Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Лекция по истории на тему «Древний Рим на пути к республике»

 

             

Лекция по истории на тему «Древний Рим на пути к республике»

по истории на тему

«Древний Рим на пути к республике»

Выполнил: ученик 11 «Б» класса

Чайкин А.В.

Ярцево, 1999 г.

айкин А.В.еник 11 "а тему

Самое важное в республике не только противостоять притеснению ее правителей, но и остерегаться несправедливости одной части общества по отношению к другой.*

Александр Гамильтон.

_________________________________

Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов». С. 470.

План.

1. Вступление.

2. Путь к республике:

· первые цари;

· царские реформы;

· борьба плебеев и патрициев;

· итоги борьбы;

· римская республика.

3. Заключение.

Вступление.

Название моей темы звучит, как ''Древний Рим на пути к республике''. Естественно, выбирая тему для своего а, я в первую очередь обращал внимание на то, про какую страну мне придется писать, а не про то, что именно про нее я должен буду описывать в своей работе. Вообще, ''Путь к республике'' звучит довольно настораживающе, так как сначала не понимаешь, на что нужно обратить больше внимания, но в процессе работы я пришел к выводу, что первые мои опасения были напрасными.

Итак, я выбрал тему, связанную с историей Древнего Рима. Я вообще предпочитаю изучать историю именно древних цивилизаций, несмотря на то, что эта история далека от наших дней и выглядит практически как сказка, если смотреть на нее глазами современного человека, ведь в то же время знание древней истории человечества является неотъемлемой частью современной жизни. Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Но от древних цивилизаций современного человека может оттолкнуть то, что люди в то время еще не располагали теми знаниями и достижениями, которые они начали готовить для своих потомков. Именно поэтому древние цивилизации представляются мне чем-то уникальным и, естественно, неповторимым этапом в нашей истории.

Древний Рим же был выбран мной, потому что я считал, что с поиском материала и литературы про историю Древнего Рима не возникнет проблем. Как выяснилось, я не ошибся.

Основными книгами, на которые я опирался при работе над своим ом, оказались ниже перечисленные экземпляры: ''История Древнего Рима'' под редакцией Кузищина; ''Древние цивилизации'' под редакцией Бонгард-Левина; ''История древнего мира'' под редакцией Вигасина. Все эти произведения довольно подробно описывают существование древнеримской цивилизации. Каждая книга написана множеством авторов, то есть каждый писал о том, что он лучше всего знает, но все равно в каждой по отдельности книге есть не все о Древним Риме, что вполне естественно. Должен отметить, что эти книги прекрасно дополняют друг друга, и если бы объединить их всех в одну, то у учеников, пишущих ы или доклады по истории Древнего Рима возникало бы куда меньше проблем.

Но эти книги не были объединены, и вряд ли когда-нибудь будут. И пришлось мне самому выбирать все самое необходимое для моей работы. В принципе мой можно назвать объединением этих трех книг, пусть и в довольно узкой теме, которая звучит, как: ''Древний Рим на пути к республике''.

На самой заре истории, когда греки заселяли Балканские земли, родственные им племена италиков заняли соседний полуостров, который впоследствии назвали Апеннинским. Именно здесь 21 апреля 754 года до н. э. был заложен город Рим, с которого началась история великой Римской цивилизации.

До недавнего времени ранняя история Рима была известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов, и потому большинство историков конца XIX начала XX века считали ее не только вымышленной, но и непознаваемой. Но успехи археологии и лингвистики в последние десятилетия позволили преодолеть гиперкритическое отношение к сведениям античных авторов и расширить представления об истории и культуре архаического Рима. Они показали, что ряд преданий, содержащихся в книгах этих авторов, имеют реальную историческую почву.

По легенде близнецы Рем и Ромул, дети свергнутого царем Амулием Нумитора, были по приказу Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Они выросли и, узнав о своем происхождении, отправились с толпой примкнувших к ним пастухов на свободное место и основали город Рим. Но однажды братья поссорились, и Ромул убил своего брата, после чего он стал первым полноправным царем Рима. Так как все население Рима состояло из соратников Ромула, то есть из простых людей, то к ним относились презрительно все их соседи. И поэтому не выдавали за них своих дочерей. Тогда Ромул пошел на хитрость. Он устроил празднество в честь бога Нептуна и пригласил на него соседей сабинян с семьями. В разгар праздника дружинники Ромула бросились похищать сабинских девушек. Оскорбленные сабиняне сговорились и начали войну против римлян. Однако дело решили сами похищенные – они встали с мольбами между своими отцами и мужьями и помирили их, после чего римляне и сабиняне объединились в единую общину.

Во время своего правления Ромул привил важнейшие порядки в новом городе: учреждение сената, регулирование отношений патронов и клиентов, введение основных законов, он разделил народ на три трибы, 30 курий и каждую курию на 10 родов с обязанностью поставлять воинов в легион, насчитывавший 3000 пехотинцев и 300 всадников.

Вторым царем легенда называет сабинянина Нуму Помпилия, который упорядочил религиозную жизнь Рима и учредил ремесленные коллегии. Его сменил воинственный Тулл Гостилий. Он завоевал Альба-Лонгу, город разрушил, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, приходившийся внуком Нуме. Анк вел удачные войны с латинянами, включил большое число их в римское гражданство, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец родом из Этрурии Тарквиний, прозванный древним. При нем Рим начал отстраиваться: центральную площадь – форум – замостили; создали систему подземных сточных каналов, впадавших в центральную артерию, великую клоаку; построили цирк; воздвигнули храм на Капитолии. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни Туллия. Сервий Туллий обнес город мощной оборонительной стеной, организовал новое войско и провел реформы. Этот царь тоже пал от руки убийцы, своего зятя, который воцарился в Риме под именем Тарквиния, по прозванию Гордого. Седьмой царь правил тиранически, за что был изгнан. Тогда в Риме была установлена республика.*

Между тем, как бы не был правдивы произведения античных авторов, материалы источников показали, что Рим начала царского периода изображен приукрашенным, более мощным и культурным, чем он был на самом деле. Древнейшие римляне были примитивными пастухами.

В начале I тысячелетия до н. э., то есть в эпоху раннего железного века, на территории будущего Рима находились родовые поселки. Считается, что Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинам. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили люди в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Тут же люди пасли свой скот, тут же располагалось кладбище. Поселения защищались рвами, земляными насыпями, строились сторожевые башни.

Постепенно разрозненные поселки разрастались, объединялись между собой. Первыми объединились деревни Палатинского холма и возвышенности Велии, потом к ним присоединились остальные. На холме Капитолии построили общую для всех крепость. Этот период знаменуется с правлением Ромула. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

Итак, население Рима делилось на три трибы, а именно на Тициев, Рамнов и Луцеров. Считалось, что Тиции – сабины, Рамны – латины, а Луцеры – этруски, что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Но и с самого начала римское население в этническом отношении было неоднородным, хотя преобладали в нем латины и сабины, а этрусков еще не было.

Вторым элементом общества было 30 курий. Было признано, что курия – это союз мужчин-воинов.

Но основой социальной структуры были роды. Сначала их было сто, затем триста. Римский род царского времени был отцовским. Подобно греческому он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу защиту и помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического предка. Каждый род имел свои религиозные культы.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями. Это были большие патриархальные семьи (фамилии), включавшие 3-4 поколения потомков главы семьи. Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжавшегося всем достоянием и членами семьи.

Строй жизни архаического Рима был прост. Во главе стоял выборный ___________________________________

Кузищин В. И. ''История Древнего Рима'', с. 46.

царь, совмещавший функции верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, при котором состоял сенат. Сенат был советом из 100 , а позднее из 300 родовых старейшин. Его название происходит от латинского слова senex – старец. Важнейшие дела, в том числе и выборы царя, решало народное собрание, точнее собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, откуда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался и царь. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роде входил в сенат, в совет отцов, так что римский народ, или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, то есть людей, имеющих своих отцов.

Таким образом, в Риме были все элементы военной демократии. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя. Развитие хозяйства, участившееся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения. Появились патриархальное рабство и частное владение землей родовых коллективов. Это ускоряло расслоение между слоями и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности родовитости. Только члены этих знатных семей с течением времени стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа. Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи защиты. Они становились клиентами (от лат. Cliens –послушный) патрициев, а те их патронами – покровителями. Узы патроната – клиентелы – считались священными, и нарушение их каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде; клиенты же составляли боевую дружину патрона.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их стали называть плебсом (plere – наполнять).

Плебеи, как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти роды не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться общей землей. Поэтому плебеи занимались не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, но главным образом ремеслом, и вели торговлю. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые, и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя патронов. Становясь клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя патрона.

В рамках царской эпохи развивалось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия внутри народа между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс особенно усилился при трех последних царях этрусской династии.

Для усиления своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С это целью цари упрочивали свои имущественное положение, расширяя земельный надел, которым они пользовались со времен Ромула. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими всенародную собственность, зародыш государственной земли. Сервий Тулий ввел деление всей римской земли на 21 округ. Эти округа были названы трибами: 4 городских и 17 сельских, в которых находились как родовые, так и соседские общины, объединявшие и патрициев, и плебеев. Ему приписывается даже перераспределение земель между бедными и богатыми.

Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Так, вероятно, уже при Нуме наряду с почитанием бога огня Весты в каждом родовом подразделении и в каждом доме были организованы ее общеримский культ и святилище. К Нуме же восходит учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции создал отряд из 300 телохранителей – целеров, сражавшихся и в пешем, и в конном строю. Этрусские цари пошли еще дальше. Тарквиний древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий поделил все мужское население Рима, то есть и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного положения служил земельный надел. Но в рассказе поздних авторов дана его стоимость в денежном отношении. К первому разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов, К последнему же относились абсолютные бедняки. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц: 1-й разряд – 80 центурий пехоты и 18 всадников, всего 98; последний разряд – 1 центурию.

Значение этой реформы Сервия Тулия выходит далеко за рамки только военной, потому что на основе центуриатного порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная - несколько десятков. Поскольку из 193 центурий 98 приходилось на долю 1-го разряда, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в числе которых были не только патриции, но и плебеи. Этим было положено начало включению плебеев в состав народа. В центуриатные комиции были перенесены все важные дела, а в куриатных разбирался лишь ограниченный круг дел, преимущественно связанных с родовыми культами. В народном собрании каждая центурия имела один голос, решение принималось, когда за него высказывалось большинство центурий. Как говорил Аристотель: ''Ценз имел целью обеспечить геометрическое или пропорциональное равенство: сумма прав граждан должна равняться сумме их обязанностей. Все эти нововведения усиливали власть царя, и ослабляло патрициев, хотя сами римляне оценивали их как демократические, ведь они давали возможность выдвинуться и человеку неродовитому, талантом и трудом нажившему состояние и перешедшему в более высокий имущественный класс.

В современной науке высказывались мнения о том, что в древности Сервию Тулию были приписаны установления более позднего времени. Но безусловно признается создание им 1)территориального деления Рима, 2)цензового принципа деления общества и 3) общего войска из патрициев и плебеев.

Под этрусским влиянием в Риме были введены атрибуты царей: золотая корона, имитирующая венок из дубовых листьев; сидение из слоновой кости; скипетр с орлом; пурпурная туника, расшитая золотом; расписной плащ. Особое значение имели фасции – пучки розог с воткнутым в них боевых топором, которые несли в руках шедшие перед царем служители – ликторы. Это было символом власти карающей, аппарата насилия, создававшегося для подавления появившихся эксплуатируемых и недовольных. Традиция донесла до наших дней эхо волнений, вызванных существовавшими социальными противоречиями. Недовольны были разные люди – и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая из-за централизующей деятельности царей свои привилегии, и бесправные плебеи, богатые и бедные. Интересы обедневших членов родов, а также плебеев, особенно богатых, учел Сервий Тулий. Тарквиний Гордый осуществлял репрессии сенаторов, представителей родовой знати, единолично вершил суд и расправу, отстранив от управления сенат. В результате Тарквиний и был в 510 г. до н. э. изгнан из Рима. Во главе антицарского движения стояла родовая знать, но в античной традиции, отражавшей чаянья и оценки этой знати, отмена царской власти и установление республики были изображены как демократическое всенародное дело.

Итак, история Рима царского времени являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся социальной дифференциации в пределах родовой организации с появлением патриархального рабства до формирования классов – сословий патрициев и плебеев и образования государства. «Так … в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях»*.

На протяжении царской эпохи в VIII – VI вв. до н. э. вырабатывались элементы государства в специфически античной форме полиса, т. е. гражданской общины, социально- экономической основой которой была античная форма собственности.

В 510 году до н. э. Тарквиний Гордый был изгнан восставшими по предводительством Юния Брута «ревнителями свободы», защитниками власти сената, и монархия была заменена аристократической республикой. В это время особо усилился процесс противоборства сословий патрициев и плебеев – аристократии и простого народа. Свержение монархии было торжеством патрициев и привело к борьбе между сословиями. Только из патрициев избирались на годичный срок консулы, имевшие высшую власть и в мирное, и в военное время. Из патрициев избирались и помощники консулов – преторы и

.квесторы, диктаторы, которым в особых случаях на шесть месяцев передавалась

абсолютная власть. Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются пригодными для созыва народного собрания; только они знали процесс судопроизводства, что ставило в зависимость от них и народное собрание, и плебеев в суде.

Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение. Они оккупировали большие части общественной земли, плебеи же из-за постоянных войн, неурожаев, падежа скота, сокращения внешней и внутренней торговли и ремесла разорялись, а неоплатные должники превращались в кабальных или продавались в рабство за Тибр. Сословия превращались в классы крупных землевладельцев, зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическая власть была сосредоточена в руках господствующего класса.

Вскоре ожесточенная социальная борьба стала движущей силой развития Рима. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу. Особенно ___________________________________________

*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 129

четко вырисовывались антагонистические противоречия между старой патрицианской знатью, стремившейся сохранить и укрепить древние родовые обычаи и учреждения, и плебеями, заинтересованными в ликвидации родовых и в развитии рабовладельческих отношений. Вторая линия борьбы отражала антагонизм оформляющихся классов рабов и рабовладельцев (как патрициев, так и богатых плебеев); в этот ранний период она только складывалась и не получила заметного проявления на фоне острых столкновений плебеев и патрициев.

Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками, то есть решение аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) политическое равноправие, то есть участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности.

Как и в греческих городах-годусарствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия. Борьба плебеев с патрициями, начавшись в середине VI в. до н. э., закончилась только в начале III в. до н. э. До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в армии. Однако увеличение военной активности, с одной стороны, и увеличение числа плебеев – с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения.

В начале V в. до н. э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права. Когда в 494 г. году началась война с латинским общинами, плебеи отказались воевать, удалились на Священную гору (так называемая первая сецессия плебеев) и согласились вернуться лишь тогда, когда получили право выбирать из своей среды народных трибунов – защитников плебса. Народные трибуны получили право налагать вето (veto – от лат. запрещаю) на распоряжения магистратов (за исключением диктатора), созывать плебеев на собрания, защищать от несправедливости любого плебея, укрывшегося в их доме. Личность трибуна считалось неприкосновенной; покусившийся на народного трибуна предавался проклятию, и каждый мог его убить.

Борьба плебеев и патрициев была ожесточенной и кровопролитной. Она проходила с переменным с успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграрные законы, которые были предложены Спурием Кассием. Он предложил раздать нуждающимся плебеям последние завоеванные земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обвинен в стремлении к царской власти и казнен. Вскоре по предложению народного трибуна Ицилия были разделены земли на Авентине среди беднейших граждан. Драматические события разыгрались в середине V в. до н. э. Под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек для записи судебных постановлений. Должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты – патриции – злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное их удаление на Священную гору. Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на 12 медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима – форуме. ''Законы XII таблиц'' оказали огромное влияние на последующие развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писанным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили. В этих законах подтверждалось долговое право, но в пользу клиентов была введена статья, предававшая проклятию патрона, обманувшего клиента. Запрещено было предоставлять кому-либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. По специальному закону территория римской общины должна была оставаться только под ее контролем. Запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества. Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок, владельцем которого они становились после двухлетнего пользования. Правило это не распространялось на иноземцев: владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин. Регулировались также отчуждение имущества фамилии. Наследство обычно переходило к сыновьям, ближайшим родственникам по мужской линии или сородичам.

Если же человек хотел составить завещание и лишить сына наследства, оно должно было утверждаться народным собранием. Все это говорит о контроле общины не только над общественным, но и над частным имуществом. Во все века в Риме считалось, что гражданин для общей пользы должен добросовестно обрабатывать свою землю (хороший земледелец приравнивался к хорошему гражданину), обеспечить детей, дать дочерям приданное, чтобы они вступали в брак и рождали новых граждан для блага общества. «Законы XII таблиц» под влиянием наиболее консервативных патрициев запретили браки между патрициями и плебеями, но запрещение это было отменено после новой сецессии плебеев. Чтобы ослабить борьбу плебеев за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. Колонии подчинялись законам римского или латинского права, но жители их могли получить римское гражданство, переселившись в Рим. Колонии становились проводниками римского влияния.*

Вскоре консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев три закона: подтверждалась неприкосновенность личности народных трибунов, право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание римского гражданина и самое важное – решения плебейских собраний получили силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет законы уже признавали браки между патрициями и плебеями и тем ________________________________

Бонгард-Левин Г. М. ''Древние цивилизации'', с. 393.

самым закладывались основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

Было удовлетворенно важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев.

Рим 80 – 60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н. э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб в борьбе, но волнения не прекратились. По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием не складывали оружия и вскоре патриции были вынуждены уступать. Были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев: если раньше патриции могли занимать любое количество государственной земли и тем самым сокращали

земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния – Секстия

было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивались на льготных условиях в течение трех лет. Третий закон упразднил должность военный трибунов с консульской властью, а вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть избираться из плебеев; тем самым облегчалось положение всех плебеев.

Это законодательство нанесло сильнейший удар по привилегиям патрициев, и в последующее время плебеи быстро добились новых успехов. Для удовлетворения земельного голода малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии.

В 326 г. до н. э. плебеи добились очень важной реформы. По новому закону долговая кабала для римских граждан была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.

Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия – цензора 312 г. до н. э. Он построил первую мощеную дорогу, водопровод, которые положили начало знаменитым римским дорогам и акведукам. Он включил в состав сената тех магистратов, отцы которых были вольноотпущенными. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал тем плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, то есть их политическое влияние возросло.

Вскоре были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий, вновь было подтверждено, что решения плебейских собраний обязательны для всех граждан, в том числе и для патрициев. 287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.

В процессе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя и рабовладельческие отношения получили более благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинает бурно развиваться частная земельная собственность как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более и более нуждавшегося в дополнительной рабочей силе.

С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев способствовало консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и монолитным, что не могло способствовать его военным успехам. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило классовую и социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие – нобилитет (от nobilis – лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.

Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и ремеслами, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс – это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.

Нобилитет и всадничество были господствующим классом земле- и рабовладельцев, который противостоял классу свободных мелких собственников – плебсу. Однако противоречия между плебсом и нобилитетом не носили антагонистического характера. Оба класса объединяли некоторые общие интересы, поскольку и те и другие противостояли формирующемуся классу рабов, который превращается в основной производящий класс.

При родовом строе государства как такового не существовало. «Государство, как особый аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого»*.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а по территориальному признаку, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т. д. Процесс возникновения государства в Риме определялся внутренним развитием римского общества: так в результате борьбы между патрициями и плебеями зародилась гражданская община. Вскоре в Риме утвердилась республиканская форма правления.

Высшим государственным органом считалось народное собрание . Оно принимало _____________________________________

Ленин В. И. Полн. Собр. соч., т. 39, с. 69.

или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Всего было 193 центурии, из них 98 – за самыми богатыми, при чем, если

за предложение голосовало больше 50 % центурий, голосование прекращалось. При подобном порядке голосования все вопросы решались самыми богатыми римскими гражданами. Но во второй половине III в. до н. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий. Кроме того, существовали трибутные комиции, которые представляли собой собрания плебеев по территориальным округам.

Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний, они все равно являлись оружием в руках аристократии. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у них не было законодательной инициативы. Функции собраний не были четко разграничены, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат. В государственной жизни Рима сенат играл очень большую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Мало того, закон, принятый на народном собрании, становился законом лишь после одобрения сенатом. Сенат, таким образом, контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Избранные на должность магистраты отчитывались в своих действиях перед сенатом и тем самым целиком зависели от его воли. С IV в. до н. э. состав сената стал пополняться за счет отслуживших свой срок магистратов, которые после сложения своих полномочий автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистратом-цензором в строго иерархическом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее шли консулы, потом преторы и т. д. Созывать сенат на заседания могли только высшие магистраты: диктатор, консулы, преторы. При обсуждении вопросов и голосовании мнения и голоса подавались строго по списку. Сенат был оплотом римской олигархии.

Магистраты. В Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. Такими магистратами были консулы, преторы, эдилы,

квесторы, избиравшиеся на один год. Выборы происходили за 3 – 4 месяца до вступления новых магистратов в должность. Выполнение обязанностей магистратов считалось не работой, а почетом, а потому было безвозмездным. Отсутствие вознаграждения делало невозможным для рядовых римских граждан занимать магистратурные должности. Напротив, для избрания и отправления государственной должности нужно было затратить много собственных денег на содержание при себе аппарата писцов, глашатаев, охраны, низших служащих и т. д. Поэтому магистратом мог стать только богатый человек. Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к суду или смещен.

Высшими магистратами считались цензоры, консулы и преторы. Консулы командовали армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то время как преторы – судебную. Народные трибуны обладали правом «вето» в отношении решения магистратов, могли вносить законопроекты, могли арестовать магистрата, опротестовать решение сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Обязанностями эдилов были наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии. Квесторы заведовали казной, вели финансовые книги, распоряжались продажей пленных и военной добычи.

В случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, опасные восстания или уход плебеев из Рима) назначался единоличный правитель – диктатор и его заместитель, так называемый начальник конницы, которому подчинялись все должностные лица, но диктатор не мог оставаться у власти больше 6 месяцев.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

Список используемой литературы.

1. Бокщанин А. Г., Кузищин В. И., Маяк И. Л., Пикус Н. Н., Савостьянова О. И. ''История Древнего Рима''. «Высшая школа» 1981 г.

2. Бонгард-Левин Г. М.(Редактор).''Древние цивилизации''. «Мысль». 1989 г.

3. Борохов Э. ''Энциклопедия афоризмов''. «АСТ». 1999 г.

4. Вигасин А. А., Трухина Н. Н., Самозванцева Н. В. ''История древнего мира''. «Русское слово».1997 г.

5. Ленин В. И. Полное собр. соч., т. 39.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.21.