Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

1. анализ литературы по проблеме влияния психологии на выбор спортивной специализации

 

             

1. анализ литературы по проблеме влияния психологии на выбор спортивной специализации

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ

ПСИХОЛОГИИ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ................................................................................... 5

§ 1. Общая характеристика понятий «спортивная ориентация»,

«спортивный отбор», «выбор спортивной специализации».....................5

§ 2. Предмет и задачи спортивной психологии. Основные направления

работы спортивного психолога.................................................................... 7

§ 3. Роль психологии в выборе спортивной специализации............................ 14

ВВЕДЕНИЕ

Подводя итоги развития спортивной психологии в ХХ веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место. Так, в актив спортивной психологии можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детско-юношеских спортивных школ и учебно-спортивных подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений.
Ошибочный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов.

Как известно, выбор каждым человеком вида спортивной деятельности, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Успешность ее проведения на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. Поэтому она должна органично входить в структуру спортивной ориентации.

Несмотря на то, что различные аспекты спортивной ориентации широко освещены в научно-методической литературе такими авторами, как С. Г. Антонов, Н. Ж. Булгакова, В. М. Волков, В. П. Филин, Л. В. Волков, С. С. Грошенков, А. А. Гужаловский, Ю. Ф. Курамшин, Н. Е. Латышева, П. В. Осташев, Г. С. Туманян, В. П. Филин и др., в то же время недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется вопросам выбора спортивной специализации. В связи с этим данная проблема является весьма актуальной и представляет определенный интерес.

Цель исследования: изучить влияние психологии на выбор спортивной специализации.

Объект исследования: процесс выбора спортивной специализации.

Предмет: особенности влияния психологии на выбор спортивной специализации.

Задачи:

1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятий спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации».

2. Изучить предмет, задачи спортивной психологии и основные направления работы спортивного психолога.

3. Выявить роль психологии в выборе спортивной специализации.

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

§ 1. Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»

Процесс формирования готовности к выбору спортивной специализации предусматривает анализ некоторых исходных понятий теории спортивной ориентации и отбора.

К ним, на наш взгляд, относятся такие понятия, как «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор», «готовность», «готовность к выбору».

Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор» во многом сов- падают, но они не тождественны.

Под спортивным отбором, как правило, понимают раздел спортивной подготовки, включающий организованный поиск одаренных детей и молодежи, прогнозирование их спортивной пригодности и стимулирование систематических занятий спортом с целью достижения высших результатов [11, с.11].

Другое определение: спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования
(педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) [1, с.29].

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Сущность термина «ориентация» раскрыта в Малой советской энциклопедии (1960) следующим образом: в переводе с французского orientation – направление на восток, с латинского oriens – восток, таким образом, ориентация – это направление во взглядах, в деятельности, либо умение выбрать направление, разобраться в обстановке.

В научно-методической литературе можно найти множество определений спортивной ориентации (Н. Попов, Н. Ж. Булгакова, С. В. Брянкин, В. Б. Шварц, С. В. Хрущев, Ю. Ф. Курамшин, В. М. Поповский и др.) [2; 8; 13]. Их изучение позволяет заключить, что суть спортивной ориентации состоит в том, чтобы помочь ребенку выбрать вид спортивной деятельности с учетом его интереса, склонностей, индивидуальных особенностей и объективных потребностей общества, лежащих в приобщении и привлечении большего числа детей к регулярным занятиям в спортивных секциях.

Исходя из этого, под спортивной ориентацией мы будем понимать ветвь социальной ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации с учетом их индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Таким образом, спортивная ориентация и спортивный отбор – самостоятельные виды социальной деятельности, преследующие свои специфические цели и использующие для их достижения соответствующие методы, средства и условия организации.

Небезынтересно определить и содержание понятия «выбор». Согласно словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова (1988),
«выбор» – это умение отобрать, извлечь, т.е. взять нужное, предпочитаемое из наличного.

В свете нашей проблемы выбор – это один из разделов спортивной ориентации, который предполагает планомерный и целенаправленный поиск предмета спортивной специализации с учетом желаний и возможностей личности.

Структура выбора вида спортивной деятельности по Н. Е. Латышевой представлена 3 компонентами, основываясь на концептуальной структурно-функциональной модели спортивной ориентации:

· выбор родственно-схожих видов спортивной деятельности;

· выбор отдельных видов спортивной деятельности;

· выбор конкретной специализации в отдельном виде спортивной
деятельности [9, с.47].

Таким образом, для того, чтобы ребенок определил, каким видом спортивной деятельности ему заниматься, у него должно возникнуть состояние готовности к выбору спортивной специализации.

§ 2. Предмет и задачи спортивной психологии. Основные направления работы спортивного психолога

Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте [12, с.22].

Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественно-научном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте – как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход, так к со специально – научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.

Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал впомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Успехи отечественной спортивной психологии связаны с исследованиями А. Б. Алексеева, Н. К. Волкова, Б. А. Вяткина, Г. М. Гагаевой, Л. Д. Гиссена, А. Д. Тонюшкина, Г. Д. Горбунова, О. В. Дашкевича, Т. Т. Джамгарова, П. А. Жорова, Е. А. Калинина, Ю. Я. Киселена, А. Ц. Пуни, Ю. А. Ханина и др. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М. Ванека, Э. Василевски, Ф. Генова, Е. Геновой, Е. Гошака, П. Куната, Б. Д. Кретти, Р. Мартенса, К. Мацака, З. Мюллера, Б. Навроцкой, Р. Сингера и др.

В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возглавляемые соответственно П. А. Рудиком и А. Ц. Пуни.

Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга – регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта («спортивная психология» по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии.

Предметом спортивной психологии являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всесторонее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств [7, с.21].

Спортивная психология пока еще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции, коррекции, оптимизации и только подходит к решению проблемы формирования личности спортсмена. А ведь именно здесь лежит ключ к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности и определяющих успех спортсмена в спорте.

Поэтому спортивная психология 21 века – это прежде всего психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать проблемы, которые возникают у спортсмена.

Важнейшей задачей спортивной психологии 21 века будет создание системы психологических программ, обеспечивающих решение задач, постоянно встающих перед тренером, спортсменом при подготовке и выступлении в соревновании («выведение команды, спортсмена на уровень психологической стабильности», «управление психологической стабильностью спортсмена на протяжении соревновательного сезона», «вывод команды, спортсмена на пик спортивной формы», «формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях», «управление психическим состоянием спортсмена при подготовке и участии в наиболее ответственных соревнованиях», «формирование психологической готовности тренера к управлению командой, спортсменом в экстремальных условиях соревновательной деятельности») и технологии их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс. Именно возможность решения этих задач непосредственно в процессе тренировок и будет основной особенностью этих программ и технологий. Это потребует существенного изменения общепринятого в настоящее время построения тренировочных занятий, выступления в соревнованиях – когда эффективность тренировочной работы спортсмена, команды будет определятся не методическими критериями (количество, качество выполнения технико-тактических приемов), а психологическими – процент эффективности выполнения при «Ограничении», «Одной попытки» с выходом на «Право на риск» и т.д.

Третью задачу, которую придется решать спортивной психологии – это превращение методов психорегуляции в метод психоформирующей тренировки, обеспечивающий включение в процесс регуляции деятельности и поведения спортсменов механизмов психологического уровня – системы мотивационных, эмоциональных, целевых установок. В этом методе органично соединятся элементы самоанализа, самовнушения, самоприказа с закреплением формирующих эффектов в практике и с последующим переходом их на уровень неосознанной регуляции [3, с.8].

Что может спортивный психолог? Вопрос является риторическим, как и ответ на него: спортивный психолог может все. Это действительно так, потому что любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно психолог знает, как сделать работу психики более эффективной.

Более точно сформулировать проблему можно так: чем может помочь психолог в подготовке конкретного спортсмена в конкретном виде спорта? Отвечая на этот вопрос, попробуем охарактеризовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога [6].

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности спортивного психолога.

История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название – секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог – это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Итак, спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организуя коллектив и настроение в нем: воспитывая значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния: решая многочисленные задачи воздействия на спортсменов, проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга и пр., а также использовать элементы нейро-лингвистического программирования; обучать спортсменов саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.д.); улаживать конфликты, снимать последствия монотонии, травм, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни. И это все в плюс к тому, что может сделать психолог как психодиагност, систематически организуя исследование и обследование спортсменов, контролируя их состояния, отношения, установки и пр. [5, с.49].

Виды спорта многообразны, но все они требуют участие в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой – личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.

§ 3. Роль психологии в выборе спортивной специализации

Прежде чем подробно рассматривать влияние психологии на спортивную специализацию, целесообразно вначале остановиться на анализе спортивной деятельности, исходя из существующих классификаций.

Поскольку цель настоящего параграфа выяснить, как можно воздействовать на спортивную специализацию с учетом психологических процессов, типичных для спорта, важно с самого начала остановиться на том, что представляют собой некоторые из этих процессов.

Ряд спортивных психологов предложили классификацию, основанную на психологических особенностях, присущих спортивной деятельности. В целом они полагают, что с помощью подобного рода классификации можно четко определить виды стресса, характерные для определенных видов спорта. Следовательно, можно подбирать для каждой спортивной специализации спортсменов по их индивидуально-психологическим особенностям, наилучшим образом соответствующим этим требованиям.

Результаты экспериментальных исследований не позволяют достаточно точно ответить на вопрос о том, формируются ли личностные черты под влиянием занятий каким-либо видом спорта или же индивиды с определенными личностными чертами сами находят свой путь в спорт и добиваются успеха в том или ином виде. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что определенные специфические черты наиболее присущи, по крайней мере, двум большим группам спортивных упражнений:

1. видам спорта, требующим эстетической выразительности, например вольные упражнения, танцы и др.,

2. видам спорта, требующим физического контакта, например футбол, борьба [14, с.112].

Возможно, что дальнейшие исследования позволят выявить и другие соотношения между чертами личности и группами видов спорта.

Итак, рассмотрим классификацию спортивной деятельности, представленную в хрестоматии по спортивной психологии [4].

Зрительно-моторная координация, статическая устойчивость и прицеливание

Было замечено, что для таких видов спорта, как стрельба и стрельба из лука, характерны специфические психологические стрессоры. Недостаток физической активности в этом виде спорта не снижает стресса. Обычно происходит как раз обратное. В ходе соревнования величина стресса, который испытывает участник, постепенно увеличивается, особенно при достижении отличных и достаточно высоких результатов, а также при сравнении своего результата с результатами других. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких результатов в этих видах спорта. Это же относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием в условиях стресса.

Артистизм и выразительность

Существует ряд видов спорта, таких, как фигурное катание, художественная гимнастика, в которых основной акцент делается на артистизм и выразительность движений. В этих видах спорта необходима большая мобилизация энергии, однако они не требуют значительных физических усилий, нередко снимающих психический стресс, особенно у хорошо подготовленных спортсменов. Когда спортсмен должен выразительно и точно выполнить движение, уровень психологического стресса в начале выполнения движения такой же, как и в конце.

Общая мобилизация усилий

Некоторые виды спортивной деятельности требуют от спортсмена физических усилий и проявления определенных качеств – выносливости, силы, мощности. К силовым видам спорта можно отнести тяжелую атлетику, толкание ядра, метание диска и т. п., к видам спорта, требующим проявления выносливости, - бег и плавание на длинные дистанции. Участники, соревнующиеся в видах спорта, требующих проявления выносливости, знают, что эмоциональное возбуждение, вызванное предстоящим участием в соревновании, может помочь им выступить лучше. К концу соревнования наблюдается снижение эмоционального стресса.

В видах спорта, где необходимы и сила, и выносливость, высоких результатов добиваются спортсмены с различными и нередко противоположными личностными характеристиками.

Антиципация движений соперника или партнера

Спортивными психологами были также выделены виды спорта, в которых спортсмен должен уметь предугадывать движения партнера. Исследования показывают, что такая способность может не зависеть от основных двигательных способностей индивида, выполняющего какое-либо упражнение в одиночку. К этой категории можно отнести различные виды спорта:

1. Спортивные игры, в которых используется сетка и непосредственное проявление агрессивности невозможно. Обычно в этих видах (волейбол, теннис и т. п.) у спортсменов имеется больше времени для того, чтобы рассчитать движения других участников, чем в видах спорта, где требуется непосредственный контакт с соперником. Однако и здесь индивиду часто приходится не только уметь предугадать движения противника, но и согласовать свои движения с движениями партнеров по команде.

2. Виды спорта, в которых возможно непосредственное проявление агрессивности. Сюда входят виды спорта, в которых спортсмен имеет непосредственный контакт с соперниками: американский футбол, бокс и т. п. При этом спортсмену приходится учитывать не только предполагаемые действия противника, но и реагировать на его реальные действия (т. е. на нанесенные удары).

3. Виды спорта, требующие параллельного усилия. К этой категории относятся такие виды спорта, как гольф и боулинг, где основное усилие спортсмена направлено на какое-то препятствие (мяч или мишень), а не на выполнение действий, непосредственно направленных против соперника. Обычно в этих видах спорта необходим высокий уровень мастерства. Скорость движения при этом определяется самим спортсменом, поскольку от него не требуется быстроты реакции на действия или усилия других участников (партнеров или соперников).

4. Виды спорта, связанные с опасностью для жизни и риском получения травмы. Существуют некоторые виды спорта, в которых есть известная опасность получения травм и даже смертельного исхода. К ним относятся автомобильные гонки, бокс. Исследования показали, что спортсмены, специализирующиеся в этих видах спорта, также обладают определенными чертами личности.

Однако в работах европейских психологов указывается, что многие виды спорта сочетают в себе несколько видов психического стресса. В различные моменты соревнования, в различных упражнениях и в различные периоды годового цикла подготовки тот или иной вид спорта может быть связан с риском. От спортсмена, кроме того, требуется умение угадывать действия противника, а также эстетическая выразительность. В качестве примера можно привести бокс, в котором нужна общая мобилизация усилий при нанесении ударов. При этом комбинации ударов в сочетании с точной работой ног часто производят приятные эстетические впечатления. Боксеру необходима, кроме того, выносливость, и, наконец, он должен угадывать движения соперника и своевременно и правильно на них реагировать.

Приведенная система классификации основана на отдельных экспериментальных работах, и лишь немногие исследования подтверждают ее обоснованность. Кроме того, она недостаточно точна. Например, попытка решить, к какой категории должен относиться тот или иной вид спорта, часто зависит от точки зрения классификатора, а не от характеристики, присущей самому спорту.

Именно по этой причине и были разработаны другие классификации. Правда, многие из них тоже страдают неточностью в системе оценки. Тем не менее, они позволяют систематизировать различные типы спортивной деятельности.

Рассмотрим еще одну типологию спорта, разработанную в США (ВОЛКОВ).

В недавно опубликованной работе Бонни Бергер предложена типология, которая потенциально представляет собой эффективный метод классификации и исследования спорта. Более того, Бергер, подобно Ванеку и Кретти, высказала предположение, что определенные группы черт личности связаны с разработанной ею системой классификации.

Бергер выделила три критерия классификации видов спорта. Согласно первому критерию, есть виды спорта, которые в силу пространственной и временной неопределенности требуют быстрой реакции, и виды, в которых большую часть действий контролирует сам спортсмен. В качестве примера первой категории видов спорта можно привести парную игру в теннис и борьбу, а второй – толкание ядра и гимнастику. Бергер предлагает отнести виды спорта, в которых спортсмены на соревнованиях непосредственно не контактируют с противниками (плавание, бег или барьерный бег), к промежуточной категории.

Второй критерий, предложенный Бергер, отражает вероятность получения физической травмы в конкретном виде спорта. Согласно этому критерию, все виды спорта делятся на две группы: с выраженной опасностью получения физической травмы (например, борьба) и с минимальной опасностью (например, теннис). Каждый вид спорта может быть отнесен к той или иной категории в зависимости от приведенных принципов классификации. Например:

Риск и вероятность получения физической травмы

Степень риска

Вероятность получения физической травмы

высокая

средняя

низкая

Большой риск получения травмы

борьба

барьерный бег

акробатика

Небольшой риск получения травмы

теннис

плавание

метание

Третьим критерием классификации Бергер является тип соревнования. Здесь имеется в виду косвенный (параллельный – по типологии Ванека и Кретти) или непосредственный контакт с другим участником. Примером косвенного контакта могут служить упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые спортсменом во время соревнования.

По мнению Бергер, на основании рода деятельности у спортсменов можно выделить следующие черты личности:

1. Спортсмены, деятельность которых непосредственно направлена против своих соперников, являются предположительно более доминирующими и склонны при неудачах обвинять скорее других, нежели себя, а также проявлять агрессивность, как правило, и вне спортивной деятельности.

2. Спортсмены, занимающиеся «неопределенными» видами спорта, например, такими как теннис (или в спортивных играх, где распределение ролей между партнерами неопределенно, например защитник в американском футболе), более уверены в себе, свободнее себя чувствуют в неопределенных ситуациях, а также обладают рядом качеств, которые позволяют им легко приспосабливаться к внешним изменениям.

Нужно признать, что хотя классификации Бергер недостает данных экспериментальных исследований, принципы ее достаточно аргументированы, поскольку позволяют лучше понять психодинамику соревнующихся спортсменов.

Итак, мы рассмотрели некоторые системы классификации, в рамках которых могут рассматриваться различные виды спорта и физические упражнения.

Теперь остановимся на роли психологии в выборе спортивной специализации.

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе – человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень – начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9-14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом – агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором – тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта. На третьем, самом продолжительном – наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень – углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16-17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т.п.)

Третий уровень – отбор для выявления спортсменов (возраст 18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень – отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта.

Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость
(уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.) Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.

Рассмотрим подробнее второй уровень, связанный с выявлением перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе:

· оценка состояния здоровья;

· выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;

· антропометрические измерения;

· выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов [10, с.21].

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки.Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора [10, с.204].

Итак, в большинстве разделов экспериментальной и медицинской психологии накоплен материал, который может быть полезен как спортсмену, так и тренеру. Исследования личностных особенностей спортсменов, изучение характера внутригруппового и межгруппового взаимодействия в малых и больших группах, разработка методик спортивного отбора, так же как и изучение проблем двигательных навыков, внесли существенный вклад в понимание психологии спортсмена. Более того, исследования состояния тревожности у спортсменов в условиях стресса, уровня возбуждения, мотивации и других вопросов позволили получить представление об эмоциональных характеристиках спортивной деятельности.

Психологические и социологические данные в спорте будут полезны тренеру только в той мере, в какой он сможет правильно воспринимать информацию и применять принципы, непосредственно относящиеся к его виду спорта, конкретной ситуации и к людям, с которыми ему приходится работать. Квалифицированный, компетентный психолог, профессионально владеющий своим мастерством, может помочь тренеру исследовать психосоциальные параметры его работы путем использования специально подобранных тестов и проведения тщательной клинико-консулътативной работы с отдельными спортсменами и командами.

Психологическая информация, тестирование и консультации не могут заменить тренеру прочных и глубоких знаний своего вида спорта. Они служат полезным дополнением, расширяя его кругозор в смежной области знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

2. Брянкин, С. В. Спортивный отбор и ориентация: Учебное пособие для студентов вузов / С. В. Брянкин, Л. Н. Жданов, Б. Н. Шустин. – Смоленск, 1977. – 68 с.

3. Волков, И. П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. – 1994. - № 1. – С.5-10.

4. Волков, И. П. Спортивная психология. Хрестоматия / И. П. Волков. – М., 2002. – 384 с.

5. Горбунов, Г. Д. Практический психолог в спорте: Лекция / Г. Д. Горбунов. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. – 105 с.

6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М.: ФиС, 1986. – 182 с.

7. Джагмаров, Т. П. Психология физического воспитания и спорта / Т. П. Джагмаров, А. Ц. Пуни. – М.: ФиС, 1979. – 260 с.

8. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. М. Выдрин, Н. Е. Латышева и др.; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М: Советский спорт, 2004. – 340 с.

9. Латышева, Н. Е. Формирование профессионально-педагогических умений по проведению спортивной ориентации детей и подростков у студентов ИФК в системе непрерывной педагогической практики: дисс. спец. – 13.00.04. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. – 210 с.

10. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 310 с.

11. Основы теории и методики физической культуры / под ред. А. А. Гужаловского. – М.: ФиС, 1986. – 352 с.

12. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск: НГУ, 1996. – 49 с.

13. Рудик, П. А. Психология: Учебник для институтов физической культуры / П. А. Рудик. – М.:ФиС, 1976. – 548 с.

14. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.