ здравый смысл;

∙ компетентная консультация;

∙ дисциплина;

∙ справедливое отношение к персоналу;

∙ оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

∙ диспетчеризация;

∙ нормы и расписание;

∙ нормализация условий;

∙ нормирование операций;

∙ написанные стандартные инструкции;

∙ вознаграждение за производительный труд.

Файоль подчеркивал, прежде всего важность управленческой роли администратора. Он указывал, что управление играет важную роль в административной деятельности – координировании дел, больших и малых, промышленных, религиозных, любых других.

Книга Файоля «Общее и промышленное управление» была опубликована в 1916 году. В ней он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал принципы администрирования, которое Файоль понимал как составную часть управления, включающее также производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно - бухгалтерскую функции.

В административной функции Файоль выделил пять её элементов: предвидение, планирование, организацию, координацию и контроль.

Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, осуществляющийся на любом уровне организации. В этом его вклад в теорию управления.

Мэри Паркер Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». А знаменитые эксперименты Элтона Мэйо открыли новое направление в теории управления, акцентирующее внимание на человеческом аспекте эффективности. Мэйо открыл то, что позже было названо эффектом Хоторна: особое обращение - даже плохое - может из-за человеческого фактора дать положительные результаты. Внимание, уделяемое рабочим, придавало им статус и чувство значительности. Статус рабочего в его мини-обществе и возможности повышения роли рабочего имеют такое же решающее влияние, как и инструменты, которые он использует.

Исследования Мэйо показали, что:

1. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как и деньги.

2. Социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы.

3. Нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Д. Макгрегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй – на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.

С дальнейшего развития общества необходимость конкретного использования управления становилась все более очевидной.

Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе разные подходы:

1. подход с точки зрения поведения человека.

2. количественный подход.

3. системный подход.

4. ситуационный подход.

Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Большое внимание следователи этой школы придавали налаживание межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в сознании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечении активного подключения рабочих к задачам организации.

В рамках количественного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследовать операционные проблемы организации и разрабатывать математические модели. Развитие, компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами и др.

Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; все части взаимосвязаны. Организация – открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации.

Ситуационный подход, является логическим продолжением теории систем.

В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных.

Главный тезис сторонников этого подхода к менеджменту тот, что «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует.

Основные элементы современной системы взглядов на менеджмент следующие:

1. организация – это открытая система;

2. успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;

3. фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них – потребитель);

4. ставка делается на человека самореализующегося. От сюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления;

5. признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;