Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Методическое письмо Осоставлении рабочей программы к учебному предмету «Русский (родной) язык» Всоответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

 

             

Методическое письмо Осоставлении рабочей программы к учебному предмету «Русский (родной) язык» Всоответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 26, телефон/Факс: (4152) 42-50-73

E-mail: ipkppk@mail.kamchatka.ru; www.kamipkpk.ru

Методическое письмо

О составлении рабочей программы к учебному предмету «Русский (родной) язык»

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы . Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяют основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны эти программы на количество часов, отведенных на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru).

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Разработка рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины как нормативного документа – одна из проблем большинства образовательных учреждений Камчатского края, которая обусловлена отсутствием методических основ и рекомендаций по их составлению.

Данное методическое письмо призвано ответить на основные вопросы, возникающие у работников образования при разработке Рабочих программ: «что такое рабочая программа?», «кто ее разрабатывает?», «какова ее структура и содержание?», «кем она утверждается?».

Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их ивное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «Примерная (типовая) учебная программа», «Авторская программа» и «Рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от

07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую . Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения , характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможнос ти методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся конкретного класса , отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении ( например, проблему, над которой работает школа ).

Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Структура рабочей программы

Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении

учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.

Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:

· требований федеральных компонентов государственных

образовательных стандартов;

· обязательного минимума содержания учебных программ;

· максимального объема учебного материала для учащихся;

· требований к уровню подготовки выпускников;

· объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом

образовательного учреждения для реализации учебных предметов,

модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной

деятельности в каждом классе;

· познавательных интересов учащихся;

· целей и задач образовательной программы школы;

· выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического

обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:

· титульный лист;

· пояснительная записка;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· учебно-тематический план;

· содержание программы учебного курса;

· календарно-тематическое планирование;

· средства контроля;

· учебно-методические средства обучения.

Обращаем Ваше внимание, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса

Данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Титульный лист содержит:

· наименование образовательного учреждения;

· гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа

руководителя образовательного учреждения);

· название учебного курса , предмета, дисциплины (модуля);

· Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс ,

предмет, дисциплину (модуль);

· класс (параллель), которым изучается учебный курс , предмет,

· дисциплина (модуль);

· год составления программы.

Примерный титульный лист представлен в приложении 1 .

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

1. Название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования

системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения); изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;

3. Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для

контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

4. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,

в т.ч. количество часов для проведения контрольных , практических работ, экскурсий, проектов исследований;

5. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего

контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении и с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении . Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32)

Пояснительная записка должна быть лаконичной . Пример пояснительной записки к Рабочей программе описан в Приложении 2.

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся » представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся.

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу ( Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32)

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

· описываться через действия учащихся;

· обозначать определенный уровень достижений;

· быть достижимыми и подлежащими оценке;

· описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать …

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся помогут таблицы, данные в Приложение 3,4.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение уроков развития речи, зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Примерная форма учебно-тематического плана представлена в Приложении 5.

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает ивное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. При разработке рабочей программы учитель должен помнить, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому (родному) языку включает три раздела : содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции ; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций ; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции . Эти содержательные линии должны быть отражены в программе.

Календарно-тематическое планирование направлено на четкую организацию работы учителя, позволяет ему корректировать учебный процесс и прохождение программы. Пример календарно-тематического планирования представлен в Приложение 6.

Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля » включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.

Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе должно быть приложено 5 пакетов контрольных работ.

Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы Устные – перечень вопросов и заданий.

Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники

упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть

классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)»,

«Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать

требованиям к библиографическому описанию.

Пример оформления «Литературы» представлен в Приложении 7.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание Рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

Рассмотрение и утверждение программы

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно

при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1 . Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 2 . Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач

образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3 . Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

Шаг 4 . Оформить требования к уровню подготовки выпускников.

Шаг 5 . Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

Шаг 6 . Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 7 . Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).

Шаг 8 . Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9 . Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10 . Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11 . Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию

методических рекомендаций . При этом разработчик может оперировать

предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.

Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна

стать полноценная и эффективная Рабочая программа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. //

Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в

документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

3. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих

программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного

учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов,

2008. – 10 с.

4. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 272 с.

5 .Солянкина Н.Л. Как составить Рабочую программу курса. Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.

6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов — СПб:

Питер, 2001. — 544 с.

7. Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для

разработки рабочих учебных программ по технологии // www.prosvipk.

ru/demo.

Приложение 1

Примерный формат титульного листа

(полное название образовательного учреждении )

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

№ _______ от_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_______________________________________________________________ в_______классе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

___________________________

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

2011г.

Приложение 2

Примерная пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

(на примере учебного курса русский язык для 9 класса)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» , характеризующий систему организации образовательной деятельности по учебному курсу «Русский язык» в 9 «В» классе на базовом уровне, специальными целями которого являются формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся.

Рабочая программа составлена на основе

· Приказа Министерства образования и науки Камчатского края «О внесении изменений в приказ управления образования администрации Камчатской области от 14.08.2007 № 630 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования» от 29.01.2010 года;

· Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. 10 – е издание.- Москва: «Просвещение», 2009г.

· Бархударов С.Г., Крючков, С.Е.Максимов, Л. А.Чешко. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010г..

· Базисного учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» на 2010\2011 год.

· Положений МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» о системе оценок, форм, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся (Протокол педсовета №1 от 29.08.10г)

Концепция рабочей программы 9 «в» класса ориентирована на использование базового учебника русского языка для 9 – го класса под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Камчатского края в 2010-2011 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений:

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени, из них на проведение контрольных работ - 9 (2 административных), практических работ- 6, проектов исследований -4, уроков развития речи - 15. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ-СОШ №36, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Цели обучения русскому языку в 9– м классе :

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

· обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;

· освоение знаний о русском язык, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.

В соответствии с методической темой школы « Повышение эффективности качества образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий на основе компетентностного подхода» формы организации учебного процесса направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся : сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты миниов, метод проектов, презентаций; (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку.

В связи с тем, что многие учащиеся 9в класса выбрали новую форму ГИА, в рабочую программу внесены изменения. Количество часов учебного времени на изучения материала по разделам «Сложное предложения» сокращены за счет внедрения в образовательный процесс блочной технологии. Это позволяет выделить часы для проведения уроков повторения орфографии и пунктуации, а также для уроков развития речи и городских репетиционных работ в течение учебного года.

Уроки развития речи построены с учетом требования ГИА. С целью проверки знаний и умений учащихся предполагаются различные формы контроля. Среди них тестовая проверка, которая позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, интерактивные формы контроля, в также традиционные виды проверки: диктанты с грамматическим заданием, дифференцированные контрольные работы.

Используемый учебно-методический комплект:

1) Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. 10 – е издание.- Москва: «Просвещение», 2009г.

2) Бархударов С.Г., Крючков, С.Е.Максимов, Л. А.Чешко. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.

3) Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе.- М.: Просвещение,2006

4) Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс.- М: Вако,2007.

Приложение 3

Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов

Знание/

понимание

( факты, определения,

терминология)

Умение (способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов , совершенствование всех видов речевой деятельности)

Применение

(использование на

практике

Анализ

(разделение на части

для видения

структуры объекта):

Синтез

(комбинирование,

получение целого,

обладающего

новизной):

Оценка

(оценивает

значение):

- узнает

- распознает

- воспроизводит

- перечисляет

- дает определение

- указывает

- подчеркивает

- формулирует

правила

- припоминает

- кратко излагает

- объясняет

- приводит примеры

-расставляет по порядку

- выполняет

последовательность

действий

- сравнивает

- задает вопрос

- сравнивает по

аналогии

- рассуждает

классифици-

рует

- описывает

- разбивает

- различает

- исследует

- соотносит

устанавливает

причинно-

следственные связи

- находит и выделяет

вспомогатель

ную

задачу

- определяет

- опровергает

- вычленяет часть от

целого

-сообщает

-разрабатывает план

-разрабатывает

модель

-конструирует

упорядочивает

- создает алгоритм

- обобщает

- интегрирует

- организует

- строит

переформулирует

- доказывает

-комплексно

сравнивает по собствен-

ному

основанию

высказывает

суждение обсуждает-

дает рекоменда-

ции

проектирует

прогнозирует

критически мыслит

интерпрети-

рует

- вносит изменения

- повторяет

стандартную

процедуру

- выполняет

известный алгоритм

демонстрирует

- применяет

- преобразует

- переносит

- находит

- подбирает

Приложение 4.

Общие цели обучения, глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и ключевые вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие

Уровни учебных

целей

(уровень

усвоения

содержания)

Общие

цели обучения

Глаголы для

формулировки

конкретных учебных

целей-результатов

Ключевые

вопросы

для заданий

1. Знание

Эта категория

обозначает

запоминание и

воспроизведение

изученного

материала - от

конкретных

фактов до

целостной теории.

Знание

конкретных

данных

Знание средств

и способов

действия с

конкретными

данными

Знание

категорий и

общих понятий

Определяет, подбирает,

обозначает, выбирает,

(значение термина),

называет (конкретный факт,

дату, событие, место);

констатирует (факт)

Идентифицирует (символ),

перечисляет (этапы

процесса), описывает

(метод)

Цитирует (правило),

излагает (принцип, закон,

теорию), вспоминает

название (теории),

воспроизводит (структуру)

Сколько…

Кто…

Что…

Когда...

Кем…

Где …

Понимание

Показателем

понимания может

быть

преобразование

материала из

одной формы

выражения - в

другую,

интерпретация

материала,

предположение о

дальнейшем ходе

явлений, событий.

Перевод

Интерпретация

Экстраполяция (распространение выводов, полученных их наблюдения над одной частью явления , на другую его часть).

Переструктурирует (в

сокращенной форме),

переформулирует,

пересказывает (своими

словами), приводит

примеры, переводит

(таблицу в график)

Различает (существенное,

несущественное) объясняет

(схемы и графики,

использование методов),

обобщает, суммирует

(факты)

Показывает, фиксирует

следствия (из данных

фактов).

Какой пример

соответствует…

Какова главная

идея…

Правильно ли я

понимаю, что это означает…

Можете ли Вы

объяснить...

Как можно

перефразировать

(резюмировать)…

3. Умения.

Анализ

Эта категория

обозначает умение

разбить материал

на составляющие

так, чтобы ясно

выступала

структура.

Анализ

элементов

Анализ связей

Анализ

организацион-

ных принципов

Различает (логические

ошибки, позиции,

допущения и т.п.);

дифференцирует, выделяет

(компоненты модели);

распознает (скрытые

значения); идентифицирует

(допущения, причины),

выделяет (сходства и

различия); распознает

(предубеждения,

пристрастность), отличает

(факты от мнений)

Вскрывает, схематизирует

связи (между фактами и

следствиями);

реконструирует

(взаимодействия и

взаимоотношения); сверяет

(гипотезу с данной

информацией)

Схематизирует (модель),

выделяет (структуру

работы)

Как… связано с…

В чем различие...

Каковы основные

допущения…

Каковы возможные

мотивы…

Каковы

составляющие...

Как можно

классифицировать

Какие

подтверждения

можно привести…

Что

свидетельствует о

Каковы отношения

между…

Синтез

Эта категория

обозначает умение

комбинировать

элементы, чтобы

получить целое,

обладающее

новизной.

Получение

нового знания

на основе

освоенных

умений

Порождает (уникальное

сообщение, оригинальную

идею), создает (аппарат,

метод, модель),

разрабатывает (схему для

классификации

информации, модель),

сочиняет (стихотворение,

рассказ, эссе), планирует,

Как можно

адаптировать …,

чтобы создать

иное….

Что можно

предложить, чтобы

минимизировать

(максимизировать)

20

составляет (план

эксперимента), интегрирует

(решения проблем),

комбинирует, разрабатывает

(схему для классификации),

объединяет, суммирует

(знания из разных областей

в план для решения

проблемы), реорганизует,

модифицирует в новую

целостность (идеи,

материал, процесс), делает

дедуктивные выводы из

абстракций, делает

индуктивные выводы из

конкретной информации.

Как можно

адаптировать …,

чтобы создать

иное….

Что можно

предложить, чтобы

минимизировать

(максимизировать)

Как можно

объединить …

По какому

критерию могут

быть объединены...

Что должно быть

объединено, чтобы

подтвердить …

Как … включить

в…

Оценка

Эта категория

обозначает умение

оценивать

значение того или

иного материала.

Оценка

событий,

процессов,

деятельности

Судит, оценивает

(логическую

последовательность

письменного материала,

соответствие выводов

данным), сравнивает (идеи),

заключает, сопоставляет,

противопоставляет,

критикует, описывает,

различает, распознает

(субъективизм), объясняет,

подтверждает,

интерпретирует, соотносит,

суммирует, поддерживает,

аргументирует, проверяет

(убедительность

доказательства)

Вы согласны...

Почему выбрано

именно это…

Будет ли лучше,

если …,;

Почему…;

Что можно

предложить,

чтобы...;

Как это можно

оценить, с

позиции...;

Каковы логические

противоречия...;

В чем сильные и

слабые стороны…;

На чем

основывается

утверждение... .

3. Применение

Эта категория

обозначает умение

использовать

изученный

материал в

конкретных

условиях и новых

ситуациях.

Применение

знаний в

практике

Изменяет, подсчитывает,

демонстрирует (правильное

использование метода или

процедуры), обнаруживает,

манипулирует,

модифицирует, действует,

приготавливает,

производит, относит,

решает, показывает,

использует (понятия и

принципы для анализа

новых ситуаций), применяет

(законы и теории к

ситуациям практики).

Что будет

результатом,

если…;

Как применить

для…;

Можно ли

использовать …

для …;

Как можно решить

… проблему,

используя знания

о… .

Приложение 5

Примерная форма учебно-тематического плана

раздела /

темы

Наименование

разделов и

тем

Всего

часов

В том числе

Уроки развития речи

Контроль

1.

1.1.

1.2.

и т.д.

2.

2.1

2.2

и т.д.

Итого

Приложение 6

Примерная форма календарно-тематического планирования

урока

Дата

Тема урока

Примечания

Приложение 7

Фрагмент оформления раздела «Литература»

Основная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. 10 – е издание.- Москва: «Просвещение», 2009г.

2. Бархударов С.Г., Крючков, С.Е.Максимов, Л. А.Чешко. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010г..

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. –М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература:

1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс . –М.: Просвещение, 2008.

2. Павлова Т.И., Н.А.Раннева. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010

3. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2010