Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по проектированию основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования москва

 

             

Рекомендации методические по проектированию основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования москва

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДЕНО:

Председатель Учебно-методического совета РГСУ

______________________Л.В. Федякина

Протокол № ____ от «___» _____ 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва

2010

1. Введение. 4

2. Макет основной образовательной программы бакалавриата (специалитета) 6

2.1 Общие положения. 6

2.1.1 Определение. 6

2.1.2 Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (бакалавр/ специалист) 8

2.1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриата/специалитета) 8

2.1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы 11

2.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП.. 12

2.2.1 Область профессиональной деятельности выпускника. 12

2.2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника. 12

2.2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. 12

2.2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника. 12

2.3 Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП.. 13

2.3.1. Общекультурные компетенции выпускника. 13

2.3.2 Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции. 15

2.4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.. 17

2. 4.1 Календарный учебный график. 18

2.4.2 Учебный план. 18

2.4.3 Рабочие программы учебных дисциплин. 19

2.4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся. 19

2.5 Ресурсное обеспечение ООП.. 20

2.6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. 23

2.7 Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП бакалавриата и специалитета. 25

2.7.1 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата и специалитета. 25

2.7.1 Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации. 25

2.8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. 25

2.9. Приложения .. 26

3. Макет основной образовательной программы магистратуры... 26

3.1 Общие положения. 26

3.1.1. Определение. 26

3.1.2 Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки магистратуры.. 27

3.1.3 Общая характеристика магистерской программы.. 27

3.1.4 Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы 29

3.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП.. 29

3.2.1 Область профессиональной деятельности выпускника. 29

3.2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника. 29

3.2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника. 30

3.2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника. 30

3.3 Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной магистерской программы.. 30

3.3.1 Общекультурные компетенции выпускника. 31

3.3.2 Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции. 31

3.4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.. 32

3.4.1 Календарный учебный график. 32

3.4.2 Учебный план подготовки магистра. 32

3.4.3 Рабочие программы учебных дисциплин (модулей). 33

3.4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся. 33

3.5 Ресурсное обеспечение ООП.. 34

3.6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. 37

3.7 Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП магистратуры.. 39

3.7.1 Итоговая государственная аттестация магистерской программы.. 39

3.7.1 Фонды оценочных средств для проведенияитоговой государственной аттестации. 40

3.8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. 40

3.9.Приложения. 40


1. Введение

Введение нового поколения Федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 10.11.2009г. № 260-ФЗ, ст.6 ) должно сопровождаться разработкой принципиально нового нормативно-методического обеспечения, отражающего подходы конкретного вуза к разработке основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее ОПП ВПО и СПО). Основная образовательная программа по каждому направлению подготовки (специальности) как система документов самостоятельно разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением.

Данные методические рекомендации по проектированию основных образовательных программ РГСУ содержат нормативно-методические указания по формированию основной образовательной программы высшего и среднего профессионального образования в университете и определяют требования к ее структуре, содержанию и оформлению по направлениям подготовки и специальностям, реализуемым в РГСУ.

В методических рекомендациях мы будем исходить из следующего основного положения, что основная образовательная программа высшего и среднего профессионального образования - это комплексная развернутая (рабочая) социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам для определенного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная обеспечить:

- реализацию требований соответствующего ФГОС как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности вуза и потребности рынка труда;

- социально-необходимое качество высшего и среднего образования вуза на уровне установленных требований соответствующего ФГОС;

- основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах обучения в вузе;

- основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза.

Таким образом, основная образовательная программа высшего и среднего профессионального образования – это система документов, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки студентов и выпускников РГСУ. Она должна включать следующие элементы:

1. Общие положения

1.1. Определение

1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (бакалавр, магистр) и специальности

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавр, магистр) и специальности;

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника основной образовательной программы

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП

3.1. Общекультурные компетенции выпускника

3.2. Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции выпускника

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Ресурсное обеспечение ООП

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП

7.1. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП

7.2. Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

9. Приложения

В учебно-методических рекомендациях будут использованы следующие условные обозначения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ВПО – высшее профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ПрООП – примерная основная образовательная программа

ИГА – итоговая государственная аттестация

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

Основные образовательные программы разрабатываются выпускающей кафедрой для каждого направления подготовки (специальности) и формы обучения отдельно и утверждаются Ученым советом РГСУ. Рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются профессорско-преподавательским составом РГСУ и утверждаются на заседании кафедры.

В следующем разделе для составителей основных образовательных программ в развернутом виде предложен набор нормативно - методических рекомендаций РГСУ (в виде Макета ОПП бакалавриата (специалитета) и магистратуры) по проектированию документов, составляющих эту программу. Макет выполнен в виде шаблонов, в которых курсивом вписаны краткие описания того, что должен из себя представлять каждый документ.

Данные рекомендации подготовлены на основе разработок Московского государственного горного университета (Богословский В.А., Гончаренко С.Н., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Максимов Н.И., Петров В.Л. Модели нормативно – методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО - М., 2009) и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Коршунов С.В., Максимов Н.И., Петров В.Л., Сазонов Б.А., Строганов Д.В., Татур Ю.Г. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровней подготовки кадров на основе Федеральных государственных образовательных стандартов – М., 2010).

2. Макет основной образовательной программы бакалавриата (специалитета)

В приложениях 1 и 1а представлен титульный лист ООП ВПО по бакалавриату (специалитету). Далее должно следовать «Содержание» ООП. Общий вид содержания отражен в приложении 2.

2.1 Общие положения

2.1.1 Определени е

Основная образовательная программа бакалавриата (специалитета), реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки _____________________ и профилю подготовки_______________________ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Примечание. Профиль подготовки указывается для направлений подготовки бакалавров. Под профилем подготовки понимается направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности. Профиль утверждается Учебно-методическим объединением ВУЗов по направлению подготовки.

Образец заполнения

2.1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая государственным образовательным учреждение м высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» и профилю подготовки «Экология» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

2.1.2 Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (бакалавр/ специалист)

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки (специальности) высшего (среднего) профессионального образования бакалавриат (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «_____» __________ года, № _____;

- Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

- Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

- Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утверждена ____________________(носит рекомендательный характер)

- Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет».

Примечание. Если по данному направлению (специальности) подготовки действуют дополнительные нормативные документы, то они также должны быть указаны в данном перечне.

2.1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриата/специалитета)

Цель (миссия) ООП

Указывается, что целью ООП является развитие у студентов личностных качеств, о также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности). При формировании целей ООП как в области воспитания, так и в области обучения в обязательном порядке указывается специфика конкретной ООП, характеристика групп обучающихся, а также особенности научной школы университета и потребностей рынка труда.

Срок освоения ООП

Срок освоения ООП указывается в годах для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности).

При формировании подраздела руководствоваться следующими нормативными сроками освоения ООП ВПО: бакалавр - 4 года, специалист – не менее 5 лет. По программам СПО руководствоваться п.3.1. и 3.2. ФГОС.

Трудоемкость ООП

Трудоемкость освоения студентом ООП ВПО указывается в зачетных единицах (для программ СПО - в часах) за весь период обучения в соответствии с ФГОС по данному направлению (специальности) и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

При формировании подраздела руководствоваться следующими нормативами трудоемкости: для ООП ВПО по направлениям подготовки бакалавров - 240 зачетных единиц, по специальностям – 300 зачетных единиц (см. таблицы 1, 1а). Трудоемкость освоения студентом ООП СПО указывается в часах в соответствии с п.6.3. ФГОС.

Таблица 1

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки (специальности) __________

Код учебного цикла ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы (часы)*

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

Вариативная часть

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

Б.3

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

Вариативная часть

Б.4

Физическая культура

Б.5

Учебная и производственная практики

Б.6

Итоговая государственная аттестация

Общая трудоемкость основной образовательной программы

*Указывается только для программы ООП СПО.

Образец заполнения

Таблица 1а

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование»

Код учебного цикла ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

38-48

Базовая часть

28

Вариативная часть

10-20

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

34-44

Базовая часть

24

Вариативная часть

10-20

Б.3

Профессиональный цикл

134-138

Базовая (общепрофессиональная) часть

52

Вариативная часть

82-86

Б.4

Физическая культура

2

Б.5

Учебная и производственная практики

6-10

Б.6

Итоговая государственная аттестация

12

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

2.1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы

При формировании подраздела в соответствии с образовательным уровнем указать следующие положения: абитуриент должен иметь:

· при поступлении на специальность по программе СПО документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем общем образовании;

· при поступлении на направление подготовки бакалавров (специальность) по программе ВПО – документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о среднем (полном) общем образовании;

В исключительных случаях для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам ВПО и СПО могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту - наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Образец заполнения

При поступлении по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» (бакалавр) абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о среднем (полном) общем образовании.

2.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

2.2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка, в соответствии с п.4.1. ФГОС ВПО и СПО по данному направлению подготовки (специальности), описывается специфика профессиональной деятельности (с учетом профиля для направления подготовки бакалавров), указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению или специальности.

2.2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с п.4.2. ФГОС ВПО и СПО по направлению подготовки или специальности, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки.

2.2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

В подразделе дается обоснование выбора доминирующего (основного, преимущественного) вида профессиональной деятельности из указанных в п. 4.3 ФГОС ВПО и СПО. Допускается возможность подготовки выпускника по нескольким тесно связанным между собой видам профессиональной деятельности.

Доминирующий вид подготовки (и профиль для бакалавриата) предопределяет содержание вариативной части ООП, как в перечне дисциплин, так и в программах дисциплин и практик.

Остальные виды профессиональной деятельности, как правило, должны отражаться в минимально необходимой степени в базовых частях профессионального цикла ООП ВПО с целью повышения мобильности выпускников на рынке труда.

2.2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению (специальности) и профилю подготовки на основе соответствующих ФГОС ВПО (п.4.4.) и ПрООП ВПО. Виды профессиональной деятельности могут дополняться выпускающей кафедрой совместно с заинтересованными работодателями.

Для СПО задачи профессиональной деятельности выпускника разрабатываются РГСУ самостоятельно.

2.3 Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО и СПО, как интегрирующие начала модели выпускника. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию (степень), связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результатам образовательного процесса. Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально- специализированными (и при необходимости иными) компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы бакалавриата. На этапе проектирования ОПП выпускающей кафедре рекомендуется разработать матрицу соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП. При разработке указанной матрицы рекомендуется использовать шаблон, приведенный в приложении 3.

В ФГОС компетенции выпускника, формируемые в процессе обучения, как правило, подразделяются на две группы:

1. Общекультурные (универсальные, надпредметные) компетенции. Общекультурные компетенции являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда

2. Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции. Профессиональные отражают квалификацию выпускника и различаются для разных направлений подготовки/специальностей.

2.3.1. Общекультурные компетенции выпускника

В подразделе перечисляются общекультурные компетенции, изложенные в п. 5.1 ФГОС ВПО и п.5 ФГОС СПО, при необходимости дополненные с учетом профиля ООП ВПО по направлению подготовки бакалавров (см. таблица 2).

Образец заполнения

Таблица 2

Общекультурные компетенции по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Наименование компетенции

Код компетенции

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-2

Способен занимать активную гражданскую позицию

ОК-3

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК-4

Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК–5

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-6

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-7

Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

ОК-8

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-9

Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

ОК-10

Умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки

ОК-11

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-12

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-13

Владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность

ОК-14

Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОК-15

Имеет представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний

ОК-16

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-17

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

ОК-18

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

ОК-19

Учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

ОК-20

Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-21

Привержен этическим ценностям и здоровому образу жизни

ОК-22

2.3.2 Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции

В подразделе перечисляются профессиональные компетенции, изложенные в п. 5.2 ФГОС ВПО и в п.5 ФГОС СПО (см. таблица 2а).

Образец заполнения

Таблица 2а

Профессиональные компетенции по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Наименование компетенции

Код компетенции

О рганизационно-управленческая деятельность

Знает основные этапы эволюции управленческой мысли

ПК-1

Способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

ПК-2

Готов к разработке процедур и методов контроля

ПК-3

Способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПК-4

Способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

ПК-5

Владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций

ПК-6

Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

ПК-7

Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

ПК-8

Способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

ПК-9

Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-10

Способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала

ПК-11

Способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании

ПК-12

Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-13

Владеет современными технологиями управления персоналом

ПК-14

Готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента

ПК-15

Учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

ПК-16

Готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям

ПК-17

Владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций

ПК-18

Способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций

ПК-19

Владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения

ПК-20

Готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций

ПК-21

Знает современные концепции организации операционной деятельности и готов к их применению

ПК-22

Знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности

ПК-23

Способен решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации

ПК-24

Знаком с основами кросскультурных отношений в менеджменте, способен эффективно выполнять свои функции в кросскультурной среде

ПК-25

Информационно-аналитическая деятельность

Имеет представление об экономическом образе мышления

ПК-26

Способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

ПК-27

Понимает основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-28

Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-29

Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли

ПК-30

Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели

ПК-31

Способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления;

ПК-32

Владеет средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления

ПК-33

Владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы

ПК-34

Умеет моделировать бизнес-процессы и знаком с методами их реинжиниринга

ПК-35

Умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга

ПК-36

Умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

ПК-37

Способен применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации

ПК-38

Владеет навыками составления финансовой отчетности и осознает влияние различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации

ПК-39

Способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

ПК-40

Способен оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; имеет навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способен принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета

ПК-41

Способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

ПК-42

Способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

ПК-43

Способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования

ПК-44

Владеет техниками финансового планирования и прогнозирования

ПК-45

Понимает роль финансовых рынков и институтов, способен к анализу различных финансовых инструментов

ПК-46

Способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений

ПК-47

Предпринимательская деятельность

Умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

ПК-48

Способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)

ПК-49

Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК-50

При заполнении подраздела внимательно изучить п.5 ФГОС на наличие дополнительных групп компетенций.

2.4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО (СПО) по направлению подготовки (специальности) _____________________ содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля, рабочими программами учебных дисциплин, материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическим материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

2. 4.1 Календарный учебный график

Указывается последовательность реализации ООП ВПО и СПО по годам включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы

Календарный учебный график формируется на основании графика учебного процесса, представленного на титульном листе рабочего учебного плана для очной формы обучения (см. приложение 4).

2.4.2 Учебный план

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО (СПО) по направлению подготовки и специальности содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом (с учётом его профиля для бакалавриата); рабочими программами учебных дисциплин; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

Учебный план – это документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин, практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (СПО). В вариативных частях учебных циклов РГСУ самостоятельно формирует перечень и последовательность дисциплин.

Учебный план по программам ВПО должен содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной третьи вариативной части суммарно по всем трём учебным циклам ООП.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При формировании вариативной части учебного плана направления подготовки (специальности) в обязательном порядке учитывать дисциплины согласно приложению 5.

При составлении учебного плана выпускающая кафедра должна руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7 ФГОС ВПО и СПО по направлению подготовки (специальности). Учебный план формируется в программе GosInsp, разработанной Федеральным государственным учреждением «Информационно-методический центр анализа» (см. приложение 4).

2.4.3 Р абочие программы учебных дисциплин

В ООП должны быть приведены рабочие программы всех учебных дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана включая дисциплины по выбору студента и факультативные.

Учебная дисциплина – это система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы.

Рекомендуемый шаблон рабочей программы дисциплины дан в приложении 6.

2.4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

Раздел ООП «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов.

При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик:

4.4.1. Учебная практика

В подразделе указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договора (в соответствии с требованием статьи II, п. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании)».

В том случае, если практики осуществляются в вузе перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно технического потенциала.

Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые студентами. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

Рекомендуемый шаблон программы учебной практики дан в приложении 7.

4.4.2. Производственная практика

В подразделе указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры (в соответствии с требованием статьи II, п. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании.

Указываются все виды производственных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

Рекомендуемый шаблон программы производственной практики дан приложении 8.

4.4.3. Программа научно-исследовательской работы

Данный раздел включается в ООП в случае, если вуз один из видов учебной практики заменяет научно-исследовательской работой.

В программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие.

Например:

· Изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;

· Участвовать в проведении научных исследований или выполнении научных разработок;

· Осуществлять сбор обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

· Составлять отчеты (разделы отчетов) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

· Выступать с докладом на конференции и т.д.

Рекомендуемый шаблон программ научно-исследовательской работы дан в приложении 9.

2.5 Ресурсное обеспечение ООП

Ресурсное обеспечение ООП определяется п.7 ФГОС ВПО и СПО по направлению подготовки и специальности.

В подразделе указывается в соответствии с ФГОС следующие показатели:

- состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса;

- комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным дисциплинам (модулям), практикам, НИР, и др. включенные в учебный план ООП;

- комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава (ППС), ответственного за реализацию конкретной ООП;

- документы, отражающие характеристику условий библиотечно-информационного обслуживания в вузе студентов и преподавателей при реализации конкретной ООП;

- характеристику условий информационно-компьютерной поддержки деятельности основных участников и организаторов образовательного процесса по конкретной ООП (студентов, ППС, руководителей ООП).

- требования к профессорско-преподавательскому составу, обеспечивающему реализацию данной ООП;

- требования к составу научных работников РГСУ, привлекаемых к реализации ООП;

- требования к составу ведущих отечественных ученых и специалистов из сферы производства и науки, привлекаемых к реализации конкретной ООП в РГСУ;

- материально-технические условия реализации ООП характеризуют аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий; для самостоятельной учебной работы студентов; базы для проведения учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студентов.

Образец заполнения

Реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» в соответствии с требованиями п.7 ФГОС обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет не менее 60% (указать показатель кафедры), ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора составляет не менее 8% (указать показатель кафедры) ППС.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60% (указать показатель кафедры) преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени. К образовательному процессу привлечено не менее 10% (указать показатель кафедры) преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено в локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся.

Библиотечный фонд полностью укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

РГСУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет), компьютерные классы. При использовании электронных изданий РГСУ обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет составляет не менее 200 часов в год на одного студента.

2.6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

Указываются возможности РГСУ в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды Университета, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Могут быть представлены соответствующие документы. Например: документы, регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.

Образец заполнения

В государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее «РГСУ») действует разветвленная система студенческого самоуправления, которая охватывает все стороны студенческой жизни. Деятельность органов студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с утвержденным Положением. В систему студенческого самоуправления РГСУ входят Студенческие советы факультетов, которые формируется из числа старост, лидеров и профоргов курсов и учебных групп. Студенческие советы общежитий формируются на основе старост общежитий.

Студенческий совет – Сенат РГСУ - наделен широкими полномочиями и реальными возможностями в управлении студенческой жизнью в Университете. Представители Студенческого совета РГСУ принимают активное участие в городских молодёжных проектах и в работе Студенческого Правительства дублёров г. Москвы, советов по молодёжной политике ряда административных округов города. Регулярно проводятся выездные Школы студенческого актива, Школы старост. В числе студенческих инициатив особо выделяются мероприятия под названием «социальное служение». На факультетах действуют социальные отряды, деятельность которых широко освещалась в прессе. Реализовываются такие волонтерские проекты, как «Подари ребенку чудо», «Добро рождает добро», «Мы с тобой одной крови», Всероссийская неделя добра. Особо следует отметить функционирование Студенческой социальной службы «Доброе Дело». Его работа напрямую связывается с популяризацией социального служения, социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни студентов РГСУ; пропагандой социального патронажа людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; консолидацией сил и потенциала студенческой молодежи на добровольческую социальную помощь нуждающимся слоям населения. Работа Службы дала необходимый толчок для пропаганды и развития волонтерства (добровольчества).

В Университете сформирована разветвленная сеть многочисленных студенческих клубов, секций, творческих объединений и коллективов, которые принимают активное участие в фестивалях, смотрах и конкурсах как на внутривузовском уровне, так и на городском, республиканском и международном уровнях. Следует отметить деятельность академического хора РГСУ, танцевального центра, студенческих театров, фольклорного ансамбля, клубов «Парламентские дебаты», «Интеллектуальные игры» и «КВН». Студенты университета неоднократно становились лауреатами различных конкурсов: «Фестос», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и др. Достижения студентов отмечены дипломами Московского студенческого центра по различным номинациям.

Среди студенческих объединений следует отметить работу Студенческой академии социальных наук, которая наряду с университетскими мероприятиями ежегодно проводит Всероссийскую неделю студенческой науки и Всероссийский Фестиваль науки студентов и молодых учёных. Студенты имеют высшие награды выставок Научно-технического творчества молодежи. Сборная команда РГСУ по интеллектуальным играм является чемпионом Москвы среди вузов по игре «Что? Где? Когда?». Значимым событием студенческой жизни стали победы студентов-гуманитариев во Всероссийской олимпиаде по математике.

В рамках сотрудничества РГСУ с Русской православной церковью проводятся совместные конференции, форумы, семинары, выставки.

В целях координации и совершенствования воспитательной работы Университетом установлены партнерские отношения с такими организациями как Московский студенческий центр, Московский Межвузовский Студенческий координационный Совет, Гражданская смена, Международная Ассоциация клубов Что? Где? Когда?, Московская Лига Чемпионов по парламентским дебатам, Международный центр социально-гуманитарных программ, Фонд поддержки социальных и информационных программ государственных ведомств, Центр Социальной активности «Молодые москвичи», фонд Гражданская инициатива и др.

2.7 Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП бакалавриата и специалитета

2.7.1 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата и специалитета

Итоговая государственная аттестация выпускника (ИГА) ООП является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме с учетом всего набора освоенных компетенций. Специфика ИГА определяется ФГОС ВПО (СПО) для конкретного направления подготовки (специальности).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и СПО указывается примерная тематика выпускных квалификационных работ, требования к их содержанию, объему и структуре, а также требования к программе и процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения Ученого совета университета о его проведении).

Рекомендуемый шаблон методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной работы и программы итогового государственного экзамена дан в приложении 10.

2.7.1 Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

Для проведения итоговой государственной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующей ООП выпускающая кафедра создает фонды оценочных средств.

2.8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП. Например: описание механизмов функционирования при реализации данной ООП системы обеспечения качества подготовки, созданной в университете, в том числе, мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса); соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

2.9. Приложения

3. Макет основной образовательной программы магистратуры

В приложениях 11 и 11а представлен титульный лист ООП ВПО по магистратуре. Далее должно следовать «Содержание» ООП. Общий вид содержания отражен в приложении 12.

3.1 Общие положения

3.1.1. Определени е

Основная образовательная программа магистратуры (далее магистерская программа)___________, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки_____________________ и профилю подготовки ________________________________________________ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие учебные программы дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

3.1.2 Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки магистратуры

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «___» _________ 20___ года, № _____;

- Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

- Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

- Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) подготовки магистров по направлению подготовки, утвержденная ____________________(носит рекомендательный характер)

- Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет».

Примечание. Если по данному направлению подготовки действуют дополнительные нормативные документы, то они также должны быть указаны в данном перечне.

3.1.3 Общая характеристика магистерской программы

Цель (миссия) магистерской программы

Указывается, что целью магистерской программы является развитие у студентов личностных качеств, о также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по конкретному направлению подготовки.

При формировании целей магистерской программы как в области воспитания, так и в области обучения в обязательном порядке указывается специфика конкретной магистерской программы, характеристика групп обучающихся, а также особенности научной школы университета и потребностей рынка труда.

Срок освоения ООП магистратуры

Срок освоения ООП указывается в годах для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС по данному направлению подготовки.

При формировании подраздела руководствоваться нормативным сроком освоения ООП ВПО 2 года.

Трудоемкость ООП магистратуры

Трудоемкость освоения студентом ООП магистратуры указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

При формировании подраздела руководствоваться следующим нормативом трудоемкости ООП магистров - 120 зачетных единиц (см. таблицы 3, 3а).

Таблица 3

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки __________

Код учебного цикла ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

М.2

Профессиональный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

М.3

Практики и научно-исследовательская работа

М.4

Итоговая государственная аттестация

Общая трудоемкость основной образовательной программы

Образец заполнения

Таблица 3а

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика»

Код учебного цикла ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

25-30

Базовая часть

12-17

Вариативная часть

13-18

М.2

Профессиональный цикл

35-40

Базовая часть

5-10

Вариативная часть

30-35

М.3

Практика и научно-исследовательская работа

40-50

М.4

Итоговая государственная аттестация

8-12

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

3.1.4 Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы ______________________

Лица, имеющие диплом бакалавра (или квалификацию дипломированного специалиста) и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытанний, программы которых разрабатываются РГСУ с целью установления у поступающего следующих компетенций: ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Приводится перечень ключевых компетенций бакалавра (дипломированного специалиста), необходимых для освоения магистерской программы по данному направлению и профилю подготовки).

3.2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

3.2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка магистра, в соответствии с п.4.1. ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, при этом учитывается профиль его подготовки и особенности данной магистерской программы, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществляться профессиональная деятельность выпускника по данному направлению и профилю подготовки ВПО.

3.2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Указываются объекты профессиональной деятельности магистра в соответствии с п.4.2. ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности магистра с учетом профиля подготовки и особенностей данной магистерской программы.

3.2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Указываются виды профессиональной деятельности магистра в соответствии с п.4.3. ФГОС ВПО. Например: производственно- технологическая, организационно- управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. виды профессиональной деятельности могут дополняться выпускающей кафедрой РГСУ в соответствии с профилем подготовки, особенностями данной магистерской программы и потребностями заинтересованных работодателей.

3.2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих п.4.4. ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом особенностей данной магистерской программы, научных традиций РГСУ и потребностями заинтересованных работодателей.

3.3 Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной магистерской программы

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпуском компетенциями, т.е. его особенностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала модели выпускника. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает степень, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результатам образовательного процесса. Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально- специализированными (и при необходимости иными) компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры. На этапе проектирования ОПП выпускающей кафедре рекомендуется разработать матрицу соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП. При разработке указанной матрицы рекомендуется использовать шаблон, приведенный в приложении 3.

В ФГОС компетенции выпускника, формируемые в процессе обучения, как правило, подразделяются на две группы:

1. Общекультурные (универсальные, надпредметные) компетенции. Общекультурные компетенции являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда

2. Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции. Профессиональные отражают квалификацию выпускника и различаются для разных направлений подготовки/специальностей.

3.3.1 Общекультурные компетенции выпускника

В подразделе перечисляются общекультурные компетенции, изложенные в п. 5.1 ФГОС ВПО, при необходимости дополненные с учетом профиля ООП ВПО по направлению подготовки магистров (см. таблица 4).

Образец заполнения

Таблица 4

Общекультурные компетенции по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» 4

Наименование компетенции

Код компетенции

Обладает способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Обладает способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОК-2

Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК-3

Способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

ОК-4

Владеет иностранным языком как средством профессионального общения

ОК–5

Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций

ОК-6

3.3.2 Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции

В подразделе перечисляются профессиональные компетенции, изложенные в п. 5.2 ФГОС ВПО (см. таблица 4а).

Образец заполнения

Таблица 4а

Профессиональные компетенции по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент»

Наименование компетенции

Код компетенции

О рганизационно-управленческая деятельность

Обладает способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

ПК-1

Обладает способностью разрабатывать корпоративную стратегию

ПК-2

Умеет использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач

ПК-3

Обладает способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

ПК-4

Аналитическая деятельность:

и т.д.

При заполнении подраздела внимательно изучить п.5 ФГОС на наличие дополнительных групп компетенций.

3.4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки_____________________ содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля, рабочими программам учебных дисциплин, материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическим материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

3.4.1 Календарный учебный график

Указывается последовательность реализации магистерской программы по годам включая теоретическое обучение, практики, НИР, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы

Календарный учебный график формируется на основании графика учебного процесса, представленного на титульном листе рабочего учебного плана для очной формы обучения (см. приложение 13).

3.4.2 Учебный план подготовки магистра

В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ОПП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая трудоемкость в часах.

В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов выпускающая кафедра самостоятельно формирует перечень и последовательность дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО и особенностей данной магистерской программы.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП.

Для каждой дисциплины, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При составлении учебного плана выпускающая кафедра должна руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7 ФГОС ВПО по направлению подготовки. Учебный план формируется в программе GosInsp, разработанной Федеральным государственным учреждением «Информационно-методический центр анализа» (см. приложение 13) .

Наряду с Учебным планом подготовки магистра для каждого обучающегося в магистратуре выпускающая кафедра должна составлять индивидуальный план подготовки магистра.

3.4.3 Рабочие программы учебных дисциплин (модулей).

В ООП должны быть приведены рабочие программы всех учебных дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана магистратуры, а также программы авторских курсов, определяющих специфику данной магистерской программы.

Учебная дисциплина – это система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или деятельности и осваиваемая в рамках образовательной программы.

Рекомендуемый шаблон учебной программы дисциплины дан в приложении 14.

3.4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

Программы практик

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки __________________________________практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик:___________________________________________

_________________________________________________________________

Конкретные виды практик определяются выпускающей кафедрой по данному направлению подготовки.

В подразделе указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры (в соответствии с требованием статьи II, п. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании)».

В том случае, если практики осуществляются в вузе - перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно технического потенциала.

В ООП магистратуры указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые студентами. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

Рекомендуемый шаблон программы практики дан в приложении 15.

Организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки_______________________________________ научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями магистерской программы.

В данном разделе ООП перечисляются виды НИР, осуществляемые обучающимися при освоении данной магистерской программы, формы контроля ходя ее выполнения и результатов.

При планировании НИР для магистрантов выпускающая кафедра должна руководствоваться требованиями к организации научно-исследовательской работы обучающихся, сформулированными в разделе 7.2.2. ФГОС ВПО по направлению подготовки.

3.5 Ресурсное обеспечение ООП

Указывается, что ресурсное обеспечение данной ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных п.7 ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки.

В подразделе указывается в соответствии с ФГОС следующие показатели:

- состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса;

- комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным дисциплинам (модулям), практикам, НИР, и др. включенные в учебный план ООП ВПО;

- комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава (ППС), ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО;

- документы, отражающие характеристику условий библиотечно-информационного обслуживания в вузе студентов и преподавателей при реализации конкретной ООП ВПО;

- характеристику условий информационно-компьютерной поддержки деятельности основных участников и организаторов образовательного процесса по конкретной ООП ВПО (студентов, ППС, руководителей ООП).

- требования к профессорско-преподавательскому составу, обеспечивающему реализацию данной ООП ВПО;

- требования к составу научных работников РГСУ, привлекаемых к реализации ООП;

- требования к составу ведущих отечественных ученых и специалистов из сферы производства и науки, привлекаемых к реализации конкретной ООП в РГСУ;

Материально-технические условия реализации ООП характеризуют аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий; для самостоятельной учебной работы студентов; базы для проведения учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студентов.

Образец заполнения

Реализация основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» в соответствии с п.7 ФГОС обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечены не менее 20 % (указать показатель кафедры) преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 % (указать показатель кафедры) преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, имеющих российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе иностранную степень, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора имеют не менее 12% (указать показатель кафедры) преподавателей.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75% (указать показатель кафедры) преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе иностранную степень, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или иностранную степень, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами.

Руководители магистерских программ регулярно ведут самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвуют в исследовательских (творческих) проектах, имеют публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходят повышение квалификации.

Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

РГСУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет), компьютерные классы. При использовании электронных изданий РГСУ обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет составляет не менее 200 часов в год на одного студента.

3.6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

Указываются возможности РГСУ в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды Университета, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих яя обучающихся.

Могут быть представлены соответствующие документы. Например: документы, регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.

Образец заполнения

В государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее «РГСУ») действует разветвленная система студенческого самоуправления, которая охватывает все стороны студенческой жизни. Деятельность органов студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с утвержденным Положением. В систему студенческого самоуправления РГСУ входят Студенческие советы факультетов, которые формируется из числа старост, лидеров и профоргов курсов и учебных групп. Студенческие советы общежитий формируются на основе старост общежитий.

Студенческий совет – Сенат РГСУ - наделен широкими полномочиями и реальными возможностями в управлении студенческой жизнью в Университете. Представители Студенческого совета РГСУ принимают активное участие в городских молодёжных проектах и в работе Студенческого Правительства дублёров г. Москвы, советов по молодёжной политике ряда административных округов города. Регулярно проводятся выездные Школы студенческого актива, Школы старост. В числе студенческих инициатив особо выделяются мероприятия под названием «социальное служение». На факультетах действуют социальные отряды, деятельность которых широко освещалась в прессе. Реализовываются такие волонтерские проекты, как «Подари ребенку чудо», «Добро рождает добро», «Мы с тобой одной крови», Всероссийская неделя добра. Особо следует отметить функционирование Студенческой социальной службы «Доброе Дело». Его работа напрямую связывается с популяризацией социального служения, социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни студентов РГСУ; пропагандой социального патронажа людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; консолидацией сил и потенциала студенческой молодежи на добровольческую социальную помощь нуждающимся слоям населения. Работа Службы дала необходимый толчок для пропаганды и развития волонтерства (добровольчества).

В Университете сформирована разветвленная сеть многочисленных студенческих клубов, секций, творческих объединений и коллективов, которые принимают активное участие в фестивалях, смотрах и конкурсах как на внутривузовском уровне, так и на городском, республиканском и международном уровнях. Следует отметить деятельность академического хора РГСУ, танцевального центра, студенческих театров, фольклорного ансамбля, клубов «Парламентские дебаты», «Интеллектуальные игры» и «КВН». Студенты университета неоднократно становились лауреатами различных конкурсов: «Фестос», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и др. Достижения студентов отмечены дипломами Московского студенческого центра по различным номинациям.

Среди студенческих объединений следует отметить работу Студенческой академии социальных наук, которая наряду с университетскими мероприятиями ежегодно проводит Всероссийскую неделю студенческой науки и Всероссийский Фестиваль науки студентов и молодых учёных. Студенты имеют высшие награды выставок Научно-технического творчества молодежи. Сборная команда РГСУ по интеллектуальным играм является чемпионом Москвы среди вузов по игре «Что? Где? Когда?». Значимым событием студенческой жизни стали победы студентов-гуманитариев во Всероссийской олимпиаде по математике.

В рамках сотрудничества РГСУ с Русской православной церковью проводятся совместные конференции, форумы, семинары, выставки.

В целях координации и совершенствования воспитательной работы Университетом установлены партнерские отношения с такими организациями как Московский студенческий центр, Московский Межвузовский Студенческий координационный Совет, Гражданская смена, Международная Ассоциация клубов Что? Где? Когда?, Московская Лига Чемпионов по парламентским дебатам, Международный центр социально-гуманитарных программ, Фонд поддержки социальных и информационных программ государственных ведомств, Центр Социальной активности «Молодые москвичи», фонд Гражданская инициатива и др.

3.7 Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП магистратуры

3.7.1 Итоговая государственная аттестация магистерской программы __________________________________________________________________

(указывается наименование магистерской программы)

Итоговая государственная аттестация выпускника (ИГА) ООП является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме с учетом всего набора освоенных компетенций. Специфика ИГА определяется ФГОС ВПО для конкретного направления подготовки.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО указывается примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), требования к их содержанию, объему и структуре, а также требования к программе и процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения Ученого совета университета о его проведении).

Рекомендуемый шаблон методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной работы и программы итогового государственного экзамена дан в приложении 16.

3.7.1 Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

Для проведения итоговой государственной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующей ООП выпускающая кафедра создает фонды оценочных средств.

3.8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП. Например: описание механизмов функционирования при реализации данной ООП системы обеспечения качества подготовки, созданной в университете, в том числе, мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса); соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

3.9.Приложения