Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» С.В. Рейзвих УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Методические рекомендации по выполнению практических работ Бийск Издательство Алтайского государственного технического 2010 УДК 658.6(075) Р35 Рецензент: к.т.н., доцент каф. ЭП БТИ АлтГТУ Н.В. Морозова Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы товаров Р35 Управление качеством: методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Управление качеством» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения / С.В. Рейзвих; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. - 57 с. Методические рекомендации содержат учебные задания для практических занятий по дисциплине «Управление качеством». Рекомендации направлены на закрепление, углубление и расширение знаний по данной учебной дисциплине, на формирование практических навыков в области обеспечения и управления качеством. УДК 658.6(075) Р35 Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей химии и экспертизы товаров. Протокол № 70-05/11 от 06.11. 2009 г. ã Рейзвих С.В., 2010 ã БТИ АлтГТУ, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
1 Порядок выполнения практических работ……………..…..……. 4 2 Правила оформления отчета по работе…………………………... 4 3 Практическая работа № 1. Совершенствование качества……….. 4 4 Практическая работа № 2. Анализ конкурентоспособности 8 5 Практическая работа № 3. Экспертный метод оценки 15 6 Практическая работа № 4. Приемочный контроль продукции 25 7 Практическая работа № 5. Политика в области качества……… 40 8 Практическая работа № 6. Требования к составу и содержанию элементов системы качества………………………………………… 45 9 Практическая работа № 7. Затраты на управление качеством..... 47 Литература……………………………………………………………. 56 1 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Перед выполнением практической работы необходимо ознакомиться с целью и задачами, объемом и последовательностью выполнения работы. Затем следует выполнить и оформить работу, сформулировать выводы и обобщить результаты. Далее следует защитить ее у преподавателя. 2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО РАБОТЕ
Текст работы пишется от руки, аккуратно, чернилами или пастой в ученической тетради или на сброшюрованных листах формата А4 с соблюдением ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам». При оформлении работы не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. Небрежно выполненный отчет не принимается. 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА (2 ЧАСА)
Цель занятия –
развить творческую активность студентов, познавательные способности, самостоятельность принятия решений по совершенствованию качества. Задачи занятия
:
– углубление и расширение знаний по данной учебной дисциплине в вопросах качества и его совершенствования; – приобретение умений выбирать решения по совершенствованию качества; – приобретение навыков оценки совместимости качеств личностей в группе. 3.1 Задание 1: Оценка совместимости членов группы по личностным качествам
(индивидуальная работа и работа в полной группе, норма времени – 1 час) Сформируйте группы качества по психологической совместимости участников. Этап 1.
Подбор участников по личным качествам:
а) определите свои координаты на каждой строке дифференциала (таблица 1), поставив точку, соответствующую степени близости левого или правого критерия; Таблица 1 – Дифференциал качеств Качества 7 6 5 4 3 2 1 Качества Оптимист Пессимист Внушает доверие Вызывает недоверие Высказывается понятно Высказывается непонятно Тактичный Бестактный Непринужденный Скованный Самостоятельный Несамостоятельный Уверенный в себе Неуверенный в себе Смелый Робкий Общительный Замкнутый Активный Пассивный Отзывчивый Равнодушный Доверчивый Подозрительный Уступчивый Неуступчивый Альтруист Эгоист Эрудированный Ограниченный б) соедините точки, вы получите свой личностный профиль; в) вычертите усредненный профиль группы; г) сделайте вывод о психологической совместимости членов груп-пы. Этап 2.
Обеспечение психологической совместимости личностей в группе:
а) внесите в бланк (таблица 2) качества, необходимые для совместной работы; б) проранжируйте качества в колонке № 1 (см. таблицу 2) по тому, как они вам нравятся (насколько они важны для совместной работы членов в группе). При этом самым маленьким числом, равным 1 (первое место), обозначьте самое важное качество, а самым большим числом (последнее место), – наименее важное качество. Нельзя
ранжировать разные качества одинаковым числом рангов (определять одинаковые места);
в) проранжируйте качества в колонке № 2 по тому, насколько они присущи вам (см. таблицу 2); г) определите разницу d
и d
2
; Таблица 2 – Оценка совместимости качеств личностей № 1 Качества личностей № 2 d
=№ 1–№ 2 d
2
д) рассчитайте коэффициент корреляции r
по формуле
где r
– коэффициент корреляции личностей в группе; n
– число выбранных качеств. 3.2 Задание 2: Выбор решения по совершенствованию качест-ва
(выполняется индивидуально и в группах по пять человек, норма времени – 1 час) Этап 1
.
Выберите решение по совершенствованию качества из альтернативных вариантов:
а) предложите три альтернативы по повышению качества на предприятии (организации, учреждении) и впишите их в верхнюю строчку таблицы 3; Таблица 3 – Выбор решения по совершенствованию качества (метод Дельфы) Номер п/п Фамилия эксперта Ранг Оценка Произведение ранга и оценки Ранг Оценка Произведение ранга и оценки Ранг Оценка Произведение ранга и оценки 1 2 3 4 5 б) проранжируйте предлагаемые варианты по степени важности (от 1 до 3); в) оцените альтернативы с точки зрения их важности для предприятия (организации, учреждения) по десятибалльной системе (1 балл – наиболее важная альтернатива); г) найдите сумму произведений ранга на оценку по каждой альтернативе. Наименьшая сумма укажет на предпочтительный вариант. Этап 2.
Определите степень согласованности мнений пяти экспертов:
а) оцените среднюю сумму рангов Т
по формуле Т
= N
(n
+1)/2, (3.2) где N
– количество экспертов; n
– число объектов экспертизы; б) оцените сумму квадратов отклонений от средней суммы рангов и внесите в таблицу 4; Таблица 4 – Оценка согласованности мнений экспертов Номер объекта экспертизы 1 2 3 4 5 Сумма рангов Отклонение от средней суммы рангов Квадрат отклонения 1 2 3 в) определите значение коэффициента конкордации W
, показывающего согласованность мнений экспертов по формуле
где R
– сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; m
– число экспертов; n
– число объектов экспертизы. Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2. АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ. РАСЧЕТ
ДЕНЕЖНОЙ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕЕ ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА (2 ЧАСА)
Цель занятия –
выявить способность к самостоятельному решению задач. Задачи занятия
:
– углубление и расширение знаний по данной учебной дисциплине в вопросах качества; – приобретение умений анализировать конкурентоспособность продукции путем построения ранжированного ряда, рассчитывать сумму выручки от продажи товара в зависимости от его градации качества. 4.1 Задание 1: Проанализируйте конкурентоспособность товаров
(индивидуальная работа по вариантам, норма времени – 1 час) 4.1.1
Рассмотрите пример построения ранжированного ряда конкурентоспособности хлебопродуктов на региональном потребительском рынке.
В качестве основных потребительских свойств, присущих продовольственным товарам, выбраны содержание белков, жиров, углеводов, обменной энергии, витаминов (таблица 5). Таблица 5 – Характеристика хлебобулочной продукции Продукт Содержание в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. белки, г жиры, г углеводы, г энергия, ккал витамины, мг Хлеб ржаной 6,5 1,0 40,1 190 1,18 6,58 Хлебобулочные изделия из муки первого и второго сортов 7,9 1,0 51,9 236 1,94 11,79 Крупа манная 11,3 0,7 73,3 326 1,21 9,77 Крупа овсяная 11,9 5,8 65,4 345 1,55 6,34 Макаронные изделия 10,4 0,9 75,2 332 1,58 15,26 Потребительские свойства продукта Б в баллах оцениваются по формуле
где Ai
– показатель, характеризующий содержание i
-го потребительского свойства в 100 г анализируемого продукта, г; A
1
–
показатель, характеризующий содержание i
-го потребительского свойства в 100 г базисного продукта, г. Базой для расчетов служит хлеб ржаной. Ранжированный ряд строится по относительному экономическому показателю – цене 100 баллов потребительских свойств продукта Р
*
.
где Р
– цена 1 кг анализируемого продукта на региональном потребительском рынке, руб. Цена 100 баллов потребительских свойств рассматриваемых про-дуктов приведена в таблице 6. Таблица 6 – Расчет цены 100 баллов потребительских свойств Продукт Оценка в баллах Совокупная оценка потребительских свойств, баллов Цена 100 баллов потребительских свойств, руб. белки жиры углеводы энергия витамины Хлеб ржаной 100 100 100 100 100 500 1,3 Хлебобулочные изделия из муки первого и второго сортов 121,5 100 129,4 124,2 164,4 639,5 1,8 Крупа манная 173,8 70 182,8 171,6 102,5 700,7 1,4 Крупа овсяная 183,0 580 163,1 181,6 131,4 1239,1 0,5 Макаронные изделия 160,0 90 187,5 174,7 133,9 746,1 2,0 Ранжированный ряд может быть построен по возрастанию (убыванию) показателя, характеризующего конкурентоспособность. Как видно из рассчитанных значений (см. таблицу 6), самую сильную позицию в ряду занимает крупа овсяная. 4.1.2 Аналогично заданию 4.1.1 проанализируйте конкурентоспособность продуктов согласно своему варианту.
Характеристика молокопродуктов дана в таблице 7. Таблица 7 – Характеристика молокопродуктов Продукт Содержание в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. белки, г жиры, г углеводы, г энергия, ккал витамины, мг Молоко 2,8 3,20 4,7 58 1,42 20,0 Масло сливочное несоленое 0,6 82,50 0,9 748 0,58 159,8 Сыры твердые 23,4 30,00 – 371 2,50 211,3 Творог нежирный 14,0 0,18 1,3 226 1,21 80,4 Кефир жирный 2,8 3,20 4,1 59 1,05 26,0 Характеристика мяса дана в таблице 8. Таблица 8 – Характеристика мяса Продукт Содержание в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. белки, г жиры, г минеральные вещества (Na, К, Ca, Мg, энергия, ккал Говядина 21,0 23,0 644,8 286 160,3 Баранина 20,0 26,0 472,6 351 140,0 Свинина 21,5 37,0 670,3 404 170,4 Оленина 21,5 22,0 585,0 286 212,5 Конина 21,7 10,0 644,1 181 140,2 Буйволятина 21,3 17,6 235,2 236 150,9 Характеристика муки дана в таблице 9. Таблица 9 – Характеристика муки Вид и сорт муки Содержание основных веществ в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. белки, г жиры, г углеводы, г крахмал сахара Пшеничная крупчатка 10,4 0,8 68,0 1,7 25,3 Пшеничная высшего сорта 10,3 0,9 67,7 1,8 23,0 Пшеничная 1-го сорта 10,6 1,3 67,7 1,7 21,4 Пшеничная 2-го сорта 11,7 1,7 62,8 1,8 19,2 Пшеничная обойная 12,5 1,9 55,8 3,4 17,4 Ржаная сеяная 7,0 1,1 63,6 3,9 25,9 Ржаная обдирная 9,0 1,7 59,3 5,1 23,4 Ржаная обойная 10,7 1,6 54,1 5,6 21,6 Характеристика мяса птицы дана в таблице 10. Таблица 10 – Характеристика мяса домашней птицы Вид птицы Содержание в 100 г Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. белки, г жиры, г углеводы, г энергетическая ценность на 100 г, ккал Бройлеры-цыплята, категория I 17,6 12,3 0,4 183 100,0 Куры, категория I 18,2 18,4 0,7 241 110,2 Индейки, категория I 19,5 22,0 0,9 276 99,5 Утки, категория I 15,8 38,0 0,5 405 120,9 Гуси, категория I 15,2 39,0 0,6 412 125,7 Характеристика круп дана в таблице 11. Таблица 11 – Характеристика круп Наименование крупы Содержание в 100 г сухого вещества Энергетическая ценность на 100 г, ккал Цена 1 кг на потребительском рынке, руб. бел-ки, г жиры, г крахмал, г сахар, г Манная 13,1 0,8 81,7 1,5 326 25,3 Рисовая 8,1 0,7 85,7 1,3 323 36,6 Гречневая (ядрица) 14,7 3,0 74,1 2,3 329 22,0 Гречневая (продел) 11,0 2,2 75,3 2,4 326 18,2 Пшено шлифованное 14,0 3,4 75,3 2,0 334 16,2 Овсяная 13,5 6,6 62,2 3,3 345 14,0 Перловая 10,8 1,3 76,4 1,9 324 21,6 Кукурузная 9,7 1,4 81,9 2,3 325 25,8 Горох шелушеный 26,7 1,7 55,5 4,0 323 19,8 Пшеничная («Полтавская») 14,8 1,3 79,2 2,9 325 27,4 4.2 Задание 2: Рассчитайте денежную выручку от продажи продукции в зависимости от ее градации качества
(индивидуальная работа по вариантам, норма времени – 0,7 часа) 4.2.1 Рассчитайте выручку от продажи молока в зависимости от его сортности и упущенную выгоду при продаже молока низкого качества.
Исходные данные приведены в таблице 12. Сумму денежной выручки В
, тыс. руб., рассчитывают по формуле B
= где Ц
i
–
цена 1 т молока соответствующего сорта, руб.; К
i
–
количество проданного молока соответствующего сорта, т; i
– сорт молока. Упущенная выгода B
у
, тыс. руб., вычисляется по формуле B
у
=B
– B
1,
(4.4) где B
1
– выручка от продажи всего молока первым сортом, тыс. руб. Таблица 12 – Исходные данные для решения задачи Показатели Сортность молока Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 I II несортовое I II несортовое I II несортовое Количество молока, т 75 20 5 35 55 10 81 7 12 Цена продажи 1 т, руб. 4900 4500 4200 4900 4500 4200 4900 4500 4200 Базисная жирность молока, % 3,4 3,7 3,5 Варианты 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 Жирность молока, % 3,7 3,4 5,1 4,5 5,0 3,8 3,7 4,7 5,3 4.2.2 Используя данные предыдущей задачи, рассчитайте денежную выручку от продажи молока в зависимости от его жирности.
Расчет молока и молочной продукции производится в пересчете на молоко базисной жирности (см. таблицу 12), которая устанавливается в регионе в зависимости от породы скота. Расчет количества молока базисной жирности Мб
, т, производится по формуле Мб
= где Жф
– фактическая жирность, %; Жб
– базисная жирность, %; К
– количество проданного молока, т. Сумма денежной выручки В
, тыс. руб., рассчитывается по формуле В
= Ц
I
∙Мб
, (4.6) где Ц
I
–
цена 1 т молока первого сорта, руб. 4.3 Задание 3:
Рассчитайте сумму выручки от продажи крупного рогатого скота в живой массе на основании товарно-транс-портной накладной
(рисунок 1) (норма времени – 0,3 часа) Цена продажи 1 кг живой массы крупного рогатого скота: выше средней упитанности – 83 руб.; средней упитанности – 68 руб.; ниже средней упитанности – 53 руб. Содержание желудочно-кишечного тракта – 5 % живой массы скота (вычитается). Коды ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ № 1 (животные) 25 ноября 2008 г. Форма по ОКУД Дата составления по ОКПО к путевому листу № 0325032 Марка автомобиля ЗИЛ Государственный номерной знак
Грузоотправитель Сибирская МТФ
Вид животных Операция Время прекращения кормления скота Упитанность Количество голов Класс груза Живая масса, кг Сумма, руб., коп. Крупный рогатый скот Отправлено Принято 09.09.09 в/cр. 2 1130 09.09.09 ср. 2 1090 Отправлено Принято 09.09.09 н/cр. 2 920 09.09.09 Всего отправлено: 6 Х Принято: 6 Рисунок 1 – Товарно-транспортная накладная 5 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3. ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ
НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (2 ЧАСА)
Цель занятия –
получение основ теоретических знаний и практических навыков в области обеспечения и управления качеством. Задачи занятия
:
– изучить экспертный метод оценки уровня качества продукции; – научиться определять экономический эффект от повышения качества продукции, вести учет и анализ затрат на качество продукции. 5.1 Задание 1: Определите коэффициент весомости показателей качества экспертным методом
(индивидуальная работа по вариантам, норма времени – 0,5 часа) Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Этот метод применяется для определения показателей весомости каждого параметра качества, используемых для последующей оценки его уровня и экономического эффекта. При экспертном методе оценку уровня качества или показателя того или иного свойства продукции определяют в безразмерных единицах. В случае если результат оценки (экспертного измерения) качества экспертизы представляют в виде ранжированного ряда, численное определение оценки экспертов состоит в следующем: - произвольная нумерация всех объектов оценки (изделий или свойств); - ранжирование экспертами объектов по шкале порядка; - сопоставление ранжированных рядов объектов, составленных экспертами. 5.1.1
Рассмотрите пример решения задачи экспертным методом.
Пять экспертов составили для семи объектов экспертизы X
cледующие ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка: эксперт № 1 – X
5
, X
3
, X
2
, X
1
, X
6
, X
4
, X
7
; эксперт № 2 – X
5
, X
3
, X
2
, X
6
, X
4
, X
1
, X
7
; эксперт № 3 – X
3
, X
2
, X
5
, X
1
, X
6
, X
4
, X
7
; эксперт № 4 – X
5
, X
3
, X
2
, X
1
, X
4
, X
6
, X
7
; эксперт № 5 – X
5
, X
3
, X
1
, X
2
, X
6
, X
4
, X
7
. Место объекта в ранжированном ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до m
(m
– количество оцениваемых объектов). В данном примере m
=7. Сумма рангов каждого из объектов экспертной оценки будет составлять: X
1
– 4+6+4+4+3=21; X
2
– 3+3+2+3+4=15; X
3
– 2+2+1+2+2=9; X
4
– 6+5+6+5+6=28; X
5
– 1+1+3+1+1=7; X
6
– 5+4+5+6+5=25; X
7
– 7+7+7+7+7=35. На основании полученных сумм рангов строится обобщенный ранжированный ряд: X
5
, X
3
, X
2
, X
1
, X
6
, X
4
, X
7
. Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, то есть коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле
где n
– количество экспертов; m
– число оцениваемых показателей; Xij
– коэффициент весомости j
-го показателя в рангах (баллах), который дал i
-й эксперт. Расчеты по этой формуле дают следующие результаты: Анализируя данные, полученные экспертным методом оценки качества, можно не только узнать, какой объект лучше или хуже других, но и на сколько. 5.1.2 Определите коэффициенты весомости показателей качества при нижеприведенных данных ранжирования, полученных от экспертов.
эксперт № 1 – X
1
, X
2
, X
3
, X
4
, X
5
, X
6
, X
7,
X
8
; эксперт № 2 – X
3
, X
1
, X
2
, X
5
, X
6
, X
7
, X
4
, X
8
; эксперт № 3 – X
1
, X
2
, X
5
, X
3
, X
6
, X
4
, X
8
, X
7
; эксперт № 4 – X
1
, X
3
, X
2
, X
5
, X
4
, X
6
, X
8
, X
7
; эксперт № 5 – X
3
, X
1
, X
5
, X
2
, X
6
, X
4
, X
7
, X
8
; эксперт № 6 – X
1
, X
2
, X
4
, X
3
, X
6
, X
5
, X
7
, X
8
; эксперт № 7 – X
2
, X
1
, X
4
, X
3
, X
5
, X
6
, X
8
, X
7
. эксперт № 1 – X
7
, X
8
, X
1
, X
4
, X
5
, X
3
, X
2
, X
6
; эксперт № 2 – X
7
, X
1
, X
8
, X
5
, X
4
, X
2
, X
3
, X
6
; эксперт № 3 – X
8
, X
5
, X
7
, X
4
, X
1
, X
3
, X
2
, X
6
; эксперт № 4 – X
7
, X
8
, X
5
, X
1
, X
4
, X
|