Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации изучения дисциплины Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий тема по порядку вопросы для проверки знаний

 

             

Рекомендации методические по организации изучения дисциплины Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий тема по порядку вопросы для проверки знаний

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

(РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»)

Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

Ст. преподаватель А.М.Горчакова

Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Учебно-тематический план дисциплины

6. Содержание разделов дисциплины

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Вопросы к зачету

11. Список основной литературы по дисциплине

12. Список дополнительной литературы

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.

2. Пояснительная записка

Программа предназначена для студентов 3 курса ( -й семестр) отделения логопедии.

Курс базируется на знаниях, полученных студентами во время изучения курсов «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современный русский язык» ( раздел «Фонетика»), «Онтогенез речевой деятельности», «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия» ( разделы : дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Цели курса: подготовить студентов к индивидуальной форме коррекционно-логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действия ( артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.)

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования

Изучение данного курса связано с решением следующих задач:

- обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;

- создать условия для овладения студентами технологии обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий;

- обучить разработке и реализации моделей обследования произносительной стороны речи детей;

- развивать стремление к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами.

Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: специальных (коррекционных) детских садах.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, подготовка ов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности.

Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Итоговый контроль проводится в виде зачета.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения данной дисциплины студент должен

знать:

- строение и функционирование речевого аппарата;

- закономерности становления звуковой ( фонетической) системы языка в онтогенезе; параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

- содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования произносительной стороны речи;

уметь:

- производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;

- определять параметры анализа и производить анализ и самоанализ ( по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фонематического восприятия; интонационной стороны речи;

- подбирать и структурировать коррекционно- ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;

- моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных её этапах ( начальном, продвинутом, конечном);

владеть навыками :

- ведения протоколов обследования;

- анализа материалов, полученных в ходе обследования ( по заранее определенным параметрам);

- обобщения результатов обследования, формулирования выводов;

- оформления речевой карты (её фрагментов) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;

- сопоставление полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

36

Аудиторные занятия

18

Лекции

Практические занятия (семинары)

Лабораторные занятия

18

Самостоятельная работа

18

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, ы

Вид итогового контроля ( зачет, экзамен)

Зачет

5. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего часов

Аудиторная работа

Самостоя-тельная работа

лекции

практи-ческие

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования. технологии.

2

1

1

2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функции, основы технологии обследования

4

2

2

3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица

2

1

1

4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата

4

2

2

5. Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логоработе

4

2

2

6. Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

4

2

2

7. Техника постановки звуков

4

2

2

8. Техника автоматизации и дифференциации звуков

4

2

2

9. Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии

4

2

2

10. Развитие ритмо-интонационной стороны речи в процессе занятий по звукопроизношению

4

2

2

6. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.

Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий “мимика лица” и “артикуляционная моторика”. Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация. Определение готовности артикуляционного аппарата и мышц лица студента к работе по изучению и коррекции моторных функций и звукопроизношения у детей.

Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.

Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация. Определение готовности студента к работе по изучению и коррекции дыхания и голосообразования у детей.

Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.

Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе). Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы). Особенности переключаемости и др. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.

Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.

Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объема, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.

Тема 5. Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.

Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи.

Тема 6. Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).

Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики.

Тема 7. Техника постановки звуков.

Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Анализ и самоанализа использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков.

Тема 8. Техника автоматизации и дифференциации звуков.

Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуком (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации звуков.

Тема 9. Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии разной этиологии.

Определение примерного порядка работы по коррекции звуков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков. Соблюдение в процессе планирования программных требований и учет данных онтогенеза в становлении звукопроизношения у детей. Анализ и самоанализ материалов планирования.

Тема 10. Развитие ритмо-интонационной стороны речи в процессе занятий по произношению.

Идея сочетания занятий по автоматизации и дифференциации звуков с работой над дыханием, голосом, различными параметрами интонации и ритмом.

Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определенном темпе (с изменением темпа), с определенной громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определенной высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний, построенных по соответствующим ИК (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.

Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы. Анализ и самоанализ фрагментов занятий.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Организация лабораторных занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. Содержание дисциплины определяется тем, что ей предшествуют или параллельно изучаются следующие учебные дисциплины : « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения”, «Современный русский язык» ( раздел «Фонетика»), «Онтогенез речевой деятельности», «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия» (разделы : дислалия, нарушения голоса, ринолалия). Содержание дисциплины является основой для изучения курсов «Индивидуальные формы логопедических занятий», «Фронтальные формы логопедической работы».

Овладение техникой моделирования оптимальных систем изучения и обучения детей в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студента к выполнению соответствующих профессионально значимых операций и действий. В этой связи в содержании дисциплины «Технология формирования и обследования произносительной стороны речи» отражается его направленность на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в работе с детьми: артикуляционных, мимических, интонационных, пластических, темпо-ритмических и др.

Особое значение для успешного овладения знаниями по изучаемому курсу имеет организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение, конспектирование, анализ и систематизацию научно-педагогической литературы по проблеме курса с целью знакомства с современными технологиями обследования речи. Выполнение ряда практических заданий и решение ситуационных задач формирует умения правильно подбирать диагностические задания. На лабораторных занятиях студенты должны овладеть практическими навыками проведения и формирования обследования произносительной стороны речи.

Для формирования у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по курсу рекомендуются задания, направленные на разработку протоколов обследования, составление перспективных планов.

В результате изучения рассматриваемого курса студенты должны научиться самостоятельно решать коррекционно-воспитательные, коррекционно-педагогические и организационно- методические задачи в конкретных условиях работы в специальных учреждениях различного типа.

Лабораторные занятия проводятся аудиторно, так и на базе практического учреждения, где осуществляется коррекционно-логопедическая помощь детям.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

Изучение курса предполагает проработку теоретических вопросов, освещенных в учебно-методической литературе, выполнение практических заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы предусматривает конспектирование и реферирование научной литературы, подготовку практического материала для проведения обследования.

Решение и составление практических задач, выполнение заданий позволяет закрепить знания о содержании и планировании логопедической работы по обследованию и формированию произносительной стороны речи. При планировании и проведении логопедической работы по обследованию и формированию произносительной стороны речи студенты должны четко определять цель, задачи каждого этапа, моделировать схемы обследования и фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы, разрабатывать протоколы проведения фрагментов обследования, проводить фрагменты обследования детей, подбирать и структурировать речевой материал для работы над мимической, артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией.

8. Планы проведения семинарских занятий

Тема 1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования

Цель: изучить анатомическое строение артикуляционного аппарата; ознакомить с технологией обследования артикуляционного аппарата

План проведения занятия

  1. Строение периферического речевого апарата
  2. Функции периферического речевого аппарата
  3. Мимика лица, артикуляционная моторика
  4. Мимические и артикуляционные упражнения
  5. Технология обследования артикуляционного аппарата

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по теме «Строение и функции периферического речевого аппарата »

2. Подготовить сообщение на тему « Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата и лица»

Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функции, основы технологии обследования.

Цель: изучить анатомическое строение фонаторной и дыхательной системы, ознакомить с основными приемами обследования фонаторной и дыхательной системы.

План проведения занятий

1. Анатомическое строение фонаторной и дыхательной системы.

2. Функции фонаторной и дыхательной системы.

3. Технология обследования фонаторной и дыхательной системы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Схематически изобразите фонаторную и дыхательную системы.

2. Подберите задания для обследования голоса, обоснуйте возможности их использования

3. Подберите задания для обследования дыхания, обоснуйте возможности их использования.

Тема 3. Анализ и оценка строения подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.

Цель: познакомить с приемами обследования строения и подвижности органов артикуляции и мышц лица

План проведения занятия

1. Особенности строения артикуляционного аппарата (в онтогенезе и дизонтогенезе).

2. Качественная характеристика движений артикуляционного аппарата.

3. Проведение деловой игры «Обследование строения и подвижности органов артикуляции и мышц лица»

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте «профили артикуляционных укладов в норме и при нарушениях произношения»

2. Составьте схему для проведения обследования мимики, артикуляционного аппарата

3. Составьте протокол обследования строения артикуляционного аппарата

4. Составьте протокол обследования подвижности органов артикуляционного аппарата

5. Составьте протокол обследования мимики лица.

6. Подготовьте сообщение на тему «Изучение строения подвижности артикуляционного аппарата и лица»

Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата

Цель: познакомить с приемами развития подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата, сформировать умения проводить различные упражнения

План проведения занятия

1. 1.Отбор и структурирование материала для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата

2. Отбор и структурирование материала для развития подвижности мышц лица.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте комплекс упражнений для развития статической координации губ, языка, щек.

2. Разработайте комплекс упражнений для развития динамической координации губ, языка, щек

3. Подберите и опишите приемы для развития объема, переключаемости, точности, целенаправленности движений артикуляционного аппарата.

Тема 5. Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логоработе.

Цель: познакомить с приемами коррекционной работы для развития дыхания, голоса и темпо-ритмической стороны речи, сформировать умения проводить различные упражнения

План проведения занятия

1. Приемы формирования речевого дыхания, голоса и темпо-ритмической стороны речи

2. Подбор и структурирование речевого материала для работы над голосом и интонацией

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте комплекс упражнений для развития дыхания.

2. Подготовьте дидактическое пособие для развития воздушной струи.

3. Разработайте комплекс упражнений для развития силы и высоты голоса

4. Составьте перспективный план работы над голосом и интонацией

5. Подготовьте сообщение на тему « Виды заданий для работы над интонационной стороной речи»

Тема 6. Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Цель: познакомить и научить приемам проведения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе

План проведения занятия

1. Характеристика звуков речи, особенности их артикуляции

2. Подбор и структурирование материала для работы над артикуляционной моторикой (для постановки звуков из разных фонетических групп)

3. Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.

2. Разработайте комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.

Тема 7. Техника постановки звуков

Цель: познакомить с техникой постановки звуков

План проведения занятия

1. Содержательная и методическая характеристика этапа постановки звука

2. Способы постановки звуков ( описание и демонстрация конкретных приемов постановки звуков)

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.

2. Разработайте фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм)

Тема 8. Техника автоматизации и дифференциации звуков.

Цель: познакомить с технологией автоматизации и дифференциации звуков

План проведения занятия

1. Содержательная и методическая характеристика этапа автоматизации звука

2. Содержательная и методическая характеристика этапа дифференциации звука

3. Подбор и структурирование речевого материала для автоматизации (дифференциации) конкретных звуков.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте фрагмент занятия по автоматизации звука, подберите речевой материал (на заданную тему)

2. Разработайте фрагмент занятия по дифференциации звука, подберите речевой материал ( на заданную тему).

Тема 9. Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии

Цель: познакомить с основными задачами, содержанием планирования работы над звукопроизношением, сформировать умения составления перспективного планирования работы над звукопроизношением

План проведения занятия

1. Составление перспективного плана работы по коррекции звукопроизношения ( с учетом структуры дефекта)

2. Составление индивидуального плана работы.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перспективный план индивидуальных занятий по автоматизации заданного звука.

2. Составьте перспективный план индивидуальных занятий по дифференциации заданного звука

3. Разработайте примерный план работы по коррекции сложной дислалии ( межзубный сигматизм свистящих, параламбдацизм ( л- w), горловой ротацизм).

Тема 10. Развитие ритмо-интонационной стороны речи в процессе занятий по звукопроизношению

Цель: познакомить с приемами работы над ритмо-интонационной стороной речи.

План проведения занятия

1. Подбор заданий (речевого, дидактического, игрового материала) для развития ритмо-интонационной стороны речи.

2. Подбор комплексных заданий по автоматизации (дифференциации) звуков и развитию соответствующих компонентов интонации.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте сообщение на тему «Виды заданий для работы над интонационной стороной речи».

2. Составьте комплексное задание по автоматизации звука и развитию соответствующих компонентов интонации.

3. Составьте комплексное задание по дифференциации звука и развитию соответствующих компонентов интонации.

9. Контрольно-измерительные материалы

Пояснительная записка

Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления контроля знаний студентов по предлагаемой дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в тест включены задания, выполнение которых отражает владение основным понятийным аппаратом данной дисциплины, демонстрирует уровень теоретического и практического освоения основного содержания дисциплины.

Блок КИМов содержит 3 варианта выполнения заданий. Каждый вариант включает 5 заданий.

Форма заданий: развернутый ответ или краткий ответ

Среднее время выполнения: 40 минут.

Правила оценки знаний: трехбалльная система по каждому вопросу.

0 баллов- полностью не раскрыл содержание вопроса

1 балл- частично раскрыл содержание вопроса

2 балла- полностью раскрыл содержание вопроса.

Вариант 1

1. Охарактеризуйте строение периферического речевого аппарата.

2. Подберите речевой материал для работы над артикуляционной моторикой.

3. Разработайте комплекс упражнений для развития статической координации губ, языка, щек.

4. Составьте перспективный план индивидуальных занятий по автоматизации звука [с].

5. Проанализируйте раздел речевой карты «Обследование звукопроизношения». Составьте перспективный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом структуры дефекта.

Вариант 2

1. Охарактеризуйте функции периферического речевого аппарата.

2. Подберите речевой материал для работы над фонематическим восприятием.

3. Разработайте комплекс упражнений для развития дыхания.

4. Составьте перспективный план индивидуальных занятий по автоматизации звука [ш].

5. Проанализируйте раздел речевой карты «Обследование звукопроизношения». Составьте перспективный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом структуры дефекта.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте этапы работы над звуком в процессе коррекционного воздействия.

2. Подберите речевой материал для работы над голосом.

3. Разработайте комплекс упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.

4. Составьте перспективный план индивидуальных занятий по автоматизации звука [р].

5. Проанализируйте раздел речевой карты «Обследование звукопроизношения». Составьте перспективный план работы по коррекции звукопроизношения с учетом структуры дефекта.

10. Вопросы к зачету

Порядок поведения зачета

Зачет проводится в учебной аудитории в форме собеседования по вопросам. К зачету допускаются студенты, отработавшие все практические занятия. Перечень контрольных вопросов выдается студентам в начале изучения курса вместе с методическим рекомендациями и списком литературы. Консультации проводятся в индивидуальном порядке.

1. Строение и функции периферического речевого аппарата.

2. Этапы работы над звуком в процессе коррекционного воздействия.

3. Подбор и структурирование речевого материала для работы над мимикой.

4. Подбор и структурирование речевого материала для работы над артикуляционной моторикой.

5. Подбор и структурирование речевого материала для работы над звукопроизношением.

6. Подбор и структурирование речевого материала для работы над фонематическим восприятием.

7. Подбор и структурирование речевого материала для работы над голосом и интонацией.

8. Содержательная и методическая характеристика подготовительного этапа работы над звуками.

9. Содержательная и методическая характеристика подготовительного этапа постановки.

10. Содержательная и методическая характеристика подготовительного этапа автоматизации звука.

11. Содержательная и методическая характеристика подготовительного этапа дифференциации звука.

12. Отбор речевого материала для автоматизации конкретных звуков.

13. Отбор речевого материала для дифференциации конкретных звуков.

14. Составление перспективного плана работы по коррекции звукопроизношения (на основе анализа раздела речевой карты).

15. Составление индивидуального плана работы.

11. Основная литература по курсу.

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.

2. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Владос, 2003

3. 3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 2002.

12. Дополнительная литература по курсу

1. Артемов В.А. Психология речевой интонации (интонология и просодия). Ч.1. – М., 1976.

2. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. – М.: МПГУ, 1997.

3. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи.- М., 1989.

4. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.Ч.1- М., 1994; Ч.2 – М.: АРКТИ, 1998.

5. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб.: Питер Ком, 1999.

6. Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь.- СПб.: Питер Ком, 1999.

7. Грибова О.Е. , Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М., 1999.

8. Грибова О.Е. , Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей . Звуковая сторона речи. Альбом 1,2. М., 2000.

9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2002.

10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Владос, 1998.

11. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В.Семенович.- М.: 1998.

12. Симерницкая Э.Г., Матюгин И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости// Актуальные проблемы психофизиологии инейроспихологии. – М.: 1991.

13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.

14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

15. Хомская Е.Д., Малова Ю.В. К проблеме исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере // Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии // Под ред. А.Н.Лебедева.- М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.

16. Чарели Э.М. Речь и здоровье. Учеб.-метод.пособие. – Екатеринбург, 1996.