Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Информационно – методическое письмо

 

             

Информационно – методическое письмо

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

13.10.10 № 574

на №__________от ____________

____________

Руководителям МОУО,ОУ

Информационно – методическое письмо

«Подготовка и проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по математике в 2010 – 2011 учебном году»

Информационно – методическое письмо подготовлено краевой методической комиссией олимпиады по математике на основе рекомендаций Центральной методической комиссии в помощь организаторам олимпиады по математике и учителям математики в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в Забайкальском крае.

Данное письмо содержит рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по математики, советы по содержанию олимпиадных заданий, используемых для проведения школьного этапа, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию выполнения заданий участников олимпиады.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 "Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников" Олимпиада проводится в четыре этапа. Школьный и муниципальный являются наиболее массовыми.

Любой этап Олимпиады имеет несколько организационных стадий, каждая из которых важна.

В первую очередь, это подготовительная стадия. Она обязательно включает нормативное сопровождение мероприятия; информационное обеспечение Олимпиады; подготовку задач с решениями и системой оценивания (содержательной компоненты Олимпиады); подготовку материально-технической базы Олимпиады. Важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа Олимпиады.

После тщательной подготовки наступает основная стадия проведения Олимпиады. Организаторы олимпиадных мероприятий четко и слаженно работают по подготовленному заранее плану, в который входит проведение туров, проверка и показ работ, реализация культурной программы, организация питания, проживания и других больших и малых дел, которые остаются, скрыты для глаз большинства участников Олимпиады.

Подготовка и проведение школьного этапа

Школьный этап Олимпиады проводится в образовательном учреждении с 1 октября по 15 ноября для учащихся 5-11 классов. В работе должно содержаться 4-5 задач разной сложности.

Подготовительная стадия

Организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри.

Только принцип добровольности может привлечь учащихся к осмысленной и плодотворной работе в период подготовки к Олимпиаде. Этому также способствует создание выставки учебной и научно-популярной литературы по математике, ежегодно пополняющейся картотеки с подборкой математических задач предыдущих лет. Если в школе нет дополнительных занятий по математике, то необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в Олимпиаде, ознакомить школьников с целями Олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий.

Информационная поддержка школьного этапа Олимпиады заключается в широком оповещении через интернет (при наличии у школы собственного интернет-сайта), внутришкольных СМИ.

Очному туру может предшествовать проведение заочной Олимпиады. На стенде (на школьном сайте) вывешиваются задания, и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои решения. На очный тур в первую очередь приглашаются ребята, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура. Информация о приведении очного тура вывешивается на школьных стендах, передается по школьному радио, а также, если у школы есть свой сайт, то и в Интернете.

Преимущества проведения заочного тура заключается в:

1. стимулировании учащихся к самостоятельной работе, чтению популярной литературы, дает возможность выти за рамки учебника, расширению кругозора учащихся;

2. возможности решать задания в удобное время и в менее жестких, нежели на очном туре, временных рамках;

3. расширении разнообразия форм организации деятельности учащихся – доклад, , конструирование моделей, проведение экспериментов.

При подготовке заданий очного тура центральная предметно-методическая комиссия рекомендует использовать примерную программу содержания Олимпиады. Причем задания должны быть разнообразными по содержанию, типу.

Характер и структура заданий Олимпиады:

- Олимпиада не должна носить характер контрольной работы, в задания включаются задачи, выявляющие способности школьника, а не объем его знаний;

- недопустимо включение задач, использующих темы, изучаемые по программе в более поздний период, в старших классах;

- вариант должен содержать задачи различной сложности. Желательно, чтобы задания охватывали большинство разделов школьной математики, изученных к моменту проведения Олимпиады;

- задания для учащихся 5-7 классов должны включать задачи, не требующие большого объема объяснений или вычислений (в этом возрасте учащиеся не обладают достаточной математической культурой);

- олимпиадные задания не должны носить характер задач стандартной или углубленной школьной программы (задачи с параметрами, вычисление объемов фигур и т.п.);

- задачи в задании желательно располагать в порядке возрастания сложности;

- первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны большинству участников;

- задания школьного этапа должны носить в большей степени занимательный характер.

Подготовка заданий для школьного этапа Олимпиады осуществляется муниципальными предметно-методическими комиссиями по математике.

Ниже приводятся темы, которые рекомендуется использовать при составлении вариантов заданий текущего учебного года. Важно отметить, что предметно-методические комиссии могут менять рекомендуемую тематику заданий. Задания могут быть авторскими или выбраны из литературных источников.

Ссылка на литературный источник обязательна.

Рекомендуемая тематика заданий школьного этапа Олимпиады2010/2011 учебного года

(порядок заданий в варианте не обязан соответствовать приведенному в рекомендациях)

5 класс

Числовые ребусы. Задачи на разрезание, переливания, взвешивания. Логические или текстовые задачи.

6 класс

Числовые ребусы. Задачи на составление уравнения. Свойства геометрических фигур. Логические или текстовые задачи. Четность.

7 класс

Числовые ребусы. Задачи на составление уравнения. Делимость натуральных чисел. Задачи на переливания, взвешивания. Логические задачи.

8 класс

Преобразование алгебраических выражений. Построение графиков функций.

Основные элементы треугольника. Делимость натуральных чисел. Логические задачи.

9 класс

Делимость. Квадратный трехчлен и его свойства. Преобразования алгебраических выражений. Основные элементы треугольника. Логические (комбинаторные) задачи.

10 класс

Квадратный трехчлен и его свойства. Прогрессии. Площадь. Подобие фигур.

Неравенства. Логические (комбинаторные) задачи.

11 класс

Системы уравнений. Окружность. Свойства вписанных углов. Тригонометрические уравнения. Построение графиков функций. Комбинаторные задачи.

Основная стадия

Школьный этап Олимпиады обычно проводится после уроков, во время факультативных занятий или в воскресенье.

Участников Олимпиады приветствуют администрация школы и учителя математики. После этого участники Олимпиады расходятся по аудиториям.

Продолжительность олимпиады (рекомендуемое время проведения олимпиады: для 5-6 классов – 1,5 астрономических часа, для 7-8 классов – 2 астрономических часа, для 9-11 классов 2,5 астрономических часа).

Требования к порядку проведения Олимпиады:

- задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой); участники выполняют задания на стандартных двойных листах в клетку, либо в ученических тетрадях в клетку;

- во время туров участникам запрещается пользоваться справочной литературой, электронными вычислительными средствами или средствами связи;

- задания Олимпиады записываются перед ее началом на доску, либо тиражируются в количестве, соответствующем количеству участников Олимпиады.

После окончания школьного тура, работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри Олимпиады, сформированное из ведущих учителей школы, возможно приглашение представителей других школ, методистов муниципальных органов управления образования, проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверке заданий (два члена жюри проверяют одну работу) и отбора победителей.

Требования к проверке работ:

- Олимпиада не является контрольной работой и недопустимо снижение оценок по задачам за неаккуратно записанные решения, исправления в работе. В то же время обязательным является снижение оценок за математические, особенно логические ошибки;

- объективность и непринятие к учету школьных оценок по математике (возможны случаи, когда потенциально, с точки зрения математических способностей, более способный учащийся хуже успевает на уроках математики).

Определение победителей и призеров школьного этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, жюри Олимпиады формирует списки школьников, отобранных на муниципальный этап согласно установленной квоте.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов Олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены ценными подарками.

Победителей необходимо обязательно поощрять уже на этом этапе, причем торжественно, на глазах у всей школы (линейка или общее собрание) с вручением грамот (обязательно) и подарков (по мере возможности). Дополнительным стимулом может быть отличная оценка по предмету за четверть.

Закрытие Олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших математиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения.

Заключительная стадия

С целью повышения эффективности школьного тура по окончании Олимпиады целесообразно вывесить в школе подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Местный оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения школьного этапа Олимпиады и, на основании этого, готовит отчет, который передает в местные органы управления образованием по заданной форме. К отчету прилагаются:

· Списки участников, направленных на муниципальный этап.

· Сводные ведомости результатов Олимпиады по каждому классу.

· Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.

Подготовка и проведение муниципального этапа

Муниципальный этап Олимпиады проводится органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования с 15 ноября по 15 декабря по олимпиадным заданиям, разработанным методической комиссией регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по математики. Муниципальный этап Олимпиады проводится для учащихся 9-11 классов. Участниками муниципального этапа Олимпиады могут быть победители и призеры школьного этапа текущего года. Вариант должен содержать 4-5 задач разной сложности.

Характер и структуру заданий Олимпиады:

- Олимпиада не должна носить характер контрольной работы, в задания включаются задачи, выявляющие способности школьника, а не объем его знаний;

- недопустимо включение в задания задач, использующих темы, изучаемые по программе в более поздний период, в старших классах;

- вариант должен содержать задачи разной сложности. Желательно, чтобы задания охватывали большинство разделов школьной математики, изученных к моменту проведения Олимпиады;

- олимпиадные задания не должны носить характер задач стандартной или углубленной школьной программы (задачи с параметрами, вычисление объемов фигур и т.п.);

- задачи в задании необходимо располагать в порядке возрастания сложности;

- первые задачи варианта должны быть доступна большинству участников;

Ниже приводятся примерные темы, которые рекомендуется использовать при составлении вариантов заданий текущего учебного года. Важно отметить, что предметно-методические комиссии могут менять рекомендуемую тематику заданий.

Рекомендуемая тематика заданий муниципального этапа Олимпиады2010/2011 учебного года ( порядок заданий в варианте не обязан соответствовать приведенному в рекомендациях)

9 класс

Координатная плоскость. Неравенства. Задачи на составление уравнений или систем уравнений. Подобие фигур. Комбинаторные задачи.

10 класс

Неравенства. Свойства квадратичной функции. Окружность. Вписанные многоугольники. Делимость и остатки. Комбинаторные задачи.

11 класс

Свойства квадратичной функции. Прогрессии. Подобие фигур. Системы уравнений. Делимость и остатки. Комбинаторные задачи.

Подготовительная стадия

Организатором муниципального этапа создается оргкомитет и жюри.

Информационная поддержка муниципального этапа Олимпиады заключается в широком оповещении через интернет, внутришкольных и муниципальных СМИ.

Основная стадия .

Муниципальный этап Олимпиады обычно проводится в один из выходных дней ноября-декабря. Участников Олимпиады приветствуют члены оргкомитета и жюри. После этого участники Олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами, так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса одного и того же образовательного учреждения. Требования к порядку проведения Олимпиады:

- задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой);

- участники выполняют задания в ученических тетрадях в клетку;

- во время туров участникам запрещается пользоваться справочной литературой, электронными вычислительными средствами или средствами связи;

- задания Олимпиады тиражируются в количестве, соответствующем количеству участников Олимпиады;

- перед началом тура участник заполняет обложку тетради, указывая на ней свои данные. Категорически запрещается делать какие-либо записи, указывающие на авторство работы, во внутренней части тетради (на белых листах).

- участники выполняют работы ручками с синими или фиолетовыми чернилами. Запрещается использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами;

Продолжительность Олимпиады – 4 астрономических часа.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование.

Требования к порядку шифрования работ.

- шифрование и дешифрование работ муниципального этапа осуществляется представителем Оргкомитета, назначаемым председателем Оргкомитета или его заместителем;

- после окончания тура работы участников Олимпиады отдельно по каждому классу передаются на шифровку. На обложке каждой тетради пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (9–01, 9-02,…, 11–01, 11-02,…), который дублируется на первой (белой) странице работы. После этого обложка тетради снимается. Все страницы работы, содержащие указание на авторство этой работы, при шифровке изымаются и проверке не подлежат;

- дешифровка работ осуществляется после окончания проверки и определения победителей и призеров Олимпиады по соответствующему классу;

После шифрования жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверке заданий и отбора победителей. Требования к проверке работ:

- Олимпиада не является контрольной работой и недопустимо снижение оценок по задачам за неаккуратно записанные решения, исправления в работе. В то же время обязательным является снижение оценок за математические, особенно логические ошибки;

- решение каждой задачи оценивается Жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной центральной предметно-методической комиссией:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения.

7

Полное верное решение.

6-7

Верное решение, но имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

5-6

Решение в целом верное. Однако решение содержит ошибки, либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений.

3-4

Верно рассмотрен один из существенных случаев.

2

Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.

0-1

Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии правильного решения.

0

Решение неверное, продвижения отсутствуют.

0

Решение отсутствует.

- Жюри рассматривает записи решений, приведенные в чистовике. Черновик рассматривается только в случае ошибочного переноса записей из черновика в чистовик;

- каждая работа должна быть оценена двумя членами Жюри. В случае расхождения их оценок вопрос об окончательном определении баллов, выставляемых за решение указанной задачи, определяется председателем Жюри или назначенным им старшим по классу;

- результаты проверки всех работ участников Олимпиады члены Жюри заносят в итоговую таблицу.

После составления итоговой таблицы, жюри Олимпиады формирует списки школьников, отобранных на региональный этап согласно установленной квоте. (Определение победителей и призеров Олимпиады производится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки РФ от 02 декабря 2009 года № 695)).

Закрытие муниципального этапа Олимпиады проводится в торжественной обстановке

Заключительная стадия

С целью повышения эффективности муниципального этапа по окончании Олимпиады целесообразно довести до участников и учителей подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Оргкомитет муниципального этапа анализирует итоги и, на основании этого, готовит отчет, который передает в региональные органы управления

К отчету прилагаются:

· Списки участников, направленных на региональный этап.

· Сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу.

· Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился муниципальный этап.

Для работы в жюри на всех этапах Олимпиады поощряется привлечение работников вузов, аспирантов, студентов и старшеклассников – в прошлом участников Олимпиад.

Рекомендуемая литература для факультативной работы и подготовки заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике

  1. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады. 6-11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Областные олимпиады. 8-11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994.
  7. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005.
  8. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006.
  9. Федоров Р.М., Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Ященко И.В. Московские математические олимпиады 1993-2005 г. / Под ред. В.М. Тихомирова. – М.: МЦНМО, 2006.

Электронные источники для подготовки учащихся к олимпиадам.

· http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ - Московский центр непрерывного математического образования.

· http://olympiads.mccme.ru/regata/ - математические регаты.

· http://olympiads.mccme.ru/matboi/ - Математический турнир математических боев.

· http://olympiads.mccme.ru/turlom - Турнир имени М.В.Ломоносова.

· http://kyat.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

· http://abitu.ru/distance/zftshl.html - Заочная физико-математическая школа при МФТИ.

· http://attend.to/dooi - Дистанционные олимпиады.

· http://aimakarov.chat.ru/school/school.html - Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске.

· http://zaba.ru/ - Олимпиадные задачи по математике: база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике.

· http://homepages.compuserve.de/chasluebeck/matemat/task_1.htm - Задачи некоторых математических олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал, Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по математике, а также математических турниров (Ломоносовские игры).

· http://www.shevkin.ru - Проект Shevkin.ru. Задачи школьных математических олимпиад.

· http://chem.olymp.mioo.ru/ - Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня –

и.о.ректора Л.К.Портнова

Ульзутуева Светлана Алексеевна