Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Информационно- методическое письмо

 

             

Информационно- методическое письмо

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

06.07.2011_ 372

на №_________ от ______________

Руководителям МОУО, ММС,ОУ

Информационно- методическое письмо

«Преподавание математики в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края в 2011-2012 учебном году»

Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком для естественнонаучных предметов, овладению знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение, интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.

Основные цели школьного математического образования :

· Освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;

· Формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;

· Приобретение навыков логического и алгоритмического мышления;

Приоритетные направления совершенствования школьного математического образования :

1. Смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции;

2. Совершенствование структуры и содержания математического образования с учётом принципов непрерывности, преемственности;

3. Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения;

4. Использование вариативных учебных программ, УМК, ИУМК при сохранении требований к содержанию математического образования при различных научно - методических подходах;

5. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать учащимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности выбора типа математического образования на старшей ступени общего образования в соответствии с положениями Концепции профильного обучения;

6. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике;

7. Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по алгебре в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ;

8. Работа с одарёнными детьми;

9. Использование современных образовательных технологий, интерактивных способов обучения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя математики.

· «Закон об образовании» 2006г (дополнение Федерального Закона от 12.2007г № 309-ФЗ ст. 7);

· Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная Приказом МО России от 18.07.2002г № 2783;

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г № 196;

· "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993;

· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательный учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г №1312;

· Приказ Минобрнауки РФ от 20.08. 2008г № 241 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 « Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего»;

· Приказ МО России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г;

· Приказ МО России от 09.03.2004г «Об утверждении БУП для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г;

· Примерная программа по математике для основной и средней (полной) школы, размещена на сайте Минобрнауки России;

· Приказ МО РФ от 10.04. 2002г №29/2065 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 14.08.2009г № 593 // журнал «Вестник образовании России» № 3,5,6 2010г;

· Информационно-методическое письмо «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» // Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03// журнал «Математика в школе» № 9 2003г;

Стандарты второго поколения.

Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что образовательные результаты будут достигаться в условиях определённой информационно-образовательной среды. Её составляют: педагогические кадры, материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.

В настоящее время разработаны:

· стандарт второго поколения (основная школа утверждён приказом МО РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) и доработанный проект стандарта второго поколения (о направлении доработанного проекта Госстандарта среднего (полного) общего образования РАО «ИСИО» от 15 апреля 2011), в котором ставится задача формирования компетенций учащегося, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению;

· примерная программа основного общего образования, которая предлагает изменённое содержание образования по предмету, впервые даёт формы учебной деятельности, рекомендации по оснащению учебного процесса.

Ознакомиться с содержанием стандартов второго поколения мо математике можно на сайте http://standart.edu.ru, где опубликованы: «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Базисный учебный план основного общего образования».

В Базисном учебном плане раскрывается значимость предмета «Математика», определяется минимальное количество часов на изучение предмета в основной школе (как было ранее) – 5 часов в неделю. Изучение учебного предмета «Математика» призвано обеспечить:

1. формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;

2. овладение формально-оперативным практическим аппаратом и умением применять его к решению математических и нематематических задач;

3. изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

4. ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;

5. освоение основных форм и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;

6. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе; развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

7. формирование представлений об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;

8. развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитания понимания значимости для общественного прогресса.

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. В нём фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Для многих школьная математика является необходимым элементом предпрофессиональной подготовки. В связи с этим принципиально важно согласование математики и других учебных предметов. Информационный массив курса математики, в соответствии с традициями, разбит на разделы: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика». Рекомендуем учителям математики и руководителям МО рассмотреть и изучить стандарт по основной школе и доработанный проект стандарта старшей школы второго поколения и Примерную программу основного общего образования по математике.

Программно – методическое обеспечение преподавания математики.

Преподавание математики в ОУ в 2011/2012 учебном году осуществляется по БУП (РБУП) 2004 г. в 5-9, 10-11 классах с ориентацией на стандарты 2004 г. и примерные программы, обозначенные в «Законе об образовании». Примерная программа по математике опубликована на сайте Минобрнауки России http:// www. mon. gov. ru/ edu- politic/ standart/ pp/1485 . Рабочая программа может быть составлена, используя «Сборник программ» издательство «Просвещение» 2009,2010г, изд. «Мнемозина» 2009, 2010г.

Отмечаем, что в программе для основной школы на предмет «Математика» отводится в 5-6 классах - 5 часов , в 7-9 классах - 5 часов с изучением курсов «Алгебра», «Геометрия» ; в старшей школе на изучение математики на базовом уровне отводится 4 часа (могут изучаться темы курсов «Алгебры и начал анализа», «Геометрии» в одном предмете «Математика»); на профильном уровне – 6 часов , с разделением на курсы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». При изучении математики на профильном уровне предполагается ведение факультативов, спецкурсов, элективных курсов, ведение практикумов, исследовательских практик, проектной деятельности, что позволит изучать математику на углублённом уровне. В организации предпрофильной подготовки в 9 классе для определения дальнейшего образовательного «маршрута» ученика желательно ведение элективных курсов по математике предметных и интегрированных (математика и информатика, математика и физика и т.п.)

Методика преподавания школьного курса математики в рамках действующих стандартов должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении, использования ресурсов сети Интернет. В подготовке к переходу на стандарты второго поколения рекомендуем, конструируя урок математики, использовать интерактивные способы обучения, элементы исследовательской и проектной деятельности, возможности электронной поддержки УМК, методы реализации комплексного подхода в обучении, развитии у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности.

Одним из условий успешного обучения математике является правильный выбор учебника математики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ от 24.12.2010г №2080 (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.02.2011 № 19776) «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/ 2012 учебный год»). С целью обеспечения должного качества математического образования рекомендуем использовать с учётом преемственных связей следующие учебники и УМК в школах.

Обращаем внимание руководителей ОУ и учителей математики, что в Федеральном Перечне предлагаются новые учебные издания:

· для старшей школы (профильный и базовый уровни) – Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия (профильный уровень), Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия (базовый и профильный уровни), В.А.Гусев, Е.Д.Куланин, А.Г.Мякишев, С.Н. Федин, Геометрия. Профильный уровень, учебник 10кл., 11кл., Шабунин М.И., Прокофьев А.А., Математика, 10 -11кл (Алгебра и начала математического анализа) физико - математического профиля;

· для 7 – 9 классов – Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия, Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Математика – 7-9 класс, Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика – 5 класс, Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. и др. Математика – 6 класс.

Линии:

1.Муравин Г.К., Муравина О.В. 5 – 6 класс Математика, 7-9 класс Алгебра, 10-11 класс Алгебра и начала анализа издательство «Дрофа»;

2.Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. «Математика 5»,«Математика 6» ,Алгебра 7 – 9 класс, Алгебра и начала анализа 10-11 класс, Издательство «Просвещение».

Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Минобразования России. При выборе учебников следует обратить внимание на наличие тем и разделов «Элементы вероятностей и статистики», которые внесены в «Стандарты математического образования» как в основной, так и старшей школе (базовый и профильный уровни).

Программно-методическое обеспечение углубленного изучения математики

Календарно-тематическое планирование учитель разрабатывает применительно к выбранному учебнику, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся и исходя из учебного плана для школ и классов с углубленным изучением математики, согласно которому в 8–9-х классах изучаются два предмета — алгебра (5 ч в неделю каждом классе) и геометрия (3 ч в неделю в 8-9 классе); в 10–11-х классах изучаются предметы алгебра и математический анализ (5 ч в неделю в 10-м классе и 5 ч в неделю в 11-м классе) и геометрия (3 ч в неделю в каждой параллели). При этом он может варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, переставлять темы, включать в них некоторые дополнительные теоретические вопросы.

Организация обучения математике.

Подготовка учителя математики к уроку.

Всякая разумная деятельность начинается с планирования. Одним из основных нормативных документов в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях является базисный учебный план.

Стандартом устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Учителю математики необходимо ориентироваться на утвержденные примерные программы общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года данные документы с учетом современных требований к математической подготовке учащихся.

Подготовка учителя к урокам начинается с годового и тематического (календарно-тематического) планирования учебного процесса.

1. Годовое планирование является наиболее общим видом, с опорой на него разрабатываются тематическое и поурочное.

Годовое планирование работы по конкретному учебнику и в определенном классе составляется в соответствии с программой и учебным планом, выбранным или используемым педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения. Для этого следует ознакомиться также с примерными его разработками, публикуемыми в журнале «Математика в школе» и в методических пособиях для учителя к школьным учебникам. В них содержится расчасовка, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов используемого учебника, так и для проведения контрольных работ.

Годовой и тематический планы могут содержать следующие обязательные разделы:

1) Наименование тем уроков или Содержание учебного материала

2) Число часов (уроков), отводимых на их изучение

3) Номер пункта.

Так же можно включать на усмотрение учителя и решения методического объединения:

4) Перечень наглядных пособий и учебного оборудования

5) Учебно-методические пособия

6) Межпредметные связи

7) Типы уроков.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.

Учебные программы подразделяют на типовые (утвержденные МОиН РФ) и рабочие программы, которые утверждаются педагогическим советом школы (как правило, это программы элективных курсов и спецкурсов, реализуемых за счет школьного компонента ОБУП). Типовая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим:

· учебные пособия для учащихся (учебники, тетради на печатной основе, справочники, сборники задач и упражнений, пособия для поступающих в вузы, учебная и научно-популярная литература);

· методические пособия для учителя (стандартные и общие методики, проблемные методические руководства, периодические издания, пособия для контроля образовательных достижений учащихся);

· электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы).

В соответствии со статьей 32, п.7 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона (от 01.12.07 г. № 309-ФЗ) обозначено: - «что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами » (п.5). В пункте 5.2 этой же статьи указано, что «примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ». Исходя из выше изложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов. Учебно-тематический план – документ, позволяющий спланировать учебно-воспитательную работу по теме, распределить учебное время на реализацию всех модулей учебного процесса (изучение нового учебного материала, совершенствование знаний и умений учащихся, контроль усвоения содержания), отобрать рациональные формы организации учебной деятельности учащихся, основные методы и приемы работы. Дидактическое обеспечение учебного процесса·учебники и учебные пособия; учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся); инструментарий диагностики учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания математического образования); варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем ов и исследований по учебной дисциплине, рекомендуемая литература).

Рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий , образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся , педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов .

В 2011-2012 учебном году при составлении рабочей программы, календарно-тематического планирования необходимо опираться на авторские программы и тематические планирования. В распоряжении учителя имеется ряд примерных программ, которые необходимо адаптировать к условиям конкретной школы и региона. Результатом этой адаптации является рабочая программа учителя. Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских рабочих учебных программ, на основе Госстандарта 2004 года . При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %. Технология её разработки включает следующий алгоритм деятельности:

1) Выбрать действующую государственную программу, по которой собираетесь работать.

2) Сопоставить содержание программы с федеральным компонентом стандарта по данному предмету.

3) Дополнить программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в выбранную программу.

4) При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

5) Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.

6) Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса.

7) Требования к уровню подготовки учащихся взять из программ или государственного стандарта (раздел «Требования...»), распределить их по классам согласно авторской структуре курса.

8) Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов УМК.

9) Выбрать или разработать измерители (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей или профильный уровень).

10) С учетом вышеизложенного разработать тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации содержания программ к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

Авторские программы содержат инвариантную и вариативную часть курса. При этом авторами программ и учебников предлагаются различные структуры учебного материала, которые определяют последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной и старшей школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.

Каждая программа включает в себя содержание обучения, примерное планирование учебного материала в зависимости от отводимого учебного времени, контрольные работы.

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

Рабочие программы разрабатываются:

-по учебным предметам;

- к элективным курсам;

- к факультативным курсам;

- к дополнительным образовательным курсам.

Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений[1] ;

- изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;

- название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения[2] ;

- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 5).

Календарно-тематический план учителя может содержать (по усмотрению учителя, с учётом особенностей ОУ) следующие обязательные разделы и иметь общий вид по алгебре и геометрии:

Таблица 5

Тема урока

Результаты по содержанию (учащиеся должны знать)

Результаты по способу работы(учащиеся должны уметь)

Примечание

Повторение (… часов)

Резерв …часов

Колонку 5 таблицы 5 учитель оформляет в соответствии с изменениями, происходящими в течении учебного года.

Учитель самостоятельно подбирает задания по основным темам курса, учитывая уровень подготовки учащихся. А так же при актуализации темы необходимо проводить повторение пройденного ранее материала, текущий контроль знаний учащихся для своевременной коррекции и исправлении ошибок.

В 9 и 11-х классах необходимо оставить в конце года 4 часа резервного времени, для проведения пробных экзаменационных работ.

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный компонент рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.

Если учитель использует тексты контрольных работ, тестов из дидактической литературы, то необходимо в разделе «Формы и средства контроля» указать источники.

Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ); справочные пособия (словари, справочники) и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Литература (ля учащихся, учителя)».

При наличии у учителя мультимедийных средств обучения, информацию необходимо внести в раздел с перечислением приложений, презентаций, СD –дисков, учебников. Внедрение современных образовательных технологий.

Элективные курсы в 9 классе

Одной из целей изучения элективных курсов в предпрофильной подготовке является подготовка обучающихся 9 классов к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить полноценный выбор обучающихся, нужно в течение года подготовить и реализовать не менее 5-6, а желательно и больше, курсов по каждому профилю. Возникает проблема фиксирования деятельности обучающихся на указанных курсах в определенном финансовом документе, коим является, как правило, классный журнал или журнал для факультативных занятий.

При оценивании результатов обучения обучающихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенных автором в программе авторского элективного курса. Оценка может выставляться в форме «зачёт» или «незачёт», а также по балльной шкале: «5», «4», «3»(без выставления отрицательных отметок).

Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору принимает образовательное учреждение на основании решения педагогического совета.

Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачёт - незачёт».

Курс может считаться зачтённым (или оценен высоким баллом), если:

а) ученик посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б) выполнил какую-либо зачётную работу: проектную, исследовательскую, подготовил .

Так как в предпрофильной подготовке так же может работать сетевая модель, то определенный элективный курс могут посещать учащиеся как школы, в которой реализуется этот курс, так и обучающиеся из других школ. Также надо учитывать, что группы могут комплектоваться временно – на период этого курса по выбору. Именно поэтому рекомендуется использовать не классный журнал, а журнал для факультативных занятий.

В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения обучающихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений обучающихся, определенных в программе авторского учебного курса.

На форзаце журнала необходимо указать:

- название учебного элективного курса;

- количество учебных часов, отведенных на элективный курс;

- фамилию, имя, отчество педагога, который ведет элективный курс;

На второй странице вместо раздела «Заметки учителя» рекомендуется записывать домашние задания для обучающихся: номера заданий по прилагаемой дополнительной литературе, темы исследовательских и других проектов, темы для предстоящих семинаров, зачетов, деловых игр и др.

Рекомендуется в одном журнале записывать несколько элективных курсов. Если один и тот же элективный курс выбрали многие обучающиеся (несколько групп), то можно отвести под этот курс один журнал.

Так как журнал элективных курсов – это финансовый документ, то при его ведении следует руководствоваться общепринятыми требованиями к ведению классных журналов.

Элективные курсы в системе профильного обучения

В старшей школе вводятся элективные курсы, обязательные для изучения. Рекомендуется записывать посещение и учебные достижения старшеклассников в классные журналы определенного класса.

Роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить три типа элективных курса.

Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета (примерами такого рода курсов могут быть «Задачи с параметрами», «Геометрия четырёхугольника», «Геометрия треугольника», «Задачи с целыми числами» и др.)

Другие элективные курсы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне (примером таких курсов могут служить курс «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль.)

И, наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля. Эти курсы носят «надпредметный» характер (примером таких курсов могут служить «Какой выбрать банк», «Основы рационального питания» и др.)

Рекомендации к заполнению страниц, отведенных для элективных курсов, должны соответствовать требованиям к ведению классных журналов в общеобразовательной школе. Критерии оценивания результатов деятельности обучающихся при реализации этого элективного курса должны быть заложены в программе авторского учебного курса. Отметки в журнал выставляются учителем в соответствии с прописанными критериями. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору принимает образовательное учреждение на основании решения педагогического совета.

Список литературы и рекомендуемые сайты.

Ресурсы единой коллекции (Коллекции) цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители. Коллекция представляет интерес для широкой общественности (для самообразования и других целей). Ресурсы Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в Коллекции.

Методические разработки

www.ziimag.narod.ru - персональный сайт автора Мордковича А. Г. "Практика развивающего обучения".

www.math.ru

Интернет - поддержка учителей математики. Здесь можно найти электронные книги, видеолекции, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков. Учителя найдут материалы для уроков, официальные документы Министерства образования и науки, необходимые в работе.

www.it-n.ru

Сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На этом веб-сайте вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами. На сайте для вас доступны:

– библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект;

– библиотека методик проведения уроков использованием разнообразных электронных

ресурсов;

– руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе;

– подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.

www.etudes.ru

Математические этюды. На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.

www.problems.ru

База данных задач по всем темам школьной математики. Задачи разбиты по рубрикам и степени сложности. Ко всем задачам приведены решения.

www.golovolomka.hobby.ru

Головоломки для умных людей. На сайте можно найти много задач (логических, на взвешивания и др.), вариации на тему кубика Рубика, электронные версии книг Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла, ведения занятий, приемах работы на уроках.

www.exponenta.ru

Образовательный математический сайт. Содержит материалы по работе с математическими пакетами Mathcad, MATLAB, Mathematica, Maple и др. Методические разработки, примеры решения задач, выполненные с использованием математических пакетов. Форум и консультации для студентов и школьников.

www.college.ru/mathematics

Математика на портале «Открытый колледж ». Можно найти учебный материал по различным разделам математики. Программа Solver – тренажер по решению алгебраических уравнений. Раздел «Математика в Интернет» содержит обзор Интернет-ресурсов по математике и постоянно обновляется.

www.int-edu.ru

Институт новых технологий. Занимается теорией и практикой образовательной среды, разрабатывает учебно-методические комплекты, осуществляет комплексное оснащение образовательных учреждений, методическое и техническое сопровождение учебного процесса.

На сайте можно ознакомиться с продукцией, предлагаемой Институтом, например, программами «Живая статистика», «АвтоГраф», развивающе-обучающей настольной игрой «Доли и дроби» и др.

school- collection. edu

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Методист учебно-методического кабинета

математики факультета естественнонаучного

и математического образования ЗабКИПКРО С.А.Ульзутуева


[1] Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения.

[2]