Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Минобразования Забайкальского края) Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования»
(ЗабКИПКРО) Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007 тел\факс 41-54-29 E-mail: zabkipkro@ mail.ru 17.03.2011 № 139
на №__________от ______________ Руководителям МОУО,ОУ Информационно-методическое письмо
«О подготовке учащихся
школ к государственной (итоговой) аттестации выпускников
I
Х классов общеобразовательных учреждений 2011 года
(в новой форме) по русскому языку»
В 2011 году все учащиеся 9-х классов
Забайкальского края, как и в прошлом году, будут принимать участие в экспериментальной экзаменационной работе по русскому языку.
Это новая форма итоговой аттестации. Она незначительно отличается от той формы, по которой сдавали экзамен выпускники основной школы в 2010 году. Особое внимание следует обратить на сжатое изложение, обучать учащихся приёмам сжатия текста, таким, как исключение, обобщение, поработать над критериями оценивания сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Очень важно понять, что ученик
самостоятельно
должен выбрать одно
из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Рекомендации по совершенствованию процесса подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме:
- следовать рекомендациям государственного образовательного стандарта и школьных программ по русскому языку; - работать с текстом по развитию разнообразных речевых умений учащихся; использовать для этого задания творческого характера: дать возможность учащимся ставить перед собой коммуникативные задачи, определяя цель высказывания, искать способы аргументации собственных мыслей, делать выводы; - использовать работу над изложением и сочинением для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков; - обратить внимание на формирование аналитических умений в курсе русского языка, использовать различные виды разбора (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) для формирования осмысленной орфографической и пунктуационной грамотности; - необходимо тщательно продумывать работу по овладению нормами русского языка в целях предупреждения грамматических и речевых ошибок, допускаемых учащимися; - интенсивно внедрять в практику работы личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку, что позволит устранить пробелы учащихся в изучении русского языка, повысит практическую грамотность каждого ученика; - использовать новые формы контроля знаний учащихся, чаще проводить тестирование, знакомить учеников с критериями оценки изложения и сочинения, проверять обучающие письменные работы по критериям; - провести пробный экзамен по демонстрационному варианту; - проанализировать результаты выполнения каждого задания, процент получения баллов по каждому критерию и выявить все пробелы учащихся с целью их устранения до конца учебного года. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Учитель-словесник, не работавший с
экзаменуемыми
, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть
экзамена-ционную аудиторию. Организатором
проведения экзамена должен быть педагог, не
преподающий русский язык и литературу. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения к организации экзамена лиц со специ-альным образованием по данному предмету. Далее приводится рекомендуемый порядок
проведения экзамена. Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена. Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем учащиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. Во время испытаний при выполнении всех частей работы
экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим
словарём.
Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий государственной итоговой аттестации. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год. К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ. Изменения в экзаменационной работе 2011 года
по сравнению с 2010 годом
Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Изменено количество заданий с выбором ответа с 6 до 3. Уточнены критерии оценки практической грамотности экзаменуемого. Для ознакомления предлагается спецификация экзаменационной работы, демонстрационный вариант, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
по русскому языку для выпускников 1Х классов общеобразовательных учреждений 2011 года на сайте www.fipi.ru
Каждому учителю рекомендуется проработать эти документы и применять в практической работе подобные задания с учащимися 5 – 9 классов. и.о.ректора И.А.Грешилова Нелюбова Наталья Яковлевна
|