Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«Проблема соответствия объективных психологических переменных и некоторых хиромантических признаков»

 

             

«Проблема соответствия объективных психологических переменных и некоторых хиромантических признаков»

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

на тему

«Проблема соответствия объективных психологических переменных и некоторых хиромантических признаков»

Выполнила: Ключикова Елизавета Владимировна, СПК3-2

Проверила: Нартова-Бочавер Софья Кимовна, д.п.н.

Москва, 2008

Введение . 3

Глава 1 . 5

Глава 2 . 11

Глава 3 . 16

Заключение . 20

Использованная литература . 21


Введение

Когда устранили великое Дао появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Лао Цзы. «Дао Дэ Цзин»

Тема, заявленная в заглавии, на первый взгляд звучит крамольно. Что это? Попытка вернуться в дремучее средневековье под прикрытием объективной науки? Продукт творчества носителя метафизической интоксикации? Что ж, впереди еще много страниц, будет время решить.

Сейчас в науке есть стыдные термины, стыдные темы и стыдная литература. В этом чувствуется своеобразная ранимость психологии как дисциплины – ее стремление отграничить себя от заведомых шарлатанов и хоть немного, хоть формально приблизить себя к естественным наукам. Однако эти настойчивые попытки выстроить и сохранить свои границы местами оказываются деструктивными. К примеру, требование пользоваться при написании работы литературой преимущественно последних лет приводит к тому, что в течение лет 25 происходит распад знаний – статью спустя такой срок уже мало кто увидит, особенно, если за это время ничего принципиально нового внутри данной области сделано не было. Что уж говорить о книгах, написанных в позапрошлом веке!

А между тем, психология гуманитарна как минимум наполовину. Работы по психологии (по крайней мере, в части случаев) не обесцениваются просто от старости. Идеи приходят и уходят, пропадают, а затем возвращаются – уже под другими именами. Даже физика, которая кажется эталоном линейного накопления знаний, не свободна от таких возвратов. Вспомним эфир, который когда-то был «отменен», а затем снова вернулся – уже под именем «пространственно-временного континуума».

Есть еще одна, куда более прозаичная причина, по которой мне кажется, что именно сейчас есть смысл оглянуться назад. Страна и время, в которых мы живем, исключительно неустойчивы. Социальная неопределенность, постоянный стресс порождают рост количества расстройств невротического спектра, в результате чего становится более активным правое полушарие, в задачи которого входит в том числе формирование новых моделей реагирования в непривычных условиях. Правое полушарие, в свою очередь, по-видимому, тесно связано с феноменом пралогического (мифологического или магического) мышления. На практике это приводит к тому, что с человеком бывает проще договориться, используя именно мифологическую манеру мысли, которой он больше доверяет. (По американским данным, в демонов, призраков и энергетическое целительство верит 40% населения!) Набирая выборку для этой работы, я была несколько озадачена огромным интересом детей к результатам гадания по руке и полным отсутствием интереса к результатам тестирования. Есть основания полагать, что к зрелому возрасту ситуация меняется мало. Откуда бы взяться огромному предложению магических услуг, если на них нет спроса? А это означает, что для более качественного и быстрого установления контакта с клиентом надо научиться думать так, как думает он. То есть – магически.


Глава 1

- Скажем так, что когда каждый из нас родится, он приносит с собой на свет маленькое колечко силы. Это колечко почти тут же начинает использоваться. Поэтому каждый из нас уже с самого рождения на крючке, и наши кольца силы соединяются с кольцами любого другого. Другими словами, наши кольца силы прицеплены к деланию мира для того, чтобы делать мир. - Дай мне пример, чтобы я мог это понять, - сказал я. - Например, наши кольца силы, твое и мое, прямо сейчас прицеплены к деланию в этой комнате. Мы создаем эту комнату. Наши кольца силы в этот самый момент дают этой комнате существование.

Карлос Кастанеда. «Путешествие в Икстлэн»

Взаимодействие психологии и магии имеет долгую, более чем вековую историю. Начать, пожалуй, следует с того, как 1890 году вышло первое, тогда еще двухтомное издание «Золотой Ветви» Джеймса Фрэзера. Впоследствии «Золотая ветвь» была неоднократно расширена. На уникальном количестве собранного материала Фрэзер показал, что существуют определенные паттерны мировосприятия, распространенные, кажется, по всему земному шару и разительным образом отличающиеся от того образа мысли, который, как предполагается, свойственен цивилизованному человеку. Несмотря на то, что Фрэзера интересовала преимущественно внешняя сторона (традиции, ритуалы), уже были вполне очевидны некоторые базовые принципы мифологического мышления – сопричастность всего со всем, возможность вызвать целевой эффект при помощи осуществления символического действия-заместителя.

В 1930 выходит книга «Первобытное мышление», а 7 лет спустя – «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Автор этих книг – Люсьен Леви-Брюль. Здесь мы уже видим подход скорее психолога, чем этнографа. В отличие от Фрэзера, Леви-Брюль ставит себе задачу открыть для читателя внутренний мир примитивных народов – радикально, как он подчеркивает, отличающийся от нашего. Выделяются и детально рассматриваются закономерности первобытного мышления.

Чрезвычайно важно отметить то уважение, которое мы видим на данном этапе. Фрэзер не забывает буквально через каждую страницу замечать, что «все это, разумеется, суеверия», что не мешает ему подробно и бережно эти «суеверия» описывать. Леви-Брюль даже не пытается давать оценку. Он, к примеру, описывает табу, связанные с беременностью – в которые входит, в частности, запрет на передвигание мужем женщины долго лежавших на одном месте предметов, «чтобы не потревожить земляного духа». Тут же приводится случай туземца, по неосторожности свернувшего циновку, после чего у его жены рождается ребенок со свернутым в трубочку ухом. Обилие подобных примеров и отсутствие каких-либо скептических комментариев к ним заставляет заподозрить, что сам Люсьен Леви-Брюль вполне допускал, что племя не только верило в определенные вещи – но и мир вокруг них был устроен именно так. Что, кстати, вполне укладывается в магическое мышление – туземцев же не удивляло, что нарушение их табу не вредит белым. Ведь это белые!

С другой стороны, в этот период присутствует некая дружелюбная заинтересованность и у оккультистов. К примеру, Папюс в книге «Практическая магия» вполне адекватно описывает имеющиеся на тот момент сведения о работе нервной системы.

Следующим этапом интереса к «нереальному» со стороны психологии были попытки экспериментальной проверки некоторых феноменов. Одно из ранних упоминаний в таком ключе можно встретить у Корсакова в его «Общей психопатологии». Он описывает эксперименты одного из своих коллег над женщиной, больной истерией, которая демонстрировала способность считывать (иногда дословно!) на ощупь содержание письма, находящего в плотном нераспечатанном конверте. Отмечалось, что пороги восприятия по всем модальностям у женщины были значительно понижены – с чем и могла быть каким-то образом связана эта ее необычная способность.

Помимо попыток работать с продуктами первобытных культур чисто психологически (как мы видим это, например, у Отто Ранка), определенные попытки «найти рациональное зерно» были сделаны в рамках психоанализа. Здесь, конечно, невозможно не вспомнить Карла Юнга. В результате его наблюдений появилось понятие синхронистичности – совпадения во времени нескольких событий, связанных не причинными, а смысловыми взаимосвязями. Впоследствии это понятие было незаслуженно забыто, а попытки сослаться на него в данный момент с наибольшей вероятностью приводят к тому, что собеседник припомнит вам манеру больных шизофренией видеть во всем знаки. Между тем, хочется верить, что в патологии все-таки нет ничего, чего не было бы в норме.

Что касается чисто экспериментальной работы, то здесь Юнг столкнулся со сложностью, которую до сих пор не вполне понятно, как обходить. Речь идет об исследовании гороскопов. Юнг последовательно, на двух разных (случайно подобранных, внимание!) выборках проверял две разных гипотезы. В первой гипотезе речь шла о совпадении супружеских пар по положению солнца, во второй – о совпадении по положению луны. И что же в результате? Первая выборка была полна совпадений по солнцу. Во второй совпадений по солнцу не было, зато было сколько угодно совпадений по луне. Гипотеза подтверждалась независимо от собственного содержания!

Альберт Эйнштейн был уверен, что «бог не играет в кости». Где гарантия, что «случайная» выборка действительно будет случайной?

Объяснений может быть два. Или вернее три. Третье объяснение состоит в том, что Юнг чисто случайно набрал две выборки, подходящие под гипотезы. Но это из разряда воздуха, случайно собирающего в одной половине комнаты, и рассматривать мы его не будем. Первое объяснение, соответственно, будет предполагать возможность формирования человеком его реальности. Грубо говоря, только акт наблюдения делает кошку Шредингера живой или мертвой – причем вдобавок в зависимости от желания наблюдателя. Это, кстати, неплохо согласуется с теорией Эверетта о равноправных параллельных мирах, за выбор одного из которых в каждый момент ветвления и отвечает сознание. Решительно непонятно, как извлечь из эксперимента этот эффект воздействия наблюдателя. Второй вариант, похоже, еще более неудобен для экспериментатора. Речь идет о том, чтобы рассматривать вселенную в целом как наделенную собственной активностью. То есть в данном случае мир по каким-то своим внутренним соображениям «подсовывал» Юнгу подходящую выборку. Не слишком согласуется со «здравым смыслом» - впрочем, не намного меньше, чем вариант один. А если уже активность испытуемого изрядно осложняет жизнь психологам, внося артефакты в результаты исследования, то что говорить о ситуации, когда включается еще один субъект – с которым вдобавок не вполне понятно, как договориться.

Поскольку на данном этапе устранить такие источники артефактов представляется невозможным, остается только принять их как данность и учитывать, что даже высокая корреляция при соблюдении прочих предосторожностей может еще ни о чем не говорить. В общем-то, для соответствующего круга феноменов и отрицательные результаты сами по себе еще ни о чем не говорят. Старушка, конечно, при определенных условиях иногда может остановить грузовик. Но попробуйте эти условия смоделировать, да еще с соблюдением этических норм!

Последней или одной из последних попыток выйти за грань обыденного с сохранением надлежащей критичности был хрестоматийный эксперимент Леонтьева по формированию «кожного зрения». С точки зрения исключительно теории деятельности ничего особенного в нем не было. Другое дело, что решительно непонятно, из чего бы на коже сформироваться фоточувствительности, если говорить о нервном субстрате полученного эффекта. Недавно, кстати, эксперимент повторяли и даже нашли связь с повышенной активностью правого полушария. У меня есть глубокое подозрение, что единственная вещь, спасшая экспериментаторов от обвинения в ненаучности – это фамилия уважаемого классика.

Что происходит в это время в магии? Активно используются достижения юнгианского психоанализа. Взаимодействие сильно упростило то, что в это время наибольшей популярностью пользуются западная магическая традиция (в особенности так называемая классическая магия – каббала, алхимия) и восточные духовные практики. А оба этих направления в свое время были с большим усердием изучаемы Юнгом – позже и его учениками.

Работа с телом также оказывается общим интересом психоаналитиков и эзотериков. У первых за ним стоит надежда на лечение психических расстройств, у вторых – надежда на открытие новых возможностей. В своем фундаментальном труде, посвященном магии ордена «Золотая Заря» Израэль Регарди прямо рекомендует практикующим прохождение курса терапии по Райху – как способствующее, по его мнению, более эффективной магической работе и открытию латентных способностей.

Состояние дел на сегодняшний момент, однако, трудно охарактеризовать иначе как удручающее. Лавинообразный прирост информации в науке вызвал необходимость в чрезвычайно узкой специализации – и это, разумеется, сказалось не только на деятельности, но и на сознании. Социально поощряемым становится развитие одной из функций в ущерб другим – мышления в ущерб чувству, рациональности в ущерб иррациональности и так далее. С одной стороны это, безусловно, повышает эффективность деятельности, с другой – теряется целостность мировосприятия. А заодно и возможность полноценного междисциплинарного взаимодействия. Как результат этого можно пронаблюдать две различные группы психологов. У первой в Тень вытеснена иррациональность, и любая попытка поисследовать что-нибудь «паранормальное» в их присутствие обречена на обвинения в антинаучности – причем, кажется, еще до обоснования собственной позиции. Крайне забавно бывает наблюдать, как эти необычайно серьезные люди отказывают, к примеру, так называемым осознанным снам в реальности преимущественно на том основании, что целенаправленно их смотрят не ученые, а эзотерики. Это при том, что феномен осознанных снов был описан еще Ясперсом. Вторая категория жертв прогресса – психологи с вытесненной в Тень рациональностью. Вот они готовы поверить во все, что угодно. Критичность и попытки что-то проверить при этом полностью отсутствуют. В качестве примера такого подхода к психологии можно привести Зинкевич-Евстигнееву, которая считает «сказку о Семи Симеонах» рассказывающей о системе семи чакр исключительно, кажется, на основании совпадения числа семь. Это, безусловно, подход, имеющий полное право на существование – но вот уж он точно никакого отношения к науке не имеет.

Понятно, что чем дальше происходит такое «разделение труда» - тем меньше у представителей разных направлений доверия друг другу. И, к сожалению, нельзя сказать, чтобы это не было оправдано. В случае психологов-рационалов дело осложняется еще и тем, что давно уже отвергнутое в естественных науках картезианское мировоззрение среди гуманитариев продолжает жить и здравствовать, дополнительно подкрепляя их желание заниматься только тем, что не выходит за рамки объяснимости с точки зрения здравого смысла. На этом месте хочется еще раз вспомнить Альберта Эйнштейна, сказавшего как-то, что «здравый смысл – это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет».

В несколько лучшем положении находятся эзотерики, которым (по крайне мере сейчас и по крайней мере некоторым) мифологическое мышление не особенно мешает интересоваться современным состоянием как физики, так и психологии. Имея возможность оставаться в этих областях дилетантами, они пытаются собрать некую целостную картину происходящего. Поэтому сейчас взаимодействие между магией и психологией носит преимущественно односторонний характер. Показательно то, что большинство тарологов, к примеру, в качестве базового предпочитают получать именно психологическое образование. Это связано еще и с тем, что в нашем, несколько «одичавшем» мировоззренчески социуме достаточно велика вероятность того, что терапевтическую помощь человек пойдет получать не к психологу, а к гадалке.

Однако сотрудничество сейчас было бы небесполезным и для самой психологии. Во-первых, это, конечно, огромное количество техник, набравшихся за годы развития оккультизма. Трудно переоценить, насколько это могло бы обогатить психотерапевтическую практику. Во-вторых, проблема осмысленности. Психология, наука о душе, постепенно лишается этой самой души. Если раньше человек шел исповедоваться к священнику, то теперь на месте священника часто оказывается психолог. Но в сравнении, скажем, с психиатрами старой школы, которые вполне допускали независимую от психической патологии ценность религиозных переживаний, сегодняшние специалисты (особенно той самой, рациональной ветви) сильно рискуют погрязнуть в редукционизме. Становится проще ответить на вопрос «почему?», но не на вопрос «зачем?». «Православная» психология и логотерапия Франкла не являются оптимальным выходом, поскольку в обоих случаях виден сильнейший отпечаток именно христианских ценностей, что делает эти подходы не вполне адекватными для представителей других религий. Магическое же мышление является неким инвариантом, с одной стороны задающим осмысленность всего происходящего, с другой – пластичным и легко адаптируемым к любым религиозным предпочтениям.

Такова в самых общих чертах история взаимодействия психологии и магии. В этом историческом контексте я вижу свою работу не столько получением еще одной порции нового знания (в данном случае сомнительны оба слова – и «новое», и «знание»), сколько попыткой своего рода методологического возвращения в тот период развития науки, когда она еще не начала разваливаться на плохо связанные между собой элементы.


Глава 2

Среди десятков тысяч уже сыгранных партий или среди миллионов возможных он, разумеется, мог выбрать любую для своих исследований. Он хорошо сознавал это и остановился на той случайной, составленной его товарищами и им самим схеме. Это была игра, во время которой его впервые захватил смысл всех игр, и он понял, что призван стать адептом Игры в бисер. В те годы он ни на минуту не расставался с сокращенной записью схемы этой партии. В ней значились: формула астрономической математики, принцип построения старинной сонаты, изречение Конфуция, и тому подобное -- все на языке Игры, в знаках, шифрах, аббревиатурах и сигнатурах.

Герман Гессе, «Игра в бисер»

Почему в качестве предмета исследования выбрана именно хиромантия? С одной стороны, очень естественно для магического мышления полагать, что «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.» То есть применительно к данному случаю – если жизненный путь и характер (связанные, в общем-то, вещи) имеют некие характеристики, то они могут отражаться в характеристиках руки человека. С другой стороны, можно предположить, за счет каких механизмов этот параллелизм осуществляется. Скажем, форма ладони (вытянутая или широкая, с длинными или короткими пальцами) вызывает ассоциации с типами телосложения, выделенными еще Кречмером. (Тогда же телосложение было связано с психологическими особенностями.) А в формировании особенностей дерматоглифики, как принято считать, участвует весь генотип. Показано, что есть особенности дерматоглифики, коррелирующие с развитием шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и задержкой психического развития. Интерпретации выделяемых хиромантами основных линий вызывают куда больше подозрений, чем предыдущие характеристики, но довольно показательно то, что эти интерпретации обычно крайне похожи на описания акцентуаций, полюса юнговских дихотомий или факторы пятифакторной модели.

Все это позволяет надеяться на то, что хиромантия окажется, как та подкова Нильса Бора, «работающей независимо от того, верят в нее или нет».

Достаточно очевиден отсюда общий метод проверки – необходимо попытаться скоррелировать результаты, полученные по руке, с результатами, полученными при помощи более или менее зарекомендовавших себя личностных опросников. Но на этом вся очевидность и заканчивается.

Начнем с того, что по неудобству исследования выборки хиромантия сравнима только с рисуночными тестами. Это по сути своей чисто идеографическая методика, в которой отдельные элементы имеет смысл рассматривать только в связи с другими. Так же, как и в рисуночных тестах, можно выделить некоторые формальные показатели (что и было сделано в настоящей работе), но нет никакой гарантии, что в результате такого насилия над методикой не утеряется наиболее значимая информация. Собственно говоря, как раз наиболее вероятно, что произойдет именно так.

Решительно непонятно также, каким образом «измерять и коррелировать» такие немаловажные характеристики линий как яркость, глубина, извилистость и др. Неясно, сравнивать ли «для нужд статистики» линию с аналогичной у других людей или с линиями на той же ладони. Анализ руки предполагает получение общего впечатления, которое – увы – совершенно не поддается объективизации. Это проблема, аналогичная той, с которой столкнулся Кречмер, выделяя свои типы. Главной мишенью для критики в его адрес было то, что отнесение к типу происходило – как он и сам прекрасно понимал – не при помощи измерений (не так много значивших в каждом конкретном случае), а в результате применения интуиции и цепкого глаза исследователя. Вполне понятно, что «цепкий глаз» не относится к числу наилучших объективных критериев…

Есть также ряд трудностей, свойственных самой хиромантии. Некоторые параметры (минимальное расстояние от линии жизни до линии головы, например) в разных источниках трактуются более или менее похоже – хотя эмоциональная окраска трактовки может меняться. (Скажем, формулировка «своеволие, несдержанность» более старой литературы в более новой сменится на «упорство в достижении целей».) Другие же параметры в зависимости от школы и периода могут трактоваться крайне разнообразными способами – от здоровья печени до уровня интеллекта.

Но жизнь еще относительно проста, пока линии на руке отдельно взятого индивидуума более или менее похожи на полный или укороченный набор основных. Присутствие двух экземпляров одной линии или слияние двух разных линий в одну оставляет возможность интерпретации отдельного случая, но изрядно затрудняет сбор статистики. К сожалению, нельзя сказать чтобы такие случаи были редки.

Про обилие мелких, но радикально меняющих смысл интерпретации деталей, дополнительные линии и прочие тонкости я умолчу, чтобы не перегружать повествование.

К этому месту, вероятно, уже стало достаточно очевидно, насколько, в сущности, попытки валидизировать хиромантию похожи на битву Дон Кихота с мельницами. К сожалению, чем более сложно явление, тем менее строгие методы могут быть адекватно к нему применены. Складывается впечатление, что чем больше информации или эффекта может дать инструмент (речь в данном случае идет не только и не столько о хиромантии), тем в большей степени применяя его приходится полагаться на интуицию, здравый смысл – что угодно, только не объективные данные. Мы оказываемся перед выбором между количеством возможностей и «научностью». Это не очень радостный выбор, особенно сейчас, когда публикация не подкрепленных статистикой наблюдений успешно стала неприличной. И в этом еще одна из причин утери огромного количества информации, собранной в конце 19 – начале 20 века: в этот период она пребывала преимущественно в таком, «необъективном» виде.

Вернемся, однако, к выборке, на которой было проведено настоящее исследование. Здесь, разумеется, можно выделить еще несколько возможных источников артефактов.

Начнем с неоднородности выборки. Исследование, как водится, на ком было, на тех и производилось. Что привело к тому, что выборка состоит из 14 учащихся спецшколы №9 для детей с девиантным поведением (в возрасте 11-16 лет) и 11 студентов преимущественно психологического факультета. На этом месте встают следующие вопросы. Первый: не выбраковать ли оттуда всех девиантных школьников, поскольку большая их часть показала подозрительно высокие результаты по контрольной шкале МПДО? Выбраковывать, впрочем, жалко, потому что от выборки при таком раскладе ничего не останется. Второй: если результаты по тестам как-то зависят от уровня рефлексии и могут быть, например, устойчиво повышены или понижены по всем шкалам, то насколько резонно вообще складывать между собой лампочки и апельсины – пардон, девиантных школьников и студентов-психологов? Ответ, впрочем, тот же – не резонно, но жалко выборку. Третий: насколько оправданно объединять детские и взрослые руки? Здесь ситуация несколько оптимистичнее – в переменных, где задействованы линейные размеры, использовалась не абсолютная, а относительная (в процентах от соответствующего размера руки) величина. Остается надеяться на то, что описываемый хиромантами феномен изменения рисунка линий с возрастом если и повлиял на результаты, то не фатальным образом.

Что касается методов, то здесь тоже не все гладко. Критическая нехватка времени на базе стала очевидной уже после того, как для диагностики акцентуаций был выбран МПДО. Учитывая его школьную ориентацию, нет полной уверенности в том, что на студентах он работает адекватно – хотя, конечно, маловероятно, что за два-три года испытуемые забыли, как они себя чувствовали в школе. Обратная ситуация со второй методикой – MBTI. Опять-таки уже после начала тестирования школьников стало понятно, что некоторые из вопросов требуют большего словарного запаса, чем имеется у испытуемых. Поэтому часть вопросов могла быть понята ими неверно. Вызывает оптимизм то, что таких вопросов по моим оценкам было не больше 5%. Третью методику (опросник на 5F), к сожалению, пришлось вообще исключить из-за необходимости тестировать отдельно каждого школьника всей батареей сразу.

В качестве «хиромантических» переменных были выбраны следующие: длина руки, ширина руки, отношение ширины к длине, площадь руки, отношение длины среднего пальца к длине ладони, отношение верхней фаланги большого пальца к средней фаланге большого пальца, доля соответственно указательного, среднего, безымянного и мизинца в сумме длин этих четырех пальцев, доля соответственно верхних, средних и нижних фаланг в сумме длин этих же пальцев, относительное расстояние между началом и концом для линий жизни (вокруг большого пальца), ума (посередине ладони горизонтально), сердца (горизонтально над линией ума), судьбы (вертикальная от среднего пальца вниз), солнца (от безымянного пальца вниз), меркурия (от мизинца вниз) а также пояса Венеры (линия вокруг среднего и безымянного пальцев), измеряемое отдельно для двух рук, минимальные расстояния между линиями жизни и ума, ума и сердца, измеряемые также отдельно для двух рук. Длины измерялись с точностью до миллиметра.

С сожалением следует отметить, что основным критерием выбора этих переменных была скорее простота их фиксации, чем значимость для анализа ладони. Хотя в процессе измерения параметров ладони испытуемым давалась качественная интерпретация, и с ней они в большинстве случаев были согласны, неясно, во-первых, насколько количественный результат имеет отношение к качественному (в качественном участвовало все-таки значительно больше параметров), а во-вторых – насколько согласие испытуемых связано с действительным сходством особенностей их психики и полученных от экспериментатора интерпретаций. Вполне возможно, что имел место тот же эффект, что и с гороскопами, где половинное содержание правдоподобной информации успешно обеспечивает убедительность.

Для анализа собранных данных применялся коэффициент корреляции Пирсона. Значимость полученных коэффициентов оценивалась на уровне 0,05 по критерию Стьюдента. Расчеты производились с использованием статистических функций пакета Microsoft Excel.


Глава 3

- Пункт пятый, - прочитал комендант. - Национальность: птеродактиль. Все содрогнулись, но время поджимало, и никто не сказал ни слова. - Образование: прочерк, - продолжал читать комендант. - Знание иностранных языков: прочерк. Профессия и место работы в настоящее время: прочерк. Был ли за границей: вероятно, да. - Ох, это плохо! - пробормотал Хлебовводов. - Плохо это! Ох, бдительность... Птеродактиль, говорите? Это что же - белый он? Черный? - Он, как бы это сказать, сероватый такой, - объяснил комендант. - Ага, - сказал Хлебовводов. - И говорить не может, только квакает... Ну ладно, дальше. - Краткая сущность необъясненности: считается вымершим пятьдесят миллионов лет назад. Стругацкие, «Сказка о тройке»

Итак, перейдем к результатам. Как ни удивительно, несмотря на все недочеты удалось выявить ряд значимых связей.

Отношение среднего пальца к длине ладони коррелирует с неустойчивыми чертами с коэффициентом -0,43. С точки зрения хиромантии это несколько неожиданный результат, потому что традиционно короткие пальцы трактуются как неспособность удерживать много мелких деталей, а не как слабость воли. С другой стороны, нельзя сказать, чтобы это были совершенно не связанные вещи.

Вклад средних фаланг в длину пальцев, в хиромантии характеризующий эмоциональность, чувствительность, впечатлительность, дал корреляцию с коэффициентом 0,44 с сенситивными чертами. Более интересным было то, что тот же параметр с коэффициентом 0,66 коррелирует со шкалой интроверсии в опроснике MBTI.

Вклад нижних фаланг, традиционно связываемый с физическим планом существования, оказался, по-видимому, ближе к эмоциональной устойчивости, «заземленности», дав коэффициенты корреляции соответственно -0,58 со шкалой «чувство», -0,42 с тревожно-педантическими чертами и -0,6 – с неустойчивыми.

Вклад среднего пальца коррелирует с циклоидными (0,6), астено-невротическими (0,42) чертами и – неожиданно – контрольной шкалой (0,57). Впрочем, если вспомнить, что средний палец считается пальцем Сатурна и связывается с тревожностью, скрытностью и склонностью к депрессиям, то даже контрольная шкала неплохо ложится в общую картину.

Безымянный палец (палец Аполлона, покровителя искусств) дал ожидаемую корреляцию с демонстративными чертами. Но почему-то не положительную, а отрицательную (-0,44).

Длина линии жизни на правой руке коррелирует со шкалой рациональности (0,44), гипертимными чертами (0,46), возбудимыми чертами (0,5), а также демонстративными чертами (0,42). Если не считать рациональности, то все неплохо ложится в представление об избытке энергии, присущем людям с длинной и яркой линией жизни. Рациональность, отвечающая, в частности, за стремление заканчивать каждое начатое дело, также не выглядит взявшейся «совершенно непонятно откуда» (хотя на этом месте уже начинается некоторое притягивание за уши). Интересно то, что те же коэффициенты для левой руки также довольно высоки, но незначимы. Это очень напоминает представление о том, что на левой руке видно заложенное в человека, а на правой – результат его развития.

Обе линии сердца неплохо (0,5 и 0,55) коррелируют с неустойчивыми чертами. Правая – опять-таки – сильнее. Учитывая, что линия сердца связана с эмоциональностью и импульсивностью, результат понятный. Совершенно непонятно и неожиданно то, что левая линия сердца дала корреляцию с коэффициентом 0,47 со шкалой «мышление». Впрочем, если учесть то, что для правой линии сердца корреляция с мышлением падает до 0,25, можно списать это на артефакты, спровоцированные далеко не идеальной процедурой.

Длинная линия судьбы на правой руке с коэффициентом -0,44 коррелирует со шкалой иррациональности. Очень ожидаемый результат, если учесть, что наличие длинной и яркой линии судьбы предполагается у людей, выбравших себе одно дело и всю жизнь занимающихся именно им. Иррационалам более свойственно находиться в «свободном полете». С другой стороны, близкий к нулю показатель для левой линии судьбы вызывает подозрения в том, что здесь опять-таки может иметь место артефакт.

Аналогичная ситуация с линией солнца, коррелирующей со шкалой «мышление» (0,43) – но только на левой руке. Линия солнца традиционно связывается с творческими способностями. Можно, конечно, притянуть за уши творчество к мышлению, но данные не слишком располагают к подобной настойчивости.

Левая линия меркурия также не очень понятно отрицательно коррелирует (-0,53) со шкалой интуиции. Наличие выраженной линии меркурия ожидается у людей, занимающихся научной или коммерческой деятельностью. Сложно предположить у них отсутствие потребности в интуиции.

Введенный в исследование скорее «до кучи» пояс Венеры дал неожиданно много разнообразных корреляций – со шкалами «мышление» (0,46 и 0,36), «иррациональность» (0,5 и 0,55), лабильными (-0,26 и -0,49), возбудимыми (-0,32 и -0,42) и неустойчивыми (-0,44 и -0,4) чертами. Не вполне понятно, как относиться к этой россыпи, если учесть, что в хиромантии пояс Венеры ни с чем, кроме сексуальности, не связывается. Судя по набору ассоциированных характеристик, имеет место скорее связь с каким-то фактором эмоциональной устойчивости.

Более понятным образом расстояние между линиями сердца и головы (традиционно именно с эмоциональной устойчивостью и связываемое) дало отрицательные корреляции с лабильными (-0,28 и -0,42) и сенситивными (-0,49 и -0,39) чертами.

Отсутствие значимых корреляций для части линий может говорить о том, что в батарее не было подходящих шкал – скажем, интересно было бы посмотреть на связь линий головы и солнца с уровнем интеллекта и творческими способностями.

Но некоторые интересные данные все-таки уже есть. Теперь хорошо бы решить, что с ними делать. На этом месте, наверное, должна была бы возникнуть фраза о том, что «необходимы дальнейшие исследования для уточнения и так далее». Понятно, что данные очевидно неидеального качества, на недостаточно большой и недостаточно однородной выборке. Понятно, что полного доверия к полученным результатам в таких условиях нет и быть не может. Вопрос в том, насколько нужно уточнение. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что хиромантия уж по крайней мере не высосана из пальца. Проверять все выделенные в ней закономерности – долго, муторно и, по сути дела, бесполезно. Как любая мантическая практика, хиромантия требует интуиции значительно больше, чем знания. Достаточно очевидно, что она непригодна в качестве точного инструмента, работающего у кого угодно. С другой стороны, можно высказать осторожное предположение о том, что если для данного конкретного человека удобно использовать ее как дополнительный метод экспресс-диагностики, то это можно делать – хотя, естественно, со всеми теми же оговорками, которые относятся к другим диагностическим методам. То есть, не делать выводов без беседы, не делать выводов по одной изолированной методике и так далее. В таком режиме использования хиромантия может быть полезной. Кроме того, как показала практика, это достаточно хороший способ подойти к человеку на близкую дистанцию и в том числе вступить в телесный контакт, причем с сохранением необходимого чувства безопасности.


Заключение

В данной работе была сделана попытка валидизации метода, развивавшегося вне психологии, с целью его дальнейшего применения в практике. Полученные результаты сложно назвать выдающимися, однако было показано тем не менее наличие определенного рационального зерна в незаслуженно презираемом детище магического мышления – хиромантии.

Я выражаю надежду на то, что эта работа получит продолжение – не содержательно, но скорее по духу, по принципу информационной открытости и критичности. Скорость накопления информации в науке дает ей лишь две возможности для развития – наступление хаоса или появление какого-то аналога «игры в бисер», что, разумеется, потребует выстраивания многочисленных междисциплинарных связей (возможно, между весьма далекими или даже враждующими областями).

Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить Учителя, в числе бесценных подарков которого были любовь к Гессе, вкус к чтению научной литературы вековой давности и принцип «ничего не отрицать и ни во что не верить». Я надеюсь, что эта работа получилась именно такой, какой он хотел бы ее увидеть.


Использованная литература

  1. Александровский Юрий Анатольевич, «Пограничные психические расстройства», 2000 (http://www.koob.ru/books/psychiatry/pogranichnie_psyhicheskie_rasstrojstva.rar)
  2. Анастази Анна, «Психологическое тестирование», 1997 (http://www.koob.ru/books/psytest/psychology_testing.rar)
  3. Андреева Галина Михайловна, «Социальная психология», 2003 (http://www.koob.ru/books/socialnaya_psihologiya_andreeva.rar)
  4. Враде А., «Руковедение: хиромантия и дерматоглифика», 1927 (http://www.e-puzzle.ru/getfile.php?f=Vrade-Hiromantiya.rar)
  5. Гессе Герман, «Игра в бисер», 1943 (http://www.koob.ru/books/igra_v_biser.rar)
  6. Гермес Трисмегист, «Изумрудная скрижаль», 1541 (http://ihtik.lib.ru/vostok-mistik_21dec2006/vostok-mistik_21dec2006_317.rar)
  7. Гроф Станислав, «За пределами мозга», 1988 (http://www.koob.ru/books/transpersonal/beyond_the_brain.rar)
  8. Долгушина Надежда Леонидовна, «Некоторые дерматоглифические особенности у
    подростков (юношей), обучающихся в классах с задержкой психического развития», 2001 (http://2001.vernadsky.info/e2/w01123.htm)
  9. Дружинин Владимир Николаевич, «Экспериментальная психология», 1997 (http://www.koob.ru/books/common_psychology/eksperimentalnaja_psihologia.rar)
  10. Дэль Д.Б., «Основы хиромантии», 1912 (http://abalu.h1.ru/books/h-online.rar)
  11. Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. Основы сказкотерапии. - СПб: Речь 2006г
  12. Кастанеда Карлос, «Путешествие в Икстлэн», 1972 (http://www.koob.ru/books/castaneda/3_journey_to_ixtlan.rar)
  13. Кестлер Юрий, «Полный курс хиромантии», 1911 (http://lib.aldebaran.ru/author/kestler_yurii/kestler_yurii_polnyi_kurs_hiromantii/kestler_yurii_polnyi_kurs_hiromantii.rtf.zip)
  14. Корсаков Сергей Сергеевич, «Общая психопатология», 1887 (http://ihtik-lib.ru/natahaus_17yanv2008/natahaus_17yanv2008_2600.rar)
  15. Кречмер Эрнст, «Строение тела и характер», 1921 (http://www.koob.ru/books/psychiatry/stroenie_tela_i_harakter.rar)
  16. Лао Цзы, «Дао Дэ Цзин», IV-III век до н.э (http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt)
  17. Леви-Брюль Люсьен, «Сверхъестественное в первобытном мышлении», 1937 (http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&req=download&code=confirm_download&id=1722)
  18. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. – СПб: Речь, 2005.
  19. Папюс, «Практическая магия», 1913 (http://ihtik.lib.ru/vostok-mistik_21dec2006/vostok-mistik_21dec2006_888.rar)
  20. Райх Вильгельм, «Анализ характера», 1945 (http://www.koob.ru/books/TOP/raih_analiz_haraktera.rar)
  21. Ранк Отто, «Миф о рождении героя», 1909 (http://www.koob.ru/books/mif_o_rojdenii_geroya.rar)
  22. Стругацкий А., Стругацкий Б., «Сказка о тройке», 1967 (http://lib.ru/STRUGACKIE/trojka2.txt)
  23. Уэст Питер, «Секреты хиромантии», 2004 (http://rapidshare.com/files/37878872/Sekreti.hiromantii.2004._www.all-eBooks.com_.rar)
  24. фон Франц Мария-Луиза, «Алхимия», 1980 (http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&req=download&code=confirm_download&id=790)
  25. Франкл Виктор, «Доктор и душа», 1997 (http://www.koob.ru/books/doktor_i_dusha.rar)
  26. Фрэзер Джеймс Джордж, «Золотая ветвь», 1928 (http://lib.aldebaran.ru/author/frezer_dzheims/frezer_dzheims_zolotaya_vetv/frezer_dzheims_zolotaya_vetv.rtf.zip)
  27. Шалаева Т.И., «Использование типологического опросника Майерс-Бриггс в практике работников службы занятости.», 2002 (http://www.pmuc.ru/eis/pdf/8.pdf)
  28. Юнг Карл Густав, «О синхронистичности», 1930 (http://vitbin.net/lib/psihologiya/411_JUng_karl_gustav_-_O_sinkhronistichnosti.txt)
  29. Юнг Карл Густав, «Психологические типы», 1921 (http://www.koob.ru/books/psychological_types.rar)
  30. Ясперс Карл, «Общая психопатология», 1965 (http://www.koob.ru/books/psychiatry/common_psychopathology.rar)
  31. Everett H. Relative state formulation of quantum mechanics//Rev. Mod. Phys. 1957. V. 29; Reprinted in: Quantum Theory and Measurement/Ed. by J. A. Wheeler, W. H. Zurek. Princeton, 1983
  32. Israel Regardie, «Complete Golden Dawn System Of Magic», 1984 (http://orman.ifolder.ru/4870399)
  33. Lindeman Marjaana. Superstitious, magical, and paranormal beliefs: An integrative model// Journal of Research in Personality. 2007. V. 41; I. 4; pp 731-744
  34.