Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические и планы семинарских занятий дисциплина «история экономических учений» Специальности

 

             

Рекомендации методические и планы семинарских занятий дисциплина «история экономических учений» Специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»

Кафедра «Экономическая теория»

Утверждаю

Проректор по учебной работе

д.э.н, проф., Новикова Н.Г

_________________________

«___»______________2008 г.

Методические рекомендации и планы семинарских занятий

дисциплина « ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ »

Специальности Экономического направления

Москва, 2008г.

Методические рекомендации И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ составлены на основании рабочей программы дисциплины История экономически учений

(название дисциплины)

Методические рекомендации И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономическая теория ________

(название кафедры)

Протокол № ___ _ « » _____ _________ 2008 г.

Зав. кафедрой Леонова В.П.

Методические рекомендации И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____» __________200__г.

Методические рекомендации И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ разработаны :

Преподаватель кафедры

Экономическая теория к.э.н., доц. И.М. Венцкус (название кафедры)

Согласовано:

Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цели и задачи дисциплины

2.Объём и содержание дисциплины по специальностям.

3. Наименование тем, их содержание и объем аудиторных занятий.

4.Тематическое содержание дисциплины и планы семинарских занятий.

5.Основная литература

6.Дополнительная литература

1.1 Цели и задачи дисциплины

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В тематике контрольных работ представлены все основные направления и периоды развития мировой экономической мысли.

История экономических учений представляет собой самостоятельную научную дисциплину, основное содержание которой заключается в исследовании исторического процесса становления развития и отмирания экономических взглядов, концепций, школ и направлений, исследования их вклада в общую современную экономическую теорию. Планы семинарских занятий предполагают как изучение экономической мысли зарубежных стран, так и экономической мысли России.

Задача изучения истории экономических учений состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов – экономистов, имеющих представление о становлении различных форм хозяйствования и их отражении в экономической теории, различных методов экономических исследований. Эта задача приобретает еще большее значение в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике, когда проблема подготовки компетентных экономистов, формирование у них современного экономического образа мышления становится делом первостепенной важности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать историю возникновения, развития и смены экономических идей и учений;

- знать основные экономические взгляды в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники;

- уметь логически анализировать экономические проблемы, разбираться в вопросах экономической политики и понимать причины, определяющие появление различных экономических взглядов;

- уметь анализировать развитие экономической мысли, пути решения насущных и перспективных экономических проблем, искать и выбирать рациональные экономические решения.

2.Объем и содержание дисциплины по специальностям:

.Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

а) 060400 «Финансы и кредит»

б) 060500 «Бухгалтерский учет»

в)060800 «Экономика и управление»

в)060800 «Экономика и управление»

Виды занятий и контроля

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Полный курс

Сокращенный Курс

Полный курс

Сокращенный Курс

1

2

3

4

5

Всего часов

Лекции

17

12

12

Практические занятия

Семинарские занятия

17

8

5

Лабораторные работы

-

Консультации по курсу

2

1

1

Всего аудиторых занятий

34

20

17

Самостоятельная работа студента

Курсовой проект или работа

-

--

--

1

2

3

4

5

-

--

--

Контрольная работа

-

--

+

Зачет

+

+

+

Экзамен

-

--

--

3. Наименование тем, их содержание и объем аудиторных занятий.

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Дневная форма

Заочная форма

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2

3

4

5

6

11

12

13

14

1

Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки

1

1

1

1

1

2

Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

1

1

1

1

1

1

3

Возникновение классической школы политической экономии. Экономическая теория физиократов.

1

2

1

2

1

4

Классическая школа политической экономии.

2

2

2

2

2

2

5

Последователи классической школы политической экономии. Историческая школа Германии.

1

2

1

1

1

6

Экономические учения социализма.

2

2

7

Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории.

2

2

2

2

2

1

8

Экономические теории американского институционализма, монополистической и несовершенной коннкуренции . Экономическое учение Дж. Кейнса.

2

2

1

2

1

9

Экономические теории неокейнсиансианства и неоинстуционализма.Теории возрожденного неоклассического направления (неоконсерватизма) и неолиберализма.

2

1

1

1

1

10

Экономическая мысль России в XVII, XVIII, XIX веках.

2

1

1

1

11

Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

-

1

1

1

12

Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

1

-

13

17

17

12

8

12

5

4. Тематическое содержание дисциплины и планы семинарских занятий.

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки

1.1Содержание темы

Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения курса истории экономических учений. Этапы развития экономической мысли.

История экономических учений как историко-экономическая наука. Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.

1.2.План семинарского занятия

1.История экономических учений как историко-экономическая наука: предмет, метод, место в системе экономических наук.

2.Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. 3. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.

1.3.Методические рекомендации ы, тесты.
1.3.1. .Методические рекомендации

Приступая к изучению вопросов данного семинара следует уяснить, что предметом истории экономических учений выступает исторический процесс развития экономических идей, теорий и концепций. В связи с этим следует познакомиться с содержанием таких понятий как экономическая концепция, экономическая гипотеза, экономическая школа, экономическое направление.

Изучая методы применяемые в истории экономических учений следует обратить внимание, что они в основном совпадают с методами, применяемыми экономической теорией в целом Глубже понять причины смены одних экономических школ и направлений другими позволяет знакомство с учением о парадигме научных заний Б.Куна. Более глубокому изучению основных вопросов темы будет способствовать написание а по одной из предлагаемых тем и ответы на вопросы предлагаемых тестов.

1.3.2.Тематика ов

1. Место истории экономических учений в системе экономических наук.

2. Роль классической школы политической экономии в становлении экономической теории как системы

1.3.3.Тесты

1.Предметом истории экономических учений является развитие…

а) материального производства;

б) экономики;

в) экономических взглядов, школ и направлений;

г) науки;

д) мировозрения;

е) философских взглядов.

2.По мнению ученого Б.Куна смена школ и направлений экономической мысли обусловлена:

а) развитием экономики;

б) научно-техническим прогрессом;

в) сменой парадигмы научных знаний;

г) сменой философских взглядов;

д) сменой идеологий;

е) развитием религиозных взглядов.

3.Школа экономической мысли, впервые разработавшая ряд основных методов экономического анализа:

а) лозанская;

б) классическая;

в) историческая;

г) институциональная;

д) австрийская;

е) кейнсианская.

1.4.Перечень терминов и понятий

Экономическая концепция, экономическая гипотеза,экономическая школа, экономическое направление,экономическая теория, экономическая парадигма.

1.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.Что является предметом изучения истории экономических учений?

2.Изучает ли история экономических учений методы экономического анализа?

3. В чем причина смены школ и направлений в экономической науке?

4.Почему следует изучать историю экономических учений?

5.Каковы основные этапы развития экономической науки?

1.6.1.Основная литература

1) 2; 2) 3 ; 3)4; 4) 5.

1.6.2..Дополнительная литература

1) 3; 2) 4; 3) 16 ; 4) 17; 5) 20; 6) 22 ; 7)27; 8)29.

Тема 2. . Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

2.1.Содержание темы

Знания о хозяйственной жизни в древнем мире. Экономическая мысль древнего Востока. Экономическая мысль древней Греции (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль древнего Рима. Экономическая мысль канонистов, Меркантилизм – первая экономическая школа. Этапы развития меркантипизма.

2.2.План семинарского занятия

1. Экономическая мысль стран древнего мира (Египта, Передней, Индии Китая, Греции, Рима).

2. Экономические взгляды в эпоху раннего средневековья

3.Меркантилизм как экономическое учение. Два этапа развития меркантилизма.

2.3.Методические рекомендации, ы,тесты

2.3.1.Методические рекомендации

Изучаяпервый вопрос темы следует обратить внимание на то, что мыслители древнего мира идеализировали рабовладельчесое натуральное производство.Древнегреческий философ Аристотель предпоагал,что экономика должна изучать только закономерности натурального хозяйства, атоврно-денежное хозяйство должна изучать хрематистика.В эпоху раннего средневековья канонисты Фома Аквинский, Святой Августин и др. главное внимание уделяли справедливой цене.

В условиях позднего средневековья возникла первая школа экономической мысли-меркантилизм Меркантилисты на раннем этапе развития основное внимание уделяли денежному балансу(16 в.), а на лозднем этапе-активному торговому балнсу ( конец 16 в. – нач. 17 в.). Для более глубокого изучения вопросов семинара следует написать и ответить на вопросы приводимых ниже тестов.

2.3.2.Тематика ов

1. Экономическая мысль древнего Востока

2. Экономические взгляды древнегреческих философов.

3.Аграрная экономическая мысль древнего Рима.

2.3.3.Тесты

. 1. Представители экономической мыли древнего мира идеализировали:

а) рыночное хозяйство;

б) натуральное хозяйство;

в) ростовщичество;

г) деньги;

д) торговлю;

е) сельское хозяйство

2. Понятие «Экономика» впервые применили мыслители:

а) Древнего Востока;

б) Древней Греции;

в) Древнего Рима;

г) древнего Египта;

д) Китая;

е) Индии.

3. Представители меркантилизма считали, что богатство выступает в виде:

а) материальных продуктов;

б) товаров;

в) денег (золота) и серебра;

г) бумажных денег;

д) капитала;

е) участков земли

2.4.Перечень терминов и понятий

Ойкос,номос,экономика,хрематистика,канонисты,меркантилисты, кольбертизм,протекционизм,денежный баланс, активный торговый баланс.

2.5. .Вопросы и задания для самопроверки знаний

1. Почему мыслители древнего мира осуждали ростовщичество?

2. Каковы были трактовки богатства в древнем мире?

3.Как определяли богатство меркантилисты?

2.6.1.Основная литература

1) 2; 2) 4; 3)5;

2.6.2.Дополнительная литература

1) 3; 2) 17; 3)27;

Тема 3. Возникновение классической школы

политической экономии. Экономическая теория

физиократов.

3.1.Содержание темы

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Работа У.Петти «Трактат о налогах и сборах». Этапы развития классической школы. Физиократия. Экономическое учение Ф.Кенэ. Физиократические воззрения А.Р. Тюрго

3.2.План семинарского занятия.

1. Методологические принципы классической школы политической экономии.

2. Возникновение классической школы политической экономии в Англии (У. Петти).

3. Работа У.Петти «Трактат о налогах и сборах».

4. Возникновение классической школы политической экономии во Франции (П. Буагильбер).

5. Экономическое учение физиократов

3.3.Методические рекомендации, ы,тесты.

3.3.1.Методические рекомендации

При изучении вопросв темы следует учесть, что классическя школа политической экономии возникла в условиях противоборства с меркантилизмом и часто отстаивала противоположные меркантилизму взгляды.Так в противовес меркантилистам, которые богатство страны сводили к деньгам, представители классической школы считали что богатство страны составляют призводимые в стране продукты, товары.Роль денег они сводили к простому орудию обмена.Родоначальник классической школы во Франции П.Буагильбер предлагал отказться от денег, в которых он видел основное зло и причину народных бедствий. Родоначальник классической школы в Англии У.Петти предполагал, что затраты труда опаределят стоимость денег, а товары пробретают стоимость путем обмена на деньги, в чем проявилось влияние меркантилизма.

Важнейшими методологическими пинципми, которые выдвинула и защищала клссическая школа, был принцип свободного предпринимательства «laissez faire» и законмерный характер развития экономики.На основе этих принципов экономисты классической школы преложили экномическую политику свободной торговли вместо разработанной меркантилистами политики протекционизма.

Физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) рассматривали чистый продукт, который по их учению создается только в земледелии.Важнейшей заслугой Ф.Кенэ явилось создание «Экономической таблицы»,которая является первой макроэкономической моделью национального производства.С целью более глубокого изучения этих вопросов рекомендуется написание а и использование тестов.

3.3.2. Тематика ов.

1.Классическая школа о принципах свободного предпринимательства.

2. Протекционизм и свободная торговля.

3.Классическая школа политической экономии о роли денег в экономике

3.3.3.Тесты

1.. Школа экономической мысли, защищавшая принцип «lassiez faire» (экономического либерализма):

а) меркантилисты;

б) классическая школа;

в) канонисты;

г) монетаристы;

д) историческая школа;

е) утопический социализм.

2. Экономисты классической школы развили теорию стоимости, определяемой:

а) производственными издержками (теория издержек);

б) затратами труда (трудовая теория стоимости);

в) полезностью;

г) редкостью;

д) ценой товара;

е) ценой производства.

6. Автор труда «Трактат о налогах и сборах»:

а) А. Монкретьен;

б) П. Буагильбер;

в) У. Петти;

г) Т. Мен;

д) А. Тюрго;

е) Ф. Кенэ.

3. Школа экономической мысли изучавшая «чистый продукт»:

а) меркантилисты;

б) физиократы;

в) канонисты;

г) монетаристы;

д) маржиналисты;

е) институционалисты.

3.4.Перечень терминов и понятий

«laissez faire»,либерализм, свободная торговля, физиократия,читый продукт,трудовая теория стоимости, богатство, «Экономическая таблица»

3.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1. Какие методы экономического анализа разработала классическая школа политической экономии?

2. Какую теорию стоимости разработала классическая школа?

3 В чем специфика экономической теории физиократов?

3.6.1.Основная литература

1) 1,т.1; 2)2; 3)4; 4)5;

3.6.2.Дополнительная литература

1)3; 2)7; 3)9, т.1; 4)10; 5)17; 6)23;

Тема 4. Классическая школа политической экономии

4.1.Содержание темы

Экономические условия формирования идей А.Смита. Экономическая теория А. Смита. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Промышленный переворот в Англии и экономической учение Д.Рикардо. Работа Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения».

4. 2.План семинарского занятия.

1.Экономические условия формирования идей А.Смита. экономическая теория А. Смита.

2.Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

3.Промышленный переворот в Англии и экономической учение Д.Рикардо.

4 Работа Д.Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения»

4.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

4.3.1. Методические рекомендации

Данная тема посвящена изучению взглядов ведущих экономистов классической школы А.Смита и Д. Рикардо.А.Смит разработал ряд важнейших методологических принципов анализа рыночного хозяйства, таких как «экономический человек» «невидимая рука». Следует также глубоко изучить особенности трудовй теории стоимости А.Смита.

Следует также обратить внимание, что Д. Рикардо основное внимание уделял не проивдсву продукта, а его распределению. Онразвивл далее трудовую теорию стоимости А.Смита. Более глубокому изучению вопросов темы может содействовать написание а и ответы на вопросы тестов.

4.3.2.Темы ов.

1.А. Смит о разделении труда.

2.Предмет и метод теории А.Смита

3.Принципы методологии Д. Рикардо.

4.3.3.Тесты

1.Экономист, впервые выдвинувший идею «экономического человека» («homo economicus):

а) А. Монкретьен;

б) У. Петти;

в) А. Смит;

г) А. Тюрго;

д) Ф. Кенэ;

е) П. Буягильбер?

2. Согласно А. Смиту, стоимость товара обусловлена:

а) затратами труда;

б) издержками;

в) редкостью;

г) ценой;

д) полезностью;

е) ценой производства

3.При определении предмета исследования Д. Рикардо на первое место выдвигает исследование законов:

а) производства;

б) распределения;

в) обмена;

г) потребления;

д) обращения;

е) присвоения.

.4.4.Перечень терминов и понятий

Поизводство, распределение, «экономический человек», «невидимая рука»,стоимость,меновая стоимость,рыночная цена,прибыль,рента.

4.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1. В чем сущность концепции А.Смита об «экономическом человеке» и « невидимой руке»

2. Какова связь между разделением труда и рынком в теории А. Смита?

3. Как определяет Д.Рикардо главную задачу политической экономии

4.6.1.Основная литература

1)1 т.1; 2)2; 3) 4; 4)5;

4.6.2.Дополнительная литература

1)3)2)5, т.1; 3)10; 4)17;5)24;6)26; 7) 27;

Тема 5. Последователи классической школы политической экономии. Историческая школа Германии

5.1.Содержание темы

Экономические взгляды Т. Мальтуса. Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса. Теория трех факторов и закон рынков Ж.Б. Сэя. Дж. Миль - завершитель классической политической экономии. Историческая школа Германии и этапы ее развития.

5. 2.План семинарского занятия.

1Экономические взгляды Т. Мальтуса.

2.Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения»

3.Экономические взгляды Дж. С. Миля и Ж.Б.Сея.

4.Историческая школа Германии и этапы её развития.

5.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

5.3.1.Методические рекомендации.

В данном семинаре в первых трех вопросах следует изучить взгляды

последователей классической школы, которые развивали далее основные положения классической школы. Т. Мальтус в своем труде «Опыт о законе народонаселения» сфрмулировал естественный закон народонаселения, в котором утверждал, что средства существования людей возрастают в геомерической прогрессии и каждые 25 лет удваиваются. В этом стремлении населения к размножению,превышающему средства существования, и состоит, как уцтверждал Т.Мальтус, закон народонаселения,обрекающий часть населения на нищету, голод и вымирание.

При изучении вопроса об экономических взглядах Ж.Б.Сея следует обратить внимание на теорию трех факторов и «закон рынков»

Сея. Дж. С. Миль обобщил и завершил классическую теорию.
При изучении последнего вопроса плана об исторической школе Германии иосновных этапах её развития необходимо обратить внимание, что она подвергла критике классическую школу за признание объективности экономических законов. Экономисты исторической школы

считали, что не существует общихдля всех стран экономических законов.

Вопросы темы можно изучить более глубоко, если написать по предлагаемым темам или ответитьна задания тестов.

5.3.2.Темы ов.

1.Закон народонаселения Т.Мальтуса и современность.

2.Экономическое содержание «закона рынков» и теории трех факторв Ж.Б. Сея.

3Дж.С. Миль как завершитель классической школы Германии.

4.Этапы развития исторической школы Германии.

5 .3.3.Тесты

1. Экономист классической школы, открывший «закон народонаселения»:

а) Ж.Б. Сей;

б) Д. Рикардо;

в) Т. Мальтус;

г) Д.С. Миль;

д) Ф Кенэ;

е) А. Тюрго

2. Согласно закону народонаселения Т. Мальтуса основными причинами бедности населения является:

а) низкий уровень заработной платы;

б) рост населения в геометрической прогрессии при росте средств существования в арифметической прогрессии;

в) высокие темпы технического прогресса;

г) низкая производительность труда;

д) безработица;

е) низкий уровень дохода.

3. Школа экономической теории подвергавшая критике классическую школу за признание объективности экономических законов:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) историческая школа Германии;

г) канонисты;

д) маржиналисты;

5.4.Перечень терминов и понятий

Закон народонаселения, «третьи лица», теория трех факторов, закон рынков, статика и динамика «железный закон» заработной платы,национальная экономика, исторические и социальные факторы.

5.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.В чем суть закона народонаселения Т.Мальтуса?

2.В чем суть теории трех факторов и « закона рынков» Ж.Б.Сея ?

3.Какие идеи классической политической экономии были подвергнуты критике предшественниками и представителями исторической школы Германии?

5.6.1.Основная литература

1)1; 2)2; 3)4; 4)5;

5.6.2.Дополнительная литература

1)1)3; 2)9, Т.2; 3)17; 4)18; 5)21; 6)27;

Тема 6. Экономические учения социализма.

6.1.Содержание темы

Утопические экономические идеи Т.Мора, Т. Компанеллы. Экономические воззрения социалистов – утопистов. Концепции социальных реформ С. Сисмонди, П. Прудона. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. К. Маркс о стоимости, прибавочной стоимости, капитале и прибыли. Работа К. Маркса «Капитал».

6.2.План семинарского занятия.

1. Экономические воззрения социалистов – утопистов ( К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна)

2. Экономическия теория К. Маркса

3.Работа К. Маркса «Капитал».

6.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

6.3.1.Методические рекомендации

При изучении первого вопроса темы следует сначала познакомиться с условиями возникновения утопического социализма и происхождением самого понятия, связанным с трудом Т. Мора « Остров утопии».Социалисты-утописты конца 18- начала 19 веков считали возможным создание идеалльного строя, который К.Сен-Симон звал «индустриализмом»,Ш.Фурье-«гармонией»,Р.Оуэн-«коммунизмом».

При изучении второго вопроса темы следует уяснить, что теория К. Маркса-это продолжение и развитие теории английской классической школы политической экономии (А.Смит, Д. Рикардо). В своем основном труде «Капитал» К. Маркс далее развивал трудовую теории стоимости классической школы. Он четко выделил потребительную стоимость и стоимость товара, увязав их с двоиственным характером труда, создающего товар (трудом абстрактным и конкретным),развил теорию прибавочной стоимости и теорию воспроизводства.

6.3.2.Темы ов.

1.Особенности экономических идей К.А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р.Оуэна

2.Развитие К. Марксом трудовой теории стоимости классической школы.

6.3.3.Тесты

1.Идеи «кооперативного социализма» развивал:

а) Ш. Фурье;

б) Ф. Оуэн;

в) Дж. С. Миль;

г) К. Сен-Симон;

д) Жб. Сей

е) К Маркс.

2.Группа экономистов, относящихся к утопическому социализму:

а) У. Петти, А Смит, Д. Рикардо;

б) К. Сен-Симон, Н. Фурье, Р. Оуэн;

в) Ф. Кенэ, А. Тюрго, Гурне;

г) Т. Мен, У. Стаффорд, А. Монкретьен;

д) Т Мальтус, Ж. Б. Сей, Дж. С. Миль;

е) К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем Баверк.

3. К. Маркс развивал:

а) теорию трех факторов;

б) теорию издержек;

в) теорию предельной полезности;

г) классическую трудовую теорию стоимости;

д) теории воздержания;

е) теории жертв

6.4.Перечень терминов и понятий

Утопия, социализм, индустриализм, теория страстей, новаторство, соревнование, энтузиазм, Фаланга, кооперативный социализм, рабочие деньги, биржа справедливого обмена, конкретный и абстрактный труд, теория прибавочной стоимости.

6.5 Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.В чем суть критики классической политической экономии в трудах социалистов-утопистов?

2.Как характеризует Сен-Симон будущее индустриальное общество?

3.Какие основные методологические источники экономической теории Маркса?

6.6.1.Основная литература

1)2; 2)4; 3)5;

6.6.2. Дополнительная литература

1)3; 2)9 т.2; 3)10; 4)17; 5)19, т.1; 6)27; 7)30;

Тема 7. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории

7.1.Содержание темы

Условия возникновения маржинализма. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен). Этапы развития маржинализма. Теория предельной полезности австрийской школы. Концепции равновесия в теории Л.Вальраса и В. Парето. Оптимум Парето. Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршалла. Работа А. Маршалла «Принципы экономической науки». Американская школа предельной производительности (Дж. Б. Кларк). Теория предельной производительности Дж. Кларка.

7.2.План семинарского занятия.

1.Методологические принципы маржинализма и этапы его развития.

2.Австрийская школа маржинализма (К. Менгер, Р. Визер, Е. Бем – Баверк).

3.Лозанская школа маржинализма (Л. Вальрас, В. Парето)

4.Развитие неоклассического направления Кембриджской школой (А. Маршалл). Работа А. Маршалла «Принципы экономической науки».

5.Американская школа предельной производительности (Дж. Б. Кларк)

7.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

7.3.1.Методические рекомендации.

Изучая данную тему следует иметь в виду, что к концу 19 в.классическая школа в определенной мере исчерпала себя. В связи с этим возникло новое направление в экономической теории-маржинализм, которое использовало предельные или доплнительные величины и обратило основное внимание на макроэкономические методы исследования (на поведение потребителя, фирмы на рынке).

Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, Ф.Визер, О.Бем-Баверк) разработала теорию предельной полезности, согласно которой стоимость (ценность) товара определяется полезностью последнего экзямпляра,который удовлетворяет наименее насущную потребность. Лозанская школа маржинализма (Л. Вальрас, В. Парето) широко применяли экономико-математические методы анализа. Л.Вальрас развил теорию общего экономического равновесия, а В. Парето- теорию оптимального функционирования экономики.

Изучая четвертый вопрос темы следует обратить внимание, что английский экономист глава Кембриджской школы А.Маршалл провел синтез основных положений классической школы и маржинализма и объединил их одну неоклассическую теорию. Основными проблемами его теории были взаимодействие спроса и предложения товаров и образование равновесной цены.Глава американской школы дж. Б. Кларк применил теорию маржинализма к анализу основных факторов производства и равзвил теорию предельной производительности факторов. Для более глубокого изучения основных вопросов темы рекомендуется написание а по приведенной ниже тематике и использование тестов.

7.3.2.Темы ов.

1.»Маржинальная революция» и её необходимость.

2Теория предельной полезности в работах экономистов австрийской школы.

3.Развитие лозанской школой экономико-математических исследований.

4.Основные методологические принципы неоклассического направления экономической мысли.

7.3.3.Тесты

1.Маржинализм основан на использовании:

а) средних экономических величин;

б) суммарных экономических величин;

в) предельных экономических величин;

г) относительных величин;

д) абсолютных величин;

е) совокупных величин

2.Школа экономической мысли, широко использовавшая экономико-математические методы:

а) американская школа;

б) лозанская школа;

в) австрийская школа;

г) кембриджская школа;

д) историческая школа;

е) институционализм

3.Школа маржинализма, развившая теорию предельной производительности:

а) австрийская школа;

б) американская школа;

в) лозанская школа;

г) кембриджская школа;

д) историческая школа

7. 4. Перечень терминов и понятий.

Маржинализм, микроэкономика, предельная полезность,кардиналистский и ординалистский методы,кривые безразличия ,»крест Маршалла»,предельная производтельность факторов.

7.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.В чем заключаются основные идеи маржинализма?

2.Какую теорию стоимости развивала австрийская школа?

3.В чем сущность модели общего равновесия в экономике Л.Вапьраса?

4.В чем новизна теории рыночной цены А. Маршалла?

7.6.1Основная литература.

1)2; 2)3; 3)4; 4)5;

7.6.2.Дополнительная литература

1)3; 2)4; 3)9,т.3; 4)10; 5)17; 6)20;7)27;

Тема 8. Экономические теории американского институционализма, монополистической и несовершенной коннкуренции . Экономическое учение Дж.М. Кейнса.

8.1.Содержание темы

Возникновение институционализма и его основные направления. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл). Возникновение теории монополистической конкуренции (Э. Чемберлин) и несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон). Экономические взгляды И. Шушпетера. Стокгольмская (шведская) школа в экономической теории. Историчекие условия возникновения кейнсианства. Теоретическая система Дж. Кейнса. Кейнсианская концепция регулирования рыночной экономики. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

8.2.План семинарского занятия.

1. Американский институционализм.

2. .Теории монополистической и несовершенной конкуренции

3. . Экономическая теория Дж. Кейнса

4. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»

8.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

8.3.1.Методические рекомендации.

Изучая первый вопрос плана, следует уяснить, что в конце 19 в. – начале 20 в. в США возникло направление экономической мысли, получившее название институционализма. Институционалисты решающее значение в экономическом развитии придавали ощественным институтам - государству, семье, монополиям, частной собственности и т. д. Уже на начальном этапе развития институционализма сформировались три направления его развития: социально-психологический и технократический (Т.Веблен); правовой (Дж. Коммонс); конъюнктурно-статистический (У. Митчелл).

Теории монополистической и несовершенной конкуренции возникли в 30-х годах 20 в. В 1933г. были опубликованы работы американского экономиста Э. Чемберлина « Теория монополистической конкуренции» и английского экномиста Дж, Робинсон « Теория несовершенной конкуренции». Однако если в теории монополистической конкуренции Э.Чемберлин основное внимание уделяет дифференциации продукта, то есть приданию ему отличительных свойств, то Дж. Робинсон в теории несовершенной конкуренции основное внимание уделяет поведению монополий на рынке и вводит понятие «монопсонии» как проявление монополизма со стороны спроса.

Следует обратить внимание, что в первой половине 20 в.самое большое влияние на развитие экономической мысли оказала теория Дж. М.Кейнса.Она была разработана в условиях глубокого спада в мировой экономике 1929-1933г.г. и преусматривала государственное вмешательство в экономику.Дж.М.Кейнс в своем основном труде «Общая теория занятости процента и денег» внес решающий вклад в развитие макроэкономических методов исследований.В макроэкономических процессах он придавал решающее значение эффективному спросу.

8.3.2.Темы ов.

1.Развитие институциональных теорий в современных условиях.

2.Оценка роли монополий в теориях монополистической и несовершенной конкуренции.

3.Дж. М.Кейнс о необходимости государственного регулирования экономики

8.3.3.Тесты

1.Школа экономической мысли, придававшая решающее значение социальным институтам.

а) маржинализм

б) институцианолизм;

в) классическая школа;

г) меркантилизм;

д) кембриджская школа;

2. Основным признаком монополии в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина является:

а) концентрация производства;

б) контроль над ценами;

в) дифференциация продукта;

г) раздел рынков сбыта;

д) господство монополий;

е) несовершенный рынок.

3. Методологической основой теории Дж. Кейнса является:

а) микроэкономический анализ;

б) макроэкономический анализ;

в) «закон рынков» Ж.Б. Сея;

г) равновесный анализ;

д) маржинализм;

е) функциональный анализ

8.4.Перечень терминов и понятий.

Институты, эффект Веблена, престижное потребление, технократия,теория сделок, циклы конъюнктуры,монополистическая конкуренция, дифференциация продукта,несовершенная конкуренция,монопсония, склонность к потреблению,склонность к сбережению, предпочтение ликвидности, мультипликатор.

8.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1 Что такое институционализм и в чем его отличие от неоклассического направления в экономической теории?

2.Что такое «монополистическая « и «несовершенная конкуренция» и какие экономисты раскрыли их экономическую сущность?

3.В чем особенности предмета и метода изучения Дж. М. Кейнса

8.6.1.Основная литература

1)1; 2)2; 3)3; 4)4; 5)5;

8.6.2.Дополнительная литература

1)3; 2)4; 3)8; 4)9,т.3,4; 5)13; 6)14; 7)17; 8)25; 9)28;

Тема 9. Экономические теории неокейнсиансианства и неоинстуционализма.Теории возрожденного неоклассического направления (неоконсерватизма) и неолиберализма.

9.1.Содержание темы

Основные направление неокейнсианства. Модели экономического роста. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона.Неоинституционализм. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического направления. Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий. Теория германского неолиберализма и социального рыночного хозяйства.

9. 2.План семинарского занятия.

1.Неокейнсианское направление в экономической теории. Неоклассический синтез.

2.Экономические концепции современного возрожденного неоклассического направления (неоконсерватизма).

3.Теории современного неолиберализма. Германский неолиберализм.

4.Теория социального рыночного хозяйства.

5.Теории современного институционализма.

9.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

9.3.1. Методические рекомендации.

Изучая первый вопрос плана, следует обратить внимание, что после второй мировой воины последователи Кейнса сделали попытку приспособить его теорию к условиям, сложившимся в экономике ведущих стран мира после второй мировой войны. Тогда на первый план выдвинулись проблемы экономического роста. Поэтому неокейнсианцы Э.Хансен, Е. Домар, Р. Харрод и др. разрабатывали модели экономического роста и экономической динамики.Теорию мультипликатора Кейнса они дополнили теорией акселератора.

С неокейсианским напрвлением тесно связано направление неоклассического синтеза. Его глава американский экономист П. Самуэльсон сделал попытку оъединить в одну теорию неоклассическую и кейнсианскую теории.

Изучая второй вопрос семинара следует учесть, что в конце 70-х годов 20 в. произошел крутой переворот в экономической теории и политике. На смену идеям Кейнса и неокейсианцев пришли теории возрожденного неоклассического направления ( современный монетаризм экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий).Основной причиной этого переворота было усиление инфляцонных тенденций в экономике ведущих стран мира, а экономисты неокейнсианского направления не смогли дать ответ как бороться с этими тенденциями. Все эти теории объединяет отрицательное отношение к государственному вмешательству в экономику и стремление возродить действие рыночных сил.

Изучая два последующих вопроса плана, следует иметь в виду, что экономисты неолиберального направления, как правило, выступают против госсударственного вмешательства в экономиику. Особенностью германского неолиберализма является задача формирования основанного на свободе и одновременно социально ориентированного общественного порядка, обеспечиваемого сильным государством (ордолиберализм). Теория социально рыночного хозяйства явилась дальнейшим развитием теории германского неолиберализма.

Рассматривая последний вопрос темы следует обратить вниманме, что современные институционалисты ( Гелбрейт К . Сэмюэльс У., Драгер У.и др.) считают, что государство составляет важную часть экономической системы, и без него экономическая система не была бы тем, чем она является сейчас. Как основные экономические институты, которые определяют природу экономической системы, так и структура прав, которая определяет структуру власти в экономике, а также экономическое значение природных ресурсов, являются функциями государства. Неоклассическое же направление рассматривает государство как источник неэффективности и искажений.

9.3.2.Темы ов.

1.Неокейнсианские теории экономического роста.

2.Основные концепции неоклассического синтеза.

3.Теории современного институционализма.

4.Основные теории возрожденного неоклассического направления (современный монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий).

5.Теория социального рыночного хозяйства

9.3.3.Тесты

1. Неокейнсианское направление в экономической теории важнейшими проблемами экономики считала:

а) полную занятость;

б) экономический рост;

в) денежное обращение;

г) инфляцию;

д) пропорциональность;

е) бескризисное развитие

2. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического направления (неоконсерватизма) были вызваны:

а) усилением инфляции;

б) циклическим развитием экономики;

в) экономическим ростом;

г) низкими темпами развития;

д) отсутствием планомерности;

е) падением курса валюты

3.Возрожденное неоклассическое направление включает:

а) кейнсианство, неокейнсианство, институционализм;

б) современный монетаризм, экономическую теорию предложения, теорию рациональных ожиданий;

в) германский неолиберализм, социальное рыночное хозяйство;

г) теорию монополистической конкуренции, несовершенной конкуренции;

д) меркантилизм, физиократизм;

е) утопический социолизм, теорию К. Маркса.

9.4.Перечень терминов и понятий.

Неокеинсианство, посткеинсианство, теории экономического роста, акселератор,теории экономической динамики,неоклассичесский синтез,неоинституционализм, неоконсерватизм, современный монетаризм, денежное правило, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий, ордолиберализм, теория соцального рыночного хозяиства.

9.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.В чем суть неокейнсианских теорий экономического роста?

2.Каково отношение к роли государства в экономике теорий возрожденного неоклассического направления?

3.Почему германский неолиберализм называют ордолиберализмом?

4.В чем суть теории социального рыночного хозяйства?

9.6.1.Основная литература

1) 3, с. 629-659; 2) 5, т.5, гл.1-6;3) 7; 4) 15 с. 101-133; 5)18, с. 363-378

9.6.2.Дополнительная литература

1) 4; 2) 8; 3) 12; 4)14; 5) 15; 6)16; 7) 17

Тема 10. Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках.

10.1.Содержание темы

Возникновение экономической мысли в России. Экономические идеи «Русской правды». Меркантилистские концепции в трудах А.Л. Ордин-Нащекина, В.Н.Татищева, И.Г. Посошкова. Антикрепостнические идеи в программе декабристов, в трудах А.А Радищева, Н.И. Тургенева, Н.Г. Чернышевского. Русская критическая школа (Н.В. Вернадсктй, Н.А. Каблуков, И.К. Бабст). Зарождение и развитие экономико-математического направления. Экономические идеи народников, «легальных марксистов», социал-демократов.

10.2.План семинарского занятия.

1. Идеи меркантилизма в России (Ордын –НащекинГ.Л., Посошков И. Т., Татищев В.Н.).

2. Экономическая мысль в России в период разложения феодально-крепостной системы. Экономические идеи Радищева А.Н.,Тургенева Н.И., декабристов, радикальных демократов.

3. Русская критическая школа (Вернадский Н. В., Каблуков Н. А., Бабст И.К.) Либерально – народническая мысль.

4. «Легальный марксизм». Марксистские взгляды в России. Экономико-математическое направление в России.

10.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

10.3.1.Методические рекомендации

Изучая первый вопрос плана следует иметь в виду,что многие возникшие на Западе теории получили распространение и развитие в России. Идеи меркантилизма защищал и развивал первый российский экономист И. Т.Посошков в своей работе «Книга о скудности и богатстве». В отличие от меркантилистов Европы И.Т.Посошков считал, что богатством являются не только деньги но и товары.

Изучая второй вопрос плана следует обратить внимание на то обстоятельство, что в дореформенный период основное внимание уделяли необходимости отмены крепостного права в России. Они доказывали,что свбодный труд более производительный, чем крепостной.

Экономисты русской критической школы (И.В.Вернадский, И.К.Бабст, Н.А.Каблуков и др.) Они защищали трудовую теорию стоимости и отодвигали на второй план теорию предельной полезности, развивая идеи классической школы (А.Смита, Д.Рикардо). Другое течение экономической мысли - либеральные народники идеализировали крестьянскую общину и считали возможным построить экономику России на её основе.

Изучая четвертый вопрос семинара следует иметь в виду, что идеи марксизма, которые распространились в России, многими русскими экономистами трактовались по своему. Многие экономисты придерживались позиций «легального марксзма» (М.И. Туган-Барановский, П.Б.Струве), сторонники которого считали взможным использовать экономическую теорию К.Маркса для анализа закономерностей капитализма, не учитывая при этом его революционные взгляды. В России в конце 19 в. успено развивалоь экономико-математическое направление как на теоретической основе классической теории так и маржинализма.

10.3.1.Темы ов.

1. Экономические взгляды Посошкова И.Т.

2. Идеи экономистов русской критической школы.

3. «Легальный марксизм» в России.

10.3.2.Тесты

1. В труде И.Т.. Посошкова «Книга о скудности и богатстве» защищается позиция:

а) меркантилизма;

б) физиократов;

в) классической школы;

г) маржинализма;

д) исторической школы;

е) утопического социализма

2. Экономисты «русской критической школы» (А.И. Чупров, И. В. Вернадский, Н.А. Карышев, Н.А. Каблуков и др.) защищали позиции:

а) меркантилизма;

б) классической школы;

в) маржинализма;

г) институцианолизма;

д) утопического социализма;

е) неоклассического направления.

3. Русские экономисты конца 19 века защищали позиции «легального марксизма»:

а) А.И. Чупров, Н.А. Каблуков;

б) М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве;

в) А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев;

г) Е.Е. Слуцкий, В.Д. Дмитриев;

д) Л.В. Канторович, В.С. Немчинов

е) В.В. Новожилов, С.С.Шаталин.

10.4.Перечень терминов и понятий.

Русский меркантилизм, русская критическая школа, народниество, экономико-математическая школа, «легальный марксизм»

10.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.Какое распространение и развитие в России получили идеи меркантилизма?

2.В чем суть воззрений экономистов русской критической школы?

3.В чем причина распространения идей «легального марксизма»?

10.6.1.Основная литература

1)2; 2)3; 3)4;4)5;

10.6.2.Дополнительная литература

1)1; 2)2; 3)5; 4)9,т.1,2,3;5)11;

Тема 11. Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

11.1.Содержание темы

Развитие экономической теории в России в начале 20 в. Дискуссии о возможности построения социализма в России.Теоретическое обоснование политики военного коммунизма и НЭПа. Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, планирования, индустриализации и коллективизации. Экономические взгляды Чаянова А.В., Кондратьева М.Д., Юровского Л.Ю. Развитие экономико–математического направления. Этапы и направления политической экономии социализма

11.2.План семинарского занятия.

1. Развитие экономической теории в России в начале 20 в. Теория трудового семейного хозяйства и кооперации А.В. Чаянова.

2.Теоретическое обоснование политики военного коммунизма и НЭПа.

3.Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, планирования, индустриализации и коллективизации.

4.Экономические взгляды Кондратьева М.Д., Юровского Л.Ю.

11.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

Изучая первый вопрос семинара следует обратить внимание, что в начале 20 в. экономическая теория в России перетерпела значительную эволюцию, ослабела её антикрепостническая направленность. Многие экономисты объединились для критики экономической теории марксизма. После октябрьской (1917г.) революции некоторые российские экономисты выступили с доказательствами невозможности построения социализма в стране. А.В.Чаянов выдвинул положение об относительной устойчивости крестьянского семейно-трудового хозяйства и обосновал пть вовлечения крестьянских хозяйств через кооперацию.

Изучая второй и третий вопросы плана следует иметь в виду , что в период «военнго коммунизма» многие экономисты и политические деятели отрицали возможность использования товарного призводства и рынка в период построения социализма а в период нэп!а пересмотрели свои взгляды ( В.И.Ленин, Л.Д. Троцкий, н.И.Бухарин и др.) Против ускоренных темпов сплошной коллективизации крестьян выступил А.В.Чаянов и был за эту позицию репресирован.

По четветому вопросу плана семинара следует отметить,что видный экономист Кондратьев М.Д. разработал теорию длительных экономических циклов ( «длинных волн») , однако был репресирован как стронник товарно-рыночного пути развития социализма. Известный экономист-финансист Юровский Л.Ю. разработал теоретические основы денежной реформы 1924г.в результате которой рубль стал твердой конвертируемой валютой. Потом он был репресирован «за придание советским деньгам буржуазного характера и за попытку через денежную реформу задержать индустриализацию страны».

11.3.1.Темы ов

1.Экономические взгляды А.В.Чаянова.

2.Этапы развития «политической экономии социализма».

3.Теория «длинных волн» М.Д. Кондратьева.

11.3.2.Тесты

1. А.В. Чаянов возглавлял:

а) экономико-математическую школу;

б) легальный марксизм;

в) организационно-производственную школу;

г) русскую критическую школу;

д) классическую школу;

е) неоклассическую школу

2. Экономико-математические методы разработали русские экономисты:

а) Е.Е. Слуцкий, В.В. Дмитриев, Л.В. Конторович;

б) И.В. Вернадский, И.К. Бабст, Н.а. Каблуков;

в) М.Н. Бакунин, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве;

г) М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве;

д) А.В. Чаянов, В.В.Новожилов;

е) А.И.Чупров, Н.А.Каблуков

3.. Русский экономист международного масштаба Н.Д. Кондратьев разработал теорию:

а) организационно-производственную;

б) легальный марксизм;

в) теории длительных экономических циклов («длинных волн»);

г) методы линейного программирования;

д) кооперации;

е) критическую школу.

11.4.Перечень терминов и понятий.

Теория трудового крестьянского хозяйства и кооперации,военный коммунизм, НЭП, индустриализация, колективизация, теория «длинных волн»,планирование.

11.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1.В чем суть теории трудового семейного хозяйства и кооперации А.В.Чаянова?

2.Какие проводились дискуссии о путях построения социализма в СССР?

3.Как развивалось экономико-математическое направление в России?

11.6.1.Основная литература

1)2; 2)3;3)4;4)5;

11.6.2.Дополнительная литература

1)4;2)6;3)9,т.4; 4)15; 5)16; 6)17 ; 7)27;

Тема 12. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

12.1.Содержание темы

Экономическая дискуссия 1951 года. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Н.В. Конторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова. Экономические обоснования реформы 1965 года.

Экономическая мысль в стране в 70 – 80-х годах. Экономические концепции перестройки экономики. Концепции и программы перехода к рыночной экономике. Дискуссии о путях построения развитой социально-ориентированной рыночной экономики.

1.2.План семинарского занятия.

1.Экономические дискуссии 60-х годов. Концепции хозяйственной реформы 1965года.

2.Экономическая мысль в стране в 70-80 годах.

3.Экономические концепции перестройки экономики.

4.Концепции и программы перехода к рыночной экономике. Дискуссии о путях построения социально-ориентированной рыночной экономики.

12.3.Методические рекомендации, ы, тесты.

12.3.1.Методические рекомендации.

При подготовке к семинару по первому вопросу плана следет уяснить, что вопросы сочетания рынка и плана всегда были в центре внимания советских экономистов. Неэффективность командной социалистической экономики заставляло обращаться к рыночным методам хозяйствования. Проведенная на основе концепции, разработанной в ходе дикуссии 60-х годов реформа 1965г. сначала повысила эффективность экономики страны. Однако она не была проведена до конца, так как противоречила административным методам хозяйствования.

По второму вопросу плана следует отметить, что 70-80-х годах среди советских экономистов продолжались дискуссии о путях повышения эффктивности экономики сраны. Однако упор был сделан на использование административных методов, что не позволило решить задачу повышения эффективности экономики.

При подготовке к третьему вопросу плана семинара следует уяснить, что экономические концепции перестройки сначала были направлены на ускорение экономического развития сраны с использованием существовавших методов хозяйствования что не дало результатов. Потом были сделаны попытки использования методов «рыночного социализма».

По четвертому вопросу плана семинара следует уяснить, что развал Советского Союза, дальнейшее ухудшение экономического положения в стране вынудили к принятию мер по переходу к рыночной экономике. Экономистами была разработана прграмма «500 дней» (рук. С.С.Шаталин, Г.А.Явлинский) и другие прогрммы.Однако угроза голода в стране вынудило принять меры к немедленной либерализации цен путем «шоковой терапии».

12.3.2.Темы ов

1.Концепции хозяйственной реформы 1965 года.

2. Экономические концепции перестройки экономики в СССР.

3.Основные концепции и программы перехода к рыночной экономике

12.3.3.Тесты

1. Русский экономист математик, которому в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике:

а) Е.Е. Слуцкий;

б) Л.В. Конторович;

в) В.С. Немчинов;

г) В.В. Новожилов;

д) С.С.Шаталин;

е) Л.И. Абалкин.

2 Российский экономист сторонник монетаристских методов оздоровления экономики:

а) Л.И. Абалкин;

б) С.С. Шаталин;

в) Е.Т. Гайдар;

г) А.Г. Явлинский;

д) О.Т.Богомолов;

е) С.М.Меньшиков

3.Современный российский экономист, принимавший активное участие в разработке прогграммы « 500 дней»

а)Е.Т.Гайдар;

б)Л.И.Абалкин;

в) А.Г.Явлинский;

г) О.Т.Богомолов;

д) С.М.Меньшиков

е) О.Ю.Лацис.

12.4.Перечень терминов и понятий.

Система оптимального функционирования экономики, полный хозрасчет, фонды экономического стимулирования, диррективное планирование,

перестройка, разгосударствление, приватизация, рыночные реформы, социально ориентированная рыночная экономика.

12.5.Вопросы и задания для самопроверки знаний

1. В чем состояло экономическое обоснование хозяйственной реформы в 1965 году?

2. Каковы основные экономические перестройки в СССР?

3.Каковы взгляды экономистов России о путях перехода к рынку , содержанию переходного периода и путях построения социально ориентированной рыночной экономики?

12.6.1.Основная литература

1)2; 2)3; 3)4;4)5;

12.6.2.Дополнительная литература

1) 4;2)9,т.6; 3)11;4)17;

5.Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Антология экономической классики. Т1, 2.М.: Эконов, 2002..

2.Бартенев С.А.История экономических учений. М.:Юристъ.2006.

3.. История экономических учений (современный этап): Учебник\Под общ.ред.А.Г.Худокормова- М:. Инфра-М, 2003.

4.История экономических учений:Учеб.пособие\ Под ред.В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой.- М : ИНФРА – М, 2004.

5Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Инфра-М,2004, 2005, 2006.

Дополнительная литература

6.Аникин А.В. Путь исканий: социально экономические идеи России до марксизма.

М.: Политиздат, 1990

7. АникинА.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985

8.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.

9 .Брагинский С.В., Певзнер М.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991

10. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: 1990.

11. Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988.

12.Дроздов В.В. Франсуа Кенэ.М.: Экономика, 1988.

13. Веблен Т. Теория праздного класса: Прогресс, 1984.

14.Всемирная история экономической мысли. Т. 1-6. М.: 1987-1998.

15. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: 1995.

16. История русской экономической мысли Т. 1-3. Под ред. Л.И. Пашкова, Н.А. Цаголова. М.: Мысль, 1958-1966

17. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.

18. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики. Т2.М.: Эконов, 1993.

19. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

20. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990

21. Майбурд Е.М.Введение в историю экономической мысли:от пророков до прфессорв..М.:1996..

22. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. В кн.: Антология экономической классики. Т.2. М.: :Эконов, 1993.

23. Маркс К. Капитал. В 3-х т.// Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25.

24. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Прогресс,

26. Миль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты, их приложения к социальной философии. В 3-х т. М.: Прогресс, 1980-1981

27. Ойкен В.Основы национальной экономики. М.:Экономика,1996

28. Петти У.. Трактат о налогах и сборах. В кн.: Антология экономической классики. Т.1., М.: Эконов, 1993

29. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. В кн.: Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993.

30. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Прогресс, 1986.

31.Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В кн.: Антология экономической классики. Т.1. М.: Эконов, 1993.

32. Титова Н.Е.История экономических учений: курс лекцийМ.:ВЛАДОС, 1997.

33. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: 1996

34. Усоскин В.М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. М.: Мысль, 1989

35. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика. 1992

36. Эрхард Л. Эрхард Л.Благосостояние для всех. М.: 1991.