Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Лекция по этнологии формирование татарского этноса

 

             

Лекция по этнологии формирование татарского этноса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

ПО ЭТНОЛОГИИ

Формирование татарского этноса

Выполнил: Барахтенко А.С.

Группа 14224

Проверила: Пядушкина И.И.

Иркутск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование татарского этноса……………………….........................4

1.1. Формирование этнонима «татары»…………………………………………..4

1.2. Консолидационные процессы среди татар…………………………………..4

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы среди татар…………………….5

Глава 2. Обычаи, быт и основные виды хозяйственной деятельности татар…..7

2.1. Сельское хозяйство……………………………………………………………7

2.2. Народные промыслы и ремесла………………………………………………7

2.3. Устройство жилищ и населенных пунктов…………………………………..8

2.4. Национальная одежда…………………………………………………………10

2.5. Национальные продукты питания……………………………………………10

2.6. Народные и религиозные праздники………………………………………....11

2.7. Изменения, произошедшие в последнее время……………………………...12

Список используемой литературы………………………………………………...13

Введение

Татары (самоназвание татар). Численность в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.

Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).

Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику: язык юртовских татар возник в результате смешения ногайского языка и диалектов волго-уральских татар; карагашский язык - в основе ногайский — испытал заметное воздействие татарского языка, но сохранил свои особенности. Тюркский язык литовских татар, по ряду признаков сближающийся с кыпчакскими диалектами крымских татар, перестал существовать ещё в 16 в. (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовско-татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. До середины 19 века функционировал старотатарский литературный язык (поволжские тюрки). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарского языка— поэма Кул Гали «Кыйса-и Иосыф», написанная в 13 веке (автор погиб во время монгольского завоевания 1236г.). В устном народном творчестве татар представлены эпос (у сибирских татар), сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов.

Со 2-й половины начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале 20 века. Период с 1905 по 1917г.г. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание (татары вышли в России на одно из первых мест в этой сфере), национальная периодика, театр и т. п.

Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с 10 века по 1927г. на основе арабской графики, с 1928 по 1939г.г. — латинский (яналиф), с 1939 по 1940г.г. — русские), Верующие татары за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. нагайбаков), которые были обращены в 16—18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфе (Духовное управление мусульман Европейской части и Сибири, существует с 1789г.). В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары и прочие; у сибирских — себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. д.; у литовских — мэслим, литва (липка), татарлары.

Глава 1. Формирование татарского этноса

1.1. Формирование этнонима «татары»

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в 6—9 вв, во2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республике Татарстан.

1.2. Консолидационные процессы среди татар

Этническую основу волго-уральских татар составили болгары, создавшие в Среднем Поволжье (не позже начала 10 в.) одно из ранних государств Восточной Европы — Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236г. Этнический состав волжских болгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме племени собственно болгар известны такие племена, как барсилы (берсилы), зсегелы (чигили), савиры (сувары). Некоторые из них находились в составе гуннов, позже хазар; чигили были частью карлуков. Существенную роль в этногенезе болгар сыграли угорские группы, в т. ч. проникшие из Приуралья в начале 11 в.. О разнообразии этнических компонентов населения Волжско-Камской Болгарии свидетельствуют и названии таких городов, как Торческ (от торков) и Тухчин (предположительно от кыпчакского этнонима тухчи, нашедшего отражение и в половецком названии племени токсоба — токсы оба). В западных ареалах Волжско-Камской Болгарии жили буртасы, этнические истоки которых не вполне ясны. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племен и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого, государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14—15 вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14—15 вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т. ч. ногайские, группы. Об этом свидетельствуют языковые, культурологические и др. материалы (например, наличие среди волго-уральских татар таких родоплеменных названий, как конграт, мен, токсоба, буркут, кирает, алат, бадрак, катай, табын, кыргыз, кыпчак и др.). В 14 — середине 16 вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 века). Мишари до середины 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине 16—18 вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15—17 вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459— 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18 в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар — в юртовских татар и карагашах — различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Литовские татары начали формироваться в конце 14 века, на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jagoidai (возникло около 1438г.). Среди литовских татар известны группы ряда племён (найман, ялаир, конграт, юшин-уйшив) и представители крупных кланов золотоордынского происхождения (барыны, мансуры и др.). Литовских татар до 2-й половины 19 в. можно рассматривать как этническую группу средневекового золотоордынско-тюркского этноса.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров (отсюда один из этнонимов сибирских татар — нштэк-уштэк). О кыпчакско-ногайском компоненте сибирских татар говорят такие этнонимы, как табын, катай, таз, найман. курдак (конграт), кнрает, карагай, елан, токуз и другие. Угорскими являются такие названия, как истяк, бикатин, юрма, уват, супра (в основном топонимы). По разным причинам сибирские татары не успели сложиться в достаточно консолидированный этнос. В 18 — начале 20 вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

Во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. в результате этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав российского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является освоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар, бытовал этноним «бухарцы», астраханских— «ногайцы», «кара-гаши», у волго-уральских татар по переписи 1926г.. Татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в т. ч. часть из них — нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крепким этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков н некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы

Все группы татар имели достаточно развитую городскую жизнь в период существования самостоятельных государственных образований. После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к России городская прослойка татар сократилась. В результате социально-экономических преобразований 18— 19 вв., особенно во 2-й половине 19 века, урбанизационные процессы среди татар начали интенсивно развиваться. В 18 — начале 20 вв. численность горожан в Волго-Уральском регионе увеличилась более чем в 77 раз. К концу 19 в. из 240 тыс. татар-горожан, проживающих в городах России (8,8% от общей численности всего татарского населения), около 160 тыс. (более 60%) составляли волго-уральские татары. В начале 20 в. урбанизированность волго-уральских татар составляла 4,9%. Большая часть горожан из числа волго-уральских татар проживала в крупных городах Урало-Поволжья - Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми. Челябинске, Троицке и др. Кроме того, представители этой же группы жили и в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге и т. д.), на Кавказе (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири (общая численность живших за пределами Волго-Уральского региона горожан в конце 19 в. составляла 50 тыс., а в начале 20 в. — свыше 70 тыс. чел.). В Западной Сибири урбанизационные процессы среди татар развёртывались замедленными темпами. К тому же уже в конце 19 в. свыше 2/3 татар-горожан в Западной Сибири были переселенцами из Волго-Уральского ареала. Высокая доля горожан среди астраханских татар ещё в 18 в. объясняется тем, что некоторые их населённые пункты находились в пригороде городе Астрахань и затем вошли в городскую черту. К началу 20 в. подавляющее большинство татарского населения Астрахани составляли переселенцы из районов расселения волго-уральских татар. У литовских татар урбанизированность была весьма высокой: в 30-х гг. 19 века, в зависимости от губерний, в Минске, Новогрудке, Игумене, Слониме, Вильнюсе, Гродно, Ковно, Варшаве проживало от 8 до 42%, а в кон. 19 в. — почти половина литовских татар. В 1920—80-х гг. урбанизация татар приобрела новые масштабы, переломным в урбанизационных процессах был период конца 1950—60-х гг., когда более половины татарского населения страны стало горожанами. В 1979—89-х гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. В настоящее время татары являются одним из самых урбанизированных народов России.

Начиная со 2-й половины 16 века среди татар особенно волго-уральских, происходили масштабные миграционные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришёлся на 1-ю половину 18 в. (усиление социально-экономического гнёта, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине 18 в. и т. д.). В результате переселений татар из Среднего Поволжья на восток их численность в Приуралье в середине 18 в. достигла 89 тыс., а к концу этого столетия — 219.2 тыс. чел. (1/3 волго-уральских татар). К концу 19 века в Приуралье, главным образом в северно-западной части, проживало более 1 млн. татар. В пореформенный период наибольшая волна переселений татар из Волго-Уральского региона направилась через северный и северо-восточный Казахстан в Западную Сибирь, а также Среднюю Азию (в общей сложности это 94,3 тыс. чел. к концу 19 в.. в т. ч. 40,3 тыс. чел, — в Сибирь). Другим направлением миграций татар из Урало-Поволжья были промышленные районы Европейской части России и Кавказа. Волго-уральские татары в 18 — начале 20 вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце 18 в. составила 13,2%, в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, а в начале 20 в. превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири к концу 19 в. татары-переселенцы составляли 17% всех татар Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татар произошли в 20 в. В 1920—30-х гг. абсолютно большинство татар (в 1926г. — 95,4%., в 1937г. — 95,2%) жило ещё в Российской Федерации. Наиболее крупная группа татар за пределами Российской Федерации в этот период проживала в Казахстане и Средней Азии (118.7 тыс. в 1926г. и 129 тыс. в 1939г.). Татарское население имелось и на Украине (особенно в Донбассе) и в Азербайджане (в Баку). К концу 1950-х гг. численность татар вне пределов Российской Федерации резко возросла. Особенно значитительна была группа в Казахстане и Средней Азии (в 1959г. — около 780 тыс. чел., включая и насильственно депортированных туда в 1944г. крымских татар). Рост численности татар в этом регионе объяснялся также миграцией в Казахстан в годы освоения целины и в целом увеличением оттока в Средную Азию. В итоге, в 1970—80-х гг. в Средней Азии и Казахстане сформировалась самая многочисленная татарская диаспора. В 1970—80-е годы усилилась миграция татар в Западную Сибирь — главным образом в нефтедобывающие районы (за 1970—89гг. произошло трехкратное увеличение численнсти татар, живущих в Тюменской области).

Глава 2. Обычаи, быт и основные виды хозяйственной деятельности татар

2.1. Сельское хозяйство

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие. Агрокультура заметно различалась в разных природных зонах: в 19 — начале 20 вв. в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо (мишари), полбу. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали обычной для Восточной Европы двузубой сохой с перекладной полицей (сука); в степных районах сохранился традиционный для болгаро-татарского земледелия тяжёлый деревянный плуг — сабан. С середины 19 в. преимущественно в Приуралье распространились усовершенствованные сохи — курашимка и др. Употреблялась также деревянная борона (тырма, себерке). Урожай убирали серпом (урак), в степных районах использовали косу (чалгы). Снопы на поле укладывали в клади, суслон и бэбке, крест (русское заимствование), а также в традиционные для татар чумэлэ, зурат, дунгыз, на гумне урожай хранили в клади. Перед обмолотом снопы просушивали в срубном овине (буралы эвен) русского типа или в традиционном овине — шише (шэш эвен). Обмолачивали цепом (субагач, цеп). Для помола зерна применялись водяные и ветряные стационарные мельницы (тегермэн), а также ручные жернова (кул тегермэн): для рушения на крупу — конные крупорушки (ат яргыч) и ступы (килэ). В степных юго-восточных районах Поволжья и Приуралья в агрокультуре татар сохранились черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия: залежно-переложная система; ведущее место на полях занимала яровая пшеница; практиковался сыромолот снопов лошадьми и т. п.

Животноводство — пастбищно-стойловое у волго-уральских татар играло подчинённую роль. Держали крупный и мелкий рогатый скот. В пищу употребляли в основном конину, а татары-кряшены разводили свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар — оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию, причем напоминало экстенсивное полукочевое скотоводство: лошади и овцы нередко круглый год выпасались на подножном корму (тебекевали). Для татар характерна особая любовь к лошади — наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу — кур, гусей, уток, в последнее время — индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае развивалось бахчеводство. Традиционно для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое, в 19— 20 вв. — пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей: на птицу и зверя ставили капканы и силки, охотились верхом на лошади, с собаками и ружьём. Рыболовство носило скорее любительский характер, хотя на реке Ура и, особенно у астраханских татар, имело промысловое значение.

2.2. Народные промыслы и ремесла

Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отходничество в районы предпринимательского земледелия — на жатву и т. п. и на фабрики, заводы, прииски, лесоповалы, в города. К таким промыслам особенно часто прибегали татары-мишари и касимовские татары. Традиционным, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18—19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. — кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. С 18 в. татары главенствовали в крупных торговых операциях со Средней Азией и Казахстаном. Национальная интеллигенция сформировалась еще в дореволюционный период, но понесла огромный урон, особенно в 1920—1930-х гг. Профессиональная культура имеет тесную связь с народным творчеством. Значительного развития достигла национальная литератуpa, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство: например, золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, а также ювелирная техника — скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву. Вышивка, мозаика по коже, ювелирное дело, графика существуют на профессиональной основе.

2.3. Устройство жилищ и населенных пунктов

У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аулы) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца 19 — начала 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую форму; расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. В оформлении уличного плана нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиции расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т. д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. д.

Внешний облик поселений отражал этносоциальный статус населения. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания. В селитебной черте селений иногда находились школы, производственные сооружения, пожарные сараи. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка).

Усадьбы разделялись на две части: передний, чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задний — огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодверные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.

Наиболее старым, но редко сохранившимся планом двора являлся беспорядочный, с раздельным расположением жилых и хозяйственных сооружений, а преобладающим — дворы, застроенные сгруппированными постройками «11»-, «Г»- образной, однорядной, двухрядной планировочными формами. Типичным обликом усадеб являлось размещение ворот в середине передней линии двора. Одна из сторон усадьбы занималась жилищем, другая — хранилищем (клетью, амбаром, кладовой), а в некоторых селениях периферийных ареалов — летней кухней (алачык). Спецификой татар мишарских селений Окского бассейна, являлось расположение хранилищ вне усадьбы — вдоль улиц.

Основной строительный материал — дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип — изба — сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьяне строили трёхкамерные избы со связью (изба — сени — изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-Уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух -, изредка трехэтажные. Такие дома, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.

Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных — покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне — тёс (иногда применялась дранка), в лесостепной — солома и луб, а в степной — глина, камыш.

Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда использовался восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей Окского бассейна — западнорусская планировка.

Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились из глины или кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления — подвесным (у отдельных групп татар-мишарей Окского бассейна), вмазанным и т. д.

Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и, особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Локальное же применение у последних имели потьмар, коник, а в ряде ареалов — полати, широкие дощатые полки у казан. Татары, составленные из шестков и укреплённые над дверью или вдоль стен полки, на которых хранились постельные принадлежности (в дневное время они складывались на сундуке или на спец. подставке, поставленных на нарах). Для сна использовались и деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа.

Стены, простенки, углы, навершия и т. д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры (кашага). Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. д.

Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья : старинные постройки, двух- и трехэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, архитектурно-декоративными деталями — колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями. Дополнительную архитектурную выразительность жилищу придавало устройство на фронтонной нише декоративных балкончиков, оформленных фигурными столбиками, решеткой. В декорировке отдельных архитектурных элементов срубного жилища казанских татар искусно сочеталась древняя техника трехгранно-выемчатой резьбы с накладной контурной, пропильной и отчасти глухой резьбой. Ими особо вычурно оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины. Резные орнаменты присутствовали в деталях крыльца, полотнища и столбах ворот, верхней решетке глухих заборов перед домом. Мотивы резных узоров составлялись из набора растительных и геометрических фигур в виде розеток, пальметок, ромбов, витого жгута, солнечного сияния. Встречались и зооморфные мотивы, составленные из стилизованного изображения птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромией раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т. д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Жилища татар-мишарей не отличались особой пышностью декора. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зон: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

2.4. Национальная одежда

В конце 19 — начале 20 вв. для изготовления одежды у казанских татар использовались ткани фабричного производства (особенно у горожан); у татар — мишарей и кряшен наряду с покупными материалами — и ткань домашнего производства (холст, сукно). Нижней одеждой мужчин и женщин служили широкая и длинная рубаха туникообразного покроя (кул-мэк) и широкие свободного покроя штаны (т. н. «штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением - изу (особенно у казанских татар). В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка и художественное ткачество.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головной убор мужчин (кроме кряшен) — четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины — покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка — калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп татар кроме кряшен. Шапочка — кашпау, обшитая серебряными монетами, бытовала у лямбирских мишарей, вышитые тамбуром покрывала — эрпэк — у казанских татар, полотенцеобразные тастары — у мишарей, касимовских татар, самобытные покрывала — сурэкэ, тугэрэк яулык характерны для кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы наподобие русских женщин. Женские украшения казанских татар — крупные миндалевидные серьги (алка), подвески к косам (чулпы), нагрудное украшение — воротниковая застёжка с подвесками (яка-чылбыры), перевязь (хаситэ), эффектные широкие браслеты и т.д., при изготовлении которых ювелиры применяли скань (плоскую и «татарскую» бугорчатую), зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности (особенно у мишарей и кряшен) при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т. н. «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

2.5. Национальные продукты питания

Основу питания составляла мясомолочная и растительная, пища — супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье — бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп — в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь (приносили в виде подарка во время праздников). Молочные продукты — катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога). Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки — чай, айран — смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт — напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда — элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), — свадебное блюдо. Сибирские и астраханские татары достаточно широко употребляют рыбу.

2.6. Народные и религиозные праздники

У волго-уральских татар следов родоплеменного деления не сохранилось. У астраханских татар некоторые пережитки такого деления имелись, но к началу 20 века были сильно трансформированными. У сибирских и литовских татар существование некоторых родоплеменных подразделений можно установить по источникам. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала 20 в. существовали и большие семьи из 3—4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т. е. о калыме (калын, калын малы); количество приданого невесты (бирнэ) особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в т. ч. религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем (никах туй), но без участия молодых, проводились в доме невесты. Девушка оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю (кияулэп йеру). Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей существовало свадебное причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным.

Праздничная культура татар включала в себя как религиозные, так и светские праздники, приуроченные к определённому времени сельскохозяйственного цикла.

Мусульманские праздники, являясь обязательными, были массовыми. Наиболее значительными из них были посвящённые жертвоприношению — Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста — Ураза гаете, дню рождения пророка Мухаммеда — Мэулид. Их обрядовая сторона заключалась в коллективном утреннем богослужении в мечети с участием мужского населения. В домах устраивались семейные торжества в кругу родственников. Народные праздники, как доисламские, так и более позднего происхождения, развивались, продолжали бытовать и после распространения ислама, появившегося на территории Среднего Поволжья в 10 в. Среди казанских татар весной, до сева праздновали сабантуй. Он не имел не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очередности. Кульминацию праздника составлял мэйдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть — карга (дэрэ, зэрэ) боткасы — коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. В угощении и проводимых там играх участвовали все деревенские ребятишки. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. Проводили его до сбора подарков, рано утром. Сбор продолжался 2—3 часа, затем дети высыпали на улицу, и там начинались различные игры с собранными яичками.

Праздник казанских татар — джиен проводился поочерёдно группой деревень в строго фиксированное для них время, начиная с конца мая, до начала нюня, в течение 4—б недель, до начала сенокоса, жатвы. Продолжительность праздничного времени в каждом случае от 3—4 до 5 дней отведенной недели.

Бытовало два варианта празднования. Можно отметить такие моменты праздника, как приём гостей из других деревень (празднующих свой джиен не в эту неделю); гостевание, проводимое по установленному гостевому этикету; своеобразные молодёжные гуляния и игрища, устраиваемые на лугах днём и вечером во все праздничные дни; переезд молодушек (яшь килен) на постоянное место жительства — в дом мужа. В особое праздничное время превращался период установления холодов — в деревнях проводили девичьи помочи по обработке заколотых гусей — каз емэсе. Ощипывание гусей проводили в доме. Затем обработанных гусей на коромыслах несли к роднику, чтобы промыть ключевой водой. Как правило, девушек сопровождали юноши с гармонистом. Хозяйка для работниц готовила угощение, после которого проводились игрища — уен.

В деревнях мишарей не праздновали сабантуй и джиен, но до сева (в дни Пасхи) дети также собирали крашеные яйца и устраивали игры с ними (кызыл йомырка кене — «День красного яйца»). Летом проводился обряд пожелания благополучия, хорошего урожая, сопровождаемый общественным жертвоприношением и коллективным угощением. Жертвенные животные (овцы, телёнок, бык, корова) покупались на средства, собранные у нас. Обряд проводился в определённом месте — в поле либо возле старинного кладбища: мужчины резали, освежёвывали жертвенное животное и тут же готовили в нескольких больших котлах густой суп — отваривали мясо, затем в этот бульон опускали крупы (пшено, полбу, гречиху), картошку, собранные также подворно. На угощенье, предваряемое коллективным молением, в котором участвовали мужчины старшего возраста, собирались все жители аула. Молодежь устраивала игрища. В новогодние дни — нардуган (роштва) в домах проводились игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями.

Крещёные татары отмечали праздники христианского календаря, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников казанских татар. Так, в пасхальные дни (до сева) проводился сабантуй, в некоторых деревнях под названием серзн, шыйлык. Летний праздник кряшен, несмотря на то, что был приурочен ко времени одного из праздников христианского календаря, по форме напоминал тот или иной вариант джиена.

2.7. Изменения, произошедшие в последнее время

В советское время традиционная система праздничной культуры претерпела существенные изменения. Летний праздник джиен был постепенно заменён унифицированной формой праздника сабантуй, который проводился приблизительно в одни сроки по всей республике после завершения сева. В настоящее время сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

С 1992 два религиозных праздника — Курбан-байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Татарстана.

Список используемой литературы

1.Агеева Руфь Алексеевна: Какого мы роду- племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь- справочник/Отделение литературы и языка РАН. Центр языка и культуры Северной Евразии им. Н.С. Трубецкого- М, 2000г.

2.Большой Энциклопедический словарь/Главный редактор Б.М. Мележинский, 4-е репринтированное издание мифологического словаря, 1991г.- М., Большая Российская энциклопедия, 1998г.

3.Народы и религии мира: Энциклопедия. Главный редактор В.А.Тишков.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999г.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

5. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.