Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем»

 

             

«нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем»

I) Реферирование

Реферирование, или составление а (лат. reffere):

- докладывать, сообщать - это краткое изложение содержания оригинала - первоисточника. - краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, который требует умения составлять и анализировать различные точки зрения.

отличается точным изложением основной, существенной новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, направлениями, «нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем» и др.

у присуще постоянство структуры:

1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы);

2) собственно ивная часть, включающая изложение основных положений текста - первоисточника;

3) анализ изложения результатов и выводов;

4) заключительная часть (возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике или к позиции автора по этим вопросам).

Основные требования к у

1. Точное изложение взглядов автора;

2. изложение всего существенного;

3. соблюдения единого стиля;

4. использование точного, краткого, литературного языка;

5. изложение в логической последовательности.

I. Виды ов:

По полноте изложения: а) информативные

(ы – конспекты);

б) индикативные (ы - резюме).

По количеству реферируемых: а) монографические;

б) обзорные.

По читательскому назначению: а) общие (характеристика содержания в

целом; ориентация на широкую

аудиторию);

б) специализированные (ориентация на специалистов).

По составителям: а) автоы;

б) ы, составленные специалистами.

II. Специфика а:

- в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;

- дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

не должен отражать существенных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

обращает внимание на новые сведения и определяет целесообразность обращения к изначальному тексту.

В учебной работе часто приходится писать

I. Информативный (- конспект), который в свою очередь, может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам).

Информативный предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.

II. При составлении обзорного а используются: приемы сопоставления; сравнения и обобщения, предполагается не последовательное изложение содержания работ, а выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных автором публикаций на близкую тему, это определяет использование сложных предложений со значением сравнения, условия, причины, следствия и т.п.

Реферирование используется для переработки в основном научной и технической литературы, содержащей новую для учащегося информацию.

Объем а может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знаний.

Поскольку относится к одному из книжно-письменных жанров, в нем используются:

а) конструкции, типичные для научного стиля речи;

б) глаголы и модальные слова.

В е, как и в других жанрах научной прозы, связь между предложениями и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими:

- на порядок изложения информации: во - первых, во - вторых, в - третьих и т.д., прежде всего, сначала, затем, наконец и другие подобные слова и выражения;

- на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста, для этого используются слова: должен отметить, следует отметить, важно, необходимо отметить и др.;

- на присоединение дополнительного материала - аргументации с помощью слов: например, кроме того, допустим;

- на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как правило, действительно, безусловно, вероятно;

- на пояснения: иными словами, иначе, то есть;

- на источник информации: по данным, по словам. Из трудов и др.

Используются в е также пассивные и безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что;

- причастные и деепричастные обороты;

- существительные, используемые при замене некоторых глаголов и предикативных слов, есть, иметься, существовать - существование, наличие (чего?)

нет, не имеется, не существует - отсутствие (чего?)

нужно, следует, должен, требуется - необходимость (чего?)

позволяет что? - возможность (чего?)

нуждаться (в чем?) - потребность (в чем?)

При составлении а полезно использовать модель а научной статьи.

Модель а научной статьи

I. Вводная часть а

В статье …; помещенной в журнале "_______" № а. За … год рассматриваются вопросы …

Автор статьи

Статья называется

Озаглавлена

II. Тема статьи, ее общая характеристика

Тема статьи

Статья посвящена … теме

проблема

III. Проблема статьи

В статье речь идет (о чем?)

говорится (о чем?)

изложение (чего?)

Сущность проблемы сводится (к чему?)

состоит (в чем?)

IV. Композиция статьи

Статья делится на части

состоит из частей

начинается (с чего?)

заканчивается (чем?)

V. Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется (что?)

В начале статьи

Далее дается общая характеристика

В статье автор

В основной части

В статье также как …

определяются

излагаются

проблема

глав

частей

ставит

излагается (что?)

затронуты

цель

задачи

следующие проблемы

такие вопросы

VI. Иллюстрация автором своих положений

Автор ссылается на …

примеры

факты

цифры

подтверждающие

иллюстрирующие его положение

VII. Заключение, выводы автора

Автор

приходит

к выводу, что …

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что …

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)

VIII. Выводы и оценки референта

В итоге

Таким образом

в статье

можно

убедительно

сказать

доказано

Оценивая работу в целом можно утверждать …

Достоинством работы являются …

Существенным недостатком работы можно сказать …

Индикативный (-резюме), который кратко излагает выводы, результаты проделанной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается.

Индикативный сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, -резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста - источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Образец индикативного а

В книге рассматриваются динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в 50 - 60-е годы.

Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются все причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти.

Подчеркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции.

В книге используются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения.

Далее в книге анализируются литературно-художественные дискуссии 50-60-х годов, что выявляет мировоззренческие установки интеллигенции.

В заключение показаны пути художественной интеллигенции и диссиденству и к жизни по двойной морали.

Основные части а

I. Вступление

Краткие сведения об авторе и характеристика

источника:

ученая степень автора, его специализация, другие работы; характеристика использованных автором материалов; краткое изложение темы источника; обоснование ее выбора, указание основного материала, методов разработки темы; цель работы, ее рубрикация; приоритет автора и т.п.

II. Основная часть

Все существенные положения:

конспективно, фрагментарно, аналитически на

выбор референта

III. Заключение

Выводы, сделанные автором; обобщения; резюме референта

Правила оформления и представления ов

Объем а – не более 25 страниц машинописного текста, напечатанного нормальным шрифтом через два интервала.

Работа должна иметь поля, каждый раздел оформляется с новой страницы. Титульный лист оформляется согласно требованиям.