Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по написанию научно-исследовательской работы Волгоград, 2010

 

             

Рекомендации методические по написанию научно-исследовательской работы Волгоград, 2010

Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области

ГУ «Волгоградский областной центр по патриотическому воспитанию и поисковой работе»

А.Ю. Баженов, Ю.В. Макарова, А.Е. Парфенов, Е.М. Цунаева

Методические рекомендации по написанию научно-исследовательской работы

Волгоград, 2010

Некоторые рекомендации по подготовке исследовательских работ старшеклассников по истории Сталинградской битвы

Любая исследовательская работа по военной истории начинается с правильного выбора темы, отчего во многом зависит успех дела в целом. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь юному исследователю выбрать перспективную тему исследования и разобраться во всем многообразии существующих документов и материалов, научной литературы.

При работе над исследованием учащийся сталкивается с большими трудностями. Необходимо отобрать в библиотеках города многочисленную военно-историческую литературу, изучить, что было опубликовано по теме, суметь пробиться в фонды государственных музеев, архивов, написать и напечатать свой труд с примечаниями и приложениями.

Наиболее общими недостатками работ юных исследователей военной истории, на которые необходимо обратить внимание, можно назвать малочисленность источниковой базы и ее анализ в работах и докладах. Источники могут быть достоверными и недостоверными, и все они имеют определенную источниковую ценность.

Задача научного руководителя состоит в грамотном определении рамок источниковой базы исследования. Не следует их слишком расширять, так как учащийся пока не в состоянии всесторонне изучить весь комплекс имеющихся документов.

В ряде работ юных исследователей, представленных в прошлые годы, название темы не соответствует содержанию, а выводы - поставленным целям. Допускаются грубейшие фактические ошибки, смещение временных границ, понятий и определений. Часто оценка тех или иных исторических личностей, героев производится в отрыве от эпохи, их вклад оценивается, исходя из уровня знаний сегодняшнего времени.

Тему исследования старшеклассник может почерпнуть в школьных или государственных музеях. Работы, написанные на материалах музейных фондов, представляют особенную ценность.

Ученые, военные историки и юные исследователи обращаются к материалам музейных фондов с целью выявления новых данных, уточнения исторических фактов, знакомства со свидетельствами очевидцев событий. В фондах музеев отложилось много материалов архивов и военкоматов, поездок по местам боев, встреч и бесед с очевидцами событий, огромной переписки с различными учреждениями, ветеранами и их семьями.

Хотелось бы отметить, что в ряде работ старшеклассников использование архивных материалов превращается в самоцель, не определяющуюся потребностями исследования.

Как ни странно, особенно трудны для изучения воспоминания участников и свидетелей событий Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны.

Воспоминания, рассказ ветеранов войны и труда является историческим документом.

Наметилась тенденция поверхностного рассказа о ветеране, который посещает школу, о «детях Сталинграда», о «любимом дедушке». Работа пишется по принципу: «Что знаю, то и пою». Изучение военного или трудового подвига родного человека или чужого, это прежде всего, - исследование: поиск документов, запись воспоминаний, разбор и аннотирование фронтовых и современных фотографий.

Запись воспоминаний, как письменную, так и звукозапись, участников войны и труда необходимо делать скрупулезно. При записи воспоминаний ветерана важно, чтобы изложенный им материал содержал данные о его роли в рассматриваемом событии. Желательно, чтобы в рассказе присутствовали личные оценки событий, так, как воспринимались они им в военные годы, не менее важно узнать и его современные оценки и выводы с учетом новых данных о прошлом, рассказ должен быть не только о победах, но и о поражениях в бою; о трудностях, лишениях, которые приходилось переносить людям в войне, в период восстановления народного хозяйства.

При анализе исторических источников из списка выпадают фотографии, рисунки, записи материалов на аудиокассетах. В перечне материалов школьных музеев и коллекций не упоминаются наличие коллекционных описей, актов, инвентарных номеров, номеров папок или других материалов, обеспечивающих фиксацию собранного материала.

Воспоминания, отдельные факты, цифры, даты необходимо подтвердить, заглянув в справочники или послав запрос в архив, библиотеки, музеи, военкоматы. Юному исследователю никогда нельзя полагаться на один источник. Его следует по возможности проверить, тогда не будет досадных, а то и грубейших, ошибок, которые не должны «плодиться». Как известно, порой из-за недобросовестности некоторых авторов, особенно это часто встречается в газетных статьях, ошибки начинают «кочевать» из одной публикации в другую.

Во многих работах учащихся присутствуют убедительные приложения: фотографии, беседы с информаторами, биографические справки о них, ксерокопии документов семейных архивов. Таким образом, в научный оборот вводятся новые имена, источники, интереснейшие подробности, подмеченные зорким взором юных исследователей военной истории.

Работы многих школьников насыщены новыми материалами, что является научным вкладом в изучение Сталинградской битвы.

Подлинные документы периода Великой Отечественной войны: фронтовые письма, докладные записки с поля боя командованию, записи в журналах боевых действий, предсмертные записки, военные блокноты, рисунки, фронтовые дневники являются историческим источником, дополняют факты, известные историкам, небольшими деталями, чувствами, которые владели воинами. Из таких небольших событий и складывается история!

Во всем, чего достигли в своих изысканиях юные исследователя, огромная заслуга их руководителей - учителей, наставников, работников музеев, библиотек, институтов, терпеливо и любовно работающих с детьми в современных, весьма нелегких условиях. Конечно, далеко не все из участников Юношеских чтений станут впоследствии профессиональными историками, но они наверняка станут интересными, творческими людьми, любящими и знающими историю своей родины, а это уже немало.

Исторический источник

2.1. Типы исторического источника

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого - научно-воссозданной картиной мира -стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Именно с его изучения необходимо начать исследование. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Исторический источник - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев, историк и филолог, выделяет следующие семь типов источников:

1.письменные;

2.вещественные;

3.этнографические;

4.устные;

5.лингвистические;

6.фотокинодокументы;

7.фонодокументы.

Источники несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда они были созданы. Чтобы извлечь ее в настоящее время, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако нужный материал надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установления (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение сам автор. В интерпретации присутствуют три аспекта.

1. Содержание самого источника. Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится.

2. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения.

3. Ваше собственное понимание источника.

От интерпретации исследователь переходит к анализу содержания. Необходимо взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию.

В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности документа, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли сообщает источник.

Опираясь на результаты проведенного исследования, исследователь обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез -это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа.

Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Необходимо заострить внимание исследователей и их руководителей!

Небольшая по объему научная работа учащегося не может охватывать весь круг исторических источников. Задачей научного руководителя является четкое определение границ источниковой базы исследования. Учащийся пока не в состоянии всесторонне изучить весь комплекс имеющихся документов.

Архивные документы: виды и особенности *

Использование документов (опубликованных и неопубликованных) является обязательной нормой написания исследовательской работы, как для научных работников, так и для учащихся образовательных учреждений. Открытие архивов для большой группы исследователей позволяет в настоящее время ставить перед творческой работой конкретные практические задачи, раскрывать их на более высоком научном уровне с использованием доказательной базы документов.

Но использование архивных документов, их интерпретация в работе будут лишь тогда результативны, когда исследователь сможет грамотно определить, что нужно и как можно получить материал из архивного источника. Для этого необходимо определить некий последовательный алгоритм работы.

3.1. Алгоритм работы

1.Изучение определенного круга исторической литературы по теме исследования (и существующих выводов по интересующим проблемам).

2.Выявление в литературе списка использованных фондов архивов и типов документов (составление письменного перечня государственных учреждений того периода, которые эти документы разрабатывали).

3.Определение архивохранилища, состава его фондов (ГАВО – фонды предприятий, организаций, учреждений, обл-, гор-, райисполкомов и пр.; ЦЦНИВО - фонды партийных органов власти, Сталинградского городского Комитета Обороны, ВЛКСМ).

4.Работа с путеводителем в архиве. Необходимо помнить, что сведения, содержащиеся в нем, носят обобщенный характер. Поэтому главной задачей станет определение по путеводителю номеров фондов по теме исследования.

5.Выписка названий и номеров фондов из описей путеводителя. соответствующих хронологическому периоду. Заведующая читальным залом закажет эти описи в архивохранилище.

6.Работа с описями, каталогами. В описях представлены названия документов и проаннотировано их основное содержание, даны крайние хронологические даты представленных материалов. В каталогах представлены справочные карточки, расположенные строго по тематическому и хронологическому принципам. В карточках написано название документа, дата и место его создания, даты выходные данные (фонд, опись, номер дела, лист).

В процессе работы с описями и справочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) и заголовки единиц хранения:

ГАВО . Ф . 71. On. L Д . 135. Л . 13. Решение горисполкома по вопросам здравоохранения и народного образования в Тракторозаводском районе города Сталинграда и справочный материал к решениям горисполкома. Январь - март 1939 г.

Заголовок выписываемого дела указывает на принцип формирования дела. Так, в приведенном выше примере не будут находиться материалы по производственной деятельности Сталинградского тракторного завода, а только материалы по здравоохранению и образованию.

7.После завершения работы с описями и составления карточек по интересующим делам оформляется заказ у заведующего читальным залом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходные данные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период. Заказ выполняется на следующий день, по основным фондам (ГАВО - гор-,облисполком) иногда через день. Количество единовременной выдачи дел на руки исследователю также ограничено, и определяется нормой страниц.

8.После выполнения читальным залом заказа исследователя, начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания исторического исследования информации. Информацию можно заносить в тетрадь и (или) на карточки. Тетрадь лучше иметь для каждого тематического раздела исследовательской работы отдельную. Например, тема звучит как «Участие ресурсов военно-промышленного комплекса Сталинграда в восстановлении города. На примерах СТЗ, ЗКО, «Химпрома»». Таким образом, исследователь может иметь 4 отдельные тетради по темам: а) общие сведения (сколько всего и где было восстановлено с помощью предприятий и пр.), б) СТЗ, в) ЗКО, г) «Химпром».

Данные в тетрадях обязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинник или копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силу реального источника, и на него можно ссылаться в исследовательской работе.

3.2. Ведение записей при работе с документами

Ведение записей при работе с архивными документами - операция сложная и ответственная. Это могут быть выписки (цитаты) частей текста, изложение своими словами содержания, копии документов. Приемы эти нередко применяются одновременно. Оформляются они по-разному.

Цитата берется в кавычки, текст записывается дословно, с сохранением стиля эпохи. К цитате необходимо составить аннотацию: из какого документа она взята, о чем в нем говорится. Исключение из цитаты отдельных слов и фраз в принципе нежелательно, поскольку неизбежно ведет к искажению содержания документа. Искажение содержания практически гарантировано способствует и искажению научного смысла источника, чаще всего факты становятся непригодны к использованию в качестве научного доказательства.

Изложение традиционно представляется в записях исследователей или сборниках документов и материалов, опубликованных в печати, записанным в квадратных скобках. Например, [докладная записка секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) тов. Ильина говорит о тяжелых бытовых условиях, сложившихся на строительстве оборонительных рубежей в Городищенском районе. Нехватка воды, постельных принадлежностей, посуды и пр. привела к возникновению эпидемиологических очагов заболеваний. В записке представлен комплекс мероприятий по решению намеченной проблемы]. В квадратных скобках могут быть раскрыты допущенные в документе сокращения слов.

Копия документа - это дословная запись текста источника в тетрадь, с сохранением стиля, орфографии, пометок. Обязательно указание даты, места создания, учреждения, подписей под документом.

Таким образом, выписки сделанные исследователями из архивных документов, должны отвечать на вопросы: где, когда, кем и о чем был разработан и составлен документ, кому он предназначался и был ли выполнен, когда это произошло. Кроме того, полезно отмечать, также со ссылкой на соответствующие документальные источники, какие обстоятельства послужили причиной составления документа.

Работа с архивными документами, если она правильно организована и понятна, принесет исследователям радость новых и самостоятельных открытий, даст ощущение реального прикосновения к эпохе предшествующих поколений.

Поиск материала для исторического исследования

Для проведения исторического исследования по тематике Чтений «Сталинградская битва в истории России» можно использовать материал, хранящийся в архивах и музеях г. Волгограда и области. Образец отношения в архив приводится ниже.

Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО)

Центр документации новейшей истории Волгоградской области, бывший партийный архив (в изданиях до 1990-х гг. - ПАВО), содержит на хранении документы партийных, комсомольских и общественных организаций. Основными фондами являются следующие:

Ф. 171. Сталинградский городской Комитет обороны,

Ф. 71. Горком ВКП(б) гор. Царицына - Сталинграда - Волгограда,

Ф. 113. Обком ВКЩб) Сталинградской - Волгоградской области.

Материалы архива довольно разнообразны: стенограммы партийных собраний, протоколы, решения конференций, пленумов, президиума городского и областного комитетов партии, отчетные и докладные записки и пр. Сращивание партийного и государственного аппарата управления, наиболее явно прослеживаемое в 30-40-х гг. XX в., привело к тому, что на партийных заседаниях обсуждались наиболее важные и актуальные проблемы экономической и политической жизни общества. В военное время часто на повестке дня стояли вопросы работы предприятии, строительства оборонительных сооружений, маскировки объектов, взаимодействия с воинскими частями. После окончания боев партийные власти приступили к восстановлению инфраструктуры города, обеспечению населения всем необходимым (См. с. 60).

ЦЦНИВО располагает большой картотекой личных дел руководящих партийных работников.

Таким образом, в Центре документации новейшей истории Волгоградской области хранятся документы, рассказывающие об истории нашего края в XX веке. Они касаются всех сторон жизни советского общества.

Фонды Государственного архива Волгоградской области (ГАВО) периода Великой Отечественной войны

Государственный архив Волгоградской области располагает значительным комплексом документов периода Великой Отечественной войны.

Наиболее многочисленную группу составляют фонды местных органов государственной власти и государственного управления, от облисполкома до сельсовета, предприятий народного хозяйства и организаций культуры. Документы местных органов власти представлены протоколами сессий, заседаний исполкомов, совещаний, общих собраний граждан, собраний черкасовских бригад, планами работ, отчетами и справками Советов о своей деятельности, помощи трудящихся фронту, состоянии оргмассовой работы сельского хозяйства, промышленных предприятий, ходе восстановительных работ, развитии черкасовского движения.

Промышленные предприятия представлены приказами и распоряжениями директоров предприятий, планами и отчетами по восстановлению заводов, отчетами по основной деятельности, документами по рационализации и изобретательству, соцсоревнованию; колхозы - протоколами общих собраний колхозников и заседаний правления колхозов, отчетами.

Главное содержание этих материалов состоит в раскрытии трудового героизма рабочих и колхозников области в грозные для Отечества годы. В них можно найти фактический материал о работе народного хозяйства для нужд фронта, о сборе теплых вещей для бойцов Красной Армии, сдаче средств в фонд обороны и на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий, помощи населения раненым красноармейцам и семьям фронтовиков.

Интересные и ценные сведения о героическом вкладе тружеников тыла Сталинградской области в общенародную победу, о героизме бойцов и офицеров Красной Армии на фронтах содержится в документах наградного отдела исполкома Волгоградского городского Совета. В его составе помимо списков, решений исполкома о вручении медали «За оборону Сталинграда» и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», актов вручения этих медалей, имеются документы о представленных к награде предприятиях, учреждениях, организациях и отдельных гражданах. Например, данные о работе паровозной колонны № 10 особого резерва Наркомата путей сообщения по перевозкам военных эшелонов на Сталинградский фронт за период с июля 1942 г. по февраль 1943 г.; о действиях летного состава первой авиатранспортной дивизии в дни героической обороны Сталинграда; о помощи фронту совхозами Сталинградского молочно-мясного треста, совхозами «Зернотреста», объединенного треста совхозов и многим другим учреждениям, организациям, предприятиям.

Большой интерес представляют материалы организаций и учреждений, создание которых было вызвано войной.

В составе объединенного фронта Штаба истребительных батальонов Управления НКВД по Сталинградской области находятся документы самого штаба, его городских и районных батальонов в количестве 107 дел за 1941-1944 гг. Это постановления, приказы, распоряжения городского Комитета Обороны, Управления НКВД по Сталинградской области, Штаба истребительных батальонов; докладные записки и сведения об организации, формировании, составе, оперативно-служебной деятельности, наличии и движении личного состава истребительных батальонов области.

Истребительные батальоны осуществляли охрану населенных пунктов, важных объектов, борьбу со шпионами, диверсантами и парашютным десантом. Благодаря оперативности и мужеству бойцов истребительных батальонов удалось ликвидировать ряд диверсий врага, задержать шпионов, собиравших разведданные и сеявших панику среди местного населения.

Большой интерес представляют документы, имеющие сведения о помощи населения истребительным батальонам в деле борьбы с диверсантами, шпионами и другой агентурой противника. Особенно отличались в этом группы содействия, созданные в населенных пунктах при сельсоветах и правлениях колхозов из местных жителей.

В архиве на хранении находятся фонды областного штаба МПВО (1943-1945 гг.), Николаевского районного штаба МПВО (1942-1943 гг.), 412-го, 413-го батальонов МПВО (1943-1945 гг.), роты Управления штаба МПВО (1943-1945 гг.), областного, городского и 4 районных Советов ОСОАВИАХИМа и Красного Креста. В этих фондах содержится материал, представленный протоколами заседаний президиумов областного, городского и районных Советов ОСОАВИАХИМа; приказами областного штаба МПВО и командиров батальона МПВО; отчетами, докладами, справками о работе организаций ОСОАВИАХИМа; обзорным письмом о деятельности ОСОАВИАХИМа в дни боев за Сталинград, перепиской, документами о соцсоревновании этих общественных организаций.

Особую группу составляют документы Сталинградской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области. Они объединены в 800 дел за 1942-1944 гг. В составе фонда хранятся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г., постановление СНК СССР от 16 марта 1943 г. об образовании и работе чрезвычайной государственной комиссии, постановления, письма и инструкции чрезвычайной государственной и областной комиссий; стенограммы сообщений секретарей райкомов ВКП(б) и их докладные записки о состоянии освобожденных районов, злодеяниях и ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками хозяйству районов; итоговые данные, сведения, сводки, ведомости, акты, протоколы опроса свидетелей и заявления граждан о злодеяниях и ущербе, причиненном оккупантами гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области; сводки установленных злодеяний, справки о сроках оккупации, письма-обязательства колхозников землякам-фронтовикам, опросные листы вернувшихся из германской неволи, списки погибших и угнанных в немецкое рабство граждан, копии газетных сообщений о злодеяниях фашистов в области, реестры актов.

Кроме того, в фонде имеются сведения о состоянии промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, народного образования, материальном положении трудящихся области в предвоенные годы.

Помимо документов на бумажной основе архив располагает фотодокументами и печатными изданиями. Более 1000 фотодокументов освещают историю Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Это списки боевых действий, переправ, строительства оборонительных рубежей, заседаний Комитета Обороны и др.

В научно-справочной библиотеке имеются областная и районные газеты, книги, изданные в период войны и ставшие библиографической редкостью. Таким образом, в Госархиве Волгоградской области находятся на хранении документы, рассказывающие о вкладе тружеников области в дело разгрома врага, о единстве тыла и фронта в период Сталинградской битвы. Однако эти материалы используются недостаточно. В научный оборот практически не введены документы учреждений районного и сельского звена, ряда структурных частей фондов (наградного отдела горисполкома, приказы директоров завода и др.). Эти документы ждут своих исследователей.

Найти необходимый фонд по теме исследования в архиве может помочь путеводитель (Государственный архив Волгоградской области: Путеводитель / КВ. Булюлина, И.В. Гарскова, В.М. Кадашова « др. -Волгоград, 2002.). Ниже приводится содержание Путеводителя с номерами некоторых фондов, содержащих материалы по истории Сталинградской битвы.

Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (ГМП «Сталинградская битва»)

В фондах музея хранятся экспонаты и материалы, собранные научными сотрудниками музея, а также переданные непосредственными участниками Сталинградской битвы и их родственниками. Фонды насчитывают более 100 тыс. единиц хранения, а научная библиотека - свыше 15 тыс. книг. Материалы музея-панорамы содержат сведения о боевых действиях соединений в ходе Сталинградской битвы, помощи трудящихся фронту, ходе восстановительных работ, состоянии сельского хозяйства, работе промышленных предприятий, развитии черкасовского движения и др. Имеются копии наградных листов на Героев Советского Союза, а также коллекции немецких и австрийских писем, которые были спасены в середине 50-х гг., и выявленные в архивах НКВД материалы о лагерях немецких военнопленных в Сталинграде, документы, фотографии, знаки отличия, предметы снаряжения и оружие солдат и офицеров немецко-фашистских армий.

Для того, чтобы начать работу в фондах ГМП «Сталинградская битва», необходимо завизировать отношение от образовательного учреждения (см. Образец Отношения в архив) у директора музея и главного хранителя фондов.

Каталог материалов музея-панорамы составлен по тематическому принципу. Для более продуктивной работы с ним нужно четко структурировать части будущего исследования. Запрос может быть выполнен в этот же день.

Выписки да материалов музея должны сопровождаться сноской на инвентарный номер фондов ГМП.

Волгоградский областной краеведческий музей (ВОКМ)

Фонды краеведческого музея хранят богатые коллекции о деятельности детских домов на территории Сталинградской области, эвакуированного Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», находившегося в городе в 1942 г., по истории промышленных предприятий области в военный период, обширные фотодокументы, и пр. Связь музея с районными краеведческими, общественными и ведомственными музеями позволяет быстро решать многие вопросы по изучению истории различных мест и предприятий Сталинградской области, обозначить их вклад в дело Победы. Это достигается с помощью тематических запросов.

Организация работы в фондах ВОКМ аналогична с музеем-панорамой.

Правила оформления работы6

Общие требования к работе

Согласно Положению о Юношеских Чтениях «Сталинградская битва в истории России» одним из критериев оценки письменных работ, наряду с актуальностью темы, введением в научный оборот новых источников, умением работать с литературой и др., является качество оформления представляемой работы.

После того как рукопись отредактирована, сверены все цитаты, сноски, цифры, даты, проверены фамилии, инициалы, названия, и она в полном виде одобрена научным руководителем, текст исследовательской работы перепечатывается через 1,5 интервала (в том числе и сноски) на одной стороне листа размером А4, кегль для текста - 14, для сносок - 12. Страницы должны иметь поля равные 25 мм.

Все страницы с первой до последней нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, на следующей странице, где помещается оглавление, проставляется цифра «2», страница, где начинается введение, нумеруется цифрой «3» и т.д.

Перепечатанная работа комплектуется в соответствии со структурой работы.

Общие требования к цитированию

К цитированию прибегают, когда необходимо привести документальное свидетельство, суждение другого автора для того, чтобы подтвердить собственную точку зрения или заимствовать ценный фактический материал. Цитата нередко нужна и для опровержения мнения того автора, которому она принадлежит.

От учащегося требуется самостоятельность, творческое освоение и анализ цитируемого источника, поэтому авторский текст не может быть подменен монтажом из обозначенных и необозначенных (раскавыченных) цитат. Не следует перегружать работу цитатами, приводить их одну за другой, обращаться к чьему-либо мнению для подтверждения бесспорных положений.

Совершенно недопустимо произвольное обращение с цитатами, это ведет к фактической неточности и искажению взглядов цитируемых авторов. При цитировании нельзя полагаться на память - нужна проверка по источнику. Абсолютно точная цитата должна сопровождаться абсолютно точной ссылкой и необходимыми пояснениями.

Выписки рекомендуется делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не следует обрывать мысль автора.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, нужно стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места желательно приводить дословно.

Цитаты заключают в кавычки, за исключением тех, которые тем или иным способом уже выделены из текста (стихотворные цитаты, цитаты-эпиграфы и др.).

Авторы цитируются обычно по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании, предваряя при этом библиографическую ссылку на источник словами «Цит. по:...».

Цитирование производится по авторитетным изданиям, если не преследуется цель критики или исследования текста произведения именно в данном издании.

Цитата должна точно соответствовать источнику. Допустимы лишь следующие отклонения:

-модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора, не выражают характерных признаков языка эпохи;

-развертывание сокращенных слов до полных с заключением дополненной части в квадратные скобки, например: т[ак] с[казать];

- пропуск отдельных слов, словосочетаний, фраз в цитате при условии, что этот пропуск будет обозначен многоточием;

- изменение падежа при цитировании отдельных слов и словосочетаний;

- замена формы выделения (например, подчеркивание на курсив), но с оговоркой такой замены в предисловии или примечании.

Бывают случаи, когда необходимо сделать какое-либо авторское включение в текст цитаты: поясняющие слова или знаки, выражающие отношение автора к содержанию цитируемого текста. Тогда знаки сомнения, вопроса (??, ?), удовлетворения (!), удивления (?!) приводятся в соответствующем месте цитаты в круглых скобках без добавочных пояснений. Если же автор прибегает к словесным примечаниям или пояснениям, то их тоже заключают в скобки, добавляя к ним свои инициалы, которые выделяются курсивом и отделяются от примечания точкой и тире, например: «Он (Василий Зайцев. - Л.Н.) был героем...». Если автор, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, например: (курсив наш. -Л.Н.), (подчеркнуто мною. -Л.Н.).

Правила оформления таблиц, схем и диаграмм

Все таблицы (схемы и диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например, Таблица 5) без значка № перед цифрой и без точки после нее. Если в тексте только одна таблица, ничего писать не надо. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на другую страницу названия ее граф следует повторить и над правым верхним углом поместить слова «Продолжение таблицы...».

Эти правила касаются также схем и диаграмм.

Оформление сокращений

Существуют общепринятые сокращения слов и выражений. При сокращенной записи слов используются четыре основных способа:

- оставляется только первая буква слова (век - «в.», год - «г.»);

- оставляют только две первые буквы слова («ст.» - статья, «св.» — святой);

- оставляется часть слова без окончания и суффикса («абз.» - абзац, «сов.» - советский, «англ.» - английский);

- пропускается несколько букв в середине слова, а вместо них ставится дефис (издательство - «изд-во», университет - «ун-т»).

Сокращение не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква слова), на букву «и», на мягкий и твердый знак. В научных текстах встречаются три вида сокращений:

- буквенные аббревиатуры;

- сложносокращенные слова;

- условные графические сокращения по начальным буквам слов или
по частям слов.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований (вуз, КПСС, ГКО). Кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются и авторские. Тогда при первом упоминании в тексте указываются после полного наименования в круглых скобках и в дальнейшем записываются без расшифровки. Допускается вынос расшифровки в примечание.

Сложносокращенные слова составляются из сочетания усеченных и полных слов («профсоюз» - профессиональный союз), либо только усеченных слов («колхоз» - коллективное хозяйство).

Существуют общепринятые условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов: «т.е.» (то есть), «и т.д. » (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «и пр.» (и прочее), «вв.» (века), «гг.» (годы), «н.э.» (нашей эры), «обл.» (область), «гр.» (гражданин), «доц.» (доцент), «акад.» (академик), «к.и.н.» (кандидат исторических наук). В ссылках употребляются - «см.» (смотри), «ср.» (сравни).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как».

Оформление перечислений

В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например:

Источники разделяются на несколько видов: 1) письменные, 2) вещественные, 3) художественные и пр.

Второй вариант/ перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Новое издание книги отличается от старого:

а) наличием дополнений фактического материала;

б) стилистическими исправлениями;

в) дополнительным обобщением новой историографии.

В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например:

Нормативные акты, принятые органами управления в период Великой Отечественной войны, делятся на две основные группы:

1. Законодательные. К их числу относятся постановления и решения.

2. Административные. Это, прежде всего, распоряжения.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления:

Правильно:

Нормативные акты отличаются следующими особенностями:

1) общенормативными установлениями, которые обязательны для
исполнения всех органов и населения;

2) установлениями для конкретного учреждения или предприятия.
Неправильно:

Нормативные акты отличаются следующими особенностями:

1) общенормативные установления, которые обязательны для
исполнения всех органов и населения;

2) установления для конкретного учреждения или предприятия.
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на,

из, от, то, что, как и т.п.). Правильно:

Юридические акты делятся на следующие группы: а) административные, б) процессуальные и пр. Неправильно:

Юридические акты делятся на: а) административные, б) процессуальные и пр.

Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат в письменной работе - ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Именно по нему можно судить о степени осведомленности учащегося в литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат представлен библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1-84. Ниже приведены примеры наиболее часто встречающихся кратких описаний.

Правила использования ссылок в тексте

Ссылка - это текст примечания с библиографическим описанием исторического или историографического источника с указанием номеров страниц или листов, содержание которых подтверждает приведенные исторические факты или мнения исследователей.

Употребление библиографических ссылок рекомендуется:

- при цитировании;

- при заимствовании каких-либо положений, таблиц, иллюстраций;

- при анализе в тексте опубликованных трудов;

- при необходимости отослать читателя к изданию, где тот или иной
вопрос изложен более полно.

По месту расположения ссылки делятся на следующие виды:

- внутритекстовые (являющиеся неразрывной частью основного текста);

- подстрочные (помещаемые внизу страницы, под строками основного
текста);

- затекстовые (помещаемые после заключения, перед списком
источников и литературы; в этом случае в работе появляется новый раздел
«Примечания», который располагается после заключения).

Подстрочные ссылки наиболее удобны при чтении.

В подстрочных ссылках лучше использовать постраничную нумерацию, а в затекстовых - сквозную. Внутритекстовые ссылки можно использовать, когда значительная часть ссылки органично вошла в основной текст работы, а также, когда в тексте постоянно приходится ссылаться на одну и ту же книгу (газету, журнал и т.п.). В тексте указывается номер тома, если издание многотомное, и страница (т. 1, с. 20); для журналов - год, номер и страница (1868, № 4, с. 356), для газеты - год и дата выхода (1879. 10 нояб.).

Например: Вот как описывает события 23 августа 1942 г. в районе тракторного завода А. Самсонов в монографии «Сталинградская битва» (М., 1989): «...На наиболее угрожаемом участке, в районе тракторного завода, к утру 23 августа сосредоточилась 99-я танковая бригада.» (С. 168).

Первая ссылка на какое-либо произведение представляет собой его краткое библиографическое описание. При этом обязательно указывается страница (или страницы), на которую делается ссылка. Например: Епифанов А.Е. Счет за Сталинград. - Волгоград, 1993. С. 136. Повторные ссылки даются в сокращенной форме. Если повторная ссылка следует непосредственно за ссылкой на то же произведение, то ее заменяют словами: «Там же» с указанием отличающейся части библиографического описания. Если изменилась только страница, то указывается номер страницы: «Там же. С. 16». Если повторная ссылка следует за ссылкой на другое издание или напечатана на новой странице, библиографическое описание выглядит следующим образом: Епифанов А. Е. Указ. соч. С. 15.

Если в одной ссылке приводится несколько произведений одного или разных авторов, то они отделяются точкой с запятой. Например: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. -М., 1975; Его же. Борис Годунов. -М., 1978.

Порядок ссылок на архивные документы приведен в пункте 3.3. настоящего издания.

Если в тексте нет прямых указаний на источник заимствования, то ссылке предшествует сокращение: «См.:» (смотри).

Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:» (сравни).

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, -лишь один из многих, где подтверждается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например», «См. в частности».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу указывают «См. также», «Обэтом подробнее см.».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков, многоточия и кавычек).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

По усмотрению автора все ссылки можно вынести на отдельную страницу после Заключения работы.

Ссылки следует отличать от списка использованных источников и литературы. Все фонды и книги, используемые в ссылках, должны быть отражены в списке источников и литературы, но не на все издания, упомянутые в этом списке, могут быть ссылки в тексте исследовательской работы.

Оформление ссылок на литературу

Ниже приводятся ссылки на следующие виды изданий: на книгу одного, двух, трех авторов:

' Епифанов А. Е. Счет за Сталинград. -Волгоград, 1993. С. 2

Красавин B . C ., Бородин A . M ., Логинов ИМ. Подвиг Сталинграда. - Волгоград: Н.-В. кн. изд-во, 1975. С. 3

на книгу четырех и более авторов:

Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / Бобылев П.Н., Магницкий С.В., Монин М.Е.и др. - М.: Политиздат, 1984.

на сборник одного автора:

Хрестоматия подвига: «Химпром» в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) / Сост. Ю. Константинов. ~ Волгоград, 1994.

на книгу, вышедшую под редакцией:

1 Великая Отечественная война. 1941-1945, Энциклопедия / Под ред. М. Козлова. -М.: Советская энциклопедия, 1985.

на книгу, вышедшую новым изданием:

1 Скоробогатов В. Секрет Сталинграда: Роман. 2-е изд., доп. и испр. - Алма-Ата: Жазушы, 1986.

на межвузовский сборник:

'Великобритания, Франция и США в международных отношениях XIX - XX вв. : Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Г. Сироттн. - М., 1985.

на материалы конференций:

; Сталинградская битва. Материалы научных конференций, прошедших в Москве и Волгограде к 50-летию сражения. - Волгоград, 1994.

на отдельный том многотомного издания:

; Книга Памяти: В 2 т. 37 кн. Т. 1. Кн. 1. Сталинградцы в бою и труде. 1941— 1945. Воспоминания. Документы. Фотографии. - Волгоград: Комитет по печати, 1994.

на диссертацию и авто диссертации:

1 Желтова Л. В. Военное здравоохранение в Сталинградской битве
(организация медицинского обеспечения и деятельность медицинской службы
Красной Армии): Дис. ... канд. ист. наук. -Волгоград, 1999.

2 Арсеньев В. И. Опыт организации и управления военной экономикой СССР в
первый период Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. экон.
наук.-М., 1974.

на статью из газеты:

' Летопись великой битвы// Вечерний Волгоград. 1982. 31 июля. С. 3. (Страницы, на которых помещена статья, указываются только в том случае, если объем издания превышает 8 страниц.)

на статью из журнала и продолжающегося издания:

Кузьмина Э.В. Финансирование восстановления Сталинграда в годы первой послевоенной пятилетки // Стрежень: Научный ежегодник. Вып. 1. -

Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. С. 268-272.

2 Афанасьев Д., Баданин Б. Инженерное обеспечение Сталинградской

оборонительной операции //Военно-исторический журнал. 1968. № 12. С. 26 - 35.

на статью из коллективной монографии или коллективного сборника:

'Данилов В.Н. Городские комитеты обороны Поволжья ~ на защите Родины // Поволжский край: Межвуз. науч. сб. Вып. 6. - Саратов, 1979. С. 100- И1. 2 Павлова Т.А. Трагедия гражданского населения Сталинграда // Эти удивительные сталинградцы. - Волгоград, 2002. С. 187-206.

на статью из энциклопедии:

1 Фомин В.Т. Фашизм // Советская военная энгрногопедия: В 8 т. — М.: Воениздат, 1980. Т. 8. С. 253-254.

5.4.3. Порядок ссылок на источники

При оформлении ссылок необходимо учитывать особенности библиографического описания следующих видов исторических источников: 1) опубликованные источники

- документ в сборнике документов и материалов

1 Постановление СГКО № 1 о производстве бронеобмундирования. 23 августа 1941 г. // Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы / Серия «История Волгограда в документах и материалах». Т. 1 /Под. ред. М.М. Загорулько. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. С. 51.

- мемуары

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. -М., 1969. С. 504

- периодическая печать (ссылки на газету или журнал как исторический
источник)

Сталинградская правда. 1943. 28 июля Большевик. 1942. Ms 3. С. 9

2) неопубликованные источники

- документ из архива или музея

1ЦЦНИВО . Ф . 171. On. 1. Д . 5. Л . 4

2 Письмо С.И. Иванова к М.А. Петровой, 2 марта 1943 г. // Музей МОУ СОШ

5. Яне. № 335

Различают «глухие» ссылки на архивный документ: ЦЦНИВО. Ф. 171.
On . 1. Д. 5. Л. 4; и полные ссылки: ЦДНИВО. Ф. 171. Сталинградский
городской Комитет обороны.
On . 1. Сталинградский городской Комитет
Обороны. Д. 5. Постановления СГКО 1943 - 1944 гг. Л. 4. Постановление
№__ от______
о [...]... Подлинник.).

В научно-исследовательской работе учащихся образовательных учреждений достаточно использовать «глухие» ссылки на архивные источники.

Аббревиатуры центральных архивов обычно не расшифровываются. Если дается ссылка на документ из местного архива, то принято в первый раз давать его полное название, а в скобках приводить аббревиатуру; в дальнейшем при­водится только аббревиатура. Например: Государственный архив Волгоград­ской области (ГАВО).

- документ из личного архива

1 Воспоминания С.П. Синицына. Рукопись // Личный архив С.П. Синицына, участника Сталинградской битвы

- интервью с участником или очевидцем событий

1 Интервью с А. А. Сысоевой, медсестрой эвакогоспиталя № б г. Сталинграда в 1942 г. 25 октября 1998 г.

- документ из Интернета

1 Путин В. В. Послание Федеральному собранию РФ, 20 апреля 2002 г. // www . president . kremlin . ru . 2002. 21 апреля

Структура работы

Титульный лист является первой страницей, на которой не ставится номер, и заполняется по строго определенным правилам. Образец титульного листа приводится ниже.

Оглавление содержит полное название глав и разделов работы с указанием страниц (См. Образец Оглавления).

Следует отличать оглавление от содержания. Оглавление - это список разделов содержательно единого и цельного произведения. Содержание - это

список качественно разнородных по содержанию и авторству разделов, объединенных в одном издании. Таким образом, представляемые работы должны иметь именно оглавление.

Текст работы должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы (то есть с ее темой). Чем четче и подробнее оглавление, тем легче написать исследовательскую работу. Следует заранее определить примерный объем каждой главы, параграфа. Деление глав на параграфы не является обязательным требованием.

К числу часто встречающихся недостатков оглавления относятся следующие:

- название главы по своему содержанию приближается к теме работы или
даже выходит за ее рамки;

- все главы и параграфы в совокупности не охватывают содержание
работы, в итоге тема не раскрывается полностью;

- выделение в качестве самостоятельных глав узких вопросов.

Но главное - не в количестве глав и параграфов, а в умелом выделении узловых проблем темы, анализ которых приведет в конечном результате к решению основных задач работы.

Во Введении определяются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность темы, научная новизна, дается характеристика источников, выявляется степень изученности данной темы.

В Основной части, разделенной на главы (разделы, параграфы), содержатся тезисы, доказательства и выводы по отдельным главам.

В Заключении обобщаются промежуточные выводы. Итоговые результаты должны соответствовать раскрытию цели и задачам, поставленным во введении.

В Примечании, (которого может и не быть в работе), раскрывается смысловое значение непонятного термина, дается расшифровка сокращений, вводятся исторические данные о предприятиях, конкретных личностях и пр. После подобных текстов требуется поставить выходные данные источника (литературы или архива). Пример.

В тексте: «Согласно постановления СГКОМг 1531...»

В примечании:

' Постановление принято по заявке директора завода «Красный двигатель» тов. Орлова № 27/144 от б декабря 1941 г. об отсутствии некоторых типов металла на заводе. (ЦЦНИВО. Ф. 171. On . 1.Д. 12. Л. 97.)

В Примечании могут быть также помещены затекстовые ссылки, в которых используется сквозная нумерация.

Список использованных источников и литературы содержит перечень всех источников информации, послуживших основой для написания работы.

Данный список обязательно разделяется на источники и литературу (См. Образец списка использованных источников и литературы).

В разделе «Источники» материал лучше всего сгруппировать по видовым признакам, обособив по необходимости опубликованные и неопубликованные (архивные) источники внутри каждой из групп, и расположить его в алфавитном порядке.

В разделе «Литература» работы перечисляются в алфавитном порядке. Если приводится несколько работ одного автора, то их перечисляют в хронологическом или алфавитном (по заглавию) порядке.

Библиографическое описание в списке источников и литературы аналогично оформлению ссылок. Очень важно при этом добиться единства в употреблении элементов описания. Следует помнить, что в ссылках указывается конкретная страница (или страницы), на которую делается сноска, а в списке источников и литературы - общее количество страниц в книге (допускается не указывать) или страницы (обязательно), на которых размещена статья.

Список сокращений (если есть).

Приложения могут содержать полный текст или выдержки из вводимого впервые в научный оборот документа, хронику исторических событий, рисунки, таблицы, карты, графики, т.е. вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части.

Форма и содержание приложений определяются автором.

Если письменная работа имеет несколько приложений, то они должны быть пронумерованы и на них обязательно должны быть ссылки в основной части исследования, например.

Тезисы и устное выступление

«Тезис» - это сжатое изложение представленного в работе материала, которое характеризуется высокой степенью концентрации материала, преобладанием выводов и отсутствием цитат. Объем тезисов составляет 3-5 компьютерных страниц.

Тезисы весьма часто близки к тексту устного выступления. Они включают в себя цель работы, краткий обзор использованных источников и литературы (2-3 предложения), основные выводы работы, которые кратко иллюстрированы примерами. Факты, иллюстрирующие выводы, должны отражать характерные примеры, обобщающие материалы.

Тезисы должны способствовать более четкому представлению структуры работы и отражать самостоятельность проведенного автором исследования.

При составлении тезисов следует обратить внимание на следующее:

- необходимо сохранить самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, доказанного документально.

-текст работы для составления тезисов следует разбить на более мелкие отрывки, в каждом из них выделить главное, и на основе главного сформулировать тезисы.

- существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный расширенный (сложный) план исследовательской работы.

Текст устного выступления часто представляет собой расширенный вариант тезисов работы. Главной целью устной защиты является знакомство аудитории с проделанной самостоятельно автором работой по изучению поставленной проблемы. При этом выступление должно быть построено стилистически грамотно, логично выстроено в систему «тезис-доказательство».

Если вы располагаете заранее подготовленными наглядными пособиями, чертежами, графиками, таблицами, которые могут помочь донести ваши идеи до слушателей, такие материалы нужно разместить на доске перед началом выступления. Они должны быть выполнены на больших листах плотной бумаги, крупно и ярко, чтобы слушатели и члены комиссии без напряжения могли видеть изображенное на них.

Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа), уверенность в ответах на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл еще раз остановиться на некоторых правилах публичного выступления.

1. Важно, чтобы речь была ясной, грамматически точной, уверенной (это делает ее понятной и убедительной), а также выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

2. Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.

Можно привести несколько наглядных рекомендаций для подготовки устного выступления:

- все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось
считать нули, не перегружайте устную речь цифрами;

- подчеркивайте выделяемые слова;

- оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить
речь своими замечаниями;

- повторяйте существительные, избегая местоимений;

- используйте простые слова и простые утвердительные предложения;

- не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступлении с докладом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно. Доклад делается стоя за трибуной. Внимание слушателей концентрируется при помощи указки на каких-либо объектах, изображенных на плакатах или рисунках, при этом нельзя поворачиваться лицом к доске и спиной к членам жюри. Задавать вопросы и получать на них ответы имеют право все присутствующие, в том числе и гости.

Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. При этом следует проявлять корректность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Для того чтобы при устном выступлении не быть привязанным к тексту на бумаге и говорить, глядя в зал, нужно дома прочитать текст выступления, что позволит четко установить, какой объем вы прочтете за установленное регламентом время (по Положению о Чтениях, это 5-7 мин.). Если вы не уложитесь в регламент, председатель секции вас остановит. Оценка может в таком случае быть снижена.