Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к проведению музейных уроков мхк с интеграцией других предметов учебного плана

 

             

Рекомендации методические к проведению музейных уроков мхк с интеграцией других предметов учебного плана

Управление общего и профессионального образования г. Чайковский

Диагностико – информационно – методический центр

Г. Чайковский, ул. Горького, 22

Общее образование

Методические рекомендации

к проведению музейных уроков МХК

с интеграцией других предметов учебного плана

Авторы работы:

Старикова Е.Е.,

1 квалификационная категория,

учитель МХК

МОУ СОШ с. Сосново;

Гребенщикова И.А.,

1 квалификационная категория,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с. Сосново»,

руководитель школьного музея

«История с. Сосново»,

Адрес: с. Сосново, ул. Школьная, 33

г. Чайковский – 2010

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации к проведению музейных уроков МХК с интеграцией других предметов учебного плана помогут учителям МХК, истории (краеведения), обществознания, технологии организовать продуктивную работу по формированию уважительного отношения учащихся к русской народной культуре и традициям.

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а так же информация, хранящаяся в музее.

Цель такого урока – освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов.

Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Музейный урок является средством изучения регионального компонента, который реализуется в нашем учебном заведении через предметы МХК и краеведение. Таким образом, проведению уроков по данным предметам способствуют ресурсы школьного музея «История с. Сосново». На уроках проводятся экскурсии по имеющимся экспозициям, используются фондовые предметы, а также поисковые и исследовательские методы музейной педагогики.

Музейный урок – это один из видов интегрированных уроков.

Интеграция подразумевает объедение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке следующие:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а предметы школьной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, зачастую не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Нестандартная форма интегрированных уроков способствует снижению усталости, вызывает интерес учащихся.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интегрированный урок имеет следующие особенности:

- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;

- логическая взаимообусловленность интегрируемых предметов;

- большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке.

При подготовке и проведении интегрированных уроков объединяются блоки знаний 2-3 учебных предметов, при чем один из предметов является главным. Материалы к такому уроку подбираются в соответствии с общей целью.

На интегрированном уроке используются следующие методы и приемы:

· словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);

· наглядный (иллюстрации, работа с картой, презентация, рисунки);

· исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, сравнение).

Подведение итогов интегрированного урока делает ведущий учитель вместе с учениками. Алгоритм их действий приблизительно такой: соотношение реально достигнутых результатов с поставленными целями и задачами урока, сообщение о реализации содержания урока.

Проведение музейных уроков стало традицией в нашей школе. В этом учебном году в 10 классе на базе музея были проведены уроки МХК следующей тематики: «Быт народов Прикамья в 19 – нач. 20 в.в.» (с интеграцией краеведения), «Одежда народов Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в.» (технология, краеведение), «Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в.» (технология, краеведение), «Ремесла народов Прикамья» (технология, краеведение), «Русская свадьба к. 19 – нач. 20 в.в. на Среднем Урале» (краеведение, фольклорный кружок), «Игровая деятельность как…» (на примере игр народов Прикамья в к. XIX – XX в.в.) (обществознание), «Престольные праздники 19 - нач. 20 в.в. Покров день» (краеведение, технология).

В ином организационном контексте можно адаптировать следующие уроки: «Игровая деятельность как…», «Престольные праздники 19 - нач. 20 в.в. Покров день».

Практика показала, что материал, представленный педагогом на музейном уроке, усваивается учащимися лучше.

Вот что о таких уроках говорят сами учащиеся: «Урок нам понравился своей насыщенностью. Тема была понятно и интересно раскрыта»; «На уроке нам была предоставлена возможность (невероятная для музеев) – поработать на ткацком станке, принять участие в этом волшебном действе. Я почувствовала «прикосновение» истории»; «Это был урок – праздник! Я даже не подозревала, что старинные русские традиции такие яркие, красивые, запоминающиеся»; «Инсценировка в исполнении фольклорного кружка помогла понять обрядовые этапы русской свадьбы. Я словно побывал там».

Примечание: подробные методические рекомендации по проведению некоторых музейных уроков представлены в их разработках.

Мониторинг эффективности использования материалов

Список класса

«Русская свадьба к. XIX – нач. XX в.в. на Среднем Урале»

«Игровая деятельность как …»

«Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в

МХК

МХК/обществознание

МХК/МХК/технология

1. Бандурина А.

5

5/5

5/5/5

2. Гребенщикова Т.

3

4/4

5/4/4

3. Калабина А.

5

5/5

5/5/5

4. Мезенцева А.

4

4/5

5/5/5

5. Попова С.

5

5/5

5/5/5

6. Слюсарева А.

5

4/5

5/5/5

7. Чаплыгина М.

4

4/5

-

8. Юркова Н.

4

4/5

4/4/4

9. Юрков Н.

4

4/3

3/5/4

Средний балл

4,3

4,3/4,6

4,6/4,6

Директор школы: Попова Е.Ф.

Музейный урок МХК по теме

«Русская свадьба к. XIX – нач. XX в.в. на Среднем Урале»

Предполагаемый вариант изучения темы «Русская свадьба к. 19 – нач. 20 в.в. на Среднем Урале» рассчитан на два урока. Первый урок посвящен знакомству с основными обрядовыми этапами русской свадьбы; учащиеся узнают об основных свадебных «чинах» и об их роли. В качестве домашнего задания учащимся предлагается расспросить родителей об основных этапах современной свадьбы, об особенностях ее проведения. Данный урок проводит учитель МХК, используя материал из учебного пособия Г.Н. Чагина «Народы и культура Урала в 19 – 20 в.в.», Екатеринбург «Сократ», 2002 г.

Первый урок является подготовительным для второго, который проводится в школьном музее (музейный урок). В его подготовке принимают участие учитель МХК, руководитель музея, руководитель фольклорного кружка.

Учитель МХК разрабатывает ход урока, готовит раздаточный материал (план проведения беседы), совместно с руководителем музея создает презентацию к учебному занятию.

Руководитель школьного музея подбирает фондовые предметы по теме урока и готовит экспозицию. Вместе с руководителем фольклорного кружка разрабатывает сценарий театрализованного представления с использованием местного материала.

Руководитель фольклорного кружка готовит театрализованное представление по разработанному сценарию, подбирает костюмы для создания сценических образов.

Все это способствует тому, что углубляются ранее полученные знания, учащиеся приобщаются к местным свадебным обрядовым традициям через наглядность и образность.

Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.

Задачи:

Образовательная

- познакомить учащихся с основными обрядовыми этапами русской свадьбы к. 19 – нач. 20 в.в.

Развивающие

- проанализировать театрализованную постановку фольклорного кружка по предложенным вопросам;

- сравнить основные обрядовые этапы русской свадьбы с этапами современной свадьбы.

Воспитательная

- воспитание интереса к истории малой Родины.

Оборудование урока:

1. экспозиция «Уголок крестьянской избы» в школьном музее;

2. фондовые предметы (мужская рубашка, лапти);

3. мультимедиапроектор с экраном и компьютером;

4. магнитофон с записями;

5. презентация по теме урока.

Методы и приемы:

постановка фольклорного кружка «Русская свадьба», эвристическая беседа; вопросно – ответный метод (проблемные, поисковые вопросы); анализ и сравнение.

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент ( 1 мин).

Вступительное слово руководителя музея об особенностях проведения урока.

Слово предоставляется учителю МХК.

2. Мотивационная часть (до 5 минут)

Слайд 2

Понятие «брак», «семья» существуют уже не одно тысячелетие. Еще племена срубной культуры, населявшие наш край в эпоху бронзы, жили семьями, вели общее хозяйство, имели дом, землю, скот. Да и сейчас большинство людей холостяцкому образу жизни предпочитают семейный. А почему?

(ответы учащихся)

Слайд 3

- Действительно, первостепенной функцией семьи является продолжение рода, да и с житейскими трудностями справляться гораздо легче, когда рядом с тобой близкие люди, которые тебя понимают, поддерживают, оберегают и любят. О семье, построенной на любви и взаимопонимании супругов, мечтают, наверное, многие.

Но, к сожалению, современная статистика такова: на 50 браков 25 разводов; большая часть молодежи предпочитает жить в гражданском браке, избегая ответственности друг перед другом; дети рождаются и воспитываются в неполных семьях.

- Как вы думаете, каковы основные причины данной ситуации?

(ответы учащихся)

- Нельзя не согласиться с теми доводами, что вы привели:

1. изменилось отношение общества к понятиям «брак» и «семья»;

2. произошла переориентация нравственных ценностей;

3. отсутствие веры в бога, всеобщее «безверие»;

4. утрачены связи с народными традициями и культурой.

Сегодня, на музейном уроке, поговорим о русской свадьбе к. 19 – нач. 20 в.в. которую можно было увидеть на Среднем Урале. План нашей беседы вы можете увидеть на слайде.

Слайд 4

(Работа строится по плану, который можно увидеть на слайде, а также на раздаточном материале. (Приложение 1)

Используется вопросно – ответный метод. Возможные варианты ответов представлены на последующих слайдах).

3. Беседа (до 10 минут). Театрализованная постановка (до 25 минут) .

План

1. Что такое «Русская свадьба»? (это ритуал создания семьи в соответствии с русскими традициями с древности до 1930 г.)

Слайд 5

2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему?

(ответы учащихся)

Слайд 6

Свадьбы устраивались в определенные календарные сроки. Зимой браки заключались от Крещения (Богоявления) до Масленицы. Второй свадебный период наступал по окончании земледельческих работ – со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филлипова поста (14 ноября).

Оба периода считались удобными по целому ряду причин:

1) закончены основные крестьянские работы, от которых зависело благополучие семьи;

2) определен достаток семьи;

3) появилось свободное время;

4) осенние свадьбы воспринимались как счастливое завершение хозяйственного года.

Слайд 7

(Учащимся предлагается посмотреть театральную постановку в исполнении фольклорного кружка).

Слайд 8

(сценарий «Русская свадьба»)

На сцене Настя потихоньку играет с куклами, что-то напевает. Вбегают девочки.

1-я девочка : Ой, Настя, у Ситновых народу полон дом. Александру замуж отдают!

Девочки: Интересно! Вот бы посмотреть!

Вбегают мальчишки (шум, смех)

Песня «Игра в гостей»

Настя: Вам бы только поозорничать! Играть с нами будете?

Мальчишки: Во что?

Девчонки: В свадебку!

Мальчишки: Нет, неохота!

Настя: Зачем тогда пришли?

Федя: Ну, ладно – ладно, давай. Я дружкой буду, Серега – женихом.

Маша : Чур, я сваха!

Дуня: Нет, я!

Маша: А я так играть не буду!

Федя: Да не ссорьтесь! У нас будет две свахи. Все, начинаем!

Дети берут кукол и с их помощью далее разыгрывают действие.

1-я сваха : Здорово, Дарья Сергеевна! Как живешь?

Мать: Да жива, слава богу!

1-я сваха : Есть у меня петушок, а у тебя курочка. Загоним их в один хлевушок?

Мать: Знаем мы твоего петуха! Для него курица третий день в чугунке вариться! Ступай своей дорогой!

1-я сваха, «надувшись», уходит

Федя: Только за порог – другая явилась!

Появляется другая сваха

2-я сваха : Растет у вас, соседушка, цветочек аленький, а у нас садовничек сыскался. Так не породниться ли нам, не подружиться?

Мать: Это вы про Устинью, что ли? Э, нет, поищите – ка другой садочек!

2-я сваха: Что так? Аль жених плох?

Мать : Да невеста у нас некудышняя.

1-я подруга: В окно глянет – конь на дыбы встанет!

2-я подруга : Во двор выйдет – три дня собаки лают!

3-я подруга : У нее, по секрету скажу,

Глаза как лукошки,

На голове рожки,

Рот до ушей,

Хоть завязочки пришей.

2-я сваха: Это что-то вы тут рассказывайте?

(обращаясь к матери) Давай невесту спросим?

Мать: (пренебрежительно) Алена, пойдешь за такого?

Невеста: Не пойду!

2-я сваха : Да и не надо! Мы себе другую найдем. Глянь, девчонок сколько! Пошли – ка в «Горшки» играть.

Девчонки выбегают на середину, садятся парами

(впереди – «горшок», сзади – «кума»)

Сваха с женихом ходят по кругу, выбирают невесту («кумушки» расхваливают свои «горшки»):

2-я сваха : Кума, кума,

Почем горшок?

Кума: По денежке!

2-я сваха : Что даешь?

Дети: (все) Шильце – мыльце,

Белое белильце

Грош да денежку,

Красную девушку.

Жених и кума бегут по кругу в противоположные стороны.

Жених прибегает первым, забирает невесту

2-я сваха : Хороша ли невеста?

Жених: Хороша!

2-я сваха : Ну и делу конец!

За сценой стук, грохот

Дети (хором): Кто там?

Жених: Барин!

Дети: зачем пришел?

Жених: За смолою.

Дети: Зачем смола?

Жених: Бочку смолить!

Дети: Зачем смолить?

Жених : Парня женить.

Дети: Какого?

Жених : Меня, молодого!

Исполняется и разыгрывается хороводная песня «Как во городе царевна»

Мать: Ну, что, дочка, пойдешь ли за Ивана?

Невеста: Отпустишь, матушка, пойду.

Мать: Ну, вот и сладили.

Невеста закрывает глаза руками и начинает причитать, подружки ее утешают:

(песня «Утушка»)

Ты подруженька моя милая,

Не накладывай ты свои ручки белые

На мою косу русую,

Не вплетай ты в нее ленту алую,

Не теряй свою дружбу милую…

Приезжает свадебный поезд (жених, дружка, сваха и другие гости), звучит песня

«Ехал зять»

Дружка (стучит плеткой) : Есть ли у этих ворот привратнички,

А у дверей придвернички?

Кто бы нам эти ворота отворил,

А нас до хозяев допустил?

Звучит песня «Вьюн»

Подружки : Есть, есть друженька! Давай за невесту выкуп и поболе!

Дружка : Да нате, держите, берите! (раздает подружкам конфеты)

Подружки: мало, мало, еще давай.

Дружка : Хватит, невесту подавайте!

Выводят подменную невесту, накрытую платком.

Подружки : За какую заплатил, такую и получи!

Дружка (с сомнением) : что-то маловата…

Подружки: Покормите, подрастет!

Дружка (с удивлением): А хромает – то что?

Подружки: За водой ходила, ножку повредила!

Дружка: (срывает платок): Э, нет, нас на мякине не проведешь!

Хороша Маша, да не наша!

Подружки поют свадебную корильную песню «Сидит дружка на рябине»

Дружка одаривает щедро девушек. Отец и мать выводят настоящую невесту. Исполняется песня «Сбереженная дитятка»

Невеста : Не прошу я, матушка, ни тканого, ни бранного,

А родительского благословления.

Отец и мать : Во совете и согласии вам жизнь прожить.

Будьте счастливы!

Все участники действия исполняют свадебную величальную

песню «Виноград во саду растет»

3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка.

Основные обрядовые этапы русской свадьбы, представленные в постановке фольклорного кружка:

1) сватовство

2) знакомство

3) девичник

4) выкуп

5) благословление

(сговор или рукобитие, подготовка к свадьбе, венчание, свадебный пир, хлебины и отхлебины – отсутствующие этапы).

Слайд 9, 10

4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано?

- Количество свадебных героев изменилось, их стало меньше. Мы теперь не увидим на свадьбах, например, дружку, сваху. Это связано в целом с упрощением свадебного обряда.

5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской?

(ответы учащихся)

Слайд 11

- Отличие современной свадьбы от русской наблюдается во всем. Не соблюдаются сроки проведения свадеб, редко звучат красивые, мелодичные русские народные песни, не исполняются хороводы, забыт русский свадебный костюм, обряд превратился в шоу (в набор конкурсов, развлечений), когда – то значимые важные этапы стали необязательными, что приводит к равнодушному, безответственному отношению к браку, к семье. Произошел отрыв от народных традиций под влиянием европейской культуры.

Слайд – шоу 12-16

(звучит спокойная, лирическая музыка ностальгического характера)

6. Стоит ли, на ваш взгляд, возрождать старинное обрядовое великолепие?

- В полной мере возродить русскую свадьбу не удастся, но знать и помнить о русских традициях мы обязаны. Иначе станем «Иванами, не помнящими родства». Сейчас свадьба – это личное дело каждого. Если вы захотите, чтобы ваша свадьба была незабываема, чтобы она не походила на тысячи других безликих, можно сыграть русскую свадьбу, обратившись в клуб по месту жительства, к фольклорным коллективам.

Слайд 17

4. Рефлексия и домашнее задание (до 4 минут).

Написать отзыв о проведенном музейном уроке по следующему плану:

А) дата, место и тема проведенного урока;

Б) о чем узнали?

В) понравился ли проведенный урок, чем?

Г) где можно применить полученные знания?

Приложение 1

1. Что такое «Русская свадьба»?

2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему?

3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка.

4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано?

5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской?

6. Стоит ли на ваш взгляд возрождать старинное обрядовое великолепие?

1. Что такое «Русская свадьба»?

2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему?

3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка.

4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано?

5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской?

6. Стоит ли на ваш взгляд возрождать старинное обрядовое великолепие?

1. Что такое «Русская свадьба»?

2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему?

3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка.

4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано?

5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской?

6. Стоит ли на ваш взгляд возрождать старинное обрядовое великолепие?

1. Что такое «Русская свадьба»?

2. В какое время игрались свадьбы на Руси? Почему?

3. Назовите основные обрядовые этапы русской свадьбы, которые вы увидели в постановке фольклорного кружка.

4. Как вы думаете, изменилось ли на сегодняшний день количество свадебных героев и с чем это связано?

5. Чем, на ваш взгляд, отличается современная свадьба от русской?

6. Стоит ли на ваш взгляд возрождать старинное обрядовое великолепие?

Музейный урок МХК и обществознания

по теме «Игровая деятельность как …»

(на примере игр народов Прикамья к. XIX - XX в.в.)

В подготовке музейного урока принимают участие руководитель школьного музея – учитель обществознания, учитель МХК.

Урок рассчитан на 2 учебных часа.

Руководитель школьного музея подбирает фондовые предметы по теме урока, готовит экспозицию «Уголок крестьянской избы», разрабатывает опросник по теме «Игры нашего детства», дает инструкцию учащимся по сбору информации к уроку.

Учителя МХК и обществознания разрабатывают ход урока, используя результаты исследовательской деятельности учащихся по данной теме, готовят раздаточный материал, создают презентацию.

Цель: формирование уважительного отношения к национальной культуре.

Задачи:

Образовательная

- познакомить учащихся с особенностями одного из видов человеческой деятельности - игрой;

Развивающие

- способствовать выработке навыков поисковой и исследовательской работы;

- развивать аналитические способности.

Воспитательная

- содействовать воспитанию интереса к истории малой Родины.

Оборудование урока:

1. экспозиция «Уголок крестьянской избы» в школьном музее;

2. фондовые предметы (ухват, лопата, лента);

3. магнитная доска, ватман, маркеры;

4. раздаточный материал: типология игр, выступление учителей МХК и обществознания, заготовки для проведения рефлексии;

5. мультимедиапроектор с экраном и компьютером;

6. презентация по теме урока.

Методы и приемы:

Вопросно – ответный метод (проблемные, поисковые вопросы), работа в парах, эвристическая беседа; анализ и сравнение, игры, рефлексия.

Ход урока

Вступительное слово учителя МХК :

Слайд 1

Сегодня на базе школьного музея проводим интегрированный урок МХК и обществознания по теме «Игровая деятельность как …» (на примере игр народов Прикамья к. XIX - XX в.в.). Вы уже обратили внимание на название урока – оно не полностью сформулировано. Дело в том, что мы с учителем обществознания не смогли при подготовке к уроку прийти к общему мнению. У каждого из нас своя точка зрения по поводу игровой деятельности, и мы хотели бы подключить вас к рассуждению по данному вопросу. В конце урока совместными усилиями мы должны завершить формулировку «Игровая деятельность как…».

Для начала я бы хотела задать вам вопрос: «С чем у вас ассоциируется слово «игра»?

(игра в ассоциации)

Слайд 2

Ответы фиксируются на слайде. Проводится анализ ответов учащихся.

Учащиеся делятся на группы с целью дать определение слову «игра».

(работа в группах)

Формулировки учащихся фиксируются на доске. Проводится анализ ответов учащихся. Учителя МХК и обществознания выбирают высказывания, подтверждающие их точку зрения, и знакомят учащихся с ней.

Слайд 3

Точка зрения учителя МХК : «Игровая деятельность – это часть народной культуры».

Точка зрения учителя обществознания : «Игровая деятельность – это форма социализации личности».

Слово учителя обществознания

В подтверждение своего тезиса, я хочу привести следующие аргументы.

Для начала вспомним определение слова «социализация». Социализация – это освоение человеком социальных ролей и соответствующих им культурных норм. Человек осваивает социальные роли и познает окружающий мир всю свою жизнь, но особенно активно это происходит в детстве. Причем игровая деятельность является ведущей.

Великий педагог и психолог К.Д. Ушинский говорил: «Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

Также игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет.

Психолог В.В. Сериков отмечал, что с позиций личностного подхода игра представляет собой поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности ребенка. Сформироваться как личность можно лишь в соотнесении себя с другими.

Таким образом, я считаю, что игровая деятельность является способом жизнедеятельности и самореализации личности.

Слово учителя МХК

Я считаю, что игровая деятельность является частью народной культуры.

В подтверждение своего тезиса, я хочу привести следующие аргументы.

В словаре В.И. Даля мы можем прочитать следующее определение игры:

«Игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья». Развлекаясь, люди воссоздавали действительность, используя снаряжения, сооружения, костюмы – материальную культуру. С другой стороны в игре использовали всевозможные приемы, принципы, идеалы, традиции – духовную культуру. Через игру младшее поколение постигало культурное наследие старших.

Без знания игровой культуры невозможно представить культуру того или иного народа. Игра с давних времен сопровождала практически любую деятельность человека, постепенно она перешла в обрядовую культуру. Празднование любого календарного праздника сопровождалось игровой деятельностью. Например, после 7 января начинаются Святки. В Прикамье они по-другому назывались Игрище. В святочную неделю молодежь гадали, рядились, катались на санях с горок, собирались на веселые посиделки и т.д.

Таким образом, игра – это средство воспитания, направленное на развитие нравственных качеств личности и постижения основ народной культуры.

(учащиеся работают с раздаточным материалом - выступлениями учителей МХК и обществознания)

Слово предоставляется учителю обществознания.

- Чью точку зрения вы разделяете?

(высказывание учеников)

- В этом году исполняется 75 лет изучению игровой деятельности. Об основных направлениях исследований психологов и педагогов по данной теме нам расскажет Слюсарева А.

(сообщение ученицы 10 класса)

- Выводы и результаты исследований педагогов и психологов, сделанных в XX в., явились основой для современного изучения игровой деятельности. С одним из результатов большой работы мы хотим вас познакомить. Например, В.Д. Симоненко и Матяш Н.В. предлагают следующую типовую характеристику игр:

Слайд 4

Типы игр

Цели, виды, особенности, средства игр

Подвижные

Развитие движений, физическое воспитание. Игры с мячом, скакалкой…

Дидактические

Формирование умственной деятельности. Виды: предметные игры с дидактическими игрушками и материалами; словесные (загадки, игры – предложения, игрушки – слова и др.), настольно – печатные (ребусы, кроссворды, разрезные картинки)

Сюжетно – ролевые

Воспитание положительных моральных качеств по образу ролей («Репка», «Айболит», «Семья», «Школа»…)

Профориентационные

Подготовка к профессиональному самоопределению. Виды: игры в профессии, игры – соревнования, кроссворды и др.

Компьютерные

Разновидность дидактических игр. Развитие скорости реакции, внимательности, сообразительности, смекалки

Деловые

Воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Виды: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

(учащиеся работают с раздаточным материалом )

- На дом вам дано было задание: опросить респондентов (Приложение 1 ) и подготовить рассказ о какой – либо игре. Давайте послушаем ваш рассказ и попробуем определить, к какому типу игр относится ваша игра.

(выступления учащихся)

- Полученную вами накануне информацию мы проанализировали, она представлена на следующем слайде.

Слайд 5

Даты рождения

респондентов

Популярные игры

на территории Сосновского сельского совета

1926 – 1967 г.г.

«Лапта», «Городки», «Прятки», «Чижик», «Ляпки», «Цепи кованые», «Долгобеганцы», «Классики», «Казаки – разбойники», «Глухие» телефоны», «Дочки – матери», «Третий лишний», «Муха», «Шишки», «Партизаны», «12 палочек», «Качели», «Куклы», «Чехарда», «Войнушки», «Вышибалки», «Перемена», «Разведчики», «Лунка».

- Какой вывод по таблице вы можете сделать?

(ответы учащихся)

(1) Респонденты проживали в советское время, они родились и большую часть своей жизни прожили в Советском Союзе.

(2) Наиболее популярными были подвижные и сюжетно – ролевые игры.

- Как вы объясните данный факт?

(ответы учащихся)

(Во – первых, это игры коллективного характера, что очень приветствовалось при социалистическом строе, во – вторых, эти игры носили соревновательный характер, в – третьих, они были малозатратные, не требовалось тщательной подготовки, в – четвертых, идеология государства была направлена на воспитание здорового поколения – будущих защитников Отечества.)

Слайд 6

Слово предоставляется учителю МХК.

- Подвижные и сюжетно – ролевые игры – это отголоски развлекательных и обрядовых русских народных игр.

Слово учителя обществознания:

- Как вы можете объяснить, что в советское время отсутствовали игры других типов – профориентационные, компьютерные, деловые?

(ответы учащихся)

(Отсутствие других типов игр объясняется изменениями, произошедшими в нашем обществе. Мы живем в информационном обществе, в «другом» государстве – РФ. Если в СССР за человека все решало государство, и будущее было известно, то сейчас сам человек несет ответственность за выбор своего профессионального и жизненного пути. Теперь в игровую деятельность вовлечены и дети, и взрослые. Например, психологические тренинги стали неотъемлемой частью нашей жизни.)

Слово учителю МХК:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры ваших бабушек и дедушек: «Чехарда», «Калечина – малечина», «Заря».

Практическая часть. Игры.

Слайд 7 (текст к игре «Заря»)

(После каждой игры учителя анализируют игровую деятельность согласно своей позиции)

Слово предоставляется учителю обществознания:

- Возвращаемся снова к ассоциативному ряду слова «игра». Дополните этот ряд новыми понятиями.

(обращаемся к слайду 2, вспоминаем наш понятийный ряд, дополняем его, затем переходим к слайду 8, где отражены слова, необходимые для конкретизации и углубления понятия «игра»)

(работа в парах над понятием, ответы учащихся)

Слайд 9

- Итак, мы пришли к выводу, что игра – это деятельность, в которой реальная действительность познается и усваивается через социальную роль, эмоции, воображение.

Слово учителю МХК:

- Подведем итоги нашего урока. Во-первых, продолжим формулировку темы сегодняшнего урока.

(ответы учащихся)

Слайд 10

«Игровая деятельность как форма социализации личности и часть народной культуры».

Во – вторых, проведем рефлексию.

(Ученикам раздаются листы бумаги, на которых они обводят свою руку и записывают свои впечатления)

Слайд 11

Домашнее задание: найти описание обрядовой игры (МХК); написать эссе по высказыванию К.Д.Ушинского «Игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая окружает».

Приложение 1

Ф.И.О.

Год рождения:

Место рождения:

Переехал(а) в с.(д.) __________ в 19___году.

Образование:

Профессия:

Национальность:

Вероисповедание:

Чем занимается в данный момент:

Игры нашего детства.

Вопрос:

Содержание:

1. В какие игры вы играли в детстве?

2. Каков характер игр?

(коллективный, индивидуальный, групповой)

3. Опишите подробно игру.

(в какое время года проводились игры, какие предметы использовали, как называли персонажей игры, какие слова или фразы употреблялись при проведении игры, кто был участником этих игр: мальчики или девочки?)

Считалки.

Правила игры.

4. Каков вид игр (ролевые, хороводные, подвижные)

5. От кого они узнали об этой игре?

6. Часто ли играли в эти игры?

7. Какая игра была самой любимой и почему?

Музейный урок МХК по теме

«Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в .».

Пояснительная записка

В подготовке музейного урока принимают участие руководитель школьного музея – учитель истории, учитель технологии, учитель МХК. Урок рассчитан на 1 учебный час, является вторым уроком по изучению темы « Основные виды хозяйственной деятельности и промыслы Прикамья в к. 19 – нач. 20 в.в.».

Руководитель школьного музея подбирает фондовые предметы по теме урока, готовит экспозицию «Производство и обработка льна», разрабатывает ход урока с использованием местного материала, проводит экскурсию по вышеуказанной теме.

Учитель технологии рассказывает об обработке льняного волокна, демонстрирует прядение и ткачество, показывает образцы изделий.

Учитель МХК рассказывает об истории выращивания и распространения льна в мире, о производстве льна на территории Прикамья в 19- 20 в.в., проводит беседу с учащимися о значении льняных тканей в прошлом и настоящем.

Проведение урока сопровождается показом презентации по соответствующей теме.

Все это способствует тому, что у учащихся формируются представления о значимости производства льна на территории Прикамья через наглядность и образность.

Цель : воспитание патриотизма и уважения к своей родине.

Задачи :

1. рассказать об истории выращивания и распространения льна в мире, о производстве льна на территории Прикамья в 19- 20 в.в.;

2. сформировать представление о производстве льна через экскурсию;

3. продемонстрировать прядение и ткачество;

4. раскрыть достоинства и недостатки льняной одежды;

5. прививать уважение к труду наших предков.

Оборудование урока:

1. экспозиция «Производство и обработка льна» в школьном музее;

2. фондовые предметы (прялка, веретено, ткацкий станок – кросна, рукотеры);

3. мультимедиапроектор с экраном и компьютером;

4. презентация по теме урока.

Методы и приемы:

эвристическая беседа; вопросно – ответный метод (проблемные, поисковые вопросы); анализ и сравнение, экскурсия, демонстрация прядения и ткачества.

Ход урока

Вступительное слово учителя МХК: На предыдущем уроке мы познакомились с основными видами хозяйственной деятельности и промыслами Прикамья к. 19-нач. 20 в.в. Сегодня мы подробно рассмотрим одно из ведущих производств, которое до недавнего времени процветало на нашей территории. Обратите внимание на 1 слайд, отгадайте загадку.

Слайд 1

«Били меня, колотили меня,

вовсе чины производили,

на престол посадили».

Да, это лен. Сегодня речь пойдет о его производстве и обработке.

Слайд 2-3

Лен начали использовать раньше других материалов. Археологи установили, что наиболее древние образцы льна появились примерно за 8 тыс. лет назад.

- Как вы думаете, в каких странах впервые начали выращивать лен? (в Индии, Ассирии, Египте, Палестине)

- Почему именно на этих территориях?

(они расположены примерно на одной географической широте, имеют одинаковые природно-климатические условия, на этих территориях зародились первые цивилизации, где было развито земледелие)

Слайд 4

На Руси лен известен с незапамятных времен и любовно в народе его именовали «Лен – батюшка». На территории нашей страны он возделывается с 10 века. Основными центрами производства льна были Новгород и Псков. Позднее льноводство прижилось в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии и Украине.

Слайд 5

Россия торговала льном. Постоянными ее торговыми партнерами по продаже льна были Англия, Германия, Византия.

Слайд 6

Льняное производство было в России широко распространенным промыслом, ставшим в дальнейшем базой для развития крупной текстильной промышленности. В разных целях используются волокна и семена льна.

- Как вы думаете, в каких целях используют волокна и семена льна?

(ответ представлен на слайде)

В погребениях фараонов 12 века обнаружены льняные изделия высочайшего качества, мумии обертывали в пелену, сотканную из тончайшей льняной пряжи.

Слайд 7

- Как вы думаете, в Прикамье лен выращивали?

(Климатические условия Прикамья достаточно благоприятны для выращивания этой культуры, испокон веков на нашей территории занимались земледелием, лен был основным материалом для изготовления крестьянской одежды)

В 19 – начале 20 века на территории нашего поселения еще продолжали сеять лен. В частности, поля, засеянные льном, можно было увидеть в послевоенное время. Вот что об этом вспоминает Макаров В.Ф. – старожил села, механизатор - передовик производства колхоза «Урал»: «Свою трудовую деятельность начал очень рано. Помогал родителям по хозяйству, ходил с матерью на поля дергать лен. Дергали вручную 7 соток. Тяжело было, но привыкали. Лен мяли, вымачивали, потом отправляли на льнозавод в с. Фоки».

А сейчас Гребенщикова И.А. (руководитель школьного музея) проведет экскурсию «Производство и обработка льна».

(экскурсия «Производство и обработка льна»)

Лен, как и хлеб, сеяли только мужчины. Помолившись богам, они выходили в поле нагими и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками. Так, по их мнению, должен был колыхаться под ветром рослый волокнистый лен.

Женская забота о льне начиналась еще летом. Если лето оказывалось чрезмерно сырым, лен зарастал сорняками, то его требовалось прополоть. Когда у растений созревали головки (бурели), их выдергивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили дубинками, либо вальками.

Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. По осени или по первому снегу лен расстилали тонким слоем и выдерживали в течение 15-20 дней. Потом лен сушили в специальных банях, мяли, отделяя волокно от «кострики». «Кострика» - это посторонние ткани стебля – шелуха. И, чтобы окончательно вышелушить волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лен чесали, используя чесало. После каждого прочесывания извлекали грубые волокна, а тонкие – кудель – оставались. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке и прясть нить.

- Давайте подведем итоги экскурсии и выделим основные этапы обработки льна:

Слайд 8

1. сбор и получение льна;

2. вымочка льна;

3. производство первичной обработки: сушка, мятье, трепание, чесание;

4. прядильные производства получения пряжи;

5. ткацкое производство получения ткани;

6. отделочное производство, отбеливание, окраска.

Более подробно о прядильном и ткацком производстве вам расскажет Черноусова Т.В. (учитель технологии).

Слово учителю технологии Черноусовой Т.В.:

Из расчесанных волокон льна делалась кудель, которая крепилась к прялке. В крестьянских семьях девочек учили прясть с 6-7 лет, чтобы они в дальнейшем помогали матери прясть лен или шерсть. Готовую пряжу сматывали на веретено, которое делали из березы. Длина веретена составляла 24 - 35 сантиметров. В зависимости от того, для какого изделия предназначалась пряжа, ее пряли толще или тоньше.

(демонстрация процесса прядения)

После того, как нити были готовы, их заправляли в ткацкий станок.

Слайд 9

Еще в 3 тыс. до н.э. до изобретения ткацкого станка люди изготовляли ткань с помощью особого плетения на раме.

Позднее был изобретен ручной ткацкий станок, применявшийся до 30-х годов 17 века.

(Сравнение ручного ткацкого станка и станка в музее – кросна)

Слайд 10

Ткацкий станок 19 в. состоит из:

1. Основного вала;

2. Товарного вала;

3. Бердо;

4. Ремисок;

5. Челнока с уточной нитью;

6. Регулирующих педалей.

- Как называются нити в тканях?

(долевая и уточная).

- Долевые нити наматываются на основной и товарный вал, при этом обязательно пропускаются через ремиски и бердо. Регулирующие педали опускают одну половину долевых нитей и поднимают другую половину, при этом образуется зев, через который пропускается челнок с уточной нитью. После этого уточная нить прибивается бердом к готовой части полотна. Затем положение педалей меняется, снова образуется зев, пропускается челнок и т.д. Готовое полотно наматывается на товарный вал.

(Демонстрация процесса ткачества)

(Учащимся предлагается попробовать поработать на ткацком станке)

- Нити перед заправкой в ткацкий станок, например, для половиков, рушников, женской одежды, каймы, поясов, красили. Для этого, как правило, использовали краски из природных материалов: древесной коры, зелени листвы, кореньев. Но чаще всего хозяйки ткали из неокрашенной пряжи. Натуральный цвет льняной ткани серый. Для того чтобы ткань отбелить, холсты расстилали по весне на снег и выдерживали их на солнце несколько дней. На Руси каждая хозяйка должна была обшить всю семью. В среднем за зиму она должна была наткать около 12 метров ткани.

(Демонстрация старинных и современных изделий из льняной ткани)

Слово предоставляется учителю МХК – Стариковой Е.Е.

- Как вы думаете, выращивают ли сейчас лен? (да)

- В каких районах выращивают лен? (в Прибалтике, Белоруссии, Украине)

- А почему перестали выращивать лен в Прикамье? (производство затратное, Прикамье – зона рискованного земледелия)

- В чем достоинства и недостатки льняной одежды?

Слайд 11

(ответ представлен на слайде)

- Традиционно в конце урока мы подводим итоги. Каждый из вас должен высказать свое мнение по уроку.

Домашнее задание