Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Методическое письмо “ Опреподавании учебного предмета «Литература»

 

             

Методическое письмо “ Опреподавании учебного предмета «Литература»

Составитель:

Соловьева М.А., методист кафедры

гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

Методическое письмо

“О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году

В 2010/2011 учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования для учителей-словесников остается государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.04.г. №1089 («Вестник образования» №12-14, июнь-июль 2004г.).

Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане

В 2010/2011 учебном году в 5-11 классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с БУП-2004 и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

На обязательное изучение учебного предмета «Литература» отводится:

385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): в X-XI классах по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень: социально-гуманитарный; филологический): в X-XI классах по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю)[1] .

Федеральный базисный учебный план позволяет при разработке учебных планов конкретного образовательного учреждения увеличивать количество часов на изучение курса литературы.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

В 2010/2011 учебном году литературное образование в основной и старшей школе на базовом уровне будет осуществляться по программам и УМК, которые определены в «Федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»[2] .

Обращаем внимание на следующее:

в федеральном перечне учебников вновь обозначены учебники литературы для 5 – 9 классов под редакцией А.Г. Кутузова (издательство «Дрофа»; рекомендованы);

учебники литературы для 5 – 9 классов М.Б. Ладыгина (издательство «Дрофа»; рекомендованы) можно рекомендовать к использованию в классах лицеев, гимназий, а также в классах, где есть перспектива предпрофильного и профильного обучения.

В 2010/2011 учебном году в школах Ярославской области продолжится апробация УМК авторов Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. В связи с переходом на стандарты второго поколения рекомендуем обратить внимание на программы и учебники авторского коллектива Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной[3] (информацию о программе, учебнике, о ходе апробации учебника литературы для 5,6,7кл. школ Ярославской области можно увидеть на сайте ИРО: Открытый класс)[4] .

Проблема преемственности в преподавании литературы – одна из наиважнейших, обеспечивающих эффективность образования. Образовательные системы в начальной школе по литературному чтению имеют продолжение программ по литературе в основной школе, программы по литературе основной школы – в старшей. Правильно сориентироваться в вопросах продолжения образовательной системы начальной школы в основной, продолжения или (чаще всего) перехода на другую авторскую программу по литературе в старшей школе учителю помогут методические рекомендации о соблюдении преемственности[5] .

Профильный уровень

Сегодня не все авторские линии имеют учебники, подготовленные к изучению как на базовом, так и на профильном уровне.

При выборе учебника особое внимание следует обратить на авторскую программу. Например, не может быть такой ситуации: программа Т.Ф. Курдюмовой, а учебник Ю.В. Лебедева или В.П. Журавлева.

Для 10 класса

Для 11 класса

Из федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию…

Биккулова И.А., Лейфман И.М., Обернихина Г.А./под ред. Г.А. Обернихиной («Русское слово»)

Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А./под ред. Г.А. Обернихиной («Русское слово»)

Голубков М.М., Скороспелова Е.Б./под ред. Г.И. Беленького («Мнемозина»)

Голубков М.М./под ред. Г.И. Беленького («Мнемозина»)

Ионин Г.Н., Скатов Н.Н., Лотман Л.М. и др./Г.Н. под ред. Ионина, Г.И. Беленького («Мнемозина»)

-

-

Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др./под ред. В. П. Журавлева («Просвещение»)

Лебедев Ю.В. («Просвещение»)

-

Маранцман В.Г., Полонская О.Д. и др./под ред. В.Г. Маранцмана(«Просвещение»)

Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Белова А.В. и др./под ред. В.Г. Маранцмана («Просвещение»)

Сахаров В.И., Зинин С.А. («Русское слово»)

Сахаров В.И., Зинин С.А. («Русское слово»)

Из федерального перечня учебников, допущенных к использованию…

Коровин В.И. («Просвещение»)

-

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, одна из которых – «создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения школьниками индивидуальных образовательных программ». С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы, которые могут дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление предмета «Литература», социальную адаптацию и профессиональное самоопределение обучающихся. Обозначенным целям служат учебно-методические рекомендации, предлагаемые в сборнике нормативно-методических документов[6] .

Углубленное изучение литературы

В настоящее время нет утверждённых Министерством образования программ углубленного изучения литературы, поэтому некоторые территории отказались от него. В отдельных школах Ярославской области углубленное преподавание литературы сохранилось.

Нормативными документами углубленное изучение литературы не отменено.

В 1992 году утверждена Министерством образования РФ и издана программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля авторов А.Б.Есина, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина.

В 2002 году в издательстве «Дрофа» вышла программа для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, которая являлась переработанным вариантом предыдущей авторской программы.

В 2004 году вышел в свет государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования на профильном уровне, на основе которого составлена примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).

Задачи программы углубленного изучения литературы и профильного уровня различны.

«…Третий этап – углубленное изучение русской национальной литературы XIX – XX веков (10-11 классы)…»[7] .

«Профильный курс литературы рассчитан на обучающихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах…Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе X – XI классов. Пятичасовой курс литературы призван…обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз гуманитарного профиля), т.е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области»[8] .

Как видим, профильный уровень не заменяет углубленного изучения литературы. Если программы с углубленным изучением литературы создавались прежде всего для повышения общей культуры обучающегося, то программы профильного обучения – для подготовки к профессиональной деятельности.

Углубленное изучение литературы можно рекомендовать в классе, где имеются определенные условия:

· большее количество часов;

· разработанная рабочая программа (на основе имеющихся примерных программ углубленного изучения литературы, с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (2004г.);

· соответствующий учебник литературы (возможно использование учебников, предназначенных для профильного изучения);

· желание учителя и учеников.

В школах с углубленным изучением литературы по-прежнему предлагаются соответствующие УМК под ред. М.Б.Ладыгина, под ред. Г.И.Беленького. Безусловно, УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой, УМК под ред. В.Я.Коровиной не могут быть рекомендованы для углубленного изучения литературы.

О реализации практической части программ по литературе

Выполнение практической части программы по литературе обязательно.

Рекомендации по совершенствованию преподавания литературы, рекомендуемые нормы письменных обучающих работ по литературе, количество контрольных работ, уроков развития речи, внеклассного чтения разработаны и представлены в нормативно-методических материалах для учителя литературы школ Ярославской области[9] .


[1] Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208с. – (Современное образование).

[2] Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год // «Вестник образования». – №4 – 2009. «Просвещение».

[3] Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.

[4] Информация об опыте работы учителей школ Ярославской области в 5 классе по апробации учебника «Литература» 5 класс Москвина Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. [Текст] / Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе/ под общей редакцией М.В.Груздева. – Ярославль: ИРО, 2009.-25с.

[5] Методические рекомендации о соблюдении преемственности в преподавании литературы: начальная школа – основная школа [Текст]; методические рекомендации о соблюдении преемственности в преподавании литературы: основная школа – старшая школа [Текст] / Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе/ под общей редакцией М.В.Груздева. – Ярославль: ИРО, 2009.-27с., 31с.

[6] Методические рекомендации по организации элективных курсов по литературе [Текст] / Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе/ под общей редакцией М.В.Груздева. – Ярославль: ИРО, 2009.-35с.

[7] Программа по литературе (5-11 классы). Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Авторы: А.Б.Есин, О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин/под ред. М.Б.Ладыгина

[8] Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе/сборник нормативных документов. Литература/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2007.

[9] Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе/ под общей редакцией М.В.Груздева. – Ярославль: ИРО, 2009.