Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Методика написания эссе по обществознанию (методические рекомендации)

 

             

Методика написания эссе по обществознанию (методические рекомендации)

Методика написания эссе по обществознанию

(методические рекомендации)

Булгаков С.Ю, старший методист

УМК общественных дисциплин АРИПК

Современные условия преподавания обществознания предъявляют ряд новых требований к организации процесса обучения данному школьному предмету. Введение единого государственного экзамена в качестве главного, а точнее – единственного варианта итоговой аттестации выпускников средней школы требует от учителя обществознания пересмотра набора средств и методов преподавания, используемых в старшем звене. Одним из таких нововведений является использование в качестве одного из заданий части С в ЕГЭ написание эссе по одной из предложенных шести тем.

Данная форма работы до последнего времени использовалась учителями общественных дисциплин крайне редко, в основном только с такими учениками, которые принимали участие в олимпиаде по данному предмету. Естественно, что при появлении такого типа заданий в КИМах у многих учителей возникли определенные трудности, связанные с правильной организацией работы в данном направлении.

Не смотря на определенное количество публикаций по методике написания эссе, появившихся в последние годы, спрос на информацию по указанной проблематике не ослабевает. Далеко не всякий учитель обществознания четко представляет – каким должно быть эссе по обществознанию, каковы его особенности, какова должна быть методика обучения навыку написания эссе (что подтверждает анализ результатов ЕГЭ).

Восполнить пробел знаний учителей по данному вопросу и призваны данные методические рекомендации.

***

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя сесть и «с кондачка», без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Эту мысль необходимо донести до всех учеников, выбравших для итоговой аттестации ЕГЭ по обществознанию. Выпускник должен отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. Самостоятельно научится писать эссе для старшеклассника крайне затруднительно.

Следует сразу же донести ученику мысль о том, что эссе по обществознанию имеет свои особенности. В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие от ученика образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль эссе, требует от выпускника максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому выпускнику необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Список литературы и электронных ресурсов

«Единый государственный экзамен 2004—2005: Обществознание: Репетитор/Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Брандт М. Ю., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А., Лискова Т. Е. — М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

«ЕГЭ 2007. Обществознание. Репетитор. — М.: Просвещение, Эксмо», 2007.

«ЕГЭ 2010. Обществознание. Репетитор. — М.: Просвещение, Эксмо», 2010

«Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / [А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др.]. — М.: Просвещение, 2006. См. главу IV «Учимся писать эссе».

Баранов П.А. и др. Обществознание. Полный курс. – М., 2010

Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет?// История и обществознание для школьников. 2002.№ 2.

Зимин Ю. Сочинение — эссе по обществознанию: Первый опыт// История и обществознание для школьников. 2003.№ 3.

Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на "отлично"?// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.

Цитович Т. Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания

// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

Мамина О.Н. Эссе по обществознанию. – М., 2009

http://www.edu54.ru/node/28046

http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_artic=214615.htm

vschool31.ru/admindata/portfolio/eii/strategia.doc

http://forum.postupim.ru/forum/29-1560-2

http://www.studzona.com/referats/view/46561

http://gramesn.pp.ru/education/k-12/articles/2999.html

http://egekurs.narod.ru/index4.1.html

http://festival.1september.ru/articles/566274/

http://www.openclass.ru/dig-resource/48110

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=638D52139A7D4F28A3870B8015323989

http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-6667

http://piorme.narod.ru/present/esse.ppt

http://www.school56-kgn.ru/index00043.html

http://4ege.ru/obshestvoznanie/750-rekomendacii-napisaniya-yesse-po-obshhestvoznaniyu.html

http://2berega.spb.ru/user/GrubskayaAnna/file/131290/

http://iem.adm.nov.ru/metod_view.php?what=novped/3.inc

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103186

http://bschool20.ucoz.ru/EKZ/202.doc

http://vschool31.ru/admindata/portfolio/eii/strategia.doc

http://56ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content&task=view&id=76&Itemid=5

http://edu.tomsk.ru/teacher_help/obsh/esse.doc

http://www.history.lact.ru/e/324539-kak-pravilno-napisat-esse-po-obschestvoznan

http://www.proshkolu.ru/user/petelinna/file/388499/

http://referatspsychology/15586.html

http://www.emgli.ru/blog/2009-12-17-5

http://egeobed.narod.ru/p4aa1.html

http://www.alleng.ru/d/soc/soc23.htm

http://search.qip.ru/search/1?query=%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%8D%D1%81%D1%81%D0%B5+%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E&sort=rlv&from=

Приложение № 1

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл