Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Лекция по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему: «Христианские понятия «свободы» и«добра» в современном искусстве»

 

             

Лекция по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему: «Христианские понятия «свободы» и«добра» в современном искусстве»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23» города Дзержинска Нижегородской области

по дисциплине «Мировая художественная культура»

на тему: «Христианские понятия «свободы» и «добра» в современном искусстве»

(ХХ – XXI вв.)

Выполнила :

Парфенова Наталья Николаевна,

10 класс «А»

Руководитель:

Пащенко Марина Олеговна,

учитель музыки, истории и МХК,

высшая квалификационная категория

Дзержинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.Христианские понятия «свобода» и «добро» . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Духовная свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2. «Свобода» и «добро» в искусстве ХХ – XXI вв. . . . . . . . . . . . . 9

2.1. Современное христианское искусство . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Список использованной литературы и источников информации . . . . . 19

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

ВВЕДЕНИЕ

В основе христианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мира Творцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспечения полной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особым Божьим творением.

Христианское мировоззрение связано с представлением о необходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучая творение, мы познаем Творца. Использование религиозных сюжетов в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего: нерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционные религиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием.

Как связано искусство с нашей духовной жизнью?
Как оно связано с поисками истины и с проблемой зла? Как связано искусство с христианскими понятиями «свобода» и «добро»? В своей работе я хочу ответить на эти вопросы.

Цель исследования : проследить, как отражаются христианские понятия «свободы» и «добра» в современном искусстве ХХ – XXI вв.

Задачи:

1. Изучить понятия «свобода» и «добро» с точки зрения христианского мировоззрения.

2. Выявить направления и стили современного искусства, которые противоречат христианским понятиям «свободы» и «добра».

3. Познакомиться с современным христианским искусством.

Актуальность. В наше время необходимо возрождать духовно-нравственные ценности, жить по христианским законам. И если христианское понятие «свобода» - это категория «добра», то необходимо жить и творить по этим законам, увеличивать интерес общественности к этой тематике.

1. ХРИСТИАНСКИЕ ПОНЯТИЯ «СВОБОДА» И «ДОБРО»

Свобода, дарованная Богом, это способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. Бог является свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.

Созданный по Образу Божьему человек также обладает даром свободной воли. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» [8].

Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен сам Бог. Однако после грехопадения человек встал на путь зла. Грехопадение произошло от злоупотребления свободы, которую Бог создал добротою. После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом.

Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.

Социальные и прочие внешние свободы приобрели в жизни и сознании современного человека первостепенную значимость. Там, где христианская любовь не поставлена во главу угла, не может быть истинной свободы, кроме «свободы» страсти, греха, зла. Внешние свободы не могут быть самоцелью. Они, с точки зрения православного понимания человека, – одно из возможных, но не обязательных условий для достижения главной цели христианской жизни – свободы духовной, и всегда должны быть ограниченными, чтобы стать полезными.

Принцип «свобода ради свободы» в современном цивилизованном мире губит все большее число людей. Без христианского духовно-нравственного критерия нет реальной возможности положительно решить вопрос о внешних свободах. Свобода в последние двадцать лет понимается как свобода совершать любое беззаконие и насилие. Православное христианское толкование свободы – это, прежде всего понимание, для чего нужна свобода, где нравственный ее ориентир. В Евангелии четко заложена нравственная подлинная положительная цель в жизни человека на земле. А если это исчезает, то свобода совести превращается в свободу от совести.

Свобода – категория глубоко христианская, внутренний дух, связанный с Богом. Именно внутренняя свобода – гарант свободного существования общества. Свобода включает многоаспектные формы проявления: внутренняя и внешняя свобода, свобо­да воли, свобода выбора, интеллектуальная свобода, свобода творчества, политическая свобода, нравственная свобода, духовная свобода и т.д. В современном толковании большее внимание уделяется проблеме внутренней свободы. Она рассматривается как возможность и спо­собность человека быть самостоятельной, ответственной и творческой лич­ностью, обладать волей принятия решения, иметь волю сделать отве­чающий желаниям человека выбор и нести за него ответственность.

Нравственная свобода – наиболее конкретное выражение внутренней сво­боды. Она является результатом не просто воли, а доброй воли, т.е. это деятельность, связанная с ситуацией морального выбора. Объек­тивной предпосылкой нравственной свободы является высокий уровень нрав­ственного сознания субъекта, гармонизация отношений человека с окружающим его миром, с обществом, с другими людьми. Уровень нравственного сознания, необходимый для проявления нравственной свободы, основывается на таких качествах как самодостаточность человека, духовная устремленность, лич­ностная зрелость. Обладая этими характеристиками, человек становится способным самостоятельно, без внешнего принуждения или какой-либо необходимости, на основе личного усмотрения, повинуясь соб­ственным убеждениям и собственной воле, совершать поступки и чувствовать себя личностью.

Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Любящее существо, делая истинное добро кому-то, тем самым делает добро и всему миру, и себе.

В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра является соответствие его воле Божией. Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. В Евангелии добро — это, прежде всего, дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного. А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути, спасти душу [1]. Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога [1].

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему или окружающим. В житейском смысле термин Добро относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

Таким образом, христианские понятия «свобода» и «добро» дарованы Богом. Каждый человек сам выбирает для себя критерии свободы и добра. Но для истинных христиан свобода – это показатель развития духовности человека, а добро – источник духовного совершенства.

1.1. ДУХОВНАЯ СВОБОДА

Свобода духовная означает власть человека над самим собой. Такая свобода приобретается только при правильной христианской жизни, делающей христианина способным к общению с Богом, почему Апостол Павел и пишет: «...где Дух Господень, там свобода» [1].

Апостол называет человека, достигшего духовной свободы, новым, подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела по образу Христа. Напротив, живущего греховно называет ветхим, рабом, как не имеющего силы следовать тому, о чем ему говорят и вера, и разум, и совесть – и о чем он хорошо знает, что оно является для него благом [1]. Это состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе Апостол Павел описывает в следующих ярких словах: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» [1].

Религиозная свобода – это право открытого исповедания и практического осуществления своих религиозных убеждений как индивидуально, так и коллективно. С этой стороны религиозная свобода ничем не отличается от тех важнейших социальных свобод, или прав человека, которым в современном мире придается исключительное значение. Все эти соображения позволяют понять принципиальную христианскую позицию по вопросу отношения к свободам, которые должны предоставляться обществом каждому своему члену для его достойной жизни и полноценного развития. Эта позиция заключается в том, что все условия существования человека, включая и свободы, никогда не могут рассматриваться в качестве самоцели. Они только средства, которые призваны служить великой цели – возведению каждой личности в достоинство нового человека. С христианской точки зрения положительно могут быть оценены только те гражданские права, которые своей целью имеют пользу, благо человека, но не свободу саму по себе, безотносительно к реальной жизни. Абсолютная духовная свобода есть свойство Бога. Достигли великой свободы подвижники, очистившиеся от страстей. Относительной духовной свободой обладает каждый «обычный» человек. Потеряли ее ожесточившиеся во зле, в хуле на Духа Святого и ставшие неспособными к добру [1]. Истинная духовная свобода человека развивается только «в границах» бесконечной благости Божией. Потому Апостол Павел говорит: «Где дух Господень, там свобода». Напротив, свободы и права, утверждаемые не на идее христианской любви, оказываются вне того, что на человеческом языке можно именовать благом, жизнью и самой свободой. А что вне этого, очевидно – зло, страдание, рабство. Каков же путь обретения свободы? Вот как на этот вопрос отвечает Иисус Христос: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”; “Я есмь путь и истина и жизнь” [1].

Познание истины — не просто знание о Боге, но соединение с Богом. Познать истину в христианстве — значит пребывать в слове Христовом, быть учеником Христа, жить со Христом. Свобода, которая не ограничена любовью, страшна, превращается в свободу страстей. беззаконие или грех. Апостол Иоанн так и пишет: «И грех есть беззаконие». Но «всякий делающий грех, есть раб греха» [1] – такова одна из серьезнейших аксиом христианской психологии. Именно такая «свобода» явилась тем изначальным искушением, которое, предложив «свободу» от воли Божией путем познания добра и зла, победило первого человека и побеждает его потомков, открывая двери вседозволенности и порождая рабство похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Это понимали даже древние языческие мудрецы. Эпиктет, например, писал: «Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно – свободен» [6].

2. «СВОБОДА» И «ДОБРО» В ИСКУССТВЕ ХХ – XXI ВВ.

Современное отечественное искусство это результат общественного и культурного развития нескольких десятилетий. Мы живем в богоборческой атеистической и агрессивной культуре, которая в России взошла в предреволюционные годы. Если главной ценностью христианской культуры является праведная жизнь во Христе, то для культуры светской, гуманистической главные ценности – жизненное счастье человека, благо государства. Православная культура понимается, то как идеал, то как прерванная традиция, то как церковная культура, то как одно из направлений современного художественного творчества. В России христианская культура первенствовала со времени Крещения Руси до Петра, потом ее начала вытеснять культура светская.

С начала ХХ века появилась демоническая культура. Ее главной ценностью является транс, свобода как произвол, свобода как разрушение, свобода как предельное выражение человеком самого себя. Очень немногие люди это сознают, по двум причинам: прежде всего, потому, что продолжает существовать христианская культура. Более того, она сейчас переживает время своего относительного возрождения. Во-вторых, продолжает существовать гуманистическая культура. Даже в таких новых формах искусства, как кино, которое по природе своей весьма агрессивно, человек может сделать очень многое.

Например, творчество Андрея Тарковского. Хотя это трудные фильмы, это тяжелое испытание для зрителя, мы понимаем, что в этих фильмах есть настоящая подлинность, настоящая доблесть человеческая. Ценность Тарковского в том, что он выявил какое-то мало различаемое и мало познаваемое содержание нашей жизни. Это настоящее гуманистическое искусство, стоящее в одном ряду с произведениями таких великих мастеров, как Рембрандт.

Существует мнение, что в большинстве фильмов, особенно в голливудских, добро побеждает зло. Это мнение очень поверхностно. То, что позиционируется в большинстве современных фильмах как "добро" - далеко не всегда соответствует этому понятию даже с точки зрения общепринятой этики и морали, а христианским ценностям - вообще соответствует крайне редко и, как правило, в искаженной до неузнаваемости форме. Например, фильм Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" - очень яркое эмоциональное кино, в котором мастерски выражен бунт личности против тоталитарной системы, но какой бунт? Сравнивая впечатления от фильма с впечатлениями, например, от книги об отце Арсении или других новомучениках, где тоже личность противопоставленна тоталитарной системе, мы видим свидетельство о том, как зло побеждалось добром, по-христиански.

Перемены в искусстве ХХ века начались с кубизма П. Пикассо (Приложение 1). В России ранние работы Пикассо появились до революции в собрании Сергея Ивановича Щукина. Он привез из Парижа тогда полотна Гогена и Матисса. Эти картины увидел наш религиозный философ – Николай Бердяев, который назвал картины Пикассо «черными иконами». Он говорил, что из них истекает какая-то «черная благодать». Этой фразой он сказал самое главное о той культуре, которая только-только начала себя проявлять. Это культура демоническая по своей природе, так как
кубизм – это разрушение формы и демонизация человеческого сознания.

Всё, что создаёт художник, может быть прекрасным и эстетически истинным, но тем не менее содержать ложь! Очень глубоким по смыслу является высказывание апостола Павла о том, что "сам сатана принимает вид Ангела света" [1], т.е. сама красота может быть сосудом для лжи.Абстракционизм В. Кандинского, беспредметность К. Малевича – это «скрижали» современной культуры. В 1913 году появились произведения Кандинского под названием «Композиция 6», «Композиция 7» (Приложение 2), являющиеся разрушением предмета. Но Кандинский, в отличие от Пикассо и Малевича, был благочестиво воспитанным человеком, он не хотел зла, он хотел добра, но заблуждался. Он творил в уповании на то, что откроется новый мир. Этот новый мир открылся – демонический. Кандинский со свойственным русским прямотой, решимостью и жертвенной полнотой до конца прошел в этом своем стремлении. Он действительно разрушил предметный мир, создав демонический мир.

На выставке «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее на Крымском валу была представлена работа современного художника под названием «Икра» (Приложение 3) . Автор взял золоченый оклад от иконы и накрыл ею паюсную черную икру, сфотографировал это и выставил. Он выставил на посмешище святыню, чтобы выявить свою свободу, вдохновиться этим черным вдохновением. Искусствоведы, которые устроили эту выставку, считают, что искусство имеет право на особое пространство, т.к. оно находится в особой плоскости. Искусство якобы имеет право на безапелляционную свободу. А началась эта свобода как раз в начале прошлого века с Пикассо. Поэтому, когда говорят «современное искусство», надо говорить «современное НЕискусство». Именно это и называется современным неискусством. Самое главное в этом неискусстве – преодолеть границу свободы творчества. Если же рассматривать вышеназванные произведения со светской точки зрения, то творчество Кандинского, Малевича, Пикассо, Гогена и Матисса имеет огромное значение для развития светской мировой культуры. И если рассуждать только с современной, нехристианской точки зрения, то мы можем согласиться с теми же искусствоведами, показавшими миру «Икру».

Все виды искусства, а в особенности, музыка, могут глубоко воздействовать на эмоциональную сферу жизни человека, достигая наших сокровенных эмоциональных нужд. А человеческие эмоциональные, душевные переживания неизбежно сопровождают не просто нашу текущую жизнь, но и поиски истины, смысла жизни, мировоззрения.

Но есть ли такие стили и направления в музыке, которые не должны слушать христиане по причине, что они не угодны Богу? Библия не содержит никаких ограничений на музыкальные стили и направления, которые могли бы использоваться или слушаться христианами. Для христиан важен не стиль или форма музыкального произведения, а его содержание.

Нам следует помнить это при обсуждении современных форм и стилей музыки. Слишком часто некоторые из нас настаивают на том, что музыка, угодная Богу, должна быть угодной и для нашего собственного сердца. Но ведь музыка меняется от культуры к культуре и от поколения к поколению, а многие из нас наслаждаются только узкой областью музыкальных стилей. Можно напомнить слова апостола Павла: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого…" и "Для чистых всё чисто; а для осквернённых нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" [1].

В связи с тем, что рок-музыка часто используется в сатанинских целях, напомним, как в той же главе апостол Павел говорил, что жертвенное мясо, посвящённое идолам, вполне приемлемо для употребления в пищу теми, кто свободен во Христе питаться тем, что Бог сделал чистым. Вот почему художник-христианин так нуждается в смирении. Подобно Баху, который приложил к своим сочинениям слова "Soli Deo Gloria", он не должен никогда отходить от приоритета поиска прославления Бога во всём, что он творит. Произведения искусства могут быть такими же свидетелями Благой Вести, как и индивидуальная жизнь христианина.

Христиан­ское миропонимание в искусстве постоянно соседствует с обычными человеческими переживаниями. Религиозная мысль бы­ла укоренена в сознании русского человека. Она твердо стояла на том, что Божья сфера - это нечто отличное от мирской стихии. Вместе с тем Божий свет присутству­ет в обычной жизни. Христианскую философию и приверженное ей искусство несколько столетий увлекала тема Божьего промысла. Это была как бы вселен­ская задача искусства. На этом пути оно оперировало нрав­ственными понятиями.

Даже с появлением проблемы социализма тема Божьего промысла не исчезла. Она ощу­щается на протяжении всего XX века, то затушевываясь, то вспыхивая вновь, но в ином преломлении. Сознание неразделенности духовной и материальной жизни рождает «богословие культуры», которого придерживались многие просвещенные умы XX столетия, в том числе Петр Чаадаев, Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Васи­лий Розанов и другие.

Архимандрит Федор Бухарев считал, что отвержение чего бы то ни было истинно человеческого есть уже посягательство на самую благодать Христову. Искусство XX века должно было отражать Божий мир в его материально прекрасных качествах или в духовном свете. Воспринимая мир через призму религиозного сознания, искусство должно постоянно иметь в виду божественное происхождение мира. Практически оно должно восхищаться Божьим творением, воплощенным в красоте природы, водных стихий и небесных светил. Свобода личности, о которой так мечтает человек, открывается в единении с Личным и Живым Богом, призвавшим человека к особому пути свободы — к творчеству жизни.

2.1. СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Что такое современное христианское искусство и может ли оно существовать? Опыт проведения трех больших выставок в городе Лесосибирске (Приложение 4) Красноярского края показывает, что такое искусство живет и идет по пути поиска, осмысления и обретения Истины, которая есть сам Христос [12].

Современное христианское искусство включает в себя все виды и жанры: живопись, графику, скульптуру, керамику, различные техники декоративно-прикладного направления, концептуальные проекты-акции. Объединяющим же незыблемым началом современного христианского искусства является христианское миропонимание, которое художники и скульпторы реализуют в своих работах.

Душа художника может быть разной, но душой подлинного творца она становится только тогда, когда зовет к добру и созиданию, помогает достойно донести каждому свой собственный крест и не споткнуться. Таких художников и собирает вокруг себя Музей современного христианского искусства.

В 2000 году состоялась первая выставка современного христианского искусства в Крестовоздвиженском приходе города Лесосибирска, где впервые прозвучала и воплотилась в искусстве мысль, что христианское искусство должно быть современным [12]. В 2009 году по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония в г. Лесосибирске состоялась церемония открытия Музея современного христианского искусства. На данный момент это уникальный православный музей - единственный в России!

В музее находятся не только и не столько иконы и пейзажи с храмами, а произведения, наполненные таинственным смыслом, понятным, тем не менее, даже неверующему человеку, способные подвести его к мысли о вечном. Всего в фондах музея хранится и постоянно выставляется более 140 живописных, 200 графических, 9 скульптурных и 25 декоративно-прикладных произведений. Выполнены они в различных жанрах: помимо привычных натюрмортов, пейзажей, портретов, здесь, в основном, произведения на библейскую тему [12].

Стили поражают своим разнообразием: здесь не только знакомый реализм, но и сюрреализм, элементы импрессионизма и экспрессионизма, абстракционизм, символизм, декоративизм и примитивизм и многие другие стили, для которых еще не найдены названия. В разных стилях работали многие художники из всех уголков нашей страны, но одно объединяет их творчество: искренность и глубина, направленность к широкому кругу зрителей; наконец, цель – помочь человеку не просто пассивно созерцать, но пропускать идеи, исходящие от картин, сквозь себя, через глаза и мозг.

Сейчас в музее проводятся уникальные экскурсии. Экскурсовод не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и раскрывает духовный смысл практически каждой работы. За годы существования выставок был наработан полноценный материал для экскурсии, в которой рассказывают о том, что стоит за каждой картиной. «Здесь можно взглянуть на картину "Церковный сторож" (Приложение 5, рис. 1) и услышать завораживающую историю о том, что это - реальная и загадочная личность, обычный человек, который со младенчества, будучи сиротой, жил при храме, рос не грамотным, и вот в старости стал прозорливым»[2].

На картине "Садом. Бегство Лота" (Приложение 5, рис. 2) изображены Лот с женой, которые бегут от страшной Божьей кары. Жена Лота, оглядываясь назад, превращается в соляной столп. Глубокий смысл этой картины понятен без слов: жена Лота оглядывается и смотрит прямо на нас - зрителей картины, т.е. Садом оказывается там, где находимся мы. В экспозиции музея представлено много интересных картин, которые также несут за собой глубокий смысл с духовной точки зрения.

Теперь у музея есть стены, правда совсем крохотные, т.к. под музей было отдано ветхое двухэтажное здание бывшей школы, в котором был произведен капитальный ремонт. Работники музея молятся Господу и надеются, что увеличение коллекции музея, множество гостей, которые приезжают посмотреть на такое чудо в маленькой российской глубинке, будет одарено и соответствующим зданием. Одно радует, что уже есть музей современного христианского искусства в России, который доступен всем. Возрастает востребованность такого музея по всей стране. Многие российские, в том числе московские художники, искусствоведы, научные деятели и просто люди знают о таком музее и ставят его в пример как единственный в нашей стране музей современного христианского искусства, и второй в мире после Ватиканского в резиденции Папы Римского.

Быть может, на заре XXI века каждый из участников и зрителей произведений музея зажжет в своем сердце от их красоты и добра собственную свечу. У кого-то она будет пока совсем тоненькая, а у кого-то уже и неугасимая, и в этом сердечном духовном свете нам всем будет легче отыскать в окружающей нас бесконечной суете и обыденности собственную дорогу к храму.

Цель музея современного христианского искусства – возрождение веры и культуры России путем возвращения общества к непреходящим духовным ценностям: Вере, Любви, Красоте, Доброте.

Современное искусство разлагает мир на отдельные элементы и изучает само себя. Вместо того, чтобы вести людей из мрака к свету, оно само погружается во мрак. Необходимо объединение духовного потенциала страны, в немалой степени с помощью этого уникального музея. Ведь путь художника на Руси всегда воспринимался путем просветителя или даже пророка. В этом – осознание особого предназначения художника. Отсюда исповедальность и абсолютная искренность его творчества.

Работы музея современного христианского искусства заставляют зрителя думать, приучают каждого к работе души и духа. В них есть и уважение к традициям, и стремление к новаторству. Для понимания всех видов творчества, в том числе в искусстве, важно, что “человек, созданный по подобию своего Творца, творит не существующие до того в мире образы, однако не из совершенного небытия, а вызывая их к жизни из некоего умопостигаемого мира и давая им бытие в мире эмпирическом” [4].

“Может ли быть творцом человек, сознательно отвергающий Христа и Его свободу?” Ответ на этот вопрос очевиден. Задача музея большая и сложная: на фоне коммерческой бездуховности показать иной образ жизни души и духа, призвать к миру, где есть Бог, где человек – высшее творение Божие. Показать, что случается с человеком, когда он забывает Творца. Хотелось бы, чтобы таких музеев было больше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство играет решающую роль в формировании мировоззрения каждого человека и общества. Объясняется это тем, что мировоззрение складывается не только из абстрактных идей и теоретических понятий, оно содержит не в меньшей степени образы, символы, мифы и повествования. Сама Библия подтверждает важность для человека таких побуждений искусства как воображение и творение образов.

Прежде всего, Сам Бог изображён в Библии творцом образов. Доминирующая тема в Ветхом Завете - сотворение Богом естественного мира сотворённых Им же объектов.

А в Новом Завете речь идёт о Воплощении Бога в осязаемой человеческой личности Иисуса Христа.

Вспомним, далее, что большая часть Библии состоит из литературных произведений - рассказов, поэм, притчей. Описанные в Библии ковчег, храм в Иерусалиме и картины Богослужения содержат много проявлений художественной красоты в предметах и образах архитектурных и изобразительных произведений как реалистического, так и фантастического характера, а также в музыкальном и вербальном сопровождении [1].

Искусство как таковое говорит истину о коренной сути людей, или, иначе говоря, о том, что есть основополагающее в человеческом опыте.

Если мы хотим узнать, к чему стремится или чего не хочет какой-либо народ, нам достаточно ознакомиться с его литературой, поэзией, песнями и изобразительным искусством. И по той же причине мы часто чувствуем, что нас больше учит искусство, чем сама жизнь.

В реальной жизни наиболее существенные ценности и потребности обычно затушёвываются явной сложностью и неизбежными трудностями нашей текущей жизни. А искусство, напротив, будоражит познание главных реальностей человеческого опыта - природы, семьи, любви и боли.

Искусство очищает наш опыт, удаляя несущественные наслоения и отвлечения. Искусство, таким образом, служит большой организующей силой в человеческой жизни по осознанию главных ценностей нашего опыта. В этом типе истины нуждаются христиане, поскольку это одна из связей их со всем человеческим родом.

Всё то, что сообщил Бог человеку в Библии, истинно, но не исчерпывает всего того, что знает он сам. И даже в наших межчеловеческих отношениях мы никогда не даём исчерпывающие сообщения друг другу, хотя мы и достаточно (но не абсолютно) понимаем друг друга.

Но если мы будем в постоянной связи с христианскими понятиями «свободы» и «добра», мы будем глубже познавать Истину, истинную Красоту и истинное Добро и творить во вселенной, в которой мы живем, то есть мы будем служить Добру в науке, искусстве, всей нашей деятельности и творить Добро.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., Российское Библейское Общество, 1994.

2. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М., 1997. С.57.

3. Герасимова Л., Герасимова Н. Глубина свободы // Новый мир, 2003, № 1. С.25-34.

4. Герасимова Л., Герасимова Н. Современная культура и Православие. М., 1999. С. 199.

5. Калиновский П. Переход. М., 1991. С. 15.

6. Николаева О. Православие и свобода. М., Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002, С. 398.

7. Николаева О. Творчество или самоутверждение? // Новый мир, 1999, № 1. С. 23-29.

8. Осипов А. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода. М., 2002. С.156.

9. Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 315

10. www.axx.org.ua – ассоциация художников-христиан.

11. www.azbuka.ru – православное общество «Азбука веры».

12. www.muzeyshi.ru – музей христианского искусства.

13. www.nsad.ru – журнал о православной жизни «Нескучный сад», № 3 (20), 2006.

14. www.stoletie.ru – интернет-газета «Столетие», информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы.

Приложение 1

Рис. 1.Пикассо. Скрипка и гитара, 1913 г.

Рис. 2. Пикассо. Три грации.

Приложение 2

Рис.1. В. Кандинский. Композиция №6.

Рис. 2. В. Кандинский. Композиция №7.

Приложение 3

Русский поп-арт. Икра.

Приложение 4

Рис. 1. Выставка Р. А. Внуковой в Музее христианского искусства.

Рис. 2. Выставка А. А. Клюева в Музее христианского искусства.

Приложение 5

Рис. 1. Волокитин А. И. Церковный сторож.

Рис. 2. Мущенко И. В. Садом. Бегство Лота.