Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Вшироком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, раз

 

             

Вшироком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, раз

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Психология управления как самостоятельная научная дисциплина. 5

1.1. Система понятий. 5

1.2. Подходы на основе различных школ управленческой мысли. 9

1.2.1. Школа управления, или количественный подход. 9

1.2.2. Классическая школа управления. 11

1.2.3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. 13

1.2.4. Школа науки управления (1930 г. — по настоящее время) 17

2. Психология управления. 18

2.1. Методологические подходы к управлению.. 18

2.2. Структура управления. 20

2.3. Понятие и сущность менеджмента. 23

2.3. Функции управления. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

ЛИТЕРАТУРА.. 32


ВВЕДЕНИЕ

В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в..

Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э. В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

Сократ (теоретик управления в Др.Греции) считал, что основой управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы правления. Его взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения – «Государь», «Искусство войны».

На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, «отец научного менеджмента» Тейлор. Система Тейлора называлась «системой выжимания пота».

В Европе проблемами управления начал заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги «Общее промышленное управление» Анри Файоль, который создал «теорию администрации».

В России проблемами управления в XIX - XX в.в. занимались М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Н.С. Мордвинов, а после Октябрьской революции – А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Гастев.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня, когда практика на несколько шагов опережает теорию, одной из важнейших задач современного управления является применение научных данных, полученных психологией управления на всех этапах её развития.

В настоящее время в технологически передовых предприятиях развитых стран важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда.

Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого — не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех рангов. Руководитель современной организации — не солист, а дирижер хора, согласованность которого определяет гармоническое развитие дела, которому он служит.