Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Финансы их сущность и роль

 

             

Финансы их сущность и роль


1. Оглавление.

1. Оглавление............................................................................................................................................ 2

2. Введение................................................................................................................................................... 3

3. Финансы их сущность и роль............................................................................................. 4

3.1. Понятие "финансы"................................................................................................................... 4

3.2. Роль государственных финансов................................................................................................. 5

3.3. Признаки финансов как экономической категории................................................................ 6

4. Финансовая система.................................................................................................................. 8

4.1. Финансовая система и ее структура................................................................................... 8

4.2. Принципы построения финансовой системы..................................................................... 9

5. Финансовая политика............................................................................................................... 11

5.1. Содержание финансовой политики......................................................................................... 11

5.2. Структура финансовой политики............................................................................................ 12

6. Государственный бюджет и бюджетная система........................................ 15

6.1. Сущность и роль государственного бюджета..................................................................... 15

6.2. Доходы государственного бюджета....................................................................................... 15

6.3. Расходы государственного бюджета..................................................................................... 16

6.4. Дефицит/ профицит бюджета................................................................................................. 17

6.5. Бюджет 2002 года.................................................................................................................. 18

6.6. Бюджетная система.................................................................................................................... 19

6.7. Государственный долг РФ........................................................................................................... 20

7. Налоги и налогообложение................................................................................................ 22

7.1.Принципы и методы налогообложения.................................................................................... 22

7.2. Основные виды налогов................................................................................................................ 22

8. Заключение......................................................................................................................................... 26

9. Приложения........................................................................................................................................ 27

10. Список использованной литературы...................................................................... 29

2. Введение.

Тема "Финансы и финансовые системы" наиболее актуальна в экономике и политике всех стран мира.

Для наиболее полного раскрытия данной темы была рассмотрена роль государственных финансов, структуры финансовой системы и финансовой политики.

Наиболее полно раскрыта тема государственного бюджета. В частности рассматриваются расходные и доходные статьи бюджета Российской Федерации.

Тема налогов и налогообложения играет немаловажную роль в доходной части бюджета любой страны, поэтому тоже была затронута в данной курсовой работе.

В конце курсовой работы напечатаны приложения - таблица с примерами расходов и доходов федерального бюджета РФ (с 1997 по 2001 гг.) и таблица структуры внешнего гос. долга ( на 2001- 2002 гг.)

В заключении изложены основные тезисы курсовой работы с кратким анализом актуальности изложенных тем.

Ссылка на литературные источники, которые были использованы при написании данной курсовой работы напечатаны после заключения.

3. Финансы их сущность и роль

3.1. Понятие "финансы"

Фи­нан­сы как на­уч­ное по­ня­тие обыч­но ас­со­ции­ру­ют­ся с те­ми про­цес­са­ми, ко­то­рые на по­верх­но­сти об­ще­ст­вен­ной жиз­ни про­яв­ля­ют­ся в раз­но­об­раз­ных фор­мах и обя­за­тель­но со­про­во­ж­да­ют­ся дви­же­ни­ем (на­лич­ным или без­на­лич­ным) де­неж­ных средств. Идет ли речь о рас­пре­де­ле­нии при­бы­ли и фор­ми­ро­ва­нии фон­дов внут­ри­хо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния на пред­при­яти­ях, или о пе­ре­чис­ле­нии на­ло­го­вых пла­те­жей в до­хо­ды го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та, или о вне­се­нии средств во вне­бюд­жет­ные или бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды - во всех этих и по­доб­ных им фи­нан­со­вых опе­ра­ций про­ис­хо­дит дви­же­ние де­неж­ных средств.

Государственные финансы являются инструментом привлечения средств всех секторов экономики для проведения государственной внешней и внутренней политики. Термин "финансы" происходит от латинского слова "finansia", что означает "доход", "платеж". В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с образованием денежных ресурсов, используемых гос-вом для выполнения своих экономических и политических функций; системой денежных отношений.

Финансы являются важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества. Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, необходимых государству для осуществления его функций.

Управление финансами и разработку финансовой политики государства обеспечивает Министерство Финансов РФ как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах.

Обеспечивая выполнение федерального бюджета, Министерство Финансов осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета организациями, предприятиями и учреждениями. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета предоставляется в Правительство РФ.

3.2. Роль государственных финансов

В первую очередь, роль государственных финансов в наши дни заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, развития ключевых отраслей хозяйства, поддержания темпов экономического роста, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса.

Финансы объ­е­ди­нены ле­жа­щими в ос­но­ве фи­нан­со­вых опе­ра­ций от­но­ше­ниями ме­ж­ду раз­лич­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, или об­ще­ст­вен­ными от­но­ше­ниями. По ха­рак­те­ру эти от­но­ше­ния - про­из­вод­ст­вен­ные (эко­но­ми­че­ские), по­сколь­ку воз­ни­ка­ют не­по­сред­ст­вен­но в об­ще­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве.

Эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния ис­клю­чи­тель­но мно­го­об­раз­ны: они воз­ни­ка­ют на всех ста­ди­ях вос­про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са, на всех уров­нях хо­зяй­ст­во­ва­ния, во всех сфе­рах об­ще­ст­вен­ной дея­тель­но­сти. Фи­нан­сы, вы­ра­жая ре­аль­но су­ще­ст­вую­щие в об­ще­ст­ве от­но­ше­ния, вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве эко­но­ми­че­ской ка­те­го­рии .

3.3. Признаки финансов как экономической категории.

Свое­об­ра­зие от­но­ше­ний, со­став­ляю­щих со­дер­жа­ние фи­нан­сов как эко­но­ми­че­ской ка­те­го­рии, за­клю­ча­ет­ся в том, что они все­гда име­ют де­неж­ную фор­му вы­ра­же­ния.

Де­неж­ный ха­рак­тер фи­нан­со­вых от­но­ше­ний - важ­ный при­знак фи­нан­сов. День­ги яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем су­ще­ст­во­ва­ния фи­нан­сов.

По­яв­ле­ние фи­нан­со­вых от­но­ше­ний все­гда да­ет о се­бе знать ре­аль­ным дви­же­ни­ем де­неж­ных средств. От­сут­ст­вие та­ко­го дви­же­ния на ста­ди­ях про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния вос­про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что они не яв­ля­ют­ся ме­стом воз­ник­но­ве­ния фи­нан­сов.

Ре­аль­ное дви­же­ние де­неж­ных средств про­ис­хо­дит на вто­рой (об­лас­ти воз­ник­но­ве­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния фи­нан­сов) и треть­ей ста­ди­ях вос­про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са - в рас­пре­де­ле­нии и об­ме­не. Од­на­ко ха­рак­тер дви­же­ния стои­мо­сти (в ее де­неж­ной фор­ме) на этих ста­ди­ях раз­ли­чен, что не по­зво­ля­ет от­не­сти тре­тью ста­дию к сфе­ре функ­цио­ни­ро­ва­ния.

Важ­ным при­зна­ком фи­нан­сов как эко­но­ми­че­ской ка­те­го­рии яв­ля­ет­ся рас­пре­де­ли­тель­ный ха­рак­тер фи­нан­со­вых от­но­ше­ний.

Пер­во­на­чаль­ной сфе­рой воз­ник­но­ве­ния фи­нан­со­вых от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся про­цес­сы пер­вич­но­го рас­пре­де­ле­ния стои­мо­сти об­ще­ст­вен­но­го про­дук­та, ко­гда эта стои­мость рас­па­да­ет­ся на со­став­ляю­щие ее эле­мен­ты и про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние раз­лич­ных форм де­неж­ных до­хо­дов и на­ко­п­ле­ний. Рас­пре­де­ле­ние и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние стои­мо­сти с по­мо­щью фи­нан­сов обя­за­тель­но со­про­во­ж­да­ет­ся дви­же­ни­ем де­неж­ных средств, при­ни­маю­щих спе­ци­фи­че­скую фор­му фи­нан­со­вых ре­сур­сов; они фор­ми­ру­ют­ся у субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния и го­су­дар­ст­ва за счет раз­лич­ных ви­дов де­неж­ных до­хо­дов, от­чис­ле­ний и по­сту­п­ле­ний, а ис­поль­зу­ют­ся на рас­ши­рен­ное вос­про­из­вод­ст­во, ма­те­ри­аль­ное сти­му­ли­ро­ва­ние ра­бо­таю­щих, удов­ле­тво­ре­ние со­ци­аль­ных и дру­гих по­треб­но­стей об­ще­ст­ва. Фи­нан­со­вые ре­сур­сы вы­сту­па­ют ма­те­ри­аль­ны­ми но­си­те­ля­ми фи­нан­со­вых от­но­ше­ний.

По­тен­ци­аль­но фи­нан­со­вые ре­сур­сы об­ра­зу­ют­ся на ста­дии про­из­вод­ст­ва, ко­гда соз­да­ет­ся но­вая стои­мость и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­нос ста­рой. Но ре­аль­ное фор­ми­ро­ва­ние фи­нан­со­вых ре­сур­сов на­чи­на­ет­ся толь­ко на ста­дии рас­пре­де­ле­ния, ко­гда стои­мость реа­ли­зо­ва­на и в со­ста­ве вы­руч­ки вы­чле­ня­ют­ся кон­крет­ные эко­но­ми­че­ские фор­мы реа­ли­зо­ван­ной стои­мо­сти.

Ис­поль­зо­ва­ние фи­нан­со­вых ре­сур­сов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ос­нов­ном че­рез де­неж­ные фон­ды спе­ци­аль­но­го це­ле­во­го на­зна­че­ния, хо­тя воз­мож­на и не­фон­до­вая фор­ма их ис­поль­зо­ва­ния. Фи­нан­со­вые фон­ды - важ­ная со­став­ная часть об­щей сис­те­мы де­неж­ных фон­дов, функ­цио­ни­рую­щих в на­род­ном хо­зяй­ст­ве.

Важ­ным спе­ци­фи­че­ским при­зна­ком фи­нан­сов, от­ли­чаю­щим их от дру­гих рас­пре­де­ли­тель­ных ка­те­го­рий, яв­ля­ет­ся то, что фи­нан­со­вые от­но­ше­ния все­гда свя­за­ны с фор­ми­ро­ва­нием де­неж­ных до­хо­дов и на­ко­п­ле­ний , при­ни­маю­щих фор­му фи­нан­со­вых ре­сур­сов. Это при­знак яв­ля­ет­ся об­щим для фи­нан­со­вых от­но­ше­ний лю­бых об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фор­ма­ций, где бы они ни функ­цио­ни­ро­ва­ли. При этом фор­мы и ме­то­ды, с по­мо­щью ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся фи­нан­со­вые ре­сур­сы, ме­ня­лись в за­ви­си­мо­сти от из­ме­не­ний со­ци­аль­ной при­ро­ды об­ще­ст­ва.

4. Финансовая система.

4.1. Финансовая система и ее структура.

Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовые отношения - это отношения между:

¨ Государством и юридическими или физическими лицами,

¨ Юридическими лицами,

¨ Физическими и юридическими лицами,

¨ Отдельными государствами.

Система таких отношений носит название финансовой системы.

Финансовая система включает в себя:

а) бюджеты различных уровней,

б) валютные резервы государства,

в) фонды социального, имущественного и личного страхования,

г) денежные фонды предприятий, фирм, организаций, других коммерческих и некоммерческих структур.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет . Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Важным составляющим компонентом финансовой системы государства являются местные бюджеты . За счет их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство школ и жилых домов, дорог, а также развитие средств связи. В том числе местные бюджеты используются на содержание местной администрации, органов труда, милиции и прокуратуры.

4.2. Принципы построения финансовой системы.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. Для финансовых систем современных развитых стран характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (земель, штатов) не включаются в федеральный бюджет.

В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма.

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

· экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве

· взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;

· укрепление доходной части местных бюджетов;

· для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;

· определяется передача финансовых ресурсов в специальные фонды СНГ на договорной основе.

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики . Государство осуществляет мероприятия по привлечению финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

5. Финансовая политика

В лю­бом об­ще­ст­ве го­су­дар­ст­во ис­поль­зу­ет фи­нан­сы для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их функ­ций и за­дач, дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных це­лей. Важ­ную роль в реа­ли­за­ции по­став­лен­ных це­лей иг­ра­ет фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка.

5.1. Содержание финансовой политики

Со­дер­жа­ние фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки мно­го­гран­но. Можно выделить 3 основные звена, включенные в финансовую политику:

¨ вы­ра­бот­ка на­уч­но обос­но­ван­ных кон­цеп­ций раз­ви­тия фи­нан­сов . Они фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве изу­че­ния тре­бо­ва­ний эко­но­ми­че­ских за­ко­нов, все­сто­рон­не­го ана­ли­за со­стоя­ния раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва, пер­спек­тив раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний, по­треб­но­стей на­се­ле­ния;

¨ оп­ре­де­ле­ние ос­нов­ных на­прав­ле­ний ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­сов на пер­спек­ти­ву и те­ку­щий пе­ри­од ; при этом ис­хо­дят из пу­тей дос­ти­же­ния по­став­лен­ных це­лей, пре­ду­смот­рен­ных эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой, учи­ты­ва­ют­ся ме­ж­ду­на­род­ные фак­то­ры, воз­мож­но­сти рос­та фи­нан­со­вых ре­сур­сов;

¨ осу­ще­ст­в­ле­ние прак­ти­че­ских дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на дос­ти­же­ние по­став­лен­ных це­лей.

Един­ст­во трех ос­нов­ных звень­ев оп­ре­де­ля­ет со­дер­жа­ние фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

5.2. Структура финансовой политики

В за­ви­си­мо­сти от дли­тель­но­сти пе­рио­да и ха­рак­те­ра ре­шае­мых за­дач фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка под­раз­де­ля­ет­ся на фи­нан­со­вую стра­те­гию и фи­нан­со­вую так­ти­ку .

Фи­нан­со­вая стра­те­гия - дол­го­вре­мен­ный курс фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, рас­счи­тан­ный на пер­спек­ти­ву и пре­ду­смат­ри­ваю­щий ре­ше­ние глобальных за­дач, оп­ре­де­лен­ных эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной стра­те­ги­ей. В про­цес­се ее раз­ра­бот­ки намечаются ос­нов­ные тен­ден­ции раз­ви­тия фи­нан­сов, фор­ми­ру­ют­ся кон­цеп­ции их ис­поль­зо­ва­ния, на­ме­ча­ют­ся прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых от­но­ше­ний. Вы­бор дол­го­вре­мен­ных це­лей и со­став­ле­ние це­ле­вых про­грамм в фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке не­об­хо­ди­мы для кон­цен­тра­ции фи­нан­со­вых ре­сур­сов на глав­ных на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

Фи­нан­со­вая так­ти­ка на­прав­ле­на на ре­ше­ние за­дач кон­крет­но­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва пу­тем свое­вре­мен­но­го из­ме­не­ния спо­со­бов ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых свя­зей, пе­ре­груп­пи­ров­ки фи­нан­со­вых ре­сур­сов.

Стра­те­гия и так­ти­ка фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки взаи­мо­свя­за­ны. Стра­те­гия соз­да­ет бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ре­ше­ния так­ти­че­ских за­дач. Так­ти­ка по­зво­ля­ет в бо­лее сжа­тые сро­ки с наи­мень­ши­ми по­те­ря­ми и за­тра­та­ми ре­шать за­да­чи, на­ме­чае­мые фи­нан­со­вой стра­те­ги­ей.

При вы­ра­бот­ке фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки сле­ду­ет ис­хо­дить из кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских ус­ло­вий. Они долж­ны учи­ты­вать спе­ци­фи­ку ка­ж­до­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва, осо­бен­но­сти как внут­рен­ней, так и ме­ж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ки, ре­аль­ные эко­но­ми­че­ские и фи­нан­со­вые воз­мож­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Не­ма­ло­важ­ным тре­бо­ва­ни­ем, предъ­яв­ляе­мым к фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке, яв­ля­ет­ся со­гла­со­ва­ние ме­ро­прия­тий, про­во­ди­мых во всех звень­ях фи­нан­со­вой сис­те­мы, пу­тем их ори­ен­та­ции на вы­пол­не­ние ос­нов­ной, клю­че­вой за­да­чи оп­ре­де­лен­но­го эта­па раз­ви­тия, а так­же обес­пе­че­ние тес­ной взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду со­став­ны­ми час­тя­ми эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки - фи­нан­со­вой, кре­дит­ной, по­ли­ти­ки в об­лас­ти це­но­об­ра­зо­ва­ния, за­ра­бот­ной пла­ты.

Це­лью фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся наи­бо­лее пол­ная мо­би­ли­за­ция фи­нан­со­вых ре­сур­сов, не­об­хо­ди­мых для удов­ле­тво­ре­ния на­сущ­ных по­треб­но­стей раз­ви­тия об­ще­ст­ва. В со­от­вет­ст­вии с этим фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка при­зва­на соз­дать бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ак­ти­ви­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся оп­ре­де­ле­нию ра­цио­наль­ных форм изъ­я­тия до­хо­дов пред­при­ятий в поль­зу го­су­дар­ст­ва, а так­же до­ли уча­стия на­се­ле­ния в фор­ми­ро­ва­нии фи­нан­со­вых ре­сур­сов. Важ­ное зна­че­ние при­да­ет­ся по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов пу­тем их рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду сфе­ра­ми об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, а так­же их кон­цен­тра­ции на глав­ных на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

На­уч­но обос­но­ван­ная фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка при пра­виль­ной и ус­пеш­ной ее реа­ли­за­ции при­но­сит по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты. Ее зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в том, что она мо­жет со­про­во­ж­дать­ся по­вы­ше­ни­ем уров­ня бла­го­сос­тоя­ния на­ро­да.

Фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка иг­ра­ет важ­ную роль в раз­ви­тии про­из­во­ди­тель­ных сил и ра­цио­наль­ном их раз­ме­ще­нии по тер­ри­то­рии стра­ны. Она спо­соб­ст­ву­ет обес­пе­че­нию фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми це­ле­вых про­грамм, со­сре­до­то­че­нию средств на клю­че­вых на­прав­ле­ни­ях раз­ви­тия эко­но­ми­ки, сти­му­ли­ро­ва­нию рос­та эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ст­ва; по­вы­ше­нию за­ин­те­ре­со­ван­но­сти всех ре­гио­нов в раз­ви­тии хо­зяй­ст­ва, ис­поль­зо­ва­нии ме­ст­ных сырь­е­вых ре­сур­сов.

Фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка спо­соб­ст­ву­ет ук­ре­п­ле­нию и раз­ви­тию эко­но­ми­че­ских свя­зей со все­ми стра­на­ми ми­ра, обес­пе­чи­вая ус­ло­вия для осу­ще­ст­в­ле­ния со­вме­ст­ных ме­ро­прия­тий.

6. Государственный бюджет и бюджетная система.

6.1. Сущность и роль государственного бюджета.

Государственный (федеральный) бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны. Эти денежные ресурсы используются для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а так же на выполнение важнейших социально-экономических функций.

Бюджет представляет собой многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства. В бюджете изложена структура доходов и расходов государства. Расходы показывают цели и направления бюджетных ассигнований.

Более подробно с пунктами расходов и доходов бюджета можно ознакомиться на примере бюджета Российский Федерации (см. "Приложение 1") .

6.2. Доходы государственного бюджета.

До­хо­ды бюд­же­та - эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие у го­су­дар­ст­ва с пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми и гра­ж­да­на­ми в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния бюд­жет­но­го фон­да стра­ны. Фор­мой про­яв­ле­ния этих эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний слу­жат раз­лич­ные ви­ды пла­те­жей пред­при­ятий, ор­га­ни­за­ций и на­се­ле­ния в го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет, а их ма­те­ри­аль­но-ве­ще­ст­вен­ным во­пло­ще­ни­ем - де­неж­ные сред­ст­ва, мо­би­ли­зуе­мые в бюд­жет­ный фонд.

Со­став бюд­жет­ных до­хо­дов, фор­мы мо­би­ли­за­ции де­неж­ных средств в бюд­жет за­ви­сят от сис­те­мы и ме­то­дов хо­зяй­ст­во­ва­ния, а так­же от ре­шае­мых об­ще­ст­вом эко­но­ми­че­ских за­дач. В на­шей стра­не, где соб­ст­вен­ни­ком пре­об­ла­даю­щей мас­сы средств про­из­вод­ст­ва до не­дав­не­го вре­ме­ни вы­сту­па­ло го­су­дар­ст­во, до­хо­ды бюд­же­та ба­зи­ро­ва­лись в ос­нов­ном на де­неж­ных на­ко­п­ле­ни­ях го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­ятий, при этом на­ло­ги со­став­ля­ли 8-10 % от объ­е­ма бюд­же­та. В на­ло­го­вом го­су­дар­ст­ве 80 % до­хо­дов бюд­же­та фор­ми­ру­ют сред­ст­ва от на­ло­гов. (также см. "Налоги и налогообложение).

Кро­ме на­ло­гов в бюд­жет по­сту­па­ют не­на­ло­го­вые до­хо­ды. К ним от­но­сят­ся, с од­ной сто­ро­ны, до­хо­ды от экс­плуа­та­ции го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти, а в ус­ло­ви­ях пе­ре­хо­да к рын­ку - и от ее про­да­жи юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, а с дру­гой - по­сту­п­ле­ния от реа­ли­за­ции об­ли­га­ций го­су­дар­ст­вен­ных зай­мов и дру­гих цен­ных бу­маг.

6.3. Расходы государственного бюджета.

Рас­хо­ды го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та - это эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с рас­пре­де­ле­ни­ем фон­да де­неж­ных средств го­су­дар­ст­ва и его ис­поль­зо­ва­ни­ем по от­рас­ле­во­му, це­ле­во­му и тер­ри­то­ри­аль­но­му на­зна­че­нию.

Наи­бо­лее круп­ны­ми до не­дав­них пор бы­ли рас­хо­ды бюд­же­та на фи­нан­си­ро­ва­ние на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. В их со­став вклю­ча­лись рас­хо­ды на от­рас­ли ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва, жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва и бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния на­се­ле­ния.

Зна­чи­тель­ные бюд­жет­ные сред­ст­ва еже­год­но на­прав­ля­ют­ся на фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­но- куль­тур­ных ме­ро­прия­тий. Не­смот­ря на важ­ную роль дан­ной груп­пы бюд­жет­ных рас­хо­дов в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­цес­сах, ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки бюд­жет­ных за­трат на эти це­ли да­ле­ки от оп­ти­маль­ных. По оцен­кам не­ко­то­рых эко­но­ми­стов, на об­ра­зо­ва­ние, ме­ди­ци­ну и эко­ло­гию, вме­сте взя­тые, при­хо­ди­лось в конце 80-х го­дов лишь око­ло 14 % ва­ло­во­го на­цио­наль­но­го про­дук­та, то­гда как на во­ен­ные це­ли ухо­ди­ло от 25 до 30 %.

Часть бюд­жет­ных средств го­су­дар­ст­во на­прав­ля­ет на обо­ро­ну . Ос­нов­ное ме­сто в за­тра­тах на обо­ро­ну за­ни­ма­ет за­куп­ка воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки; за­тем идут за­тра­ты по те­ку­ще­му со­дер­жа­нию ар­мии и фло­та, фи­нан­си­ро­ва­нию на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот; ос­таль­ное при­хо­дит­ся на до­лю во­ен­но­го строи­тель­ст­ва, пен­сий во­ен­но­слу­жа­щим и про­чие рас­хо­ды.

6.4. Дефицит/ профицит бюджета.

Вследствие того, что от правительства постоянно требуют все больших затрат, расходы бюджета возрастают. В итоге, может сложиться ситуация, когда сумма расходов бюджета начинает превышать сумму доходов государства. Такая ситуация получила название дефицита государственного бюджета. Обратная ситуация получила название профицит государственного бюджета. Профицит бюджета - есть финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем получает со всех видов доходов государственного бюджета.

6.5. Бюджет 2002 года.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что доходы бюджета составят 2125718,2 млн. руб., расходы - 1947386,3 млн. руб. Из чего следует, что в 2002 году бюджет будет профицитный.

Часть превышения доходов над расходами бюджета в размере 68566,6 млн. руб. будет направлена на погашение внешнего долга РФ . (см. Приложение №2)

Остальная часть профицита (в объеме 109765,3 млн. руб.) и свободные остатки бюджетных средств к началу 2002 года (около 100 млрд. руб.) будут направлены на образование финансового резерва , что является новшеством финансового плана страны на 2002 год.

Средства из финансового резерва будут использоваться исключительно на замещение внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга РФ.

Согласно предварительным данным, объем ВВП за первые 2 месяца 2002 года составил 1448,6 млрд. руб. С начала года федеральный бюджет исполнен по доходам в сумме 303,8 млрд. руб. (что составляет 14,3% от годовых бюджетных назначений), а по расходам - 270,5 млрд. руб. (что составляет 13,9% от годовых бюджетных назначений). Согласно предварительной оценке, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2002 года относительно периода январь-февраль 2001 года возросли 4,1%. Рост поступлений в федеральный бюджет в 2002 году связан в основном в зачисление в бюджет единого социального налога (взноса), направляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.

В целом, выполнение объемов уточненного финансирования расходов бюджета в январе-феврале 2002 года составляет около 74% от бюджетной росписи 1-ого квартала этого года. При этом в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим.

6.6. Бюджетная система.

Бюджетная система - сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя и государственного устройства. Бюджетной системой называется совокупность всех видов бюджетов государства.

В странах с унитарным устройством бюджетная система включает в себя государственные и местные бюджеты. А в странах с федеративным государственным устройством (например, США) имеется промежуточное звено - бюджеты земель, штатов.

Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством .

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :

¨ федеральный бюджет РФ;

¨ бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами.

¨ местные бюджеты.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

6.7. Государственный долг РФ.

Государственный долг - долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, зарубежными странами и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

В соответствии с 97 статьей Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в состав государственного долга включаются:

¨ кредитные соглашения, и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями,

¨ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ,

¨ договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ,

¨ соглашения, договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Реструктуризация долга - прекращение долговых обязательств (на основании соглашения), составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств другими долговыми обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств.

7. Налоги и налогообложение.

В экономике, основанной на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы в РФ.

7.1.Принципы и методы налогообложения.

Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов местных и федеральных органов власти. Изъятие части доходов может быть осуществлено различными способами и выбор наилучшего способа - одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Размер налогообложения зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения.

Налогообложение - один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством. Государство не может существовать без налогообложения.

7.2. Основные виды налогов.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества. Примером прямого налога может служить подоходный налог , который обязаны платить все граждане.

Косвенные налоги - сбор в пользу государства, который берется у граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении определенных действий. Как пример косвенных налогов можно привести акцизы на отдельные виды товаров (в т.ч. ювелирные, табачные, винно-водочные) или налоги на продажу жилья. (Акцизы - налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, который устанавливается, как правило, в процентах к цене этого товара).

Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель.

Некоторые налоги бывают целевыми, т.е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

Пошлина - плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного типа услуг.

Пример пошлин:

¨ Выдача разрешения на ввоз зарубежных товаров (или на вывоз отечественных товаров заграницу)

¨ подтверждение права на получение наследства,

¨ оформление свидетельства о браке или о расторжении брака,

¨ принятие жалобы к рассмотрению в суде.

Се­го­дня на­ло­го­вая сис­те­ма при­зва­на ре­аль­но вли­ять на ук­ре­п­ле­ние ры­ноч­ных на­чал в хо­зяй­ст­ве, спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и од­но­вре­мен­но слу­жить барь­е­ром на пу­ти со­ци­аль­но­го об­ни­ща­ния низ­ко­оп­ла­чи­вае­мых сло­ев на­се­ле­ния.

Глав­ным сре­ди на­ло­гов, взи­мае­мых с юри­ди­че­ских лиц яв­ля­ет­ся на­лог на при­быль (до­ход) пред­при­ятий. Его при­ме­не­ние вы­зва­но тем, что в ус­ло­ви­ях ры­ноч­но­го хо­зяй­ст­ва роль при­бы­ли су­ще­ст­вен­но воз­рас­та­ет; она ста­но­вит­ся важ­ней­шим объ­ек­том воз­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва. Бан­ки и дру­гие кре­дит­ные уч­ре­ж­де­ния, осу­ще­ст­в­ляю­щие свою дея­тель­ность на ком­мер­че­ских на­ча­лах, уп­ла­чи­ва­ют в бюд­жет по­до­ход­ный на­лог. На­лог на иму­ще­ст­во пред­при­ятий вве­ден для субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния, яв­ляю­щих­ся соб­ст­вен­ни­ка­ми иму­ще­ст­ва на тер­ри­то­рии Рос­сии. Важ­ное ме­сто в на­ло­го­вой сис­те­ме стра­ны за­ни­ма­ют пла­те­жи за при­род­ные ре­сур­сы : зе­мель­ный на­лог, пла­та за во­ду, лес­ной до­ход и др.

Ос­нов­ное ме­сто в сис­те­ме на­ло­го­об­ло­же­ния фи­зи­че­ских лиц за­ни­ма­ет по­до­ход­ный на­лог . По­до­ход­ное об­ло­же­ние до­пол­ня­ет­ся взи­ма­ни­ем на­ло­га на иму­ще­ст­во, ко­то­рый в ус­ло­ви­ях пе­ре­хо­да к рын­ку вы­пол­ня­ет не толь­ко фис­каль­ную роль, но и слу­жит свое­об­раз­ным пси­хо­ло­ги­че­ским фак­то­ром, влияю­щим на по­ве­де­ние пла­тель­щи­ка, осоз­наю­ще­го се­бя соб­ст­вен­ни­ком. В на­ло­го­вой сис­те­ме стра­ны по­сле дли­тель­ной пе­ре­ры­ва вос­ста­нов­лен на­лог с на­след­ст­ва, ко­то­рым с 1 ян­ва­ря 1992 г. об­ла­га­ет­ся иму­ще­ст­во, пе­ре­хо­дя­щее гра­ж­да­нам в по­ряд­ке на­сле­до­ва­ния или да­ре­ния.

На­лог на опе­ра­ции с цен­ны­ми уп­ла­чи­ва­ют юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца (в том чис­ле и ино­стран­цы), осу­ще­ст­в­ляю­щие эмис­сию и опе­ра­ции по ку­п­ле-про­да­же цен­ных бу­маг. На­лог на рек­ла­му уп­ла­чи­ва­ют юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца, рек­ла­ми­рую­щие свою про­дук­цию. На­лог на пе­ре­про­да­жу ав­то­мо­би­лей, вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки и пер­со­наль­ных ком­пь­ю­те­ров взи­ма­ет­ся с юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц, пе­ре­про­даю­щих ука­зан­ные то­ва­ры.

Го­су­дар­ст­во в ли­це упол­но­мо­чен­ных на это ор­га­нов (от­де­лы ЗАГС, ОВИР, но­та­ри­аль­ные кон­то­ры и др.) ока­зы­ва­ет раз­лич­но­го ро­да ус­лу­ги юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, за ко­то­рое оно взи­ма­ет по­шли­ны и сбо­ры.

К чис­лу пла­те­жей, вно­си­мых гра­ж­да­на­ми, от­но­сит­ся сбор за пра­во тор­гов­ли (про­мы­сло­вый на­лог). Сбор за пар­ков­ку ав­то­транс­пор­та вно­сят во­ди­те­ли ав­то­ма­шин при пар­ков­ке в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных для этих це­лей мес­тах. Гра­ж­да­не, не­ор­га­ни­зо­ван­но при­ез­жаю­щие на от­дых в ку­рорт­ные ме­ст­но­сти без пу­те­вок и кур­со­вок, уп­ла­чи­ва­ют ку­рорт­ный сбор.

Уп­ла­та на­ло­гов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в оп­ре­де­лен­ной оче­ред­но­сти. Сна­ча­ла пла­тель­щи­ки вно­сят все по­иму­ще­ст­вен­ные на­ло­ги и по­шли­ны. На сум­му вне­сен­ных пла­те­жей умень­ша­ет­ся на­ло­го­об­ла­гае­мый до­ход фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, по­сле че­го пла­тель­щи­ки уже во вто­рую оче­редь обя­за­ны рас­счи­тать­ся с бюд­же­том по ме­ст­ным по­до­ход­ным на­ло­гам, ес­ли та­ко­вые взи­ма­ют­ся.

8. Заключение.

Темы и вопросы, затронутые в данной работе, имеют большое значение для политического и экономического развития стран.

Значение финансовой политики заключается в том, что она также сопровождается повышением уровня благосостояния населения страны.

Нарастание бюджетного дефицита страны влечет за собой появление и рост государственного долга. В последние несколько лет впервые в новейшей истории России правительством был принят профицитный бюджет. Вследствие этого, средства, составляющие разность превышения доходов над расходами, стали пускаться на покрытие государственного долга. Следовательно государственный долг стал уменьшаться.

Достижением в сфере налогообложения можно посчитать снижение подоходного налога и как следствие - уменьшение теневой экономики. Теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части федерального бюджета, поэтому очень важно максимально снизить уровень теневой экономики в стране.

Главная задача многих стран - совершенствование бюджетной системы: повышение эффективности использования бюджетных средств.

9. Приложения.



10. Список использованной литературы.

1. В.И.Видяпин, Г.П. Журавлева. Экономическая теория (политэкономия). М.: Единство. 2001 г.

2. Б.М. Сабанти. Теория финансов. М.: Менеджер. 1998 г.

3. В.П. Родионова. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1995 г.

4. А.П. Архипов. Экономика. 2-е издание. 2001 г.

5. Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. М.: ИНТЕРЭКО. 1996 г.

6. А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. Общая экономическая теория. Питер. 2001.

7. "Российская Газета": «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД». 2002 г.

8. И.В. Липсиц . Экономика. 1 том. М.: Вита-Пресс. 1997

9. Ресурсы Интернет: официальный сайт Министерства Финансов РФ (www.minfin.ru)

10. Ресурсы Интернет: