Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Методическое письмо Опроведении 20ноября 2009 г. Дня Прав ребенка

 

             

Методическое письмо Опроведении 20ноября 2009 г. Дня Прав ребенка

Приложение к письму АПК и ППРО

№798 от 11 ноября 2009 г

Методическое письмо

О проведении 20ноября 2009 г. Дня Прав ребенка.

20 ноября 2009 года исполняется 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Конвенции о правах приложение к письму АПК и ППРО от ребенка. Было решено ежегодно отмечать этот день, как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

Конвенция о правах ребенка провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают рождения и до достижения совершеннолетия — 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция ввела ряд новых прав для детей: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Необходимость изучения этого важного в истории человечества международного документа по правам ребенка продиктована временем, является актуальной и обусловлена рядом причин:

В - первых, признание прав человека, прав ребенка признается мировым сообществом как важный элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности, в борьбе расовыми, этническими и религиозными предрассудками и ненавистью. За последний период ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы приняли десятки документов, - конвенций, деклараций, рекомендаций,- в которых призывает «все государства и учреждения обратить внимание на обучение прав человека и включать вопросы прав человека в учебные программы всех учебных заведений».

10 декабря 2004 г. на 70-м заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная программа образования в области прав человека (первый этап 2005 г-2009 г.). Основная цель Всемирной программы: содействовать включению прав человека в системы начального и среднего школьного образования и их осуществлению; оказывать поддержку разработке, принятию и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых национальных стратегий образования в области прав человека в школьных системах и/или проводить обзор и совершенствовать действующие инициативы.

Во вторых, образование в области прав человека - прямое обязательство нашего государства, которое поставило свою подпись под рядом международных документов, закрепляющих положения Всеобщей Декларации прав человека («Пакт о гражданских и политических правах», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Конвенция о правах ребенка»).

В третьих, стимулирование Министерством образования и науки деятельности общеобразовательных учреждений по гражданскому образованию и по обучению правам человека в частности.

За последние годы Министерством подготовлены нормативно-рекомендательные документы по данной проблеме. [1] . Особое значение приобретает базовый документ. «Методические рекомендации «О преподавании прав в общеобразовательных учреждения Российской Федерации» от 15 марта 2006 г , в котором дана Концепция изучения прав человека в общеобразовательной школе.

В четвертых, необходимость знаний прав ребенка продиктовано нарушением прав ребенка, которые приобретают массовый характер.

За последние пять лет они увеличились в два с половиной раза. Так, по данным Росстата, на 1 октября 2004 года, в нарушение Закона «Об Образовании», выявлено 12 693 нигде не обучающихся детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет.

Нужно отметить, что в последние годы проблема насилия приобрела исключительную актуальность: насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, отсюда беспризорники, дети, выброшенные из семей, многие из которых лишены средств к существованию, находятся в тисках бедности

По данным Правительства в стране насчитывается один миллион беспризорных детей, Генпрокуратура называет цифру в 3 миллиона. Независимые эксперты считают, что в нашей стране 4 — 5 миллионов детей «выброшены на улицу».

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, следует также отнести детей – инвалидов. Сегодня только по приблизительным расчетам более миллиона школьников, имеющих дефекты развития, лишены возможности получить какое-либо образование.

Существующая ситуация, в которой оказалось наше общество, обуславливает необходимость организации обучения прав человека, прав ребенка в образовательных учреждениях. Особенность обучения правам ребенка заключается в том, что оно призвано не только передавать знания, но и обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры, что означает формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости. Такое обучение должно носить творческий характер иметь практико-ориентированную направленность.

Наиболее эффективной формой работы может стать факультативный курс «Права ребенка» / «Права человека». Открытие курса возможно приурочить к Дню прав ребенка.

При адаптации уроков курса «Права ребенка» к различным условиям следует, несомненно, руководствоваться уровнем развития детей, их возрастным особенностям.

Так, например, в начальной школе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Выигрышными моментами в обучении станут работа с иллюстрациями, рисование.

В основной школе при обучении правам ребенка выбор надлежит отдавать комплексу познавательных и практических заданий, который учитывает содержательную и организационно - деятельностную специфику нового курса; опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

В старшей школе лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику.

Другими формами работы могут стать проведение правовой игры «Конвенция о правах ребенка»; конкурсы ««Подари игрушку и книжку ребенку из детского дома», «Мир глазами детей»;

викторины, «Мир дому твоему», «Знаешь ли ты свои права? Конвенция о правах ребенка»;

классные часы по темам: «Всемирный день ребенка», «Детство - это краски радуг», «Молодежь и права человека»,

выставка творческих работ на тему, «Разноцветный мир детства», «Дружат дети на планете», «Мир семьи», и т.п. (приложение1)

Успех обучения правам ребенка во многом зависит от того, насколько атмосфере школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношение субъектов образовательного процесса между собой, реально действующие нормы и правила школьной жизни будут демократическими, основываться на законе и праве.

Совокупность таких условий жизни школы называется правовым пространством школы.

В целях совершенствования демократического, правового пространства школы и защиты прав участников образовательного процесса, в школах возможно избрание или назначение уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (приложение2).

Уполномоченные со своими помощниками систематически ведут индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъясняют права и обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Ниже публикуются сценарии нескольких уроков по изучению темы «Права ребенка», положение об Уполномоченном по правам ребенка. Данные материалы помогут учителям разработать свои уроки с учетом специфики класса, школы, региона.


Приложение 1 Сценарии уроков.

Начальная школа

(Н. И. Элиасберг)

Урок №1 . Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка».

Оформление урока: на доске крупно написаны названия документов – «Декларация прав ребенка», принята 20 ноября 1959 года, «конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989 года.

Вводное слово учителя: В первом классе вы узнали о самом важном документе в области прав человека – Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной

Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.

Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать, обеспечить эти права своим гражданам.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях ,признавать и защищать их права.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Вопрос к учащимся:

В чем различие документов Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? (после ответов учащихся учитель прикрепляет на доске тексты: Декларация – образец-призыв, Конвенция = договор, обязательный для выполнения.

После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.

Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.

Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.

В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.

После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира.

Уже в первый день (26 ноября) Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

Наша страна, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все названные в ней права.

Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

Вопрос к учащимся: обсудите в парах, кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

Завершение урока . Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает учащимся необходимую информацию:

в Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.

Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

Урок 2. Урок-практикум на тему «О ребенке – особая забота!»

На доске тексты из Конвенции о правах ребенка:

«для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему «Забота о детях – общее дело» и представляют их. Каждое выступление одобряется аплодисментами.

Основная часть урока – мини-дискуссия на тему «почему ребенок нуждается в собой заботе?»

Первый этап . Слово учителя:

«Мировая Конституция прав ребенка» - так называют Конвенцию.

Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.

Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все Организация Объединенных наций?

Учитель предлагает учащимся разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте) подготовить ответ на этот вопрос. При этом каждая группа получает образцы суждений.

«Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный».

«Потому что он еще мало знает о жизни».

«Он мало что умеет делать»

. «Потому что он не может делать многое, что делают взрослые».

«Если не заботиться о детях, их могут обидеть».

«Ребенок еще не умеет себя защитить».

«Потому что его могут обидеть»

«Он маленький и не может сам себя защитить».

«Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное положение».

«Потому что его могут обидеть или украсть» и т.п.

Задача учащихся, работающих в группе:

1. Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее им близкие.

2. Дополнить ответы учащихся своими обоснованиями.

Второй этап . Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.

Учитель читает строчки из Декларации прав ребенка и комментирует их:

«…ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе…»

Обращение учителя к учащимся:

Как вы видите, ответы девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они подчеркивают слабость ребенка, недостаток жизненного опыта, невозможность защитить себя.

Продолжим разговор о необходимости особой заботы о детях.

Так как ребенок постепенно развивается физически растет, он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, особая медицинская помощь.

Растущий организм ребенка нуждается в хорошем питании. Но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Ребенок не может еще зарабатывать себе деньги для жизни, а одежда, игрушки, книги и многое другое

В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Заключительная часть урока. Игра «Встретимся с друзьями!»

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки. по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки». побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки – найдут друзей.

Задание на дом: подумать, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.

Основная школа

Б.И.Хасан, К.Н.Поливанова

Урок «Права ребенка»

Цель: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Дидактические материалы

· Синквей к слову «Ребенок» (4-5) Это могут синквейны, составленные учащимся к ранее изученным темам или написанные к уроку как домашнее задание. Желательно чтобы они были записаны на листах бумаги или выведены на Смарт доску;

· Рисунки на тему «Права ребенка»

Методические рекомендации. При изучении материала можно использовать технологию критического мышления.

Стадия вызова: на этой стадии можно, опираясь на характерные синквейны, обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. Кого мы считаем ребенком?

2. Чем ребенок отличается от взрослого

3. Какие существуют права у человека?

4. Должны ли быть какие-то специальные права у ребенка? Какие Вы можете выделить?

По ходу ответа на последний вопрос учитель на доске составляет кластер «права ребенка»

Стадия осмысления: учитель сообщает информацию о Конвенции о правах ребенка (дата принятия, характеристика конвенции как международного документа),а затем предлагает познакомиться с основными положениями конвенции, используя методический прием «инсерт».

Условные обозначения для маркировки текста:

1. Что уже знали ( V )

2. Что нового узнали (+ )

3. О чем думали иначе (-)

4. Не поняли, есть вопросы (?)

Стадия рефлексии: соотнесение «новой»информации со «старой». Целесообразно провести беседу по условным обозначениям, а не заполнять таблицу.

После разбора информации, можно предложить рисунки, изображающие сюжеты по теме «Права ребенка», и предложить в группах, парах (зависит от количества рисунков, времени) определить о каком праве идет речь, придумать название рисунку.

Старшая школа

В.В Башев., Б.И.Хасан

Изучения Конвенции о правах ребенка в старшей школе возможно через тематический модуль «Права ребенка»

Основные задачи тематического модуля учебного курса:

Основные задачи модуля:

В области опыта.

• ученики получат опыт правотворческой деятельности (критический и сравнительный анализ школьных правовых, формальных и неформальных норм, участие в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы);

• ученики получат опыт правозащитной деятельности (экспертная правовая оценка конфликтной ситуации в школе, разработка предложений по правовому разрешению этого конфликта, участие в обсуждении правовой проблемы, в совместном принятии решения по ней и социальном действии в связи с этим),

• ученики получат опыт проведения исследования общественного мнения, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении проблемы, совместном принятии решения, аргументированного доказательства справедливости правозащитной позиции, общения с представителями властных структур по поводу получения интересующей информации, оценки собственных ценностных установок, уровня своей правовой культуры.

В области знаний.

В результате участия в обсуждении, исследовании, дискуссиях, подготовки индивидуальных заданий и т.д. ученики узнают:

• о связи реальных прав в школе с естественными правами человека;

• о своих правах в школе и вне её;

• о правах других людей - взрослых и детей;

• о том, какие есть основные документы по правам человека, правам ребёнка;

• о том, какие есть школьные законы о правах, как, кем и почему они принимаются, изменяются и применяются;

• о том, что основания принятия решений должны соответствовать правам человека, относительно детей - правам ребёнка;

• какие есть примеры участия взрослых и учеников в школьном законотворчестве и правозащитных действиях в городе, крае, России и за рубежом;

• о прогрессивном значении правозащитной деятельности, о личностях, выдающихся событиях истории борьбы за права человека в мире, в России, в школах России;

• об отношении к праву у родителей, учеников, учителей, администрации школы;

получат представление о содержании понятий и терминов: социальные нормы, правовые нормы, нормы морали, права человека, основные категории прав, обязанности и ответственность человека, ребёнка, источники права, Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, право, норма права, правозаконность, гуманистическое право, правовая культура, правовой нигилизм, закон, правоотношения, правонарушения, правовая ответственность, правовое государство, законодательная власть, судебная власть, правоохранительные органы, назначение прокуратуры и адвокатуры, федеральные законы, региональные правовые акты, местное самоуправление, правомочия органов власти и самоуправления, общественные организации, . школьное право, правотворческая и правозащитная деятельность.

В области умений и навыков.

Работая коллективно и индивидуально, ученики в рамках темы будут обучаться таким навыкам и умениям:

• устное и письменное выражение своих мыслей, включая умение дискутировать и активно слушать, задавать вопросы, оценивать и защищать своё мнение;

• обращение к различным правовым источникам за информацией о механизмах разрешения ''правовых конфликтов, сравнительный и критический анализ различных правовых источников, формулирование взвешенных и объективных собственных суждений;

· доказательное обоснование, интерпретация своих и чьих-либо действий, предрассудков с позиции прав человека, прав ребёнка, правозаконности, норм школьного права;

· ответственное участие в разработке проектов школьных законов;

· использование механизмов защиты прав ребёнка, человека на школьном уровне;

· проведение исследования общественного мнения учеников,
учителей, администрации и родителей о нормах школьного
права, анализа полученной информации, её обобщения,
проблематизации, презентации;

· понимание смысла правозаконности для школьного уклада, для российского общества, граждан, государства;

· понимания уровня своей правовой культуры

В области ценностей

При изучении «темы у учеников формируется интерес к принятию ценностей прав и свобод человека, достоинства, свободы, ответственности и правозаконности . Они начнут заботиться:

· Об уважении достоинства и соблюдении прав, которыми наделены все люди, взрослые и дети;

· О собственном участии в разработке и совершенствовании, принятии школьных законов на основании принципов прав ребёнка и прав человека, правозаконности;

· о собственном участии в соблюдении школьных законов;

· о защите норм прав человека и прав ребенка, если они нарушены.

Каждый модуль представляет собой серию из несколько уроков, посвященных одной общей теме «Права ребенка»

Вводный модуль

Тематический модуль

Тематический модуль

Завершающий модуль

Вводный модуль

Тематическим модулям предшествует вводный модуль. Его задача – обеспечить пропедевтическое введение основных методических знаний, которые будут конкретизироваться и углубляться на протяжении курса.

В водном модуле даются общие понятия, определения темы.

В качестве вводного модуля можно провести несколько игр, тесно связанных с тематикой будущих занятий тематического модуля.

Тематический модуль

Пропедевтика

введение

Обобщение

Исследование

Принятие решений

Рефлексия

Пропедевтика

Пропедевтика- это необязательная часть структуры урока модуля.

Первый этап предназначен, как правило, для обозначения вводных данных, формирования общих представлений, которые становятся частью учебного языка школьника

Для решения этой задачи могут использоваться игры. Учитель может ввести здесь любой материал, который необходим для эффективной работы учащихся в рамках данного модуля.

Задача разработчика модуля и ведущего класс педагога состоит в ом, чтобы на первом этапе обеспечить разумный баланс между пропедевтическим сообщением школьникам готовой информации и их последующей самостоятельной работой.

Введение.

Следующий этап модуля - специально подобранный «крючок» интеллектуальная приманка для школьника, которая вызывает удивление, создает необходимый эмоциональный фон для дальнейшей работы..

Примером такого крючка может служить газетная заметка о проблемах, с которыми может столкнуться учащийся.

Вводный этап служит «точкой удивления2, в которой школьники начинают длинный путь к рациональному осмыслению и поиску путей разрешения проблем современного общества.

Обобщение

Школьники обсуждают случай, который послужил «крючком для данного модуля, Здесь учитель обычно использует метод «сократовской беседы».

Вопросы могут носить более общий характер или быть узкими.

Исследование.

Основную часть модуля составляет исследование.

Школьники берут на себя различные роли и, работая в группах сотрудничества, изучают отдельные аспекты выделенных проблем. Обычно исследование включает подготовительную фазу (планирование) и проведение и обработку результатов опросов общественного мнения разных групп населения, контакты с исполнительской властью и т.п. Анализ исторических и экономических корней и проблемы, поиск и обсуждение имевших место прецедентов – составная часть четвертого этапа.

Исследовательская работа может включать встречи с людьми, реально вовлеченными в данную проблему, определение причин, по которым они предпринимали или предпринимают те ли иные действия.

Принятие решений

Исследование –подготовительный шаг для обоснованного решения. Класс обсуждает полученные результаты и пытается прийти к соглашению о «справедливом « решении рассматривая ситуации. Обычно это проводиться в виде «слушаний» или научно-практической конференции, где каждая группа (участник) представляет результаты своей работы, рассказывает о проведенных исследований, отвечает на возникшие вопросы.

Приобретенные таким образом знания позволяет всем школьникам компетентно обсудить различные варианты действий, который учебный коллектив, как самостоятельное гражданское сообщество, может предпринять по результатом работы. Здесь возможны различные формы действия:

Учащиеся могут написать статью в газету, оформить собственную страничку в интернат, написать открытое письмо судебной, исполнительной, законодательной власти и т.п.

Крайне важен сам факт выполнения «социального действия» Это позволяет школьникам занимать «активную гражданскую позицию», пробовать себя в деле, а не оставаться пассивным « молчаливым большинством».

Рефлексия

Школьники в группах и всем классом, обязаны проанализировать основные аспекты своей работы в ходе всех пяти этапов. Рефлексируя, они отвечают на ряд типовых вопросов:

Что нового они узнали об изучаемо ситуации?

Что из того, что они делали, помогло вопросу изучения?

Что из того, что они делали, мешало процессу изучения?

Какие аспекты работы были наиболее интересными, а какие скучными?

Что нового они узнали о взаимодействии между системой государственного управления, системой права, самодеятельными группами граждан и бизнесом?

Насколько успешно они работали вместе, как сообщество и что надо сделать для того, чтобы работать успешнее в будущем?

В процессе рефлексии пройденный материал повторяется, происходит его кристаллизация, фиксируется использование процедур и техник учебного сотрудничества, позитивной коммуникации, критического мышления. Каждая рефлексия заканчивается подготовкой рекомендаций по совершенствованию учебной работы класса в будущем.

Завершающий модуль

Он включает в себя мета-рефлексию по всему изученному материалу. Предметным материалом для него служат материалы рефлексии, проводимой по итогам изучения каждого тематического модуля. Цель завершающего модуля – проследить вместе с учениками процесс становления их собственных мыслительных навыков. Рефлексируя этот процесс, школьники начинают осознавать основные элементы процесса изучения социальных феноменов и принятия управленческих решений. Материал данного модуля можно назвать «повторением пройденного».

Однако это не просто повторение. Учащиеся занимаются мета-рефлексией, соотнося процедуры и материалы рефлексии, которую они проводили, подводя итоги каждого модуля. В результате, им становятся ясно, как они проходили к тем или иным решениям, как они пытались направлять свое учение, что из этого, и в какой мере удалось осуществить. Таким образом, они сознательно осваивают приемы критического мышления, общую схему принятия решений, выявляют набор используемых для этого мыслительных средств.

Они осознают, что во многих практических случаях единое решение отсутствует, что оценки решений, и позиции оценщиков могут меняться со временем. Они начинают понимать, в какой степени принимаемые решения могут влиять на их жизнь и заботиться о собственной гражданской ответственности


Приложение 2. Примерные положения об уполномоченном по правам ребенка.

Приложение

к письму Уполномоченного по

правам человека в Калужской области

от «___» ________ 2008 г. № ____

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящее Примерное положение определяет общие цели, компетенцию и условия деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения и может служить основой для принятия положения об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении.

Решение об учреждении в образовательном учреждении института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса принимается на общем собрании образовательного учреждения.

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса принимается в соответствии с порядком принятия локальных актов, закрепленным в уставе этого образовательного учреждения. В том случае, если уставом образовательного учреждения не определен орган или должностное лицо образовательного учреждения, к компетенции которого относится принятие локальных актов, то положение об Уполномоченном принимается руководителем этого образовательного учреждения.

1. Общие положения

1.1. Уполномоченный общеобразовательного учреждения избирается в целях усиления гарантий защиты прав участников образовательного процесса и содействия восстановлению их прав.

1.2. Уполномоченный содействует исполнению в данном общеобразовательном учреждении нормативных правовых актов Российской Федерации и Калужской области, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и обязанностей участников образовательного процесса. Просвещение участников образовательного процесса относительно их прав и обязанностей является неотъемлемой частью деятельности Уполномоченного.

1.3. Уполномоченный работает на общественных началах. Уполномоченный не является органом управления. Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов общеобразовательного учреждения, не отменяет и не влечет пересмотра их компетенции.

1.4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами Калужской области, а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами, уставом общеобразовательного учреждения. В пределах компетенции, установленной настоящим Положением, Уполномоченный независим и неподотчетен органам общеобразовательного учреждения и их должностным лицам.

2. Назначение Уполномоченного и освобождение его от обязанностей

2.1. Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса соответствующего образовательного учреждения.

Участник образовательного процесса, занимающий в образовательном учреждении административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

2.2. Состав участников образовательного процесса определяется законодательством Российской Федерации.

2.3. Уполномоченный избирается в порядке, определяемом настоящим Положением.

2.4. При вступлении в должность Уполномоченный произносит присягу: «Клянусь защищать права учащихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным».

2.5. Присяга произносится на заседании органа общеобразовательного учреждения, избравшего Уполномоченного.

2.6. Уполномоченный избирается на срок, равный одному учебному году. При избрании Уполномоченного этот срок может быть увеличен органом самоуправления общеобразовательного учреждения, обладающим правом избирать Уполномоченного, но не более чем на один учебный год. Уполномоченный осуществляет свою деятельность с момента произнесения присяги.

2.7. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из общеобразовательного учреждения, в случае выбытия из этого образовательного учреждения лица, чьим законным представителем является Уполномоченный или в случае совершения Уполномоченным поступков, несовместимых с его статусом.

2.8. В случае увольнения Уполномоченного из образовательного учреждения его освобождение от обязанностей производится автоматически. В таком же порядке производится освобождение от обязанностей Уполномоченного, назначенного из числа законных представителей учащихся, в случае выбытия из этого образовательного учреждения лица, чьим законным представителем является Уполномоченный.

2.9. Освобождение Уполномоченного от обязанностей в случаях, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего Положения, а также в случае подачи личного заявления о сложении полномочий принимается органом образовательного учреждения, к полномочиям которого относится избрание Уполномоченного. Освобождение Уполномоченного от обязанностей в случае совершения Уполномоченным поступков, несовместимых с его статусом, осуществляется на заседании органа образовательного учреждения, к полномочиям которого относится избрание Уполномоченного, простым большинством голосов.

3. Компетенция Уполномоченного

3.1. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения, нарушающие права участников образовательного процесса.

3.2. Не подлежат рассмотрению жалобы:

лиц, не являющихся участниками образовательного процесса данного образовательного учреждения;

на действия (бездействие) и решения лиц, не являющихся участниками образовательного процесса данного образовательного учреждения;

касающиеся трудовых отношений;

на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и ее изменение в течение учебного года, распределение кабинетов и классного руководства).

3.4. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения двух недель со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о таких нарушениях.

3.5. Жалоба должна подаваться в письменном виде. Уполномоченный вправе проводить проверку с целью установления обстоятельств, сообщенных в устной жалобе, однако дальнейшие действия, относящиеся к его компетенции, Уполномоченный предпринимает только после письменного оформления жалобы заявителем, за исключением обязанности сообщать компетентным органам о совершенном или готовящемся преступлении или административном правонарушении.

3.6. Уполномоченный вправе по собственной инициативе осуществлять проверку соблюдения прав участников образовательного процесса, не способных по тем или иным причинам самостоятельно отстаивать свои интересы, при наличии информации о нарушениях их прав.

3.7. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

а) принять жалобу к рассмотрению;

б) указать заявителю на другие меры, которые могут быть приняты для защиты его прав;

в) направить жалобу органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение жалобы по существу;

г) отказать в принятии жалобы, аргументируя отказ.

3.8. При проведении проверки Уполномоченный вправе:

посещать уроки, родительские собрания, заседания совета общеобразовательного учреждения, педагогические советы и совещания при директоре;

получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению, от всех участников образовательного процесса;

проводить самостоятельно или совместно с органами общеобразовательного учреждения, директором общеобразовательного учреждения проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;

обращаться за содействием и помощью в государственные органы, если участник образовательного процесса не согласен с решением администрации общеобразовательного учреждения по дисциплинарному расследованию.

3.9. Уполномоченный не вправе без согласия заявителя разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе проведения проверки по жалобе.

3.10. В случае установления нарушения прав участников образовательного процесса Уполномоченный предпринимает следующие меры:

а) направляет письменные рекомендации сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения;

б) ходатайствует перед администрацией образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса.

В случае недостижения примирения сторон или отказа одной из сторон принять рекомендацию Уполномоченный принимает меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3.7 либо подпунктом "б" пункта 3.10 настоящего Положения.

3.11. По результатам изучения и обобщения информации о нарушении Уполномоченный вправе представлять совету общеобразовательного учреждения, педагогическому совету и администрации общеобразовательного учреждения свои мнения, оценки и предложения общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права участников образовательного процесса.

3.12. В случае систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства Уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседаниях совета общеобразовательного учреждения.

3.13. По окончании учебного года Уполномоченный представляет Уполномоченному по правам человека в Калужской области, управлению образования г.Калуги, совету общеобразовательного учреждения и педагогическому совету доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.

4. Обязанности Уполномоченного

4.1. Осуществление деятельности, входящей в компетенцию Уполномоченного в соответствии с настоящим Положением, является обязанностью Уполномоченного. Клятва Уполномоченного отражает требования к качеству исполнения им этой обязанности.

4.2. Уполномоченный обязан знать и соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Калужской области, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и обязанностей участников образовательного процесса.

4.3. Неисполнение Уполномоченным своих обязанностей не может быть обусловлено соображениями целесообразности или личной заинтересованностью.

5. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения

5.1. Администрация общеобразовательного учреждения оказывает Уполномоченному всемерное содействие, представляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые ему для осуществления деятельности и уяснения мотивов принятых решений.

5.2. Администрация общеобразовательного учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

6. Выборы Уполномоченного

6.1. Уполномоченный избирается органом самоуправления общеобразовательного учреждения, в котором представлены все участники образовательного процесса, путем тайного голосования простым большинством голосов. Вид органа самоуправления и правомочность его заседаний определяется уставом общеобразовательного учреждения.

6.2. Дата выборов назначается приказом руководителя образовательного учреждения.

6.3. Правом выдвижения кандидатур на должность Уполномоченного обладают общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения и классные собрания учащихся и их законных представителей.

6.4. Общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения большинством голосов выдвигает в кандидаты на должность Уполномоченного одного члена этого коллектива (за исключением технического персонала).

6.5. Классные собрания учащихся и их законных представителей большинством голосов выдвигают в кандидаты на должность Уполномоченного одного из законных представителей учащихся от каждого класса. Собранием может быть поддержан кандидат, выдвинутый от другого класса.

7. Заключительные положения

7.1. Деятельность Уполномоченного может финансироваться из внебюджетных средств общеобразовательного учреждения. Смета расходов представляется директору общеобразовательного учреждения и утверждается директором общеобразовательного учреждения.

7.2. Уполномоченный назначает своих помощников таким образом, чтобы были представлены все участники образовательного процесса.

7.3. Помощники Уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Уполномоченный по правам человека в Саратовской области

Положение об уполномоченном по правам участников общеобразовательного процесса

Настоящее положение определяет цели, права и обязанности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (далее уполномоченный) школы (гимназии, лицея), его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Общие положения

  1. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители, учителя и воспитатели (наименование образовательного учреждения).
  2. Уполномоченный работает на общественных началах.
  3. Уполномоченный (наименование образовательного учреждения) избирается в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав.
  4. Уполномоченный содействует исполнению законов "Об образовании" РФ и Саратовской области совершенствованию Правил школьной жизни и правовому просвещению участников образовательного процесса.
  5. Деятельность уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.
  6. В своей деятельности уполномоченный руководствуется Европейской конвенцией о правах ребенка. Конституцией РФ. Уставом школы. Правилами школьной жизни.
  7. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам.

Назначение Уполномоченного

  1. Уполномоченный может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран уполномоченным.
  2. Уполномоченный избирается общим собранием участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3 голосов участников собрания.
  3. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу:
    1. "Клянусь защищать права и достоинство учащихся, родителей и педагогов ... (наименование образовательного учреждения), добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным, руководствоваться Европейской конвенцией о правах ребенка. Конституцией РФ, Уставом школы и Правилами школьной жизни".
    2. Присяга приносится на школьном собрании.
  4. Уполномоченный избирается на срок, установленный собранием школы (но не менее одного учебного года). Уполномоченный осуществляет свою деятельность с момента принесения присяги.
  5. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения или иных причин. Освобождение уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании участников образовательного процесса большинством голосов. В случае увольнения уполномоченного из образовательного учреждения, его освобождение от обязанностей производится автоматически.
  6. Освобождение уполномоченного от обязанностей принимается общим собранием.

Компетенция уполномоченного

  1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим положением, и в рамках образовательного процесса. Уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
  2. Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей учащихся). Ходатайствует перед администрацией образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других.
  3. Не подлежат рассмотрению жалобы:
    • по вопросам, связанным с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива;
    • на дисциплинарные взыскания;
    • на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и её изменение в течение учебного года, распределение кабинетов, классного руководства);
    • на действия и решения государственных и муниципальных органов образования.
  4. Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.
  5. Жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее истечения 2 недель со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушениях. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
  6. Получив жалобу. уполномоченный имеет право:
    • принять жалобу к рассмотрению;
    • указать на другие меры, которые могут быть приняты для защиты прав и достоинства участников образовательного процесса:
    • обращаться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы, если участник образовательного процесса не согласен с решением администрации образовательного учреждения по дисциплинарному расследованию;
    • отказать в принятии жалобы, аргументируя отказ.
  7. Уполномоченный вправе заняться проблемой но собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
  8. При выяснении вопроса уполномоченный вправе:
    • посещать уроки, родительские собрания, заседания совета школы, педагогические советы и совещания при директоре;
    • получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению, ото всех участников образовательного процесса;
    • проводить самостоятельно или совместно со школьными органами, директором школы проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса или унижении их достоинства;
    • ходатайствовать через КДН при муниципальных образованиях о проведение дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса.
  9. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведений без огласки заявителя.
  10. В случае установления нарушения прав уполномоченный предпринимает следующие меры:
    • содействует разрешению конфликта путем конфиденциальной процедуры;
    • вносит письменные рекомендации, обращенные к сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения.
    • В случае недостижения соглашения или отказа одной из сторон принять рекомендацию Уполномоченного, решение может быть доведено до сведения образовательного процесса.
  11. При установлении факта грубого нарушения правил школьной жизни либо унижения достоинства участников образовательного процесса уполномоченный вправе ставить перед директором школы вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности.
  12. По результатам изучения и обобщения информации о нарушении Правил школьной жизни уполномоченный вправе представлять совету школы, педагогическому совету и администрации школы свои мнения, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права и достоинство участников образовательного процесса.
  13. В случае систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседаниях совета школы.
  14. По окончании учебного года уполномоченный представляет совету школы и педагогическому совету доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями,

Обязанности администрации школы

  1. Администрация школы оказывает уполномоченному всемерное содействие, предоставляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые ему для осуществления деятельности и понимания мотивов принятых решений.
  2. Администрация школы не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

Заключительные положения

  1. Деятельность уполномоченного финансируется из внебюджетных средств учебного учреждения. Смета расходов представляется директору школы и утверждается директором школы.
  2. Уполномоченный назначает своих помощников таким образом, чтоб были представлены все участники образовательного процесса.
  3. Помощники уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа "Школа Здоровья" № 578 г. Москвы

Положение об уполномоченном по правам участников образовательного процесса

Настоящее положение определяет цели, компетенцию, а также основные формы деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в рамках школы №578.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители, учителя и воспитатели школы №578.

Статья 2. Уполномоченный школы № 578 по правам участников образовательного процесса (далее Уполномоченный) называется решением Совета Школы в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.

Статья 3. Уполномоченный способствует совершенствованию Правил Школьной Жизни и правовому просвещению.

Статья 4. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных школьных органов.

Статья 5. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом об образовании, Уставом школы, Правилами Школьной Жизни и собственной совестью.

Статья 6. Уполномоченный при осуществлении своей компетенции независим и не подотчетен каким-либо школьным органам и должностным лицам.

Глава 2. Компетенция Уполномоченного.

Статья 7. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим положением и в рамках образовательного процесса.

Уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

Уполномоченный обеспечивает сбор и систематизацию нормативных материалов, касающихся функционирования школы, и способствует доступности этих материалов для всех заинтересованных лиц.

Статья 8. Уполномоченный рассматривает жалобы только участников образовательного процесса.

Жалоба может быть подана также третьими лицами при условии согласия на это лица, права и достоинства которого, по мнению заявителя, были ущемлены.

Статья 9. Уполномоченный рассматривает жалобы на нарушение прав, установленных Уставом школы, Правилами Школьной Жизни или иначе зафиксированных учебным заведением, а также факты ущемления достоинства участников образовательного процесса.

Статья 10. Не подлежат рассмотрению жалобы на:

- вопросы, связанные с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива;

- на дисциплинарные взыскания;

- на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и изменение ее в течение года, распределение кабинетов и классного руководства);

- на действия и решения муниципальных и государственных органов народного образования.

Статья 11. Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Статья 12. Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной или устной форме в течение 2-х недель с момента нарушения или ущемления достоинства или с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении.

Статья 13. Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

- принять жалобу к рассмотрению;

- указать на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав и достоинства участников образовательного процесса;

- передать жалобу органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

- отказать в принятии жалобы, мотивируя свои решения.

Статья 14. Обжалование решения Уполномоченного не допускается.

Статья 15. Уполномоченный занимается разрешением жалобы, если считает, что его усилия могут привести к разрешению конфликта.

Статья 16. Уполномоченный в праве заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса либо лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

Статья 17. При выяснении вопроса Уполномоченный вправе:

- беспрепятственно посещать любые уроки, родительские собрания, заведения Совета школы, педагогические советы и совещания при директоре;

- получать объявления по вопросам, подлежащим выяснению от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно с другими школьными органами и директором школы проверку деятельности участников образовательного процесса, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса или унижения их достоинств.

Статья 18. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.

Статья 19. В случае установления нарушения прав Уполномоченный предпринимает следующие меры:

- содействует разрешению конфликта путем конфиденциальной согласительной процедуры;

- вносит (письменные) рекомендации, обращенные к сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения;

- принимает все возможные меры для разрешения споров и конфликтов наиболее быстрым и неформальным способом.

В случае не достижения соглашения или отказа одной из сторон принять рекомендацию Уполномоченного решение может быть доведено до сведения всех участников образовательного процесса.

Статья 20. Если по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный приходит к выводу о грубом нарушении Правил Школьной Жизни, либо унижении достоинства других участников образовательного процесса, Уполномоченный в праве ставить перед директором школы или советом школы вопрос о привлечении участников образовательного процесса к дисциплинарной или административной ответственности.

Уполномоченный принимает участие в предварительных обсуждениях всех решений администрации школы, входящих в его компетенцию.

Статья 21. По результатам изучения и обобщения информации о нарушениях Правил Школьной Жизни Уполномоченный вправе представлять Совету школы, педагогическому совету и администрации школы свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права и достоинства участников образовательного процесса.

Статья 22. В случае систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства Уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседании Совета школы.

Статья 23. По окончанию учебного года Уполномоченный представляет в Совет школы и педагогический совет доклад о своей деятельности. Доклад может содержать общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и уважения достоинства участников образовательного процесса. Ежегодные доклады Уполномоченного публикуются в школьной газете.

Глава 3. Обязанности администрации школы.

Статья 24. Администрация школы оказывает Уполномоченному всемерное содействие, представляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые Уполномоченному для осуществления его компетенций, а также понять мотивы принятых решений.

Статья 25. Должностные лица школы не вправе вмешиваться в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица, а равно воспрепятствовать деятельности Уполномоченного.

Глава 4. Заключительные положения.

Статья 26. Деятельность Уполномоченного финансируется из внебюджетных средств. Смета расходов представляется директором школы и утверждается Советом Школы.

Статья 27. При необходимости Уполномоченный назначает двух помощников таким образом, чтобы были представлены все участники образовательного процесса.

Статья 28. Помощники Уполномоченного работают на общественных началах.

Рекомендуемая литература:

Документы и законодательные акты по правам человека

1. Избирательные системы и наблюдение за выборами: Краткий обзор. – М.: Комплекс-Прогресс,1995.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

3. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

4. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

5. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.

8. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998

9. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: ИЦ-Гарант, 1997.

10. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. / Сост. И.Д.Никулин. – М.: Издательская фирма Логос, 1993.

11. Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Блатова Н. Т., Мелков Г. М. – 3-е изд., перераб. И доп. / Профобразование, Москва, 2002.

12. Карташкин В. А Права человека и нормативные акты субьектов Российской Федерации (сборник документов). – М.. Институт регионального законодательства, 2000.

13. Князькин С.А. Омбудсмен в России: международно-правовой анализ законодательных актов субъектов Российской Федерации. Казань: Стиль, 1999. Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда. 1919-1990. В 2-х томах. Женева: Международное бюро труда, 1991. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – 2-е изд., испр. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2001. – 344 с.

14. Конвенция и Протокол, касающийся статуса беженцев. УВКБ ООН, 1996. 15. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. – М.: НИИ семьи, 1998.

16. Конвенция о правах ребенка. Детский фонд ООН.

17. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002.

18. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: Юрид. Лит., 1994.

19. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Историко-правовой комментарий д.ю.н., проф. Страшуна Б. А. / Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), Москва, 2002.

20. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. Ред. В.А.Четвернин. – М.: 1997.

21. Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. – М.: 1997. – 264 с.

22. Краткое содержание договоров Совета Европы. Страсбург, Юридический департамент Совета Европы, 1998 г.

23. Крэнстон М. Права человека. Документы о правах человека. Paris: Editions de la Seine, 1975.

24. Либерализм. Основные документы Либерального Интернационала и Свободной Демократической партии Германии. – М.: 1998.

25. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.

26. Международное гуманитарное право в документах. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

27. Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Блатова Н. Т., Мелков Г. М. – 3-е изд., перераб. И доп. / Профобразование, Москва, 2002. 28. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. Выпуск 2. М.: Международные отношения, 1993.

29. Международные акты о правах человека. Сборник документов / Сост. Д. Ю. н., проф. Карташкин В. А., д. Ю. н., проф. Лукашева Е. А. – 2-е изд., доп. / Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), М.: 2002. – 944 с.

30. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.

31. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998.

32. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: ИЦ-Гарант, 1997.

33. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. / Сост. И.Д.Никулин. – М.: Издательская фирма Логос, 1993.

34. Мы и наши дети. Основные права ребенка. Государственные пособия и льготы гражданам, имеющим детей. Новейшие законодательные и правовые документы. Комментарии специалистов. М.: Библиотечка Российской газеты, 1999.
35. На пути к культуре мира. (документы и материалы) М.: Издательство «МИК», 1999. – 56 с.

36. Общественные дисциплины. Нормативно-рекомендательные документы Минобразования РФ. М.: Московская школа прав человека, 1998. – 56 с
37. Основные международные документы по правам человека / Материалы и комментарии/ – Алматы: 1998. – 148 с.

38 Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. 2-е изд., испр. М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000. – 96 с

39. Права человека: Сборник международных документов. – М.: Юридическая литература, 1998

40. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение / Под ред. О. И. Чистякова / Юшков С. В. Зерцало-М.: 2002. – 400 с.

41. Сборник международных стандартов и норм в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: 1998. – 128 с.

42.. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах: Сборник документов. – М.: Юрид. лит.,2000.

43. Стандарты общего образования: региональный компонент, внедрение и управление / Салихов А. В. Янтарный сказ, Калининград, 2001. – 216 с.
44. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 1998.
45. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. / Сост. Е. П. Педчак.-Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. – 288 с. 62. Федеральный конституционный закон. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

46.№R (85) Комитета министров государств-членов о преподавании и изучении прав человека в школах (принята Комитетом министров 14 мая 1985 года.

47. Декларация о праве на развитие.

48. Документы, касающиеся прав ребенка. / УГ №22 от 1 июня 2003 года.

Методическая литература

1. Болотна Т.В., Певцова Е.А.,Миков П.В., Суслов А., Смирнов В.В. «Права человека» Учебник 10 кл.М., Русское слово»,2006

2. Болотна Т.В., Певцова Е.А.,Миков П.В., Суслов А., Смирнов В.В. «Права человека» Учебник 11 кл.М., Русское слово»,2006

3. Болотина Т.В., Миков П.В. «Концепция обучения правам человека» М., Русское слово»,2006

4. Болотина Т.В., Певцова Е.А.,Миков П.В «Права человека» методическое пособие для учителя

5. Головатенко А.Ю. «Права человека и статус личности: история и современность. Пособие для учителя» М., 1996 г.

6. Малисова В.Н. «Культура общения или Искусство диалога. Программа воспитания школьников» М., 1996 г.

7. Лазутова М.Н. «Права человека: история и современность» М., 1992 г.

8. "АБВ. Преподавание прав человека" (Практическая деятельность в начальной и средней школе). Пер. с англ. Женева, Центр ООН по правам человека, 1989 г.

9. " Права человека для детей" (Методика обучения для детей 3-12 лет). Пер. с англ., Эмнести Интернейшнл, Лондон, 1992 г.

10. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека» М., 1995 г.

11. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. Пособие для учителя. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994. – 207 с.

12. Альбом права человека. Совет Европы.,1994.

13. Антонов В.В Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся. М.: Вита-Пресс, 1995. – 31 с.

14. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей Декларации прав человека: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1998. – 64 с.

15. Аттестация педагогических кадров. Справочник. М.: 2000. – 96 с.

16. Антонов В.В Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся. М.: Вита-Пресс, 1995. – 31 с.

17. Бабушкин А. В. Подростку о правах человека (методические материалы для педагогов). М.: 1999.

18. Булгакова А.В. Основные положения Всеобщей Декларации прав человека. Методическое пособие для учителя. Харьков: КОНСТАНТА, 1998.

19. Бэтти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М.:2001

20. Граждановедение. 8 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

21. Граждановедение. 8 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 1999.

22. Граждановедение. 9 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1999.

23. Граждановедение. 9 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 1999.

24. Граждановедение. Учебник для средней школы. – М.: 1998.

25. Гражданское образование. Пособие для учителя. М.: Кафедра ЮНЕСКО при Софийском университете, Московская школа прав человека, 1997. – 139 с.

26. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М.: Учительская газета, 1998. 190 с.

27. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения., «Учительская газета», 1997

28. Давлетшина Н.В. и др. «Демократия, государство и общество» М., 1995 г. (Учебное пособие для средних школ, лицеев, гимназий; одна глава современного учебника посвящена правам человека

29. Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы. Пособие для учителя. М:. Учительская газета, 1996.

30. Глебов И. Н., Жданов Ю. Н. Международное право. Альбом схем. М: 2001.-112 с.

31 Головатенко А. Ю. Права человека и статус личности: история и современность. Пособие для учителя. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 63 с.

32. Декларация и программа воспитания граждан вдухе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей. М.: Московская школа прав человека, 2001.

33. Драхлер А. Б. Граждановедение. 8 класс: Рабочая тетрадь. М.: 1999.-80 с.

34. Конфликтология в школе. Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Часть I. Под ред. В. М. Шепеля, сост. С. В. Баныкина. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 217 с.

35. Кракова Я.А. Как это можно делать в классе: Пособие для учителя. – М.: 1992.
36. Малисова В.Н. Культура общения, или Искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 25 с.

37. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» / Сост. Суворова Н. Г., Володина С. И. М.: 1999, 400 с.

38Младшим школьникам о правах ребенка – М.: Вита-Пресс, 1997.

39. Мы, народ: Российская Конституция. Курс для старших классов средней школы. Планы уроков. Н. М. Воскресенская, А. Н Иоффе, А. Ф. Никитин. М.: ЗАО «Учительская газета». 1998.-190 с.

40. На пути к культуре мира. (документы и материалы) М.: Издательство «МИК», 1999. – 56 с.

41. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. М.: 1993.

42. Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование» (Граждановедение). М.: Московская школа прав человека, 1996. – 25 с.

43. Никитин А.Ф. Политика и Право. Пособие для учителей, 1995.

44. О преподавании и изучении прав человека в школах. М.: Московская школа прав человека. 2001.

45. Образование в духе прав человека и демократии в государствах на территории бывшего СССР (Шнекендорф З.К., Никитин А.Ф).

46. Обучение правам человека. М.: 1990. – 80 с.

47. Общественные дисциплины. Нормативно-рекомендательные документы Минобразования РФ. М.: Московская школа прав человека, 1998. – 56 с.

48.Обязательный минимум содержания общего образования. Обществознание. М.: Московская школа прав человека, 2001.

49.. План действий на десятилетие образования в области прав человека ООН 1995-2004. М.: Московская школа прав человека, 2001

50. Подросток-наркоман. Приложение к Информационно-консультативному вестнику «Дети улиц». М.: Издательство «Икар», 1999. – 24 с

51.Права человека для всех. 1999.

52. Права человека: методика преподавания в школе (9-11 кл.) / Сост. И. В. Бочаров, О.Г. Погонина, Т.Е. Помадова, А. Б. Суслов. Пермь, 1999. – 208 с
53. Права человека. Методика преподавания в школе (9-11 кл.), 1999

54 Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы./ Сборник – М.: «Звенья», 1997. – 326 с

55 Преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе. ООН, Нью-Йорк, 1989

56утешествие юного гражданина. – М.: Дрофа, 1997
57Приближая будущее. Права человека в школьных программах. – Донецк, 1997.
58 Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.
59Тубельский А. Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2001. – 112 с.
60. Тюляева Т. И. Программно-методичнские материалы. Обществознание. 10-11 кл. М.: 1998. – 128 с.
61слышать зов незнакомой жизни: Методические рекомендации 5 кл.ч.2. – М.:1995.
62 Учебный сборник. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи. Совет Европы
63. Ценности гражданского общества и личность. Книга для учителя / Сост. А. И. Михайлова. Отв. Ред. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2001. – 238 с..
64. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка. Программа и материалы спецкурса. М.: Московская школа прав человека, 1996. – 153 с.
65. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1997.

66.ШНЕКЕНДОРФ З. Изучение Конвенции о правах ребенка в школе. Учебное пособие для учителей. – М., 2001.

67.ШНЕКЕНДОРФ З. Не скучный рассказ, а увлекательное путешествие. "Путеводитель по Конвенции о правах ребенка"/ УГ №32-33 от 20.08.2001.

68.ШНЕКЕНДОРФ З. Мнение эксперта. Сохранить Землю для детей. / УГ №47 от 20.11.02.

69. "Ролевые игры в преподавании прав человека" М., 1995 г. (сб. методических материалов и конкретных разработок для средней школы, созданных Молодежным центром прав человека и правовой культуры)
70. Симонидис Я. «ЮНЕСКО и обучение правам человека», изд. ЮНЕСКО, 1993 г.
71.Смирнов В.В. «Права и свободы человека — приоритеты правового образования» (Хрестоматия по праву: Учебно-методическое пособие), Вологда, 1994 г.

72. Шнекендорф З.К. Программа курса « Права человека» (психолого— педагогический аспект) М.: Национальный фонд содействия ЮНЕСКО, 1992 г.

73. Шнекендорф З.К. «Конвенция о правах ребенка» (Программа и материалы спецкурса) М., 1996 г. Лазутова М.Н. «Права человека: история и современность» М., 1992 г.

74. Морозова С.А. «Защита прав человека в российском законодательстве» (практикум на уроках правовых знаний в 9-11 классах). СПб., 1996 г.

75. Чурилов И.И. Конвенция о правах ребенка. Комментарии.

76. Чурилов И.И. Предложения по изучению «Конвенции о правах ребенка».

78. Необходимый справочник. Словарь основных понятий по правам человека. Раздел «Основные права и свободы»: «Права человека и законы» / УГ №37 от 8 сентября 2001.

79. Маленькая свободная страна. Создание демократического климата в школе/ УГ №30-31 от 31.06.2001.

80. Защитите российских детей. Их права часто нарушают взрослые. / УГ №5 от 6 февраля 2003 года.

81.. Волшебный стул. Уроки в начальных классах. / УГ №47 от 18.11.03.

82. Элиасберг Н.И. "Права ребенка - это ваши права". Учебное пособие для

начальной школы. СПб: СМИО-пресс, 2004.


[1] (Решение коллегии МО РФ от 28.12.94 № 24/1 “О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях”, Письмо МО РФ от 06.02.95 № 151/11 “О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации“, Приказ МО РФ от 09.12.94 № 479 “Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях”, Письмо МО РФ от 07.04.95 № 385/11 “О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса” ,Информационно-методическое письмо МО от 19.03.96г. № 391/11“О гражданско-правом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», Информационно-методическое письмо Департамента Общего среднего образования министерства образования Российской Федерации № 916/11-12 от 07.06.99 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/2000 уч. г.”, “Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1998/99 уч. г.”, Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 № 574, Информационно-методическое письмо МО от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» и дру­гие)