Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями.
Работа с учащимися
Забота классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника. К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести: · Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития; · Установление межличностных контактов с каждым ребенком; · Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников; · Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами; · Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности; · Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию; · Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений. Работа с родителями
Классный руководитель может использовать для общения с родителями и тесного контакта новую форму взаимодействия с родителями «SMS-дневник», т.е. регулярно направляемые на электронную почту (сотовый телефон) родителям оперативную информацию. В плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: · Изучение семей учащихся; · Педагогическое просвещение родителей; · Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; · Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; · Индивидуальная работа с родителями; · Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Формы и методы работы с родителями
1. Изучение семей учеников Лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинение о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании. 2. Педагогическое просвещение родителей Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и другие. 3. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе Включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование ВР в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов. 4. Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса Отражается в следующих пунктах плана ВР: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установление связей с шефами, окружающим социумом, общественностью. 5. Индивидуальная работа с родителями Классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения 6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся Осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток
|