Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

: «Музыка и духовное становление человека»

 

             

: «Музыка и духовное становление человека»

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

:

«Музыка и духовное становление человека»

подготовила:

Учащаяся 10 класса

МОУ Колыванской СОШ

Конкс Анастасия Владимировна

Научный руководитель:

Учитель Основ Православной

Культуры

Первой категории

Мурзаева Галина Викторовна

2011год

Содержание

1. Цели. Задачи …………………………………………….. 3

2. Введение …………………………………………………. 4

3. Влияние христианской музыки на духовную жизнь …. 4

4. Музыка и здоровье ………………………………………. 7

5. Интересные факты о музыке ……………………………. 8

6. Музыка и человек ………………………………………… 9

7. Значение церковного пения

в православном богослужении …………… 12

8. Вывод ……………………………………………………… 14

9. Список литературы ………………………………………. 15

Цель: показать влияние музыки на духовное становление человека.

Задачи:

1. влияние христианской музыки на духовную жизнь человека

2. как музыка влияет на здоровье человека

3. значение церковного пения в православном богослужении

Введение

Разная музыка по-разному влияет на человека. Например, слушая классическую музыку, просыпаются в человеке такие качества, как доброта, любовь, слушая музыку в стиле Rap или Rock, на человека идет агрессивное давление. Говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», а я могу сказать: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу какой ты». Действительно, по тому, какую музыку ты слушаешь, можно сказать, какой ты. Музыка оказывает большое влияние на человека. Я могу привести пример из моей жизни: раньше я слушала только русский Rap, эти песни содержали нецензурные слова. Эта музыка так же повлияла на меня: я стала равнодушно относиться к жизни, мне стало наплевать на уроки, по учебе стали оценки хуже, бросила секцию.… В скором времени я поняла, что всё то, что я делаю, – это не правильно… Мне стало неприятно, не интересно это направление в музыке. Однажды я решила послушать классическую музыку, и мне очень понравилась она.… Слушая её, во мне снова проснулась доброта, любовь к ближнему, я полюбила всё, что меня окружает… Я стала учиться лучше, так же поменялся стиль в одежде: если раньше я носила джинсы, толстовки, спортивные костюмы, то сейчас я предпочитаю классическую одежду, классические цвета. Я поменялась значительно: и внешне и внутренне. И я рада этим переменам. Музыка не только влияет на человека. Один голландский ученый сделал эксперимент: три разных поля засеял десятью наименованиями одинаковых растений. После того, как растения взошли и подросли, одно поле ученый стал озвучивать рок - музыкой, второе - классической, третье - народной. Через некоторое время на перовом поле часть растений полностью пропала, остальная часть - поникла. А на втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является продолжительность жизни известных рок - музыкантов. Все известные рок - музыканты, как правило, долго не живут. Все они отправляются в мир иной в возрасте до 50 лет.

Влияние христианской музыки на духовную жизнь

Всем нам, в той или иной мере, знакома сила воздействия музыки на человеческую душу. Церковная музыка в этом отношении занимает особое место. Великий христианский реформатор эпохи Возрождения Мартин Лютер, хорошо знавший на личном опыте роль музыки в духовной жизни человека, писал о ней со свойственной ему определенностью: «Музыка, уступая лишь Слову Божию, заслуживает того, чтобы быть более всего возвеличенной. Она и госпожа, и воспитательница человеческих эмоций... тех самых, что движут людьми или подчиняют их себе... Если вы хотите утешить опечаленного, заставить задуматься легкомысленного, ободрить отчаивающегося, смирить гордого, обуздать раба страстей или умилостивить тех, кто преисполнен ненавистью... какое лучшее средство, кроме музыки, вы сможете найти?» Говоря о том, как Лютер высоко ценил музыку и религиозное песнопение, нельзя не вспомнить, что он был автором и переводчиком более тридцати гимнов, из которых наибольшую известность во всем христианском мире приобрел гимн под названием «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь за нас» в русском переводе Г.И. Лебсака). Лютер — автор и текста, и музыки этого гимна. Слова были написаны по мотиву Псалма 46 (в синодальном переводе — 45). Начальную строку Псалма 46 (в переводе с еврейского — «Бог - наше прибежище»; Институт перевода Библии, нос. Заокский Тульской области) Лютер почти буквально передает на немецкий язык в первых словах своего гимна.
Интересна и поучительна история возникновения этого христианского хорала, который обычно называют «Боевым гимном Реформации». Он переведен на множество языков мира. На английском языке есть около 200 разных переводов. Чем вызван его успех? Почему из столетия в столетие не меркнет популярность этого гимна и не ослабевает сила его воздействия на миллионы верующих? История христианской Церкви сохранила для нас некоторые сведения о том, как, когда и при каких обстоятельствах родился этот лютеровский гимн, воплотивший в себе выражение его уверенности в Боге. Знакомясь с церковной историей того времени, все, кто заинтересован в успехе и росте влияния христианского пения, могут узнать немало для себя полезного об этом произведении великого мужа веры.
Окунувшись в бурные события тех дней, мы оказываемся свидетелями того, как Лютер, профессор теологии Виттенбергского университета, до глубины души возмущенный продажей народу индульгенций, 31 октября 1517г. вывешивает на дверях церкви в Виттенберге список 95 тезисов для публичной дискуссии. Своим выступлением против продажи индульгенций, т.е. против торговли вразнос вечной жизнью, Лютер бросил вызов благословившему эту торговлю Папе Льву 10 и всей Церкви. Это неизбежно привело к тому, что он оказался на положении еретика в центре той бури, которой предстояло пронестись по всей Европе, положив тем самым начал» протестантской_Реформации. На голову этого мужественного монаха после его выступления в Виттенберге посыпались обвинения и угрозы. Известный своими жестокими расправами с еретиками Орден доминиканцев объявил Лютеру войну. В январе 1521 г. он был отлучен от церкви. Вывешенные им на дверях церкви «Всех Святых» 95 тезисов, вокруг которых он намеривался вести мирные дискуссии, вызвали раздоры и вооруженные столкновения. Немецкие крестьяне, по-своему толкуя Библию, переведенную Лютером на их родной язык, поднялись на восстания. Шли годы тяжелейшей борьбы за освобождение Церкви от всего того, что сделало ее столь непохожей в ее учении и жизни на служение первых христиан. В этой борьбе великий реформатор и его сподвижники не раз впадали в уныние. Особенно тяжелым для них выдался 1529 год, когда трудности и неудачи наводили многих на мысль, что реформационное движение обречено на провал. Такое развитие событий огорчало и подавляло дух и самого инициатора этой борьбы. И именно в это самое время Мартин Лютер, всегда черпавший для себя утешение и поддержку в молитвенном общении с Богом и Его Словом, открывает мощный источник целительной силы в словах Псалма 46/45. «Будем петь этот Псалом», — сказал он в один из тех дней своему помощнику Меланхтону. Вскоре боговдохновенные мысли полюбившегося Лютеру псалма сложились у него в победоносный гимн «Бог - наше прибежище», гимн, который, по словам некоторых писателей, не только придал особый импульс Реформации, но и совершенно определенным образом повлиял на весь ход истории Европы... Воздействие музыки на чувства и сознание человека хорошо знали древние. Об этом мы узнаем из книги Псалтирь и рассказов о глубоко верующем молодом музыканте Давиде, который своей игрой на цитре и арфе должен был выводить из депрессии и озлобленности царя Саула. Из сообщений о первых учениках и апостолах Христа нам известно, какими чудесными проявлениями силы Господней сопровождалось их прославление Бога в песнопении: заключенные освобождались от оков, спасительную весть Евангелия принимали язычники (Деян. 16:25-34)... Музыка не зажжет, не поднимет дух человека, не возвысит и не облагородит чувства, если она не несет в себе Божественной вести, которую исполнитель доносит так выразительно, четко и ясно, что слушатель понимает и принимает ее. И сама эта весть должна быть вестью от Бога, несущей в себе Его святые и жизнеутверждающие слова.

Музыка и здоровье

Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.
Музыка успокаивающая вдохновляет и бодрит, настраивает душу на положительные эмоции. Самая сильная в этом отношении -церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии.
Народная музыка тоже успокаивает душу, вдохновляет и направляет в положительное русло. Она бывает веселой, грустной, эпической. Веселая музыка вселяет в душу радость и оптимизм, грустная -проходит по клавишам души , как по струнам. Эпическая музыка -это драматическое произведение в миниатюре. Как правило, народная музыка захватывает дух и поэтому ее называют духовной. В каждом музыкальном произведении народа вложена его частичка. Народная музыка -это красиво звучащая музыка. В ней нет нагромождений лишних звуков, она воспринимается легко. А объясняется это все очень просто: народная музыка проверена временем. Народ творил во все века, ценные произведения оставались потомкам, а малоценные уходили в небытие. К успокаивающей относятся также музыка военных маршей, они бодрят, мобилизируют, придают уверенность в своих силах. Большинство произведений классической музыки имеют успокаивающий, вдохновляющий и надыхающий характер. Иногда в них встречаются такие пассажи и нагромождения лишних звуков, которые рядовые граждане не всегда понимают и не всегда воспринимают. Но такие шедевры, как Полонез Огинского, Неаполитанская песня и Танец маленьких лебедей Чайковского, Песня Сольвейг Грига, К Элизе и Лунная соната Бетховена -это любимые произведения всех нормальных людей Земли. Не любить их может только дикарь из джунглей или круглый идиот.
Рок-музыка раздражает. В ее основу положен ритм. Мелодия, как таковая, здесь отсутствует. А музыка ритмичная и музыка мелодичная -это разные вещи. Мелодичная музыка на порядок выше ритмичной. Ритм -это только ритм. А мелодия, как таковая, включает в себя и собственно мелодию и тот же ритм. Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства.
Ритмичная музыка более примитивная, воспринимается гораздо проще и порождает низменные грубые страсти. Мелодичная музыка, как более сложная для понимания,. не находит почвы для дальнейшего процветания в наш прагматичный век. Прагматизм жизни понижает уровень требовательности к общей культуре общества. На этой почве и процветает рок-музыка. Рок-это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит нагромождение звуков, не имеющих красивого звучания, и максимальное количество децибелов. Рок- исполнители не поют в буквальном смысле этого слова, а воют, визжат, подвывают, истерически кричат и т.д. Практически идет оболванивание слушателя.
При восприятии этой музыки у слушателя парализуется мысль, теряется концентрация внимания, подавляется сознание. В состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким, до того сдерживаемым страстям, таким, как ненависть, гнев, ревность, мнительность, блуд. Из вышеизложенного можно сделать нижеследующие выводы: Нормальным людям желательно слушать нормальную мелодичную музыку, которая предоставляет им удовольствие.

Интересные факты о музыке

Свист считается в исламских странах "музыкой дьявола".

Пауки, если заиграешь перед ним на скрипке, выползают из своих укрытий. Хотя, конечно, не для того, чтобы послушать музыку: паутина от звуков скрипки колеблется, и паук думает, что попалась добыча.

В средние века крыс выводили из городов дудочкой. Существовала даже специальная профессия: дудочник-крысолов. Кстати, когда недавно в одном старинном английском замке состоялся рок-концерт, крысы из замка тоже начисто исчезли.

Уникальный случай в истории музыки. В 1792 году на премьере оперы "Тайный брак" композитора Чимарозы зрители хлопали так громко, что артисты были вынуждены исполнить на "бис"... всю оперу целиком.

Однажды Карузо явился в банк без всяких документов и ему пришлось спеть кассиру, чтобы тот удостоверился, что он действительно Карузо. Выслушав арию из "Тоски", кассир согласился, что это удостоверяет личность получателя и выплатил деньги, а Карузо потом признался, что больше никогда так не старался.

Проведенное в Америке исследование показало, что больше всего самоубийств, разводов и прочих личных катастроф наблюдается среди тех, кто любит кантри-музыку.
Прослушивание громкой музыки пагубно сказывается на центральной нервной системе. Так что громкая музыка в автомобиле - это не только угроза безопасности движения, но и потенциальная угроза здоровью. Поэтому в каждом районе Нью-Йорка стоит определенный шумовой предел, за превышение которого полагается штраф. А в Английском городе Бирмингеме полиция пошла дальше - за прослушивание в автомобиле громкой музыки полагается конфискация самого автомобиля. Однако качественная музыка в автомобиле - это прекрасный способ скоротать время в пути и сделать дорогу более приятной.

Музыка и человек

Музыка является не только одним из видов искусства. Это удивительный мир, сотканный из тончайших человеческих эмоций, глубин души, того, что невозможно описать словами и выразить ни чем иным.
Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида (исторических событий, картин природы) в преломлении национальных, народных корней композитора. Там, где кончается слово, начинается музыка. То, что невозможно передать словом, договаривает музыка. Музыка обладает удивительным и неповторимым свойством воспитания нравственности души человека. Она учит состраданию, сопереживанию к происходящему, к участию в борьбе добра над злом и утверждению торжества над последним, помогает достойно проигрывать, но не оставаться побежденным. Она будит задремавшие силы души человека в устремлении к прекрасному, возвышенному, пробуждает надежду. Музыка помогает глубже понимать, любить, ценить прекрасное, позволяет быть чутким и развивает внутреннее чутье видеть и слышать то, что другим недоступно. «Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка». (В. Сухомлинский) Музыка пробуждает в нас самые сокровенные желания, цели и мечты, помогает открыть лучшие качества нашей истинной природы: чистоту, искренность, честность, щедрость, смелость, доброту. Через нее мы обретаем себя, узнаем свое истинное «я». Посредством музыки мы осознаем свое достоинство, величие и силу, заложенную в нас Творцом. Музыка – врач человека.
Музыка не только воспитывает нравственные качества в душе человека, она помогает исцеляться нашей душе, эмоциям. Те неудачи, неудовлетворительность, раны и обиды, загнанные и наглухо закрытые нами глубоко внутри души, при нескольких аккордах вдруг вырываются наружу, музыка распахивает эти двери и дает выход всему наболевшему, накопившемуся внутри нас, всем негативным эмоциям выйти на поверхность и заполняет здоровым, настоящим, красивым, истинным. Звуки музыки могут исцелять и залечивать любые раны души. Целебное воздействие музыки на душу человека с давних времен используется в медицинской практике - музыкотерапия. Наш организм вырабатывает различные вещества, которые влияют на наше поведение, самочувствие. Например, при недостатке серотонина в организме, человек испытывает тревогу, повышенную агрессивность, отрицательные эмоции. У психически больных людей, покончивших жизнь самоубийством, было замечено очень малое количество серотонина. Серотонин синтезируется из триптофана, который поступает в человеческий организм из различных продуктов, а также вырабатывается, когда человек танцует и слушает музыку. Поэтому не случайно в психбольнице г. Симферополя, Строгановке, стали частыми дискотеки. Не дожидайтесь принудительных танцев. Как сказал один психотерапевт: «те, кому еще не поставили диагноз, еще просто недообследованы». Сама природа подсказывает нам, что это хорошо, естественно и правильно – танцевать, петь, веселиться. Включайте дома музыку: радуйтесь и танцуйте, ведь в жизни есть чему порадоваться, несмотря на присутствие какой бы то ни было проблемы. Они будут всегда. Наша жизнь на земле не вечная, но у нас есть надежда жить в вечности.
Музыка – источник мысли. Музыка учит мыслить человека. Для того, чтобы душа человека могла раскрепоститься в полной мере, реализовать все свое внутреннее богатство, заложенный потенциал творческой мысли, энергии, необходимо уже с первых дней жизни ребенка, а еще лучше с внутриутробного периода беременной маме слушать шедевры мировой классики, прививая хороший вкус, развивая творческий потенциал ребенка. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». (В.А.Сухомлинский) Чем раньше ребенку привить вкус к хорошему, истинному, ценному, тем крепче будут его внутренние силы души. «Музыка пробуждала энергию мышления даже у самых инертных детей. Казалось, она вливает в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу. В этом подъеме умственных сил под влиянием музыки я видел эмоциональный источник мышления». (В.А.Сухомлинский) Музыка приучает ребенка к труду, дисциплинирует, развивает мелкую моторику, необходимую для овладевания письмом и других навыков.
Какую музыку лучше слушать и почему? Когда возникают сомнения по тому или иному вопросу, мы полагаемся на такой критерий оценки как время. Только по истечении какого-то времени мы можем судить и определять правильность, истинность наших суждений. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». (И. Христос) Такое «растение» как классическая музыка исполняется и живет не годами, а веками. Это говорит о том, что она является истинным творением Божьим. Проявление такого феномена как музыка и ее влияние, является еще загадкой и тайной, к которой человечество лишь подступило на порог. Истинный музыкальный талант, каким обладают люди – творить музыкальное искусство, подарен самим Творцом. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца Светов…». Поэтому соавтором музыкальных шедевров, которые живут тысячелетиями и до сих пор потрясают человеческие души, исцеляя их и наполняя смыслом бытия, осознания достоинства, силы и красоты человека, идущего от образа Творца, является Сам Бог. От Его Божественной искры воспламеняются сердца, превращаются из каменных в плотяные, из холодных в горячие, из равнодушных в жаждущие. Музыка является оружием против зла.
В Библии, Святом Писании, очень много текстов говорят о таком духовном виде брани с врагом, всяким злом, как музыка. Есть духовная сила в хвале, славословии, песнопении, поклонении Богу. Псалом 8:3 «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Когда мы доверяемся Богу как дети, без тени сомнения Его Слову, радуемся и поем, хвалим Его и танцуем перед Ним, у дьявола наступает шок, его парализует и он оставляет территории: наши семьи, дома, города. Когда-то он «денница, сын зари» был назначен первым музыкантом, руководителем хора и главным дирижером на небе, прославлять Бога, петь Ему хвалу. Но, пожелав стать выше Бога, чтобы ему пели хвалу, возгордившись, был снят с должности и сброшен с неба на землю. Зная могущественное проявление силы Бога через музыку и пение Его святых, у дьявола пропадает не только дар речи, но и силы! Через музыку, пение и хвалу Бог творит суд над всякой неправдой. Псалом 149 « Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему. Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их. Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказания над племенами, заключать царей их в узы, и вельмож их в оковы железные. Производить над ними суд писаный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуйя». Цари и вельможи – духи злобы, князья тьмы, держащие многие народы в узах и оковах греха, всякой неправды, становятся сами пленниками Бога, побежденными через пение, ликование и танцы святых. Как это происходит? Люди обличаются совестью, духом Святым: кто-то бросает любовницу и возвращается в семью, к кому-то приходит понимание, что проституция – это грязь и грех, люди, зависящие от наркотиков и алкоголя обретают свободу в этот момент. Петь Богу, производить суд над тьмой, быть святым – действительно великая честь!

Значение церковного пения в православном богослужении

В сей день, егоже сотвори Господь, со всех уголков земли нашей слетелись певчие птицы, собрались труженики певческой нивы, мастера гармоний и благозвучия для сверки тональностей богопрославления, обменяться опытом, укрепить известное, почерпнуть новое, актуализировать забытое. Одним словом поделится накопленным и более ясно очертить пути движения вперед. Тема Богослужебного пения воистину вечна и воистину огромна. Начинаясь на небе как ангельское славословие, продолжаясь на земле в храме и в каждом отдельном верующем сердце, оно не перестанет звучать в вечности. Оно зовет человека к диалогу и со-бытию с Богом. Восприятие его смысла, организационного порядка делает верующего уже на земле причастником блаженной будущей жизни. Значение Церковного пения в богослужении относится к разряду важнейших вопросов, подобно роли дыхания или смыслу кровеносной системы для жизни человека. Казалось бы ответ ясен — пение, это молитва, кровоток, душа богослужения, оно снабжает молитвенным «кислородом» сердца и умы верующих. Пронизывая строй церковной службы, оно омывает все ее составляющие. И, тем не менее… учитывая способность человека к изменению, не только в лучшую сторону, но к сожалению, как показывает ход всей мировой истории в худшую, ему свойственно терять из поля зрения маяки, критерии правильного движения вперед. Христианину же надо всегда незыблемо хранить верное святоотеческое, покаянно-радостное молитвенное сердечное расположение, чему способствует пение. Окружающий расцерковленный, языческий мир навязывает людям свои ритмы, свое пение, что безусловно является угрозой нашему пению. И представляется очень важным всегда иметь с собой камертон внутреннего критерия, чтобы неизменно высоко держать позиции (певческую форманту) Православной тональности богопрославления. От того, на сколько правильно подобран репертуар, осмысленно и проникновенно проинтерпретирован, зависит атмосфера храма, а следовательно духовно-молитвенное, сердечное расположение верующих, в целом спасение человеческих душ, а это уже вещи общецерковного и обще космического масштаба. Церковное пение связано с дыханием, т.е. с тем, что в высшей степени внутренне — сознанием, духом. Любое чувство — будь то молитвенные откровения, духовный восторг, радость, печаль, страх, влияет на дыхательный ритм, что подтверждает существование связи между этой физиологической функцией и самими глубинами нашего существа, с человеческим «я». Пение через звук, исшедший из глубины, одухотворенный всем существом человека, открывает личность целиком. Согласно Симеону Новому Богослову три образа молитвы и соответствующих им уровня внимания показывают динамику развития духовной жизни человека. Каждому образу молитвы соответствует свой тип пространственно-временных представлений, который в свою очередь формирует адекватные себе мелодические структуры. Первому уровню рассеянной, образной молитвы соответствует профанно-натуралистический тип представлений, второму, когда подвижник «собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего» — аллегорический, и третий «сведение ума в сердце» — сакрально-символический.Церковное пение в богослужении является главным выразителем молитвы, «диалога с Богом». Это определение, красной нитью пронизывая чинопоследования, оправдано опытным постижением человеком молитвы, как внутреннего пения как особого диалога, происходящего в тишине сердца. Именно из такого глубокого состояния родились лучшие образцы Церковного искусства, в том числе и богослужебные распевы. Все это предполагает главное — приобщение человека к Богу и достижение готовности и способности исполнять Его волю. Именно в духовной актуализации сакральной среды Храма, в стремлении наибольшего насыщения верующих энергией Божественной благодати, в желании действенного и полного сопричастия участников службы духовной реальности Церкви заключена цель богослужебного пения.

Вывод

В завершении своей работы хочу сказать, что сейчас, во многих семьях, родители не следят за тем, какую музыку слушают их дети, не придают этому никакого значения. Это не правильно! Родители должны с самого раннего детства прививать любовь к нормальной музыке, чтобы их ребенок правильно развивался. Как я уже говорила в начале работы: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, какой ты», поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошим человеком, то нужно прививать ему любовь к классической и церковной музыке с детства.

Список литературы

1 Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Цит. соч. — С. 329.

2 Творения преподобного Максима Исповедника // Богословские и аскетические трактаты. – 1993. – Кн. 1. «Мартис». — С. 154 — 186.

3 Лозовая И. «Ангелогласное пение» в системе музыкально-эстетических представлений русского средневековья // Философско — эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. ст. – М., 1988. — С. 121 — 122.

4 Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — С. 463.

5 Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. – М., 2000. – С. 47.

6 Бычков В.В. Русская Средневековая Эстетика XI — XVII века. – М., 1992. – С. 205.

7 Гарднер. И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. — Нью Йорк, 1982. — С. 13, 73.

8 Православная Энциклопедия. – М., 2000. — С. 485.

9 Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. – Луганск, 1990. — С. 3-44.

10 Чижик І. Символіка простру в піснеспівах знаменного розспіву. Мистецтвознавство України. — К., 2000. – С.164.

11 Старец Силуан. Жизнь и поучения. – М, 1991. – С.196.

12 Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе. Православное чтение № 5-6. Издание Московской Патриархии. – 1992. – С. 8.

13 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность. – М., 1994. — С. 104.