Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Черный Секция «Летопись родного края»

 

             

Черный Секция «Летопись родного края»

IV районная конференция

Туристско-краеведческого движения «Отечество»

Федор Черный

Секция «Летопись родного края»

Выполнила

ученица 9 «В» класса

Кузнецова Ксения

школа №13

Учитель истории

Макарцова С.Ф.

Ярославль

2006

Содержание

Введение……………………………………………………………...2-3

Глава 1. Русь и Золотая Орда………………………………………..3-5

Глава 2. Федор Ростиславович Черный ………………………….

1. Детство и молодые годы Федора Черного…………..6- 7

2. Федор Ростиславович Черный и Золотая Орда……....7-8

3. Заслуги пред Ярославлем……………………………...8- 10

Глава 3. Почитание святого Федора Черного…………………….10- 12

Заключение…………………………………………………………. 12

Список литературы……………………………………………….....13-14

Приложение 1. Изображения Федора Черного

Приложение 2. Федор Черный

Приложение 3. Духовная песня, посвященная Ф. Черному.

Приложение 4. Последние дни жизни Федора Черного.

Чем лучше мы знаем прошедшее,

тем большую цену имеет для нас настоящее.

И.А. Вахромеев.

Введение

Более 700 лет прошло со дня кончины ярославского князя Федора Черного – 19 сентября 1299 года. «На протяжении четырех веков до революции Ярославль жил тремя религиозными святынями: это мощи трех благоверных святых князей - Федора, Давида и Константина, мощи Василия и Константина и икона Толгской Божьей Матери. Мощей Василия и Константина мы благополучно лишились в 1918 году. Слава Богу, сохранились мощи Федора, Давида и Константина, осталась цела икона Толгской Богоматери. Но кто сегодня помнит о том, что князь Федор Черный был покровителем Ярославля?».[1] Вот оценка настоящего положения дел, сделанная известным в городе издателем А. Рутманом, побудившая его издать в год 700-летия книгу о князе. А те, кто помнят, по-разному оценивают деятельность князя. В дореволюционных ярославских изданиях подчеркивается, что в княжение Федора Ярославского княжество начало приобретать влияние в делах государственных.[2] На одном из форумов Интернета можно найти интересный спор о патриотизме, где Ф. Черный, наряду с А. Невским, приводится как пример «непатриотизма». «А как же Переяславль и еще 14 русских городов, которые святой Федор Черный разорял вместе с монголами?»,[3] - заявляет одна из сторон. В разные исторические периоды давалась разная оценка жизни и деятельности Федора Черного. Не всегда она была одноплановой и однолинейной, причиной тому служит сложная и противоречивая личность князя. Оценка деятельности князя зависела и от исторической обстановки, в которой проводилось исследование, и от политических взглядов автора, и от социального заказа.

Попытка внимательней присмотреться к фигуре князя Федора Ростиславовича Черного сразу наталкивается на немалые трудности. Первая из них - это проблема источников, документальных свидетельств о его жизни. Во-первых, их мало, во-вторых, не все они дают внятное представление о личности князя Федора, об обстоятельствах его жизни.

Еще до причисления Федора к лику святых существовала повесть «о его представлении с немногими известными (фактами) его жизни» [4] . Это свидетельствует о большом уважении и интересе к Федору со стороны современников. В 1463 году произошло прославление святых князей Федора и его сыновей Давида и Константина. Составляются жизнеописания ярославского князя, которые уже нельзя считать источниками, т.к. жития святых только косвенно свидетельствуют о реальных исторических перипетиях, не отражают в полной мере и социальной и политической ситуации. Цель житийной литературы - не воспроизвести реалии, а прославить земную жизнь как дорогу к духовному восхождению, к святости.

Его жизнь неоднократно привлекала к себе внимание историков. Литературу по данной теме можно разделить на несколько групп: исследованием его жизни и деятельности занимались и светские ученый и церковные деятели. Оба направления имеют два уровня: научный и популярный.

В советское время деятельность князя рассматривалась в работах, посвященных монголо-татарскому игу. Большое внимание этой теме уделил Каргалов В. В.[5] Сегодня краткие сведение о князе можно найти в энциклопедиях [6] и в учебной литературе. В первую очередь, это литература по краеведению.[7] В основном, внимание Федору Черному уделяет православная литература, издаются жития князя, молитвы и т. д.[8] Интерес к личности Федора Черного растет, об этом свидетельствуют материалы, помещаемые на сайтах Интернета. Еще год назад сведений о нем найти было трудно.

Как видим, общие сведения о Федоре Черном можно найти в литературе. В основном, это краткие биографические данные, причем очень много разночтений или просто неточностей. Так на одном из сайтов первую жену Федора называют Анастасией вместо Марии. А вопрос, чьим зятем был Федор до сих пор не решен.[9]

Цель данной работы – понять, какова роль Федора Черного в русской истории, понять значимость деятельности князя Федора Ростиславовича Черного для всей земли Русской, для Ярославля. Кто Федор Черный – предатель, способствующий разорению земли Русской или дальновидный политик, благодаря которому Русь выстояла?

Для решения этого вопроса мы должны познакомиться с основными этапами жизни Федора Ростиславовича; подробно рассмотреть исторические условия, в которых жил князь; его дела и возможности; отношение к нему простых людей и Церкви.

Глава 1. Русь и Золотая Орда

Жизнь Федора Черного относится к одному из самых тяжелых периодов русской истории, периоду татаро-монгольского нашествия. Его помыслы и дела были обусловлены не только задачами, стоящими перед каждым русским княжеством, но возможностями их осуществления. Поэтому прежде всего, мы должны узнать, в каких исторических условиях пришлось жить ярославскому князю, что требовал от него долг и что было сделано.

В начале 40-х гг. XIII в. татаро-монголами основано феодальное государство - Золотая Орда. Власть ханов Золотой Орды простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на запад до бассейна Иртыша и нижней Оби на восток; от Чёрного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге, до Новгородских земель на севере. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей стал г. Сарай-Бату (близ современной Астрахани.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями — везиры. В города и подчинённые им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, т.к. военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойнов) и тарханов выходили основные командные кадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).

Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской феодальной империи и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками и другими представителями монголо-татарских ханов.

Монголо-татарское иго формально было установлено в 1243, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от монголо-татар ярлык на Великое княжество Владимирское и был признан ими «стареи всем князем в Русском языце». После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Регулярная эксплуатация русских земель путём сбора дани началась после переписи 1257— 1259, проведённой монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельских местностях — хозяйство («деревня», «соха», «плуг»). От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым и др. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5—7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»).

В конце 50 — начале 60-х гг. XIII в. дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы — «бесермены», откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла в Монголию, великому хану. В результате народных восстаний 1262 в русских городах «бесермены» были изгнаны. Обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Для поддержания монголо-татарского ига ханы Золотой Орды неоднократно предпринимали вторжения в русские земли. Только в 70—90-х гг.XIII в. ими было организовано 14 походов: Владимирские и Суздальские земли опустошались монголо-татарами не менее пяти раз, семь раз громили Курск, Рязань, Муром, четыре раза – «новгородские волости», два раза – Тверское княжество. Раскопки, проведенные на месте древних городов археологами, полностью подтверждают сообщения летописей. Развалины жилищ, следы массовых пожарищ, порубленные саблями и пронзенные стрелами останки погибших горожан, домашняя утварь и имущество под рухнувшими постройками, многочисленные клады, закопанные в минуту опасности и не извлеченные погибшими владельцами, - такую картину дают археологические раскопки в Рязани, Владимире, Чернигове, Киеве и другие городах.

Но не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским местностям Руси, где жило подавляющее большинство населения страны. Если горожане в ряде случаев имели возможность отсидеться от насильников за крепкими городскими стенами, то деревня была фактически беззащитна. Неукрепленные села и деревеньки, разбросанные среди бескрайних лесов, становились легкой добычей ордынских грабителей. Сельские местности опустошались не только во время больших «ратей». Любые передвижения по русским землям ордынских отрядов, даже вместе с собственными князьями, сопровождались грабежами и насилиями. Монголо-татары считали грабежи своего рода «платой» за помощь феодалам в усобицах. В огне набегов погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и уводился в Орду. Собирая хлеб, крестьянин не знал, сумеет ли сохранить его: ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Монголо-татарские вторжения производили не только значительные опустошения, но и создавали на Руси атмосферу постоянной военной опасности и тревоги, вносили беспорядок в экономическую и политическую жизнь русских княжеств, разорялось крестьянское хозяйство, рушилась торговля. Люди бежали от постоянной татарской опасности в леса, пустели деревни и села на плодородных «опольях». Крестьяне выходили на поля с оружием: в любой момент мог налететь из-за перелеска татарский.

Летописцы сообщают о бегстве населения с южных окраин в двух основных направлениях: Московское и Тверское княжества и к Ростову и Ярославлю. Часть беглецов оседала на Правобережье Волги, а остальные уходили дальше, в глухие заволжские леса. По подсчетам русского историка М.К. Любавского, именно тогда на севере Ярославского и Белозерского княжества образовалось по семь новых уделов.

В огне монголо-татарских погромов погибли многие драгоценные памятники литературы и письменности. Библиотеки рукописных книг, обычные для домонгольской Руси, стали редкостью. Во многих крупных культурных центрах Руси на длительный срок вообще прекратилось летописание: Старой Рязани, неоднократно разрушавшихся ордынскими «ратями» Владимире, Чернигове, Киеве и других городах. Летописные записи стали краткими, немногословными, почти совершенно отсутствовали попытки обобщить разнородные события, утратились живость и красочность изложения, характерные для древнерусских летописцев. Обычным явлением были ошибки в датах.

Монголо–татарское иго имело отрицательные, глубоко регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия монголо-татарское ига проявились в нарушении процесса государственной консолидации русских земель, в искусственном поддержании феодальной раздробленности. В этот период усилилась феодальная эксплуатация русского народа. По словам академика Б.А. Рыбакова: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

В этих условиях бремя митрополичьей власти принял на себя Кирилл II, ставленник галицко-волынского князя. Кирилл II вступил в тесное сотрудничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит были согласны в том, что на данном этапе обескровленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана. Этот политический ход позволил Александру Невскому собрать силы для того, чтобы отстоять северо-западные рубежи Руси от посягательств Тевтонского ордена. Поэтому же пути идет и Федор Черный, ставший во главе Ярославского княжества.

Глава 2. Федор Ростиславович Черный

1. Детство и молодые годы Федора Черного.

Федор Ростиславович Черный – князь из рода смоленских князей. Младший сын Смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Как и все русские князья, Федор Черный был Рюриковичем. В крови Федора мы можем найти русскую, греческую и варяжскую кровь. Год его рождения определяется приблизительно: 1240 или 1238.

У него было 2 брата – Глеб и Михаил. По словам летописца, после смерти отца, братья обидели Федора, дав ему один небольшой город Можайск из всего Смоленского княжества. Смоленское княжество было довольно обширное, ему должен был достаться значительный удел. Можайск был городком небольшим и малозначительным. Однако же это был удел, с получением которого начиналась самостоятельная жизнь Федора.

Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. С молодых лет, по словам летописца, Федор был благолюбив «уклонялся от игр детских и обычаев прлежа, наипаче чтению священных книг», но отличался воинскою отвагою и мужеством

При жизни носил название «Черного». Это название было дано ему, вероятно, от смуглого цвета его лица и черных волос. Федор вырос красивым и статным юношей, вероятно, высокого роста.

В 1259 году вдова Ярославского князя Василия Всеволодовича, княгиня Ксения, выбрала в мужья для своей дочери, Марии (ей было тогда не более 13 лет), Федора Черного. Этот брак устроился при содействии ростовских князей Бориса и Глеба Васильковичей, которым Мария была родной племянницей.

Мария Васильевна была единственной наследницей Ярославского княжества.[10] Ее младший брат Василий умер в младенчестве, о нем не сохранилось никаких сведений. В приданое за женой Федор получил Ярославское княжество (в 1260г.).

Княжна Ксения была женщиной властолюбивой, не хотела уступать своей власти, привыкнув к ней за несколько лет вдовьей жизни.[11]

Недовольство братьями, которые дали Федору только городок Можайск, заставило его жить в Ярославле. Федор был принят в чужую семью. Какие достоинства принес он с собой? Несущественным, но по тем временам обязательным достоинством было благородство происхождения. Он был красив и представителен. Ратных подвигов за Федором к тому времени еще не было, но он уже года два или три хозяйничал в Можайске. Вот за это хозяйничанье, за то, что, получив Можайск, бедный и малый, Федор, как говорит житие, сумел сделать его не бедным, получает он, вероятно, одобрительный вотум почтенных дядей своей невесты.

Вне всяких сомнений, Федор встретил в Ярославле и некоторые трудности. Первая трудность заключалась в высоких традициях новой семьи. Это была семья героев и мучеников. Дядя молодой жены Марии, князь Константин, погиб у стен Ярославля года за три до свадьбы Федора. Дед Марии, князь Всеволод, пал в битве на р. Сити вместе с великим князем Георгием, который приходился старшим родственником этой семьи.. Отец ее дядей, князь Василько, был мучеником.

Но кроме семьи было еще и окружение, и, несомненно, Федору пришлось встретить трудности в отношениях с ярославскими приближенными прежних князей, с их дружиною или боярами. Он привел из Можайска свою дружину, но она была меньше старой дружины ярославской. Старая дружина не доверяла Федору, возникали трения, кто кого возьмет под контроль. Получение в Ярославле Федором княжеских прав как будто не сопровождалось наделением его достаточными полномочиями: иногда ему не оказывались знаки почтения.

В самом начале княжения Федора, в 1262 году, усилилась угроза глубокого вторжения Орды на Русь. Тогда в ряде русских городов изгнали и избили сборщиков ордынской дани. В Ярославле был изловлен некий Зосима, бывший православный монах, перешедший в мусульманство в Орде и начавший в Ярославле пропаганду против христианства. Ярославцы убили Зосиму и бросили его труп на съедение собакам. Событие это, так же, как и волнения в других городах, не имело, к счастью, никаких последствий. Положение спас великий князь Александр Невский, находившийся в то время в Орде и заступившийся за Русскую землю. Это событие отразилось на судьбе князя Федора Ростиславовича, он продолжил своей жизнью начинание князя Александра Невского на стезе заступничества и дипломатических переговоров с ордынцами.

2. Федор Ростиславович Черный и Золотая Орда.

К числу крупнейших событий в жизни Федора относится его ордынская эпопея. Федор поехал в Орду с целью заступить свое княжество перед татарами. Миссия его была аналогична той, какую выполнил перед самой своей смертью русский князь Александр Невский. Однако Александр Невский был заступником за всю русскую землю; Федор – только за свое княжество. Александр Невский, как мог, ограждал самостоятельность России, старался, чтобы ее зависимость от Орды заключалась лишь в уплате дани. Александр отказался поставлять войска орде. Федор не мог и подумать о таком отказе.

Федор Черный был талантливым военачальником. В этих предпочтениях татар Федор Ростиславович и смог найти облегчение от невыносимого татарского ига не только для себя, но и для земли ярославской.

Первый свой поход Федор совершил в 1277 году. Это был поход на ясов Прикавказье, которые хотели сбросить иго татар. В этот поход послал его татарский хан Менгу - Темир. Русские князья, среди которых ведущее место занимал Федор Ростиславович, разбили ясов, за что были награждены дарами богатыми.

Второй поход Федор Черный совершил в 1278 г. на болгар, которые тоже начали волнения против татар. Но и они были разбиты русскими князьями.

Оба эти похода были подневольными. Федор Ростиславович с другими князьями должен был исполнять волю татарского князя, иначе земля русская должна была пострадать сильно, поэтому русские князья и спасали Родину исполнением воли хана. В этом было проявление любви к Отчизне во времена татарского ига. Успехами в этих походах Федор отвлекал аппетиты ордынцев от русских пределов. Не все понимали это.

Личная жизнь князя складывалась драматично. Вернувшись из походов с богатой добычей, Федор Черный обратил на себя внимание хана и его жены. "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его",- говорит летопись. Более того, жена хана предложила ему руку своей дочери. Ярославский князь не побоялся ответить, что у него уже есть супруга и он, как христианин, не может иметь вторую. Прожив три года в Орде, Федор отправляется в Ярославль. Но княгиня Ксения с боярами не впустила его в город, объявив, что уже есть законный князь, сын Федора Ростиславовича и Марии - младенец Михаил: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле".

Даже ордынский посол не смог убедить Ксению. Икона 16 века св. Федора, Давида и Константина, хранящаяся ныне в Ярославском историко-архитектурном музее- заповеднике, в одном из клейм изображает этот момент достаточно драматично : княгиня Ксения, стоя на стене, оказывает группе всадников во главе с Федором во въезде в город, а за ее спиной видна фигура боярина в шубе. Надо отметить, что Федор в отличие от многих князей, не стал прибегать к насильственным мерам против боярства до тех пор, пока был жив его сын Михаил, т.е. не стал разрушать город, хотя имел на княжество полное право.

Около 1280 года Федор Черный овдовел, умерли его братья. Федор Ростиславович отправился в Орду за ярлыком на Смоленское княжество, был там принят с большой благосклонностью. Ханша вновь обращается к хану с просьбой отдать их дочь Федору в жены. Теперь хан, как говорит житие, не хочет этого, т. к. Федор является его улусником и служебником. Тем не менее хан, как говорит житие, сам взял на себя ходатайство перед Константинопольским патриархом о разрешении брака князя Федора с его дочерью и отправил для этой цели посольство в Константинополь во главе с епископом Сарайским Феогностом.

В Орде Федор вступил в брак с дочерью хана Менгу - Темира, нареченной Анной после крещения. Для этого приняла она христианскую веру с благословления русского митрополита. Выдать дочь за русского князя, значило признать его равным. Теперь хан относится к Федору как к сыну: часто сажает его с собой за стол, возлагает венец на его голову, одевает в свою порфиру, устраивает ему прекрасный дворец, окружает его славой и богатством, дает ему на содержание 36 городов, в том числе Чернигов, Болгары, Куманы, Арск, Казань и другие.

Этот брак имел важное для Ярославля значение с политической точки зрения. С уважением имени и личности князя росло, конечно, и уважение к княжеству. Таким образом, одно имя Благоверного князя Федора Ростиславовича давало собою Ярославлю и Смоленску охрану от татарских набегов, которые вообще были очень обременительны. И такое настроение должно было жить в Орде и Русской земле не только при жизни хана Менгу-Темира и ханши, но и после них более или менее долгое время. Вот почему Благоверного князя Федора Ростиславовича можно называть охранителем русской земли.

За годы жизни в Орде Федор приобрел навыки дипломата и научился умело вести переговоры, что в дальнейшем помогло ему в примирении русских князей в междоусобных распрях.

3.Заслуги Федора Черного перед Ярославлем.

В 80–90-е годы XIII в. на Руси разразилась междоусобная война между потомками Александра Невского. Каждый из них привлекал на свою сторону татарские войска и рати других русских князей. Федор Черный поддерживал князя Андрея Александровича Городецкого, не раз вместе с ним ходил в походы на русские земли. После смерти старшего сына от ярославской княжны в ходе войны Федор Черный вернул себе Ярославль, куда и возвращается вместе с семьей (в Орде родились у него сыновья – Давид и Константин) и где и живет до самой смерти.

Князь старается укрепить город. Он расширил Ярославль, обвел его земляным валом. Подобные валы и теперь, при изумительной воинской технике, имеют весьма важное стратегическое значение. В те же времена это была гроза для врагов и надежная ограда города. Федор Ростиславович хорошо знал, что, пока он жив, Ярославль застрахован от степной силы, но он хотел, чтобы и на все будущие времена он не оставался совершенно открытым и беззащитным при нападении каких бы то ни было врагов.

Князь делал регулярные пожертвования на нужды церкви, построил несколько храмов и украсил их, Особенную любовь он проявлял к Спасо-Преображенскому монастырю. Федор часто ездил туда, где кормил братию и оделял ее милостынею.

Во время правления Федора Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили грабительские татарские рати. Также спокойно чувствовало себя соседнее, дружественное и родственное княжество Ростова Великого. А это много значило в то неспокойное время.

Не удалось объединить Федору Ростиславовичу два княжества Смоленское и Ярославское. А это могло бы привести к важным последствиям для Северной Руси. Этому помешала географическая удаленность от Ярославля, но еще больше – княжеские раздоры.[12]

В результате княжеских распрей и появилась печально известная «Деденева рать» Вскоре после занятия Тохтой великоханского стола в Орде, Андрей Александрович, князья ростовские, епископ ростовский Тарасий отправились в Орду с жалобой на Дмитрия Александровича. Хан сначала думал вызвать в Орду Дмитрия, но в 1293 г. отправил с просителями брата своего Дюденю с большой татарской ратью. Переяславцы разбежались, а Дмитрий бежал в Псков. «Дюденева рать” рассыпалась по Суздальской земле, взяла и разорила 14 городов, включая Владимир, Суздаль, Переяславль, Москву. Князь Федор Ростовский участвовал в Дюденевой рати, как союзник князя Андрея Городецкого.

Относительно внутренней деятельности князя Федора Ростиславовича сохранились сведения общего свойства. В политику ярославского княжеского стола он внес иную традицию: вместо жертвенной самоотреченности, характерной для князей первой ярославской династии, - принцип сговора с сильнейшей, хотя и иноземной, властью. И на этой основе Федор достиг экономического развития своего удела. Так говорится, что «управляя он добре и мужественнее». Относительно княжения в Ярославле жизнеописатель говорит, что он был « око слепым и нога хромым, отец сирым, вдовицам заступник, алчущим кормитель, ногим одежда, беспомощным помощь».[13] Тогдашние времена были временами «татарщины» ; то были времена бедноты, опустошения и тяжелого гнета; видеть у себя князя – заступника, было отрадно. И вот в такое время в среде русских князей является князь «правдолюбец», который « отгребашеся от всякой неправды». Понятно, что к такому князю должно было особенно прилежать сердце народа, и все его добрые чувства.

Княгиня Анна, прибыв в Ярославль, была принята здесь как родная. Она оказалась глубоко религиозной православной женщиной, занималась благотворительностью, устроением и постройкой храмов. Она перестроила на свои деньги храм во имя Архангела Михаила на берегу реки Которосли.

В этот период участвовал Федор в печально известной «Деденевой рати». Именно этот эпизод жизни князя чаще всего приводят как пример сговора с татаро-монголами и предательства. В 1292 году Федор вместе с князем Андреем Александровичем, ростовскими князьями ездил в Орду жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича. Хан Тохта, выслушав жалобы князей, отправил на Русь большое войско со своим братом Деденей. Дмитрий, узнав об этом, бежал, а Андрей Александрович Городненский вместе с Федором взяли Владимир, разграбили Богородическую церковь, потом взяли 14 других городов. После этого Федор захватил Переяславль Залесский, отчину Дмитрия. Монголо-татарские отряды прошли от Мурома до Волока-Ламского, «города пожгли», «села и волости, и монастыри повоевали». Были разрушены в 1293 год Муром, Владимир, Суздаль, Юрьев, Переяславль, Коомна, Москва, Можайск, Дмитров, Углич и другие города. Дюдень не тронул Ростов и Ярославль, столицы своих князей-союзников. Выстояла сильно укрепленная Тверь, куда сбежалось при приближении завоевателей население соседних княжеств, остальные города Владимиро-Суздальской Руси лежали в дымящих развалинах: монголо- татары «всю землю пусту сотворили». Множество людей было уведено «в полон» в ордынские кочевья. Но вскоре братья Андрей и Дмитрий помирились. Федор вынужден был уступить последнему Переяславль. Как видим, по сути это - феодальная междоусобная распря, в которой принимали участие кроме Федора и другие русские князья, не женатые на ханских дочерях.

Таким образом, князь Федор Ростиславович в Ярославле строил храмы, расширял город и много сделал для его укрепления. Благодаря умелой политике князя Ярославль мог спокойно жить и развиваться, не боясь разорительных набегов татаро-монгол. Не все понимали это, князя обвиняли в предательстве земли русской за то, что женился на дочери хана; за то, что не ссорится с Ордой.

Глава 3. Почитание святого Федора Черного.

Князь Федор княжил в Ярославле 40 лет. 18 сентября 1299 г. стало плохо. Описание последних минут жизни князя позволяет нам сделать выводы об отношении народа ярославского к князю. По звону колокола на княжий двор «стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женск и до сосущих младенцев». На руках принесли умирающего в монастырь Святого Спаса и положили в притвор церкви, где Федор принял постриг. В жизнеописании говорится, что произошло личное прощание каждого ярославца с князем – искреннее взаимное прощание обид: « и потом вынес его игумен на прощание на двор, и пребысть ту день той; и исповедаяся перед всеми, еже согрешил к кому, или нелюбие подержа на кого, и кто к нему согреши и враждова нань, всех благослови, и прости, и во всем винна себе сотвори перед Богом и человеки». На следующий день князь умер. Скорбь была всенародная.

По совершении погребальных молитв гроб с телом Федора был поставлен в Преображенском Соборе монастыря, но не был закрыт. В этот гроб впоследствии положили и тела сыновей его Давида (1321) и Константина ( год смерти не известен).

В жизнеописании князя говорится, что во время погребального пения над усопшими князьями совершались чудеса. Чудесные знамения продолжали совершаться и после. К гробу чудотворцев приходило много народа. 25 чудес записаны в рукописном житии. [14]

Обретение мощей князя Федора чад его, Давида и Константина, произошло только в 1463 году. В житии подробно описываются события того времени, неверие некоторых духовных лиц в святость князя и их раскаяние. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Федор Ростиславович да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Федор велик был ростом человек, те у него сыновья Давид и Константин по пазухам лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Гробы святых поставлены в раку в Спасском монастыре.

Из царей первым поклонился гробу святых чудотворцев великий московский князь Иоанн третий Васильевич. Он приезжал в Ярославль осенью 1504 года со своими детьми. Приезжали поклониться мощам Благоверных князей и Великий московский князь Василий III Иоаннович (был в Ярославле 4 раза: в 1511, 1516, 1528 и 1530 гг.) и царь Иоанн IVВасильевич Грозный (об этом говорят 55 жалованных грамот, данные в разное время Спасскому монастырю.) Поклонялись мощам царь Михаил Федорович Романов, ПетрI Великий, императрица Екатерина II Алексеевна. В августе 1823 года император Александр I Павлович посетил Ярославль и молился в Спасском монастыре, 14 августа 1858 году - Государь император Александр II Николаевич с Государыней императрицей Марией Александровной. В 1863 году 27 июня поклонялись гробу чудотворцев Государь Наследник и Цесаревич Николай Александрович, в 1866 г. - Цесаревич Александр Александрович с Великим князем Владимиром Александровичем, 2 июня 1892 г. - Великий князь Сергей Александрович с супругой.

Все эти события показывают, что не только простой люд просил благословения Святого и Благоверного князя Федора Ростиславовича, но и первые лица государства. Известен факт, что после молебна у святых мощей двинулось под Москву ополчение князя Пожарского 18 июля 1612 года.

Долгое время мощи Федора, Давида и Константина хранились в Спасо- Преображенском соборе Спасского монастыря, ныне хранятся в кафедральном соборе – храме Федоровской Богоматери на Большой Федоровской улице.

Почитание Федора Черного выразилось не только в поклонении его мощам, но и в написании икон и сочинении духовных песен, прославляющих дела князя. Сложился особый тип иконографии князя. Очень интересен вопрос о наружности Федора. Как выглядели русские князья в XIII веке? Иконописные образцы той эпохи изображают безбородых красавцев: Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского. Но уже в XIV веке появляются на иконах бородатые князья Борис и Глеб. Ордынцы в то время, вероятно, не всегда брились, а Федор долгое время провел в Орде, служил при ханском дворе, что не могло не отразиться на его внешности. Скорее всего Федор носил бороду, и может быть, именно его черная борода вызывала то впечатление, которое стало толчком к появлению прозвища – Черный.

Рассказывая об обретении мощей, очевидец писал: «Сам же великий князь Федор велик был ростом человек, те у него сыновья Давид и Константин по пазухам лежали, зане меньше его ростом были». Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников, что вошла в иконописные подлинники. На иконах Федор в образе старца-схимника изображается вместе с Давидом и Константином, одетыми в княжеские платья.[15] (См. Приложение 1).

В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора, в память почитаемого Владыкой святого Федора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Федоровское Евангелие.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Русский народ сложил о святом Федоре духовные песни, которые распевали на протяжении столетий «калики перехожие». (См. Приложение 3). Стихи эти уникальны. Обычно стихи о святых посвящены героическим или аскетическим подвигам. В этом же случае главная фраза стиха – «Любя тебя Сын мой наказует». Это история о страдании, о невосполнимой потере – о конечном Божьем воздаянии. В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.

Заключение

Собрав и изучив литературные и исторические источники, в которых упоминается о Федоре Ростиславовиче Черном, можно прийти к выводу о том, что факты его жизни являются подтверждением благородства, политической дальновидности, любви к своей Русской земле. Федор Черный - вассал и зять хана, отцы которого разоряли русскую землю. Для блага Руси Федор признавал ордынскую власть, проливал русскую кровь. Во время правления Федора Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили грабительские татарские рати. Народ почитал князя как заступника: «Он суд правый правил, Сильных и богатых не страшился, Сирых и убогих не гнушался…».

Его политика признана церковью, что нашло свое отражение в канонизации князя и его сыновей. Местное почитание князя и его сыновей началось не позднее 1468 г., а общее распространилось к середине XVIв. 19сентября (2октября) и 5 марта отмечается память князю Федору. Сотни верующих приходят поклониться мощам святых, веря, что они принесут облегчение от душевных и телесных страданий. Князь Федор является святым - покровителем нашего города.

Федор Черный интересен нам как исторический деятель, который сделал многое для укрепления и развития Ярославля. Православная церковь помнит о его служении народу, необходимо, чтобы и светские историки сохранили память о святом князе.

Список литературы

  1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т.1 , М.,1963.
  2. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

3.Великий князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславович Черный. Речь С.М.

Шпилевского в день шестисотлетия годовщины смерти Федора, 19 сентября 1899 г. Издание Ярославской губернской ученой архивной комиссии. - Ярославль, 1999.

4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний.- Москва, 1999 г.

5. Головщиков К.Д. История города Ярославля. - Ярославль, 1989.-С.50

  1. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение.- М. — Л., 1950.
  2. Грязнов А.Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 г.-М., 1910
  3. Ермолин Е.А. Святой великий князь Федор Ростиславович Черный, Ярославский и Смоленский. Взгляд с порога III тысячелетия. - Ярославль: Из-во Александр Рутман, 1999.
  4. Жизнеописания угодников божьих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии./Cост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905.

10. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х г.г. XXвека. /А. М. Пономарев, В. М. Марасанова, В. П. Федюк и др.; Отв. ред. А. М. Селиванов.- Ярославль: Ярославский гос. университет, 2000.-С. 40-41;

11. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники.- М., 1967.

12. Каргалов В. В., Освободительная борьба Руси против монголо-татарского ига // Вопросы истории. - 1969.- № 2—4.

13. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь.- М.,1966.

  1. Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): Историч. очерки/ Книга подготовлена к изданию духовными чадами митрополита Иоанна ( Вендланда) по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. – Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс»,1999.-180с.
  2. «Клейменный» Федор – князь // Ярославские епархиальные ведомости.- 2006.- №176.- с. 28-29
  3. Козлов С. А., Анкудинова А. М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XVвека: учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997.
  4. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. - Саранск, 1960.

18. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. Репринтное издание 1862 г. М., 1991.

19. Татаро – монголы в Азии и Европе. - М., 1970

20. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX- XVII вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. -784с., ил.

  1. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.- С .103-104.

1.Виноградова Л.П. Святой Константин (Муромский?). К проблеме атрибуции редких иконографических изводов.- http://www.museum.murom.ru/wwwmus/history/Uvar5/Vinogradova.htm

2.Перевезенцев В. Собирание русской святости- http://www.philosophy-referat.ru/religiya_i_mifologiya/063552-5.html.- 15.10.2006

4.Федор Черный - http://www.yspu.yar.ru .- 19.10.2006

5.Федор Черный.- http://sch76.median.ru/site/menu/work/podviz/black.html.

6.Хатилович Е. Православный праздник - 2 октября - Черновик. Интернет – газета ф. Журналистики БГУЭП.- http://ismi.ru/tmp/index.php?IDE=4091- на 29.10.06.

7.Ярославский обыватель вспоминает.- НГ Ex Libris от 15.06.2000.- http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-06-15/6_recalls.html

Приложение 2. ФЕДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ (около 1238 - 1298+)

Родители: Ростислав Мстиславич, ? ;

Дети:
1. Мария , дочь Василия Всеволодовича Ярославского =>

  • 1-я дочь, жена галицкого князя Давыда Константиновича;
  • 2-я дочь, жена Михаила Глебовича Белозерского;
  • Михаил (умер ребенком в 1287-1288гг.);

2. Анна , дочь Менгу-Тимур =>

  • Михаил (1290+), кн. Ярославский;
    От него произошли ярославские князья: Моложские, Сицкие, Прозоровские, Ушатые и др.;
  • Давыд (1321+) =>
    • Василий Грозный (1344+) =>
      • Роман;
        От него произошли князья: Морткины, Деевы, Векошкины, Охлябинины, Хворостинины, Зубатые;
      • Василий (1380);
        От него произошли князья: Пенковы, Троекуровы, Курбские, Кубенские, Шестуновы =>
        • Федор; =>
          • Александр Брюхатый (1463+);
        • Симеон;
        • Дмитрий (1434); =>
          • Иосаф;
        • Иоанн (1426+);
        • Воин;
      • Глеб;
        От него произошли князья: Засекины, Шаховские, Щетинины;
    • Михаил (1362);
  • Константин Умелец, кн. Ярославский;

Приложение 3. Духовная песня, посвященная Ф. Черному.

Во славном во граде Ярославле

На честном на княжеском престоле

Сидел свет святой Федор.

Всем он суд правый правил,

Богатых и сильных не стыдился,

Нищих и убогих не гнушался.

Послал Бог на Федора бесчестье:

Умерла у него честная княгиня.

Стал по ней Федор сокрушаться,

Стал он Господу Богу молиться:

« Господи, Господи Спас Милосердный!

Чем я тебя, Господи, прогневал,

За что меня грешного казниши?

Не будет мне в старости утехи.

Али я тебе, Господи, не молился,

Святым постом не постился,

Али суд неправый коли правил,

Али когда нищих не призрел?»

Так рыдающе он изнеможе,

Ложился спать он на ложе.

Во сне Федор-князь видит:

Пресвятая Мать Богородица

Сидит на златом она престоле,

А у ног Антоний с Феодосьем.

Говорит Феодору Мать Пресвятая Богородица:

« Ты не плачь, Феодоре, не кручинься,

Любя тебя сын мой наказует;

За то, что ты Господу молился,

Святым постом ты постился,

За то, что ты правый суд правил,

За то, что убогих призреваешь.

Ты пойми другую супругу,

Принесет она тебе плод честнейший:

Родит двух сынов тебе святых,

Свет Давида да Константина».

Благоверный княже Феодоре и с чады!

Избавите раба от зельныя печали,

Я же имать по рабе,

И да утвердится сердце его,

Аминь.

Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991, С. 103-104.

Приложение 4. Последние дни жизни Федора Черного.

В пятницу 18 сентября 1299 год, в необычное время, в 3 часа дня, граждане Ярославля были привлечены звоном всех колоколов, идущим от Успенского Собора княжьего двора. Все население поспешило на княжий двор. «Стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женск и до сосущих младенцев». Больного князя положили на носилки и понесли « через весь град в монастырь Святого Спаса».[16] Тогда это расстояние, теперь кажущегося небольшим, от Стрелки до Спасо – Преображенском монастыре, составляло диаметр всего города. Скорбь была всенародной. Князя принесли в монастырь и положили в притворе церковном. Трогательная подробность: не в середине храма и не на особо важное место, куда ярославский князь приходил с почетом каждый день, а только в притвор церковный принесен смирившийся князь. Встретил его игумен монастыря и, «припад» к нему, стал задавать вопросы обычные, положенные уставом перед началом пострижения монашеского. Федор Ростиславович произнес положенные обеты, а потом священнодейсвие прервалось. Федора вынесли из притвора на двор Спасо - Преображенского монастыря. Сентябрьский вечер уже клонился к вечеру, и люди освободились от работы. Как говорит жизнеописание, произошло личное прощание каждого ярославца с князем – искреннее взаимное прощание обид: « и потом вынес его игумен на прощание на двор, и пребысть ту день той; и исповедаяся перед всеми, еже согрешил к кому, или нелюбие подержа на кого, и кто к нему согреши и враждова нань, всех благослови, и прости, и во всем винна себе сотвори перед Богом и человеки».

Наконец Федор призвал к себе Анну и сыновей своих Давида и Константина. Он наставил их жить в мире и взаимной любви. Между тем миновал вечер и наступила ночь. Федор заметно ослабел, а утром 19 сентября 1299 года Федор попросил, чтобы его оставили одного, вместе с игуменом и монахами, к началу богослужения осенил себя крестным знамением и умер.

И тотчас « начаша звонить во все колокола, и снидеся народа множество бесчисленное». [17] Житие повествует: « Чюдно бе зрети блаженного на одре лежаща, не яко умерша, но яко жива суща: светляшеся лице его яко солнечным лучам подобится, честными сединами украшено, показуя душевную уго чистоту и незлобливое сердце».


[1] Ярославский обыватель вспоминает.- НГ Ex Libris.- http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-06-15/6_recalls.html.- 15.06.2000.

[2] Грязнов А.Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 г.-М., 1910.-с.2

[3] www.ateism.ru/cgi-bin/atheism/msgbook/tema.

[4] Великий князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславович Черный: Речь С.М. Шпилевского в день шестисотлетия годовщины смерти Федора, 19 сентября 1899года. Издание Ярославской губернской ученой архивной комиссии, Ярославль, 1999.

[5] Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч.,т.1 , М.,1963; Греков Б. Д.,Якубовский А. Ю., Золотая Орда и её падение, М. — Л., 1950; Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960; Татаро – монголы в Азии и Европе. Сб. ст., М., 1970;Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники, М., 1967; Каргалов В. В., Освободительная борьба Руси против монголо-татарского ига // Вопросы истории. - 1969.- № 2—4.

[6] Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX- XVII вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

[7] История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х г.г. XXвека. /А. М. Пономарев, В. М. Марасанова, В. П. Федюк и др.; Отв. ред А. М. Селиванов.- Ярославль: Ярославский гос. университет, 2000.-С. 40-41; Козлов С. А., Анкудинова А. М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века: Учебное пособие.- Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 1997.

[8] Жизнеописания угодников божьих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии./Cост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905 ; Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.- С .103-104; Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): Историч. очерки. – Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс»,1999; Святой великий князь Федор Ростиславович Черный, ярославский и смоленский. Взгляд с порога 20 века/ Сост. вступ. статья и подгот. текста А.М. Рутмана. – Ярославль: Александр Рутман, 1999.

[9] Карамзин указывал, что это был хан Ногай, митрополит Иоанн (Вендланд) считает, что это был Менгу-Темир.

[10] Ярославское княжество образовалось в 1218 году уже после того, как город Ярославль, основанный в начале XI в. Ярославом Мудрым, превратился из отдаленного волжского форпоста Ростово-Суздальской земли в город значительный, самостоятельный, развивающийся, имеющий и строящий красивые церкви.

Первым Ярославским князем был Всеволод ( 1218-1238), получивший город в удел от отца, ростовского князя Константина. К Ярославлю относились также «Угличе поле, Молога и страны Заволгские до Кубенского озера».[10] Князь Всеволод Константинович пал в сражении с татарами на реке Сити 4 марта 1238 года с великим князем Юрием ( Георгием) Владимирским.

Князь Всеволод имел двух сыновей – Василия и Константина – от Марины, дочери князя Олега Курского, с которою Всеволод сочетался браком в 1227 году. Смерть отца застала их еще детьми, не старше 10 и 9 лет. Тем не менее Василий наследует отцу на ярославском столе.

В 1245 году, когда Василию было около 17 лет, он вступает в брак с княжной Ксенией, а уже в 1249 году, т.е. не старше 21 года, умирает, оставив после себя дочь Марию и сына Василия. Мария выходит замуж за Федора Черного.

[11] Головщиков К.Д. История города Ярославля.- Ярославль, 1989.-С.50

[12] В 1278 году умирает брат Федора, Глеб Ростиславович. Смоленским князем становится Михаил Ростиславович, который через год умирает. Смоленское княжество переходит к Федору как вотчина, т.е. как наследство от отца. Он остался единственным наследником княжеств. Не понравился переход Смоленского княжества к Федору племянникам, которые считали его своим городом и думать забыли о существовании дяди. В особенности недовольны были сыновья старшего брата, Роман Глебович и Александр Глебович. Но Федор принял решение назначать в Смоленске наместников. Им стал младший племянник, Андрей Михайлович. Роман Глебович в 1285 году напал на Смоленск, намереваясь отнять его у дяди, но не смог, а только поджег пригород и вернулся назад. Борьба за Смоленск продолжалась несколько лет и за год до своей смерти Федор с большим войском крепко бился под Смоленском, но не смог взять город и возвратился в Ярославль.

[13] Жизнеописания угодников божьих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии./ сост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905.

[14] Первое чудо совершилось с иереем и его сыном, которые были больны болезнью телесной. Получив внезапное исцеление от своей болезни, они сразу сообщили об этом. Все присутствовавшие при этом были удивлены, поражены и прославили Бога. Тотчас же был отслужен водосвятный молебен.

Второе чудо совершилось в храме во время водосвятного молебна. На молебне присутствовали две женщины страдавшие слепотой. Когда они были окроплены освященной водой, получили прозрение.

[15] Традиционная иконография ярославских удельных князей запечатлена на фреске XVI в. Благовещенского собора московского Кремля на юго-западном столпе хор. Подобные изображения ярославских святых можно увидеть на покрове 1501 г. и на подвесной пелене XVII века из собрания ГИМа, на двух иконах XVI и XVII вв. из собрания Н.П. Лихачева. В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике хранится большая житийная икона «Ярославские святые князья Федор, Давид и Константин» (XVI в.), ранее находившаяся в церкви Чудотворцев Спасского монастыря.

[16] Жизнеописания угодников божьих,живших в пределах нынешней Ярославской епархии./ сост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905.

[17] Князь Федор ( Черный) ; Митрополит Гурий ( Егоров) : Историч. очерки / Книга подготовлена к изданию духовными чадами митрополита Иоанна (Вендланда) по благословлению архиепископа Ярославского Ростовского Михея. – Ярославль: Изд-во «ДИА- пресс»,1999.