Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 ГОРОДА ТОМСКА
Исследовательский проект
Окказионализмы как составляющая идиостиля
Владимира Маяковского.
Выполнили: обучающиеся 10 класса «А» Воротнева В., Позднякова К. Учитель: Насонова Е.Ю. Томск - 2009 Содержание:
1. Введение. 2. Основная часть. а) Соотношение окказионализмов, потенциальных слов, неологизмов. б) Окказионализмы и их типы. в) «Серебряный век» - век нового слова. г) Окказионализмы – составляющая идиостиля В.Маяковского. д) Способы образования окказионализмов Маяковского. е) Классификация окказионализмов Маяковского по способу образования. 3. Заключение. 4. Словообразовательный словарик окказионализмов В.Маяковского. 5. Словарь терминов. 6. Список литературы. 1.
Введение.
Актуальность темы.
Культурная парадигма 20 века предполагает свободное обращение с языковой реальностью, поощряет языковые эксперименты. Одним из путей “раскрепощения” языка является прогрессирование окказионального словообразования, особенно необычных его форм. Проблема индивидуального языкового творчества писателей в связи с этим все более выдвигается на передний план, ей посвящены многочисленные работы отечественных ученых. Творчество Владимира Маяковского прежде всего резко отличается от литературы классического XIX века, а во многом и от литературы рубежа XIX-XX веков. Оно неоднократно становилось предметом исследования многих отечественных лингвистов и литературоведов, таких как В.С. Паперный, В.О. Перцов, Ф.Н. Пицкель, Б.Н. Гончаров, В.А. Звегинцев, Н.И. Калитин, Ю.Н. Караулов. В Тбилиси известным лингвистом Н.П. Колесниковым был издан словарь неологизмов В.В. Маяковского. Владимир Маяковский известен как один из поэтов-новаторов, создатель окказионализмов. Маяковский в своем словосозидании исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он искал в реальных существующих корнях, суффиксах и флексиях новых словообразований для достижения большей выразительности поэтической речи. Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами. Объект исследования
: поэзия В.Маяковского. Предмет исследования
: окказионализмы Маяковского. Цель исследования
– определить особенности окказионализмов Маяковского. Гипотеза
: В.В.Маяковский использовал самые разнообразные способы образования окказионализмов, т.е. его творческий потенциал весьма широк. Задачи
: 1. Определить понятие «окказионализм» и его отличие от неологизма, потенциального слова. 2. Выявить признаки окказионального слова. 3. Составить словарик окказиональных слов Маяковского. 4. Классифицировать окказионализмы по морфологическому принципу. 5. Рассмотреть способы словообразования окказионализмов Маяковского. 6. Классифицировать окказионализмы по способу словообразования. Методы исследования
: обзор литературы; исследовательский и сопоставительный метод, классификация. 2. Основная часть.
в) Писатели, поэты, публицисты, ученые, философы в разные исторические периоды так или иначе занимались словотворчеством. Так, например, М.Ломоносов ввел термины созвездие, полнолуние, притяжение, Н.Карамзин – промышленность, будущность. В. Даль занимался словотворчеством, изобретая «самодельные слова» с двумя целями: для замены заимствованного слова при отсутствии русского и непроизвольно, в процессе подбора синонимов к толкуемому слову. Авторские новообразования можно найти почти у всех классиков русской литературы. Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, А.П.Чехов выработали замечательную традицию художественного изображения посредством употребления окказиональных слов. Но наиболее частотны окказионализмы в поэтических текстах, т.к. поэтический язык напрягает и языковые и речевые ресурсы образного повествования. Особый интерес к этому словотворчеству проявили поэты «Серебряного века». Из поэтов-авангардистов XX в. словотворчеством активно занимались В. Маяковский, В. Хлебников, Вяч. Иванов, Д. Бурлюк, С. Есенин, К. Бальмонт и др. Окказионализмы значились на первом плане в программах футуристов, начиная с «Пощечины общественному вкусу»: «Мы приказываем чтить права поэтов… на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (слово-новшество)…». Склонность к новообразованиям - индивидуальная стилевая черта любого поэта, творившего в «пёструю эпоху» серебряного века, когда интерес к «самовитому слову» достиг своего апогея. г) Писать об идиостиле Маяковского легче, потому что первопроходческая работа здесь уже сделана классическим исследованием Г. О. Винокура «Маяковский — новатор языка» (Винокур 1943). Ее разделы: «Слово и классы слов», «Слово внутри класса слов», «Слово в фразе», «Слово в выражении». Ее итоги — параграфы «Ораторско-диалогическая композиция» и «Фамильярный стиль» как два главные начала языка Маяковского — публичность и разговорность. К этому добавляется (из предыдущего раздела о слове в идиомах и метафорах) третье, невыделенное: материализация образов. Замечательно, что эти три итоговые характеристики языка Маяковского в точности соответствуют трем аспектам речевого поведения, выделяемым классической риторикой: соответствие языка с предметом, с адресатом и с образом говорящего. Отношение Маяковского к предмету — это установка на вещественность, материальность, конкретность изображаемого мира. («Нам надоели небесные сласти — хлебище дай жрать ржаной! Нам надоели бумажные страсти — дайте жить с живой женой!»). Отношение к адресату — установка на прямой контакт, обращение, требующее отклика («Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен»). Образ говорящего — человек безъязыкой улицы, простой, свойский и резкий, отсюда — установка на разговорно-фамильярный стиль, вульгарность, грубость: даже нежность для Маяковского слышнее в иронично-грубом слове, чем в предписанно-мягком. («Скажем, почему грубые слова употребляются… Я очень люблю, когда поэт, закрыв глаза на все, что кругом творится, сладенько изливается, и вдруг взять его и носом как щенка ткнуть. Это просто поэтический прием». «Человеку, действительно размякшему от горести, свойственно прикрываться словом погрубее». Но кроме того, и это главное, его говорящий — человек современности, объявляющий новые истины, для которых старый язык не приспособлен: отсюда — подчеркнутое старание сломать привычные традиционные формы языка. («Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни». «Мы приказываем чтить права поэтов… на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку» — «Пощечина общественному вкусу». «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово — партия»). Поэтому вдобавок к образу мира, образу адресата и образу говорящего, можно сказать, что для Маяковского существен образ языка как такового. Г. О. Винокур подчеркивал самим заглавием своей работы, что Маяковский был именно новатором языка. Языковой образ говорящего в стихах Маяковского целиком строится как образ площадного митингового оратора. Маяковский сам декларировал это с навязчивой настойчивостью — от проповедника улицы, «крикогубого Заратустры» в первой его поэме до «агитатора, горлана, главаря» в последней. Маяковский и в реальном поведении старался вписываться в этот образ — отсюда его страсть к публичным выступлениям, свойский тон и зычный голос перед публикой, многократно описанный мемуаристами. Из этого образа могут быть выведены все черты поэтики Маяковского. Стих без метра, на одних ударениях, — потому что площадной крик только и напирает на ударения. Расшатанные рифмы — потому что за этим напором безударные слоги стушевываются и неточность их созвучий не слышна. Нарочито грубый язык — потому что на площадях иначе не говорят. Нововыдуманные слова, перекошенные склонения и спряжения, рваные фразы — как крушат старый мир, так взламывают и язык старого мира. Гиперболические, вещественно-зримые, плакатно-яркие образы — чтобы врезаться в сознание ошалелой толпы мгновенно и прочно. Все черты поэтики Маяковского возникли в литературе русского модернизма до него, но только у него получили единую мотивировку, которая сделала их из экспериментальных общезначимыми. В данной работе мы остановимся на одной из составляющих идиостиля Маяковского – окказионализмах. В основе нашего исследования – структурно-семантический анализ окказионализмов. Мы исследуем в данной работе лексические окказионализмы, взятые из двух поэм Маяковского: «Облако в штанах» (дооктябрьская) и «Владимир Ильич Ленин» (послеоктябрьская). Первоначально мы провели словообразовательный анализ выявленных лексических окказионализмов по следующим принципам: Статистический анализ окказионализмов Маяковского.
Имена
существительные
%
Имена
прилагательные
%
глагол
%
Причастия
деепричастия
%
другие
%
всего
«Облако в штанах» 19 26% 18 24% 28 39% 7 9% 2 2% 74 «Владимир Ильи Ленин» 13 27% 15 30% 15 30% 4 9% 2 4% 49 Всего 32 33 43 11 4 123 Способы образования окказионализмов В.Маяковского.
Поэма «Облако в штанах» (1914-1915)
Способы словообразования
Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глагол
Причастия,
деепричастия
Всего
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Суффиксальный
10 13 9 12 3 3 7 9 29 Бессуффиксный
6 8 0 0 0 0 0 0 6 Приставочный
0 0 1 1,3 18 20 0 0 19 Сложение
0 0 9 12 1 1,3 0 0 10 Субстантивация
4 5 - 0 - 0 0 0 4 Приставочно-суффиксальный
0 0 0 0 6 8 0 0 6 Поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924).
Способы словообразования
Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глагол
Причастия,
деепричастия
Всего
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Суффиксальный
6 13 8 18 2 4,6 4 9 20 Бессуффиксный
0 0 0 0 0 0 0 0 0 Приставочный
0 0 0 0 9 20 0 0 9 Сложение
7 16 7 16 0 0 0 0 14 субстантивация
0 0 0 0 0 0 0 0 0 Приставочно-суффиксальный
0 0 0 0 0 0 0 0 0 В «Облаке» мы насчитали 74 окказионализма, в «Ленине» 49. В поэме, написанной в послеоктябрьский период творчества, поэт меньше употребляет окказиональных слов. От «Облака» к «Ленину» убывает количество окказиональных глаголов и возрастает – число имен существительных и прилагательных. Стиль становится статичнее, бурный темперамент самовыражения уступает место технике агитвоздействия. Окказионализмы-существительные.
Среди существительных с первого же взгляда выделяются две группы окказиональных существительных: увеличительные и уменьшительные
, часто в рассчитанном контрасте: я думал, ты — всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик; Круппы и Круппики; кто сейчас оплакал бы мою смертишку в трауре вот этой бесконечной смерти; на рублях колес землища двигалась; покрывая детвориный плачик. Суффиксы такого рода очень продуктивны, поэтому некоторые слова, которые в ином контексте, может быть, и не ощущались бы как окказиональные, в «Облаке» явно приближаются к ним: кулачищ замах, обугленный поцелуишко, звоночки коночек. К собственно уменьшительным приближаются суффиксы для обозначения детенышей — именно в этом смысле в «Облаке» противопоставляются миллионы ОГРОМНЫХ чистых любовей и миллион миллионов МАЛЕНЬКИХ грязных любят; ср. МАЛЕНЬКИЙ смирный любеночек. К увеличительным, в свою очередь, приближается суффикс в слове желтоглазина. Художественная функция этих гиперболизирующих средств языка очевидна: они работают на образ мира Маяковского, оппозиция «большой — малый» — простейший способ подчеркнуть его величественность. Отглагольные существительные
с нулевым суффиксом: грозящих бровей морщь
; в плаче и всхлипе
; каждой капле слезовой течи
; телеграф охрип от гуда;
земля дрожит от гуда (вместо: наморщивание, всхлипывание течение, гудение). Художественная функция здесь та же: вместе с суффиксом –ени-/-ани- ликвидируется главный признак отглагольности, действие как бы превращается в предмет. Бессуффиксным способом образуется отыменное существительное: упираются небу в склянь
горы, каторги и рудники: здесь «склянь» явно означает нечто вроде «стеклянность». Суффикс –ени- в окказионализмах Маяковского появляется единственный раз, и то ради семантической игры: долго ходят размозолев от брожения,— здесь в слове «брожение» совмещаются значения двух разных глаголов «бродить»: «расхаживать» и «кваситься, перекисать». Маяковский был склонен к лексическому радикализму (лексические радикалы – безаффиксные существительные или полуфункциональные словокорни), любил безаффиксные слова, ощущая их смысловую упругость, энергию чистой значимости, не обременной грамматической специализацией и дифференциацией. Поэзия любит такие слова, потому что в них внутренняя образная форма слова выражает себя цельно, самодостаточно, безусловно, без дробления на морфологические разряды. Стремление к радикализму было свойственно и А.Пушкину, за что его в свое время критиковали. В статье «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» Пушкин отстаивал народность таких слов, адресуя критиков к изучению старинных песен, сказок для совершенного знания свойств русского языка. В.Даль также отмечал, что морфологическая громоздкость многих русских слов вовсе не в характере народной речи. Народная речь, по Далю, как раз и стремится в отборе слов к предельной краткости и морфологической простоте. Особую группу, характерную только для «Облака», составляют субстантивации прилагательных. Субстантивации прилагательных знакомы русской поэтической традиции, но здесь они применяются к более «земным» образам: звон свой спрятать в мягкое, в женское; тучи и облачное прочее подняло на небе качку. В позднейших стихах Маяковского такое словообразование исчезает. Остальные типы существительных единичны. Обозначений лиц больше в «Ленине» (пролетариатоводец
; заступник и расплатчик
; подготовщиком
цареубийства), чем в эгоцентрическом «Облаке» (голгофник
). Остальные — это венецианское лазорье
; мушиное сеево
; жевотина
старых котлет. Изолированный случай — раздвоение названия: у Иванова
уже у Вознесенска
каменные туши. Напоминает фольклорный прием. Окказиональные прилагательные.
Среди прилагательных в обеих поэмах самые заметные — притяжательные
: в «Облаке» их больше четверти, в «Ленине» почти половина: в хорах архангелова
хорала; над тюремной капиталовой
турой; капиталовы
твердыни; коммунизмовы
затоны; на капле слезовой
течи; с шагом саженьим
; небье
лицо; слоновий
клык; с флажьих
покрасневших век; сатрапья
твердость; детвориный
плачик; губы вещины
. Вместо «человеческий» Маяковский настойчиво пишет: человечий (в человечьем месиве; настоящий, мудрый, человечий ленинский огромный лоб). Другая заметная группа прилагательных (около трети их количества) — сложносоставные
: от сочетаний существительных с числительными (стоглазое
зарево; класс миллионоглавый
; Ильич семнадцатигодовый
), с прилагательными (потноживотные
женщины), с существительными (слова проклятья громоустого
; крикогубый
Заратустра; задолицая
полиция; заступник солнцелицый
). Чтобы этот прием стал ощутимее, деформируется соединительный шов: в четыре-этажных
зобах; в сорокгодовой
таске (оба случая — в «Облаке»). Далее следует ряд прилагательных с суффиксом -аст-
: кудластый
(бог); этот, за тобою, крыластый
; крыластые прохвосты; худой и горбастый
рабочий класс; в блохастом
грязненьке. Видимо, этот суффикс указывает на более сильную степень качества, чем -ат-, и тем самым способствует гиперболизации образа мира Маяковского. Тому же служат уменьшительные: идите, голодненькие, потненькие, покорненькие (ср. в наречии: солнце нежненько треплет по щечке). Остальные суффиксы единичны: пол ампиристый, потолок рококовый; улица безъязыкая; стекло окошенное. Они, видимо, работают только на образ разламываемого языка. Окказиональные глаголы.
Среди глаголов четко различаются две группы: приставочные образования, в подавляющем большинстве отглагольные, и бесприставочные, от других частей речи. Доля приставочных образований, более легких, со временем убывает: в «Облаке» - 18, в «Ленине» только 9. Круг предпочитаемых приставок тоже меняется: в «Облаке» это вы-, из-, об-,
в «Ленине» это раз-.
Характерны для «Облака»: выстонать, выпеть, выплясать, вымолиться, вылюбить
(«Любовница, которую вылюбил Ротшильд»); изъиздеваться
, изодраться, изругаться, исслезить, исцвести
(«губ неисцветшую прелесть») испешеходить, изъязвить; обрыдать, окапать, оплясать, обжиреть, обсмеять, огромить
. Нехарактерны: наслезнить, перехихикиваться, размозолеть, свиться
. Характерны для «Ленина»: развихрить, размозолить, рассиять, раззвенеться, рассинеться
. Нехарактерны: встучнетъ, вымычать, довидеться, обдрябнуть
. Даже по этому списку видно, что семантика новообразованных глаголов в «Облаке» и «Ленине» различна: в «Облаке» это доведение действия до предела (вы-, из-) и охват со всех сторон (об-), в «Ленине» — распространение действия во все стороны (рас-). В «Облаке» глаголы динамичнее и напряженнее, в «Ленине» спокойнее и увереннее. Гиперболизация действий так же характерна для мира Маяковского, как и гиперболизация предметов; в «Облаке» перед нами один оттенок этой гиперболизации, в «Ленине» другой. Из этих 31 приставочных глаголов 6 образованы не от глагола, а от существительного, и 1 от прилагательного. От существительных: ленинские лозунги развихрь
; грудь испешеходили
; мир огромив
мощью голоса (от «гром», не от «громить»); долго ходят, размозолев
от брожения, каждый труд размозоливая
лично; золото и грязь изъязвили
проказу («распространили покрывающую язвами проказу»: от «язва», а не от «язвить»). От прилагательного: глаза наслезненные
бочками выкачу ( от «слезный», не от «слеза»). Интересное отглагольное образование: земли с еще большей болью не довиделось
видеть мне — здесь скрещиваются пассивный оборот «не довелось видеть» и активный «видел — не довиделся». Явный стилистический оттенок имеет употребление приставочной формы об
- вместо о-: обсмеянный
, как анекдот; обжиревший
, как любовница: капитализм разбух и обдряб
. С приставкой о- эти глаголы не были бы неологизмами. Форма об-привносит в них оттенок грубости (ср. соотношение надсмехаться — насмехаться) и этим работает на создание образа автора. Такая форма позволяет энергичнее и ярче выразить экспрессию неодобрения автора. Противоположный стилистический оттенок, возвышенность — только один раз, иронически о торжествующем капитализме: встучнел
. Бесприставочные глаголы преимущественно образованы от существительных: небо иудит
; ночь по комнате тинится
; мысли морщинят
кожей; город глыбил
пуза касс; капитал рос и креп, штыками иглясь
. От прилагательных образованы: гнев густится
в тучи; милел
людскою лаской; то ли от прилагательного, то ли от существительного — дождинки гримасу громадили
. От глагола, посредством возвратной частицы -ся: зашвырнувшись
в трактирные углы. От причастия-прилагательного «новорожденный» любопытным образом реконструируется глагол: каждое слово душу новородит
. Заключение.
Таким образом, окказионализмы поэта образуются в пределах 3 важнейших частей речи: существительного, прилагательного, глагола. Характерно преобладание окказионализмов глаголов, способствующих передачи динамики, энергии. Выявлены и описаны способы образования окказиональных слов поэзии Маяковского. Они образованы стандартными способами словообразования, частично нестандартными, а также по собственно окказиональным способам словообразования. Образование новых слов по окказиональным способам характерно для всех частей речи. Частично нестандартное образование
окказионализма – глагола «новородить». От причастия-прилагательного «новорожденный» любопытным образом реконструируется глагол: каждое слово душу новородит
. Глагол изъязвить
образуется не от глагола язвить
, а от существительного язва
приставочно-суффиксальным способом. Так же образуются глаголы испешеходить, развихрить, огромить
. Деформируется соединительный шов при образовании окказиональных прилагательных от сочетаний числительного с существительным: в четыре-этажных
зобах; в сорокгодовой
таске. Нестандартным способом образуется
существительное «склянь». Бессуффиксным способом образуется отыменное существительное: упираются небу в склянь горы, каторги и рудники: здесь «склянь» явно означает нечто вроде «стеклянность». Интересное отглагольное образование: земли с еще большей болью не довиделось видеть мне — здесь скрещиваются пассивный оборот «не довелось видеть» и активный «видел — не довиделся». Большинство отыменных новообразований В.Маяковского появилось суффиксальным способом и сложением. Глагольные окказионализмы продуктивно образовывались приставочным способом. При этом поэт использовал весьма ограниченный круг приставок (в-, вз-, раз-, об-). Для окказиональных прилагательных поэта характерно употребление относительных в значении притяжательных. Роль глагола в стилистическом разграничении и семантической экспрессии словообразования более активна, чем имени. Окказиональные глагольные новообразования как стилистическое средство согласуются с приемами экономии речевых средств. Максимальная семантическая насыщенность слова при минимуме формальных средств выражения достигается такими способами словообразования, как: префиксация, суффиксация, сложение. Среди изученных окказионализмов есть однокоренные: слеза – слезный – наслезненный; слеза – слезовый; слеза – (слезить) - исслезить. Словообразовательные цепочки составляют окказиональное словообразовательное гнездо с опорным словом «слеза». Поэт как бы заполняет потенциально существующие, но по каким-то причинам не заполненные в языке словообразованиями существительного «слеза» словообразовательные ячейки. В словообразовательном гнезде с опорным словом «стекло» восполняется незаполненная ячейка: стеклянность - склянь - склянка. В ходе исследования подтверждена исходная гипотеза: В.В.Маяковский использовал самые разнообразные способы образования окказионализмов, его творческий потенциал широк. В результате пришли к выводу: активное словотворчество поэта направлено на создание динамичного, гиперболичного образа мира, подчеркивание недостаточности старого языка (словаря) и широты, богатства нового. Окказиональные слова из поэмы В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
Имена существительные
1. рваль (от рвать) – суфф. 2. дрыгоножество (дрыгать, нога) – сложение + суффикс 3. блузница (от блуза) – суфф. 4. манжетщик (от манжета) – суфф. 5. словоблудьище (слово, блудить) – сложение + суффикс 6. смычка-причал – сложение целых слов 7. подготовщик (от подготовить) – суфф. 8. солдат-рубак – сложение целых слов 9. пролетариатоводец (пролетариат, водить) – сложение + суффикс 10. желтоглазина (от желтоглазый) – суфф. 11. сеево (от сеять) – суфф. 12. пушка-печка – сложение целых слов 13. чревовещание (чрево, вещать) – сложение + суфф. Имена прилагательные
1. человечий (от человек) – суфф. 2. стотысячесабельный (сто, тысяча, сабля) – сложение + суффикс 3. царий (от царь) – суфф. 4. капиталовый(от капитал) – суфф. 5. коммунизмовый (от коммунизм) – суфф. 6. рококовый (от рококо) – суфф. 7. солнцелицый (солнце, лицо) – сложение 8. ампиристый (от ампер)– суфф. 9. миллионоглавый (миллион, глава) – сложение 10. голоштанный (голый, штаны) – сложение + суфф. 11. клювастый (от клюв) – суфф. 12. миллионолапый (миллион, лапа) – сложение 13. семнадцатигодовый (семнадцать, год) – сложение + суфф. 14. десятикорпусный (десять, корпус) – сложение + суффикс 15. флажий (от флаг) – суфф. Глаголы
1. ощериться (от щериться) – прист. 2. взвидеть (от видеть)– прист. 3. рассерьезничаться (от серьезничать) – прист. – суфф. 4. вызвенить (от звенеть) – прист.- суфф. 5. обдрябнуть (от дрябнуть) – прист. 6. глыбить (от глыба) – суфф. 7. крапить (от крап) – суфф. 8. приплескать (от плескать) – прист. 9. развихрить (от вихрь) – прист.+ суф.
10. рассинеться (от синеть)– прист.+ суфф. 11. встучнеть (от тучнеть) – прист. 12. вымычать (от мычать) – прист. 13. размозолить (от мозолить) – прист. 14. довидеться (довелось видеть) – наложение
15. раззвенеться (от звенеть) – прист. + суфф. Причастия. Деепричастия
1. иглясь (от игла) – суфф.
2. созвеньенный (от звено)– прист.+ суфф.
3. дивящий (от дивить) – суфф. 4. сощуря (от сощурить) – суфф. Окказиональные слова из поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
Имена существительные.
1. жуть (от жуткий) – бессуф. 2. любёночек (от любовь) – суфф. 3. морщь (от морщить) – бессуф. 4. божик (от бог) – суфф. 5. божище (от бог) – суфф. 6. коночка – суфф. 7. поцелуишко (от поцелуй) – суфф. 8. гуд (от гудеть) – бессуф. 9. голгофник (от голгофа) – суфф. 10. блохастое (от блоха) – субстантивация 11. прочее (от прочий)– субстантивация 12. склянь (от стеклянный) – бессуф.
13. женское (от женский) – субстантивация 14. мягкое (от мягкий) – субстантивация 15. лазорье (от лазурь) – суфф. 16. смертишка (от смерть) – суфф. 17. плачик (от плач) – суфф. 18. замах (от замахать) – бессуф. 19. течь (от глагола течь)– бессуф. Имена прилагательные
1. декабрий (от декабрь)- суфф. 2. стоглазый (сто, глаз) – сложение 3. безъязыкий (от язык) – прист.+ суфф. 4. златоустейший (золото, уста) – сложение 5. слезовый (от слеза) – суфф. 6. крыластый (от крыло) – суфф. 7. небий (от небо) – суфф. 8. сорокгодовый (сорок, год) – сложение без соединительной гласной +
суфф.
9. крикогубый (крик, губа) – сложение 10. слоновий (от слон) – суфф. 11. сатрапий (от сатрап) – суфф. 12. детвориный (от детвора) – суфф. 13. вещиный (от вещь) – суфф. 14. потноживотный (потный, животное) – сложение 15. громоустый (гром, уста) – сложение 16. задолиций (зад, лицо) – сложение 16. окошенный (окно) – суфф. 17. четыре-этажный (четыре, этаж) – сложение + суфф.
Глаголы
1. изъиздеваться (от издеваться) – прист. 2. тиниться (от тина) – суфф. 3. заляскать (от лясы) – прист.+ суфф. 4. выстонать (от стонать) – прист. 5. выкипячивать (от кипятить) – прист. + суфф. 6. испешеходить (от пешеход) – прист.+ суфф. 7. новородить (от новорожденный) – бессуф.
8. именинить (от именины) – суфф. 9. вылюбить (от любить) – прист. 10. изругиваться (от ругаться) – прист. + суфф. 11. вгрызаться от грызть) – прист. + суфф. 12. перехихикиваться (от хихикать) – прист. + суфф. 13. выпеть (от петь) – прист. 14. выплясать (от плясать) – прист. 15. вымолиться (от молиться) – прист. 16. изодраться (от драться) – прист. 17. исслезить (от слеза) – прист. + суфф. 18. исцвести (от цвести) – прист. 19. изъязвить (от язва)– прист.+ суфф. 20. обрыдать (от рыдать) – прист. 21. окапать (от капать) – прист. 22. оплясать (от плясать) – прист. 23. обжиреть (от жиреть) – прист. 24. огромить (от гром) – прист.+ суфф. 25. наслезнить (от слезный) – прист. + суфф. 26. иудить (от иуда)– суфф. 27. размозолеть (от мозоль) – прист.+ суфф. 28. обсмеять (от смех) – прист.+ суфф. Причастия, деепричастия.
1. огромив (от гром) – прист.+ суфф. 2. наслезненный (слезный) – прист.+ суфф. 3. обжиревший (от жиреть) прист.+ суфф. 5. проевшись (от проесть) – суфф. 6. зашвырнувшись (от зашвырнуть) – суфф. 7. размозолев (от мозоль) – прист.+ суфф. Список использованной литературы.
|