Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«Воскресшие Боги Леонардо да Винчи и Дэн Браун»

 

             

«Воскресшие Боги Леонардо да Винчи и Дэн Браун»

Курский Государственный университет

Кафедра философии и социологии

НА ТЕМУ: «Воскресшие Боги Леонардо да Винчи и Дэн Браун».

Выполнила: Демьянченко К.Е.

Проверила: Тинякова Е.А.

Курск-2005г.

План.

1. Введение.

2. Современный взгляд на картины да Винчи:

а). «Мона Лиза»

б). «Мадонна в гроте» и «Мадонна в скалах»

в). «Поклонение волхвов».

г). «Тайная вечере».

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

1.Введение.

Эпоха возрождения.

Это одна из самых ярких эпох в истории мирового искусства. Она охватывает XIV – XVIвв. Этот период был особенно выражен в таких странах, как Италия, Нидерланды, Франция, Германия. Свое название – Возрождение (или Ренессанс) – эта эпоха в развитии кльтуры получила в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекраснму идеалу и образцу.

Центром Возрождения была Италия. Из всех областей культуры искусство в Италии занимало первое место. Но искусство того времени не было слепым подражанием античности. Оно создало новые формы и свой стиль – Ренессанс. Оно заставило служить себе и науку. Одним из первых специалистов в области анатомии и математики был величайший живописец – Леонардо да Винчи.

Эпоха возрождения охватывает несколько столетий, а родиной ее считается Флоренция.

В итальянском искусстве XV века живописцы черпают свои сюжеты из церковных легенд, художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и дажеавтопортреты.

Открываются законы перспективы* художником Паоло Уччело. Историческое значение перспективы огромно. Она стала передовым художественным средством средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Наивысшего расцвета Эпоха Возрождения достигает в XVв. Этот период назван

Высоким Возрождением. Именно в это время творили: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Браманте, Микеланджело Буонарроти.

*перспектива – научная дисциплина, которая изучает закономерности изображения предметов в соответствии с их зрительным восприятие и дает возможность, верно, реально изобразить пространство.

2.Современный взгляд на творчество да Винчи.

а). «Мона Лиза».

Несмотря на репутацию величайшего в мире произведения искусства, «Мона Лиза» - совсем небольшая картина, размером тридцать один на двадцать один дюйм, то есть даже меньше репродукции с ее изображением. Написана она была маслом по дереву, на популярной в те времена среди живописцев доске из тополя, а словно затягивающая полотно туманная дымка свидетельствовала об умении Леонардо пользоваться техникой сфумато, создававшей эффект плавного перехода одной формы в другую.

Обосновавшись в Лувре, «Мона Лиза» - или «Джоконда», как называли ее во Франции, - дважды похищалась (последний раз в 1911 году из зала Лувра под названием Ле салон каре). Парижане рыдали на улицах и писали письма в газеты, умоляя воров вернуть похищенную картину. Два года спустя «Мону Лизу» обнаружили в гостиничном номере во Флоренции, спрятанную в сундук с двойным дном.

Стоит задаться вопросом: почему «Мона Лиза» столь знаменита? Отнюдь не из –за загадочной улыбки главной героини картины и это никак не связано с таинственными интерпретациями, приписываемыми ей искусствоведами различных времен. Все очень просто: «Мона Лиза» стала известна потому, что являлась наивысшим достижением Леонардо да Винчи как живописца. Путешествуя, он всегда возил картину с собой. А когда его спрашивали почему, отвечал, что ему трудно расстаться с этим возвышенным изображением женской красоты, принадлежавшим его кисти.

Однако, по мнению Дэна Брауна, многие искусствоведы подозревали, что такая привязанность Леонардо да Винчи объясняется чем – то иным, нежели просто художественным совершенством. В действительности полотно являлось довольно стандартным портретом, исполненным в технике сфумато. И привязанность Леонардо к этому своему творению, как утверждали многие, имела куда более глубокие корни: в слоях краски крылось тайное послание. «Мона Лиза», по мнению ряда искусствоведов, являлась скрытой шуткой художника. Игривые аллюзии, которое вызывало это полотно, описаны во многих книгах по искусству, и, тем не менее, подавляющее большинство были склонны считать главной загадкой улыбку Джоконды.

Однако Дэн Браун находит достаточно нетрадиционный подход к разгадки тайны «Моны Лизы». Он обращает ваше внимание на задний план картины: фон за лицом Джоконды неровный. Да Винчи изобразил линию горизонта, и в левой части она у него значительно ниже правой. Таким образом, он зрительно увеличил лицо Моны Лизы. Браун утверждает, что согласно концепции женского и мужского начал левая сторона всегда считалась женской, а правая – мужской. И поскольку, Да Винчи по своим взглядам был поклонником женственности, он и изобразил ее лицо более величественным благодаря искривлению горизонта. По мнению Брауна, Да Винчи старался найти баланс между мужским и женским началом. Леонардо верил, что душу человека можно считать просвещенной лишь тогда, когда в ней счастливо уживаются оба начала. Само название картины, опять же, по мнению Брауна, есть некий ключ: египетский бог мужской силы – Амон (изображался в виде мужчины с головой барана) и египетская богиня плодородия Исида (или Изис) вступали в некие отношения. Итак, богиня – женщина и бог – мужчина. В древности имя богини плодородия египтяне отражали пиктограммой, которую можно прочесть как

Л’ИЗА.

Сливаясь, два имени образовывали анаграмму:

АМОН Л’ИЗА

Не только лицо Моны Лизы представляет загадку. Само ее имя является анаграммой двух божественных начал.

б). «Мадонна в гроте» и «Мадонна в скалах».

Заказ на написание «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи получил от Братства непорочного зачатия; им нужна была роспись центральной части алтаря в церкви Сан – Франческо в Милане.

Монахини дали все необходимые размеры, а также примерный сюжет: на картине должны были быть изображены Дева Мария, Иоанн Креститель, ангел и младенец Иисус. Казалось бы, односторонний сюжет для обсуждения, но и здесь Дэн Браун находит «камень преткновения» с критиками, культурологами и искусствоведами.

Сколь не покажется странным, но, по мнению Брауна, вопреки канонам именно младенец Иоанн благословлял Иисуса…а Иисус полностью ему подчинялся!

Мало того Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью – то невидимую голову. И, наконец, там присутствовал еще один пугающий образ: находившийся прямо под хищно согнутыми пальцами Марии Уриель словно намеревался ребром ладони отсечь эту невидимую голову, попавшую в когти Девы Марии.

На мой взгляд, достаточно смелая трактовка картины. Неудивительно, что критики стали оспаривать мнение Брауна.

Но ни у кого из критиков я не нашла четкого объяснения: почему да Винчи пишет второй вариант картины «Мадонна в скалах».

Браун объясняет это удовлетворением заказа Братства непорочного зачатия:

«Мадонна в скалах» - это «смягченный вариант», который находится сейчас в Лондонской национальной галерее.

в). «Поклонение волхвов».

Сравнительно недавно мир потрясло открытие, что знаменитая картина да Винчи «Поклонение волхвов» скрывает под слоями краски некий секрет. Известный итальянский реставратор Маурицио Серазини раскрыл миру истину, после чего в газете «Нью – Йорк таймс» появилась статья под интригующим названием «Дымовая завеса Леонардо».

Серазини не оставил ни малейшего сомнения в том, что этюд «Поклонения» в серо – зеленых тонах, находящийся под слоем краски принадлежит кисти да Винчи, а вот сама картина – нет. Некий анонимный художник расписал набросок Леонардо, как расписывают дети картинки в книжках, и сделал это через много лет после смерти мастера. Но куда более тревожным оказалось другое открытие. Снимки, сделанные с помощью инфракрасного излучения, а также рентгеновские снимки полотна показали, что этот мошенник от искусства, расписывая красками этюд Леонардо, в значительной степени отошел от оригинала, точно задался целью исказить истинные намерения да Винчи. Но что именно изобразил Леонардо на полотне и какова была природа этих искажений, так и оставалось тайной. Тем не менее растерянные сотрудники галереи Уффици во Флоренции, где экспонировалась эта картина, немедленно переправили ее в запасник. И теперь посетители, пришедшие в зал Леонардо, с разочарованием видели вместо «Поклонения волхвов» табличку:

Полотно снято в связи с проведением

диагностических тестов при подготовке к реставрации.

Современные критики никак не отреагировали на факты, приведенные Дэном Брауном, из чего можно сделать вывод об их подлинности.

Что же было изображено на полотне да Винчи? Леонардо взял за основу известный библейский сюжет: приношение даров сыну царя Небесного. На небосклоне появилась новая звезда, и волхвы, растолковав этот знак, приходят поклониться сыну Господнему, Иисусу.

На мой взгляд, это волшебное мгновение очень точно передал в своем стихотворении «Рождественская звезда» И.Броцкий:

В холодную пору, в местности привычной скорее к жаре,

Чем к холоду, к плоской поверхности, более чем к горе,

Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти,

Мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих

ноздрей,

Волхвы – Бальтазар, Гаспар, Мельхинор; их подарки, втащенные

сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

На лежащего в яслях ребенка, издалека,

Из глубины Вселенной, с другого ее конца,

Звезда смотрела в пещеру, и это был взгляд отца.

г). «Тайная вечеря».

Слепое невежество сбивает

нас с пути. О! Жалкие

смертные, раскройте глаза!

Леонардо Да Винчи.

При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, Зло – в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика дл Иуды. Кардинал, отвечающий за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел, валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного.

Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его в собор, что те и сделали.

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлел на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел полотно и вскричал в испуге и тоске:

- Я уже видел эту картину раньше!

-Когда? – недоуменно спросил Леонардо.

- Три года назад, еще до того как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и, жизнь моя была полна мечтаний, какой – то художник написал с меня Христа.

Так гласит легенда, описанная Пауло Коэльо в его книге «Дьявол и сеньорита Прим».

Иисус Христос был исторической фигурой, обладавшей огромным влиянием. Возможно, это самый загадочный и харизматический лидер, которого видел мир. Как и было предсказано Мессией, Иисус свергал царей, вдохновлял миллионы людей, явился родоначальником новых философий. Потомок царя Соломона, Иисус имел полное право претендовать на трон властителя евреев. Его жизнь была описана тысячами последователей по всему миру, что и понятно. Для включение в Новый завет рассматривались свыше восьмидесяти Евангелий, но лишь несколько удостоились чести быть представленными в этой книге, в том числе от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

По мнению Брауна, Христос как Мессия угрожал самому существованию Церкви, поэтому ранняя Церковь украла Христа у его последователей в прямом смысле этого слова, отняла у Него человечность, затуманила Его образ, обрядив в непроницаемый плащ божественности. И использовала все это лишь с целью – расширить и укрепить свою власть.

Легендарная роспись, которой да Винчи украсил стену собора Санта – Мария дела Грацие неподалеку от Милана. На ней был изображен Христос со своими учениками. Он объявлял, что кто –то из учеников предаст Его. Иисус сидит в центре и преломляет хлеб вместе с учениками. Они пьют вино. А теперь, попробуем представить себе эту фреску и ответить на простой вопрос: сколько на столе бокалов для вина? Ответ напрашивается сам – один. (Христос взял чашу с вином и разделил ее со своими учениками). Чаша Христова (Грааль, которому приписывают различные волшебные свойства) как бы подчеркивает, что все христиане должны объединяться.

А теперь проверим ответ, найдя иллюстрацию картины в любом учебнике истории средних веков. У каждого за столом есть чаша с вином, в том числе и у Христа. Всего тринадцать чаш. Мало того, все они маленькие, без ножки и сделаны из стекла. Никакой чаши Грааля. Да Винчи словно забыл об этом и такую чашу не нарисовал. Браун считает, что эта фреска и есть ключ к пониманию тайны Грааля. Итак, последуем за Брауном, его толкованием легендарной чаши Христовой.

Браун утверждает, что святой Грааль – это человек, женщина.

Всем известны мужской (щит и копье) и женский (зеркало Венеры) символы. Они происходят от древних астрономических обозначений божественной планеты Марс и планеты Венера. Изначально женское и мужское начало изображались другими символами:

1.

1.Этот символ изначально изображал мужчину. Он известен под названием клинок или меч и призван подчеркивать агрессивность и мужественность.

2.

2. Как можно заметить, женский символ является полной противоположностью мужскому, он получил название сосуд.

Символ этот призван подчеркивать женское начало, плодородие, женственность. Легенда говорит о том, что святой Грааль есть не что иное, как сосуд, чаша. Но это описание Грааля лишь аллегория, призванная защитить тайну истинной природы Грааля. И да Винчи как не кто другой знал об этом.

Грааль – символ потерянной богини. С появлением христианства старые языческие религии не умерли. И легенды о поисках рыцарями чаши Грааля на самом деле представляли собой истории о запрещенных поисках утраченного женского начала. Рыцари, якобы занятые поисками сосуда, закодировали истинный смысл своих стараний, чтобы защититься от Церкви, которая низвергла образ женщины, запретила богиню, сжигала на кострах неверных, запрещала даже упоминание о священном женском начале.

Итак, Браун утверждает, что чаша Грааля действительно присутствует на «Тайной вечере». Леонардо изобразил и ее.

На «Тайной вечере» изображены тринадцать мужчин. Но Браун предлагает присмотреться к картине. Иисус Христос в центре, шестеро учеников по левую Его руку, шестеро – по правую. По мнению Брауна, на самом почетном месте, рядом с Христом сидит не кто иной, как Мария Магдалина. Дело в том, что на многих фотографиях, сделанных до 1954 года, детали скрыты под налетом пыли, грязи и несколькими слоями реставрационной краски. Затем, наконец, фреску очистили от всех наслоений, что позволило увидеть оригинал да Винчи во всем ее великолепии.

Женщина, сидевшая по правую руку от Иисуса, была молода и выглядела благочестиво. Лицо застенчивое, скромно сложенные руки, волны вьющихся рыжих волос. И одна эта женщина способна пошатнуть церковные устои. Мало этого, по преданию Мария Магдалина – представительница древнейшей профессии, она – «жрица любви». Браун опровергает этот факт. Считает, что заблуждение это вселилось в умы людей с подачи Христианской церкви раннего периода. Церковники организовали настоящую кампанию, чтобы опорочить Марию Магдалину. И все для того, чтобы сохранить в тайне одно опасное для них обстоятельство. Ее роль в качестве Грааля. Как уже было сказано выше, церковники старались убедить мир в том, что простой смертный проповедник Иисус Христос, являлся на самом деле божественным по природе своей существом. Потому и не вошли в Библию Евангелия с описанием жизни Христа как земного человека. Но одна из самых земных тем до сих пор встречается в Библии – тема Марии Магдалины, а именно ее брак с Иисусом.

Этот факт, по словам Брауна, попал в некие исторические записи, и да Винчи, разумеется, знал о нем. «Тайная вечеря» так и взывает к зрителю. Иисус и Магдалина были парой!(?)

Действительно, одежда на полотне у главных героев одинаковая, только разных цветов: на Христе красная мантия и синий плащ, на Марии Магдалине синяя мантия и красный плащ. Инь и янь. Есть и более тонкие признаки: Иисус Христос и Его невеста сидят рядом, вплотную, соприкасаясь бедрами, а выше фигуры их расходятся, образуя свободное пространство. И все это напоминает уже знакомый нам символ:

И наконец, если рассматривать Иисуса и Магдалину как элементы композиции, а не людей, то тут так и напрашивается еще одна подсказка – буква алфавита. В самом центре картины изящно выведена буква «М». Замаскированная буква «М» появилась неслучайно, она фигурирует в различных работах, связанных с Граалем, то в виде водяного знака, то буквы, закрашенной слоем краски.

Итак, подтверждение брачных уз Иисуса и Магдалины мы находим на картине да Винчи. Для большей убедительности, вместе с Брауном, заглянем в Евангелие от Филиппа:

А спутница Спасителя – Мария Магдалина. Христос любил ее больше всех своих учеников и часто целовал в губы. Остальные ученики были этим обижены и высказывали недовольство. Они говорили: «Неужели любишь ее больше, чем всех нас?»

Браун считает, что Христос давал указания, как строить церковь не Петру, а Марии Магдалине. Таким образом, Мария – правая рука Иисуса, а христианская церковь была основана и управлялась женщиной! Петр этого не одобрял. На фреске он угрожающе висит над Марией Магдалиной. Мало того, ребром ладони показывал, что готов перерезать ей горло. Тот же жест, что и на картине «Мадонна в гроте». Он выглядит угрожающе. На полотне изображена рука с кинжалом, принято считать, что это рука Петра, но если приглядеться внимательно, то хозяина руки мы не найдем. Рука анонимна.

Какая же связь между Марией Магдалиной и Граалем?

По мнению Брауна, Мария Магдалина (ее останки), а впоследствии ее дети (от Христа) и есть тот самый Грааль. Мария Магдалина обладала большой властью. Она принадлежала к роду Вениамина, род царского происхождения. А Иисус, если опираться на Евангелии от Матфея, происходил из дома Давидова, потомков Соломона, царя еврейского народа. Женись Христос на Марии, Он бы объединился со знатным родом Вениамина, связал эти два царских рода и создал мощный политический союз, имел бы законное право претендовать на престол и возродить правящий царский род, как это было при Соломоне. Легенда о чаше Грааля – это легенда о царской крови. Упоминание в легенде о «сосуде с кровью Христа»… на деле означает упоминание о Марии Магдалине, женском лоне, несущем «царскую кровь» Христа. Следовательно, у Марии Магдалины и Христа, по словам Брауна, были дети!

И, по мнению Брауна, это не единственная картина точно передающая историю Грааля. Он вспоминает работы Боттичелли, Пуссена, Бернини, Моцарта и Виктора Гюго, где в завуалированной форме делалась попытка восстановить запрещенный церковниками образ женского начала. Сказки и легенды о Зеленом рыцаре, короле Артуре, даже о Спящей красавице были аллегориями Грааля.

Священнослужители неистовствуют, опровергая точку зрения Брауна: во времена Христа женщина не могла присутствовать на мужском собрании, рядом с Христом сидит его молодой ученик, который внешне напоминает Христа. По преданию, они были дальними родственниками. Искусствоведы так же опротестовывают такую трактовку картины да Винчи, считая его доводы смешными. Я не хочу пересказывать и без того всем известное отношение и доводы искусствоведов и критиков. На мой взгляд, их позиция ясна изначально. Но неужели в нашем консервативном патриархальном обществе не найдется людей, способных поверить в красивую сказку. А может быть Дэн Браун прав? В любом случае каждый человек, знакомый с произведением «Код да Винчи», делает для себя соответствующие выводы.

3. Заключение.

Люди обожают все таинственное. А тайн и загадок становится все больше. В темном и запутанном мире современных охотников за чашей Грааля Леонардо по – прежнему остается величайшей из загадок. В каждом его произведении, кажется, так и сквозит желание раскрыть тайну, и, однако, тайна оставалась то спрятанной под слоем краски, то зашифрованной в пейзаже на заднем плане. А может, никакой тайны вовсе и не было. Может, изобилие невнятных и мучительных намеков на некую загадку было лишь пустым обещанием, призванным разочаровать любопытных и вызвать загадочную и насмешливую улыбку Моны Лизы.

4.Список используемой литературы:

1. Энциклопедия Живописи: М, 1995г.

2. Дэн Браун «Код да Винчи»: Матадор,М., 2005г.

3. Д.С. Мережковский

«Воскресшие Боги Леонардо да Винчи» М.:Худож. Лит.,1990г.

4.Пауло Коэльо