Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«историческая информатика как новая отрасль знаний»

 

             

«историческая информатика как новая отрасль знаний»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ







Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»




Магистрантки кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени

исторического факультета БГУ

Радиванович Елены Александровны


Руководители:

кандидат исторических наук, доцент

Кохановский Александр Геннадьевич,

ассистент Позняков Андрей Михайлович







Минск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 3

ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ». 4

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ... 25

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ.. 27

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.. 28

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

АИК – Ассоциация «История и компьютер»

БД – база данных

ИБ – история Беларуси

ИИ – историческая информатика

ИТ– информационные технологии

ПК – персональный компьютер


ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ»

ОГЛАВЛЕНИЕ А

ОГЛАВЛЕНИЕ А.. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 7

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 9

ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ИСТОРИИ.. 10

3.1 Сущность исторической информатики. 10

3.2 Возможности применения ИТ в истории. 13

3.3 Практическая иллюстрация использования ИТ в истории. 16

ГЛАВА 4 ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 22

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 24

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции развития гуманитарных наук предполагают проведение исследований на уровне междисциплинарности. Сегодня, когда среди историков республики происходят дискуссии о дифференцированном подходе к исследованиям истории Отечества и стремление к сохранению заложенных традиционно в прошлом веке направлениях исторической науки, появляется острая необходимость в решении проблем междисциплинарного подхода к методам исследования. Отрицательная реакция некоторых историков на заимствование теорий и методов других наук к проведению исследований на уровне междисциплинарности в недостаточной разработке теоретико-методологических вопросов развития исторической науки как отдельного социального явления.

Историческая наука, как и другие явления развития социума, имеет свои закономерности функционирования, она находится в постоянном развитии, с изменением общества идет не только расширение области изучения, структуры предмета истории, а также происходит изменение теоретико-методологического инструментария исследования. Анализ научных исследований истории человечества последней четверти прошлого - начала нашего века показывает, что в результате революционного изменения в теоретической разработке понимания сущности исторических процессов, в развитии методологии истории формируются сциенистический и культурологический подходы, появляются новые области истории. Характерной чертой развития науки является появление новых отраслей на стыке не только внутри гуманитарных, но и между естественными и гуманитарными науками, новых направлений научных исследований – историческая архитектура, историческая демография, историческая информатика, историческая медицина, экономическая история, историческая социология.

Революционные изменения в сфере электронно-вычислительной техники, а именно появление ПК привели к активному внедрению новых информационных технологий в сферу гуманитарного исследования и образования, что способствовало формированию исторической информатики – междисциплинарной науки на стыке информатики, истории и математики как нового направления клиометрики. В связи с этим в данной работе будут рассмотрены общие вопросы нового научного направления исторической науки – исторической информатики, а также возможности применения ИТ на примере исследования проблемы социального перемещения крестьянства в XIX cт.

Сегодня, когда поток информации возрастает в геометрической прогрессии и способы обработки, хранения и представления информации постоянно совершенствуются, историк не может состояться как профессионал, не используя в своей научной и учебной практике компьютерные технологии. Овладение историком новыми информационными технологиями позволит ему выйти на качественно иной уровень самосознания, тем более эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.


ГЛАВА 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Среди литературы, посвящённой рассмотрению темы использования информационных технологий в истории, следует прежде всего выделить деятельность российской ассоциации «История и компьютер», объединяющей под своей эгидой известных учёных-гуманитариев, в том числе и белорусских, применяющих в своей работе новейшие компьютерные методы и технологии. Она была образована в 1992 г. и является ветвью Международной Ассоциации «History and Computing», в 2000 г. перерегистрирована как межрегиональная Ассоциация «История и компьютер» (АИК). Ассоциация издаёт информационный бюллетень "История и компьютер", который знакомит широкую научную общественность с достижениями исторической информатики, преподавании новых информационных технологий на исторических факультетах. Ответственным редактором бюллетеня является профессор Л.И. Бородкин. К настоящему времени вышло более 30 номеров информационного бюллетеня, в которых нашли отражение некоторые стороны изучаемой проблемы. АИК можно смело назвать законодателем мод в области применения новых ИТ в исторической науке и образовании. Именно члены этой организации являются сегодня основными носителями и пропагандистами идей междисциплинарности на основе ИТ [6].

В настоящее время накоплен значительный опыт применения математических методов и компьютеров в истории, имеется достаточное количество публикаций по этим вопросам, прежде всего членов АИК [10-11]. Большое внимание уделяется теоретическим основам использования новых технологий в истории [8]. Издаются учебники по методологии и применению ИТ в исторических исследованиях [7]. Появился ряд обзоров, по которым можно проследить этапы применения ИТ в истории и специальных исторических дисциплинах [2]. Авторы демонстрируют, что эта история характеризуется ускоряющимся ростом достижений в области компьютерных технологий, которые порой определяют характер задач, стоящих перед исторической наукой.

Кроме того, следует отметить публикации сотрудников кафедры источниковедения БГУ, а особенно Сидорцова В.Н. и Балыкиной Е.Н.[1, 15-16], активно занимающихся разработкой темы компьютера и истории. Преподавателями ВУЗа разработано учебное пособие по исторической информатике, которое используется в преподавании этой дисциплины университетами Беларуси. Многие труды учёных кафедры были опубликованы в информационном бюллетене "История и компьютер".

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании выпускной работы автор использовала комплекс логических методов, в первую очередь методы анализа и синтеза – фактическое и мысленное разложение целого на составные части и воссоздание целого из частей. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. В тоже время синтез дополняет анализ, неразрывно с ним связан, ведёт от существенного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных до этого с помощью анализа.

Ещё два взаимодополняющих метода – индукция и дедукция. Если индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, то дедукция помогает систематизировать собранный материал и вывести из него следствия, призвана помочь построить научную теорию.

Кроме того, в процессе подготовки а автором использовались общенаучные методы, в частности, приемы теоретического исследования. Среди них следует особо выделить исторический и логический методы, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному, который позволяет перейти от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию.

В методологическом плане работа основана на принципах объективности, историзма и комплексного подхода. Первый из них обеспечивается единством и взаимосвязью использованных методов, второй – последовательностью рассмотрения проблемы, третий – основан на всестороннем изучении и анализе объекта исследования.

ГЛАВА 3

ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ИСТОРИИ

3.1 Сущность исторической информатики

Историческая информатика в условиях информатизации и глобализации общества является новым востребованным направлением современной науки. Она по отношению к системе исторических научных направлений является вспомогательной, а на уровне междисицплинарности носит самостоятельный характер со своим объектом исследования, предмет и задачи которой обусловлены спецификой различных направлений гуманитарных и естественных наук. В этом плане она является прикладной наукой. Следует сказать, что социальные функции исторической информатики не менее важны, чем научно-познавательные и заключаются в том, что, изменяя форму и способ хранения, изменяют и представление обществу исторической информации.

Истоки зарождения исторической информатики в республике уходят к середине 80-х годов прошлого века в период формирования клиометрики как отдельного направления по применению математических методов и компьютеров в исторических исследованиях. В этот период исследования, проводимые историками с применением математических методов и компьютеров проводились под влиянием ведущих вузов, научно-исследовательских учреждений СССР, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. В этом аспекте следует отдельно выделить роль кафедры источниковедения исторического факультета МГУ, возглавляемой И.Д. Ковальченко. Были заложены основы исследованиям социально-политических, социально-экономических, историко-культурных процессов, а также намечен ряд задач, стоящих перед исторической наукой. Под влиянием школы И.Д. Ковальченко специалисты разрабатывали выбранные ими научные проблемы с применением математических методов и компьютеров.

В развитии данного направления в середине 80-х годов ХХ в. переломным моментом явилось издание 1984 г. под руководством И.Д. Ковальченко учебного пособия «Количественные методы в исторических исследованиях», включение в учебный курс дисциплины «Историческая информатика» и прохождение повышения квалификации преподавателей из регионов.

Со второй половины 90-х годов наблюдается резкий спад исследований в этом направлении. Причинами такого состояния могут быть: отсутствие целенаправленной подготовки ученых-преподавателей, применяющих в своей деятельности ИТ и математические методы, создавшийся информационным вакуум в сфере науки и образования связанный с распадом СССР. На тот момент, когда зарождалась клиометрика и историческая информатика, не было необходимости применения математической обработки массовых источников, так как на первом месте стояло изучение ранее запретных тем и введение в научный оборот ранее недоступных источников. Недостаток технического оснащения не давал возможности для широкой популяризации применения ИТ и математических методов в историческом образовании и исследовательской деятельности.

Несмотря на это, на базе ранее проведенных исследований издаются первые учебно-методические пособия. Быстрое вхождение в мировое информационное сообщество, поставило вопрос перед историками об овладении новыми информационными технологиями.

С конца 90-х годов в этом направлении начинается качественно новый этап. Революционные изменения в технике, результаты которых в республике начали проявляться в конце 90-х годов: общедоступность ПК, Интернет и мультимедийных технологий привели к активному внедрению ИТ в область исторической науки и историческое образование. Овладение компьютерными технологиями стало необходимым элементом в подготовке профессиональных историков. Таким образом, в условиях информатизации общества, широкого внедрения компьютерных технологий во все сферы общественной жизни наблюдается повышенный интерес к возможностям компьютерных технологий в обучении гуманитариев и историков в частности, а также все более возрастающая потребность использовать методы естественных наук и ИТ в исследовательской практике. Тем не менее, внедрение ИТ в историческое образование в Республике Беларусь на сегодняшний день вновь находится на стадии зарождения, тогда как на постсоветском пространстве историческая информатика во многих республиках сформировалась как отдельное научное направление.

Новый этап развития данного направления начинается с 2000 г. с восстановлением связей с клиометристами постсоветских республик, в первую очередь кафедрой исторической информатики МГУ им. М. В. Ломоносова. С этого времени начинается сотрудничество исследователей на стыке информатики и истории. Представители Беларуси впервые принимают участие в конференциях Ассоциации «История и компьютер», тем самым обозначился новый этап, задача которого состояла в преодолении изоляции белорусских ученых, так как на постсоветском пространстве к этому времени уже сформировались региональные центры, которые специализировались по узловым проблемам исторической информатики.

Таким образом, развитие исторической информатики является перспективным направлением для исторического исследования и образования в Беларуси, но историческое научное сообщество республики в этом направлении делает только первые шаги. Появление ИИ создает возможности для абсолютно нового способа организации исторического сообщества. В своей исследовательской сфере она уделяет внимание не только процессу перевода исторических источников в машиночитаемую форму и способам обработки заложенных в компьютер данных, но и "аналитическому компоненту", связанному с получением полноценных значимых результатов исторического исследования.

3.2 Возможности применения ИТ в истории

Возможности применения техники в истории следующие: методы математико-статистического анализа, использование корреляционного и факторного анализа, применение регрессионного анализа, создание источнико - ориентированных баз данных, автоматическая классификация и т.п.

Можно выделить некоторые основные направления применения математико-статистических методов в исторической науке. Первые опыты применения компьютера и математико-статистических методов в конкретно-исторических исследованиях были связаны с обработкой локальных историко - статистических данных по социально-экономической истории. Отличительными чертами современного этапа развития исследований с применением количественных методов является не просто рост их числа, расширение сферы применения, разнообразие и совершенствование методических приемов и средств, но прежде всего постановка таких исследовательских задач, которые трудно или вообще невозможно решить традиционными методами.

В центре внимания историков находится изучение социально-экономической истории Беларуси. Ведущее место здесь занимают исследования аграрной и социальной истории. Главной их целью является целостное раскрытие внутренней сути и механизма изучаемых явлений, а не отдельные частные наблюдения о тех или иных сторонах его и чертах. Ведущим методом достижения этой цели стало моделирование [14].

Историки занимаются разработкой многих математических методов, начиная от организации достаточно представительных выборок, приемов корреляционного и регрессионного анализа до математических способов классификации и применения теории решений при анализе проблемы. Математические методы нашли также применение в изучении средневековья [9, с.74].

Распространение новейших приемов исследования повысило требовательность историков к достоверности, репрезентативности исторических данных. Применение математических методов позволило повысить информативную отдачу источников, обеспечить высокий уровень их критического анализа. В этой связи все большее внимание уделяется выборочному методу в исторических исследованиях.

Развитие историографической традиции применения математико - статистических методов и компьютера в истории проявляется и в том, что в сферу количественного анализа вовлекаются не только статистические, но и нарративные, текстовые материалы. Так, применение математических методов и техники в текстологии позволило не только проверить надежность оценок, сделанных на основе применения традиционных методов, но и получить ряд новых интересных выводов и наблюдений.

Поиск новых эффективных методов характерен и для исследователей социально-политической истории. Здесь следует отметить попытки применения новых методов к анализу таких сложных явлений в историческом развитии, как классовая и политическая борьба, аграрная политика и др. [4,12]. Традиционным направлением применения количественных методов являются историко-демографические исследования. Благодаря внедрению новых ИТ огромный стимул в своем развитии получила историческая демография. Историки, занимающиеся изучением демографических процессов в прошлом, находятся в трудном положении, прежде всего, из-за плохой сохранности источников. Выручает создание баз данных, комбинирующих сведения из различных документов. Тонкие технологии позволяют проверять их, восстанавливать, интерпретировать. Появились интересные межрегиональные и международные историко-демографические проекты. Так, большая группа исследователей из Барнаула, Минска, Тамбова, Санкт-Петербурга и ряда других городов исследует особенности развития крестьянской семьи в XVIII-XIX вв. Все это невозможно без применения новейших информационных технологий, позволивших перенести исследование на микроуровень [3, с.13].

Все более широкое распространение получают количественные методы в археологии, что обусловлено наличием здесь массовых комплексов вещественных исторических памятников. Применение количественных методов при изучении конкретно-исторических явлений и процессов, естественно, требует решения целого ряда теоретико-методологических проблем их применения, в том числе и вопросов о месте и роли количественных методов в исторической науке.

Существенной чертой современного этапа является внимание историков к изучению зарубежного опыта применения математико-статистических методов в исторических исследованиях как в плане критического анализа теоретико-методологических посылок, так и осмысления опыта зарубежной историографии по разработке методических приемов и средств обработки и анализа исторической информации.

Как следует из вышесказанного, существуют области наиболее эффективного применения ИТ. Это прежде всего исследование исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (так называемые, "массовые" источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Сегодняшнее программное обеспечение позволяет анализировать тексты, создавать базы данных изображений, работать с историческими картами, создавать электронные ресурсы и многое другое. Поэтому историки активно используют ИТ и адаптируют их к возможностям исторического исследования.


3.3 Практическая иллюстрация использования ИТ в истории

Рассмотрим вопрос о характере процесса социальных перемещений крестьянства в XIX в. Был ли процесс социальных перемещений крестьянства во XIX в. устойчивым, стационарным? Оставались ли относительно постоянными интенсивности переходов из одних социальных групп в другие, или же сдвиги в характере социальных перемещений дворов различных групп во XIX в. были существенными?

Рассмотрим сначала Марковскую модель межпоколенной мобильности [5]. Предположим, что изменения социальной группы определяются вероятностями перехода, не зависящими от времени. Пусть pij - вероятность того, что отец принадлежит к группе i, а его сын к группе j (т. е. pij - вероятность перехода i j). Тогда для замкнутой системы

pij =1 для любого i, где k - число групп.

Обозначим через P=||pij || матрицу вероятностей переходов. Рассматривая изучаемое сообщество как совокупность семейных линий, можно выявить тенденции в процессе изменения социальной структуры общества.

Пусть вероятность того, что "прародитель" семейной линии принадлежит группе i, в начальный момент времени равна pi (0). Обозначим вероятность того, что потомок семьи в момент времени t (t=1, 2, ...) принадлежит группе j, через pi (t). Тогда вероятности принадлежности к группам для следующего поколения могут быть рассчитаны:

(3.1)

Требуется установить, был ли процесс однородным, стационарным на рассматриваемом интервале времени или подвергался существенным изменениям. Эмпирическую проверку этих гипотез можно осуществить на основе данных о социальной структуре крестьянства Б.Н. Миронова [13]. По этим данным, соотношение социальных групп крестьянства существенно изменилось от середины XIX в. к его концу, в основном за счет уменьшения доли средних дворов и увеличения доли бедных (таблица 1).

Таблица 1 - Социальная группа крестьянства

Период

Бедная

Средняя

Зажиточная

1801-1860

30%

54%

16%

1896-1900

59%

23%

18%

Но эти изменения могли происходить и в результате структуры переходов, которая сложилась во первой половине XIX в. и сохранялась в течение второй половины XIX в. Поэтому поставленный вопрос не является надуманным, искусственным. Б.Н. Миронов приводит также характерные данные, показывающие эволюцию крестьянских хозяйств за 20 и 35 лет в помещичьей деревне первой половине XIX в. [13, с. 117].

Таблица 2 – Частоты переходов разных групп крестьянства

Частоты переходов за 20 лет

за 35 лет

Категория хозяйств

I

II

III

I

II

III

I.Бедная

0,56

0,41

0,03

0,33

0,66

0,01

II. Средняя

0,24

0,66

0,10

0,26

0,62

0,12

III. Зажиточная

0,15

0,66

0,19

0,09

0,71

0,20

Обозначим матрицы частот переходов за 20-летний и 35-летний периоды, представленные в таблице 2 через P' и P", соответственно. Если процесс социальных перемещений крестьянства во второй половине XIX в. имел тот же характер, что и в первой половине, то в таком случае вероятности переходов не зависят от времени. Исходя из этого предположения, посмотрим, какой должна была быть социальная структура крестьянства в конце XIX в., если считать известной эту структуру к 1860 г. (таблица 1).

Воспользуемся сначала матрицей P", определяющей частоты переходов между социальными группами крестьянства за 35 лет. В соответствии с уравнением (3.1), определяющим соотношение численности групп на очередном шаге процесса, исходя из состояния на предыдущем шаге, получим следующие данные (таблица 3).

Таблица 3 - Моделирование социальной структуры крестьян конец XIX в.

Группы

I

II

III

С учетом частот переходов за 35 лет

25%

65%

10%

С учетом частот переходов за 20 лет

33%

58%

9%

Для того, чтобы получить оценку численности групп в конце XIX в. на основе матрицы P', надо дважды последовательно использовать уравнение (3.1), т. к. эта матрица определяет частоты переходов за 20 лет, а рассматриваемый интервал времени имеет вдвое большую продолжительность. В этом случае соотношение численности социальных групп крестьянства в конце XIX в. должно было быть таким, как представлено в таблице 3.

Сопоставление результатов моделирования с данными таблицы 1 о соотношении численности социальных групп в конце XIX в. убедительно доказывает нестационарность процесса социальных перемещений крестьянства во второй половине XIX в. Даже неизбежная приблизительность данных таблиц 1 и 2 о социальной структуре крестьянства и ее эволюции в первой половине XIX в. не могла бы привести к таким резким различиям результатов моделирования (таблица 3) и данных таблицы 1. Принятие гипотезы об устойчивости процесса социальных перемещений в XIX в. приводит к завышению в 2,5 - 3 раза численности середняцкой прослойки, занижению в 1,8 - 2,3 раза - беднейшей и почти вдвое - зажиточной. Результаты моделирования отвергают эту гипотезу. Основные сдвиги в структуре социальных перемещений крестьянства в пореформенное время заключались в значительном уменьшении частот переходов из беднейшей и зажиточной групп в среднюю, а также в потере устойчивости и самого середняцкого хозяйства.


ГЛАВА 4

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В отечественной историографии нет единого мнения относительно применения ИТ в исторических исследованиях. Одни авторы склонны считать, что историк работает со специфическими источниками и компьютер просто не может учесть все особенности и специфику исторических источников (материал источника, почерк и др.). Существует и другое мнение: с помощью компьютера и ИТ в отечественной науке возможно произвести настоящий переворот, обработать нетронутые ранее группы источников (прежде всего источники массового характера). Третьи авторы дополняют: использование ИТ в исторических исследованиях должно быть рациональным и оправданным прежде всего характером источников, кроме того ИТ дают современной исторической науке целый спектр новейших методов исследования.

К сожалению, на сегодняшнем этапе лишь небольшая группа историков применяет в своей деятельности новые информационные технологии, тогда как большинство даже не имеет представления о технологиях, а главное, о новых методах исследования, которые открываются перед историком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе, учитывая уровень развития науки и прогресс информационных технологий, внедрение их во все сферы жизнедеятельности, историку необходимо использовать инновационные технологии и достижения в своей работе. Для этого необходимо, – на первом этапе овладеть навыками работы на компьютере, продуктивно использовать в своей деятельности уже созданные электронные ресурсы, создавать электронные ресурсы по узловым вопросам исторической науки. Овладение историком на первом этапе компьютерными технологиями позволит ему автоматизировать свою работу. Так как исследователь, работающий над определенной проблемой в процессе работы естественным образом накапливает источниковую базу, что сопровождается разрозненностью и несистематизированностью, в этом плане преимущество компьютерных технологий состоит в том, что историку представляется возможность систематизировать информацию посредством технологии БД для упрощения и автоматизации работы.

В условиях информационного взрыва историк уже сегодня не в состоянии овладеть всей необходимой информацией. В этом плане существует необходимость создания специализированных Интернет ресурсов для историков, а также необходимо для создания образовательных и «культурно-просветительских» сайтов привлекать профессиональных историков, так как сегодня уровень информации размещаемой на сайтах и информационных порталах такой направленности не достаточно высок, чтобы считать его полноценным инструментом в деятельности историка.

Как известно в истории нет абсолютной истины и завершенной темы, т.к. диалектическое сочетание субъективного и объективного в историческом научном познании предполагает снижение субъективного вмешательства при получении потенциальной информации, которая не подвержена влиянию автора источника. Методы математического, а с недавнего времени компьютерного моделирования позволяют наиболее глубоко раскрыть суть процессов и явлений прошлого, опираясь на потенциальную информацию. Сегодняшний уровень развития техники позволяет, смело говорить о компьютерном моделировании, но на сегодняшний день его используют редко. Причиной такого состояния может служить то, что моделирование — метод экспериментальный, достоверность и объективность полученных исследователем результатов напрямую зависит от того, насколько точно он сформулирует исходные данные, все ли факторы учитывает (хотя учесть все факторы, конечно, невозможно). Кроме того, общественные силы и психологические установки исторических деятелей — объекты слабо формализуемые, с трудом поддаются математическому анализу.

На основе вышеизложенного следует сказать, что сегодня историческому сообществу необходимо обсуждать проблемы основных тенденций в современной историографии, определить свои позиции по всем направлениям, проводить научные исследования на междисциплинарном уровне, способствовать становлению направлений на стыке гуманитарных и естественных наук, в том числе и исторической информатики, как новой отрасли знаний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балыкина, Е.Н. Историческая информатика в Белгосуниверситете:// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2007.

2. Бородкин, Л.И. Историческая информатика: Этапы развития / Л.И. Бородкин // Новая и новейшая история. –1997. – №1. - С. 4-24.

3. Бородкин, Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма / Л.И. Бородкин // Новая и новейшая история. – 1998. – №5. - С. 3-16.

4. Бородкин, Л.И. Компьютерное моделирование исторических процессов: еще раз о математических моделях / Л.И. Бородкин // Круг идей: Новое в исторической информатике. − 1994. − Вып. 2. − С. 74 – 82.

5. Бородкин, Л.И. Стохастические модели в изучении социальных перемещений русского крестьянства в XIX в. / Л. Бородкин // Отечественная история [Электронный ресурс] – 2007. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Journal/oi.htm – Дата доступа: 27.12.2007.

6. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» // http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2007.

7. Историческая информатика: Учеб. пособие/ Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.

8. Каун, С.Б. Новые информационные возможности в обработке массовых источников по истории Беларуси// http:// www. ksu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2007.

9. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. − М.: Наука, 1987. − 276 с.

10. Круг идей: новое в исторической информатике/ Труды І конференции Ассоциации «История и компьютер»/ Ред. Л.И. Бородкин и В.С. Тяжельникова. – М., 1994. – 170 с.

11. Круг идей: Развитие исторической информатики/ Труды ІІ конференции Ассоциации «История и компьютер»/ Ред. Л.И. Бородкин и В.С. Тяжельникова. – М., 1995. – 485 с.

12. Математические методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ: учеб. пособие / сост. З.И Галиева., Б.С. Чыныбаева. − М.: Наука,1996. − 176 с.

13. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – начала ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. / Б.Н. Миронов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – Т. 1. – 547 с.

14. Селунская, Н.Б. Проблемы методологии истории / Н.Б. Селунская. −М.: Наука, 2003. − 219 с.

15. Сидорцов, В.Н. Историческая информатика: учеб. пособие / В.Н. Сидорцов, Н.А. Балыкина. − Мн.: Изд-во БГУ, 1998. − 117 с.

16. Современная мировая историческая наука: Информ.-аналит. обзор (по материалам XVIII Международного конгресса историков и Х Международной конференции «История и компьютер» - Монреаль, август-сентябрь 1995 г.) / Ред. коллегия А.Н. Алпеев, В.Н. Сидорцов, С.В. Толеронок. – Мн.: НТООО «Тетрасистемс», 1996.


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


АИК, 3, 7

БД, 3, 20

Интернет, 11, 20, 25

историческая информатика, 5, 11, 12

ИТ, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 19

клиометрика, 6, 10, 11

математико-статистические методы, 13, 15

математические методы, 10, 11, 13, 14

междисциплинарность, 5

моделирование, 21

социальные перемещения, 16, 17, 18


ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

http://www.hist.msu.ru – сайт исторического факультета МГУ. Содержит информацию о работе лабораторий, о современных исследованиях в новых отраслях исторической науки, что является полезным для белорусских историков. Ценная информация на сайте – База данных по социально-экономической истории, разработанная российскими учеными, а также личная страничка профессора Л.И. Бородкина.

http://www.rusarchives.ru – сайт Росархива. Размещаются электронные каталоги российских архивов, сведения о различных исторических документах, что значительно облегчает работу исследователя. Бесспорным плюсом сайта является наличие ссылок на сайты различных мировых архивов.

http://www.ispr.ru – сайт Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН). Для нас интерес представляют содержащиеся на сайте основные положения докладов, результатов социальных исследований. Положительный момент работы сайта – предоставление возможности для иностранных ученых размещать публикации в специализированных изданиях.

http://his95.narod.ru – на сайте представлены ценные исторические документы с древнейших времен до наших дней, однако расположение их не совсем удобное, следовало бы улучшить систему поиска по сайту.

http://www.archyvai.lt – сайт «Архивы Литвы». Здесь размещены сведения о различных документах, находящихся в архивах Литвы, что позволяет оптимизировать работу историков Беларуси, т.к. множество документов, касающихся нашей республики, находится в этих архивах, а выехать туда для работы не всегда возможно. Сайт существует на литовском и английском языках.

http://nihe.niks.by - сайт Республиканского института высшей школы, кафедра историко-культурного наследия Беларуси. Здесь размещены интересные публикации о новых исследованиях в области национальной истории, содержаться ссылки на информационные ресурсы и базы данных, однако минусом работы сайта является то, что некоторые документы доступны исключительно в интрасети РИВШ.

http://archives.gov.by – сайт «Белорусские архивы». Содержит информацию о размещенных в архивах Беларуси документах и способах работы с ними, однако белорусский сайт является менее информативным, чем аналогичные российские и литовские сайты.

http://www.folkndl.bsu.by – сайт научно-исследовательской лаборатории фольклора. Размещены единственные в своем роде электронные версии белорусского фольклора, представлена исследовательская работа в этой области, однако сайту недостает практической информации, полезным элементом могло бы стать наличие форума.

http://www.pbi.edu.pl. – польская Интернет-библиотека, содержащая электронные варианты исторической литературы. Сайт существует только на польском языке, что может затруднять работу неподготовленного исследователя.

http://aiv.by – сайт содержит электронные версии различных исторических периодических изданий Беларуси, давая возможность исследователю ознакомиться с последними достижениями и разработками исторической науки.

http://autary.iig.pl – Интернет-проект «Белорусские авторы» содержит книги и статьи белорусских историков, писателей, филологов. Формат научных публикаций удобен для копирования на персональный компьютер.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ

http://mamajchik.narod.ru

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

магистрантки Радиванович Елены,

исторический факультет

специальность Отечественная история

Сумежныя спецыяльнасці

05.25.02 - дакументалістыка, дакументазнаўства, архівазнаўства

1. Разпрацоўка арганізацыйных, тэхнічных і прававых асноў дакументаабароту пры выкарыстанні традыцыйных, сучасных і перспектыўных носьбітаў інфармацыі.

2. Даследванне агульных уласцівасцей дакумента як крыніцы і носьбіта інфармацыі

3. Распрацоўка крытэрыяў адбору дакументаў для архіўнага захоўвання, вызначэнне статусу і рэжыму, класіфікацыя архіўных дакументаў, у тым ліку ў стасунку да аўтаматызаваных сістэм, іх захоўваня і пошуку.

4. Распрацоўка навуковай метадалёгіі выкарыстання архіўных фондаў, навуковае абгрунтаванне і распрацоўка метадаў аналізу і эфектыўнага выкарыстання дакументаў навукі, гісторыі і культуры.

5. Сістэмны аналіз, мадэляванне і аптымізацыя дакументапатокаў на аснове сучасных інфармацыйных тэхналогій.

07.00.03 - усеагульная гісторыя

1. Агульныя заканамернасці эканамічнага, палітычнага і соцыякультурнага развіцця народаў свету ва ўхаемасувязі з іншымі сферамі чалавечай дзейнасці, уплыў навакольнага асяроддзя на грамадскае жыццё і ўплыў чалавецтва на навакольнае асяроддзе.

2. Гісторыя развіцця дзяржаў, палітычных і грамадскіх інстытутаў на лакальным, рэгіянальным і лакальных узроўнях; гісторыка-дэмаграфічныя працэсы.

Развіццё духоўнай культуры, навукі, тэхнікі і адукацыі ў розных краінах і частках свету; гісторыя паўсядзённасці, ментальнасць людзей розных эпохаў.

07.00.15 - гісторыя міжнародных зносін і знешняй палітыкі

1. Мiждзяржаўныя адносiны ў гістарычным аспекце (войны як спосаб вырашэння мiжнародных (мiждзяржаўных) супярэчнасцей; стварэнне i ўзаема-дзеянне эканамiчных i ваенна-палiтычных блокаў дзяржаў; узнікненне, эвалюцыя і распад сістэм міжнародных адносін; узнікненне і распад дзяржаў, змена дзяржаўных межаў).

2. Гiсторыя i сучасная дзейнасць сусветных мiждзяржаўных арганiзацый па падтрыманнi мiру i бяспекi; сiстэмы рэгiянальных мiждзяржаўных аб’яднанняў, ваенна-палiтычных i эканамiчных каалiцый i саюзаў, iнтэграцыйных аб’яднанняў, сусветных няўрадавых арганiзацый.

07.00.06 – археалогія

1.Гістарычныя працэсы сацыяльна-эканамічнага развіцця, відаў гаспадарчай дзейнасці, праблемы палітычнай гісторыі па пісьмовых і археалагічных матэрыялах, праблемы гістарычнай перыядызацыі і класіфікацыі помнікаў.

2. Гісторыя беларускай археалогіі.

3. Развіццё духоўнай культуры і ідэалагічных уяўленняў.

07.00.07 - этнаграфія, этналогія і антрапалогія

1. Этнагенэз і этнічная гісторыя.

2.Гісторыя духоўнай (народныя веды, светапогляд, вераванні) і сацыяльнай (стэрэатыпы паводзін і псіхалогіі, звычаі) культуры.

3.Сацыяльная, матэрыяльная і духоўная культура этнічных груп.

07.00.09 - гістарыяграфія, крыніцазнаўства і метады гістарычнага даследвання

1. Асновы пабудовы мадэлі гістарычнай навукі. Мадэлі канцэптуальных падыходаў. Структура гістарычнага даследвання.Основы моделирования исторической науки. Катэгорыі гістарычнай навукі.

2. Прынцыпы і метады гістарычнага даследвання. Спосабы пабудовы і абгрунтавання гістарычных ведаў. Агульналагічныя, агульнанавуковыя і спецыяльныя гістарычныя метады.

23.00.01 - тэорыя палітыкі, гісторыя і метадалогія палітычнай навукі

1. Узнікненне і этапы развіцця палітычнай навукі.

2. Асноўныя ідэалагічныя накірункі сучаснасці. Крытэрыі дыферынцыяцыі сучасных палітычных ідэалогій. Беларускаяідэалагічная дактрына ў выглядзе нацыянальнай ідэі.

Асноўная спецыяльнасць

07.00.02

айчынная гісторыя

Айчынная гісторыя - вобласць гістарычных ведаў, якая займаецца даследваннем заканамернасцяў і асаблівасцяў гісторыі Беларусі са старажытных часоў да нашых дзён у кантэксце еўрапейскай і сусветнай гісторыі, станаўлення яе дзяржаўнасці, распрацоўкай тэорыі і методыкі вывучэння гістарычных працэсаў, гістарыяграфіі і крыніц па праблемах, якія даследуюцца.

1 . Сацыяльна-эканамічнае развіццё грамадства на тэрыторыі Беларусі: грамадскі лад, сельская гаспадарка, прамысловасць, шляхі зносін і транспарт, гандль, сродкі сувязі, урбанізацыя, фарміраванне і становішча саслоўяў, класаў.

2. Дзяржаўныя ўтварэнні на тэрыторыі Беларусі, іх унутраная і знешняя палітыка, мясцовае кіраванне, класавая барацьба, палітычныя і іншыя партыі, арганізацыі.

3. Рэлігія і царква, становішча і роля асобных канфесій у дзяржаўным і грамадскім жыцці, культурным развіцці, канфесійныя ўзаемаадносіны

4. Матэрыяльная і духоўная культура, асвета і навука.

5. Фарміраванне этнасаў і нацый на тэрыторыі Беларусі, іх ментальнасць, этнічныя ўзаемаадносіны, нацыянальная культура і нацыянальны рух.

6. Эканамічныя, грамадска-палітычныя і культурныя сувязі Беларусі з іншымі краінамі

Спадарожныя спецыяльнасці

09.00.03 - гісторыя філасофі і

12.00.01 - тэорыя і гісторыя права і дзяржавы; гісторыя прававых вучэнняў

1. Даследванні сутнасці, зместу і формы права, заканамернасцяў яго ўзнікнення, развіцця і функцыянавання.

2. Роля дзяржавы і права ў забеспячэнні правоў і свабод чалавека.

3. Сучасныя тэндэнцыі ў развіцці дзяржавы і права.

Даследванне гісторыі канцэптуальных прававых і палітычных ідэй і тэорый, заканамернасцяў іх узнікнення і развіцця.

13.00.02 - тэорыя і методыка навучання і выхавання (гісторыя)

1. Распрацоўка канцэпцый зместу навучальных прадметаў на розных узроўнях навучання.

2. Канструяванне зместу, метадаў і арганізацыйных формаў навучання ва ўмовах трансфармацыі, інфарматызацыі і глабалізацыі грамадскіх, культурных і адукацыйных працэсаў.

17.00.09 - тэорыя і гісторыя мастацтва

1. Гісторыя мастацтваў у сацыякультурным кантэксце.

2. Гісторыка-тэарэтычныя праблемы стылю ў мастацтве.

3. Праблемы тэорыі, гісторыі і практыкі мастацкай адукацыі

23.00.04 - политические проблемы международных систем и глобального развития

1. Гістарычная эвалюцыя сістэмы міжнародных зносінаў.

2. Месца Рэспублікі Беларусь у сістэме міжнародных зносінаў. Знешняя палітыка і дыпламатыя Рэспублікі Беларусь.

24.00.01 - тэорыя і гісторыя культуры

Праблемы кроскультурнай камунікацыі, нацыянальнае і агульначалавечае ў культуры, спецыфіка культуры Беларусі.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тема диссертации: “Станаўленне інтэлігенцыі Беларусі (80-я гг. ХІХ – пачатак ХХ ст.)”.

Смотреть презентацию здесь

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

1. Егоренков, А.А, Егоренкова, И.М. Самоучитель работы на компьютере: Windows ХР, Microsoft Office 2000 / А.А. Егоренков, И.М. Егоренкова. – М.: Лист Нью, 2003. – 576 с.

2. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Липницкая, О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. - Мн.: БГУ, 2002. – 140 с.

4. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для вузов / В.Н. Сидорцов [ и др.]; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352с.

5. Муртазин, Э.В. Internet / Э.В. Муртазин. – М.: ДМК-Пресс, 2002.

6. Основы информатики: Учеб. пособие / А.Н. Морозевич, Н.Н. Говядинова, В.Г. Левашенко и др. / Под. ред. А.Н. Морозевича. – Мн.: Новое знание, 2003.

7. Праг, К., Ирвин, М. Access 2000. Библия пользователя / Пер. с англ. / К. Праг, М. Ирвин. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.

8. Уокенбах, Дж. Microsoft Excel 2000. Библия пользователя / Пер. с англ. / Дж. Уокенбах. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001.


ПРИЛОЖЕНИЕ